Гдз по русскому языку 5 класс ладыженская, баранов номер 159

Второстепенные члены предложения

Дополнение: определение, виды, функции

Для начала дадим определение дополнению.

Дополнение чаще всего обозначает предмет или явление, на которое направлено действие. Оно выполняет единственную функцию, а именно поясняет (дополняет) сказуемое. Именно от сказуемого можно поставить вопрос и найти в предложении дополнение. Как это сделать?

Рассмотрим пример:

Анна написала письмо.

Алгоритм нахождения дополнения следующий:

  • Выделяем подлежащее и сказуемое: Анна написала.
  • От сказуемого «написала» ставим вопрос «Что?».
  • Получаем ответ «Письмо».
  • Определяем, что это за член предложения: дополнение, выраженное именем существительным.

Еще примеры:

Еж смотрит (на кого?) на белку.

Дети слушали (кого?) учителя.

Кот и собака будут обедать (чем?) мясом.

Дополнение отвечает только на вопросы косвенных падежей. Вспомним их.

Какие еще значения может иметь дополнение, кроме объекта, на которое направлено действие?

Объект сравнения:

Шелк лучше (чего?) крепа.

Иван выше (кого?) Николая.

Светлана умнее (кого?) Елены.

Объект восприятия:

Я рисую (что?) картину.

Мы видели (кого?) дельфинов.

Школьники слушают (что?) романс.

Статус человека:

Он директор (чего?) птицефабрики.

Наталья – владелица (чего?) квартиры.

Николай Андреев – ректор (чего?) института.

Орудие действия:

Ребенок рисовал (чем?) фломастерами.

Папа стучал (чем?) молотком.

Мама стирала (чем?) мылом.

Дополнение выражается разными частями речи. Рассмотрим таблицу.

В предложении может встречаться несколько дополнений:

Катя варила (что?) суп (для кого?) для сына.

Мы рисуем (что?) открытку (для кого?) для дедушки.

В русском языке выделяют два вида дополнений: прямое и косвенное.

Первый вид – это дополнение в форме винительного падежа без предлога:

Щенок лижет (что?) лапу.

Папа бросил (что?) мяч.

Косвенное дополнение – это все остальные формы дополнения, выраженные, в том числе, формой винительного падежа с предлогом:

Солдаты боролись (за что?) за свободу (винительный падеж с предлогом).

Нам не хватало (чего?) смелости (родительный падеж).

Мария Сергеевна думала (о чем?) о содеянном (предложный падеж).

Дополнение относится к сказуемому и напрямую зависит от него. К нему можно задать только один из вопросов косвенных падежей.

Определение: согласованное и несогласованное

Еще один второстепенный член предложения, о котором мы поговорим, называется определение.

Этот член предложения зависит только от имени существительного. Оно в свою очередь в предложении может играть роль подлежащего или дополнения.

Рассмотрим несколько примеров.

Высокий мужчина сидел в кресле.

Находим определение:

  • Определяем грамматическую основу (подлежащее и сказуемое): мужчина сидел.
  • От существительного «мужчина» ставим вопрос «Какой?».
  • Получаем ответ «Высокий».
  • Давайте выясним, что это за член предложения: определение, выраженное прилагательным.

В этом примере определение зависит от подлежащего, но нередко этот второстепенный член предложения соотносится с дополнением.

Я купила красивую игрушку.

  • Главные члены предложения: я купила.
  • От сказуемого задаем вопрос «Что?»
  • Получаем ответ «Игрушку». Это дополнение, выраженное именем существительным.
  • От дополнения задаем вопрос «Какую?»
  • Получаем ответ «Красивую». Это определение, выраженное именем прилагательным.

Определение имеет несколько значений. Предлагаю изучить таблицу.

Иногда определение берет на себя часть смысловой нагрузки главного члена предложения и входит в состав грамматической основы:

Городской человек редко общается с природой.

В указанном примере слово «городской» входит в состав подлежащего – городской человек. К нему можно применить синоним – горожанин. Эти два слова (городской человек) подчеркиваются одной прямой линией.

Определения бывают согласованные и несогласованные.

Согласованное определение выражается несколькими частями речи, чаще всего прилагательным. Рассмотрим таблицу.

Особенностью такого определения является то, что оно полностью совпадает с именем существительным в числе, падеже и роде. Кроме того, оно всегда стоит перед словом, от которого оно зависит. Если просклонять главное слово, вслед за ним изменится форма и согласованного определения:

Во дворе рос высокий тополь.

Ветви высокого тополя били нам в окна.

Во дворе росли высокие тополя.

Во дворе росло несколько высоких тополей.

Красная юбка висела в шкафу.

  • Грамматическая основа: юбка висела.
  • От слова «юбка» задаем вопрос «Какая?» и получаем ответ «Красная».
  • Это определение, выраженное прилагательным.

Если изменить форму слова «юбка», вслед за ней изменится и форма слова «красная»:

Я постирала красную юбку.

У меня не было красной юбки.

Я купила две красных юбки.

Несогласованнее определение выражается следующими частями речи и их формами:

Нечленимое словосочетание – это словосочетание, которое синтаксически нельзя разделить по частям. В предложении оно употребляется в роли одного члена предложения. Например, фраза «три автомобиля» синтаксически нечленимо, и в предложении играет роль подлежащего или дополнения.

Три автомобиля подъехали к супермаркету.

Грамматическая основа предложения — три автомобиля подъехали.

Во дворе стояло три автомобиля.

В этом предложении «три автомобиля» играют роль дополнения.

Несогласованные определения не изменяются вслед за существительным по падежам или родам.

Определение всегда зависит от имени существительного. К нему применимы вопросы «Какой?» или «Чей?». Выделяют два вида определений: согласованное и несогласованное.

Согласованное определение – это такое определение, которое согласуется с главным словом в роде, числе и падеже. Согласованным определением выступает, в основном, прилагательное или причастие:

  • твой дом;
  • белое пятно;
  • желтоватая пена.

Несогласованные определения не совпадают по грамматической форме с главным словом, это синтаксически неделимое словосочетание, чаще всего существительное+прилагательное или существительное+числительное:

  • парень лет двадцати;
  • шкаф черного дерева;
  • девочка в платье.

Чаще всего определение выражается с помощью прилагательного, но не исключено использование и других частей речи.

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№192 учебника 2011-2022 (стр. 110):

Прочитайте.

    Край1 неба алеет. Светлеет воздух, яснеет небо белеют тучки, зеленеют поля.4 (И. Тургенев)

    Потемнели на полях дороги, посинел на реке3 лёд. (И. Соколов-Микитов)

  • Спишите. Объясните написание выделенных орфограмм.
  • Назовите глаголы, которые передают цвета окружающих предметов. Укажите число глаголов.

№192 учебника 2023-2024 (стр. 110):

Вариант вопроса #1:

Прочитайте.

     1. Гром п..р..ка́тывается, гр..хо́чет, в..рчи́т, р..ко́чет, встря́хивает землю. (К. Паустовский) 2. Скоро ли луга п..з..л..неют, скоро ль у кудрявой у б..рёзы распустятся клейкие л..сточки. (А. Пушкин) 3

Осторожно вет..р из калитки вышел, п..стуч..л в окошко, пр..б..жал по крыше, п..играл немного ветками черёмух. (М

Исаковский)

  • Какие глаголы употреблены в переносном значении? Что они обозначают?
  • Определите время глаголов в каждом предложении.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите время глаголов.

Вариант вопроса #2:

Прочитайте.

     1. Гром п..р..ка́тывается, гр..хо́чет, в..рчи́т, р..ко́чет, встря́хивает землю. (К. Паустовский) 2. Скоро ли луга п..з..л..неют, скоро ль у кудрявой у б..рёзы распустятся клейкие л..сточки. (А. Пушкин) 3

Осторожно вет..р из калитки вышел, п..стуч..л в окошко, пр..б..жал по крыше, п..играл немного ветками черёмух. (М

Исаковский)

  • Какие глаголы употреблены в переносном значении? Что они обозначают?
  • Определите время и число глаголов в каждом предложении.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите время глаголов.

Подсказка

№192 учебника 2011-2022 (стр. 110):

Выделенные орфограммы относятся к безударным гласным, чтобы их объяснить, надо подобрать проверочное слово (где эта буква будет под ударением).

Обрати внимание, что предложение с цифрой 4 является сложным, в нём будет несколько грамматических основ. №192 учебника 2023-2024 (стр

110):

№192 учебника 2023-2024 (стр. 110):

Вставим пропущенные буквы:

  • перекатывается, позеленеют, постучал, поиграл — правописание приставок
  • грохочет (гро́хот), рокочет (ро́кот), позеленеют (зе́лен, зелёный), листочки (ли́стья), пробежал (бег) — безударные гласные
  • ворчит, берёзы, ветер — словарные слова
  • постучал — сочетание ча-ща пишем с а

Ответ

№192 учебника 2011-2022 (стр. 110):

     Край неба але́ет (а́лый). Светле́ет (све́т) воздух, ясне́ет (я́сно) небо, беле́ют (бе́лый) тучки, зелене́ют (зе́лень, зелё́ный) поля.

     Потемне́ли (тё́мный) на полях дороги, посине́л (си́ний) на реке лёд.

Край — 1 слог.

к — — согл., глух. парн., твёрд. парн.;

р — — согл., звон. непарн., твёрд. парн.;

а — — гласн., ударн.;

й — — согл., звон. непар., мягк. непарн.;

4 б., 4 зв.

     (На) реке — сущ. (на чём?). Н. ф. — река. Неодуш., нариц., в ед. ч., в ж. р., в П. п.. Втор. чл.

     Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. (Повествовательное, невосклицательное, сложное).

     Глаголы, которые передают цвета: алеет (ед. ч.), белеют (мн. ч.), зеленеют (мн. ч.), потемнели (мн. ч.), посинел (ед. ч.).

Пояснения:

       Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. Данное предложение является сложным, поскольку состоит из четырёх простых (каждое простое предложение содержит подлежащее и сказуемое). Все простые предложения в составе сложного являются нераспространёнными, поскольку состоят только из главных членов — подлежащего и сказуемого.

№192 учебника 2023-2024 (стр. 110):

Вариант ответа #1:

     Слова, употреблённые в переносном значении: перекатывается (гремит в разных частях неба), ворчит (гремит), кудрявая (дистья и веточки дерева похожи на кудри на голове человека), постучал, пробежал (подул), поиграл (подул, раскачал).

Пояснения:

     переносное значение — значение переносится с одного предмета (признака, действия) на другой на основе их сходства, подобия.

Вариант ответа #2:

Слова, употреблённые в переносном значении: перекатывается (гремит в разных частях неба), ворчит (гремит), кудрявая (дистья и веточки дерева похожи на кудри на голове человека), постучал, пробежал (подул), поиграл (подул, раскачал).

     Гром перекатывается (наст. вр., ед. ч.), грохочет (наст. вр., ед. ч.), ворчит (наст. вр., ед. ч.), рокочет (наст. вр., ед. ч.), встряхивает (наст. вр., ед. ч.) землю. Скоро ли луга позеленеют (буд. вр., мн. ч.), скоро ль у кудрявой у берёзы распустятся (буд. вр., мн. ч.) клейкие листочки

Осторожно ветер из калитки вышел (прош. вр., ед

ч.), постучал (прош. вр., ед. ч.) в окошко, пробежал (прош. вр., ед. ч.) по крыше, поиграл (прош. вр., ед. ч.) немного ветками черёмух.

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Обстоятельство: определение, способы выражения, виды

Третий и последний второстепенный член предложения – обстоятельство. Он достаточно широко применяется в разговорной речи, художественном и публицистическом стиле. Дадим определение обстоятельству.

К обстоятельству можно задать различные вопросы:

  • Когда?
  • Как?
  • Где?
  • Почему?
  • Куда?

Эти вопросы нужно ставить от главного члена предложения, от которого зависит обстоятельство – сказуемого:

Заяц бежал (куда?) в лес.

Конфеты лежали (где?) в холодильнике.

Мы шли (как?) быстро.

Валя уехала (когда?) в полночь.

Обстоятельство – самый масштабный по значению второстепенный член предложения. Он разделяется на 7 основных видов. Эти виды обстоятельств с примерами внесены в таблицу.

Особенность обстоятельства заключается в том, что оно может быть выражено самыми разными частями речи – от существительного до инфинитива.

Как найти обстоятельство в предложении? Используем прежний алгоритм действий, который применяли к дополнению и определению. Рассмотрим на примере.

Андрей медленно вышел из офиса в полдень.

  • Определяем грамматическую основу: Андрей вышел.
  • От слова «вышел» ставим вопрос «Откуда» и получаем ответ «Из офиса». Это обстоятельство места.
  • От слова «вышел» ставим вопрос «Когда?» и получаем ответ «В полдень». Это обстоятельство времени.
  • От слова «вышел» ставим вопрос «Как?» и получаем ответ «Медленно». Это обстоятельство образа действия.
  • В этом предложении три обстоятельства трех разных видов.

Предлагаю вспомнить пройденный материал о второстепенных членах предложениях с помощью общей таблицы.

Теперь давайте разберем несколько предложений, определим главные и второстепенные члены.

Наш учитель проверяет тетради после работы.

Главные члены предложения – учитель проверяет.

Учитель (чей?) наш – согласованное определение.

Проверяет (что?) тетради – прямое дополнение.

Проверяет (когда?) после работы – обстоятельство времени.

На улице была безветренная солнечная погода.

Главные члены предложения – погода была.

Погода (какая?) безветренная и солнечная – два согласованных определения.

Была (где?) на улице – обстоятельство места.

Максим сидел на стуле и читал газету.

Главные члены предложения – Максим сидел и читал (одно подлежащее и два однородных сказуемых).

Сидел (где?) на стуле – обстоятельство места.

Читал (что?) газету – прямое дополнение.

Твой папа купил в магазине костюм в клетку и серую рубашку.

Главные члены предложения – папа купил.

Папа (чей?) твой – согласованное определение.

Купил (где?) в магазине – обстоятельство места.

Купил (что?) костюм – прямое дополнение.

Костюм (какой?) в клетку – несогласованное определение.

Купил (что?) рубашку – прямое дополнение.

Рубашку (какую?) серую – согласованное определение.

Упражнения:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

240

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

251

252

253

254

255

256

257

258

259

260

261

262

263

264

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

275

276

277

278

279

280

281

282

283

284

285

286

287

288

289

290

291

292

293

294

295

296

297

298

299

300

301

302

303

304

305

306

307

308

309

310

311

312

313

314

315

316

317

318

319

320

321

322

323

324

325

326

327

328

329

330

331

332

333

334

335

336

337

338

339

340

341

342

343

344

345

346

347

348

349

350

351

352

353

354

355

356

357

358

359

360

361

362

363

364

365

366

367

368

369

370

371

372

373

374

375

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

410

411

412

413

414

415

416

417

418

419

420

421

422

423

424

425

426

427

428

429

430

431

432

433

434

435

436

437

438

439

440

441

442

443

444

445

446

447

448

449

450

451

452

453

454

455

456

457

458

459

460

461

462

463

464

465

466

467

468

469

470

471

472

473

474

475

476

477

478

479

480

481

482

483

484

485

486

487

488

489

490

491

492

493

494

495

496

497

498

499

500

501

502

503

504

505

506

507

508

509

510

511

512

513

514

515

516

517

518

519

520

521

522

523

524

525

526

527

528

529

530

531

532

533

534

535

536

537

538

539

540

541

542

543

544

545

546

547

548

549

550

551

552

553

554

555

556

557

558

559

560

561

562

563

564

565

566

567

568

569

570

571

572

573

574

575

576

577

578

579

580

581

582

583

584

585

586

587

588

589

590

591

592

593

594

595

596

597

598

599

600

601

602

603

604

605

606

607

608

609

610

611

612

613

614

615

616

617

618

619

620

621

622

623

624

625

626

627

628

629

630

631

632

633

634

635

636

637

638

639

640

641

642

643

644

645

646

647

648

649

650

651

652

653

654

655

656

657

658

659

660

661

662

663

664

665

666

667

668

669

670

671

672

673

674

675

676

677

678

679

680

681

682

683

684

685

686

687

688

689

690

691

692

693

694

695

696

697

698

699

700

701

702

703

704

705

706

707

708

709

710

711

712

713

714

715

716

717

718

719

720

721

722

723

724

725

726

727

728

729

730

731

732

Второстепенные члены предложения

Кроме главных членов, в предложении можно указать второстепенные члены предложения:

  • определение
  • дополнение
  • обстоятельство

Второстепенные члены так называются, потому что они поясняют главные члены предложения и зависят от них. Посмотрим, есть в предложении слово, связанное с подлежащим:

ветер (какой?) осенний.

Слово «осенний» обозначает признак предмета и зависит от подлежащего «ветер». Это второстепенный член предложения — определение, которое выражено именем прилагательным. Определение подчеркиваем волнистой линией.

Далее поищем слова, поясняющие сказуемое.

Кружит (что?) листья.

Слово «листья» обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым «кружит». Это второстепенный член предложения дополнение, которое выражено именем существительным. В отличие от подлежащего в форме именительного падежа дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот второстепенный член предложения подчеркнем пунктирной линией.

Кружит (где?) в воздухе.

Слово «в воздухе» обозначает место действия. Это второстепенный член предложения обстоятельство места. Оно выражено именем существительным с предлогом. Обстоятельство подчеркнем пунктирной линией с точками между штрихами.

В этом предложении у дополнения «листья» также имеется зависимое слово:

листья (какие?) жёлтые.

Это определение, которое выражено именем прилагательным. Подчеркиваем этот второстепенный член волнистой линией.

В результате разбора главные и второстепенные члены предложения должны быть подчеркнуты соответствующими линиями.

Отметим, что в этом предложении, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены. Такое предложение называется .

Если в предложении есть только главные члены, это .

Итак, чтобы правильно выполнить разбор по членам предложения, последовательно действуем по плану:

  1. выделим подлежащее и сказуемое (грамматическую основу);
  2. от подлежащего зададим вопрос к определению;
  3. от сказуемого зададим вопросы к дополнению и обстоятельству;
  4. подчеркнем каждый член предложения и укажем часть речи.

У каждого главного члена предложения имеются поясняющие их второстепенные члены.

Запомним!
Подлежащее поясняется определением, а сказуемое — дополнением и обстоятельством.

От подлежащего нельзя задать синтаксический вопрос к дополнению или обстоятельству.

Приведем примеры письменного разбора по членам предложения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: