8 сочинений на тему «какую роль выполняет глагол в нашей речи» для 3 класса

Спряжение глаголов

В зависимости от личных окончаний в русском языке различают I и II .

Личные окончания глаголов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узнаем
2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узнаешь идете, узнаете
3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узнает идут, узнают

Личные окончания глаголов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -им славлю, научу славим, научим
2-е -ишь -ите славишь, научишь славите, научите
3-е -ит -ат (-ят) славит, научит славят, научат

Глаголы «хотеть» и «бежать» относятся к разноспрягаемым глаголам. Часть личных форм имеют окончание первого спряжения, часть второго:

Лицо Хотеть Бежать
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1-е я хочу мы хотим я бегу мы бежим
2-е ты хочешь вы хотите ты бежишь вы бежите
3-е он хочет они хотят он бежит они бегут

Глаголы «есть», «дать» имеют особые личные окончания.

Перейдем к непостоянным признакам глагола.

Вид глагола

Вид глагола — это постоянный грамматический признак слов этой части речи.

Все глаголы распределяются на две группы в зависимости от того, как протекает действие, обозначенное ими:

  1. глаголы совершенного вида;
  2. глаголы несовершенного вида.

связаны с достигнутым результатом действия, его началом или концом или с однократностью действия (глаголы с суффиксом -ну-). Эти слова отвечают на вопрос что сделать?

Примеры

обозначить, заиграть, капнуть

Они имеют только две формы времени:

  • прошедшее (обозначил, заиграл, капнул);
  • будущее простое (обозначим, отложишь, пролает).

обозначают длительное, совершающее в данный момент или повторяющееся действие и отвечают на вопрос что делать?

Примеры

рисовать, петь, танцевать

Эти слова имеют три формы времени:

  • настоящее (рисует, поешь, танцуем);
  • прошедшее (рисовал, пел, танцевал);
  • будущее сложное (буду рисовать, будешь петь, будут танцевать).

Лицо у глаголов

Грамматическая фор­ма лица обо­зна­ча­ет отне­сен­ность дей­ствия к опре­де­лен­но­му про­из­во­ди­те­лю. У гла­го­лов раз­ли­ча­ют три фор­мы лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Форма 1 лица выра­жа­ет, что дей­ствие совер­ша­ет сам гово­ря­щий (я рисую, мы рису­ем).

Форма 2 лица пока­зы­ва­ет, что дей­ствие про­из­во­дит собе­сед­ник (ты поешь, вы пое­те).

Форма 3 лица обо­зна­ча­ет, что дей­ству­ет тот, о ком идет речь (он пла­ва­ет, они пла­ва­ют).

Значение лица выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и лич­ных местоимений:

  • я пиш у , напиш у ;
  • ты сме ёшь ся, рас­сме ёшь ся;
  • он зов ет , позов ет и т. д.

Безличные глаголы

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют гла­го­лы, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка и при­ро­ды, про­те­ка­ю­щее само по себе, без непо­сред­ствен­но­го дея­те­ля. Это без­лич­ные гла­го­лы, кото­рые по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сов­па­да­ют с гла­го­ла­ми тре­тье­го лица един­ствен­но­го насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни или сред­не­го рода в фор­ме про­шед­ше­го времени.

Понаблюдаем:

  • нездо­ро­вит­ся, вече­ре­ет, смеркается;
  • рас­све­ло, под­мо­ро­зи­ло, запахло.

Некоторые лич­ные гла­го­лы могут упо­треб­лять­ся в роли безличных:

  • дятел сту­чит — сту­чит в висках;
  • лес тем­не­ет вда­ли — тем­не­ет в глазах.

Видео:Части речи в русском языке. Как определить часть речи?Скачать

Возвратность и переходность

Морфологические функции глаголов в речи

Глаголы обладают несколькими постоянными и непостоянными морфологическими признаками.

К постоянным относятся следующие.

1. Вид глагола — определяет суть происходящего действия относительно его завершенности или незавершенности:

  • глаголы, которые отвечают на вопрос «что делать?», называются глаголами несовершенного вида, они описывают еще продолжающиеся процессы (он пишет письмо, она готовит ужин);
  • глаголы, которые отвечают на вопрос «что сделать?», называются глаголами совершенного вида, они описывают уже законченные процессы (он написал письмо, она приготовила ужин).

2. Переходность глаголов определяет, переходит ли действие на объект или нет:

  • переходные глаголы описывают действия, распространяющиеся на объект (мама кормит дочку, я читаю книгу);
  • непереходные глаголы относятся к процессам, которые не переносятся на другой предмет (краснеют листья клена, птица парит).

3. Возвратность показывает направленность процесса на себя или на другой объект:

возвратные глаголы описывают действие, направленное, возвращенное на себя, они строятся с помощью суффиксов «-сь» и «-ся» (Лена умывается, я греюсь); излагают процессы, которые направлены на другой объект (Лена моет голову, я грею ладони).

4. Спряжение регламентирует написание глаголов в зависимости от числа и рода:

  • Глаголы первого спряжения имеют любые окончания, кроме » –ить» (орать, хотеть, блеснуть).
  • Глаголы второго спряжения имеют окончание «-ить» (дорожить, крутить, дарить).

К непостоянным признакам относятся следующие.

  • мужской (играл, играющий);
  • женский (стояла, стоящая);
  • средний (уходило, приготовленное).
  • первое (я говорю, ты говоришь);
  • второе (мы знаем, вы знаете);
  • третье (он помогал, она помогала, они помогали).
  • настоящее (ищу, берут, требует);
  • прошлое (искал, брали, требовали);
  • будущее (найду, возьмут, потребуют).
  • единственное (укусил, покусанная);
  • множественное (укусили, покусанные).
  • изъявительное (я успеваю, она уходит);
  • повелительное (обязательно успей, уходи);
  • условное (успел бы, ушла бы).

Видео:Глагол JÍST | Запоминаем спряжение неправильных глаголов в предложении | Новые выраженияСкачать

Вариант 6

Дорогие друзья,

Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми мыслями о глаголе, которые помогут нам лучше понять, какую важную роль он играет в нашей речи. Глагол — это особенное слово, которое помогает нам описывать действия, происходящие вокруг нас.

Когда мы говорим о глаголе, мы можем сказать, что это настоящая звезда нашего предложения. Он помогает нам передавать информацию о том, что мы делаем, кем мы являемся или что происходит в нашем окружении. Глаголы придают нашим предложениям жизнь и делают их интересными и понятными.

Давайте рассмотрим несколько примеров, чтобы лучше понять, как глаголы работают. Например, если я скажу: «Я бегу», вы представите меня, как я быстро двигаюсь по дороге или в парке. Если я скажу: «Он рисует», вы сразу увидите перед собой ребенка, держащего кисточку и краски, и творящего настоящее искусство. Или давайте представим, что кто-то говорит: «Мама готовит обед». Вы сразу представите себе ароматы, которые идут из кухни, и желудок начинает курлыкать от предвкушения вкусного обеда.

Таким образом, глаголы играют очень важную роль в нашей речи. Они помогают нам описывать действия, которые мы совершаем, и действия, которые происходят вокруг нас. Они делают наши истории живыми и интересными. Без глаголов наша речь была бы скучной и неполной.

Так что давайте будем активно использовать глаголы в наших разговорах и рассказах! Они помогут нам рассказать о наших приключениях, о том, что мы видим и чувствуем. И помните, что каждый раз, когда мы используем глагол, мы придаём нашим словам больше смысла и энергии.

Будьте творческими и не бойтесь использовать разные глаголы, чтобы сделать свои рассказы интересными. И пусть ваши слова всегда наполняются яркими красками, быстрыми движениями и вкусными запахами благодаря глаголам!

Ваш друг,

Мне нравится94Не нравится50

Вариант 1

Дорогие друзья!

Сегодня я хочу рассказать вам о глаголах, которые играют очень важную роль в нашей речи. Глаголы — это слова, которые помогают нам описать действия и состояния. Они заставляют наши истории оживать и становиться интересными.

Глаголы помогают нам рассказывать о том, что мы делаем или что с нами происходит. Например, когда мы говорим: «Я бегаю по полю», глагол «бегаю» показывает, что я выполняю действие — бег. Или когда мы говорим: «Солнце светит ярко», глагол «светит» описывает, что солнце делает — оно излучает свет и тепло.

Глаголы помогают нам создавать картины в наших рассказах. Мы можем использовать глаголы, чтобы описать, как мы ходим, бежим, играем, плаваем и делаем много других интересных вещей. Вот несколько примеров:

  • Мама готовит вкусный обед.
  • Я играю в футбол со своими друзьями.
  • Собака прыгает через преграду.
  • Учитель рассказывает интересную историю.
  • Цветы расцветают весной.

Как видите, глаголы добавляют действие и движение в наши рассказы. Они делают нашу речь живой и увлекательной.

В заключение, глаголы — это важная часть нашей речи. Они помогают нам описывать наши действия и состояния. Благодаря глаголам наши рассказы становятся яркими и интересными. Так что не забывайте использовать глаголы, когда рассказываете свои истории!

Желаю вам всем творческих успехов и интересных приключений в мире слов!

Ваш друг, , который верит в силу глаголов и в то, что они помогут вам создать самые захватывающие и волшебные истории!

Мне нравится3.7 k.Не нравится1.4 k.

Наклонение

Глаголы употребляются в формах трех наклонений:

  1. изъявительного
  2. повелительного
  3. условного

Изъявительное наклонение обозначает, что действие рассматривается как реальный факт. Оно может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении имеют формы всех трех времен:

  • стелет (наст.);
  • стелил (прош.);
  • будет стелить (буд.)

У глаголов совершенного вида существуют формы двух времен:

  • спросил (прош.);
  • спросит (буд.)

Этим изъявительное наклонение отличается от других наклонений, у которых нет категории времени.

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию в виде просьбы, совета, приказа, пожелания. Глагол в повелительном наклонении отвечает на вопросы что делай(те)? что сделай(те)?

Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и или нулевого суффикса от основы настоящего (будущего времени). Глаголы в форме повелительного наклонения имеют формы единственного и множественного числа:

  • ползти — ползут — ползи, ползите;
  • сидеть — сидят — сядь, сядь те.

Условное (сослагательное) наклонение обозначает, что действие возможно при определенных обстоятельствах.

Условное наклонение глагола образуется прибавлением частицы бы к форме прошедшего времени. Глаголы в форме условного наклонения изменяются по родам и числам:

  • обнадёжить — обнадёжил бы;
  • обнадёжила бы;
  • обнадёжило бы;
  • обнадёжили бы.

Категории времени эти глаголы не имеют.

Синонимичность

Глаголы-синонимы имеют одно значение, но отличаются эмоциональной и стилистической окраской. К примеру, слово «упасть» нейтрально по стилю, слово «шмякнуться» или «грохнуться» относится к разговорному стилю (просторечному), «низвергнуться» или»рухнуть» – к высокому, художественному стилю.

Синонимы показывают, какую роль выполняет глагол в нашей речи. Выбор уместного варианта зависит от ситуации и очень важен, потому что неверно сказанное слово не только искажает мысль и затрудняет понимание, но и ставит человека в смешное положение. Уличный сленг нелеп в научной статье, высокопарные глаголы несуразны житейском разговоре, научные слова лишние в легком художественном произведении.

Время у глаголов

Время — это непостоянный признак глагола. Различают настоящее, прошедшее и будущее время только у глаголов в форме изъявительного наклонения:

  • пишу, пишем, пишете;
  • писал, писала, писали;
  • будет писать.

Настоящее время выражается посредством личных окончаний глаголов (-ю, ешь, -ет и пр.) и обозначает действие, которое совершается в этот момент или как постоянное свойство предмета:

  • мальчик рисует;
  • серебро плавится;
  • Земля вращается.

Прошедшее время глагола указывает, что действие уже состоялось. Формы прошедшего времени образуются прибавлением суффикса -л- к основе неопределенной формы и окончаний рода и числа:

  • красить — красил;
  • указать — указала;
  • составить — составило;
  • решить — решили.

Будущее время обозначает, что действие совершится после момента речи о нем. Формы будущего времени бывают простые и сложные. Простое будущее время имеют глаголы совершенного вида с приставкой:

  • написать — напишу;
  • оповестить — оповестим.

Сложное будущее время глаголов несовершенного вида образуется с помощью вспомогательного глагола «быть» в личных формах и неопределенной формы:

  • буду готовиться;
  • будешь стараться;
  • будет улыбаться и т. д.

Трудности с русским языком в 4 классе

Школьники часто испытывают сложности во время учебного процесса. Особенно проблематично дается им изучение родного языка. Многочисленные правила и нюансы правописания никак не хотят укладываться в голове, из-за чего нередко страдает грамотность. За любую ошибку учителя начинают сразу снижать оценки. Исправить же балл в дальнейшем очень непросто. Поэтому ученикам предлагается воспользоваться «ГДЗ по Русскому языку 4 класс Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. (Просвещение, 2023г.)», с помощью которого они с легкостью разберут все аспекты предмета.

Все внимание учащимся нужно сосредоточить на освоении текущего материала:

  1. Однородные члены предложения.
  2. Предложения с прямой речью.
  3. Имя существительное.
  4. Имя прилагательное.
  5. Местоимения.
  6. Глаголы.

После уроков у ребят часто остаются вопросы, которые они стесняются или не считают нужным задавать преподавателям. Понять же самостоятельно пройденную тему может быть весьма непросто, так как в учебниках размещается очень мало теоретического материала. Поэтому дети нередко просят родителей помочь им с домашними заданиями. Тем же легче продиктовать правильное решение, чем вдаваться в подробные пояснения. Такой подход весьма губителен для знаний четвероклассников, поэтому специалисты в области образования рекомендуют им разбирать все сложные моменты с решебником.

Вариант 4

Дорогие друзья,

Сегодня я хочу поговорить с вами о замечательном частичке нашей речи, которая называется глаголом. Глаголы играют очень важную роль в нашей речи, они помогают нам описывать действия, которые мы делаем. Они живые и красочные, словно краски на палитре художника.

Глаголы помогают нам рассказывать о том, что мы делаем или что происходит вокруг нас. Ведь без глаголов наша речь была бы скучной и однообразной, как серая осенняя погода. Когда мы говорим о действиях, мы можем использовать разные глаголы, чтобы передать их разные оттенки и настроение.

Давайте рассмотрим несколько примеров использования глаголов. Например, если я хочу сказать, что я бегу, я могу сказать: «Я бегу быстро», или «Я бегу радостно». В этом случае глагол «бегу» помогает нам представить движение и наше чувство радости.

А если мы говорим о действиях других людей или животных, то мы также используем глаголы. Например, «Кот играет с мячиком», или «Мама готовит вкусный обед». Глаголы помогают нам описать действия и события, которые происходят вокруг нас.

Итак, дорогие друзья, глаголы играют очень важную роль в нашей речи. Они помогают нам оживить нашу речь и делать ее интересной и красочной. Без глаголов наш язык был бы таким же скучным, как серая осенняя погода

Поэтому давайте помнить об этом важном частичке нашей речи и использовать глаголы, чтобы делать наши истории яркими и захватывающими

Берегите язык, друзья, и играйте с глаголами, словно с яркими красками на холсте!

С любовью,

Мне нравится149Не нравится55

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: