Особенности существительных общего рода в русском языке

Список существительных общего рода

  • бедняга, бедняжка, бедолага, белоручка, бука, бродяга, брюзга;
  • воображала, вояка, всезнайка, выскочка;
  • горемыка, грязнуля, гулёна, гуляка;
  • душенька, дылда;
  • егоза, ехидна;
  • жадина, жадюга;
  • забияка, задира, зазнайка, заика, зануда, замарашка, заводила, запевала, зевака, злюка, злючка, зубрила;
  • калека, каналья, коллега, коротышка, кривляка, кровопийца, кроха;
  • лакомка, левша, лежебока;
  • молодец, молодчина, мямля;
  • невежа, невежда, невеличка, невидимка, недотёпа, недотрога, недоучка, неженка, незнайка, непоседа, неровня, неряха, неумека, неумеха;
  • обжора, одиночка;
  • писака, пискля, плакса, подлиза, подпевала, попрошайка, почемучка, привереда, придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля, пьяница;
  • работяга, разиня, растеряха, растяпа, рёва, рёвушка, ровня;
  • самоучка, сквалыга, скромняга, сладкоежка, сластёна, соня, сутяга;
  • тараторка, тёзка, тихоня, трещотка, трудяга, тупица;
  • умница
  • ханжа, хапуга, хвастунишка, хитрюга, худышка;
  • чистюля
  • шельма
  • юла
  • ябеда

Употребление существительных общего рода

Среди этих слов только небольшая группа имеет нейтральную или положительную эмоциональную окраску:

  • тёзка
  • сирота
  • левша
  • коллега
  • умница
  • молодец
  • молодчина
  • почемучка
  • самоучка
  • всезнайка

Большинство существительных общего рода имеет отрицательный и даже уничижительный смысл. В разговорной речи они дают характеристику человеку, обозначая какой-то отрицательный обобщенный признак личности:

  • неряха
  • невежда
  • разиня
  • пустомеля
  • выскочка
  • зануда

В основном эти слова используются в разговорной речи. Их не применяют в научном или официально-деловом стиле речи. В художественной литературе с их помощью характеризуют персонажей произведения.

Слова «верзила», «воротила», «вышибала», «детина» имеют категорию мужского рода.

Также отличаем существительные общего рода от названий профессий, которые оформлены как существительные мужского рода, хотя и называют лиц женского пола.

Приведем список наиболее употребительных существительных общего рода, расположив их по алфавиту.

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 34,
Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 107,
Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 166,
Климанова, Макеева, Учебник

Страница 45,
Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 160,
Полякова, Учебник

Упражнение 23,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 30,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 2,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 201,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 128,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 134,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 26,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 91,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 107,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 128,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 156,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 194,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение стр. 21,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

3 класс

Упражнение 124,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 52,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 39,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 43,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 29,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 25,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 239,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 45,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 34,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 57,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 54,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 174,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 277,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 279,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 280,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 319,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 193,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 47,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 48,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 49,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 50,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 51,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Что такое существительные общего рода?

Среди слов этой самостоятельной части речи имеется немногочисленная группа существительных общего рода, объединяющая около 200 слов. Эти уникальные слова могут называть как лицо женского пола, так и лицо мужского пола:

Слово «коллега» обозначает лицо и отвечает на вопрос кто? Оно грамматически оформлено как существительное первого склонения с окончанием -а и соответственно изменяется по падежам и числам:

  • и. п. (кто?) коллега, коллеги
  • р. п. совет (кого?) коллеги, коллег
  • д. п. идем (к кому?) к коллеге, к коллегам
  • в. п. спросим (кого?) коллегу, коллег
  • т. п. восхищён (кем?) коллегой, коллегами
  • п. п. сообщите (о ком?) о коллеге, о коллегах

В контексте в зависимости от того, о ком идет речь, оно может называть лицо как мужского, так и женского пола. Такие слова объединены в одну группу «существительные общего рода».

Определение

Существительные общего рода — это одушевленные существительные первого склонения с окончанием -а/-я, называющие лиц мужского или женского пола в зависимости от контекста.

Существительные общего рода
1. нарицательные несклоняемые сущ. визави, протеже
2. собственные склоняемые имена на -а/-я Валя, Женя, Саша
3. нарицательные склоняемые сущ. на -а/-я, характеризующие лицо по склонности, пристрастию к чему-либо и стил. нейтральные задира, кривляка, мямля, невежа, недотепа, плакса, пьяница, разиня, хитрюга, запевала, книгоноша, сирота, коллега и т.д.
Валя и Женя — протеже Нестеренко.
Сущ. общего рода должны иметь определения в грамматических формах того рода (мужского или женского), к которому принадлежат названия характеризуемых ими предметов.
Красавица Валя и бездельник Женя — протеже всё той же Нестеренко.

Существительные общего рода образуются от слов разных частей речи с помощью суффиксов -ак/-як-, -енк-, -ин-, -к-,  -л-, -ук-, юл-, -яг- и пр.:

  • зевать → зевака
  • запевать → запевала
  •  нежный → неженка
  • лакомиться → лакомка
  • чистый → чистюля
  • работать → работяга.

В контексте для определения рода существительного анализируем его согласование с прилагательным или местоимением, а также учитываем грамматическую форму прошедшего времени глагола, употребленную в качестве сказуемого:

Обзор документа

Образовательные организации с учетом установленных требований самостоятельно определяют список учебников и учебных пособий и допускают их к использованию. Материалы предоставляются ученикам бесплатно.

Что касается рабочих тетрадей, то вопрос обеспечения обучающихся ими также относится к компетенции школ.

Если школа включает конкретную рабочую тетрадь в список, который утверждается приказом директора, то возникают правовые основания для их закупки за бюджетные средства.

Учитель может рекомендовать рабочие тетради, не включенные в список, для домашнего самостоятельного использования, однако их нельзя применять при реализации образовательных программ.

При этом использование рабочих тетрадей на печатной основе в начальных классах значительно влияет на эффективность обучения, поскольку выполнение обучающимися письменных работ формирует навык письма и развивает мелкую моторику.

Минпросвещения планирует сократить рабочие тетради на печатной основе и заменить их на цифровые аналоги в основной и средней школе.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: