Корень слова. однокоренные слова. написание корня в однокоренных словах

Упражнение 141 - гдз русский язык 3 класс. канакина, горецкий. учебник часть 1

Понятие об однокоренных словах

Среди огромного количества слов русского языка можно выделить ряды слов с общей частью, в которой заключено их главное лексическое значение. Конечно же, речь идет о корне и об однокоренных словах.

Определение

Однокоренные слова — это близкие по смыслу слова с одним и тем же корнем.

Эти единицы речи объединяет не просто набор одинаковых букв и звуков, а еще нечто общее, заключенное в слове, общая соотнесенность с чем-либо (предметом, признаком, действием, качеством и пр.), то есть их лексическое значение.

К примеру, словом «смелый» называют отважного и храброго  человека, не боящегося трудностей и опасностей. Лексическое значение этого прилагательного заключено в корне смел-, который укажем в морфемном составе близких по смыслу слов:

  • смелость
  • смельчак
  • осмелеть
  • осмелиться
  • смело

Все перечисленные слова являются однокоренными.

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№141 учебника 2011-2022 (стр. 78):

Прочитайте. Запишите слова в порядке указанных значений. Выделите в словах корень, который «хранит» общее значение данных однокоренных слов.

Заморский, морской, мореплаватель, моряк, море, приморский, мореход.

  1.  Часть океана — большое водное пространство.
  2.  Прилагательное к слову «море».
  3.  Путешественник по морям.
  4.  Синоним к слову «мореплаватель».
  5.  Тот, кто служит во флоте.
  6.  Находящийся за морем.
  7.  Находящийся у моря.

• Составьте предложение с любым словом. Запишите его.

№141 учебника 2023-2024 (стр. 77):

Прочитайте сложные слова. Объясните их лексическое значение.

   носорог        ледоход       пылесос

   водолаз        вертолёт      сталевар

   ледокол        углевоз        овощевод

   змеелов        скалолаз     камнепад

   стеклорез     пешеход      рыболов

  • Выскажите мнение: в данных словах один корень или два?  От каких слов образовалось каждое слово? Как вы думаете, почему эти слова называют сложными?
  • Спишите любую группу слов в алфавитном порядке.
  • Выделите в сложных словах корни: носорог. Подчеркните буквы о или е, которые соединяют корни сложных слов.

№141 учебника 2023-2024 (стр. 77):

Сложные слова состоят из нескольких корней.

Ответ

№141 учебника 2011-2022 (стр. 78):

Море, морской, мореплаватель, мореход, моряк, заморский, приморский.

  Приморский городок был прекрасен в утренних лучах солнца.

№141 учебника 2023-2024 (стр. 77):

Лексическое значение слов:

Носорог — крупное травоядное млекопитающее с одним или двумя рогами на передней части морды. Водолаз — рабочий, занимающийся подводными работами. Ледокол — судно, оборудованное для прохода сквозь льды. Змеелов — человек, который ловит змей. Стеклорез — специальный инструмент для резки стекла. Ледоход — движение льда по течению. Вертолёт — самолёт специальной конструкции. Углевоз — морское судно для перевозки угля. Скалолаз — специалист по подъёму на скалы. Пешеход — человек, идущий пешком. Пылесос — аппарат для очистки от пыли помещений, мебели. Сталевар — рабочий по выплавке стали. Овощевод — специалист по выращиванию овощей. Камнепад — обвал камней в горах. Рыболов — человек, который ловит рыбу.

В данных словах два корня, которые соединены при помощи соединительных гласных  о и е. Эти слова называются сложными.

Слова образованы:

  • Носорог — нос+рог; водолаз — вода+лазить; ледокол — колоть+лёд; змеелов — змея+ловить; стеклорез — стекло+резать.
  • Ледоход — лёд+ходить; вертолёт — вертеть+лететь; углевоз — уголь+возить; скалолаз — скала+лазать; пешеход — пешком+ходить.
  • Пылесос — пыль+сосать, сталевар — сталь+варить; овощевод — овощ+разводить; камнепад — камни+падать; рыболов — рыба+ловить.

Все группы слов в алфавитном порядке:

  Водолаз, змеелов, ледокол, носорог, стеклорез.

  Вертолёт, ледоход, пешеход, скалолаз, углевоз.

  Камнепад, овощевод, пылесос, рыболов, сталевар.

Пример записи:

Водолаз, змеелов, ледокол, носорог, стеклорез.

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Как отличить однокоренные слова от форм слов

Возьмем для исследования слово «дом», которое имеет следующий морфемный состав:

дом — корень/окончание

Проследим, как это слово склоняется:

  • и. п. (что?) дом, дома
  • р. п. крыльцо (чего?) дома, много (чего?) домов
  • д. п. направляюсь (к чему?) к дому, к домам
  • в. п. построим (что?) дом, дома
  • т. п. любуюсь (чем?) домом, домами
  • п. п. расскажу (о чём?) о доме, о домах

Перед нами не родственные слова, а падежные формы существительного «дом», у которых корень остается один и тот же, а только меняются падежные окончания. Это одно и то же слово, только в другой грамматической «одёжке», которую назовем его формой.

Сравним с рядом однокоренных слов с корнем дом-, приведенных выше.

Темный — темнее, темнейший, темнее всех.

В этом ряду представлены формы степеней сравнения качественного прилагательного «темный».

Болеть — болел, болела, болело, болевший, болея.

Эти слова являются родовыми формами прошедшего времени, особыми формами причастием и деепричастием глагола «болеть».

Сравним с формами глагола «болеть» ряд однокоренных слов:

  • боль
  • больница
  • больной (существительное)
  • больничный двор
  • заболеть
  • приболеть
  • заболевание и пр.

Вывод
Однокоренные слова, как правило, являются словами разных частей речи. А формы слова представляют собой одну и ту же часть речи в другой грамматической форме.

Проверь себя

Номер 1.

Прочитайте. Объясните, как найти в данных словах указанные в скобках части слова.

Позвонит (приставка). Снежок (корень). Медвежонок (суффикс). Гроза (окончание).

Ответ:

Чтобы найти в слове ПОЗВОНИТ приставку, нужно:1. Изменить слово, чтобы выделить окончание: позвоню, позвонил, значит, окончание –ит-.2. Подобрать однокоренные слова, чтобы выделить корень слова: звоню, звонишь: корень –ЗВОН-.3. Оставшаяся часть слова, стоящая перед корнем – приставка.

Чтобы найти в слове СНЕЖОК корень, нужно:1. Изменить слово, чтобы выделить окончание: снежка, снежку, окончание нулевое.2. Подобрать однокоренные слова, чтобы выделить корень слова: снег, снежный: корень –СНЕГ-.

Чтобы найти в слове МЕДВЕЖОНОК суффикс, нужно:1. Изменить слово, чтобы выделить окончание: медвежонку, медвежонка, окончание нулевое.2. Подобрать однокоренные слова, чтобы выделить корень слова: медведь, медвежий, медведица: корень –МЕДВЕЖ-.3. Оставшаяся часть слова, следующая за корнем — суффикс.

Чтобы найти в слове ГРОЗА окончание, нужно:1. Изменить слово, чтобы выделить окончание: грозы, гроз, грозе, окончание –а-.

Номер 2.

Докажите, что слова вязать и вязкий не являются однокоренными.

Ответ:

Родственные слова — слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Данные слова имеют только одинаковые корни, но значение у них различное.Вязать — соединять вместе, связывать.Вязкий — липкий, склизкий, клейкий.
Значит, у этих слов только один признак родственных слов. Поэтому они не являются однокоренными.

Номер 3.

Прочитайте. Найдите лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

1. Берег, берега, береговой, побережье.
2. Дальний, синий, зимний, соседний.
3. Солнце, пальто, облако, весна.

Ответ:

1. Лишнее слово — береговой, потому что это имя прилагательное, а остальные слова — имена существительные.
2. Лишнее слово — синий, потому что не имеет суффикса, как другие слова: дальний, синий, зимний, соседний.
3. Лишнее слово — пальто, потому что оно не изменяемое.

Номер 4.

Прочитайте. В какие группы по составу можно объединить данные слова? Объясните выбор каждой группы слов.

    Белый, побелеть, белизна, голубенький, покраснеть, желтизна, беленький, жёлтый.

Ответ:

Нарисуйте схему состава выделенного слова и подберите другое слово с таким же составом.

Ответ:

: синенький.

Номер 5.

Объясните, в каком порядке вы будете разбирать по составу слова подоконник, снежинки, пришкольный.

Ответ:

1.Определить часть речи, чтобы понять – изменяемое слово или нет.
2.Найти окончание через подбор форм слова.
3.Выделить основу – это часть слова без окончания.
4.Подобрать однокоренные слова, чтобы найти корень.
5.Часть слова перед корнем будет приставкой.
6.Часть слова после корня будет суффиксом.Подоконник, снежинки, пришкольный.

Номер 6.

Прочитайте. Образуйте от слова дорога слова со следующими значениями.

а) «маленькая узкая дорога»;
б) «тот, кто строит дороги»;
в) прилагательное к слову дорога;
г) «трава, растущая вдоль дороги».

Ответ:

а) дорожка;
б) дорожник;
в) дорожный;
г) подорожник.

Номер 7.

Прочитайте. Назовите слово.

    Приставка, суффикс и окончание те же, что и в слове подберёзовик, корень — как в слове осинник.

Ответ:

Под + осин + ов + ик + = подосиновик.

Конец страницы

Переход на другие страницы

Информация на этой странице была полезной?

3.9

5
(
31

голос
)

Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: