Времена глаголов

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов

Постоянные и непостоянные признаки глагола

Грамматические категории, присущие глагольному слову как части русской речи, называются признаками. Они делятся на постоянные и непостоянные.

Признаки, не подлежащие изменениям в зависимости от строя предложения, имеются у всех глагольных слов.

  • Возвратность. Признак, определяющий на кого направлена активность субъекта — на себя или друг на друга.
  • Переходность. Категория, служащая для определения того, переходит или нет глагол на объект.
  • Спряжение. Определяет особенности спряжение глагола по числам и лицам.
  • Вид. Этот признак определяет, как осуществляется действие.

Сохраняющие постоянность признаки преобразуются в зависимости от типа предложения, контекста, они характерны причастий и спрягаемых слов.

  • Род. Указывает половую характеристику объекта или субъекта активности. Род есть у причастий, а также у изъявительных и условных глаголов поставленных в прошедшее время.
  • Лицо. Необходимо для указания на то, кто осуществляет действие. Категория есть у слов изъявительного и повелительного наклонения.
  • Время. Служит для обозначения момента, в котором происходит действие. Присуще для форм изъявительного наклонения.
  • Число. Обозначает количество участников действия. Имеет отношение как к причастиям, так и к спрягаемым формам.
  • Наклонение. Указывает на отношение активности к реальности, относится ко всем спрягаемым глагольным словам.

Функция в предложении

Самая распространённая синтаксическая роль глагола – сказуемое: Медведь нашёл заросли малины. Горшок стоял на полке.

Он может выступать в другом качестве. Проведём исследование.

1. Прощать – значит не держать зла. Подлежащее выражено глаголом «прощать», потому что к нему задаётся вопрос «Что?». Сказуемым является другой глагол «не держать».

2. Тренер сказал подготовиться. От сказуемого «сказал» задаём вопрос В.п. «Что?» к слову «подготовиться». Дополнение, выраженное глаголом.

3. Мечта прокатиться на яхте у Миши была с детства. Задаём вопрос «Какая?» от подлежащего «мечта». Отвечаем:  «прокатиться на яхте». Получаем определение, выраженное глаголом в связке с существительным.

4. Мы отправились в горы тренироваться. От сказуемого «отправились» следует вопрос «Зачем?». Отвечает на него глагол «тренироваться», который в предложении играет роль обстоятельства.

Как вы заметили, синтаксическую роль глагола помогает выявить правильно заданный вопрос. Второстепенными членами предложения в основном выступают глагольные инфинитивы.

Урок подошёл к концу. Попробуйте осмыслить полученную информацию. Сложные части перечитайте повторно. Для самоконтроля выполните тест. 

Памятка определения спряжения глаголов

Морфологический разбор глагола

План разбора

  1. Указать часть речи
  2. Задать вопрос, поставить в начальную форму (инфинитив)
  3. Указать постоянные признаки
  4. Указать непостоянные признаки
  5. Указать синтаксическую роль

Образцы разбора

Три дня сеял мелкий дождик-моросей.

Сеял – глагол

  1. Дождик (что делал?) сеял. Н.ф. – сеять
  2. Пост.признаки: несов.в., перех., невозвратн., 1 спр. непост.признаки: в изъявит.накл., прош.вр., ед.ч., муж.р.
  3. Что делал? сеял – простое глагольное сказуемое

И капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни, и много смелых сердец зажгутся безумной жаждой свободы света.

Вспыхнут – глагол

  1. Капли (что сделают?) вспыхнут. Н.ф. – вспыхнуть
  2. Пост.признаки: сов.в., неперех., невозврат., 1 спр. непост.признаки: в изъявит.накл., будущ.время, 3 л, мн.ч.
  3. Что сделают? вспыхнут – простое глагольное сказуемое

Зажгутся – глагол

  1. Много сердец (что сделают?) зажгутся. Н.ф. – зажечься
  2. Пост.признаки: сов.в., неперех., возврат., 1 спр. непост.признаки в изъявит.накл., будущ.вр., 3 л, мн.ч.
  3. Что сделают? зажгутся– простое глагольное сказуемое

Смотри также:

  • Имя существительное
  • Имя прилагательное 
  • Имя числительное 
  • Деепричастие
  • Причастие
  • Наречие
  • Местоимение

Спряжение глаголов

В зави­си­мо­сти от лич­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют I и II спря­же­ние гла­го­ла.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Глаголы «хотеть» и «бежать» отно­сят­ся к раз­но­спря­га­е­мым гла­го­лам. Часть лич­ных форм име­ют окон­ча­ние пер­во­го спря­же­ния, часть второго:

Лицо Хотеть Бежать
Ед. чис­ло Мн. чис­ло Ед. чис­ло Мн. чис­ло
1-е я хочу мы хотим я бегу мы бежим
2-е ты хочешь вы хоти­те ты бежишь вы бежи­те
3-е он хочет они хотят он бежит они бегут

Глаголы «есть», «дать» име­ют осо­бые лич­ные окончания.

Перейдем к непо­сто­ян­ным при­зна­кам глагола.

Видео:Морфологические признаки глаголаСкачать

Времена глаголов в русском языке

Время – непостоянный признак глаголов изъявительного наклонения.

  • Настоящее время – действие происходит в настоящий момент.
  • Прошедшее время – действие происходило в прошлом.
  • Будущее время – действие, которое будет происходит в будущем.

Образование времен глагола

Настоящее время

глаголы несовершенного вида, отвечающие на вопросы

Что делает? Что делают? Что делаешь? Что делаем? Что делаете?

Например:

пишу, пишешь, пишут, пишете

Прошедшее время

от основ глаголов сов. и несовер.вида с помощью формообразующего суффикса –Л-

(не изменяется по лицам)

Например:

  • летать (что делать?) – летал (что делал?)
  • взлететь (что сделать?) – взлетел (что сделал?)
Будущее время

простое

глаголы совершенного вида, отвечающие на вопросы

Что сделает? Что сделают? Что сделаешь? Что сделаете? Что сделаем?

Например:

заменит, заменят, заменим, заменю, замените, заменишь

сложное

Глаголы несовер.вида с добавлением слов будет, буду, будем, будете, будешь

Например:

  • буду радоваться, будем радоваться
  • будешь радоваться
  • будете радоваться
  • будет радоваться
  • будут радоваться

Спряжение глаголов

Система смены форм по числам и лицам называется спряжением, постоянным грамматическим признаком части речи. Всего существует два спряжения: 1-е и 2-е

Для определения конкретного типа необходимо обратить внимание на ударное окончание глагола настоящего времени:

  • постфиксы 1-го спряжения: -у (-ю) рисую, -ешь рисуешь, -ет рисует, -ем рисуем, -ете рисуете, -ут (-ют) рисуют;
  • постфиксы 2-го спряжения: -у (-ю) приготовлю, -ишь приготовишь, -ит приготовит, -им приготовим, -ите приготовите, -ат (-ят) приготовят.

В том случае если окончание безударное, то спряжение находится по инфинитиву.

Так ко второму относятся все слова на -ить (исключение стелить и брить), семь слов на —eть (вертеть колесо, видеть чудо, зависеть от тебя, терпеть боль, обидеть человека, смотреть кино, ненавидеть ложь) и четыре на -ать (гнать лошадей, держать слово, слышать пение, дышать кислородом).

Остальные же инфинитивы относятся к первому спряжению.

§6. Наклонение

Нормативное образование и употребление глаголов

Морфологический разбор

Порядок морфологического разбора включает следующую последовательность:

  • определяется начальная форма (инфинитив);
  • находится спряжение;
  • устанавливается вид;
  • определяется время;
  • устанавливается лицо и число;
  • находится роль в синтаксисе предложения.

Приведем пример морфологического разбора глагола в предложении слесарь стучит:

  • начальная форма — стучать;
  • спряжение второе, поскольку постфикс -ит под ударением;
  • стучит — процесс не ограниченный пределами, поэтому вид несовершенный;
  • действие происходит в настоящем времени, окончание -ит;
  • по окончанию и возможному местоимению ясно, что глагол 3-го лица и единственного числа;
  • в предложении стучит является сказуемом подлежащего слесарь.

Строгое соблюдение последовательности морфологического разбора поможет ясно классифицировать глагольное слова и избежать ошибок в его использовании.

Правило встречается в следующих упражнениях:

5 класс

Упражнение 71,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 329,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 749,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 590,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 605,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 606,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 617,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 619,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 837,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 370,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 472,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 505,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 581,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 218,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 220,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 222,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 495,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 496,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 566,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение Повторение стр. 136 — 137,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 59,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 81,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 148,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 149,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 181,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 183,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 214,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 494,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 221,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение 340,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 126,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 20,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 141,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Спряжения

Хотя, мы уже знаем как определить вид глагола совершенный или несовершенный, но для настоящего мастера русской словесности этого явно недостаточно. Надо еще научиться правильно различать глагольные спряжения в русском языке.

Если не знать спряжения и говорить неграмотно, окружающие могут не понять вашу мысль или понять неправильно. Именно по этой причине чаще всего возникают недопонимания между людьми.

Чтобы такого не было, научимся спрягать. Всего существует два спряжения:

  1. Первое спряжение глагола. Поставим часть речи в третье лицо множественного числа. Например, «брезгуют». Здесь окончание «ют». Так выглядит глагол первого спряжения. Это верно и для глаголов с окончанием «ут».
  2. Второе спряжение глагола. Повторим действия первого пункта. Читатель увидит второе спряжение, если глагольное окончание будет «ат» или «ят».

Безличные глаголы

Если глагол обозначает действие, которое происходит само по себе, без указания производящего его субъекта, то он называется безличным (смеркается, вечереет, рассветает). В предложениях с безличным словом не может быть подлежащего (на улице темнеет). Этот вид не изменяется по родам, лицам и числам.

Безличные слова можно употреблять во всех трех временах (вечерело, вечереет, будет вечереть), в сослагательном наклонении (вечерело бы), а также в инфинитиве (скоро начнет вечереть). От них не образуются причастия и деепричастия.

Также безличные слова не употребляются в значении личных глаголов. Но в то же время есть исключение, они называются безличными формами личных глаголов. И те и другие безличные формы обозначают следующее:

  • состояние человека (нездоровиться, мечтается);
  • состояния, связанные с судьбой (ему не везет);
  • ощущения, восприятия (благоухает, пахнет);
  • природные явления (вечереет, светает);
  • долженствование (не нужно ссориться);
  • бытие (не было мелочи).

Правила употребления глаголов в предложениях

Чтобы правильно составить предложения, необходимо правильно употребить глаголы. Для этого существуют формы и времена глаголов.

Формы глагола

 Обычно глагол должен соответствовать лицу и числу существительного. Например, в предложении “Она пишет письмо” глагол “пишет” употреблен в третьем лице единственного числа. В предложении “Они пишут письмо” глагол “пишут” употреблен в третьем лице множественного числа.

Время выполнения действия

Например, в предложении “Я пишу письмо” глагол “пишу” употреблен в настоящем времени. В предложении “Я написал письмо” глагол “написал” употреблен в прошедшем времени. А в предложении “Я буду писать письмо” глагол “буду писать” употреблен в будущем времени.

Глаголы в русской речи

Многие линг­ви­сты счи­та­ют, что гла­гол – самая слож­ная и самая емкая часть речи, кото­рая обла­да­ет широ­ки­ми воз­мож­но­стя­ми опи­са­ния жиз­ни в ее раз­ви­тии, дви­же­нии . А. Н. Толстой писал:

На уди­ви­тель­ную силу рус­ско­го гла­го­ла обра­ща­ли вни­ма­ние мно­гие писа­те­ли и язы­ко­ве­ды. Например, Николай Греч писал:

Термин «гла­гол» вос­хо­дит к ста­ро­сла­вян­ско­му сло­ву «гла­го­лить», что по-русски зна­чит «гово­рить». В древ­не­рус­ском язы­ке одним из зна­че­ний лек­се­мы «гла­гол» было «сло­во», «речь вооб­ще». Именно в этом смыс­ле упо­тре­бил его А.С. Пушкин в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк»:

Глагол — это важ­ней­шая часть речи в рус­ском язы­ке. Уже в самом назва­нии под­чер­ки­ва­ет­ся его осо­бая значимость.

Глагол как часть речи обо­зна­ча­ет «про­цесс». С помо­щью гла­го­ла мы узна­ем, как все в этом мире дви­га­ет­ся, гово­рит, меня­ет крас­ки, как зву­чит, как чув­ству­ет себя.

Известный рус­ский линг­вист А.М. Пешковский утвер­ждал, что «гла­го­лы — это сло­ва, ожив­ля­ю­щие все, к чему они при­ло­же­ны». И это дей­стви­тель­но так.

С помо­щью имен суще­стви­тель­ных мож­но назвать пред­ме­ты и явле­ния, кото­рые нас окру­жа­ют. Имена при­ла­га­тель­ные помо­га­ют уточ­нить то, что назва­но име­нем суще­стви­тель­ным, но толь­ко гла­го­лы могут «ожи­вить» окру­жа­ю­щий нас мир.

Языковедами гла­гол выде­ля­ет­ся как самая слож­ная и ёмкая само­сто­я­тель­ная часть речи. По под­сче­там уче­ных гла­гол зани­ма­ет вто­рое место (после суще­стви­тель­но­го) по частоте упо­треб­ле­ния в речи.

Чтобы понять, что такое гла­гол в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки. А нач­нем мы с определения:

Видео:Наклонение глагола (условное, изъявительное, повелительное)Скачать

Неопределенная форма глагола (инфинитив)

Исходная форма, лексически связанная со всей остальной системой классификации глагольных слов, называется инфинитивом. Инфинитив обозначает процесс или действие, не отнесенное к кому-либо (читать, писать, нести).

Инфинитив не изменяется и не спрягается, поскольку не имеет лица, времени, а также числа. Но в то же время он имеет залог (кипеть — кипятиться), переходность (перейти — идти), возвратность (учиться — учить) и вид (делать — сделать).

У неопределенной формы есть свои, только ей присущие, окончания: -ть (капать, шлепать), -ти (идти, нести), -сти и -сть (мести, сесть). Также в редких случаях имеется окончание -чь (печь, мочь).

В предложении инфинитив может иметь любую синтаксическую роль. Например:

  • подлежащие (трогать запрещается!);
  • сказуемое (печь пироги);
  • дополнение (я велю красить стены в зеленый цвет);
  • определение (сказал Андрею сидеть тихо);
  • обстоятельство цели (мы пошли смотреть футбол).

Лицо у глаголов

Грамматическая фор­ма лица обо­зна­ча­ет отне­сен­ность дей­ствия к опре­де­лен­но­му про­из­во­ди­те­лю. У гла­го­лов раз­ли­ча­ют три фор­мы лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Форма 1 лица выра­жа­ет, что дей­ствие совер­ша­ет сам гово­ря­щий (я рисую, мы рису­ем).

Форма 2 лица пока­зы­ва­ет, что дей­ствие про­из­во­дит собе­сед­ник (ты поешь, вы пое­те).

Форма 3 лица обо­зна­ча­ет, что дей­ству­ет тот, о ком идет речь (он пла­ва­ет, они пла­ва­ют).

Значение лица выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и лич­ных местоимений:

  • я пиш у , напиш у ;
  • ты сме ёшь ся, рас­сме ёшь ся;
  • он зов ет , позов ет и т. д.

Безличные глаголы

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют гла­го­лы, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка и при­ро­ды, про­те­ка­ю­щее само по себе, без непо­сред­ствен­но­го дея­те­ля. Это без­лич­ные гла­го­лы, кото­рые по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сов­па­да­ют с гла­го­ла­ми тре­тье­го лица един­ствен­но­го насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни или сред­не­го рода в фор­ме про­шед­ше­го времени.

Понаблюдаем:

  • нездо­ро­вит­ся, вече­ре­ет, смеркается;
  • рас­све­ло, под­мо­ро­зи­ло, запахло.

Некоторые лич­ные гла­го­лы могут упо­треб­лять­ся в роли безличных:

  • дятел сту­чит — сту­чит в висках;
  • лес тем­не­ет вда­ли — тем­не­ет в глазах.

Видео:50 самых популярных глаголов в русском языке. Часть 1 Top 50 Russian verbs. Part 1Скачать

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Категория вида необходима для обозначения различий в протекании действия (смотреть — посмотреть). Всего в русском языке существует два вида: совершенный и несовершенный.

Совершенные вид предназначен для обозначения целостного, ограниченного пределами действия, которое может закончиться (он запечатал письмо). Здесь запечатал выражает совершенное действие.

Несовершенный вид служит для выражения действия, не имеющего предела, выраженного в виде развития или процесса (он запечатывает письмо, он будет запечатывать письмо, он запечатывал письмо). В последнем случае действие происходило в прошлом, но указания на то, что оно завершилось нет.

Вместо заключения

Мы узнали определение глагола, выяснили, что такое совершенный и несовершенный вид глагола, узнали о существовании глагольных спряжений и узнали признаки этой очень интересной части речи.

Дальнейшее изучение русского языка обязательно откроет многие интересные особенности глаголов. Невозможно один раз прочитать материал и узнать все о столь необычной и сложной части речи. Над познанием нашего общего языка работают целые коллективы ученых и исследователей. Глагол — это интересная часть речи, не случайно классик придавал этой части большое значение: «Глаголом жечь сердца людей…».

Понятие и грамматическое значение

Название части речи происходит от старославянского слова «глаголить», в переводе на современный язык означает «говорить». Глагол служит для обозначения процесса в широком понимании:

  • как действия живых существ, объектов, природных явлений: Яша пишет лекцию. Сова охотится по ночам. Дождь капал с крыши;
  • их физического, душевного состояния: Мама обрадовалась подарку. Учитель выздоровел от простуды. Брат боится выступать на сцене;
  • перемещения в пространстве: Летел самолёт над степью. Дети перешли дорогу. Корабль плыл на восток;
  • взаимосвязи между ними: Витя дорожил дружбой с Антоном. Маша боится мышей. Река Урал берёт начало от родников горы Нажим.

Определяющие вопросы для глагола:

  1. Что делать? Покупать, отражать, шить;
  2. Что сделать? Купить, отразить, сшить.

Отвечая на эти вопросы, мы получим начальную (неопределённую) форму или инфинитив глагола. Действия называются, но не относятся к конкретным лицам, предметам. Когда процесс приписывается объектам, глагол меняет внешний вид: Ты купила хлеб? Зеркало отражало комнату. Марина сшила юбку.  

Глагол обладает богатой словоизменительной системой. Рассмотрим его морфологические признаки.

Времена глаголов в русском языке

А теперь о приятном: в русском языке есть всего три временные формы глаголов в отличие от английского или французского, например. Различные аспекты (длительность или завершенность) помогают показать как раз виды и спряжения. 

Настоящее время используется для описания ситуаций, происходящих прямо сейчас и еще не закончившихся. В отличие от английского языка, в русском языке есть только одна форма настоящего времени. Чтобы правильно образовать личную форму глагола в настоящем времени, как раз и понадобится знать спряжение. 

Я читаю каждый выходной. — I read every weekend. 

Сейчас мама готовит пирог. — Now my mom is making a pie. 

Прошедшее время используется для описания действий, которые происходили в прошлом. Хотя в русском языке есть только одна форма прошедшего времени, все не так просто. Русские глаголы в прошедшем времени имеют грамматическую категорию аспекта (вида), которая выражает то, как действие, обозначаемое глаголом, распространяется во времени.

Вчера я рисовал все утро.Yesterday I was painting the whole morning.

Показана длительность действия (она важнее завершенности), используется глагол несовершенного вида. 

Вчера я прочитал интересную книгу.Yesterday I read an interesting book.

Важен результат, поэтому выбирайте глагол совершенного вида. 

Будущее время используется, соответственно, для передачи действий, которые произойдут когда-то в будущем. Поскольку в русском языке есть глаголы разных видов, две формы будущего времени: простая и сложная. 

Я буду играть с детьми завтра утром. — I’ll be playing with the kids tomorrow morning. 

Используется сложная форма (глагол быть в личной форме + смысловой глагол в форме инфинитива), с глаголом несовершенного вида, важен процесс. 

К пяти вечера я уже приготовлю пирог. — I’ll have the pie ready by 5 p.m. 

Используется простая форма (изменяется согласно своему типу спряжения так же, как аналогичный глагол без приставки в настоящем времени), важен результат. 

Вид глагола

Вид гла­го­ла — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак слов этой части речи.

Все гла­го­лы рас­пре­де­ля­ют­ся на две груп­пы в зави­си­мо­сти от того, как про­те­ка­ет дей­ствие, обо­зна­чен­ное ими:

  1. гла­го­лы совер­шен­но­го вида;
  2. гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида.

Глаголы совер­шен­но­го вида свя­за­ны с достиг­ну­тым резуль­та­том дей­ствия, его нача­лом или кон­цом или с одно­крат­но­стью дей­ствия (гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-). Эти сло­ва отве­ча­ют на вопрос что сделать?

Они име­ют толь­ко две фор­мы времени:

  • про­шед­шее (обо­зна­чил, заиг­рал, кап­нул);
  • буду­щее про­стое (обо­зна­чим, отло­жишь, про­ла­ет).

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дли­тель­ное, совер­ша­ю­щее в дан­ный момент или повто­ря­ю­ще­е­ся дей­ствие и отве­ча­ют на вопрос что делать?

Эти сло­ва име­ют три фор­мы времени:

  • насто­я­щее (рису­ет, поешь, тан­цу­ем);
  • про­шед­шее (рисо­вал, пел, тан­це­вал);
  • буду­щее слож­ное (буду рисо­вать, будешь петь, будут тан­це­вать).

Видео:Переходные и непереходные глаголыСкачать

Учимся отличать глаголы

Что такое глаголы совершенного и несовершенного вида немножечко разобрались. Рассмотрим признаки конкретной части речи вне зависимости от того, совершенный вид глагола перед нами или несовершенный вид глагола.

Признаки глагола:

  1. Лицо. Глагол бывает в первом, втором или третьем лице. Но иногда лицо нельзя определить. Например, «взлететь». Это совершенный вид глагола неопределенного лица.
  2. Число. Бывает единственного и множественного числа. Например, «я учу». Перед нами предложение, состоящее из местоимения «я» и слова «учу». Это несовершенный вид глагола в единственном числе от первого лица. Если сказать «мы научились», то слово «научились» это глагол совершенного вида во множественном числе. Иногда число невозможно определить. Например, в инфинитиве.
  3. Время. Прошедшее, настоящее или будущее время. Порой нельзя определить время глагола. Так бывает с инфинитивом. Например, «взлететь» можно и в прошлом и в будущем. В первом случае рассказчик вспоминает о прошлых событиях, а во втором мечтает о будущих. Само слово «взлететь» это глагол совершенного вида и только из контекста можно узнать о каком времени идет речь.
  4. Наклонение. Включая инфинитив, в русском языке выделяют четыре формы наклонения. С ними вы познакомитесь ниже.
  5. Вид. Всего два вида. Теперь вы умеете определять вид глагола совершенный или несовершенный как определить тоже знаете.
  6. Род. Это очень важные признаки глагола. Лучше всего род определять у глаголов в прошедшем времени. Например, «ты уже прочитал книгу». Очевидно обращение к мужчине. Если сказать «ты читаешь книгу» или «тебе следовало бы прочитать книгу», определить род невозможно.
  7. Залог. Страшное слово означает всего лишь отношение глагола к конкретному объекту. Если «я ем кашу», это действительный залог. Субъект действует. Страдательный залог будет, если сказать «каша естся ртом». Действие совершается над объектом.
  8. Спряжение глаголов похоже на склонение существительных по лицам и числам. Спрягаются глаголы несовершенного вида и совершенного вида исключительно в настоящем и будущем времени.
  9. Возвратность. Наличие или отсутствие «ся» в слове.

Видео:Вид глагола: совершенный и несовершенныйСкачать

Русский язык 2 класс рабочая тетрадь Канакина 2 часть страница 37

Измените глаголы по вопросам.

Над глаголами укажите число.

(что делает?) поёт, идёт, кричит. – ед.ч.

(что делают?) поют, идут, кричат. – мн.ч.

(что делаю?) пою, иду, кричу. – ед.ч.

(что делаем?) поём, идём, кричим. – мн.ч.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните отгадки к загадкам.

Выпишите четыре глагола в единственном числе, а рядом запишите эти же глаголы во множественном числе.

  1. Живёт (жив) – лежит (лёжа), умрёт – побежит (жи-ши с и).

Отгадка: снег (снега), потому что он зимой просто лежит на земле, а весной начинает таять и бежать ручьями.

  1. Один льёт (разделительный мягкий знак), другой пьёт (разделительный мягкий знак), третий зеленеет (зелень) и растёт.

Отгадки: дождь (дождик), земля (земли), трава (травы), потому что благодаря дождю, земля насыщается водой и позволяет зеленой траве расти.

  1. Зимой (зимы) молчат (ча-ща с а), весной (вёсны) журчат (ча-ща с а), жителей (жизнь) лесных (лес) водой (воды) напоят.

Отгадка: ручьи (разделительный мягкий знак), потому что они начинают журчат весной, и лесные животные пьют из них воду.

Растёт – растут, живёт – живут, умрёт – умрут, пьёт – пьют, побежит – побегут.

Источник

§3. Переходность

Переходность – это свойство глагола управлять существительными, выражающими значение объекта действия, например:

любить (кого? что?) мать, животных, книги, шоколадсмотреть фильм, журналы, фотографиичитать книгу, доклад, записку, поздравлениеесть мороженое, курицу, суп, тортпить воду, чай, кофе, сок

Запомните: чаще всего данное значение выражено в русском языке существительными в В.п. без предлога.

В том случае, если при глаголе есть отрицательная частица не, существительное чаще бывает в Р.п. Значение объекта при этом не изменяется. Например:

Не любить (кого? чего?) брата, животных, книг, шоколада.

Если глагол управляет В.п. существительного со значением объекта, то этот глагол переходный. Если после глаголов стоят существительные в других формах, а винительный падеж без предлога невозможен, то глагол непереходный, например: гулять по городу, прыгать в воду, расти около дома, сомневаться в правильности, радоваться удаче и др. Употребление таких глаголов с существительными в В.п. невозможно, например, по-русски нельзя сказать: гулять город, прыгать воду, расти дом, радоваться удачу.

Внимание:

Важно, что от переходных глаголов образуются формы страдательных причастий

Виды глагола

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида — что сделать?
Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением.
При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки.
Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.

Переходные и непереходные глаголы.
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными.
Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет.
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже.
Глаголы являются непереходными., если действие прямо не переход на другой предмет.
К непереходным относятся глаголы с суффиксом -ся (-сь).

Возвратные глаголы.
Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными.
Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: