Ладыженская т. а. русский язык. 5 класс. учебник №2. контрольные вопросы и задания, с. 89

Имя существительное как часть речи

Ответы к части 2. Упражнения

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

410

411

412

413

414

415

416

417

418

419

420

421

422

423

424

425

426

427

428

429

430

431

432

433

434

435

436

437

438

439

440

441

442

443

444

445

446

447

448

449

450

451

452

453

454

455

456

457

458

459

460

461

462

463

464

465

466

467

468

469

470

471

472

473

474

475

476

477

478

479

480

481

482

483

484

485

486

487

488

489

490

491

492

493

494

495

496

497

498

499

500

501

502

503

504

505

506

507

508

509

510

511

512

513

514

515

516

517

518

519

520

521

522

523

524

525

526

527

528

529

530

531

532

533

534

535

536

537

538

539

540

541

542

543

544

545

546

547

548

549

550

551

552

553

554

555

556

557

558

559

560

561

562

563

564

565

566

567

568

569

570

571

572

573

574

575

576

577

578

579

580

581

582

583

584

585

586

587

588

589

590

591

592

593

594

595

596

597

598

599

600

601

602

603

604

605

606

607

608

609

610

611

612

613

614

615

616

617

618

619

620

621

622

623

624

625

626

627

628

629

630

631

632

633

634

635

636

637

638

639

640

641

642

643

644

645

646

647

648

649

650

651

652

653

654

655

656

657

658

659

660

661

662

663

664

665

666

667

668

669

670

671

672

673

674

675

676

677

678

679

680

681

682

683

684

685

686

687

688

689

690

691

692

693

694

695

696

697

698

699

700

701

702

703

704

705

706

707

708

709

710

711

712

713

714

715

716

717

718

719

720

721

722

723

724

725

726

727

728

729

730

731

732

733

734

735

736

737

738

739

740

741

742

743

744

745

746

747

748

749

750

751

752

753

754

755

756

757

758

759

760

761

762

763

764

765

766

767

768

769

770

771

772

773

774

775

776

777

778

779

Склонение имен существительных.

Изменение слов по падежам называется склонением.
Существует три склонения имен существительных.

Первое склонение.
К первому склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием -а (-я) в именительном падеже единственного числа (страна, земля), а также существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями (юноша, дядя).

Второе склонение.
Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (берег, день), а также с окончаниями -о, -е (домишко, домище) и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа (слово, здание).

Третье склонение.
К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.

Разносклоняемые имена существительные.
Десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-го склонения -и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем (-ём).

Несклоняемые имена существительные.
Несклоняемыми называются существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.
Среди них имеются как имена нарицательные (кофе, радио, кино, жюри), так и имена собственные (Гёте, Золя, Сочи).

Особенности онлайн-сборника «ГДЗ по русскому 5 класс Ладыженская»

Российское образование ставит изучение русского языка на первое место, поскольку русский — государственный обязательный язык. Учебник Ладыженской, Баранова и Тростенцовой для 5 класса стал основным компонентом в формировании языковых навыков у учащихся. Задания и упражнения стали сложнее, возник спрос на новый решебник.

Сборник готовых ответов ориентирован на следующее:

  • Полное соответствие ФГОС. УМК разработан с учетом требований образовательного стандарта, предоставляя исчерпывающие ответы к заданиям, что помогает учащимся легче осваивать предмет
  • Подход к обучению. Подробные пошаговые решения авторов-педагогов помогают детям понять учебным материал и способствуют развитию у учащихся навыков самостоятельного решения задач
  • Контроль оригинальности. Решебник прошел тщательную проверку на уникальность, гарантируя, что предоставляемый контент не встречается на иных ресурсах
  • Информационная достоверность. Новые ответы постоянно обновляется с учетом последних изменений в учебной программе и требованиях, чтобы учащиеся получали проверенную информацию. Также наш коллектив старается оперативно реагировать на опечатки и неточности, которые находят наши пользователи

На этой странице размещены полные и актуальные решения заданий по русскому языку. К каждому ответу приготовлены подробные объяснения. Найдите нужное упражнение в списке или введите номер в поисковую строку.

Наш ресурс предоставляет авторские решения для каждого номера задания. Это позволит детям легко проверять знания и готовиться к урокам и контрольным проверочным работам.

Готовые ответы включают в себя упражнения, задания из учебника, а также дополнительные материалы, разработанные опытными педагогами. Воспользуйтесь нашим ресурсом, чтобы успешно справиться с домашними заданиями и подготовиться к урокам.

С нашей помощью пятиклассники смогут легко освоить материал и добиться положительных результатов в изучении обязательного предмета. Не теряйте времени, воспользуйтесь нашими ГДЗ!

Типы склонения существительных

Склонение – это изменение сущ-х по падежам. В зависимости от совокупности окончаний, присущих сущ-м, различают 3 продуктивных и 3 непродуктивных типа их склонения.

Продуктивные склонения.

К 1 скл-ю принадлежат сущ-е ж. р., м. р. и общего рода с окончаниями–а, -я (страна, земля, дядя, юноша, егоза, задира).

Ко 2 скл-ю относятся сущ-е м. р. с нулевым окончанием в начальной форме и сущ-е ср. р. с окончаниями –о, -е (химик, исследователь, вещество, поле).

К 3 скл-ю принадлежат слова ж. р. с нулевым окончанием (сирень, помощь, ночь).

Более полное представление дают склонения в ед. числе. Формы мн. числа разных склонений в процессе развития языка унифицировались.

Непродуктивные склонения.

1. Разносклоняемые сущ-е (10 слов на –мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, слова путь, дитя). Слова на –мя при образовании форм косв. падежей, кроме В. п., и во всех формах мн. числа имеют наращение основообразующего суффикса –ен-, а разносклоняемыми они называются потому, что при их словоизменении используются окончания разных склонений (им-я – земл-я – 1 скл., именем – полем – 2 скл., об имени – о степи – 3 скл.).

2. Сущ-е м. и ср. р., заканчивающиеся на –ий, -ие (санаторий, воспитание), особенность этих сущ-х в том, что в П. п. ед ч. они имеют окончание –И (в санатории, о воспитании).

3. Субстантивированные слова, они склоняются по образцу прилагательных: вкусное мороженое, вкусного мороженого.

Необходимо выделить группу несклоняемых сущ-х, которые во всех падежах имеют одну, начальную форму.

К ним относятся:

-​ иноязычные слова, оканчивающиеся на гласный: шоу, айкидо, дефиле;

-​ иноязычные названия лиц женского пола: мисс, мадам, фрау;

-​ русские фамилии, заканчивающиеся на –аго, -яго, -ово, -ых, -их (Живаго, Дурново, Черных), иностр. фамилии на согл-й, относящиеся к женщинам (Дитц, Робинзон);

-​ сложносокращенные слова (РФ, ИТАР – Информационное телеграфное агентство России, КНР);

-​ некоторые топонимы при употреблении их в официальной сфере (мост через реку Десна, на станции Знаменка, в деревне Столбово).

Склонение имён существительных

Склонение – постоянный признак ИС, определяющий особенность изменения по числам и падежам. ИС склоняются, то есть, изменяются по числам и падежам. Основных склонений три – 1-е, 2-е, 3-е.  

1-е склонение

  • Существительные м.р., ж.р. и общ.р. с окончаниями -а, -я
  • Например: Вася, дедушка, мама, обжора

2-е склонение

  • Существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е
  • Например: Дом, планетарий, воскресенье, чудо

3-е склонение

  • Существительные ж.р. с нулевым окончанием
  • Например: Жизнь, тишь, степь

Несклоняемые

  • Существительные иноязычного происхождения без окончания
  • Например: Кенгуру, пальто, какао, пенсне

Разносклоняемые

  • Часть окончаний у этих существительных из одного склонения, часть – из другого. Это 10 слов на -мя + путь, дитя
  • Например: Имя, время, племя, пламя, знамя, темя, бремя, стремя, семя, вымя + путь, дитя

Адъективное склонение

  • Субстантивированные слова (те, которые образовались переходом в существительное из других частей речи)
  • Например: Детская, столовая, портной, немой, мороженое, жаркое

Существительные общего рода обычно относятся к 1-му склонению либо к несклоняемым словам, хотя могут обозначать лиц мужского и женского пола.

Плакса (он, она) – общий род. Но: доктор Петрова – слово доктор мужского рода, так как 2-е склонение.

Почему портал GdzRus.ru лучше остальных?

  • это портал под русский язык, где сосредоточены максимально правильные ответы;
  • подробнейшее изложение материала, в мельчайших нюансах и деталях, для понимания материала учеником с любым уровнем подготовки и знаний;
  • возможность выбора решения и его самостоятельного анализа – на сайте представлено сразу несколько вариантов выполненных заданий;
  • адаптация дизайна под любой современный гаджет для комфортного считывания полезной информации в любое время и в любом месте;
  • быстрая навигация и загрузка страниц даже в условиях загруженности портала;
  • оптимизированные и сжатые картинки, которые экономят интернет-трафик и позволяют загрузить результат за считанные мгновения;
  • умеренная реклама без всплывающих и обязательных дополнительных трат.

Основные признаки имён существительных

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Постоянные нарицательные / собственное  книга / Волга

одушевленное / неодушевленное

можно определить по вопросу В.п.

муравей / дерево

вижу муравьев — как в Р.п.

вижу деревья — как в В.п.

склонение:

  • 1-е ж. и м. и общ.р. на -а (-я)
  • 2-е м.р. б/оконч. и ср.р.   -о (-е)
  • 3-е ж.р. б/оконч. (ь) и путь
  • папа, школа, армия
  • край, окно, поле,
  • тень, ночь, степь

число (кроме конкретных существительных)

  • единственное
  • множественное 
  • воздух, грязь, теплота
  • чернила, опилки, хлопоты
Непостоянные число (у  конкретных существительных) дом — дома, день — дни

падеж:

  • И.п. — кто? что?
  • Р.п. — кого? чего?
  • Д.п. — кому? чему?
  • В.п. — кого? что?
  • Т.п. — кем? чем?
  • П.п. — (о) ком? (о) чем?
  • свет, друг
  • света, друга
  • свету, другу
  • свет, друга
  • светом, другом
  • (о) свете, (о) друге 

Склонение имени существительного

Склонение — это постоянный грамматический признак, определять его нужно по окончанию начальной формы существительного (им. п., ед. ч.). В русском языке существует 3 типа склонения.

Тип склонения Род Окончание
Первое склонение муж., жен. -а, -я
Второе склонение муж., сред. -о, -е, нулевое
Третье склонение жен. нулевое, на конце ь

Встречается несколько слов-исключений, которые не относятся ни к одному типу склонения. Такие слова называют разносклоняемыми. Это существительные среднего рода на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, стремя, семя, темя.И одно существительное мужского рода: путь.

Эти существительные неслучайно названы разносклоняемыми — при изменении по падежам они имеют окончания существительных второго и третьего склонения.

Им. пад. пламя, путь Вин. пад. пламя, путь
Род. пад. пламени, пути Твор. пад. пламенем, путем
Дат. пад. пламени, пути Пред. пад. о пламени, о пути
{"questions":,"items":,,]}},"step":1,"hints":}]}

Существительное как часть речи

Ряд слов рус­ско­го язы­ка обла­да­ют общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем пред­мет­но­сти, кото­рое выра­жа­ет­ся грам­ма­ти­че­ски в фор­мах рода, чис­ла и паде­жа. Если к тако­му сло­ву мож­но задать вопро­сы кто это? или что это?, зна­чит это имя существительное:

  • кто?чело­век, пат­ри­от, сын, хозя­ин;
  • что?дело, резуль­тат, радость, белиз­на.

Имена суще­стви­тель­ные называют

  • кон­крет­ные пред­ме­ты (теле­ви­зор, калит­ка);
  • части пред­ме­тов (экран, дно, руко­ят­ка);
  • назва­ния лиц (чело­век, рабо­чий, врач);
  • живот­ных (заяц, бел­ка, тигр);
  • рас­те­ния (клен, гвоз­ди­ка, хвощ);
  • явле­ния при­ро­ды (снег, дождь, раду­га);
  • при­зна­ки (белиз­на, шири­на);
  • дей­ствия (бой, ходь­ба, пла­ва­ние);
  • состо­я­ния (сон, дрё­ма, болезнь)

Видео:Русский язык 1 класс (Урок№52 — Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений.)Скачать

Род существительных

Грамматическая категория рода является постоянным признаком существительных.

Определение

Род — это способность существительных сочетаться с определёнными для каждой родовой принадлежности формами согласуемых слов.

  • сестра — моя сестра, старшая сестра;
  • старик — любой старик, седой старик;
  • озеро — наше озеро, глубокое озеро.

Слова этой части речи распределены по родам с учётом окончаний в форме именительного падежа единственного числа.

Мужской род

1. Существительные с основой на твердый и мягкий согласный и нулевым окончанием.

Примеры
матрос, брат, тюль, токарь

2. Некоторые существительные с окончанием -а/я, называющие лиц мужского пола.

Примеры
юноша, дедушка, дядя, старшина

3. Существительные, имеющие оценочные суффиксы, с окончанием -о/-е, -а.

Примеры
сундучишко, ветрище, голосина, дружище

4. Существительное «подмастерье».

Женский род

1. Существительные с окончанием -а/я.

Примеры
река, сторона, станция

2. Существительные с основой на мягкий согласный и «ж», «ш» с нулевым окончанием.

Примеры
фасоль, речь, вещь, фальшь, блажь

Средний род

1. Существительные с окончанием -о/-е.

Примеры
мыло, солнце, здание

2. Существительные на -мя.

Примеры
время, племя, стремя, темя

3. Существительное «дитя».

Общий род

1. Существительные, называющие людей обоего пола по качествам.

Примеры
растрепа, разиня, тихоня, бедолага

2. Некоторые имена собственные.

Примеры
Саша, Валя, Шура

У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется.

Примеры
щипцы, чернила, сливки, хлопья

Число имён существительных

Число – непостоянный признак существительного, который обозначает единичность или множественность.

У существительных два числа: единственное и множественное. В форме И. п. ед. ч. – называет один предмет, в той же форме мн. ч. – два и более предметов: столб – столбы, дом – дома. Число – формообразующая категория, она выражается в окончании слова, в ударении, в чередовании согласных: снег – снега: друг – друзья.

Кроме этого, в русском языке имеется значительное количество ИС, которые не имеют ед. или мн. числа: тряпье, храбрость, серебро; сани, штаны, выборы. Начальная форма данных слов – именительный падеж.

Упражнения

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
733
734
735
736
737
738
739
740
741
742
743
744
745
746
747
748
749
750
751
752
753
754
755
756
757
758
759
760
761
762
763
764
765
766
767
768
769
770
771
772
773
774
775
776
777
778
779

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор – целостная характеристика части речи. Разбор ИС  предполагает установления значения и части речи слова, его начальной формы, постоянных и непостоянных признаков, синтаксической роли в контексте предложения. Разбор производится по общепринятому плану.  

Пример морфологического разбора имени существительного

Маша выпила какао и пошла в школу.

Маша
  • Маша – сущ. (кто?), предмет.
  • Н. ф. – Маша;
  • пост. признаки: одуш., собств., ж. р., 1 скл.;
  • непост.: И. п., ед. ч.;
  • подлеж.: выпила, пошла (кто?) Маша.
Какао
  • Какао – сущ. (что?), предмет.
  • Н. ф. – какао;
  • пост. пр.: неодуш., нариц., ср. р., нескл. сущ.;
  • непост.: В. п., ед.ч.;
  • дополн.: выпила (что?) какао.
В школу
  • Школа – сущ. (что?), предмет.
  • Н. ф. – школа;
  • пост. пр.: неодуш., нариц., ж. р., 1 скл.;
  • непост.: В. п., ед. ч.;
  • обст.: пошла (куда?) в школу.

Смотри также:

  • Имя прилагательное 
  • Имя числительное 
  • Глагол 
  • Деепричастие
  • Причастие
  • Наречие
  • Местоимение

Одушевленные и неодушевленные

В основе этой категории лежит противопоставление «живое — неживое».

Одушевленными считаются существительные, обозначающие лиц и животных (брат, слон, Петр).

Растения относятся к неодушевленным существительным.

Неодушевленными являются существительные, обозначающие предметы неживой природы, растения, события, явления, качества, действия, состояния (автомобиль, дерево, буря, красота, отдых).

Грамматическая категория одушевленности / неодушевленности проявляется при склонении существительных. Наиболее отчетливо эта категория бывает выражена в форме мн. числа.

У одушевленных существительных форма В. п. мн. ч. совпадает с формой Р. п., а у неодушевленных – с формой И. п. (это относится и к самому существительному, и к согласуемым с ним формам прилагательных и причастий).

Категория одушевленности охватывает главным образом существительные мужского и женского рода. Существительных среднего рода невелико. Например:

1)​ сущ-е с суффиксами –ищ(е), -овищ(е), -лищ(е): чудище, чудовище, страшилище;

2)​ некоторые субстантивированные прилагательные и причастия: животное, млекопитающее, насекомое, пресмыкающиеся;

3) существительные дитя, лицо (в знач. человек), существо (в знач. живой организм).

Некоторые существительные не обозначают живых существ, но по грамматическим свойствам входят в состав одушевленных:

1)​ названия мифических существ (домовой, гном, русалка);

2)​ обозначение игрушек – подобий живых существ (матрешка, кукла);

3)​ названия фигур в некоторых играх (шар – бильярдистов: послать шара в лузу, ферзь, туз, валет, козырь);

4)​ слова мертвец, покойник.

Вирусы, микробы, бактерии могут быть и одушевленными и неодушевленными (изучать вирусы, микробы, бактерии). Наука изучает этот вопрос.

Существительные в сочетании с составными числительными, заканчивающимися на два, три, четыре, употребляются как неодушевленные: пригласить двадцать два специалиста (разговорный вариант).

Вывод:  чтобы правильно определить одушевленность/неодушевленность существительного, слово нужно рассматривать в контексте предложения.

Склонение существительных

Склонение — посто­ян­ный при­знак существительных.

Падеж — это непо­сто­ян­ный при­знак существительных.

В зави­си­мо­сти от родо­вой при­над­леж­но­сти и падеж­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют три основ­ных типа скло­не­ния существительных.

К пер­во­му скло­не­нию отне­сем суще­стви­тель­ные жен­ско­го, муж­ско­го и обще­го рода с окон­ча­ни­ем -а/-я в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа (стра­на, юно­ша, кон­фе­рен­ция, дядя, его­за, заби­я­ка, гряз­ну­ля).

Ко вто­ро­му скло­не­нию при­над­ле­жат суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа (гвоздь, соло­вей, шило, море)

Третье скло­не­ние состав­ля­ют суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем (тет­радь, рос­кошь, мозоль).

Существительные I, II и III скло­не­ния име­ют сле­ду­ю­щую систе­му падеж­ных окончаний.

Десять суще­стви­тель­ных на -мя (имя, вымя, бре­мя, вре­мя, зна­мя, семя, пле­мя, стре­мя, темя, пла­мя) и сло­ва «путь» и «дитя» явля­ют­ся раз­но­скло­ня­е­мы­ми.

Отдельные типы скло­не­ния имеют:

  • суще­стви­тель­ные мно­же­ствен­но­го чис­ла (пери­ла, деба­ты, про­во­ды);
  • суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные спо­со­бом пере­хо­да при­ла­га­тель­ных и при­ча­стий (набе­реж­ная, запя­тая, ска­зу­е­мое, под­ле­жа­щее, сла­га­е­мое).

Заимствованные сло­ва явля­ют­ся нескло­ня­е­мы­ми существительными.

Подытожим рас­суж­де­ния об име­ни суще­стви­тель­ном как части речи и ука­жем посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные признаки.

Видео:Обучение грамоте. 1 класс. Слова — предметы, слова — признаки, слова — действия.Скачать

Число имен существительных.

Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов.
Некоторые имена существительные употребляются ли только в единственном, или только во множественном числе.

Существительные, которые имеют только форму единственного числа:

  1. Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные): молодежь, детвора, студенчество, человечество и др.
  2. Названия предметов с вещественным значением: асфальт, железо, земляника, молоко, сталь, свёкла, керосин и др.
  3. Названия качества или признака: белизна, злоба, ловкость, молодость, свежесть, синева, темнота, чернота и др.
  4. Названия действия или состояния: косьба, рубка, выполнение, внушение, горение и др.
  5. Собственные имена в качестве наименований единичных предметов: Москва, Волга и др.
  6. Слова: бремя, вымя, пламя, темя

Существительные, которые имеют только форму множественного числа:

  1. Названия составных и парных предметов: брюки, весы, перила, тиски, щипцы, грабли, ножницы, вилы, качели и др.
  2. Названия материалов или их отходов, остатков: белила, дрожжи, макароны, сливки, отруби, опилки и др.
  3. Названия промежутков времени, игр: прятки, жмурки, шахматы, каникулы, сутки, будни и др.
  4. Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы, переговоры, всходы, заморозки, дебаты и др.
  5. Некоторые географические названия: Карпаты, Фили, Горки, Афины, Альпы, Сокольники и др.

Род существительных

Грамматическая кате­го­рия рода явля­ет­ся посто­ян­ным при­зна­ком существительных.

  • сест­ра — мо я сестр а , старш ая сестр а ;
  • ста­рик — люб ой ста­рик , седой ста­рик ;
  • озер о — наш е озер о , глу­бок ое озер о .

Слова этой части речи рас­пре­де­ле­ны по родам с учё­том окон­ча­ний в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа.

Мужской род

1. суще­стви­тель­ные с осно­вой на твер­дый и мяг­кий соглас­ный и нуле­вым окончанием

2. неко­то­рые суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -а/я, назы­ва­ю­щие лиц муж­ско­го пола

3. суще­стви­тель­ные, име­ю­щие оце­ноч­ные суф­фик­сы, с окон­ча­ни­ем -о/-е, -а

4. суще­стви­тель­ное «под­ма­сте­рье».

Женский род

1. суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -а/я

2. суще­стви­тель­ные с осно­вой на мяг­кий соглас­ный и «ж», «ш» с нуле­вым окончанием

Средний род

1. суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -о/-е

2. суще­стви­тель­ные на -мя

3. суще­стви­тель­ное «дитя».

Общий род

1. суще­стви­тель­ные, назы­ва­ю­щие людей обо­е­го пола по качествам

2. неко­то­рые име­на собственные

У слов, име­ю­щих толь­ко фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла, род не определяется.

Видео:Русский язык. Части речи. Имя существительное.Скачать

Чем хорош ГДЗ для пятиклассника

«ГДЗ Русский язык 5 класс Ладыженская, Баранов — Учебник (Просвещение)» пригодится пятиклассникам на уроках главного гуманитарного предмета. Пятёрки и четвёрки начнут появляться в дневнике чаще. Неудовлетворительные оценки останутся в прошлом. Преподаватель лингвистической науки будет доволен сообразительностью учащегося, который начнёт посещать уроки подготовленным на сто процентов. Выполнение домашних заданий под руководством ГДЗ окажется более элементарным мероприятием, которое не отнимет много сил и времени. Это придётся по душе юным школьникам, которые успеют качественно отдохнуть перед новым учебным днём. Другие достоинства ГДЗ:

  • онлайн-версия и адаптированная мобильная для компактных современных устройств;
  • присутствует продуманная поисковая система, через которую пользователи быстро найдут проблемный номер упражнения из учебника, требующего консультации пособия;
  • ребята станут самостоятельными, независимыми от помощи родителей.

Даже при серьезных пробелах в знаниях не придётся прибегать к помощи репетитора. Его дорогостоящие услуги прекрасно заменит самодостаточный самоучитель. Решебник является полезным приобретением для электронной библиотеки каждого ребенка, стремящегося в пятом классе к итоговой пятёрке по русскому.

Лексико-грамматические группы имен существительных

В зави­си­мо­сти от того, какой пред­мет по зна­че­нию назы­ва­ют сло­ва этой части речи, выде­ля­ют груп­пы существительных:

Конкретные име­на суще­стви­тель­ные назы­ва­ют кон­крет­ные пред­ме­ты и явле­ния действительности.

Они соче­та­ют­ся с коли­че­ствен­ны­ми числительными:

  • два дома
  • три гара­жа.

Абстрактные (отвле­чен­ные) суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют дей­ствие или при­знак в отвле­че­нии от его про­из­во­ди­те­ля или носи­те­ля признака.

Обозначаемые ими поня­тия нема­те­ри­аль­ны, их нель­зя уви­деть, изме­рить или потро­гать. О них мож­но толь­ко раз­мыш­лять, их мож­но опи­сать или проанализировать.

Вещественные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют веще­ства, мате­ри­а­лы, лекар­ства, пище­вые про­дук­ты, хими­че­ские эле­мен­ты и соеди­не­ния и др.

Собирательные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют сово­куп­ность одно­род­ных пред­ме­тов как еди­ное целое.

Для них харак­тер­ны суф­фик­сы -ств-, -в-, -j (о), -ур- и др.

Видео:СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ//ЧТО ИМЕЕТ//ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯСкачать

Решебник Ладыженская Т.А. по русскому языку для 5 класса – основные разделы

Знание правил русской грамматики не всегда помогает школьникам безошибочно выполнять домашние упражнения: многие ребята нуждаются в практических примерах, которые далеко не всегда содержатся в учебниках. Роль домашнего педагога приходится брать на себя родителям или наемным репетиторам.

Как развить в ребенке самостоятельность и добиться максимального погружения в предмет? Воспользоваться удобным сборником ГДЗ по русскому языку за 5 класс Ладыженской Т.А., который включает в себя выполненные задачки по таким темам?

  • Устная и письменная речь – особенности и отличия;
  • Правописание проверяемых безударных гласных и непроизносимых согласных;
  • Части речи – имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение;
  • Основы синтаксиса и пунктуации;
  • Словосочетания и их синтаксический разбор;
  • Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое;
  • Второстепенные члены предложения – определение, дополнение, обстоятельство;
  • Простые и сложные предложения;
  • Предложения с однородными членами;
  • Понятия диалога и прямой речи;
  • Фонетика – глухие и звонкие, гласные и согласные, мягкие и твердые звуки;
  • Морфемы – корень, суффикс, окончание, приставка, окончание

Решебник по русскому языку для 5 класса Ладыженской Т.А. сформирован на основании одноименного учебника в двух частях 2012 года, состоящего из 127 параграфов, посвященных основам лексики, фонетики, синтаксиса, пунктуации, орфоэпии, морфологии и морфемики.

Программа школьного курса русского языка в 5 классе весьма насыщена, что не позволяет многим школьникам самостоятельно разобраться в особенностях выполнения домашних упражнений. Готовые домашние задания помогут усвоить предмет без дополнительных занятий и репетиторов, уяснить азы дисциплины столь важные для ее дальнейшего изучения.

Решебник по учебнику русского языка 5 класс Ладыженской

Каждый житель нашей страны любит «великий и могучий» за его неповторимую образность и многообразие. Но помимо всего прочего, это еще один из самых развитых языков мира с богатейшим словарем и разнообразием словообразовательных средств, неисчерпаемыми возможностями выразительности и необычностью стилистики. Русский язык по праву занимает особое место в мировой художественной литературе и науке, являясь одним из официальных языков ООН.

Поэтому очень важно с малых лет прививать молодому поколению любовь к государственному языку – любовь искреннюю и неподдельную, а не «из-под палки», потому что «так надо». Сделать это можно только максимально погружаясь в предмет, изучая его внимательно и скрупулезно

На протяжении многих лет современная школа работает со школьниками 5 класса на уроках русского языка по учебно-методическому комплексу под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Он содержит теоретический материал, практические упражнения, а также полезные инструменты для развития связной речи. Сборник ГДЗ содержит выполненные задания по следующим темам:

  • язык и общение – знание роли языка в жизни человека, общества, отличий письменного общения от устного, умение излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • синтаксис, пунктуация, культура речи – понятие об основных единицах синтаксиса, членах и типах предложения, правильном употреблении знаков препинания;
  • фонетика, графика, орфография – смысл классификации звуков;
  • лексика – словарный состав языка;
  • морфемика – структура языка, понятие о словообразовании и функционировании слова;
  • морфология – изучение слова, как части речи;
  • имя прилагательное, имя существительное, глагол – разграничение частей речи, их грамотное применение в устной и письменной речи.

Подбор заданий к упражнениям предусматривает систематический и дифференцированный  подход к изучению материала. При этом школьная программа несколько перенасыщена, что значительно усложняет самостоятельное изучение предмета пятиклассниками. Поэтому главная цель представленных готовых домашних заданий – помочь разобраться в сложностях без посторонней помощи.

Число имени существительного

Имя существительное изменяется по числам и может иметь форму единственного и множественного числа. Основное значение форм числа у существительных — указание на количество предметов.

Встречаются слова, обозначающие предметы, которые вообще нельзя считать. Например, счастье, радость, боль, масло, песок и т. д. Эти слова обычно имеют форму единственного числа.

Существуют речевые ситуации, в которых эти слова могут иметь форму множественного числа, но тогда они обозначают нечто другое:

  • разные сорта вещества: маслá, крупы и т. д.;
  • большие пространства, заполненные веществом. Сравните: Караван затерялся в песках и Монета затерялась в песке;
  • длительность, повторяемость явлений: У дедушки были сильные боли.

Некоторые слова не имеют формы единственного числа: ножницы, сани, очки, брюки, люди и т. д.

{"questions":,"placeholder":0,"answer":3}},"hints":}]}

Число имен существительных

У имен суще­стви­тель­ных кате­го­рия чис­ла явля­ет­ся непо­сто­ян­ным мор­фо­ло­ги­че­ским признаком.

Число явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной кате­го­ри­ей суще­стви­тель­ных, кото­рая выра­жа­ет­ся в про­ти­во­по­став­ле­нии сопо­ста­ви­мых форм един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

  • доро­га — дорог и
  • погон — погон ы
  • сло­во — слов а
  • лошадь — лошад и

Большинство суще­стви­тель­ных изме­ня­ют­ся по чис­лам. Ряд слов этой части речи име­ет фор­мы един­ствен­но­го или толь­ко мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • злость (ед. ч.)
  • уми­ле­ние (ед. ч.)
  • день­ги (мн. ч.)
  • кани­ку­лы (мн. ч.)

Видео:Русский язык 1 класс (Урок№75 — Что такое слова-признаки?)Скачать

Существительные одушевленные и неодушевленные

Одушевленность/неодушевленность — это постоянный грамматический признак имен существительных.

Одушевленные существительные обозначают нечто живое и отвечают на вопрос кто?

Примеры
ученица, хозяин, прохожий

Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления неживой природы, растения, совокупность живых существ и отвечают на вопрос что?

Примеры
камень, дерево, родня, профессура, армия

Следует понимать, что эта грамматическая категория может не совпадать с различением живого и неживого в природе.

В языке к одушевленным существительным относятся:

  • названия игрушек, механизмов, похожих на человека (Мальвина, Золушка, робот);
  • названия шахматных фигур и карт (ладья, туз);
  • названия мифических существ (фея, русалка, Кощей).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: