Таблица: части речи в русском языке

Кто что умеет

1. Сурок — мастер спать! (За)ляжет (в)норку (с)осени и спит (без)просыпа (до)весны. 2. Жёлтый суслик может девять месяцев (в)году (не)есть и (не)пить. 3. Ящерица-круглоголовка (в)одну секунду (за)рылась (в)песок. 4. Песчаный удавчик умеет ползать (под)песком так же легко, как рыба плавать (в)воде.

(Н. Сладков)

  • Спишите, раскрывая скобки. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
  • Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Укажите время других глаголов.
  • Устно образуйте формы времени от выделенных глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).

Произносите слова правильно:

шесть
шестнадцать
семь
семнадцать
восемь
восемнадцать

123. Рассмотрите запись чисел и букв. Расшифруйте правило правописания имён числительных от пяти (5) до двадцати (20) и числительного тридцать (30).

Запишите словами числа: 6, 8, 11, 12, 16, 20.

оди́ннадцать шестна́дцать два́дцать

Трудности с русским языком в 4 классе

Школьники часто испытывают сложности во время учебного процесса. Особенно проблематично дается им изучение родного языка. Многочисленные правила и нюансы правописания никак не хотят укладываться в голове, из-за чего нередко страдает грамотность. За любую ошибку учителя начинают сразу снижать оценки. Исправить же балл в дальнейшем очень непросто. Поэтому ученикам предлагается воспользоваться «ГДЗ по Русскому языку 4 класс Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. (Просвещение, 2023г.)», с помощью которого они с легкостью разберут все аспекты предмета.

Все внимание учащимся нужно сосредоточить на освоении текущего материала:

  1. Однородные члены предложения.
  2. Предложения с прямой речью.
  3. Имя существительное.
  4. Имя прилагательное.
  5. Местоимения.
  6. Глаголы.

После уроков у ребят часто остаются вопросы, которые они стесняются или не считают нужным задавать преподавателям. Понять же самостоятельно пройденную тему может быть весьма непросто, так как в учебниках размещается очень мало теоретического материала. Поэтому дети нередко просят родителей помочь им с домашними заданиями. Тем же легче продиктовать правильное решение, чем вдаваться в подробные пояснения. Такой подход весьма губителен для знаний четвероклассников, поэтому специалисты в области образования рекомендуют им разбирать все сложные моменты с решебником.

Имя числительное

Имя числительное – самостоятельная часть речи, обозначающая количество чего-либо, изменяется по родам и числам, в предложении может выполнять какую угодно выполняет синтаксическую функцию. Эта часть речи отвечает на вопросы «сколько?», «который?».

Например. Который час? – Восемь часов вечера Сколько ему лет? – Ему пятнадцать. Сколько километров до города? – До города сорок пять километров.

Особенность написания числительных состоит в следующем. Если числительное состоит их двух или трех и более слов, то каждое пишется отдельным словом, например, тридцать три, сорок восемь, двести двадцать два.

Например, шестнадцатЬ (вместо шестЬнадцатЬ), пятнадцатЬ (вместо пятЬнадцатЬ), семнадцатЬ (вместо семЬнадцать), восемнадцатЬ (восемЬнадцатЬ), девятнадцатЬ (девятЬнадцать).

И сотни: пятЬсот (вместо пятсот), шестЬсот (вместо шестсот), семЬсот (вместо семсот), восемЬсот (вместо восемсот), девятЬсот (вместо девятсот). Так пишется потом, что это число образовано путем соединения двух числительных. Например, пятьсот – пять сотен, шестьсот – шесть сотен и так далее.

То же самое касается и десятков. ПятЬдесят (вместо пятдесят), шестЬдесят (вместо шестдесят), семЬдесят (вместо семдесят), восемЬдесят (вместо восемдесят). Объяснение аналогичное: число образовано путем соединения двух числительных, пять десятков, шесть десятков и так далее.

Мягкий знак в таких словах встречается только один раз.

Написание следующих слов нужно запомнить. Двести, триста, четыреста, четыре, девяносто, тысяча.

Самостоятельные части речи

Самостоятельные части речи назы­ва­ют пред­ме­ты, при­зна­ки, дей­ствия, коли­че­ство и пр. Они обла­да­ют общим зна­че­ни­ем, оди­на­ко­вым для всех слов этой части речи, и грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми, харак­тер­ны­ми для них. В пред­ло­же­нии само­сто­я­тель­ные части речи выпол­ня­ют опре­де­лен­ную син­так­си­че­скую роль (под­ле­жа­щее, ска­зу­е­мое, допол­не­ние и пр.).

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие само­сто­я­тель­ные части речи:

  • имя суще­стви­тель­ное
  • имя при­ла­га­тель­ное
  • имя чис­ли­тель­ное
  • место­име­ние
  • гла­гол (осо­бые фор­мы: при­ча­стие и дее­при­ча­стие)
  • наре­чие
  • кате­го­рия состо­я­ния

Слово каж­дой само­сто­я­тель­ной части речи отве­ча­ет на опре­де­лен­ный вопрос. Оно обла­да­ет общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем, при­су­щим для всех слов этой части речи. Чтобы нагляд­но это про­де­мон­стри­ро­вать, соста­вим сле­ду­ю­щую таб­ли­цу.

Таблица «Самостоятельные части речи»

Части речи Общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние Вопросы Примеры
Имя суще­стви­тель­ное пред­мет кто? что? юно­ша, день
Имя при­ла­га­тель­ное при­знак пред­ме­та какой? чей? храб­рый, соло­вьи­ный
Имя чис­ли­тель­ное коли­че­ство или поря­док пред­ме­тов при счё­те сколь­ко? кото­рый? семь, двое вто­рой, вось­мой
Местоимение ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство кто? что? какой? сколь­ко? я, ты, он, они каж­дый, несколь­ко
Глагол дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та что делать? что сде­лать? гла­дить, думать решить, при­ду­мать
Наречие при­знак дей­ствия, состо­я­ния или дру­го­го при­зна­ка как? где? когда? поче­му? зачем? вдво­ем, ввер­ху, навсе­гда, сго­ря­ча
Категория состо­я­ния состо­я­ние живых существ, сре­ды о чём гово­рит­ся? пас­мур­но, душ­но

Глагол име­ет осо­бые фор­мы:

1. при­ча­стие, кото­рое обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия:

  • смот­реть — смотрящий впе­ред,
  • уви­деть — уви­девшие ежи­ка,
  • рас­сы­пать — рас­сы­панный по сто­лу,
  • вымыть — вымытое окно,

2. дее­при­ча­стие обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие при основ­ном дей­ствии, выра­жен­ным гла­го­лом:

  • бро­сать — бро­сая,
  • посмот­реть — посмот­рев.

Классификация частей речи

Грамматика в русском языке делится на морфологию и синтаксис. В сегодняшней статье будем разбираться с морфологией, а если быть точнее — с морфологическими признаками частей речи.

Чтобы узнать, к какой части речи относится то или иное слово, нужно:

  • определить семантическое значение. Это то, что определяет слово: предмет, признак, действие;
  • определить морфологический признак: род, склонение, число, падеж, время;
  • определить синтаксическую характеристику этого слова в предложении.

Всего частей речи в русском языке 10, и их можно разделить на две большие группы:

  • самостоятельные части речи;
  • служебные части речи.

В некоторых источниках эти группы еще называют знаменательные и незнаменательные части речи.

Первый человек, который задумался над разделением слов по группам, был Платон. Он попытался поделить слова на две большие разновидности: имя и действие. Если говорить о русском языке, то делением слов на группы впервые стал заниматься М. Ломоносов. Он поделил все слова на главные гпуппы: существительные и глаголы.

Самостоятельные части речи: таблица с примерами

Учёные-лингвисты до сих пор не пришли к единому мнению по поводу самостоятельности некоторых частей речи.

Мы будем рассматривать спорные части речи как самостоятельные.

Часть речи

Общее грамматическое значение

Вопрос

Разряд

по значению

Морфологические признаки

Постоянные

Непостоянные

Существительное

Предмет

Кто? Что?

Конкретные: самолёт, рыба

Отвлечённые: храбрость, чтение

Вещественные: бензин, сахар

Собирательные: листва, молодёжь

Род: мужской, женский, средний

Склонение

Собственные — нарицательные

Одушевлённые – неодушевлённые

Падеж

Число

Прилагательное

Признак предмета

Какой?

Чей?

Качественные: большой, смелый. (Можем сказать более-менее)

Относительные: деревянный

Притяжательные: папин, лисий

Разряд по значению

Род

Число

Падеж

Форма: полное — краткое

Глагол

Действие

Что делать?

Что сделать?

Вид: совершенный, несовершенный: делать — сделать

Спряжение

Число

Наклонение:

  • изъявительное: решать;
  • условное: решал бы;
  • повелительное: решай.

Время

В прошедшем времени: по родам

В настоящем и будущем времени: лицо

Числительное

Количество

Порядок при счёте

Сколько?

Который?

Количественные

Порядковые

Разряд по значению:

  • порядковые: первый, сотый;
  • количественные: один, сто.

По составу:

  • простые: десять;
  • сложные: тридцать;
  • составные: сто двадцать

Порядковые: род

Число

Падеж

Количественные: падеж

  • два — род и падеж;
  • один — род, число, падеж.

Наречие

Категория состояния

Признак действия

Признак признака

Состояние человека, природы

Как? Где? Куда? Откуда? Почему? Каково?

Образа действия: громко, вдвоём

Меры и степени: очень, немного

Места: справа

Времени: рано, вчера

Причины: сгоряча

Цели: назло

Разряд

Неизменяемое

Местоимение

Указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их

Кто? Что? Какой?

Чей?

Сколько?

Личные: я, мы

Возвратное: себя

Притяжательные: мой, ваш

Вопросительные: кто? который?

Относительные: что, который

Неопределённые: некто, когда-то

Отрицательные: никто, нигде

Определительные: любой

Указательные: тот, этот

Зависит от разряда

Зависит от разряда

Причастие

Признак предмета по действию

Какой?

Действительные: решающий

Страдательные: решаемый

Вид, возвратность

Время

Род

Число

Падеж

Деепричастие

Добавочное действие

Как?

Что делая?

Вид, возвратность

Неизменяемое

Служебные части речи: таблица с примерами

Часть речи

Грамматическое значение

Разряды

Пример

Предлог

Выражает зависимость самостоятельных частей речи от других слов

Служит для связи слов в словосочетании

Непроизводные: в, на, по

Производные: вследствие, благодаря

Стою у подъезда

Вследствие непогоды

Союз

Служит для связи простого предложения в составе сложного

Для соединения однородных членов предложения

Может быть только в предложении

Сочинительные: а, и, но

Подчинительные: что, потому что, где

Мы побывали и в музее, и в театре.

Понятно, где находится театр.

Частица

Придают дополнительные оттенки значения единицам языка

Служат образованию формы слова

Вопросительные: неужели, разве, ли

Восклицательные: как!

Указательные: вон, вот

Усилительные: даже, же

Отрицательные: не, ни

Неужели всё закончилось?

Как прекрасно!

Вот этот дом.

Надо же!

Не выполнили.

бы (повелит. наклонение), пусть, пускай, -ка (повелит. наклонение), более, менее (сравнительная степень)

Отдельная группа слов, которые мы не можем отнести ни к самостоятельным, ни к служебным. При классификации они выделяются в отдельную группу.

Часть речи

Грамматическое значение

Пример

Междометия

Выражают чувства, не называя их

Ой, ура, ах

Звукоподражательные слова

Передают звуки животных

Мяу, му-у-у, кис-кис

Некоторые части речи отвечают на один и тот же вопрос, поэтому чтобы не ошибиться, обязательно нужно посмотреть, какой грамматический признак обозначает слово.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Имя существительное

Как уже говорилось, разные части речи отвечают на разные вопросы. Существительное отвечает на вопросы «кто?» или «что?». На эти же вопросы отвечают, как одушевленные, так и неодушевленные предметы.

Имя существительное – самостоятельная часть речи, относящаяся к знаменательным словам, обозначающая предмет, имеет род, изменяется по числам, склоняется по падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.

Имя существительное обозначает все, что нас окружает, т.е. и живое (одушевленное), и неживое, (неодушевленное). Это и люди, и звери, и птицы, и насекомые, и предметы, и вещи, и события и прочее.

Попытаемся найти имя существительное в предложениях из «Сказки о царе Салтане…»

Пример 1. Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом. Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, что в нем три существительных.

Пример 2. Белка в нем живет ручная, да затейница какая. Белка песенки поет, да орешки все грызет. Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, что в нем четыре существительных.

Пример 3. Ядра – чистый изумруд, слуги белку стерегут. Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, что в нем четыре существительных.

Части речи

Чтобы понять, какой частью речи является слово, надо задать к нему вопрос и определить, что оно обозначает:

Имя существительное – самостоятельная часть речи, обозначает сам предмет, отвечает на вопросы кто? и что? (например, книга, мальчик, почтальон ).

Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие, отвечает на вопросы что сделать?, что сделай?, что делать? (например, наливать, прочитай, писать ).

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета (т.е. то, какой этот предмет), отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?(например, красивый, умная, большое, золотые ).

Имя числительное – самостоятельная часть речи, обозначает число, количество, отвечает на вопросы сколько?, который? (например, шесть, шестой, шестеро ).

Частица – это служебная часть речи, вносит эмоциональные значения в предложения или образует новые формы слов, не является членом предложения и не изменяется (например, бы, не, вон, даже, ведь, как, неужели и т.д.)

Союз – служебная часть речи, связывает однородные члены предложения и простые предложения между собой (например, а, и, но, если, или, потому что и т.д.)

Предлог – служебная часть речи, связывает слова между собой, показывая, что одно слово главное, а другое зависимое (например, в, над, на, к, около, через, с, о и другие).

Имя прилагательное

Чтобы не уподобляться персонажу комедии Фонвизина «Недоросль» Митрофанушке и не говорить, что «эта дверь – прилагательна, потому что она прилагается…», нужно понимать, что же это на самом деле такое и как отличить прилагательное в предложении.

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, относящаяся к знаменательным словам, обозначающая определение предмета, имеет род, изменяется по числам, склоняется по падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию определения или именной части составного именного сказуемого.

Например. В функции определения – лист (какой?) зеленый, солнце (какое?) яркое, погода (какая?) дождливая, дни (какие?) пасмурные. В функции составного именного сказуемого: Вего походка была небрежна и ленива. Вода у берега чистая, голубая и прозрачная. Короче становился день… .

В предложениях имя прилагательное отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?», «чья?», «чьи?». Оно всегда относится к кому-то или к чему-то, давая этому предмету, вещи, событию или явлению (и так далее) описательную характеристику.

С помощью суффиксов и окончаний любое существительное можно превратить с прилагательное. Например, солнце – солнечный, красота – красивый, ум – умный, стекло – стеклянный, мех – меховой и т.д.

Пример 1.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, сколько в нем прилагательных.

  • дуб какой – зеленый
  • цепь какая – златая
  • кот какой – ученый

Пример 2.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, сколько в нем прилагательных.

  • на дорожках каких – неведомых
  • зверей каких – невиданных
  • ножках чьих – курьих

Пример 3.
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, сколько в нем прилагательных.

  • брег какой – песчаный, пустой
  • витязей каких – прекрасных
  • из вод каких – ясных
  • дядька какой — морской

Имя существительное

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, лицо или явление и отвечает на вопросы «кто?», «что?». 

Синтаксическая роль: может выполнять функции всех членов предложения.

Имена существительные делятся на собственные (Рязань, Антон Чехов, Волга) и нарицательные (город, писатель, река); одушевлённые (ёжик, соловей, человек) и неодушевлённые (камень, дорога, машина). 

По значению делятся на группы:

Конкретные

– обозначают конкретные явления. Их можно посчитать, они образуют формы множественного числа.

Например: книга (две книги), год (три года), машина (пять машин). 

Абстрактные

– обозначают отвлечённое явление (чувство, процесс, философское понятие). Не поддаются исчислению, имеют форму только одного из чисел.

Например: борьба, счастье, смелость, хлопоты. 

Вещественные

– обозначают неделимые вещества (часто жидкости, продукты). Сочетаются со словами литр, килограмм и подобными названиями единиц мер.

Например: нефть, кровь, сахар, молоко, мёд.

Собирательные

– обозначают совокупность как единое целое. Имеют форму только единственного числа.

Например: зверьё, мошкара, молодёжь, листва, родня, профессура, бельё, ельник. 

Род существительных

Все слова русского языка, употребляющиеся в форме единственного числа, могут относиться к мужскому, женскому, среднему и общему роду.

Род существительных определяется путём подстановки слов:

  • он, мой – кот (мужской род),
  • она, моя – кошка (женский род),
  • оно, моё – дитя (средний род).

Существительные общего рода могут обозначать лиц и мужского, и женского пола: мой, моя – плакса.

Падеж существительных

Падеж существительных–это грамматическая форма, которая показывает связь существительного с другими словами с помощью окончаний или предлогов. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.

Им.п.

Кто? Что?

Кот, дом

Р.п.

Кого? Чего?

Кота, дома

Д.п.

Кому? Чему?

Коту, дому

В.п.

Кого? Что?

Кота, дом

Тв.п.

Кем? Чем?

Котом, домом

П.п.

О ком? О чём?

О коте, о доме

Склонение существительных

Склонение существительных – это изменения по падежам и числам.

1-е склонение

 — cуществительные м.р., ж.р. и общ.р. с окончаниями -а, -я

Вася, дедушка, мама, обжора

2-е склонение

 — cуществительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е

Дом, планетарий, воскресенье, чудо

3-е склонение

 — cуществительные ж.р. с нулевым окончанием

Жизнь, тишь, степь

Несклоняемые

 — cуществительные иноязычного происхождения без окончания

Кенгуру, пальто, какао, пенсне

Разносклоняемые

 — часть окончаний у этих существительных из одного склонения, часть – из другого. Это 10 слов на -мя + путь, дитя

Имя, время, племя, пламя, знамя, темя, бремя, стремя, семя, вымя + путь, дитя

Адъективное склонение

 — субстантивированные слова (те, которые образовались переходом в существительное из других частей речи)

Детская, столовая, портной, немой, мороженое, жаркое

Существительные общего рода обычно относятся к 1-му склонению либо к несклоняемым словам, хотя могут обозначать лиц мужского и женского пола.

Плакса (он, она) – общий род. Но: доктор Петрова – слово доктор мужского рода, так как 2-е склонение.

Как работать с ответами к учебнику русский язык 4 класс 1 часть Климановой

Готовые домашние задания нужны не для того, чтобы списывать, а для самопроверки и проверки домашнего задания ребенка старшими членами семьи — родителями, бабушками, старшими братьями и сестрами. Выполнил ученик задание, можно открыть ГДЗ и свериться. В случае несовпадения ответов — обсудить ошибки. В учебнике Канакиной много устных заданий, мы так же постарались дать по ним подробные пояснения. Многие учителя просят устные ответы записывать в тетради наряду с письменными, подстраивайтесь под требования учителя.

У некоторых учителей есть требование, что нужно не только выполнить задание учебника, но и в случае, если вы где-то вставляете пропущенную букву, выделить в обязательном порядке орфограмму, и это тоже нужно учитывать.

Над некоторыми словами и предложениями в учебнике стоят цифры мелким шрифтом, они означают какое-либо дополнительное задание, разбор слова или предложения. В ГДЗответ ру они все так же разобраны по образцам их учебника. Все образцы разбора есть в конце вашего учебника, сверяйтесь.

Что такое части речи?

ОпределениеЧасти речи — это лексико-грамматические клас­сы слов, обла­да­ю­щие одним общим зна­че­ни­ем, сход­ны­ми мор­фо­ло­ги­че­ски­ми и син­так­си­че­ски­ми при­зна­ка­ми.

Например, неко­то­рые сло­ва име­ют общее зна­че­ние пред­мет­но­сти (небо, кра­со­та). Другие сло­ва объ­еди­ня­ет спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак, каче­ство или при­над­леж­ность (синий, доб­рый, дедуш­кин). Многочисленная груп­па слов обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние (увлечь, почув­ство­вать) и т. д.

Чтобы опре­де­лить часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит сло­во, важ­но выяс­нить

  1. общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние (что назы­ва­ет сло­во),
  2. мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки (грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния рода, скло­не­ния, чис­ла, паде­жа, лица, накло­не­ния, вре­ме­ни и пр.)
  3. какую син­так­си­че­скую роль выпол­ня­ет сло­во в пред­ло­же­нии.

В соот­вет­ствии с эти­ми основ­ны­ми кри­те­ри­я­ми все сло­ва делят­ся на само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи.

Причастие

Причастие – эта необычный класс в русском языке, так как смог объединить в себе свойства двух других групп (прилагательное, глагол). Определяет, какой признак предмета, указав на его действие.

Вопросы, на которые отвечает причастие:

  1. Какой (ая), какие (ое)?
  2. Что делающий? Что делавший? Что сделавший?

Например, сидевший, выпитый, наевшийся.

Иногда причастие выступает только лишь определённой формой глагола

Но, важно запомнить, что формируется оно только от глагола

Оно определяет действие, которое проходит в одно время с основным (сказуемое). Наречие также определяет действие, которое проходило перед основным либо за ним. Кроме того, причастие обладает постоянным признаком времени (прошедший, настоящий признак).

Общие черты причастия с глаголом, с именем прилагательным:

С глаголом С именем прилагательным
Показывает завершённое, незавершённое действие. Отвечает на те же самые вопросы.
Прошедший, настоящий признак времени. Согласуется с именем существительным.
Причастие может быть переходным, непереходным. Имеет полную, краткую форму.
Причастие может быть возвратным, невозвратным. Изменяется в зависимости от рода, числа, падежа.
Управляет падёжной формой, имеет примыкающие слова. Выступает в роли определения, либо сказуемого.

Имя числительное

Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы «сколько?» или «который?». 

Делятся по значению и признакам на:

  • количественные: десять, два, четыре;
  • порядковые: третий, сотый, тысячный;
  • собирательные: трое, четверо, обе. 

Имеют разнообразную структуру:

  • простые – один корень: пять,
  • сложные – два корня: семьдесят,
  • составные – два и более слов: семьдесят семь. 

У большинства количественных и собирательных числительных нет категории числа и рода, только падеж. Порядковые – склоняются: пятого этажа – красного цвета. Начальная форма – именительный падеж. 

Синтаксическая роль: выступает в роли всех членов предложения.

Имя прилагательное

Чтобы не уподобляться персонажу комедии Фонвизина «Недоросль» Митрофанушке и не говорить, что «эта дверь – прилагательна, потому что она прилагается…», нужно понимать, что же это на самом деле такое и как отличить прилагательное в предложении.

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, относящаяся к знаменательным словам, обозначающая определение предмета, имеет род, изменяется по числам, склоняется по падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию определения или именной части составного именного сказуемого.

В предложениях имя прилагательное отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?», «чья?», «чьи?». Оно всегда относится к кому-то или к чему-то, давая этому предмету, вещи, событию или явлению (и так далее) описательную характеристику.

С помощью суффиксов и окончаний любое существительное можно превратить с прилагательное. Например, солнце – солнечный, красота – красивый, ум – умный, стекло – стеклянный, мех – меховой и т.д.

Пример 1. У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом… Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, сколько в нем прилагательных.

Пример 2. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, сколько в нем прилагательных.

Пример 3. Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, сколько в нем прилагательных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: