Упражнение 105 — гдз русский язык 3 класс. канакина, горецкий. учебник часть 2

Гдз решебник по русскому языку 3 класс канакина, горецкий учебник просвещение

Совет эксперта

В ВПР за курс 4 класса морфологический разбор проверяется в несколько другом формате. Чтобы получить максимальный балл за выполнение этого задания, нужно соблюдать порядок определения признаков слова (существительного, прилагательного, глагола) по КИМам (контрольно-измерительным материалам). Если там написано, что у прилагательного нужно определить число, род и падеж, то именно так мы и определяем. Порядок определения важен тем, что у прилагательных в форме множественного числа род не определяется. Определив число, мы сразу видим: нужно определять род или не нужно.
Солнечным (днем)- ед.ч., м.р., Т.п.
Осенним (днем) — ед.ч., м.р., Т.п.
Тихую (охоту) — ед.ч., ж.р., В.п.
Проверка работ выполняется экспертами. Поэтому здесь присутствует субъективный фактор. Если эксперт при проверке зациклится на порядке определении признаков, можно недополучить такие важные и нужные баллы.

Немного лирики

Разбор морфологический —
Очень специфический:
Части речи нужно знать,
Их признаки определять.
Сначала — постоянные,
Потом — непостоянные.
У каждой части речи свой набор.
Такой вот специфический разбор.
У существительных склонение
Определишь ты без сомнения,
Падеж, число, конечно — род.
Такой вот интересный бутерброд.

В этой статье мы проанализировали морфологический разбор частей речи на уровне начальной школы. В среднем и старшем звене школы знания о частях речи расширяются и углубляются. Разбор дополняется новыми признаками, в основном постоянными.

Как выполнить морфологический разбор имени существительного?

Приняв о вни­ма­ние это опре­де­ле­ние, мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор име­ни суще­стви­тель­но­го начи­на­ем с ука­за­ния части речи и обще­го грам­ма­ти­че­ско­го значения.

Общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние име­ни суще­стви­тель­но­го заклю­ча­ет­ся в спо­соб­но­сти обоб­щён­но назы­вать предмет.

Затем выявим посто­ян­ные при­зна­ки име­ни существительного:

У неко­то­рых суще­стви­тель­ных кате­го­рия чис­ла явля­ет­ся посто­ян­ным мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­ком, если эти суще­стви­тель­ные име­ют фор­му толь­ко един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Остальные при­зна­ки явля­ют­ся непо­сто­ян­ны­ми. Существительные изме­ня­ют­ся по паде­жам и числам.

Морфологический раз­бор суще­стви­тель­но­го закон­чим ука­за­ни­ем его син­так­си­че­ской роли (какой член пред­ло­же­ния). Имя суще­стви­тель­ное может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния как глав­ным (под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое), так и вто­ро­сте­пен­ным (опре­де­ле­ние, допол­не­ние, обстоятельство).

Эти эта­пы раз­бо­ра суще­стви­тель­но­го как части речи пред­ста­вим в виде плана.

Понятие о частях речи

Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются части речи. Всего в русском языке 10 частей речи: они делятся на самостоятельные, служебные и междометия.

Части речи — это группа слов, которая выделяется по следующим признакам:

по лексическим значениям,

по морфологическим признакам и грамматическим категориям,

по их синтаксическим функциям в составе предложений.

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Называют предметы, действия, признаки, состояние, количество, признак действия или указывают на них.

Выражают различные отношения между знаменательными словами и предложениями и придают различные оттенки словам и предложениям.

Выражают чувства или побуждения, но не называют их.

Причастия и деепричастия — это особые формы глагола. Их редко относят к категории самостоятельных частей речи.

А теперь узнаем, как выполняется морфологический разбор слова. Рассмотрим примеры разбора:

Рассмотрим примеры морфологического разбора, чтобы понять схему разбора слов предложения в русском языке.

Образцы разборов

Мы получили задание разобрать морфологически все части речи в предложении.

Морфологический разбор имени существительного

Существительное называет предметы, явления и др. Отвечает на вопросы кто? и что? Первое слово этой части речи в предложении — “днем”.
Записываем слово под римской цифрой I.  Определяем часть речи, записываем вопрос, на который отвечает существительное.
I. Днем — сущ. (чем?).
II. Определяем начальную форму. Для этого задаем вопрос именительного падежа. Что? — день. Далее следуют постоянные признаки.
Это нарицательное существительное, так как не обозначает имени, фамилии, географического названия и т.д.
Слово отвечает на вопрос что?, значит, неодушевленное.
День — он мой, мужской род. Окончание нулевое, значит II склонение.
К непостоянным признакам мы относим число — единственное, падеж — (кем? чем?) — творительный.
III. Синтаксическая роль в предложении — каким членом предложения является это слово. Это второстепенный член, так как не отвечает на вопрос именительного падежа. Отвечает на вопрос “когда?”, является обстоятельством времени.

Образец разбора

Письменный разбор имени существительного

I.Днем — сущ. (чем?).
II. Н.ф — день. П.п: нариц., неодуш., м.р., II скл. Н.п: в ед.ч., в Тв. П.
III. Отправились когда? днем, обст.

I. В лес — сущ. (во что? куда?)
II. Н.Ф. — лес. П.п.: — нариц., неодуш., м.р., II скл. Н.п: в ед.ч., в В.п.
III. Отправились (куда?) в лес, обст.

Морфологический разбор имени прилагательного

В этом предложении четыре прилагательных: теплым, солнечным осенним, тихую. Они отвечают на вопрос каким и какую. Обозначают признак предмета.
Проанализируем устно слово теплым.
Теплым (днем) — отвечает на вопрос (чем?), обозначает признак предмета. Поставим слово в начальную форму — для прилагательных это форма именительного падежа единственного числа мужского рода: что? — день.

Письменный разбор прилагательного

I. Теплым (днем) — каким? — прилагательное,признак предмета.
II. Н.Ф. — теплый. В ед.ч., в м.р., в Тв. п.
III. Днем (каким?) теплым — второст. член.

Разбор прилагательного

I. Тихую (охоту) — какую? — прилагательное,признак предмета.
II.Н.Ф. — тихий. В ед.ч., в ж.р., в В. п.
III. Охоту (какую?) тихую — второст. член.

Морфологический разбор глагола

В предложении один глагол — отправились. От отвечает на вопрос “что сделали?”, обозначает действие предмета. В 4 классе можно определить спряжение, время, лицо, число. Роль в предложении для глагола — чаще всего сказуемое. Может быть подлежащим и другим членом предложения, но это для средней школы.
I. Отправились (мы) — что сделали?
II. Н.ф. — отправиться.П.П. — II спр. В пр.в, во мн.ч. ( в прошедшем времени лицо не определяется: мы, вы, они — отправились).
III. Мы (что сделали?) — отправились. Сказуемое.

I. Бегу (я) — что делаю?
II. Н.Ф. — бегать.П.П. — I спр.В н.в., в в ед.ч., в 1-м лице.
III. Я (что делаю?) — бегу. Сказуемое.

Разбор глагола

Морфологический разбор местоимения

В предложении есть местоимение — мы. Эта часть речи употребляется для замены именных частей речи, т.е. Тех, в названии которых есть слово “имя”.
Дом — он, речка — она, облако — оно, дети — они. Я, ты, он, она, к нему, со мной, который, сколько, какой. Синий платок — мой, твой, наш, ваш.
Проанализируем образец разбора для начальной школы.
I. Мы — кто? — местоимение.
II. Н.ф.- мы. П.п.: 1 лицо. Н.п.: Им.п., мн.ч.
III. Мы — подлежащее.

Разбор местоимения я.

I. Я — кто? — местоимение.
II. Н.ф. — я. П.П. — 1-е лицо. Н.П. — Им.п., ед.ч.
III. Бегу (кто?) — я. Подлежащее.

Морфологический разбор наречия

I. Навстречу — как? — наречие. Признак действия.
II. Неизменяемая часть речи.
III. Бегу (как?) — навстречу. Второстепенный член. Обстоятельство.

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№106 учебника 2011-2022 (стр. 59):

Прочитайте.

     1. Обезьяна сидела на дереве. 2. Филипок посмотрел на учителя и заплакал. 3. Муравей спустился к ручью. 4. Олень спрятался от охотников в виноградник. 5. Подавился волк костью. 6. Сокол поймал зайца3. 7. Сын приехал из города к отцу в деревню.

Л. Толстой

Разберите одно из имён существительных как часть речи сначала устно по образцу, потом письменно по Памятке.

Образец. (На) дереве — имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос на чём?, начальная форма — дерево. Неодушевлённое, нарицательное, среднего рода. Употреблено в форме предложного падежа, единственного числа. В предложении является второстепенным членом.

№106 учебника 2023-2024 (стр. 63):

Прочитайте.

Оранжевый …, большое …, синее …, тяжёлая …, тёплый …, узкая …, душистая …, приветливая2…, сладкая …, громкий …, красивые …, отзывчивый …, прохладная … .

  • Докажите, что данные слова — имена прилагательные.
  • Подберите к каждому имени прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Запишите полученные словосочетания. Выделите окончания в именах прилагательных.
  • Какие из данных имён прилагательных обозначают признак предмета по запаху, величине, цвету, весу, звуку, температуре, размеру? Какие из них дают оценку предмету?

Подсказка

№106 учебника 2011-2022 (стр. 59):

Письменный разбор можно также посмотреть в упр. 105.

В ответе даны два разбора, можешь выбрать один из них или взять их за основу и разобрать другое слово самостоятельно.

№106 учебника 2023-2024 (стр. 63):

Имена прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Не забудь разобрать по составу слово приветливая2.

Ответ

№106 учебника 2011-2022 (стр. 59):

Вариант ответа #1:

     Устный разбор существительного зайца.

    Зайца — имя существительное, обозначает животное, отвечает на вопрос кого?, начальная форма — заяц. Одушевлённое, нарицательное, мужского рода. Употреблено в форме винительного падежа, единственного числа. В предложении является второстепенным членом.

     Письменный разбор существительного зайца.

     Зайца — сущ. (кого?). Н. ф. — заяц. Одушевл., нариц., м. р., в В. п., в ед. ч. Втор. чл.

Вариант ответа #2:

(К) ручью — имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос к чему?, начальная форма — ручей. Неодушевлённое, нарицательное, мужского рода. Употреблено в форме дательного падежа, единственного числа. В предложении является второстепенным членом.

   (К) ручью — сущ. (к чему?). Н. ф. — ручей.

Неодуш., нариц., м. р., в Д. п., в ед. ч., вт. чл.

Волк — имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?, начальная форма — волк. Одушевлённое, нарицательное, мужского рода. Употреблено в форме именительного падежа, единственного числа. В предложении является подлежащим.

   Волк — сущ. (кто?). Н. ф. — волк.

Одуш., нариц., м. р., в И. п., в ед. ч., подлеж.

№106 учебника 2023-2024 (стр. 63):

Вариант ответа #1:

     Слова из упражнения являются прилагательными, поскольку отвечают на вопросы какой? какое? какая? и т. п. и обозначают признак предмета.

     Оранжевый цвет, большое озеро, синее небо, тяжёлая коробка, тёплый ветер, узкая колея, душистая дыня, приветливая улыбка, сладкая конфета, громкий звук, красивые розы, отзывчивый человек, прохладная вода.

     Приветливая.

Оценку предмету дают прилагательные: приветливая, отзывчивый.

     Признак предмета называют прилагательные: оранжевый, большое, синее, тяжёлая, тёплый, узкая, душистая, сладкая, громкий, прохладная.

Вариант ответа #2:

Оранжевый апельсин, большое село, синее море, тяжёлая сумка, тёплый ветер, узкая улица, душистая смородина, приветливая соседка, сладкая ягодка, громкий стук, красивые цветы, отзывчивый друг, прохладная погода.

   Приветливая.

В задании даны прилагательные, потому что они отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначают признак предмета по:

  • запаху — душистая
  • величине — большое
  • цвету — оранжевый, синее
  • весу — тяжёлая
  • звуку — громкий
  • температуре — тёплый, прохладная
  • размеру — узкая 
  • вкусу — сладкая
  • оценивают предмет — приветливая, красивые, отзывчивый
  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Последовательность изучения существительного

Морфологический разбор представляет собой полную грамматическую характеристику формы, которую имеет существительное в составе предложения. В процессе изучения нужно определить изменяемые и постоянные признаки, а также синтаксическую роль в конкретном словосочетании или предложении.

Выполняется по определенной схемев которой учитываются все существующие характеристики:

  1. Какое значение имеет? Какой вопрос можно к нему поставить?
  2. В каком первоначальном виде существует?
  3. Какие постоянные признаки имеются у этой части речи? Является ли существительное неодушевленным или одушевленным, нарицательным или собственным? Какой род имеет? Какое склонение?
  4. Есть ли изменчивые признаки? В каком падеже используется в составе словосочетания?
  5. В предложении ему присуща главная или второстепенная роль?

Закрепление материала: практика

Чтобы лучше получалось, нужно выполнять как можно больше упражнений, изучать наглядные примеры. Сложного в этом ничего нет. Описывать имеющиеся существительные будем кратко, используя письменный вид морфологического анализа. Теория без практики бесполезна!

Рассмотрим различные предложения, чтобы практически закрепить пройденный материал:

  1. Дикий гусь летел на цветущую поляну быстрее ветра.
  2. Над рекой кружился воробей.
  3. На составление плана воспитания вредного кота Васьки нужно обязательно выделить время .
  4. Язык может поставить человека на колени.
  5. Летом, в начале июня, цветущие тополя сбрасывают пух, что может вызвать чихание как у ребенка, так и у взрослого.
  6. В памятке в основном говорилось: чтобы открыть ставень, нужно вытянуть удерживающий ее штырь.
  7. В лесу было озеро, к которому на водопой приходили различные звери.
  8. Когда взошел месяц, стало легче разобрать буквы в смятой записке, зажатой в потной ладошке.
  9. Чтобы получить признание в какой-либо сфере жизни, нужно потрудиться. Никто не принесёт это на тарелочке!
  10. Друг, тебе поручение: надевай безрукавку и иди наводить порядок в огороде!
  11. После восстания Донецкая область развалилась на две части.
  12. Используй циркуль, чтобы начертить круг!
  13. О том, насколько тернист путь к знаниям, понимали еще в Киевской Руси, когда много было бедных и безграмотных, и мало кто умел читать и писать.

Согласно нашей схеме, проанализируем выделенные слова:

  1. Все они существительные, к ним можно поставить конкретные вопросы (например, кто летел? быстрее чего?).
  2. Именительный падеж и единственное число подчеркнутых слов следующие: гусь, поляна, ветер, река, воробей, план, воспитание, кот, Васька, время, язык, человек, колено, лето, июнь, тополь, пух, чихание, ребенок, памятка, ставень, штырь, лес, озеро, водопой, месяц, буква, записка, ладошка, признание, сфера, жизнь, тарелочка, друг, поручение, безрукавка, порядок, огород, восстание, область, часть, циркуль, круг, путь, знания, Русь.
  3. В основном все существительные — неодушевленные и нарицательные. К собственным относятся Васька и Русь. К одушевленным — гусь, воробей, кот, человек, ребенок.
  4. Все выделенные слова — различного рода (встречаются как женского, мужского, так и среднего).
  5. В предложении существительные стоят в винительном падеже (большая часть), родительном, предложном и именительном.
  6. Имеется несколько подлежащих (гусь, воробей, язык, тополя, озеро, звери, путь). Остальные существительные являются второстепенными членами предложения (дополнениями и обстоятельствами).

Для лучшего понимания, проведем морфологический анализ нескольких имен существительных, входящих в состав первого предложения:

Гусь

  1. Существительное. Отвечает на вопрос: «кто летел?»
  2. Именительный падеж — гусь.
  3. Одушевленное, нарицательное, мужской род, второе склонение.
  4. В именительном падеже.
  5. Является подлежащим.

Поляну

  1. Куда летел?
  2. Поляна
  3. Неодушевленное, нарицательное, женский род, второе склонение.
  4. Винительный падеж.
  5. Обстоятельство.

Ветра

  1. Быстрее чего?
  2. Ветер.
  3. Неодушевленное, мужской род, не является собственным, второе склонение.
  4. Родительный.
  5. Дополнение.

Не нужно быть лингвистом, чтобы разобраться, что к чему. Достаточно уметь пользоваться персональным компьютером, чтобы получить доступ ко всей нужной информации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: