Упражнение 677 — гдз русский язык 5 класс. ладыженская, баранов. учебник часть 2

«в синем небе плывут над полями», анализ стихотворения никитина

Доклад №2

Никитин Иван Саввич — простой русский поэт из глубинки середины 19 века. В его творческой деятельности можно проследить дух того  еще времени. Произведения Ивана Никитина оказывает большой интерес у читателей, в частности у тех, кто интересуется глубокой поэзией. Иван Саввич родом из города Воронеж. Родился в 1824 года в достаточно зажиточной семье. Его отец торговал свечами и был мещанином. В детстве поэт очень любил читать, часто уходил на реку и там проводил время с любимой книгой. Грамоте его научил местный  сосед – сапожник. В возрасте приблизительно 9 лет, Иван Никитин поступил сначала в местное духовное училище, а уже позже в семинарию. Но, к сожалению учебу пришлось прервать, в связи со смертью матери и разорением отца. В те годы будущий поэт взял всю заботу о близких на себя. Ему пришлось оставить учебу, в связи с большим количеством пропусков и помогать отцу. Дальше жизнь Ивана Никитина становилась труднее, ему пришлось работать дворником. Но, не смотря на достаточно тяжелую работу, Никитин не опустился в духовном плане. И всякий раз, когда выдавалась свободная минутка – читал любимую книгу, и пробовал самостоятельно писать стихи. Первые строки поэта состоялись в 1853 году. Их опубликовали в местных ведомостях. На этом момент поэту было около 29 лет. После успешной публикации, стихи начали переписываться и даже передаваться из рук в руки. Далее стихи были произведены в «Отечественных записках», «Библиотеке для чтения». Иван Никитин очень любил воспевать красоту русской природы, замечать ее оттенки и чувствовать мир. Так же в своих произведениях Иван Никитин любил описывать жизнь простолюдина. К примеру – «Жена ямщика», «Пахарь» и другие. В своих стихах автор повествует огромную любовь к народу и глубокое сочувствие к сложной судьбе. В своих произведениях Иван Саввич писал все как есть, не старался приукрасить. От жизни простолюдина поэт был вовсе далек, поэтому все сведения приходилось получать от людей, которые останавливались на его постоялом дворе. Вскоре будущий поэт познакомился с Толстым Д.Н. Позже он помог Ивану Никитину напечатать стихотворения и ввел его в круг местной интеллигенции. К слову сказать, не смотря на все успехи в творческой деятельности, поэт жил довольно тяжело. Его отец начал пить, семейные дела тоже ухудшились. А вскоре и Сам Никитин тяжело заболел и долго не мог выздороветь. Именно в эти минуты к поэту пришла вера, и он стал писать на религиозные темы. Поэт все так же искренне воспевал красоту русской природы. Многие его стихи со временем превратились в песни и романсы. В последние годы жизни поэт очень часто болел, но продолжал заниматься творческой деятельностью. В это время вышло очередное произведение. Принимал активное участие в культурной деятельности города Воронеж, проводил занятия в школах. 28 октября 1861 года от чахотки скоропостижно скончался поэт Иван Саввич Никитин. На момент смерти ему было всего 37 лет. За время жизни он написал более 200 стихотворений, 3 поэмы и 1 повесть.

3 класс

НебоСтихотворение Ивана Никитина

С глубокою думой Гляжу я на небо, Где, в темной лазури, Так ярко сверкают Планет мириады. Чья мощная сила Вращает их чудно В таинственной сфере? Когда и откуда Тела их начало Свое получили? Какие в составе Их тел неизвестных Основою жизни Положены части? Какое имеют Они назначенье И кто бытия их Всесильный виновник?

Уж много минуло Суровых столетий; Как легкие тени, Исчезли народы, Но так же, как прежде, Прекрасна природа, И нету песчинки, Нет капли ничтожной, Ненужной в системе Всего мирозданья; В ней всё служит к цели, Для нас непонятной. И пусть остается Во мраке глубоком Великая тайна Начала творений; Не ясно ль я вижу Печать дивной силы На всем, что доступно Уму человека И что существует Так долго и стройно, Всегда совершая Процесс своей жизни По общему смыслу Законов природы; И как мне поверить Иль даже подумать, Чтоб случай бессильный Был первой причиной Начала, законов Движенья и жизни Обширной вселенной?

И.С.Никитин. Полное собрание стихотворений.Библиотека поэта. Большая серия.Москва-Лениград: Советский писатель, 1965.

Текст этой презентации

Слайд 1

Литературное чтение
УМК«Школа России»
4 класс
Иван Саввич Никитин
«В синем небе плывут над полями…» Выполнила: Шабанова Марина Геннадьевна,
Учитель начальных классов МБОУ Сарасинской СОШ Алтайского района Алтайского края
2014

Слайд 2

Сборники стихов И.С.Никитина

Слайд 3

Слайд 4

Иван Саввич НикитинИван Саввич Никитин (1824—1861) — русский поэт.Родился в семье торговца свечами Саввы Евтихиевича Никитина (1793—1864). Учился в духовной семинарии. Семинария дала Никитину многое, однако казенная и скучная система образования юноше не нравилась, и свое отношение к этому укладу жизни он потом выразит в «Дневниках семинариста» (1861). Разорение отца вынудило Никитина стать содержателем постоялого двора. В 1859 Н. открыл книжный магазин.

Слайд 5

Первые стихи Никитина, проникнутые религиозными мотивами, появились в печати в 1853 г. Затем всё более в творчестве поэта ощущается стремление к реализму.
Никитин описывал горестную судьбу городского труженика и крестьянина-бедняка, тяжкую женскую долю («Бурлак», «Жена ямщика», «Три встречи», 1854 г.; «Уличная встреча», 1855 г., и др.). Любовью к родине полны стихотворения «Русь» (1851 г.), «Встреча зимы» (1854 г.).

Слайд 6

Выдающийся мастер русского поэтического пейзажа, он с глубокой любовью, проникновенным лиризмом воспроизвёл картины родной земли.
На слова Никитина, одного из самых ярких русских крестьянских поэтов, написано более 60 романсов и песен.

Слайд 7

Умер 28 октября 1861 г. в Воронеже.

Слайд 8

***
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян. Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес обдаёт. Кротко звёзд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.

Слайд 9

Ребята, какое чувство вызвало у вас данное стихотворение? Что вы представили? Закройте глаза и попробуйте увидеть природу которую вам пытается передать автор.

Слайд 10

***
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян. Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес обдаёт. Кротко звёзд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.

Слайд 11

Прочитайте стихотворение.
Подчеркните незнакомые слова.***
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян. Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес обдаёт. Кротко звёзд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.

Слайд 12

Что такое синонимы? Это слова схожие по значению. Подберите синонимы к следующим словам:
Грезит-
Восторг-
Золотой-
Сиянье-мечтаетвосхищениежелтый, оранжевыймерцать, переливаться

Слайд 13

Что такое антонимы? Это слова противоположные по значению.
Подберите антонимы к следующим словам:
Прохладный-
Восторг-жаркий, знойный, тёплыйогорчение, печаль, скорбь, тоска

Слайд 14

Что такое эпитеты? Эпитет – это образное выражение признака предмета.

Слайд 15

Найдите в тексте эпитеты. Синее небо
Золотые края Теплый вечер Прохладой ночною Красное зарево Чистое поле
***
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян. Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес обдаёт. Кротко звёзд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.

Слайд 16

Найдите рифмы. Подчеркните карандашом рифмующие слова.Как поставлены рифмы? ***
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян. Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес обдаёт. Кротко звёзд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.

Слайд 17

1. Прочитайте стихотворение. 2. Какие мысли и чувства выразил поэт в этом стихотворении? 3. Представте себя в этой картине описанной Никитиным. Что вы там делаете? Какова ваша роль?

Слайд 18

Как вы представляете себе: — золотые края облаков? — золотое сияние звезд?

Слайд 19

Домашнее задание:Подготовить выразительное чтение стихотворений И.С.Никитина (найти в других сборниках) и выучить одно из них (по желанию).

Анализ стихотворения Ивана Никитина в синем небе плывут над полями

Иван Никитин был очень талантливым и успешным человеком. В русской литературе он прославился, как «мастер пейзажной лирики». Его стихотворения всегда рождали в сердце человека противоречивые чувства. Они одновременно радовались красоте своей родины, но в то же время приходили в уныние от страха ее испортить или потерять.

С раннего детства Никитин очень любил читать. Он часами гулял по окрестностям своего родного края, которые начинались сразу за его домом. Эти прогулки сильно повлияют на его творческую деятельность. Пейзажи, которые он видел еще в детстве, снова возродятся в его стихотворениях.

Писать он начинает довольно поздно, в 30 лет у него выходит первый сборник стихотворений, который читатели встречают с превеликим удовольствием. В начале его творчество носило лишь природный характер, он описывал ее красоту и величие. После того, как поэт заболевает, в его лирике появляется важная тема, тема веры.

Стихотворение «В синим небе плывут над полями» носит одновременно два смысла. Тема природы тесно переплетается с темой веры. Он описывает природу, как красивое божественное явление. При этом Никитин не упускает возможности, использовать эпитеты, которые ярче передают ее красоту — «облака с золотыми краями», «теплый вечер», «огненный шар».

В стихотворении описывается вечер, когда вся природа уходит на покой. Он очень красиво говорит об этом переходе, от света к тьме. Настроение, которым заканчивается стихотворение, позволяет нам почувствовать божественное присутствие.

Его любовь к природе огромна. Хотя бы потому что он видит в ней божественное участие. Из этой строки мы видим «точно в храме, стою я в тиши», что он сравнивает природу с храмом. Храм означает для людей место поклонения, тишины, покоя и защиты. Все это он чувствует находясь на свежем воздухе, близ родного леса.

Литературное направление и жанр

Классическое пейзажное стихотворение недаром стало хрестоматийным и рекомендуется для чтения младшим школьникам. Образы стихотворения настолько традиционны, что даже могут считаться банальными. Восприятие природы как храма – общее место в романтизме. Но реалиста Никитина ни в коем случае нельзя считать романтиком. Для него данный образ – это поэтизм. Природа реалиста Никитина всегда конкретна

Для него важно время года, время суток, правдивость деталей пейзажа. Это, так сказать, зарисовка с натуры. Если стихотворение датировано июлем, то в нём есть чёткая примета этого времени – зреющий колос

Если стихотворение датировано июлем, то в нём есть чёткая примета этого времени – зреющий колос.

Иван Никитин — С глубокою думой ( Небо )

S glubokoyu dumoyGlyazhu ya na nebo,Gde, v teinov lazuri,Tak yarko sverkayutPlanet miriady.Chya moshchnaya silaVrashchayet ikh chudnoV tainstvennoy sfere?Kogda i otkudaTeda ikh nachaloSvoye poluchili?Kakiye v sostaveIkh tel neizvestnykhOsnovoyu zhizniPolozheny chasti?Kakoye imeyutOni naznachenyeI kto bytia ikhVsesilny vinovnik?Uzh mnogo minuloSurovykh stolety;Kak legkiye teni,Ischezli narody,No tak zhe, kak prezhde,Prekrasna priroda,I netu peschinkuNet kapli nichtozhnoy,Nenuzhnoy v sistemeVsego mirozdanya;V ney vse sluzhit k tseli,Dlya nas neponyatnoy. I pust ostayetsyaVo mrake glubokomVelikaya taynaNachala tvoreny;Ne yasno l ya vizhuPechat divnoy silyNa vsem, chto dostupnoUmu chelovekaI chto sushchestvuyetTak dolgo i stroyno,Vsegda sovershayaProtsess svoyey zhizniPo obshchemu smysluZakonov prirody;I kak mne poveritIl dazhe podumat,Chtob sluchay bessilnyByl pervoy prichinoyNachala, zakonovDvizhenya i zhizniObshirnoy Vselennoy?

C uke,jrj/ levjqUkz;e z yf yt,j,Ult, d ntbyjd kfpehb,Nfr zhrj cdthrf/nGkfytn vbhbfls/Xmz vjoyfz cbkfDhfoftn b[ xelyjD nfbycndtyyjq catht?Rjulf b jnrelfNtlf b[ yfxfkjCdjt gjkexbkb?Rfrbt d cjcnfdtB[ ntk ytbpdtcnys[Jcyjdj/ ;bpybGjkj;tys xfcnb?Rfrjt bvt/nJyb yfpyfxtymtB rnj ,snbz b[Dctcbkmysq dbyjdybr?E; vyjuj vbyekjCehjds[ cnjktnbq;Rfr kturbt ntyb,Bcxtpkb yfhjls,Yj nfr ;t, rfr ght;lt,Ghtrhfcyf ghbhjlf,B ytne gtcxbyreYtn rfgkb ybxnj;yjq,Ytye;yjq d cbcntvtDctuj vbhjplfymz;D ytq dct cke;bn r wtkb,Lkz yfc ytgjyznyjq///B gecnm jcnftnczDj vhfrt uke,jrjvDtkbrfz nfqyfYfxfkf ndjhtybq;Yt zcyj km z db;eGtxfnm lbdyjq cbksYf dctv, xnj ljcnegyjEve xtkjdtrfB xnj ceotcndetnNfr ljkuj b cnhjqyj,Dctulf cjdthifzGhjwtcc cdjtq ;bpybGj j,otve cvsckePfrjyjd ghbhjls;B rfr vyt gjdthbnmBkm lf;t gjlevfnm,Xnj, ckexfq ,tccbkmysq,sk gthdjq ghbxbyjqYfxfkf, pfrjyjdLdb;tymz b ;bpybJ,ibhyjq Dctktyyjq?

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№677 учебника 2019-2022 (стр. 124):

     Запишите выделенные глаголы парами. Поставьте к ним вопросы, определите их вид.

     Образец. Умею (что делаю?) — несов. вид; сумею (что сделаю?) — сов. вид.

РУКИ

     Однажды правая рука сказала левой:
     — Стыдись, ведь мы одинаково устроены природой, а между тем я всё умею делать, а ты ничего. Я и жну, и кошу, и сею, и огород поливаю, и пишу, и рисую, и черчу — словом, всё делаю. А ты бездельничаешь.
     На что левая рука ответила:
     — Чем же я виновата, что мой господин меня не упражняет? Пусть он только начнёт меня упражнять — и я всё сделаю: и сожну, и накошу, и посею, и огород полью, и напишу, и нарисую, и начерчу не хуже тебя.

(По А. Пешковскому)

№677 учебника 2022-2024 (стр. 99):

Прочитайте выразительно отрывки из стихотворения К. Бальмонта «Август». Определите его тему и главную мысль. Укажите морфологические признаки выделенных прилагательных. Выполните лексический анализ двух прилагательных (по выбору).

Как ясен август, нежный и спокойный
Сознавший мимолётность красоты.
Позолотив древесные2 листы,
Он чувства заключил в порядок стройный. <…>
В последний раз, пред острием серпа,
Красуются колосья наливные,
Взамен цветов везде плоды земные.Отраден вид тяжёлого снопа,
А в небо журавлей летит толпа
И криком шлёт «прости» в места родные.

№677 учебника 2011-2018 (стр. 125):

     Диктант с продолжением. Поставьте глаголы в настоящем времени, расставьте недостающие знаки препинания. Продолжите текст на тему «Мой брат (сестра, папа, мама, сосед) до ухода в школу (на работу)». Подчеркните все глаголы в тексте.

     Весеннее утро. Будильник (вздрагивать) (щёлкать) слегка и (начинать) звонить. За стенами (просыпаться) другие будильники. Зовут будильники (торопить).4 Люди (сбрасывать) одеяла (потягиваться).

     Для справок: слышать, видеть, вскакивать, проветривать, стелить, умываться, плескаться, причёсываться, одевать, надевать, тренироваться, выбегать, дышать, затеять, завтракать.

Подсказка

№677 учебника 2022-2024 (стр. 99):

Обратитесь к темам:

  • «Морфемный анализ»;
  • «Лексический анализ».

№677 учебника 2011-2018 (стр. 125):

Обратитесь к темам:

  •  «Время глаголов»;
  • «Синтаксический разбор предложения».

Ответ

№677 учебника 2019-2022 (стр. 124):

Жну (что делаю?) — несов. вид; сожну (что сделаю?) — сов. вид.

Кошу (что делаю?) — несов. вид; накошу (что сделаю?) — сов. вид.

Сею (что делаю?) — несов. вид; посею (что сделаю?) — сов. вид.

Поливаю (что делаю?) — несов. вид; полью (что сделаю?) — сов. вид.

Пишу (что делаю?) — несов. вид; Напишу (что сделаю?) — сов. вид.

Рисую (что делаю?) — несов. вид; нарисую (что сделаю?) — сов. вид.

Черчу (что делаю?) — несов. вид; начерчу (что сделаю?) — сов. вид.

Делаю (что делаю?) — несов. вид; сделаю (что сделаю?) — сов. вид.

№677 учебника 2022-2024 (стр. 99):

     Тема: описание августаОсновная мысль: природа начинает увядать, прощается с летом.

Ясен — краткая форма, м. р., ед. ч..
Нежный — полная форма, м. р., ед. ч., Им. п..
Древесные — полная форма, мн. ч., В. п..
Наливные — полная форма, мн. ч., Им. п..
Отраден — краткая форма, м. р., ед. ч..
Тяжёлого — полная форма, м. р., ед. ч., Р. п..
Родные — полная форма, мн. ч., В. п..
    Древесные

Пояснения:

     к морфологическим признакам прилагательных относятся: полная или краткая форма, род, число, падеж. Не  забывайте о том, что у прилагательных, стоящих в форме множественного числа, род определить нельзя; а у прилагательных в краткой форме не определяется падеж.

Древесные6

  1. Древесный — свойственный, характерный для дерева.
  2. Многозначное слово.
  3. Употреблено в прямом значении.
  4. Синонимов и антонимов нет.

Тяжёлого6

  1. Тяжелый — имеющий значительную массу, вес.
  2. Многозначное слово.
  3. Употреблено в прямом значении.
  4. Синоним — увесистый, антоним — лёгкий.

№677 учебника 2011-2018 (стр. 125):

    Весеннее утро. Будильник вздрагивает, щёлкает слегка и начинает звонить. За стенами просыпаются другие будильники. Зовут будильники, торопятся. (повеств., невоскл., нераспр., с однород. сказуем.) Люди сбрасывают одеяла, потягиваются.

     Мой брат резво вскакивает в постели, едва услышав будильник. Мы вместе умываемся и чистим зубы, плескаемся и брызгаем друг в друга водой. Затем причёсываемся и одеваемся. Обычно мы завтракаем всей семьёй. А после завтрака выбегаем из дома и спешим в школу.

  • ← Предыдущее
  • Следующее →
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: