Гдз по русскому языку 5 класс учебник ладыженская, баранов

Гдз по русскому языку 5 класс авторы: м.т. баранов, т.а. ладыженская, л.а. тростенцова, л.т. григорян, и.и. кулибаба, н.в. ладыженская 2016-2023 год

Как понять, что изучает синтаксис

С греческого «синтаксис» переводится как «строй», «порядок». Он изучает то, как «строятся» слова для выражения какой-то мысли. Слова могут объединяться в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в тексты.

Пару слов скажу о каждом элементе

Словосочетание – это всего лишь два слова. Из них от одного всегда можно задать вопрос к другому. Например: гулять во дворе, читать книгу, красивый дом, очень высоко.

Особенность словосочетаний в том, что они не являются единицей коммуникации (общения). То есть общаемся мы не словосочетаниями, а другими единицами – предложениями.

Предложение – это несколько слов, которые обладают интонационной законченностью. То есть каждое предложение – это законченная, полностью оформленная мысль.

В любом предложении есть грамматическая основа. Она может быть представлена двумя главными членами: подлежащим и сказуемым. А может быть представлена каким-то одним из них: только подлежащим или только сказуемым. Но что-то одно всегда будет.

Текст – это несколько предложений. Но не просто собранных не пойми откуда, а связанный между собой одной темой. Например, бывают тексты об осени, о любви, о правилах нахождения площади треугольника и пр.

Текст, который сейчас перед вами, – о синтаксисе. Все предложения в нем подобраны так, чтобы объяснить вам, что такое синтаксис.

Простое предложение

Простое предложение – предложение, в котором содержится одна грамматическая основа. Грамматическая основа состоит из двух главных членов предложения – подлежащего и сказуемого.

Например: Осень пришла.

Но также простое предложение может состоять из одного слова – подлежащего. Например: Вечер.

Или только сказуемого. Например:Холодает.

Простые предложения бывают:

Моя дорога будет дальней и трудной.

Встречу тебя возле подъезда.

Используются для передачи точной информации. Несут смысл.

Я увидел красочную сцену.

Выйду на улицу ночью с конем.

Во-первых, ты далеко не тот человек, который нам нужен.

Золотая осень раскинулась на всю тундру.

Часть 2. Упражнения

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

410

411

412

413

414

415

416

417

418

419

420

421

422

423

424

425

426

427

428

429

430

431

432

433

434

435

436

437

438

439

440

441

442

443

444

445

446

447

448

449

450

451

452

453

454

455

456

457

458

459

460

461

462

463

464

465

466

467

468

469

470

471

472

473

474

475

476

477

478

479

480

481

482

483

484

485

486

487

488

489

490

491

492

493

494

495

496

497

498

499

500

501

502

503

504

505

506

507

508

509

510

511

512

513

514

515

516

517

518

519

520

521

522

523

524

525

526

527

528

529

530

531

532

533

534

535

536

537

538

539

540

541

542

543

544

545

546

547

548

549

550

551

552

553

554

555

556

557

558

559

560

561

562

563

564

565

566

567

568

569

570

571

572

573

574

575

576

577

578

579

580

581

582

583

584

585

586

587

588

589

590

591

592

593

594

595

596

597

598

599

600

601

602

603

604

605

606

607

608

609

610

611

612

613

614

615

616

617

618

619

620

621

622

623

624

625

626

627

628

629

630

631

632

633

634

635

636

637

638

639

640

641

642

643

644

645

646

647

648

649

650

651

652

653

654

655

656

657

658

659

660

661

662

663

664

665

666

667

668

669

670

671

672

673

674

675

676

677

678

679

680

681

682

683

684

685

686

687

688

689

690

691

692

693

694

695

696

697

698

699

700

701

702

703

704

705

706

707

708

709

710

711

712

713

714

715

716

717

718

719

720

721

722

723

724

725

726

727

728

729

730

731

732

733

734

735

736

737

738

739

740

741

742

743

744

745

746

747

748

749

750

751

752

753

754

755

756

757

758

759

760

761

762

763

764

765

766

767

768

769

770

771

772

773

774

775

776

777

778

779

Предложение

Из слов конструируются словосочетания, а словосочетания объединяются в предложения. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий, по каким правилам и согласно каким моделям это происходит. Вопросов для изучения и исследования очень много, и проще всего увидеть это на примере разницы между языками. Скажем, в английском предложении в состав грамматической основы обязательно должны входить и подлежащее, и сказуемое. Если смысл предложения не предполагает подлежащего, оно все равно должно быть представлено формально. – It (формальное подлежащее, в котором нет необходимости с точки зрения смысла) is raining.

В русском же языке грамматическая основа может быть представлена одночленно: «Все время дождит»; «Сегодня холодно»; «Смеркается осенью быстро». Во всех этих предложениях невозможно выделить подлежащие и сказуемые, и одновременно с этим главный член предложений (дождит, холодно, смеркается) и есть и подлежащее, и сказуемое (синтаксические функции реализуются ими синкретично). Более объемные объединения – тексты – также изучаются синтаксисом.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

  • § 88. Имя существительное как часть речи
  • § 89. Доказательства в рассуждении
  • § 90. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
  • § 91. Имена существительные собственные и нарицательные
  • § 92. Poд имён сущкствительных
  • § 93. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
  • § 94. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
  • § 95. Три склонения имён существительных
  • § 96. Падеж имён существительных
  • § 97. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
  • § 98. Множественное число имён существительных
  • § 99. Правописание ое после шипящих и ц в окончаниях существительных
  • Повторение
  • § 100. Морфологический разбор имени существительного

Имя прилагательное

  • § 101. Имя прилагательное как часть речи
  • § 102. Правоnисание гласных в nадежных окончаниях nрилагательных
  • § 103. Оnисание животного
  • § 104. Прилагательные nолные и краткие
  • § 105. Морфологический разбор имени прилагательного
  • Повторение

Глагол

  • § 106. Глагол как часть речи
  • § 107. Не с глаголами
  • § 108. Рассказ
  • § 109. Неопределённая форма глагола
  • § 110. Правописание -тся и -ться в глаголах
  • § 111. Виды глагола
  • § 112. Буквы еи в корнях с чередованием
  • § 113. Невыдуманный рассказ (о себе)
  • § 114. Время глагола
  • § 115. Прошедшее время
  • § 116. Настоящее время
  • § 117. Будущее время
  • § 118. Сопряжение глаголов
  • § 119. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
  • § 120. Морофологический разбор глагола
  • § 121. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа
  • § 122. Употребление времён
  • Повторение

Особенности онлайн-сборника «ГДЗ по русскому 5 класс Ладыженская»

Российское образование ставит изучение русского языка на первое место, поскольку русский — государственный обязательный язык. Учебник Ладыженской, Баранова и Тростенцовой для 5 класса стал основным компонентом в формировании языковых навыков у учащихся. Задания и упражнения стали сложнее, возник спрос на новый решебник.

Сборник готовых ответов ориентирован на следующее:

  • Полное соответствие ФГОС. УМК разработан с учетом требований образовательного стандарта, предоставляя исчерпывающие ответы к заданиям, что помогает учащимся легче осваивать предмет
  • Подход к обучению. Подробные пошаговые решения авторов-педагогов помогают детям понять учебным материал и способствуют развитию у учащихся навыков самостоятельного решения задач
  • Контроль оригинальности. Решебник прошел тщательную проверку на уникальность, гарантируя, что предоставляемый контент не встречается на иных ресурсах
  • Информационная достоверность. Новые ответы постоянно обновляется с учетом последних изменений в учебной программе и требованиях, чтобы учащиеся получали проверенную информацию. Также наш коллектив старается оперативно реагировать на опечатки и неточности, которые находят наши пользователи

На этой странице размещены полные и актуальные решения заданий по русскому языку. К каждому ответу приготовлены подробные объяснения. Найдите нужное упражнение в списке или введите номер в поисковую строку.

Наш ресурс предоставляет авторские решения для каждого номера задания. Это позволит детям легко проверять знания и готовиться к урокам и контрольным проверочным работам.

Готовые ответы включают в себя упражнения, задания из учебника, а также дополнительные материалы, разработанные опытными педагогами. Воспользуйтесь нашим ресурсом, чтобы успешно справиться с домашними заданиями и подготовиться к урокам.

С нашей помощью пятиклассники смогут легко освоить материал и добиться положительных результатов в изучении обязательного предмета. Не теряйте времени, воспользуйтесь нашими ГДЗ!

Пунктуация

Почему же всем носителям языка важно понимать, что такое синтаксис? Пунктуация (корректная расстановка знаков препинания) опирается на синтаксические знания, поэтому для того, чтобы правильно писать, необходимо разбираться не только в азах, но и в нюансах синтаксиса. Допустим, невозможно понять, где нужно ставить запятую в сложноподчиненном предложении, не зная, что такое сложное предложение и не умея находить границы его частей

Таким образом, синтаксис – наука, изучающая тексты, законы формирования предложений и объединения слов в словосочетания. На синтаксис опираются знания пунктуации.

Главные члены предложения

Главными членами предложения в русском языке являются подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу любого предложения.

Они не зависят от других слов в предложении, но смысл и второстепенные слова всегда привязаны к грамматической основе предложения.

Главный член предложения. Всегда отвечает на вопросы: кто? что? Может быть выражено именем существительным или местоимением в именительном падеже, также может быть выражено двумя словами, глаголом в неопределенной форме.

Подлежащее доносит, о чем говорится в предложении. При разборе грамматической основы подлежащее подчеркивается одной чертой.

(Что?) Спектакль начался.

(Что делать?) Заниматься спортом – значит дорожить здоровьем.

Главный член предложения, который повествует о том, что делает подлежащее. Всегда отвечает на вопросы: что делает? что сделал? каков? Чаще всего сказуемое является глаголом, но в некоторых случаях может быть выражено прилагательным или существительным. Сказуемое всегда подчеркивается двумя чертами.

Петр I (что сделал?) основал Санкт-Петербург.

Сказуемое бывает: составным и простым.

Составное сказуемое состоит из двух частей. Бывает двух видов: именное и глагольное.

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1. Контрольные вопросы и задания, с. 131

Контрольные вопросы и задания.

1. Что изучается в синтаксисе?

Синтаксис — это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

2. Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения?

Подлежащее и сказуемое — это главные члены. Они составляют грамматическую основу предложения.

Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), например: Дует ветер , но может состоять из одного главного члена, например: Вечер . Стемнело внезапно.

3. Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?

Второстепенные члены предложения распространяют грамматическую основу .

Второстепенные члены предложения — это дополнения, определения, обстоятельства.

4. На какие группы делятся предложения по:

  • наличию главных и второстепенных членов;
  • цели высказывания;
  • эмоциональной окраске?

• Предложения по наличию главных и второстепенных членов делятся на распространённые и нераспространённые.

Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.

• По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Предложения, в которых: — мы сообщаем о чём-либо, называются повествовательными; — содержится вопрос, называются вопросительными; — мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим, называются побудительными.

• По эмоциональной окраске различаются невосклицательные и восклицательные предложения.

В конце восклицательных повествовательных и побудительных предложений вместо точки ставится восклицательный знак.

5. Для чего нужна пунктуация?

Пунктуация — раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.

Пунктуация учит ставить самые разные знаки препинания: точки, запятые, вопросительные, восклицательные и другие знаки.

6. Перечислите пунктуационные правила, изученные в этом разделе.

Мы изучали постановку запятых между однородными членами предложения; постановку выделительных запятых в предложениях с обращениями; пунктуационные знаки препинания в сложных предложениях; правила синтаксического и пунктуационного предложения; знаки препинания при прямой речи и диалоге.

http://fb.ru/article/393330/sintaksis-eto-razdel-nauki-o-yazyike-izuchayuschiy-slovosochetanie-predlojenie-i-tekst

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1. Контрольные вопросы и задания, с. 131

Словосочетания

Словосочетания – это такие образования в языке, которые конструируются из готовых единиц – слов и фразеологизмов – при помощи служебных слов (предлогов) или без них по определенным правилам того или иного языка. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий, по каким именно правилам слова объединяются в словосочетания и с помощью каких средств.

Для конструирования словосочетания недостаточно взять два любых слова и механически их соединить. Во-первых, они должны быть связаны смыслом. Скажем, слова «зяблик» и «вислоухий» могут быть легко соединены по всем правилам грамматики (вислоухий зяблик, вислоухих зябликов и т. д.), однако значения этих слов будут сопротивляться такому соединению. Оно может состояться только в том случае, если оба этих слова или одно из них будут употреблены в переносном значении. Например, «зябликом» можно назвать щенка, который часто мерзнет, тогда и со словосочетанием «вислоухий зяблик» будет все в порядке. Это интересные вопросы, но ими синтаксис занимается косвенно, это больше поле науки семантики и семасиологии – науки о значении слов.

Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетания с точки зрения их формальной связи. Синтаксистов интересует вопрос о том, почему одни сочетания слов воспринимаются носителями как грамматически правильные, а другие – нет. Самый простой пример – «голубой вода» и «голубая вода». В первом случае нарушено правило согласования прилагательного и существительного. В русском языке прилагательное (определение) должно повторять формы существительного (определяемого), чтобы словосочетание получилось корректным. Поэтому синтаксис ­– раздел науки о языке, изучающий словосочетание с грамматической точки зрения.

Раздел науки о языке изучающий предложение и словосочетание называется

Лексика и фразеология изучают словарный и фразеологический состав русского языка, закономерность его развития.

Фонетика описывает звуковой состав современного русского литературного языка и основные звуковые процессы, протекающие в языке. Предметом фонологии являются фонемы — кратчайшие звуковые единицы, служащие для различения звуковых оболочек слов и их форм.

Орфоэпия изучает нормы современного русского литературного произношения.

Графика знакомит с составом русского алфавита, соотношение между буквами и звуками, а орфография — с основным принципом русского написания — морфологическим, а также написаниями фонетическими и традиционными.

Словообразование изучает морфологический состав слова и основные типы образования новых слов: словообразование морфологическое, морфолого-синтаксическое, лексико-семантическое и лексо-синтаксическое.

Морфология является учением о грамматических категориях и грамматических формах слова. Она изучает лексико-грамматические разряды слов, взаимодействие лексических и грамматических значений слова и способы выражения грамматических значений в русском языке.

Синтаксис — это учение о предложении и сочетании слов. Синтаксис изучает основные синтаксические единицы — словосочетание и предложение, виды синтаксической связи, типы предложений и их структуру.

На основе синтаксиса строится пунктуация — совокупность правил расстановки знаков препинания.

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1. Контрольные вопросы и задания, с. 119

Контрольные вопросы и задания.

1. Что изучается в синтаксисе?

Синтаксис — это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

2. Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения?

Подлежащее и сказуемое — это главные члены. Они составляют грамматическую основу предложения.

Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), например: Дует ветер, но может состоять из одного главного члена, например: Вечер. Стемнело внезапно.

3. Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?

Второстепенные члены предложения распространяют грамматическую основу.

Второстепенные члены предложения — это дополнения, определения, обстоятельства.

4. На какие группы делятся предложения по:

  • наличию главных и второстепенных членов;
  • цели высказывания;
  • интонации?

• Предложения по наличию главных и второстепенных членов делятся на распространённые и нераспространённые.

Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.

• По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Предложения, в которых:
— мы сообщаем о чём-либо, называются повествовательными;
— содержится вопрос, называются вопросительными;
— мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим, называются побудительными.

• Поинтонации различаются невосклицательные и восклицательные предложения. 

В конце восклицательных повествовательных и побудительных предложений вместо точки ставится восклицательный знак.

5. Для чего нужна пунктуация?

Пунктуация — раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.

Пунктуация учит ставить самые разные знаки препинания: точки, запятые, вопросительные, восклицательные и другие знаки.

6. Какие пунктуационные правила вы изучили в этом разделе?

Мы изучали постановку запятых между однородными членами предложения; постановку выделительных запятых в предложениях с обращениями; пунктуационные знаки препинания в сложных предложениях; правила синтаксического и пунктуационного предложения; знаки препинания при прямой речи и диалоге.

← Предыдущее Следующее →

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

  • § 24. Синтаксис
  • § 25. Пунктуация
  • § 26. Словосочетание
  • § 27. Разбор словосочетания
  • § 28. Предложение
  • § 29. Виды предложений по цели высказывания
  • § 30. Восклицательные предложения
  • § 31. Члены предложения
  • § 32. Главные члены предложения. Подлежащее
  • § 33. Сказуемое
  • § 34. Тире между подлежащим и сказуемым
  • § 35. Нераспространённые и распространённые предложения
  • § 36. Второстепенные члены предложения
  • § 37. Дополнение
  • § 38. Определение
  • § 39. Обстоятельство
  • § 40. Предложения с однородными членами
  • § 41. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
  • § 42. Предложения с обращениями
  • § 43. Письмо
  • § 44. Синтаксический разбор простого предложения
  • § 45. Пунктуационный разбор простого предложения
  • § 46. Простые и сложные предложения
  • § 47. Синтаксический разбор сложного предложения
  • § 48. Прямая речь
  • § 49. Диало́г
  • Повторение

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1. Контрольные вопросы и задания, с. 131

Контрольные вопросы и задания.

1. Что изучается в синтаксисе?

Синтаксис — это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

2. Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения?

Подлежащее и сказуемое — это главные члены. Они составляют грамматическую основу предложения.

Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), например: Дует ветер , но может состоять из одного главного члена, например: Вечер . Стемнело внезапно.

3. Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?

Второстепенные члены предложения распространяют грамматическую основу .

Второстепенные члены предложения — это дополнения, определения, обстоятельства.

4. На какие группы делятся предложения по:

  • наличию главных и второстепенных членов;
  • цели высказывания;
  • эмоциональной окраске?

• Предложения по наличию главных и второстепенных членов делятся на распространённые и нераспространённые.

Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.

• По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Предложения, в которых: — мы сообщаем о чём-либо, называются повествовательными; — содержится вопрос, называются вопросительными; — мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим, называются побудительными.

• По эмоциональной окраске различаются невосклицательные и восклицательные предложения.

В конце восклицательных повествовательных и побудительных предложений вместо точки ставится восклицательный знак.

5. Для чего нужна пунктуация?

Пунктуация — раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.

Пунктуация учит ставить самые разные знаки препинания: точки, запятые, вопросительные, восклицательные и другие знаки.

6. Перечислите пунктуационные правила, изученные в этом разделе.

Мы изучали постановку запятых между однородными членами предложения; постановку выделительных запятых в предложениях с обращениями; пунктуационные знаки препинания в сложных предложениях; правила синтаксического и пунктуационного предложения; знаки препинания при прямой речи и диалоге.

Пунктуация

Почему же всем носителям языка важно понимать, что такое синтаксис? Пунктуация (корректная расстановка знаков препинания) опирается на синтаксические знания, поэтому для того, чтобы правильно писать, необходимо разбираться не только в азах, но и в нюансах синтаксиса. Допустим, невозможно понять, где нужно ставить запятую в сложноподчиненном предложении, не зная, что такое сложное предложение и не умея находить границы его частей

Таким образом, синтаксис – наука, изучающая тексты, законы формирования предложений и объединения слов в словосочетания. На синтаксис опираются знания пунктуации.

Зачем нужен синтаксис

Чтобы правильно ставить знаки препинания.

В русском языке каждый знак можно объяснить. Да, бывают трудные, запутанные случаи, но обычно на каждый знак есть правило. «Отдыхать, читая книгу, и смотреть в окно» – «читая книгу» выделяется запятыми, потому что это деепричастный оборот. «В парке пели птицы и цвела сирень» – запятой перед «и» нет, потому что у двух простых предложений в составе сложного есть общее обстоятельство места – «в парке». Так объясняется каждая запятая.

И еще синтаксис нужен для того, чтобы учиться правильно излагать свои мысли. Не путаться и не сбиваться.

Когда вы делаете синтаксический разбор, вы следите за мыслью автора, наблюдаете, как он ее выражает через слова. Это развивает ваше собственное логическое мышление и умение высказываться, использовать язык для выражения мыслей и чувств.

Особенно в этом плане полезные сложные предложения классиков. Например, вот такое, из Чехова:

Словосочетания

Словосочетания – это такие образования в языке, которые конструируются из готовых единиц – слов и фразеологизмов – при помощи служебных слов (предлогов) или без них по определенным правилам того или иного языка. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий, по каким именно правилам слова объединяются в словосочетания и с помощью каких средств.

Для конструирования словосочетания недостаточно взять два любых слова и механически их соединить. Во-первых, они должны быть связаны смыслом. Скажем, слова «зяблик» и «вислоухий» могут быть легко соединены по всем правилам грамматики (вислоухий зяблик, вислоухих зябликов и т. д.), однако значения этих слов будут сопротивляться такому соединению. Оно может состояться только в том случае, если оба этих слова или одно из них будут употреблены в переносном значении. Например, «зябликом» можно назвать щенка, который часто мерзнет, тогда и со словосочетанием «вислоухий зяблик» будет все в порядке. Это интересные вопросы, но ими синтаксис занимается косвенно, это больше поле науки семантики и семасиологии – науки о значении слов.

Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетания с точки зрения их формальной связи. Синтаксистов интересует вопрос о том, почему одни сочетания слов воспринимаются носителями как грамматически правильные, а другие – нет. Самый простой пример – «голубой вода» и «голубая вода». В первом случае нарушено правило согласования прилагательного и существительного. В русском языке прилагательное (определение) должно повторять формы существительного (определяемого), чтобы словосочетание получилось корректным. Поэтому синтаксис ­– раздел науки о языке, изучающий словосочетание с грамматической точки зрения.

Словосочетание

Словосочетание – это два и более слова, связанные грамматической подчинительной связью. Оно выполняет номинативную функцию (называет).

Традиционно рассматриваются только подчинительные словосочетания, то есть такие, в которых мы можем поставить вопрос от одного слова к другому; однако некоторые ученые считают, что существуют также предикативные словосочетания (подлежащее и сказуемое) и сочинительные (однородные члены).

В словосочетании одно слово главное (от него мы ставим вопрос), другое – зависимое.

По главному слову мы даем характеристику словосочетанию: именное оно (главное слово – существительное, прилагательное, числительное, местоимение), глагольное (глагол, причастие, деепричастие) или наречное (наречие).

По зависимому слову мы определяем тип связи слов в словосочетании: согласование (зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже и изменяется вместе с ним), управление (зависимому слову предписана определенная форма, в которой оно и стоит), примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи).

Приведем примеры:

  • веселый ежик, веселого ежика, веселому ежику – согласование;
  • иду в лес, идешь в лес, идет в лес – управление;
  • сверну направо – примыкание, т.к. «направо» – неизменяемая часть речи.

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, так как между ними предикативная, а не подчинительная связь: мы можем поставить вопрос и от подлежащего к сказуемому (кот что делает? сидит), и от сказуемого к подлежащему (сидит кто? кот).

Что такое синтаксис?

Язык — основ­ное сред­ство обще­ния людей. Язык тес­но свя­зан с мыш­ле­ни­ем и созна­ни­ем чело­ве­ка. Свои мыс­ли, а затем и речь мы обле­ка­ем в сло­ва и пред­ло­же­ния. Знания об окру­жа­ю­щем мире, кото­рые люди при­об­ре­та­ют в про­цес­се тру­до­вой, иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти закреп­ля­ют­ся в язы­ке — в сло­вах и сло­во­со­че­та­ни­ях, кото­рые фор­ми­ру­ют пред­ло­же­ние. Раздел язы­ко­зна­ния, нося­щий назва­ние «син­так­сис», зани­ма­ет­ся изу­че­ни­ем сло­во­со­че­та­ний и пред­ло­же­ний, из кото­рых стро­ит­ся наша речь.

Синтаксис изу­ча­ет под­чи­ни­тель­ные свя­зи в сло­во­со­че­та­нии, сво­бод­ные и несво­бод­ные сло­во­со­че­та­ния, пред­ло­же­ние с точ­ки зре­ния его соста­ва и стро­е­ния. В веде­нии син­так­си­са так­же нахо­дят­ся чле­ны пред­ло­же­ния, грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния, виды про­стых пред­ло­же­ний и сложных.

Изучая син­так­сис рус­ско­го язы­ка мы научим­ся раз­ли­чать слож­но­со­чи­нен­ные, слож­но­под­чи­нен­ные и бес­со­юз­ные пред­ло­же­ния, поль­зо­вать­ся ими в пись­мен­ной и уст­ной речи.

Как разобраться в синтаксисе

Надо разобраться в морфологии. Синтаксис очень тесно связан с морфологией, они вместе образуют грамматику любого языка. Если вы не умеете анализировать слово как часть речи – синтаксис для вас всегда будет темным лесом.

Детям бывает сложно строить схемы предложений как раз потому, что они не разбираются в частях речи. Например, «Я увидел человека, который играл на аккордеоне».

«Который» – какой это член предложения и какая часть речи?

Я только в вузе понял, что это подлежащее, выраженное относительным местоимением. Потому что «который» = «человек» (тот самый, который играет на аккордеоне).

«Он будет работать в госпитале». Почему «будет работать» – простое глагольное сказуемое? Потому что это глагол в будущем времени и его можно заменить одним глаголом «поработает».

Чтобы понимать синтаксис, вот это всё надо держать в голове.

Вспоминаем, повторяем, изучаем

  • § 6. Звуки и буквы. Произношение и правописание
  • § 7. Орфограмма
  • § 8. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
  • § 9. Правописание проверяемых согласных в корне слова
  • § 10. Правописание непроизносимых согласных в корне слова
  • § 11. Буквы и, у, а после шипящих
  • § 12. Разделительные ъ и ь
  • § 13. Раздельное написание предлогов с другими словами
  • § 14. Что мы знаем о тексте
  • § 15. Части речи
  • § 16. Глагол
  • § 17. -Тся и -ться в глаголах
  • §18. Тема текста
  • § 19. Личные окончания глаголов
  • § 20. Имя существительное
  • § 21. Имя прилагательное
  • § 22. Местоимение
  • § 23. Основная мысль текста
  • Контрольные вопросы и задания

Что такое синтаксис?

Язык — основ­ное сред­ство обще­ния людей. Язык тес­но свя­зан с мыш­ле­ни­ем и созна­ни­ем чело­ве­ка. Свои мыс­ли, а затем и речь мы обле­ка­ем в сло­ва и пред­ло­же­ния. Знания об окру­жа­ю­щем мире, кото­рые люди при­об­ре­та­ют в про­цес­се тру­до­вой, иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти закреп­ля­ют­ся в язы­ке — в сло­вах и сло­во­со­че­та­ни­ях, кото­рые фор­ми­ру­ют пред­ло­же­ние. Раздел язы­ко­зна­ния, нося­щий назва­ние «син­так­сис», зани­ма­ет­ся изу­че­ни­ем сло­во­со­че­та­ний и пред­ло­же­ний, из кото­рых стро­ит­ся наша речь.

Синтаксис изу­ча­ет под­чи­ни­тель­ные свя­зи в сло­во­со­че­та­нии, сво­бод­ные и несво­бод­ные сло­во­со­че­та­ния, пред­ло­же­ние с точ­ки зре­ния его соста­ва и стро­е­ния. В веде­нии син­так­си­са так­же нахо­дят­ся чле­ны пред­ло­же­ния, грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния, виды про­стых пред­ло­же­ний и сложных.

Изучая син­так­сис рус­ско­го язы­ка мы научим­ся раз­ли­чать слож­но­со­чи­нен­ные, слож­но­под­чи­нен­ные и бес­со­юз­ные пред­ло­же­ния, поль­зо­вать­ся ими в пись­мен­ной и уст­ной речи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: