Дополнение: определение, виды, функции
Для начала дадим определение дополнению.
Дополнение чаще всего обозначает предмет или явление, на которое направлено действие. Оно выполняет единственную функцию, а именно поясняет (дополняет) сказуемое. Именно от сказуемого можно поставить вопрос и найти в предложении дополнение. Как это сделать?
Рассмотрим пример:
Анна написала письмо.
Алгоритм нахождения дополнения следующий:
- Выделяем подлежащее и сказуемое: Анна написала.
- От сказуемого «написала» ставим вопрос «Что?».
- Получаем ответ «Письмо».
- Определяем, что это за член предложения: дополнение, выраженное именем существительным.
Еще примеры:
Еж смотрит (на кого?) на белку.
Дети слушали (кого?) учителя.
Кот и собака будут обедать (чем?) мясом.
Дополнение отвечает только на вопросы косвенных падежей. Вспомним их.
Какие еще значения может иметь дополнение, кроме объекта, на которое направлено действие?
Объект сравнения:
Шелк лучше (чего?) крепа.
Иван выше (кого?) Николая.
Светлана умнее (кого?) Елены.
Объект восприятия:
Я рисую (что?) картину.
Мы видели (кого?) дельфинов.
Школьники слушают (что?) романс.
Статус человека:
Он директор (чего?) птицефабрики.
Наталья – владелица (чего?) квартиры.
Николай Андреев – ректор (чего?) института.
Орудие действия:
Ребенок рисовал (чем?) фломастерами.
Папа стучал (чем?) молотком.
Мама стирала (чем?) мылом.
Дополнение выражается разными частями речи. Рассмотрим таблицу.
В предложении может встречаться несколько дополнений:
Катя варила (что?) суп (для кого?) для сына.
Мы рисуем (что?) открытку (для кого?) для дедушки.
В русском языке выделяют два вида дополнений: прямое и косвенное.
Первый вид – это дополнение в форме винительного падежа без предлога:
Щенок лижет (что?) лапу.
Папа бросил (что?) мяч.
Косвенное дополнение – это все остальные формы дополнения, выраженные, в том числе, формой винительного падежа с предлогом:
Солдаты боролись (за что?) за свободу (винительный падеж с предлогом).
Нам не хватало (чего?) смелости (родительный падеж).
Мария Сергеевна думала (о чем?) о содеянном (предложный падеж).
Дополнение относится к сказуемому и напрямую зависит от него. К нему можно задать только один из вопросов косвенных падежей.
Определение: согласованное и несогласованное
Еще один второстепенный член предложения, о котором мы поговорим, называется определение.
Этот член предложения зависит только от имени существительного. Оно в свою очередь в предложении может играть роль подлежащего или дополнения.
Рассмотрим несколько примеров.
Высокий мужчина сидел в кресле.
Находим определение:
- Определяем грамматическую основу (подлежащее и сказуемое): мужчина сидел.
- От существительного «мужчина» ставим вопрос «Какой?».
- Получаем ответ «Высокий».
- Давайте выясним, что это за член предложения: определение, выраженное прилагательным.
В этом примере определение зависит от подлежащего, но нередко этот второстепенный член предложения соотносится с дополнением.
Я купила красивую игрушку.
- Главные члены предложения: я купила.
- От сказуемого задаем вопрос «Что?»
- Получаем ответ «Игрушку». Это дополнение, выраженное именем существительным.
- От дополнения задаем вопрос «Какую?»
- Получаем ответ «Красивую». Это определение, выраженное именем прилагательным.
Определение имеет несколько значений. Предлагаю изучить таблицу.
Иногда определение берет на себя часть смысловой нагрузки главного члена предложения и входит в состав грамматической основы:
Городской человек редко общается с природой.
В указанном примере слово «городской» входит в состав подлежащего – городской человек. К нему можно применить синоним – горожанин. Эти два слова (городской человек) подчеркиваются одной прямой линией.
Определения бывают согласованные и несогласованные.
Согласованное определение выражается несколькими частями речи, чаще всего прилагательным. Рассмотрим таблицу.
Особенностью такого определения является то, что оно полностью совпадает с именем существительным в числе, падеже и роде. Кроме того, оно всегда стоит перед словом, от которого оно зависит. Если просклонять главное слово, вслед за ним изменится форма и согласованного определения:
Во дворе рос высокий тополь.
Ветви высокого тополя били нам в окна.
Во дворе росли высокие тополя.
Во дворе росло несколько высоких тополей.
Красная юбка висела в шкафу.
- Грамматическая основа: юбка висела.
- От слова «юбка» задаем вопрос «Какая?» и получаем ответ «Красная».
- Это определение, выраженное прилагательным.
Если изменить форму слова «юбка», вслед за ней изменится и форма слова «красная»:
Я постирала красную юбку.
У меня не было красной юбки.
Я купила две красных юбки.
Несогласованнее определение выражается следующими частями речи и их формами:
Нечленимое словосочетание – это словосочетание, которое синтаксически нельзя разделить по частям. В предложении оно употребляется в роли одного члена предложения. Например, фраза «три автомобиля» синтаксически нечленимо, и в предложении играет роль подлежащего или дополнения.
Три автомобиля подъехали к супермаркету.
Грамматическая основа предложения — три автомобиля подъехали.
Во дворе стояло три автомобиля.
В этом предложении «три автомобиля» играют роль дополнения.
Несогласованные определения не изменяются вслед за существительным по падежам или родам.
Определение всегда зависит от имени существительного. К нему применимы вопросы «Какой?» или «Чей?». Выделяют два вида определений: согласованное и несогласованное.
Согласованное определение – это такое определение, которое согласуется с главным словом в роде, числе и падеже. Согласованным определением выступает, в основном, прилагательное или причастие:
- твой дом;
- белое пятно;
- желтоватая пена.
Несогласованные определения не совпадают по грамматической форме с главным словом, это синтаксически неделимое словосочетание, чаще всего существительное+прилагательное или существительное+числительное:
- парень лет двадцати;
- шкаф черного дерева;
- девочка в платье.
Чаще всего определение выражается с помощью прилагательного, но не исключено использование и других частей речи.
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№192 учебника 2011-2022 (стр. 110):
Прочитайте.
Край1 неба алеет. Светлеет воздух, яснеет небо белеют тучки, зеленеют поля.4 (И. Тургенев)
Потемнели на полях дороги, посинел на реке3 лёд. (И. Соколов-Микитов)
- Спишите. Объясните написание выделенных орфограмм.
- Назовите глаголы, которые передают цвета окружающих предметов. Укажите число глаголов.
№192 учебника 2023-2024 (стр. 110):
Вариант вопроса #1:
Прочитайте.
1. Гром п..р..ка́тывается, гр..хо́чет, в..рчи́т, р..ко́чет, встря́хивает землю. (К. Паустовский) 2. Скоро ли луга п..з..л..неют, скоро ль у кудрявой у б..рёзы распустятся клейкие л..сточки. (А. Пушкин) 3
Осторожно вет..р из калитки вышел, п..стуч..л в окошко, пр..б..жал по крыше, п..играл немного ветками черёмух. (М
Исаковский)
- Какие глаголы употреблены в переносном значении? Что они обозначают?
- Определите время глаголов в каждом предложении.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите время глаголов.
Вариант вопроса #2:
Прочитайте.
1. Гром п..р..ка́тывается, гр..хо́чет, в..рчи́т, р..ко́чет, встря́хивает землю. (К. Паустовский) 2. Скоро ли луга п..з..л..неют, скоро ль у кудрявой у б..рёзы распустятся клейкие л..сточки. (А. Пушкин) 3
Осторожно вет..р из калитки вышел, п..стуч..л в окошко, пр..б..жал по крыше, п..играл немного ветками черёмух. (М
Исаковский)
- Какие глаголы употреблены в переносном значении? Что они обозначают?
- Определите время и число глаголов в каждом предложении.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите время глаголов.
Подсказка
№192 учебника 2011-2022 (стр. 110):
Выделенные орфограммы относятся к безударным гласным, чтобы их объяснить, надо подобрать проверочное слово (где эта буква будет под ударением).
Обрати внимание, что предложение с цифрой 4 является сложным, в нём будет несколько грамматических основ. №192 учебника 2023-2024 (стр
110):
№192 учебника 2023-2024 (стр. 110):
Вставим пропущенные буквы:
- перекатывается, позеленеют, постучал, поиграл — правописание приставок
- грохочет (гро́хот), рокочет (ро́кот), позеленеют (зе́лен, зелёный), листочки (ли́стья), пробежал (бег) — безударные гласные
- ворчит, берёзы, ветер — словарные слова
- постучал — сочетание ча-ща пишем с а
Ответ
№192 учебника 2011-2022 (стр. 110):
Край неба але́ет (а́лый). Светле́ет (све́т) воздух, ясне́ет (я́сно) небо, беле́ют (бе́лый) тучки, зелене́ют (зе́лень, зелё́ный) поля.
Потемне́ли (тё́мный) на полях дороги, посине́л (си́ний) на реке лёд.
Край — 1 слог.
к — — согл., глух. парн., твёрд. парн.;
р — — согл., звон. непарн., твёрд. парн.;
а — — гласн., ударн.;
й — — согл., звон. непар., мягк. непарн.;
4 б., 4 зв.
(На) реке — сущ. (на чём?). Н. ф. — река. Неодуш., нариц., в ед. ч., в ж. р., в П. п.. Втор. чл.
Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. (Повествовательное, невосклицательное, сложное).
Глаголы, которые передают цвета: алеет (ед. ч.), белеют (мн. ч.), зеленеют (мн. ч.), потемнели (мн. ч.), посинел (ед. ч.).
Пояснения:
Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. Данное предложение является сложным, поскольку состоит из четырёх простых (каждое простое предложение содержит подлежащее и сказуемое). Все простые предложения в составе сложного являются нераспространёнными, поскольку состоят только из главных членов — подлежащего и сказуемого.
№192 учебника 2023-2024 (стр. 110):
Вариант ответа #1:
Слова, употреблённые в переносном значении: перекатывается (гремит в разных частях неба), ворчит (гремит), кудрявая (дистья и веточки дерева похожи на кудри на голове человека), постучал, пробежал (подул), поиграл (подул, раскачал).
Пояснения:
переносное значение — значение переносится с одного предмета (признака, действия) на другой на основе их сходства, подобия.
Вариант ответа #2:
Слова, употреблённые в переносном значении: перекатывается (гремит в разных частях неба), ворчит (гремит), кудрявая (дистья и веточки дерева похожи на кудри на голове человека), постучал, пробежал (подул), поиграл (подул, раскачал).
Гром перекатывается (наст. вр., ед. ч.), грохочет (наст. вр., ед. ч.), ворчит (наст. вр., ед. ч.), рокочет (наст. вр., ед. ч.), встряхивает (наст. вр., ед. ч.) землю. Скоро ли луга позеленеют (буд. вр., мн. ч.), скоро ль у кудрявой у берёзы распустятся (буд. вр., мн. ч.) клейкие листочки
Осторожно ветер из калитки вышел (прош. вр., ед
ч.), постучал (прош. вр., ед. ч.) в окошко, пробежал (прош. вр., ед. ч.) по крыше, поиграл (прош. вр., ед. ч.) немного ветками черёмух.
- ← Предыдущее
- Следующее →
Обстоятельство: определение, способы выражения, виды
Третий и последний второстепенный член предложения – обстоятельство. Он достаточно широко применяется в разговорной речи, художественном и публицистическом стиле. Дадим определение обстоятельству.
К обстоятельству можно задать различные вопросы:
- Когда?
- Как?
- Где?
- Почему?
- Куда?
Эти вопросы нужно ставить от главного члена предложения, от которого зависит обстоятельство – сказуемого:
Заяц бежал (куда?) в лес.
Конфеты лежали (где?) в холодильнике.
Мы шли (как?) быстро.
Валя уехала (когда?) в полночь.
Обстоятельство – самый масштабный по значению второстепенный член предложения. Он разделяется на 7 основных видов. Эти виды обстоятельств с примерами внесены в таблицу.
Особенность обстоятельства заключается в том, что оно может быть выражено самыми разными частями речи – от существительного до инфинитива.
Как найти обстоятельство в предложении? Используем прежний алгоритм действий, который применяли к дополнению и определению. Рассмотрим на примере.
Андрей медленно вышел из офиса в полдень.
- Определяем грамматическую основу: Андрей вышел.
- От слова «вышел» ставим вопрос «Откуда» и получаем ответ «Из офиса». Это обстоятельство места.
- От слова «вышел» ставим вопрос «Когда?» и получаем ответ «В полдень». Это обстоятельство времени.
- От слова «вышел» ставим вопрос «Как?» и получаем ответ «Медленно». Это обстоятельство образа действия.
- В этом предложении три обстоятельства трех разных видов.
Предлагаю вспомнить пройденный материал о второстепенных членах предложениях с помощью общей таблицы.
Теперь давайте разберем несколько предложений, определим главные и второстепенные члены.
Наш учитель проверяет тетради после работы.
Главные члены предложения – учитель проверяет.
Учитель (чей?) наш – согласованное определение.
Проверяет (что?) тетради – прямое дополнение.
Проверяет (когда?) после работы – обстоятельство времени.
На улице была безветренная солнечная погода.
Главные члены предложения – погода была.
Погода (какая?) безветренная и солнечная – два согласованных определения.
Была (где?) на улице – обстоятельство места.
Максим сидел на стуле и читал газету.
Главные члены предложения – Максим сидел и читал (одно подлежащее и два однородных сказуемых).
Сидел (где?) на стуле – обстоятельство места.
Читал (что?) газету – прямое дополнение.
Твой папа купил в магазине костюм в клетку и серую рубашку.
Главные члены предложения – папа купил.
Папа (чей?) твой – согласованное определение.
Купил (где?) в магазине – обстоятельство места.
Купил (что?) костюм – прямое дополнение.
Костюм (какой?) в клетку – несогласованное определение.
Купил (что?) рубашку – прямое дополнение.
Рубашку (какую?) серую – согласованное определение.
Упражнения:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
Второстепенные члены предложения
Кроме главных членов, в предложении можно указать второстепенные члены предложения:
- определение
- дополнение
- обстоятельство
Второстепенные члены так называются, потому что они поясняют главные члены предложения и зависят от них. Посмотрим, есть в предложении слово, связанное с подлежащим:
ветер (какой?) осенний.
Слово «осенний» обозначает признак предмета и зависит от подлежащего «ветер». Это второстепенный член предложения — определение, которое выражено именем прилагательным. Определение подчеркиваем волнистой линией.
Далее поищем слова, поясняющие сказуемое.
Кружит (что?) листья.
Слово «листья» обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым «кружит». Это второстепенный член предложения дополнение, которое выражено именем существительным. В отличие от подлежащего в форме именительного падежа дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот второстепенный член предложения подчеркнем пунктирной линией.
Кружит (где?) в воздухе.
Слово «в воздухе» обозначает место действия. Это второстепенный член предложения обстоятельство места. Оно выражено именем существительным с предлогом. Обстоятельство подчеркнем пунктирной линией с точками между штрихами.
В этом предложении у дополнения «листья» также имеется зависимое слово:
листья (какие?) жёлтые.
Это определение, которое выражено именем прилагательным. Подчеркиваем этот второстепенный член волнистой линией.
В результате разбора главные и второстепенные члены предложения должны быть подчеркнуты соответствующими линиями.
Отметим, что в этом предложении, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены. Такое предложение называется .
Если в предложении есть только главные члены, это .
Итак, чтобы правильно выполнить разбор по членам предложения, последовательно действуем по плану:
- выделим подлежащее и сказуемое (грамматическую основу);
- от подлежащего зададим вопрос к определению;
- от сказуемого зададим вопросы к дополнению и обстоятельству;
- подчеркнем каждый член предложения и укажем часть речи.
У каждого главного члена предложения имеются поясняющие их второстепенные члены.
Запомним!
Подлежащее поясняется определением, а сказуемое — дополнением и обстоятельством.
От подлежащего нельзя задать синтаксический вопрос к дополнению или обстоятельству.
Приведем примеры письменного разбора по членам предложения.