Часть 1слова, слова, словаоднокоренные слова

Русский язык 4 класс 1 часть учебник канакина стр 54 упр85

Однокоренные слова и формы слова

Форма слова — это изменение слова без изменения его лексического значения. Однокоренные слова имеют близкие, но не одинаковые значения. Чтобы уметь отличать однокоренные слова от форм слова нужно знать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.

Словообразующие морфемы — это морфемы, предназначенные для образования новых слов, к ним относятся:

  • приставки:
    • бабушка  —  прабабушка;
    • гнуть  —  прогнуть;
    • город  —  пригород;
  • суффикс:
    • огонь  —  огонёк;
    • ворона  —  воронёнок;
    • рыба  —  рыбак;
  • постфикс:
    • смех  —  смеюсь;
    • лень  —  ленюсь;
    • улыбка  —  улыбаюсь.

Формообразующие морфемы — это морфемы, образующие формы одного и того же слова, к ним относятся:

  • окончание:
    • зима  —  зимы,  зиме,  зиму,  зимой;
    • синий  —  синяя,  синее,  синие;
    • белый  —  белого,  белому,  белым,  белом;
  •   -л-:
    • играть  —  играл;
    • бежать  —  бежал;
    • учить  —  учил;
  • суффиксы степеней сравнения прилагательных  -е,  -ее,  -ше:
    • тихий  —  тише;
    • слабый  —  слабее;
    • старый  —  старше;
  • суффикс повелительного наклонения глагола  -и-:
    • отойду  —  отойди;
    • подарю  —  подари;
    • отдохну  —  отдохни.

Как отличить однокоренные слова от форм слов

Возьмем для исследования слово «дом», которое имеет следующий морфемный состав:

дом — корень/окончание

Проследим, как это слово склоняется:

  • и. п. (что?) дом, дома
  • р. п. крыльцо (чего?) дома, много (чего?) домов
  • д. п. направляюсь (к чему?) к дому, к домам
  • в. п. построим (что?) дом, дома
  • т. п. любуюсь (чем?) домом, домами
  • п. п. расскажу (о чём?) о доме, о домах

Перед нами не родственные слова, а падежные формы существительного «дом», у которых корень остается один и тот же, а только меняются падежные окончания. Это одно и то же слово, только в другой грамматической «одёжке», которую назовем его формой.

Сравним с рядом однокоренных слов с корнем дом-, приведенных выше.

Темный — темнее, темнейший, темнее всех.

В этом ряду представлены формы степеней сравнения качественного прилагательного «темный».

Болеть — болел, болела, болело, болевший, болея.

Эти слова являются родовыми формами прошедшего времени, особыми формами причастием и деепричастием глагола «болеть».

Сравним с формами глагола «болеть» ряд однокоренных слов:

  • боль
  • больница
  • больной (существительное)
  • больничный двор
  • заболеть
  • приболеть
  • заболевание и пр.

Вывод
Однокоренные слова, как правило, являются словами разных частей речи. А формы слова представляют собой одну и ту же часть речи в другой грамматической форме.

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№141 учебника 2011-2022 (стр. 78):

Прочитайте. Запишите слова в порядке указанных значений. Выделите в словах корень, который «хранит» общее значение данных однокоренных слов.

Заморский, морской, мореплаватель, моряк, море, приморский, мореход.

  1.  Часть океана — большое водное пространство.
  2.  Прилагательное к слову «море».
  3.  Путешественник по морям.
  4.  Синоним к слову «мореплаватель».
  5.  Тот, кто служит во флоте.
  6.  Находящийся за морем.
  7.  Находящийся у моря.

• Составьте предложение с любым словом. Запишите его.

№141 учебника 2023-2024 (стр. 77):

Прочитайте сложные слова. Объясните их лексическое значение.

   носорог        ледоход       пылесос

   водолаз        вертолёт      сталевар

   ледокол        углевоз        овощевод

   змеелов        скалолаз     камнепад

   стеклорез     пешеход      рыболов

  • Выскажите мнение: в данных словах один корень или два?  От каких слов образовалось каждое слово? Как вы думаете, почему эти слова называют сложными?
  • Спишите любую группу слов в алфавитном порядке.
  • Выделите в сложных словах корни: носорог. Подчеркните буквы о или е, которые соединяют корни сложных слов.

№141 учебника 2023-2024 (стр. 77):

Сложные слова состоят из нескольких корней.

Ответ

№141 учебника 2011-2022 (стр. 78):

Море, морской, мореплаватель, мореход, моряк, заморский, приморский.

  Приморский городок был прекрасен в утренних лучах солнца.

№141 учебника 2023-2024 (стр. 77):

Лексическое значение слов:

Носорог — крупное травоядное млекопитающее с одним или двумя рогами на передней части морды. Водолаз — рабочий, занимающийся подводными работами. Ледокол — судно, оборудованное для прохода сквозь льды. Змеелов — человек, который ловит змей. Стеклорез — специальный инструмент для резки стекла. Ледоход — движение льда по течению. Вертолёт — самолёт специальной конструкции. Углевоз — морское судно для перевозки угля. Скалолаз — специалист по подъёму на скалы. Пешеход — человек, идущий пешком. Пылесос — аппарат для очистки от пыли помещений, мебели. Сталевар — рабочий по выплавке стали. Овощевод — специалист по выращиванию овощей. Камнепад — обвал камней в горах. Рыболов — человек, который ловит рыбу.

В данных словах два корня, которые соединены при помощи соединительных гласных  о и е. Эти слова называются сложными.

Слова образованы:

  • Носорог — нос+рог; водолаз — вода+лазить; ледокол — колоть+лёд; змеелов — змея+ловить; стеклорез — стекло+резать.
  • Ледоход — лёд+ходить; вертолёт — вертеть+лететь; углевоз — уголь+возить; скалолаз — скала+лазать; пешеход — пешком+ходить.
  • Пылесос — пыль+сосать, сталевар — сталь+варить; овощевод — овощ+разводить; камнепад — камни+падать; рыболов — рыба+ловить.

Все группы слов в алфавитном порядке:

  Водолаз, змеелов, ледокол, носорог, стеклорез.

  Вертолёт, ледоход, пешеход, скалолаз, углевоз.

  Камнепад, овощевод, пылесос, рыболов, сталевар.

Пример записи:

Водолаз, змеелов, ледокол, носорог, стеклорез.

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Урок 8 Как устроен наш язык Повторяем состав слова

Устно закончи предложения.

Часть слова, которая изменяется, называется окончание. Окончание, не выраженное звуками, называется нулевым. Часть слова без окончания называется основа слова. Общая часть родственных слов называется корень. Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов, называется суффикс. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется приставка.Какие части слова так обозначаются?

Какие ещё части слова ты знаешь? Как они обозначаются? 

Упражнение 1. Прочитай стихотворение. Любили тебя без особых причин: За то, что ты внук, За то, что ты сын,За то, что малыш, За то, что растёшь, За то, что на маму и папу похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.                    (В. Берестов) Выпиши выделенные слова в столбик, выполни первый пункт плана разбора слов по составу.Образец устного рассуждения. Чтобы найти в слове особых окончание и основу, надо изменить форму слова (особый, особого, особому, особым, (об) особом). Изменяемая часть слова -ых, следовательно, это окончание. Часть слова без окончания — особ-. Это основа.Образец записи в тетради. Особ (особ, особ).

Есть ли среди выделенных слов слова с нулевым окончанием? Как это можно определить?

Есть ли в русском языке слова, которые не имеют окончания?Сравни: кино — дом; пальто — плащ; шоссе — путь.

Упражнение 2. Запиши слова в три столбика: 1) слова с окончанием, выраженным звуками; 2) слова с нулевым окончанием; 3) слова, не имеющие окончания.Обозначь окончание и основу в словах. Образец рассуждения смотри в упражнении 1.погода, туман, звёзды, вечер, луг, пальто, листва, медведь, кенгуру, мёд, кофе, звери

Найди правильный ответ. Чтобы найти корень, надо:1) изменить форму слова и найти окончание. Часть слова без окончания и будет корнем;2) подобрать однокоренные (родственные) слова. Корнем является общая часть, в которой содержится общее значение однокоренных слов.

Упражнение 3. Устно назови группы однокоренных (родственных) слов

При подборе однокоренных слов обращай внимание на значение слова.жалоба, нос, жалкий, носик, носатый, жалость, носить, жалить, переносица, жалеть

Какие слова не вошли ни в одну из групп? Почему?

Проверь себя: два слова не вошли ни в одну из групп.Выпиши выделенное слово, выполни второй пункт плана разбора слова по составу.Образец устного рассуждения. Чтобы в слове травинка найти корень, надо подобрать к слову однокоренные слова (травинка — трава, травка, травушка, травяной). Общая часть однокоренных слов — -трав-. Это корень слова.Образец записи в тетради. Травинка (трава, травка, травушка, травяной).

Упражнение 4. Рассмотри схему из тетради ученика. Какое задание он выполнял? Выполни то же задание со словами соль, лёд.             гостиница (предмет)Гость    гостевой (признак предмета)             гостить (действие предмета)

Витя сказал: «Слова снег и снежок не являются однокоренными, так как корни в этих словах разные: -снег- и -с неж-». Прав ли Витя? Объясни, приведи свои примеры.

Упражнение 5. Запиши слова с данными корнями. Подчеркни чередования согласных в корне слов. Обозначь корень в словах. Образец: Cнег — снежинка (г//ж). -пух-//-пуш- -молок-//-молоч- -книг-//-книж- -тих-// -тиш-Выпиши отдельно любое записанное тобой слово и выполни первые два пункта плана разбора слов по составу (с. 20). Образец смотри в упражнениях 1 и 3.

Кафе — слово пришло к нам в 19 веке из французского языка и в переводе означало «место, где пьют кофе». А ка-кое значение имеет это слово в современном русском языке?

  • Назад

  • Вперёд

ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!

  • Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом.)
  • Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина).
  • Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, — не родственные слова.
  • Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
  • В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.
    ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В СЛОВЕ: ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ В СЛОВЕ:
    е / и замереть — замирать п / пл лупить — луплю
    о / а спросить — спрашивать б / бл любить — люблю
    е / о (ё) петь — пою в / вл ловить — ловлю
    я / им снять — снимать м / мл кормить — кормлю
    а / ин сжать — пожинать з / ж узкий — уже
    ов / у ковать — кую ц / ч столица — столичный
    е / у (ю) клевать — клюю д / ст сладкий — сласти
    о / ноль звука сон — сна т / с цветы — цвести
    о / ноль звука сон — сна т / к пустить — пускать
    е / ноль день — дня ст / щ густой — гуща
    о / ы / у сохнуть — засыхать — сухой х / ш глухой — глушь
    о / ы / ноль звука посол — посылать — послать т / ч / щ светить — свеча — освещение
    и / й / ей лить — лью — лей д / ж / жд водить — вожу — вождение
    и / й / ой бить — бью — бой с / ш высокий — выше
        к / ч / ц кулак — кулачок — кулацкий
        г / ж / з друг — дружба — друзья
  • В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы (окно, окна, окну, окном – это одно измененное слово, а не однокоренные и родственные слова).
  • Проверяй только те слова, которые требуют проверки.
  • Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими.
  • В проверочном слове гласный звук должен стоять под ударением (Например: водяной — водный, а не вода).
  • Хорошая работа идет в таком порядке: сообразил — проверил — написал. Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку.
  • В речи слова «помогают друг другу» выражать наши мысли; для этого они «умеют» изменяться, во-первых, по числам, а во-вторых, по «командам» тех вопросов, которые в предложении к ним можно поставить. Упражняясь в изменении слов не только по числам, но и по «командам вопросов», Вы научитесь узнавать в таких словоформах слова-подсказки, помогающие определить нужную букву в корне.

Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 100

1. Объясните, как найти в словах указанные части слова:

Снежок (корень).
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: снеж/ок — снег/, снеж/инка, снеж/ный, за/снеж/енный.

Позвонит (приставка).
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой: по/звонит — звонит, пере/звонит, за/звонит.

Медвежонок (суффикс).
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом: межвеж/онок — медведь, медвеж/ата.

Гроза (окончание).
Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова: гроз/а — гроз/ы , за гроз/ой, в гроз/у;

2. Докажите, что слова вязать и вязкий не являются однокоренными.

Слова вязать и вязкий не являются однокоренными, потому что у них разное лексическое значение.Вязать — изготовлять ткань или предметы одежды путём сравнительно неплотного переплетения нитей.
Вязать — вязание, завязать.

Вязкий — тягучий, липкий, клейкий.
Вязкий — вязкость.

3. Найдите лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

Берег, берега, береговой, побережье.Лишнее слово: берега (форма слова), остальные слова — однокоренные.

Дальний, синий, зимний, соседний.Лишнее слово: синий (отличается от других слов составом слова: корень, окончание), в остальных — корень, суффикс, окончание.

Солнце, пальто, облако, весна.Лишнее слово: пальто (употребляются только в одной форме).

4. В какие группы по составу можно объединить данные слова? Назовите часть слов, которая их объединяет.

Белый, побелеть, белизна, голубенький, покраснеть, желтизна, беленький, жёлтый.

 белый, жёлтый

 белизна, желтизна, голубенький, беленький

 побелеть, покраснеть

Нарисуйте схему состава выделенного слова и подберите другое слово с таким же составом.

беленький  зёрн/ышк/о

5. Объясните, в каком порядке вы разберёте по составу слова записка и подоконник.

1. Определяем, что слова изменяются, находим окончание (записк/а — окончание -а, подоконник — нулевое).2. Выделяем в словах основу — часть без окончания (записк-, подоконник-).3. Находим корень слова, для этого подбираем однокоренные слова (за/пис/ка — пис/ать, под/пис/ать, пере/пис/ать; под/окон/ник — окн/а, окон/ная).4. Находим приставку. Для этого подбираем однокоренные слова без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой: за/писка, под/оконник.5. Находим в слове суффикс. Для этого подбираем однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом: запис/к/а, подокон/ник/.

6. Образуйте от слова дорога слова со следующими значениями:

а) «маленькая узкая дорога»;дорожка

б) «тот, кто строит дороги»;дорожник

в) прилагательное к слову дорога;дорожный

г) «трава, растущая вдоль дороги».подорожник

7. Назовите слово.

Приставка, суффикс и окончание те же, что и в слове подберёзовик, корень — как в слове осинник.подосиновик

← Предыдущее Следующее →

Словарь однокоренных слов

ветер, ветерок, ветрило, ветрище;

вода, водный, водичка, подводный;

глаз, глазки, глазной, глазок;

гора, горка, горный, гористый;

горе, горевать, горюшко;

гусь, гусак, гусыня, гусёнок;

двор, дворник, дворик, дворовый;

дождь, дождик, дождевой, дождливый;

дом, домик, домашний, домой;

ёж, ежиха, ежонок, ежовый;

звезда, звёздочка, звёздный, беззвёздный;

зверь, зверёк, зверюшка, звериный;

звонить, звон, звоночек, звонарь, зазвонить;

зима, зимний, зимовье, зимовать;

класс, классный, внеклассный;

лес, лесной, лесник, лесистый, перелесок;

лист, листик, листок, листва;

лось, лосиха, лосёнок, лосиный;

лошадь, лошадка, лошадушка, лошадёнка;

море, морской, моряк, приморский;

мороз, морозец, морозище, морозный;

плечо, плечико, плечистый;

свет, светить, светленький, светлый, светлячок;

слово, словечко, словесный;

снег, снеговой, снеговик, снегурочка;

снегирь, снегирёк;

сор, соринка, сорняк, сорить;

тигр, тигрица, тигрёнок, тигриный, тигровый;

хлеб, хлебный, хлебушко, хлебница;

цвет, цветок, цветут, цветник;

час, часок, часик, часовой, часы.

Какие слова не относятся к однокоренным

  1. Слова с омонимичными корнями.

    Существуют слова, у которых на первый взгляд, одинаковый корень, но они не родственные, и отличаются по значению. Это бывает в случае с омонимичными корнями.

    Пример 1.

    В слове  красный  — корень  крас-,  родственные слова:  краснеть,  красноватый,  краснота.  Значение — цвет.

    В слове  красота  — корень тоже  крас-,  но при этом родственные слова:  красивый,  красоваться,  украшать.  И значение совсем другое — эстетичный, приятный для глаз, привлекательный.

    Пример 2.

    В слове  водный  — корень  вод,  однокоренные слова:  вода,  водяной,  наводнение.— Значение всех слов связано с водой.

    В слове  водит  — тоже корень  вод,  однокоренные слова:  водить,  водитель,  поводырь.— Значение всех слов связано с видом деятельности — вести кого-то, что-то.

    Таким образом, хоть корни и выглядят одинаково, но имеют разное значение, поэтому такие слова — не однокоренные.

  2. Разные формы одного слова.

    Если у слов отличается только окончание и/или формообразующий суффикс, то такие слова – не однокоренные. Это разные формы одного слова.

    Например, формы одного слова:

    полный  —  полнее;

    конь  —  коня  —  кони;

    падаю  —  падал  —  падала.

    Однокоренные слова:

    полный  —  полноватый;

    конь  —  конный  —  конский;

    падаю  —  падение  —  падший.

Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:

Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.

Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Попробуйте выполнить задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно — с грамматическими формами. Например:
садовник — сад — садовый (однокоренные слова);

садовник — садовники — садовнику (формы одного и того же слова)

Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к

похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.

Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например:
водить — водитель — водительский.
Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.

Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов:

бег — побегать — бегающий — перебежчик и т.д.

Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: