4 класс. русский язык. канакина. проверочные работы. страницы 56, 57, 58

Гдз путина по русскому языку 4 класс 2 часть учебник канакина

Диктант № 30 «Зимние игры» (122 слова)

Зима – самое холодное время года. Мороз неустанно разрисовывает окна. А снег пушистым одеялом укутывает дома и деревья. Но зима – это и еще и самое веселая пора. Только зимой можно устроить настоящую снежную битву. Вот стайка мальчишек разделилась на два лагеря. Они строят снежную крепость. Очень скоро начнется нешуточная битва. И снаряды у мальчишек настоящие, зимние – круглые и плотные снежки. А как здорово скатиться с ледяной горки на санях! Ветер свистит в ушах, мороз щиплет за щеки. Жаль, что опять в горку придется тащить санки на себе. Во дворе малыши лепят снежную бабу. Две девочки задорно гоняют снежный ком, стараясь сделать его еще больше. Это будет туловище снеговика. А вместо головы – другой снежный ком. Еще надо найти морковку, чтобы сделать снеговику длинный нос.

Грамматическое задание

  1. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
  2. В третьем предложении определите падежи имён существительных и прилагательных.
  3. Сделайте фонетический разбор слова «деревья».

Диктант № 2 «Зимний день» (56 слов)

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу птичьи следы. Хорошо в лесу!

Грамматическое задание

  1. Выпишите три словосочетания «прилагательное плюс существительное». Выделите окончания и укажите падеж имён прилагательных.
  2. Спишите, вставляя подходящие по смыслу прилагательные «На … небе загорелись … звёзды».
  3. Разберите по составу слово «пёстрого».

Глагол

Упражнение 169, с. 100

169. Прочитайте.

Художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр.Учит, шьёт, лечит, красит, строит, рисует.

• Определите, к какой части речи относятся слова каждой группы. По каким признакам вы это определили?

• Составьте и запишите нераспространённые предложения из данных слов. Подчеркните в предложениях основу.• Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым)

Упражнение 170, с. 100

170. Прочитайте.

Умелые рукиПокоя не знают.4Они вышивают,Строгают, копают.Умелые рукиПокоя не знают,Своим трудолюбиемМир украшают.Н. Сапаров

• Какова тема и главная мысль стихотворения?

• Назовите глаголы. Что они обозначают и на какой вопрос отвечают? Запишите эти глаголы.

• Составьте по рисунку предложения. Запишите их. Подчеркните глаголы. Над глаголами укажите часть речи: гл.

• Какая из пословиц подойдёт к теме и главной мысли стихотворения: 1) Рукам воли не давай; 2) Рабочие руки не знают скуки. Запишите её.

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№30 учебника 2011-2022 (стр. 18):

Прочитайте.

Вечер зимн… в небе синем

Звёзды син… зажёг.

Ветви сыплют син… иней

На подсиненный снежок.4

              В. Фетисов

  • Спишите, дописывая пропущенные окончания. Подчеркните в предложениях главные члены.
  • Докажите, что только одно из выделенных имён прилагательных употреблено в форме именительного падежа.
  • Какие слова с корнем -син- являются однокоренными, а какие — формами одного и того же слова?

№30 учебника 2023-2024 (стр. 18):

Прочитайте.

Вечер зимн… в небе синем

Звёзды син… зажёг.

Ветви сыплют син… иней3

На подсиненный снежок.4

              В. Фетисов

  • Спишите, дописывая пропущенные окончания. Проверьте себя. Подчеркните в предложениях главные члены.
  • Докажите, что только одно из выделенных имён прилагательных употреблено в форме именительного падежа.
  • Какие слова с корнем -син- являются однокоренными, а какие — формами одного и того же слова?

Подсказка

№30 учебника 2011-2022 (стр. 18):

Прилагательное в форме именительного падежа относится к подлежащему, а в других формах — к второстепенным членам предложения.

Однокоренные слова меняются с помощью приставок и суффиксов, а в формах слова изменяется только окончание.

Не забудь сделать синтаксический разбор предложения с цифрой 4 (найти главные и второстепенные члены предложения).

Ответ

№30 учебника 2011-2022 (стр. 18):

Вечер зимний в небе синем

Звёзды синие зажёг.

Ветви сыплют синий иней

На подсиненный снежок.

     В форме именительного падежа употреблено прилагательное зимний (вечер), оно относится к существительному вечер, которое отвечает на вопрос что? и стоит в И. п.

     Слова синем, синие, синий являются формами одного слова (у них изменяется только окончание, остальные части слова остаются неизменными), а слово подсиненный — родственное по отношению ко всем остальным однокоренным словам (данное прилагательное образовано от прилагательного синий при помощи приставки и суффикса).

№30 учебника 2023-2024 (стр. 18):

Вечер зимний в небе синем

Звёзды синие зажёг.

Ветви сыплют синий иней

На подсиненный снежок.

     Ветви сыплют синий иней на подсиненный снежок. (Повествоват., невосклиц., простое, распростр.).

     Иней — 2 слога.

и — — гласн.. ударн.;

н — — согл., звонк. непарн., мягк. парн.;

е — — гласн., безуд.;

й — — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.

4 б., 4 зв.

     В форме именительного падежа употреблено прилагательное зимний (вечер), оно относится к существительному вечер, которое отвечает на вопрос что? и стоит в И. п.

     Слова синем, синие, синий являются формами одного слова (у них изменяется только окончание, остальные части слова остаются неизменными), а слово подсиненный — родственное по отношению ко всем остальным однокоренным словам (данное прилагательное образовано от прилагательного синий при помощи приставки и суффикса).

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Ответы к страницам 56, 57 и 58

Другие решебники 4 класс:

  • Математика
  • Русский язык
  • Английский язык
  • Окружающий мир
  • Литературное чтение

Правописание падежных окончаний

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1. Прочитай. Допиши окончания имён прилагательных, употреблённых в начальной форме. Обозначь в словах ударение.
Зубр — это ди́кий, свире́пый, грома́дный лесно́й бык, са́мый кру́пный и са́мый тяжёлый европе́йский зверь.
(Из журнала «Мурзилка»)

2. Прочитай. Спиши, ставя выделенные слова из скобок в нужную падежную форму. Над именами прилагательными укажи род и падеж.
Под лучами весеннего солнца начал таять сугроб. Доберётся весенняя вода до земли, и подснежники пробудятся от зимнего сна.
(А. Онегов)

3*. Прочитай. Вставь пропущенные окончания. Отметь V сочетания слов, в которых есть имена прилагательные мужского рода в форме родительного падежа.V с раннего утра до позднего вечераV встретил давнего верного товарищаV гость с далёкого северного края

• Составь и запиши предложение с выделенным сочетанием слов.C раннего утра до позднего вечера льет проливной дождь.

4. Прочитай. Составь и запиши два предложения, употребляя словосочетание колючий ёжик сначала в родительном падеже, затем в винительном падеже.
1) От колючего ёжика (Р. п.) приятно пахнет лесом.
2) Мы нашли в лесу колючего ёжика (В. п.).

5. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Соедини линиями части предложений, чтобы получились пословицы.
Плохое начало — не к доброму концу.
Большому кораблю — большое плавание.
Верному другу — цены нет.

6. Прочитай. Отметь V, в окончаниях каких имён прилагательных пропущена буква е. В скобках укажи род и падеж имён прилагательных. V по весеннему небу (ср. р., Д. п.)
от сильного мороза ( м. р., Р. п.)V к горячему источнику (м. р., Д. п.)V у синего моря (ср. р., Р. п.)

7. Прочитай. Вставь пропущенные 8 словах буквы. Отметь V, в каком падеже употреблены выделенные имена прилагательные и на какой вопрос они отвечают.
Никита распахнул дверь на крыльце. Весь острый, чистый воздух был полон мягким и сильным шумом падающей воды. Это множество снеговых ручьев бежало в овражки. Полные до краев овраги гнали вешние воды в реку.
(А. Толстой)

П. п.
каком?V каким?V Т. п.

8. Прочитай. Отметь V предложения, в которых имена прилагательные употреблены в форме предложного падежа. Вставь пропущенные окончания.V Молоко кипятилось в глиняном горшочке.
Крепким настом покрылась лесная поляна.V На вечернем небе появились первые звездочки.

9. Прочитай. Отметь V, в окончании какого имени прилагательного пропущена буква и. В скобках укажи род и падеж имён прилагательных.
в серебристом инее (м. р., П. п.)
солнечным утром (ср. р., Т. п.)
на свежем воздухе (м. р., П. п)V с хорошим человеком (м. р.,Т. п.)

10. Прочитай. Вставь пропущенные окончания в именах прилагательных из скобок. Распространи каждое предложение данными в скобках словосочетаниями и запиши составленные предложения.
1) Солнце взошло и осветило (зимнее солнце, янтарным блеском, осветила снега).
2) Следы переплетаются (следы птиц, на белом снегу, затейливым узором).
3) Узор засверкал (снежный узор, на оконном стекле, ярким огоньком)

1) Зимнее солнце взошло и осветило снега янтарным блеском.
2) На белом снегу затейливым узором переплетаются следы птиц.
3) На оконном стекле снежный узор засверкал ярким огоньком.

  • ← предыдущее
  • следующее →

Диктант № 26 «Зимние краски» (88 слов)

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома надели белые снежные шапки. Деревья укрылись от мороза под белоснежным пледом. Дороги замело, закутало белым покрывалом. Всё белым-бело вокруг.

Но если приглядеться, то снег не всегда белого цвета. Под лучами солнца сугробы переливаются всеми оттенками розового и желтого. На обочине дороги, там, где сквозь снег проглядывает земля, снег становится бурым и даже коричневым. Еще больше красок в снежном одеянии природы можно наблюдать вечером. Закат окрашивает снег в лиловые, сиреневые и фиолетовые тона. А длинные сосульки становятся похожи на синие стрелы.

Грамматическое задание

  1. Найдите в тексте имена прилагательные. Укажите их число и падеж.
  2. Разберите по составу слова: длинные, проглядывает.
  3. Сделайте грамматический разбор последнего предложения.

Диктант № 20 «Зимний лес» (79 слов)

Я любовался пейзажем леса. После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У берёзки вьюга посеребрила инеем гибкие ветви. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгреби снег до земли. На этом месте видны кустики брусники и веточки черники.

Грамматическое задание

  1. В четвёртом предложении укажите падеж имён существительных.
  2. Укажите склонение, падеж и выделите окончание у существительного в словосочетании: «видны кустики».
  3. Выпишите из диктанта существительное единственного числа, женского рода, в родительном падеже.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: