Грамматические признаки частей речи

Грамматические признаки частей речи

Местоимение

Местоимение — самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, не называя их, или содержит вопрос. Большинство местоимений склоняется. 

Синтаксическая роль: в контексте предложения может быть любым членом.Лексическое значение приобретается только в контексте, после названия того, на что позже будет указывать местоимение. 

По значению все местоимения делятся на разряды

Разряды местоимений Местоимения
Личные

я — мы, ты — вы, он, она, оно — они

Возвратное Себя
Вопросительные Кто? Что? Какой? Чей? Который? Сколько? Каков?
Относительные Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков
Неопределенные Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо. Кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то.
Отрицательные Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего
Притяжательные Мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их
Указательные Тот, этот, такой, таков, столько
Определительные Весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой

Одушевленные и неодушевленные предметы — правило. Как определить, одушевленный или неодушевленный предмет

Кажется, что различить одушевленные и неодушевленные предметы до неприличного просто: это как игра в живое-неживое. Но те, кто руководствуются таким принципом, очень сильно ошибаются. Одушевленность, как, соответственно, и неодушевленность – отдельная категория в характеристике имени существительного, не имеющая ничего общего с внешними признаками некоторого объекта. Вот как объяснить то, что, согласно правилам, слово «труп» считается неодушевленным, а «покойник» — одушевленным? Действовать наугад? Ни в коем случае! Будем разбираться.

Видео:ОдушевленностьСкачать

Грамматическое объяснение

Но стоит идти дальше, правильно? Как определить, одушевленный или неодушевленный предмет, опираясь на правила, а не на интуицию? Разница между этими двумя категориями состоит в различных падежных формах имён существительного. У неодушевленных существительных совпадает форма именительного и винительного падежа во множественном числе, тогда как у одушевленных – родительного и винительного в этом же самом числе. Конечно, разобраться на конкретных примерах будет гораздо проще.

Берём существительное «кот». Ставим его во множественное число «коты» и начинаем склонять: именительный — «коты», родительный – «котов», винительный — «котов» – как видите, совпадают формы родительного и винительного падежей. Тогда как для существительного «стол», которое для определения данной категории превращается в «столы» при склонении «столы-столов-столы» одинаковыми оказываются винительный и именительный падеж.

Таким образом, разделить одушевленный и неодушевленный предмет правило позволяет только при постановке их во множественное число и последующем склонении. А дальше, уже по совпадению падежных форм, и определяется данная категория.

Видео:Существительное. Постоянные грамматические признаки. Одушевленные и неодушевленные существительныеСкачать

Грамматические признаки частей речи

Признаки частей речи

Изменение частей речи

Собственные, нарицательные

Одушевлённые, неодушевлённые

Число

Единственное Множественное

Изменяются по числам

Падеж

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный

Творительный
Предложный

Изменяются по падежам

Род

Мужской Женский Средний

Изменяются по родам

Время

Настоящее
Прошедшее
Будущее

Изменяются по временам

Лицо

1-е (я, мы)
2-е (ты, вы)
3-е (он, она, оно, они)

115. Вспомните по таблице грамматические признаки частей речи. Слова какой части речи могут относиться к разряду одушевлённых? неодушевлённых? собственных? нарицательных? Приведите примеры.

  • Какие части речи могут иметь род; число; падеж; время; лицо?
  • Как изменяются имена существительные? имена прилагательные? глаголы? глаголы в прошедшем времени? местоимения 3-го лица?
  • Каким членом предложения может быть каждая из частей речи?

116. Прочитайте.

Что такое вышина?
Тучи, ветер, тишина,
А за тучами гуляют
Солнце, звёзды и луна.
Эту чудную картину
Я увидел из окна!
(Ю. Мориц)

А как бы вы ответили на вопрос первого предложения? Можно ли на рисунке изобразить тишину? Почему?

Какими частями речи являются выделенные слова? Какие грамматические признаки можно у них определить?

Спишите. Укажите род имён существительных.

117. Прочитайте.

  1. Доброе, два, дело, живёт, века.
  2. Он, а, ты, бьёт, развесил, баклуши, уши.
  3. Пёс, не, старый, ветер, на, лает.
  4. Не, имей, друзей, сто, рублей, а, имей, сто.
  • Все ли изученные части речи есть среди данных слов? Объясните свой ответ.
  • Составьте из слов каждой группы предложения-пословицы. Запишите их.
  • Укажите знаком , с какими словами связаны по смыслу имена прилагательные и имена числительные.

118. Прочитайте.

1. На путях я вижу сорок резво скачущих сорок. 2. Снежное покрывало всё поле покрывало. 3. Рабочий пришёл в заводской цех. Начался рабочий день. 4. Не три руками глаза! На грядке выросли три тыквы.

Чем интересны выделенные слова? Какой частью речи является каждое из них?

119. Прочитайте. Спишите.

Цветная вьюга листопада —
Предзимья пышный карнавал.
(Л. Татьяничева)

Как вы поняли эти поэтические строки? Какую картину вы представили?

Укажите над именами прилагательными род.

120. Прочитайте.

В М..сковском Кр..мле бер..жно хр..нится память о древних вр..менах. Ст..ит там Царь-пушка и Царь-колокол. Эти памятники русской ст..рины созданы руками ч..десных м..стеров и умельцев: пушку отлил Андрей Чохов, а колокол — ..тец и сын Моторины.

  • Найдите имена собственные. Что они обозначают?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и подчёркивая заглавную букву в именах собственных.
  • Какие древние памятники есть в вашем городе (посёлке)? Составьте о них текст.

121. Прочитайте выразительно.

Часы идут за днями дни.
Часы бегут за веком век…
— Куда торопитесь, часы? —
Спросил однажды человек.
Часы ужасно удивились.
Задумались. Остановились.
(А. Усачёв)

Найдите в предложениях многозначные слова. В каких значениях они употреблены?

Выпишите из предложений глаголы. Укажите время каждого глагола.

122. Прочитайте.

Запутать хочу

Стоит заметить, что в русском языке встречается изображение неодушевленного предмета как одушевленного. Это обычно связано с употреблением слова как аналогии к живому существу: В сарае лежит тюфяк – Да тюфяк он безвольный! или же Велик и могуч русский язык! – Этот язык (=пленный) нам всё расскажет.

Точно такое же явление встречается и с использованием одушевленных существительных в качестве неодушевленных: В голубом небе парит воздушный змей; Истребитель пошёл на снижение. Здесь категория одушевленности и неодушевленности определяется исходя из смыслового наполнения существительного.

Стоит отметить, что, несмотря на все требования преподавателей пользоваться правилами, большая часть учеников продолжают опираться на интуицию. Как показывают вышеприведённые примеры, внутреннее чутье — не всегда надёжный помощник в вопросах филологии. Однозначно можно сказать, что одушевленными всегда будут названия профессий, названия людей по семейной принадлежности, национальности и прочим группам, сюда же можно отнести названия животных. Кстати говоря, среди одушевленных имен существительных, как считают некоторые исследователи, встречаются слова только мужского и женского рода, тогда как средний род — это уже неодушевленные, как и все названия объектов природы и прочих предметов.

Видео:Склонение имен существительных. Как определить склонение существительного?Скачать

Встречайте свою следующую любимую книгу

«Я эгоистичный, нетерпеливый и немного неуверенный. Я делаю ошибки, я теряю контроль и временами с трудом справляюсь. Но если ты не справишься со мной в худшем случае, тогда ты, черт возьми, не заслуживаешь меня в моих лучших проявлениях.”
— Мэрилин Монро

«Будь собой; все остальные уже взяты.»
— Оскар Уайлд

«Две вещи безграничны: вселенная и человеческая глупость; и я не уверен насчет Вселенной ».
— Альберт Эйнштейн

«Так много книг, так мало времени.”
— Фрэнк Заппа

«Комната без книг подобна телу без души».
— Марк Туллий Цицерон

«Будьте собой и говорите, что чувствуете, потому что те, кто возражает, не имеют значения, а те, кто имеет значение, не возражают».
— Бернард М. Барух

«Ты должен танцевать, как будто никто не смотрит,
Люби, как будто тебе никогда не причинят вреда,
Пой, как будто никто не слушает,
И живи, как будто это рай на земле.”
— Уильям В. Пёрки

«Вы знаете, что влюблены, когда не можете заснуть, потому что реальность, наконец, лучше, чем ваши мечты».
— Доктор Сьюз

«Вы живете только один раз, но если вы все делаете правильно, достаточно одного раза».
— Мэй Уэст

«Будьте тем изменением, которое вы хотите видеть в мире.”
— Махатма Ганди

«В трех словах я могу описать все, что я узнал о жизни: она продолжается».
— Роберт Фрост

«Не иди впереди меня, я не могу идти за мной
Не иди за мной, я не могу вести
Иди рядом со мной, просто будь моим другом»
— Альбер Камю

«Никто не может заставить вас чувствовать себя неполноценным без вашего согласия.”
— Элеонора Рузвельт, Это моя история

«Если вы говорите правду, вам не нужно ничего помнить».
— Марк Твен

«Дружба … зарождается в тот момент, когда один мужчина говорит другому:« Что! Ты тоже? Я думал, что никто, кроме меня … »
— К. С. Льюис, Четыре любви

«Я узнал, что люди забудут то, что вы сказали, люди забудут то, что вы сделали, но люди никогда не забудут, что вы заставили их чувствовать.”
— Майя Анжелу

«Друг — это тот, кто знает о тебе все и по-прежнему любит тебя».
— Эльберт Хаббард

«Всегда прощайте своих врагов; ничто так их не раздражает ».
— Оскар Уайлд

«Жить — самая редкая вещь в мире. Большинство людей существует, вот и все ».
— Оскар Уайлд

Части речи — особые классы слов

Огромное количество слов русского языка распределяется по особым классам, которые называются частями речи. А какие критерии выбираются, чтобы отнести слово к этой части речи, а не к другой? У каждой лексемы имеются свое, присущее ей и подобным словам, общее значение, например, у существительных — значение предметности, у прилагательных — значение признака, а также грамматические признаки (морфологические и синтаксические), соответственно которым все слова русского языка делятся на классы — части речи.

Части речи — это лексико-грамматические классы слов, объединенные общностью значения, морфологических и синтаксических признаков. 

Каждая часть речи русского языка имеет общее грамматическое значение и определенные грамматические признаки, которые позволяют выделить слова этой части речи в один класс. Части речи имеют

  1. одно и тоже обобщенное грамматическое значение;
  2. одинаковые морфологические признаки;
  3. одни и те же синтаксические признаки.

Части речи изучает раздел науки о языке — морфология.

Классификация частей речи

Состав и характер морфологических признаков, способы связи слов друг с другом и их синтаксическая роль в предложении дают возможность указать самостоятельные и служебные части речи. В современном русском языке выделяют 13 частей речи. Перечислим самостоятельные (знаменательные) части речи:

  1. имя существительное
  2. имя прилагательное
  3. имя числительное
  4. местоимение
  5. глагол
  6. причастие
  7. деепричастие
  8. наречие
  9. слова категории состояния

Служебными частями речи являются

  1. предлог
  2. союз
  3. частица

Междометия, как слова, выражающие чувства, находятся особняком в системе частей речи.

Рассмотрим грамматические признаки знаменательных частей речи.

🎦 Видео

Определяем падежи имени существительного. Как определить падеж правильно?Скачать

Как определить склонение существительного? 3 типа склонения имен существительных.Скачать

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённыеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Склонение существительныхСкачать

Морфологический разбор имени существительного Как объяснить ребенку морфологический разборСкачать

ЛЕГКО ЗАПОМНИТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ как часть речи//одушевлённое-неодушевлённоеСкачать

Одушевлённые и неодушевлённые существительныеСкачать

4 класс / Русский язык / Грамматические признаки имени существительного / 24.04.20Скачать

Грамматические признаки глагола

Глагол — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние как про­цесс (физи­че­ское пере­ме­ще­ние и душев­ное состо­я­ние, изме­не­ние состо­я­ние и пр.) и выра­жа­ю­щая это зна­че­ние с помо­щью кате­го­рий вида,залога, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица.

Например:

  • спать
  • ты делаешь
  • побе­леет
  • нари­суй
  • увлек­ся бы

Глагол име­ет посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки (накло­не­ние, вре­мя, род, лицо, чис­ло).

Морфологические признаки глагола

  1. вид совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный,
  2. пере­ход­ность,
  3. воз­врат­ность,
  4. спря­же­ние,
  5. накло­не­ние,
  6. вре­мя,
  7. лицо или род,
  8. чис­ло.

Синтаксические признаки глагола

В пред­ло­же­нии гла­гол выпол­ня­ет чаще все­го син­так­си­че­скую функ­цию ска­зу­е­мо­го. К син­так­си­че­ским при­зна­кам гла­го­ла отно­сят его спо­соб­ность согла­со­вы­вать­ся с под­ле­жа­щим. Глагол управ­ля­ет сло­ва­ми дру­гих частей речи (гуляю в пар­ке, вижу закат) и может опре­де­лять­ся наре­чи­ем (иду враз­вал­ку, успею вовре­мя).

Ещё сложности

Хотелось бы ещё добавить, что одушевленные и неодушевленные предметы в грамматическом смысле имеют свои особенности. Так, например, для одушевленных существительных мужского рода совпадают формы родительного и винительного падежей и в единственном числе: Антон-Антона-Антона, бухгалтер-бухгалтера-бухгалтера, правда, наблюдается это явление только у существительных второго склонения (сравните: Дима-Димы-Диму, хотя это тоже одушевленное существительное мужского рода). Так что, в принципе, эту закономерность можно использовать в качестве ещё одного нехитрого, пусть и не очень известного, способа определения категории одушевленности у имен существительных.

Видео:Почему ДЕТИ ЭТО ПУТАЮТ? Урок Русского Языка — Одушевленные и Неодушевленные СуществительныеСкачать

Грамматические признаки наречия

Наречие — часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, пред­ме­та или дру­го­го при­зна­ка и отве­ча­ет на вопро­сы: как? где? куда? когда? в какой сте­пе­ни? поче­му? зачем? сколь­ко?

Например:

  • бежать (как?) быст­ро,
  • спу­стить­ся (куда?) вниз,
  • кофе (какой) по-венски,
  • доста­точ­но (в какой сте­пе­ни?) сме­ло.

Морфологические признаки наречия

Наречие — неиз­ме­ня­е­мая часть речи. У него нет грам­ма­ти­че­ских форм паде­жа, чис­ла, рода, вре­ме­ни и пр., кро­ме форм сте­пе­ней срав­не­ния (весе­ло — весе­лее, весе­лее всех). У наре­чия ука­жем сле­ду­ю­щие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

  1. зна­ме­на­тель­ное или место­имен­ное,
  2. раз­ряд по зна­че­нию,
  3. сте­пень срав­не­ния (если есть).

Синтаксические признаки наречия

Наречия при­мы­ка­ют к гла­го­лам, при­ла­га­тель­ным, наре­чи­ям, сло­вам состо­я­ния:

  • жить друж­но,
  • очень гром­кий,
  • по-весеннему зеле­но.

В пред­ло­же­нии наре­чие высту­па­ет в роли обсто­я­тель­ства.

Примеры разбора слова

Морфологический разбор, в процессе которого определяются все признаки слова обоих типов, проводится по четкому плану. Поэтапный порядок действий таков:

  1. Установить часть речи слова и его грамматическое значение.
  2. Определить, на какой вопрос отвечает разбираемое слово.
  3. Привести слово в начальную форму и по ней выбрать подходящие категории признаков — род и склонение, одушевленность и нарицательность, падеж и число.
  4. Определить, каким членом предложения служит слово.

На деле процесс происходит гораздо проще, чем это может показаться по плану его проведения. Для примера стоит выполнить морф. разбор пары слов.

Предложение для первого примера: «Мы ходили по шерстяному ковру». Слово для разбора — «ковру». Это имя сущ., обозначает предмет, отвечает на вопрос «по чему?». Начальная форма — «ковер».

Мужской род, 2-е склонение, неодушевленное, нарицательное. В предложении приведено в дательном падеже единственном числе. Выполняет роль дополнения.

Предложение для второго примера: «Над водной гладью летела чайка». Слово для разбора — «чайка». Это имя сущ., обозначающее птицу или с грамматической точки зрения — предмет. Слово отвечает на вопрос «кто?». Начальная форма — «чайка». Женский род, 1-е склонение, одушевленное, нарицательное.

Изучение признаков частей речи входит в общеобразовательную школьную программу. Эту тему учащиеся проходят в средних классах на уроках русского языка.

Непостоянные признаки

В отличие от постоянных признаков ИС, которые могут меняться только вместе со значением слова, непостоянные характеризуют лишь одну из форм, зависят от связи с другими словами в предложении и словосочетании. В отличие, скажем, от глагола и прилагательного, у существительного таких признаков всего два:

  1. Число – указывает на количество предметов.
  2. Падеж – связывает ИС с другими грамматическими единицами текста.

Единственное и множественное число

Имя существительное может иметь единственное или множественное число: ветер, дом, рука, цветок, кролики, полотенца, шары и т.д.

По способности изменяться по числам все ИС делят на три группы:

  • Изменяются: стаканчик – стаканчики, чайник – чайники.
  • Только в ед.ч.: мука, олово, сахар.
  • Лишь во мн.ч.: ножницы, сливки, жмурки.

Падежи

Второй изменяющийся признак – падеж. Он указывает на связь ИС с главными и зависимыми элементами словосочетания или предложения. Такое изменение происходит с помощью замены окончаний, иногда – появления суффикса. В современном русском языке падежей шесть:

  1. Именительный – Кто? Что? Культура, культуры.
  2. Родительный – Кого? Чего? Культуры, культур.
  3. Дательный – Кому? Чему? Культуре, культурам.
  4. Винительный – Кого? Что? Культуру, культуры.
  5. Творительный – Кем? Чем? Культурой, культурами.
  6. Предложный – О ком? О чем? О культуре, о культурах.

Длинный и тернистый путь определения падежа – сопоставить склонение и окончание слова с таблицей падежных флексий. Нужно учитывать, что некоторые формы совпадают, а другие изменяются нестандартно. Поэтому надежней – найти главное слово и поставить к ИС вопрос.

Морфологические признаки позволяют определить принадлежность каждого слова к какой-либо части речи. Изменяемые и постоянные признаки ИС – это число, падеж, род, склонение, одушевленность. А также разделение на нарицательные и собственные, конкретные, абстрактные, вещественные и собирательные.

Исключения

Но, как известно, в русском языке очень мало правил, у которых нет никаких исключений. Так, разделить одушевленные и неодушевленные предметы порой можно и логически. Да, все живые существа будут одушевленными, но вместе с тем к этой же категории относятся мифические существа (леший-лешие-леших-леших) и названия игрушек (матрёшки-матрёшек-матрёшек) – здесь ещё можно найти логическое объяснение. А также карточные и шахматные масти-фигуры (пики-пик-пики, пешки-пешек-пешки), которые даже по формам своим к этой категории не подходят.

Идём дальше. К неодушевленным же существительным, в свою очередь, относятся большие группы людей (толпы-толп-толпы) и некоторые живые организмы (зародыши-зародышей-зародыши; микробы-микробов-микробы) – объяснить это явление невозможно, придётся просто принять и запомнить.

Видео:Род имен существительных. Как определить род существительных?Скачать

Самостоятельные части речи

Часть речи

Что обозначает

На какой вопрос отвечает

Имя существительное

Предмет

кто? что? (ученица, книга)

Имя прилагательное

Признак предмета

какой? (интересный)
какое? (высокое)

Имя числительное

Количество или порядок предметов при счёте

сколько? (семь) который? (пятый)

Глагол

Действие или состояние предмета

что делать?
(читать)
что сделать?
(вспомнить)

Местоимение

Указывает
на предмет, но
не называет его

кто? он (мальчик) что? он (дуб)

113. Вспомните по таблице «Самостоятельные части речи», что обозначают изученные части речи и на какие вопросы отвечают. Приведите свои примеры данных частей речи.

  • На какие ещё вопросы могут отвечать имена существительные? имена прилагательные? глаголы?
  • Выпишите из толкового словаря учебника любое имя существительное и толкование этого слова.

114. Прочитайте. Спишите.

Утренняя морозная тишь. Кристальный иней блестит бело-синими и розовыми искорками.

(Е. Русаков)

Найдите в предложениях изученные части речи и скажите, на какой вопрос отвечает каждое из них.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Что такое части речи?

Вспомните! Части речи бывают самостоятельные и служебные.

  • Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
  • Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

111. Прочитайте. Назовите сказку.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Жили они в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
(А. Пушкин)

  • Спишите. Укажите над каждым выделенным словом, какой частью речи оно является.
  • Найдите и подчеркните служебные слова. Скажите, какую роль они выполняют в предложении.

112. Прочитайте загадку. Какие слова пропущены?

Спишите, вставляя подходящие по смыслу предлоги и союзы. Запишите отгадку к загадке.

двена́дцать

Наречие

Наречие –  самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак признака и признак предмета и отвечает на обстоятельственные вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?» и «как?».

Синтаксическая роль: в предложении может быть сказуемым, обстоятельством, определением.

Наречия с суффиксом «-о» имеют сравнительную и превосходную степени: высоко – выше; тихо – тишайше; тише всех.

По значению и грамматическим признакам наречия делятся на две группы:

  1. знаменательные, которые называют признак – криво, вверху, громко;
  2. местоименные, которые указывают на признак – там, всюду, по-другому.

Местоименные образуют те же разряды, что и местоимения. У знаменательных наречий существуют разряды по значению:

  • обстоятельственные  – слева, сегодня, сгоряча, специально
  • определительные –  очень, едва, вручную, пешком. 

Причастие

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Обладает свойствами глагола и прилагательного.

Может иметь полную (нарисованный) и краткую(нарисована) формы.

Грамматическая роль: может быть определением (полная форма) или сказуемым (полная и краткая форма).

Действительные и страдательные причастия 

И действительные, и страдательные причастия имеют формы прошедшего и настоящего времени. От разных глаголов может быть образовано разное количество форм причастий – от одной до четырёх.

  • Действительные–обозначают признак предмета, который сам производит действие. Летящий, шедший, смеющийся, кричащий, идущие, улыбающаяся.
  • Страдательные–обозначают признак предмета, который испытывает действие со стороны другого лица или предмета. Вылеченный (кем-то), слушаемый (кем-то), хранимый (матерью), исполняемый (оркестром).
Действительные причастия
  1. Настоящее время
    • -ущ- (-ющ-) — движущийся, улыбающийся
    • -ащ- (-ящ-) — спешащий, любящий
  2. Прошедшее время 
    • -вш- — открывший
    • -в- — пришедший
Страдательные причастия
  1. Настоящее время
    • -ем- (-ом-) — избираемый, ведомый
    • -им- — невидимый
  2. Прошедшее время 
    • -нн- — рассеянный
    • -енн- —приклеенный
    • -т- — расколотый

Причастия обладают глагольными признаками (вид, время, переходность, возвратность) и признаками прилагательного (род, число, падеж). 

Грамматические признаки причастия

Причастие — это особая неспрягаемая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию, которое он сам производит или испытывает со стороны, и отвечающая на вопросы: что делающий? что делавший? что сделавший? какой? и т.п.

Причастие совмещает в себе признаки двух частей речи: глагола и прилагательного.

Морфологические признаки причастия

  1. залог: действительное или страдательное;
  2. время (настоящее или прошедшее);
  3. вид;
  4. полная или краткая форма (у страд.);
  5. падеж (в полной форме);
  6. число;
  7. род (в ед. ч. )

Синтаксические признаки причастия

Причастие может управлять зависимыми словами, как и глагол и образует причастный оборот. В предложении выступает в роли согласованного определения, как и прилагательное, но может быть сказуемым (чаще в краткой форме).

Глагол

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие, отвечает на вопросы  «что делать?», «что сделать?». Обладает следующими грамматическими категориями: видом, переходностью, залогом, наклонением, спряжением,  временем, лицом. 

Инфинитив – начальная форма глагола (неопределённая). Он называет действие вне его лица и момента речи и отвечает на вопросы что делать? (читать, лететь), что сделать? (прочитать, слетать).

Грамматические категории глагола

Вид 
  • Совершенный–отвечает на вопрос что сделать? Решить, изучить, нарисовать. 
  • Несовершенный –отвечает на вопрос что делать? Решать, изучать, рисовать.
Переходность
  • Переходные глаголы сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в В.п. без предлога, так называемым прямым дополнением. Лечить (кого? Что?) больного, ветрянку; звать (кого?) бабушку; дал (что?) сто рублей; вижу (кого?) тебя.
  • Непереходные глаголы–не употребляются с этой формой. Летать / лететь (нельзя подставить прямое дополнение); приехать на дачу, ответить учителю.
Возвратность (залог)
  • Возвратные –глаголы возвратного залога, имеют постфиксы –ся (-сь). Мыться пастись, кусаться.
  • Невозвратные –глаголы невозвратного залога, не имеют постфикса. Мыть, пасти, кусать.

Спряжение

Изменение глаголов по лицам и числам:

  • Архаичное спряжение –глаголы имеют уникальные окончания. Есть, дать (и их производные).
  • Разноспрягаемые – глаголы имеют окончания обоих спряжений. Бежать, хотеть, чтить (и их производные).

Важно!  Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию 3-го лица единственного числа (он) или 3-го лица множественного лица (они)

Грамматические признаки существительного

Имя существительное имеет общее значение предметности, например:

  • человек;
  • красота;
  • крыло;
  • скромность.

Существительное обозначает конкретный предмет (тетрадь, учебник), лицо (ученик, мастер), действие или состояние в отвлечении от их производителей (ходьба, бег, болезнь) и отвечает на вопросы: кто? что?

 Морфологические признаки имени существительного

  1. собственное или нарицательное;
  2. конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. род;
  5. склонение;
  6. падеж;
  7. число.

В предложении существительное чаще выступает в роли подлежащего или дополнения, хотя может быть несогласованным определением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: