Канакина. 3 класс. учебник №1. проверь себя с. 10

С решебником в 3 классе легко учиться

Ситуации случаются разные, и порой школьникам просто некогда делать д/з, так как они вынуждены посещать многочисленные кружки, куда их записали родители. «ГДЗ русскому языку 3 класс Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. (Просвещение)» позволит быстро покончить с уроками и отдохнуть после насыщенного дня. Но все же не стоит бездумно списывать из сборника решения. Такой подход не принесет положительных результатов, ведь многие ребята просто не обращают внимания на то, что делают

Очень важно, чтобы они осознавали, какие именно правила нужно применять в различных ситуациях

Лучше последовать совету учителей и других специалистов в области образования, которые рекомендуют:

  1. прочитать правила из учебника;
  2. самостоятельно сделать все номера;
  3. проверить себя с помощью пособия.

В случае обнаружения ошибок, будет сразу понятно откуда они взялись. Это позволит еще раз повторить теорию и разобрать проблемные моменты. Заодно учащиеся исправят все недочеты, так что к учителю попадет идеально выполненная работа. Полученными навыками третьеклассник сможет воспользоваться на уроке, что подтвердит, что в материале он разобрался. Придерживаясь этого метода, многие учащиеся добьются отличных результатов в учебе и улучшат успеваемость по дисциплине.

Сленг и жаргон

Язык как развивающееся явление не мог избежать введения в него жаргонных выражений. Особенно актуально это для нашего времени. Как развивается язык сегодня? Не самым лучшим образом. Он регулярно пополняется выражениями, которые чаще всего употребляет молодежь. Ученые-филологи считают, что эти слова очень примитивные и не имеют глубокого смысла. Также они уверяют, что век подобных фраз весьма короткий, и долго они не проживут, так как не несут какой-либо смысловой нагрузки, не являются интересными для интеллигентных и образованных людей. Таким словам не удастся вытеснить литературные выражения. Однако в реальности можно наблюдать совершенно противоположное. Но в целом это уже вопрос, касающийся уровня культуры и образованности.

Речь[]

Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Язык и речь — две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь — конкретному человеку. Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык — ручка, а речь — текст, который записан этой ручкой.

Функции речи

коммуникативная (референтивная) — cоответствует контексту, который понимается как предмет сообщения, иначе называемый референтом. Это функция передачи какого-либо сообщения, ориентации на контекст сообщения. В процессе коммуникации она самая важная, так как передает информацию о предмете
В тексте эту функцию подчеркивают такие, например, фразы: как сказано выше, внимание, микрофон включен, различные ремарки в пьесах.

экспрессивная (эмотивная) — соответствует отправителю, т.е

отражает отношение говорящего к высказываемому, прямое выражение чувств отправителя
При использовании экспрессивной функции важно не само сообщение, а отношение к нему. Эмотивный слой языка представлен междометиями, которые представляют собой эквиваленты предложений («ай», «ох», «увы»)

Важнейшие средства передачи эмоций — интонация и жесты.

поэтическая (эстетическая) — cоответствует сообщению, т.е. основную роль играет направленность на сообщение как таковое вне его содержания. Главное — это форма сообщения. Внимание направляется на сообщение ради него самого. Как видно из названия, эта функция используется прежде всего в поэзии, где большую роль играют стопы, рифмы, аллитерация и т.д., играющие важную роль в его восприятии, а информация часто второстепенна, причем зачастую содержание стихотворения нам непонятно, но нравится по форме.

апеллятивная (директивная) — соответствует получателю сообщения, на которого ориентируется говорящий, пытаясь тем или иным образом воздействовать на адресата, вызвать его реакцию.

фатическая (контактоустанавливающая) — соответствует контакту, т.е. цель сообщения при этой функции — установить, продолжить или прервать коммуникацию, проверить, работает ли канал связи Эту функцию дети усваивают первой. Стремление начать и поддерживать общение характерно для говорящих птиц. Фатическая функция в языке — единственная функция, общая для животных и людей.

метаязыковая функция — соответствует коду, т.е. предметом речи служит сам код. Это язык о «языке». Метаязыковая функция предполагает проверку канала связи, выясняется, понятен ли язык, особенно в разговоре с иностранцами. При этом часто прибегают к толкованиям слов и выражений. Эта функция реализуется в высказываниях о языке, лекциях по языкознанию, в грамматиках, словарях и т.д.

Речевой акт

Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности.

В речевом акте создаётся текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (всё равно — описанное или только произнесённое) «речевое произведение» любой протяжённости — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создастся «внутренний текст», то есть речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно.

Связь с историей

Множество столетий отделяет нынешний русский язык от того, на котором общались наши далёкие предки. За это время изменилось многое. Одни слова стали совершенно забытыми, их сменили новые. Поменялась и грамматика, а старые выражения приобрели совершенно другое толкование. Интересно, если бы современный русский человек встретился с одним из наших далеких предков, получилось бы у них поговорить и понять друг друга? Определенно да, что быстротекущая жизнь изменилась вместе с языком. Многое в нем оказалось очень устойчивым. И речь предков можно было бы понять. Учёные-филологи провели интересный и кропотливый эксперимент — они сопоставили словарь Ожегова со “Словарём русского языка XI-XVII века”. В ходе работы выяснилось, что около трети средне- и высокочастотных слов идентичны друг другу.

Словарный состав

Русский язык как развивающееся явление претерпел изменения не только в плане фонетики и произношения. Постепенно в него вводились новые слова, чаще всего заимствованные. Например, в последние годы в наш обиход прочно вошли следующие изречения: файл, дискета, шоу, кино и многие другие. Дело в том, что меняется не только язык, изменения происходят и в жизни. Образуются новые явления, которым надо давать названия. Соответственно, появляются и слова. Кстати, старые выражения, давно канувшие в Лету, в последнее время возрождаются. Все уже забыли про такое обращение, как “господа”, называя своих собеседников “друзьями”, “коллегами” и т. д. Но в последнее время это слово вновь вошло в русскую разговорную речь.

Многие выражения уходят из своей среды обитания (то есть из профессиональных языков определенного профиля) и вводятся в повседневную жизнь. Все знают, что компьютерщики, врачи, инженеры, журналисты, повара, строители и многие другие специалисты той или иной сферы деятельности общаются на “своих” языках. И некоторые их выражения порой начинают употреблять повсеместно. Следует также отметить, что русский язык обогащается ещё и из-за словообразования. В качестве примера можно привести существительное “компьютер”. При помощи приставок и суффиксов образуется сразу несколько слов: компьютеризация, компьютерщик, компьютерный и т. д.

Диалектизм

Стоит отметить, что язык — развивающееся явление во всех регионах нашей необъятной страны. И новые нормы лексикологии появляются как в общенародной речи, так и в отдельных регионах России. Имеются в виду диалектизмы. Существует даже так называемый “московско-петербургский словарь”. Несмотря на то что эти города довольно близко расположены друг к другу, их диалекты отличаются. Особый говор можно наблюдать в Архангельской и Вятской областях. Там существует огромное количество слов, которые обозначают на самом деле совершенно обыкновенные понятия. Но в результате, если употреблять эти выражения, то житель Москвы или Петербурга поймёт такого собеседника не лучше, чем если бы он говорил на народном белорусском языке.

Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10

1. Расскажите, как вы понимаете: что такое язык и что такое речь? Какое значение язык и речь имеют в жизни человека?

Язык — орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица. 

Зачем человеку речь? Чтобы иметь возможность беспрепятственно выражать свои мысли, эмоции, настроение вслух, отдавать их  окружающим. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.

2. Почему родной язык надо хорошо знать и хорошо им владеть? Каким языком, кроме родного, вы хотели бы овладеть? Почему?

Вместе с первым словом в человеке  зарождается его родной язык. Русский язык — это государственный язык, на нём говорят все народы, который живут в Российской Федерации.
Русский язык — это часть нашей культуры, богатство и достояние народа.

3. Прочитайте. Как вы понимаете значение пословиц? В каких случаях жизни они могут быть использованы?

Видна птица по перьям, а человек по речам. Птицу судят по оперению, а человека — по словам.Много сказано, а послушать нечего. Наговорил много, я смысла не донёс.Не стыдно молчать, коли нечего сказать. Лучше промолчать, чем говорить о том, о чём не имеешь понятия.

4. Прочитайте. Назовите сказку. К кому обращается с речью старший богатырь?

…Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

(А. Пушкин)

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Богатырь обращается к царевне.

Почему речь богатыря можно назвать красивой? Спишите речь богатыря.

«Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

Речь можно назвать красивой, потому что она культурная, вежливая.

Найдите в этом отрывке слова, которые часто используются в народной поэтической речи.

Диво, терем, румяный, братец, красная девица, милая сестрица.

← Предыдущее Следующее →

Новая эпоха русского языка

Как бы то ни было, всё, что ни делается, — к лучшему. В данном случае это выражение также подходит. За счёт свободы форм выражения стала проявляться тенденция к так называемому словотворчеству. Хотя нельзя сказать, что оно всегда получалось удачным. Конечно, ослабела официальность, которая была присуща публичному общению. Но, с другой стороны, лексическая система русского языка стала очень активной, открытой и “живой”. Общаясь простым языком, людям проще понимать друг друга. Все явления внесли определенный вклад в лексикологию. Язык, как развивающееся явление, продолжает существовать и по сей день. Но сегодня это яркое и оригинальное культурное наследие нашего народа.

Сущность понятий «язык» и «речь»

Понятия «язык» и «речь» являются базовыми для современной лингвистики. На различении их специфики основываются практически все лингвистические теории современности. Однако первоначально данные понятия употреблялись как синонимы, а их определение не было научно обосновано.

В XIX в. Фердинанд де Соссюр предложил новый взгляд на природу языка и речи, предложив разграничивать эти понятия по ряду критериев. Данное разграничение в лингвистике сохранилось до сих пор. В настоящее время учёные понимают эти термины следующими образом.

Определение 1

Язык —это возникшая в ходе развития человеческого общества и трудовой деятельности система фонетических, словообразовательных и словесных знаков, а также механизмов и правил их сочетания, выполняющая познавательную (когнитивную) и коммуникативную функции.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

В этом определении подчёркивается ряд признаков, характерных для языка:

Определение 2

Речь — это практическая реализации языковых знаков и закономерностей их функционирования в коммуникативном акте.

Как видно из данного определения речь отличается от языка своей динамичностью, ситуативностью, коммуникативной природой и особенностями порождения. Проанализируем эти различия более подробно.

Часть 1:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Проверь себя

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

Проверь себя

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

Проверь себя

Наши проекты

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

Проверь себя

Наши проекты

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

240

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

251

252

253

254

255

256

257

258

259

260

261

262

263

264

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

275

276

277

278

279

Наши проекты

Проверь себя

Язык[]

Язык — орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

Основные функции языка:

  • коммуникативная — передача от одного лица другому определенной информации с определенной целью
  • когнитивная (экспрессивная) — язык предназначен быть средством выражения, передачи и хранения содержания. Подвиды этой функции:
    • информативная
    • эмотивная
    • волюнтативная
    • интерогативная
  • аккумулятивная — способность накапливать знания, отражать их и сохранять
  • речевая — практическое применение языковых средств, осуществляемое посредством речевого акта
  • социальная — интегрирующая и дифференцирующая.

Дополнительные комментарии и объяснения:

   «ГДЗшник.ru» не только предлагает готовые ответы, но и дает дополнительные комментарии и объяснения к решениям. Это позволяет лучше понять материал, исправить ошибки и запомнить правильный подход к задачам. Таким образом, сервис становится не только инструментом для проверки, но и обучающим ресурсом.

   Итак, если вам нужно быстро и бесплатно найти решения домашних заданий, обратитесь к сервису «ГДЗшник.ру». Удобство использования, бесплатность, актуальность информации и дополнительные комментарии делают этот ресурс отличным помощником для школьников. Не теряйте времени на поиски — «ГДЗшник.ру» поможет вам успешно справиться с учебными заданиями!

   На ГДЗшник.ru вы найдете не только готовые ответы, но и подробные разъяснения к ним, что поможет вам глубже понять учебный материал и успешно справиться с домашними заданиями. Не забывайте использовать ГДЗ как инструмент для обучения и развития, а не как способ легкого пути к решению задач.

Фонетика и алфавит

Исторические изменения не могут затрагивать какой-либо один аспект языка — они влияют целиком и полностью на всё, начиная с фонетики и заканчивая спецификой построения предложения. Современный алфавит произошел от кириллицы. Названия букв, их начертания — всё это отличалось от того, что мы имеем сейчас. Конечно, ведь в далекие времена использовался алфавит. Первую его реформу провёл Петр Первый, который исключил некоторые буквы, а другие стали более округлыми и упрощенными. Изменилась и фонетика, то есть звуки стали произноситься по-другому. Мало кто знает, что в те времена озвучивался! Его произношение было близко к “О”. Кстати, о твёрдом знаке можно сказать то же самое. Только его произносили, как “Э”. Но потом эти звуки исчезли.

Что повлияло на изменения

Язык как развивающееся явление существовал всегда, с того самого момента, как люди начали говорить. Изменения, происходящие в нём, являются неизбежным спутником истории языка, причем абсолютно любого. Но так как он является одним из самых богатых и разнообразных, то и за тем, как развивается русский язык, наблюдать интереснее. Надо сказать, что преимущественно условия функционирования языка были изменены из-за политических катаклизмов. Росло влияние средств массовой информации. Это также влияло на развитие русского языка, делало его более либеральным. Менялось к нему, соответственно, и отношение людей. К сожалению, в наше время мало кто придерживается литературных норм, всё больше распространяется Как следствие — периферийные элементы жанров стали центром всей Имеются в виду просторечье, сленг и жаргон.

Соотношение языка и речи

Рассматривая язык и речь в их специфике, прибегают к системе противопоставлений их свойств и признаков:

  1. Язык первичен, а речь вторична. Речь формируется на базе языка, его системы и закономерностей.
  2. Первичность языка обусловливает его сложность и многогранность по сравнению с речью. В речи всегда используется только часть возможностей языковой системы, остальные же остаются нереализованными.
  3. Речь — материальное воплощение языка в акте речевой деятельности. Язык — продукт абстракции от конкретной речевой практики, позволяющий выявить инвариантные единицы коммуникации и описать их свойства.
  4. Язык — результат исторического и социального развития системы знаков, представленных в их эталонном аспекте — в качестве норм. Речь — индивидуальное и ситуативное применение языка и его норм в практике общения.
  5. Язык — средство познания мира и обобщения человеческого опыта, база для формирования словесно-логического и абстрактного мышления. Речь — средство коммуникации.
  6. Язык системно-структурен, имеет уровневую иерархическую организацию, речь же линейна и представляет собой последовательность языковых знаков, развёртывающихся в акте коммуникации — устной или письменной.
  7. Язык устойчив и консервативен, речь подвижна и динамична.
  8. Язык имеет объективный характер и народную основу, речь в значительной мере субъективна и индивидуальна, отражает степень владения языком каждым конкретным индивидом.
  9. Язык отражает особенности ментальности, присущей его носителям, формирует национальную языковую картину мира. Речь демонстрирует систему взглядов и воззрений, картину мира индивида.
  10. Язык является живым, пока он существует в конкретной форме реализации — речевой практике. Без речи языковая система становится нежизнеспособной. Например, с исчезновением повседневного речевого общения на латинском языке и сам язык стал «мёртвым».

Соотношение языка и речи не исчерпывается отношением «общее — частное». В реальности это соотношение глубже. Разделение языка человека на собственно язык (систему) и речь (реализацию системы) — результат научной абстракции. В реальном акте коммуникации эти два явления существуют неразрывно. По сути, каждый речевой акт — момент, когда задействуется языковая система. В то же время вся совокупность речевых актов даёт картину состояния языка на данном историческом срезе. Поэтому особенности современного состояния языка изучает на примере речевой практики. В современной лингвистике уходят от жёсткого противопоставления языка и речи, рассматривая эти понятия как две стороны единого языкового процесса.

Соотношение языка и речи отражает специфику данных понятий и помогает понять особенности их функционирования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: