Ответы к части №2
упр.1
упр.2
упр.3
упр.4
упр.5
упр.6
упр.7
упр.8
упр.9
упр.10
упр.11
упр.12
упр.13
упр.14
упр.15
упр.16
упр.17
упр.18
упр.19
упр.20
упр.21
упр.22
упр.23
упр.24
упр.25
упр.26
упр.27
упр.28
упр.29
упр.30
упр.31
упр.32
упр.33
упр.34
упр.35
упр.36
упр.37
упр.38
упр.39
упр.40
упр.41
упр.42
упр.43
упр.44
упр.45
упр.46
упр.47
упр.48
упр.49
упр.50
упр.51
упр.52
упр.53
упр.54
упр.55
упр.56
упр.57
упр.58
упр.59
упр.60
упр.61
упр.62
упр.63
упр.64
упр.65
упр.66
упр.67
упр.68
упр.69
упр.70
упр.71
упр.72
упр.73
упр.74
упр.75
упр.76
упр.77
упр.78
упр.79
упр.80
упр.81
упр.82
упр.83
упр.84
упр.85
упр.86
упр.87
упр.88
упр.89
упр.90
упр.91
упр.92
упр.93
упр.94
упр.95
упр.96
упр.97
упр.98
упр.99
упр.100
упр.101
упр.102
упр.103
упр.104
упр.105
упр.106
упр.107
упр.108
упр.109
упр.110
упр.111
упр.112
упр.113
упр.114
упр.115
упр.116
упр.117
упр.118
упр.119
упр.120
упр.121
упр.122
упр.123
упр.124
упр.125
упр.126
упр.127
упр.128
упр.129
упр.130
упр.131
упр.132
упр.133
упр.134
упр.135
упр.136
упр.137
упр.138
упр.139
упр.140
упр.141
упр.142
упр.143
упр.144
упр.145
упр.146
упр.147
упр.148
упр.149
упр.150
упр.151
упр.152
упр.153
упр.154
упр.155
упр.156
упр.157
упр.158
упр.159
упр.160
упр.161
упр.162
упр.163
упр.164
упр.165
упр.166
упр.167
упр.168
упр.169
упр.170
упр.171
упр.172
упр.173
упр.174
упр.175
упр.176
упр.177
упр.178
упр.179
упр.180
упр.181
упр.182
упр.183
упр.184
упр.185
упр.186
упр.187
упр.188
упр.189
упр.190
упр.191
упр.192
упр.193
упр.194
упр.195
упр.196
упр.197
упр.198
упр.199
упр.200
упр.201
упр.202
упр.203
упр.204
упр.205
упр.206
упр.207
упр.208
упр.209
упр.210
упр.211
упр.212
упр.213
упр.214
упр.215
упр.216
упр.217
упр.218
упр.219
упр.220
упр.221
упр.222
упр.223
упр.224
упр.225
Зачем нужны местоимения
Чтобы избегать тавтологии. С помощью местоимений мы указываем на уже упомянутые предметы, качества, количества, не называя их: «Я люблю учиться. Это интересно».
Чтобы задавать вопросы. Без вопросительных местоимений это было бы неудобно, а с ними очень просто: «Сколько тебе лет?», «Кто тебе это сказал?»
Чтобы строить сложные предложения и не делать речь обрывистой. В этом помогают относительные местоимения: «Я увидел человека, который шел по улице». Без слова «который» получилось бы два простых предложения, звучало бы обрывисто: «Я увидел человека. Человек шел по улице».
Для экономии языковых средств. То есть чтобы быстро и коротко выражать свои мысли. Мы ведь не говорим: «Там были дети, но точное количество детей мне было неизвестно», мы скажем: «Там было несколько детей».
Видео:Местоимение (6 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Проверь себя
Номер 1.
Составьте сообщение на тему «Что я знаю о личных местоимениях».
Ответ:
Личные местоимения – я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
Они называются личными, потому что указывают на лица, но не называют их. Они заменяют имена существительные. Личные местоимения отвечают на те же вопросы, что и существительные – кто? что?
Личные местоимения бывают 1-го, 2-го и 3-го лица, изменяются по числам.
В 3-м лице единственного числа личные местоимения изменяются по родам (он, она, оно). Помимо этого личные местоимения склоняются, т.е. изменяются по падежам. И изменяется не только окончания, как у существительных, прилагательных, а всё слово целиком.
Именительный падеж – начальная форма личного местоимения, но не всегда в речи употребляются местоимения в начальной форме. Формы местоимений не в именительном падеже – косвенные. И чтобы определить число и лицо местоимения в косвенной форме, нужно поставить его в начальную форму.
Личные местоимения в начальной форме выполняют роль подлежащих. А в косвенной форме – второстепенных членов.
Некоторые формы местоимений употребляются с предлогами и пишутся с ними всегда раздельно.
Номер 2.
Прочитайте отрывок из стихотворения Э. Асадова «Доброта». Определите главную мысль текста.
Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему всё же прости.
В жизни всякое может случиться.
И, коль дружба в вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.
Ответ:
Главная мысль: дружбу крепкую, глупый пустяк не разладит.
- Спишите. Найдите и подчеркните личные местоимения. Укажите над каждым из них лицо.
- Выпишите местоимение 3-го лица, женского рода в дательном падеже, в единственном числе. В скобках запишите, какое имя существительное оно заменяет.
Ответ:
Ей — 3 л., ед.ч., ж.р. — дружбе.
Номер 3.
Прочитайте предложения из басен И. Крылова. Назовите басни. Спишите, вставляя в предложения пропущенные местоимения.
1. Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в … и рвался, и метался,
А Голубь молодой над … же издевался.
2. Когда в товарищах согласья нет,
На лад … дело не пойдёт,
И выйдет из … не дело, только мука.
3. «Кумушка, … странно это:
Да работала ль … в лето?»
Ответ:
1. Басня «Чиж и Голубь».
Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался, и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
2. Басня «Лебедь, Рак и Щука»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
3. Басня «Стрекоза и Муравей»
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Разберите любое местоимение как часть речи.
Ответ:
Повторение
Роль глаголов в речи
Номер 131.
Прочитайте.
Звене́ть сосульки перестали,
У крыш засты́ли бахромо́й,
Холодным светом заблиста́ли,
Заледене́ли, как зимой.
Но завтра снова солнце встанет,
Оно возьмётся припека́ть,
И по крыльцу́ забарабанит2
Капе́ль1 весёлая опять.
Е. Благинина
- О каком времени года говорится в строках стихотворения?
- Назовите глаголы. Объясните, по каким признакам вы их определили. Выпишите глаголы. На какой вопрос отвечает каждый глагол?
Ответ:
В стихотворении говорится о приходе весны, оттепели.
Звенеть, перестали, застыли, заблистали, заледенели, встанет, возьмётся, припекать, забарабанит.
Я определила глаголы по вопросам (что делать? что сделать? что делали? что сделали? что делает? и т.д.) и по значению (обозначают действие предмета).
(Что делать?) звенеть, (что сделали?) перестали, застыли (что сделали?), (что сделали?) заблистали, (что сделали?) заледенели, (что сделает?) встанет, (что сделает?) возьмётся, (что делать?) припекать, (что сделает?) забарабанит.
Разбор слова по составу:забарабанит — гл.
Звуко–буквенный разбор:
Капель – 2 слога
к – – согл., глух. парн., тв. парн.
а – – гласн., безуд.
п – – согл., глух. парн., мягк. парн.
е – – гласн., ударн.
л – – согл., зв. непарн., мягк. парн.
ь – – не обозначает звука
6 б., 5 зв.
Номер 132.
Прочитайте. В чём сходство данных глаголов?
Мяукать, радоваться, бежать, идти, грустить, работать, спросить, ехать, рассказать, думать, лететь, жужжать, свистеть, говорить, смеяться, построить, объяснять, размышлять, рисовать.
Ответ:
Все глаголы обозначают действие и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
- Назовите группы глаголов со значением движения, речи, звучания, труда, мысли, проявления чувств.
- Запишите сначала глаголы со значением движения, а потом – со значением речи.
- Найдите и подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?
Ответ:
Движение: бежать, идти, ехать, лететь.Речь: спросить, рассказать, говорить, объяснять.Звучание: мяукать, жужжать, свистеть.Труд: работать, рисовать, построить.Мысли: думать, размышлять.Проявления чувств: радоваться, грустить, смеяться.
Движение: бежать, идти, ехать, лететь.Речь: спросить, рассказать, говорить, объяснять.
Мяукать, радоваться, бежать, идти, грустить, работать, спросить, ехать, рассказать, думать, лететь, жужжать, свистеть, говорить, смеяться, построить, объяснять, размышлять, рисовать.
Повторение
Роль глаголов в речи
Номер 131.
Прочитайте.
Звене́ть сосульки перестали, У крыш засты́ли бахромо́й, Холодным светом заблиста́ли, Заледене́ли, как зимой. Но завтра снова солнце встанет, Оно возьмётся припека́ть, И по крыльцу́ забарабанит2 Капе́ль1весёлая опять. Е. Благинина
- О каком времени года говорится в строках стихотворения?
- Назовите глаголы. Объясните, по каким признакам вы их определили. Выпишите глаголы. На какой вопрос отвечает каждый глагол?
Ответ:
В стихотворении говорится о приходе весны, оттепели.
Звенеть, перестали, застыли, заблистали, заледенели, встанет, возьмётся, припекать, забарабанит.Я определила глаголы по вопросам (что делать? что сделать? что делали? что сделали? что делает? и т.д.) и по значению (обозначают действие предмета).(Что делать?) звенеть, (что сделали?) перестали, застыли (что сделали?), (что сделали?) заблистали, (что сделали?) заледенели, (что сделает?) встанет, (что сделает?) возьмётся, (что делать?) припекать, (что сделает?) забарабанит.
Разбор слова по составу:забарабанит — гл.
Звуко–буквенный разбор:Капель – 2 слогак – – согл., глух. парн., тв. парн.а – – гласн., безуд.п – – согл., глух. парн., мягк. парн.е – – гласн., ударн.л – – согл., зв. непарн., мягк. парн.ь – – не обозначает звука
6 б., 5 зв.
Номер 132.
Прочитайте. В чём сходство данных глаголов?
Мяукать, радоваться, бежать, идти, грустить, работать, спросить, ехать, рассказать, думать, лететь, жужжать, свистеть, говорить, смеяться, построить, объяснять, размышлять, рисовать.
Ответ:
Все глаголы обозначают действие и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
- Назовите группы глаголов со значением движения, речи, звучания, труда, мысли, проявления чувств.
- Запишите сначала глаголы со значением движения, а потом – со значением речи.
- Найдите и подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?
Ответ:
Движение: бежать, идти, ехать, лететь.Речь: спросить, рассказать, говорить, объяснять.Звучание: мяукать, жужжать, свистеть.Труд: работать, рисовать, построить.Мысли: думать, размышлять.Проявления чувств: радоваться, грустить, смеяться.
Движение: бежать, идти, ехать, лететь.Речь: спросить, рассказать, говорить, объяснять.
Мяукать, радоваться, бежать, идти, грустить, работать, спросить, ехать, рассказать, думать, лететь, жужжать, свистеть, говорить, смеяться, построить, объяснять, размышлять, рисовать.
Проверь себя
Номер 1.
Составьте сообщение на тему «Что я знаю о личных местоимениях».
Ответ:
Личные местоимения – я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.Они называются личными, потому что указывают на лица, но не называют их. Они заменяют имена существительные. Личные местоимения отвечают на те же вопросы, что и существительные – кто? что?Личные местоимения бывают 1-го, 2-го и 3-го лица, изменяются по числам.В 3-м лице единственного числа личные местоимения изменяются по родам (он, она, оно). Помимо этого личные местоимения склоняются, т.е. изменяются по падежам. И изменяется не только окончания, как у существительных, прилагательных, а всё слово целиком.Именительный падеж – начальная форма личного местоимения, но не всегда в речи употребляются местоимения в начальной форме. Формы местоимений не в именительном падеже – косвенные. И чтобы определить число и лицо местоимения в косвенной форме, нужно поставить его в начальную форму.Личные местоимения в начальной форме выполняют роль подлежащих. А в косвенной форме – второстепенных членов.Некоторые формы местоимений употребляются с предлогами и пишутся с ними всегда раздельно.
Номер 2.
Прочитайте отрывок из стихотворения Э. Асадова «Доброта». Определите главную мысль текста.
Если друг твой в словесном спореМог обиду тебе нанести,Это горько, но это не горе,Ты потом ему всё же прости.В жизни всякое может случиться.И, коль дружба в вас крепка,Из-за глупого пустякаТы не дай ей зазря разбиться.
Ответ:
Главная мысль: дружбу крепкую, глупый пустяк не разладит.
- Спишите. Найдите и подчеркните личные местоимения. Укажите над каждым из них лицо.
- Выпишите местоимение 3-го лица, женского рода в дательном падеже, в единственном числе. В скобках запишите, какое имя существительное оно заменяет.
Ответ:
Ей — 3 л., ед.ч., ж.р. — дружбе.
Номер 3.
Прочитайте предложения из басен И. Крылова. Назовите басни. Спишите, вставляя в предложения пропущенные местоимения.
1. Чижа захлопнула злодейка-западня: Бедняжка в … и рвался, и метался, А Голубь молодой над … же издевался.2. Когда в товарищах согласья нет, На лад … дело не пойдёт, И выйдет из … не дело, только мука.3. «Кумушка, … странно это: Да работала ль … в лето?»
Ответ:
1. Басня «Чиж и Голубь». Чижа захлопнула злодейка-западня: Бедняжка в ней и рвался, и метался, А Голубь молодой над ним же издевался.2. Басня «Лебедь, Щука и Рак» Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука.3. Басня «Стрекоза и Муравей» «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?»
Разберите любое местоимение как часть речи.
Ответ:
Непостоянные признаки
Их три: род, число, падеж.
Род – это непостоянный признак, потому что одно и то же местоимение может принимать форму разных родов: Тот (мужской), та (женский), то (средний).
Число – либо единственное (Я, этот), либо множественное (Мы, они, эти).
Если вы путаетесь в падежах, не можете запомнить их порядок или вопросы – посмотрите мою статью про косвенные падежи. Основная информация там в самом начале, долго читать не придется.
Обратите внимание, эти непостоянные признаки есть не у всех местоимений. Например, как определить род, число и падеж у местоимения «столько»? Никак
Если быть более точным, непостоянные признаки есть у местоимений-существительных и местоимений-прилагательных.
Видео:МестоимениеСкачать
Какую роль играет решебник в 4 классе?
Истинная любовь к своей стране немыслима без знания родного языка. К сожалению, эта простая истина стала со временем забываться, что привело к засилью иностранных слов в повседневном обиходе практически каждого человека. На уроках в школе детям придется все же постигать все премудрости правильной речи, но это не всем дается легко. Многие ученики не могут запомнить правила, а также грамотно писать и расставлять соответствующие знаки препинания. Облегчить учебный процесс им помогут «ГДЗ по русскому языку 4 класс Учебник Канакина, Горецкий (Просвещение) Школа России».
Во время урока учитель не всегда успевает изложить все аспекты теории, осилить которые самостоятельно, из-за отсутствия подробной информации в учебнике, ребята просто не в состоянии. Это приводит к многочисленным ошибкам при выполнении домашних заданий, что снижает общий балл по успеваемости. В дальнейшем, исправить оценки, а главное, восстановить пробелы в навыках, будет невероятно трудно. Поэтому лучше с первых же дней учебы использовать решебник.
В этом сборнике учащиеся найдут все необходимое для продуктивного обучения:
- Подробные образцы решений.
- Верные ответы по всем номерам.
- Дополнительные подсказки от авторов.
- Графические пометки.
- Варианты сочинений и т.д.
К использованию ГДЗ необходимо подходить ответственно. Четвероклассники еще могут не понимать всех последствий списывания, поэтому родителям стоит им все объяснить
Только самоконтроль и работа над ошибками позволят ребятам приобрести полноценные знания по столь сложному, но важному предмету
Местоимения-существительные
Ряд местоимений указывают на предметы и заменяют в речи существительные. Такие местоимения отвечают на падежные вопросы (Кто? Что? Кого? Чего? и пр.), поэтому обладают некоторыми признаками существительных.
- я, ты, вы, мы, он, оно, она, они,
- себя,
- кто, что,
- кто-то, что-то, кто-нибудь, что-нибудь, кто-либо, что-либо, кое-что, кое-кто,
- некто, нечто, никто, ничто, некого, нечего,
- кто? что?
Местоимения «я», «мы», «ты», «вы», «кто» указывают на одушевленные предметы. Некоторые местоимения имеют единственное и множественное число:
он, она, оно — они.
Местоимение «он» указывает на предмет мужского рода, «она» — женского , а «оно» — среднего рода.
Все эти слова изменяются по падежам, причем у них сохранились следы изменений местоимений в древние времена, то есть происходит смена корня:
- я — меня, мне, мной, обо мне,
- ты — тебя, тебе, тобой, о тебе,
- мы — нас, нам, нами, о нас.
Видео:Русский язык 4 класс (Урок№69 — Местоимение.)Скачать
Разряды местоимений по значению
Разряды – это такие группы, в которые объединяются местоимения с похожим значением. Разделов девять.
Личные. Сюда относятся местоимения, которые указывают на мою личность: я, на личность моего собеседника: ты, вы; на нас обоих: мы; на личность тех, кто в разговоре не участвует: он, она, оно, они.
Притяжательные – показывают принадлежность предмета. Он может принадлежать мне: мой; моему собеседнику: твой, ваш; нам обоим: наш; а также людям, которые не участвуют в разговоре: его, ее, их.
Возвратное. Оно только одно – себя. Возвратное – то есть оно возвращает действие на того, кто его производит: «Я говорю себе, что надо учиться», «Я утомил себя работой». Без него действие будет направлено на других людей: «Я говорю (кому-то там), что надо учиться», «Я утомил (детей, друзей, учеников…) работой». Подробнее читайте об этом в статье про возвратные глаголы.
Указательные. Мы их используем, когда хотим указать на какой-то предмет: (вон) тот, (вот) этот; количество: (вот) столько; признак: (вот) такой (а не какой-то другой), таков.
Чувствуете, как слова «тот», «этот», «такой», «столько» УКАЗЫВАЮТ на то, что вам действительно нужно?
Определительные. Вы поднимаетесь по лестнице. Медленно. Поставили ногу на ступеньку, сказали: «Весь». Поставили другую, сказали: «Всякий». Перетащили ногу на ступень выше, сказали: «Сам», другую подставили – «Самый».
А потом второе дыхание открылось и вы побежали по ступенькам, приговаривая: «Каждый», «Любой», «Иной», «Другой».
Так учительница пыталась помочь нам запомнить эти местоимения в школе. Текстом трудно передать, но попробуйте их произносить сначала с медленной интонацией: Весь – Всякий, Сам – Самый, а потом с очень быстрой: Каждый, Любой, Иной, Другой!
Вопросительные – это такие, с помощью которых мы задаем вопросы. Можно спрашивать о предмете: кто, что. О признаке: какой, который (из двух), чей. О количестве: сколько.
Относительные – это те же вопросительные, но они используются не для вопроса, а для связи двух частей сложного предложения. Сравните:
- Кто там? – вопрос.
- Я знаю, кто там – связь двух простых.
- Какой цвет вам нравится? – вопрос.
- Я знаю, какой цвет вам нравится – связь двух простых.
Отрицательные – это местоимения с приставками «не-» и «ни-». Они отрицают предмет: никто, ничто, некого, нечего. Или признак: никакой, ничей. Или количество: нисколько.
Неопределенные – когда возникает какая-то неопределенность и указать на конкретный предмет, признак или качество нельзя. Неопределенный предмет: некто, нечто. Признак: некоторый, некий. Количество: несколько.
Неопределенные местоимения также образуются с помощью приставки «кое-», например: кое-кто, кое-что. А еще с помощью суффиксов -то, -либо, -нибудь: кто-то, что-нибудь, какой-либо и пр.
Видео:Местоимение в русском языке. Как определить местоимение?Скачать
Местоимение – что это такое простыми словами, какие есть разряды местоимений и какие у них постоянные и непостоянные признаки
Местоимения указывают на предметы или признаки, не называя их.
Давайте разберем, что такое местоимение. Начнем с того, что это самостоятельная часть речи. Самостоятельная – то есть у нее есть значение и к ней можно задать вопрос. Когда вы в тексте видите местоимение, вы понимаете, какой предмет или признак оно обозначает: «Папа пришел домой. (Кто?) Он ужинает», «У меня кирпичный дом. У Саши (какой?) такой же ».
Особенность местоимений в том, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Понять, на что указывает местоимение, можно только из ситуации или из контекста. Например, я иду с другом по улице зимой, он говорит: «Пошли вон там прокатимся». «Там» – то есть на небольшом участке дороги, где кто-то своими ботинками «укатал» лед и сделал его очень скользким. Вне ситуации это указательное местоимение мне ни о чем не скажет.
Видео:Разряды местоименийСкачать
Канакина. 3 класс. Учебник №2. Проверь себя с. 98
1. Составьте сообщение на одну из тем. 1. Что я узнал(а) о местоимении? 2. Какую роль в нашей речи выполняют местоимения?
2. Местоимения я, мы указывают на того, кто говорит. Местоимения ты, вы указывают на того, к кому обращаются с речью. Местоимения он, она, оно, они указывают на того, о ком (или о чём) говорят. Местоимения помогают избежать повторов в тексте.
Без местоимений обойтись нельзя, так как постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качества, о которых уже упоминалось раньше. Как длинна, как нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.
2. Запишите местоимения, которые вы использовали при определении рода имён существительных. Укажите их лицо, число, род.
3. Прочитайте. Запишите только местоимения. Подчеркните местоимения, у которых род не определяется. Maшa, она, вы, на, я, но, ты, оно, мы, он, Игорь, они.
4. Вставьте в предложение пропущенное местоимение. Напишите ответ на вопрос, заключённый в предложении.
С кем ты дружишь? Я дружу с одноклассниками.
Грамматические признаки
1. Постоянный признак для местоимений 1 и 2 лица — категории лица и числа
Лицо |
Единственное число |
Лицо |
Множественное число |
1 |
Я |
1 |
Мы |
2 |
Ты |
2 |
Вы |
3 |
Он, она, оно |
3 |
Они |
Категория числатребует дополнительных разъяснений:множественное число имеет значение «предмет в большем количестве». Однако «мы» — это не «много Я», это «Я и мои собеседники; «Вы» — это не «много ТЫ»,это «те, кто разговаривает со мной». Следовательно, местоимения МЫ и ВЫ не являются не формой множественного числа от Яи ТЫ, а словами с самостоятельным новым значением. Для этих слов число — постоянный признак. А для местоимений 3 лица форма ОНИ является множественным числом: «много ОН, ОНАПоэтому для 3 лица категория числа и рода — непостоянный признак.
2. Местоимение 3-го лица онизменяется по числам и родам (в единственном числе) – он, она, оно, они.
3.Непостоянный признак —изменение по падежам так же, как имён существительных
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
И.п. |
Я, ты, он, она, оно |
Мы, вы, они |
Р.п. |
Меня, тебя, его, её |
Нас, вас, их |
Д.п. |
Мне, тебе, ему, ей |
Нам, вам, им |
В.п. |
Меня, тебя, его, её |
Нас, вас, их |
Тв.п. |
Мной, тобой, им, ею |
Нами, вами, ими |
П.п. |
Обо мне, о тебе, о нем, о ней |
О нас, о вас, о них |
При склонении некоторых личных местоимений возникает явление супплетивизма основ — образования форм одного слова от разных корней:
- я — меня, мне;
- он — его;
- она — её, мы — нас, нам;
- они — их, ими и т.д.
Местоимение как часть речи
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая включает слова, указывающие на предметы, на их признаки и количества, но не называющие их конкретно.
Чтобы понять, что такое местоимение в системе частей речи русского языка, воспользуемся примерами предложений.
Итак, был белый мохнатый декабрь. Он стремительно подходил к половине (М.А. Булгаков).
Личное местоимение «он» указывает на месяц, о котором говорится в первом предложении, что позволяет писателю избежать повтора одного и того же слова.
Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья (Ф.И. Тютчев).
Местоимений «некий» указывает на неопределенность признака предмета, но не называет этот признак. Его можно заменить любым прилагательным (неизвестный, неопределенный).
Вдруг из лесу выскочили несколько человек и стали отчаянно махать руками (К.Симонов).
Местоимение «несколько» указывает на количество предметов, но не называет их конкретного числа. Его можно заменить любым числительным (пять, восемь, тринадцать, двадцать).
Местоимения отличаются от других знаменательных частей речи тем, что они не имеют своего лексического, реального, вещественного значения, не называют предметы, их признаки и количества, а приобретают в речи значение того слова, на которое указывают или вместо которого употребляются.
Следовательно, местоимения обладают двумя функциями:
- это слова-указатели,
- слова-заменители.
Понаблюдав за словами, которые заменяют собой предмет, признак или количество предметов и только указывают на них, можем определить грамматические признаки местоимения как самостоятельной части речи.
Видео:Русский язык 6 класс (Урок№82 — Определительные местоимения.)Скачать
3 класс. Русский язык. Местоимение как часть речи
Комментарии преподавателя
Что такое местоимение?
В этом уроке познакомимся с самой необычной и загадочной частью речи. Она не называет ни предметов, ни действий, ни признаков и при этом является самостоятельной частью речи.
Знакомство начнем с прочтения небольшого кусочка текста. Какая речевая ошибка в нём допущена?
Утром взошло солнце. Солнце поднялось над лесом. Обрадовавшись солнцу, запели птицы. Птицы разбудили лесных обитателей.
В тексте повторяются существительные «солнце» и «птицы». Нельзя сказать, что это звучит красиво. Попробуем отредактировать его следующим образом:
Утром взошло солнце. Оно поднялось над лесом. Обрадовавшись ему, запели птицы. Они разбудили лесных обитателей.
Вместо имён существительных «солнце» и «птицы» мы вставили в текст слова «оно», «ему», «они» и таким образом избежали повторов.
Эти слова называются местоимениями.
Название этой части речи говорит само за себя: местоимения занимают место имени существительного.
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на людей, животных, предметы, но не называет их.
§2. Личные местоимения
Когда мы вступаем в разговор с собеседником, мы являемся в этом диалоге первым лицом, наш собеседник – вторым лицом, а люди или предметы, о которых мы говорим, – третьими лицами.
В диалоге мы используем местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Эти местоимения называются личными, так как указывают на лицо, о котором идёт речь.
Личные местоимения изменяются по лицам и числам.
К именам существительным мужского рода мы подставляем местоимение он, к существительным женского рода – она, к существительным среднего рода – оно.У имён существительных мы можем определить род. Для существительных этот признак является постоянным. Вспомним, как мы это делаем.
Соответственно, у местоимений он, она, оно определить можно род. Попробуем определить род у других местоимений.
Я, мы – так о себе могут сказать и мужчины, и женщины. Ты, вы – так в диалоге мы можем обратиться и к мужчине, и к женщине.
Следовательно, у местоимений 1-го и 2-го лица род не определяется.
Местоимение третьего лица они в речи может употребляться вместо существительных любого рода: они – дома, они – рыбы, они – платья.
Значит, у местоимений третьего лица во множественном лице род тоже не определяется.
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это начальная форма личных местоимений.
Как и существительные, личные местоимения изменяются и употребляются с предлогами:
Я – у меня, ко мне, со мной.
Ты – для тебя, о тебе, за тобой.
Он – к нему, с ним, от него.
Мы – к нам, до нас, перед нами.
Вы – с вами, у вас, к вам.
§3. Местоимения в русском языке
Местоимений в русском языке немного, около семидесяти, но они используются нами в речи почти также часто, как имена существительные. В этом и состоит их загадочность.
Местоимения могут заменять в нашей речи не только имена существительные. Часто в речи мы используем такие местоимения: мой, твой, этот, тот, свой, такой, весь, каждый,несколько и так далее. На уроках русского языка вы расширите и углубите свои знания об этой части речи.
Подведем итоги урока:
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на людей, животных, предметы, признаки, но не называет их. Местоимения заменяют в речи имена существительные. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называются личными. Личные местоимения изменяются по лицам и числам. Местоимения третьего лица в единственном числе изменяются по родам.
ИСТОЧНИКИ