Разбор слова по составу: карточки

Прочитайте слова и словосочетания объясните их значения подберите

РУССКИЙ ЯЗЫК

Что такое основа слова?

178. Рассмотрите схему. Назовите часть слова, с которой вы ещё не познакомились. Верно, это основа. Можете ли вы сказать, как найти эту часть в слове?

Найдите основу слова и окончание в словах пушистый, снежинки, улетят. Выделите основу знаком .

Часть слова без окончания называется основой слова. В основе слова заключено его лексическое значение.

Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончание.

179. Прочитайте.

Ящерица лежала на камне. Рядом грелись на солнышке ящерята. Я любуюсь ящерицей. Головка у неё маленькая, а хвост длинный. Если ящерицу поймать за хвост, то она его отбросит. Так ящерка спасается от врагов.

  • Найдите в тексте слова с корнем ящер-. Запишите эти слова группами: в одну — однокоренные слова, в другую — формы одного и того же слова.
  • Выделите в словах все значимые части слова.

   Словообразовательный словарь

Словообразовательный словарь поможет вам узнать, как образовано слово и из каких значимых частей оно состоит.

Посмотрите, как даны в нём слова: все значимые части слов отделены друг от друга, а первым даётся слово, от которого образованы однокоренные слова.

180. Рассмотрите форзац «Словообразование». Прочитайте слова, которые образовались от слов школа, берёза, жёлтый.

Спишите любую группу однокоренных слов. Выделите в них известные вам части слова.

181. Прочитайте Памятку 5 «Как разобрать слово по составу». Пользуясь образцом, разберите по составу слова мастерица, перышко, дошкольный.

Обратите внимание! Цифра 2, стоящая справа от слова, показывает, что его нужно разобрать по составу. 182

Прочитайте.

182. Прочитайте.

Какие пары слов являются однокоренными?

183. Прочитайте слова. Объясните их значение. Соотнесите слова и схемы слов.

Звёздочка, подсвечник, оленята, пришкольный, почки, зёрнышко, заморозки, подорожник, облако, дочка, кормушка, поездка.

Спишите слова в порядке расположения схем, выделите значимые части слова.

184. Прочитайте.

Р..сунок, к..ртоф..ль, г..рох, п..м..дор, ст..лица, в..сток, д..рога, з..вод, р..кета, за..ц, тв..рог, ч..рный, н..ябрь, м..л..ко.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте написание слов по орфографическому словарю.
  • Подберите как можно больше однокоренных слов к одному из этих слов.

185. Прочитайте. Найдите в предложениях лишние слова и объясните, почему они лишние.

1. По облачному небу плывут облака. 2. Ребята строят из снега снежную крепость. 3. Осенью деревья сбрасывают осенние листочки.

Запишите предложения без лишних слов. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

186. Прочитайте.

Однажды Ослик, Поросёнок и Медвежонок пекли пироги. И вдруг Ослик сказал: «А вы знаете, недавно я читал старую книгу. Там лодки назывались так — пироги. Наверно, их тоже пекли?»

(Г. Цыферов)

  • Как бы вы ответили на вопрос Ослика?
  • Являются ли выделенные слова однокоренными? Объясните свой ответ.
  • Подберите к слову пироги однокоренные слова. Запишите.

пиро́г

187. Прочитайте. Назовите слово.

Слово имеет такой же корень, как и в слове дружить, приставку, как в слове поехать, суффикс, как в слове ночка, окончание, как в слове книга.

  • Что обозначает составленное слово? Запишите его. Выделите все значимые части в этом слове.
  • Придумайте загадку такого же типа.

188. Рассмотрите схемы слов. Прочитайте. Догадайтесь, какие пословицы здесь зашифрованы.

Запишите составленные пословицы.

189. Прочитайте словосочетания.

Чёрный кофе, вкусное какао, сладкое желе, широкое шоссе, интересное кино, ехал в метро, увидел в кино, пришёл в пальто, выехал на шоссе, обедал в кафе, услышал по радио.

Запишите. Найдите в каждом словосочетании неизменяемое слово. Подчеркните его.

Обратите внимание! Такие слова, как метро, пальто, радио, шоссе, употребляются только в одной форме. Их основа совпадает с самим словом

шоссе́

190. Прочитайте. Объясните, что объединяет слова каждой пары?

Нарисуйте схему состава выделенного слова.

191. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.

(В. Бианки)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Выделите в тексте три части соответственно плану:
    1. Одинокий скворечник.
    2. Прощальная песенка.
    3. В далёкий путь.
  • Напишите изложение текста по плану.

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,277
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,312
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Ответы к стр. 15 — 19

Упражнение 28, с. 15

28. Прочитайте. Объясните, как вы поняли смысл каждого предложения.

Любой язык состоит из слов. Русский язык богат словами.

В каждой стране есть свой родной язык. Он состоит из слов. Единицей общения является предложение, а предложение состоит из слов. Слово — основная единица языка. Любой язык — это прежде всего язык слов.

Русский язык — один из богатейших языков мира. Так о настоящем друге можно сказать: верный, преданный, надёжный, готовый в огонь и в воду.

Скажите, где можно узнать, сколько слов в русском языке.

Чтобы узнать, сколько слов в русском языке, нужно заглянуть в Большой академический словарь русского языка.

Упражнение 29, с. 15

29. Прочитайте. Что вы представили, читая слова? Нарисуйте к любому слову иллюстрацию.

ягода цветок

  • Одинаковые или разные рисунки получились у вас и у ваших одноклассников? Почему?
  • Составьте и запишите предложение по любому рисунку.

На лугу растёт красивый цветок. Клубника — вкусная ягода. Новая игрушка радует малышей.

Упражнение 30, с.16

30. Прочитайте. Разделите слова на три группы в зависимости от значения. Впишите их в рисунки. Подберите общее название для каждой группы слов и запишите его.

Ёрш, ры́жик, щýка, рóза, áстра, опя́та.

рóза ёрш ры́жик áстра щýка опя́та

Цветы . Рыбы . Грибы .

Упражнение 31, с. 16

31. Прочитайте. Дополните каждую группу слов другими словами.

Деревья: берёза, клён, дуб, ясень. Кусты: смородина, шиповник, ежевика, крыжовник. Травы: щавель, крапива, мята, полынь.

Подберите общее название для всех этих слов.

Составьте предложение с любым словом. Запишите его.

Тонкие берёзки стоят золотые, а красавец-клён багряный.

Упражнение 32, с. 17

32. Прочитайте. Поставьте в конце предложений пропущенные знаки препинания.

— Кто вы? — Мы лисички — Дружные сестрички. Ну, а вы-то кто же? — Мы лисички тоже. — Как, с одной-то лапкой? — Нет, ещё — со шляпкой.

Объясните значение каждого из выделенных слов. Составьте свои предложения с данными словами. Запишите их.

В первом случае имеются ввиду грибы лисички, а во втором животные лисицы.

На лесной полянке мы собирали лисички. Из всех зверей в сказках самые хитрые рыжие лисички.

Упражнение 33, с. 17

33. Прочитайте. Впишите в клетки слова, соответствующие их значениям.

1. Неядовитая змея уж

2. Перелётная птица с чёрным блестящим оперением. грач

3. Место, где ты родился и вырос. родина

4. Инструмент для копания земли. лопата

Упражнение 34, с. 18

34. Прочитайте.

— Мои часы ушли вперёд, — Сказала тётя Маша. — Ой, убежало молоко! — Сказала тётя Груня.

Объясните написание выделенных букв.

Часы (ча-ща пишется с буквой а), Маша, Груня (имена людей пишутся с заглавной буквы), молоко (словарное слово).

Подчеркните многозначные слова. Составьте предложение с одним из этих слов в другом значении. Запишите его.

Дети ушли в лес за грибами.

Упражнение 35, с. 18

35. Рассмотрите рисунки. Какие многозначные слова они иллюстрируют? Сделайте ещё один рисунок к любому другому многозначному слову и подпишите его.

Ручка Кисть

Молния

Подпишите каждый рисунок. Составьте предложение по любому рисунку.

В небе блеснула молния.

Упражнение 36, с. 19

36. Прочитайте. Объясните значение каждого словосочетания.

Хрустальная ваза. Хрустальная вода. Туча пыли. Грозовая туча. Хмурый день. Хмурый взгляд. Играть в футбол. Играть с огнём.

Хрустальная ваза (ваза из хрусталя), хрустальная (чистая, прозрачная) вода , туча (множество, густое облако) пыли, грозовая (чёрная) туча, хмурый (пасмурный, ненастный) день , хмурый (недовольный, сердитый) взгляд, играть в футбол (играть на поле с мячом), играть с огнём (рисковать).

  • В каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в переносном значении? Подчеркните эти слова.
  • Составьте предложение с любым словосочетанием. Запишите его.

Вчера был хмурый день.

Упражнение 37, с. 19

37. Прочитайте. Подчеркните многозначные слова. Какие из них употреблены в переносном значении?

Спали в поле перепёлки. Ветерок уснул (перен.) в лесах. Золотистые, как пчёлки, Звёзды плыли (перен.) в небесах.

Спишите третье предложение. Подчеркните в нём сказуемое.

Золотистые, как пчёлки, Звёзды плыли в небесах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: