Как понять, что изучает синтаксис
С греческого «синтаксис» переводится как «строй», «порядок». Он изучает то, как «строятся» слова для выражения какой-то мысли. Слова могут объединяться в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в тексты.
Пару слов скажу о каждом элементе
Словосочетание – это всего лишь два слова. Из них от одного всегда можно задать вопрос к другому. Например: гулять во дворе, читать книгу, красивый дом, очень высоко.
Особенность словосочетаний в том, что они не являются единицей коммуникации (общения). То есть общаемся мы не словосочетаниями, а другими единицами – предложениями.
Предложение – это несколько слов, которые обладают интонационной законченностью. То есть каждое предложение – это законченная, полностью оформленная мысль.
В любом предложении есть грамматическая основа. Она может быть представлена двумя главными членами: подлежащим и сказуемым. А может быть представлена каким-то одним из них: только подлежащим или только сказуемым. Но что-то одно всегда будет.
Текст – это несколько предложений. Но не просто собранных не пойми откуда, а связанный между собой одной темой. Например, бывают тексты об осени, о любви, о правилах нахождения площади треугольника и пр.
Текст, который сейчас перед вами, – о синтаксисе. Все предложения в нем подобраны так, чтобы объяснить вам, что такое синтаксис.
Простое предложение
Простое предложение – предложение, в котором содержится одна грамматическая основа. Грамматическая основа состоит из двух главных членов предложения – подлежащего и сказуемого.
Например: Осень пришла.
Но также простое предложение может состоять из одного слова – подлежащего. Например: Вечер.
Или только сказуемого. Например:Холодает.
Простые предложения бывают:
Моя дорога будет дальней и трудной.
Встречу тебя возле подъезда.
Используются для передачи точной информации. Несут смысл.
Я увидел красочную сцену.
Выйду на улицу ночью с конем.
Во-первых, ты далеко не тот человек, который нам нужен.
Золотая осень раскинулась на всю тундру.
Часть 2. Упражнения
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
733
734
735
736
737
738
739
740
741
742
743
744
745
746
747
748
749
750
751
752
753
754
755
756
757
758
759
760
761
762
763
764
765
766
767
768
769
770
771
772
773
774
775
776
777
778
779
Предложение
Из слов конструируются словосочетания, а словосочетания объединяются в предложения. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий, по каким правилам и согласно каким моделям это происходит. Вопросов для изучения и исследования очень много, и проще всего увидеть это на примере разницы между языками. Скажем, в английском предложении в состав грамматической основы обязательно должны входить и подлежащее, и сказуемое. Если смысл предложения не предполагает подлежащего, оно все равно должно быть представлено формально. – It (формальное подлежащее, в котором нет необходимости с точки зрения смысла) is raining.
В русском же языке грамматическая основа может быть представлена одночленно: «Все время дождит»; «Сегодня холодно»; «Смеркается осенью быстро». Во всех этих предложениях невозможно выделить подлежащие и сказуемые, и одновременно с этим главный член предложений (дождит, холодно, смеркается) и есть и подлежащее, и сказуемое (синтаксические функции реализуются ими синкретично). Более объемные объединения – тексты – также изучаются синтаксисом.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
- § 88. Имя существительное как часть речи
- § 89. Доказательства в рассуждении
- § 90. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
- § 91. Имена существительные собственные и нарицательные
- § 92. Poд имён сущкствительных
- § 93. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
- § 94. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
- § 95. Три склонения имён существительных
- § 96. Падеж имён существительных
- § 97. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
- § 98. Множественное число имён существительных
- § 99. Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных
- Повторение
- § 100. Морфологический разбор имени существительного
Имя прилагательное
- § 101. Имя прилагательное как часть речи
- § 102. Правоnисание гласных в nадежных окончаниях nрилагательных
- § 103. Оnисание животного
- § 104. Прилагательные nолные и краткие
- § 105. Морфологический разбор имени прилагательного
- Повторение
Глагол
- § 106. Глагол как часть речи
- § 107. Не с глаголами
- § 108. Рассказ
- § 109. Неопределённая форма глагола
- § 110. Правописание -тся и -ться в глаголах
- § 111. Виды глагола
- § 112. Буквы е — и в корнях с чередованием
- § 113. Невыдуманный рассказ (о себе)
- § 114. Время глагола
- § 115. Прошедшее время
- § 116. Настоящее время
- § 117. Будущее время
- § 118. Сопряжение глаголов
- § 119. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
- § 120. Морофологический разбор глагола
- § 121. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа
- § 122. Употребление времён
- Повторение
Особенности онлайн-сборника «ГДЗ по русскому 5 класс Ладыженская»
Российское образование ставит изучение русского языка на первое место, поскольку русский — государственный обязательный язык. Учебник Ладыженской, Баранова и Тростенцовой для 5 класса стал основным компонентом в формировании языковых навыков у учащихся. Задания и упражнения стали сложнее, возник спрос на новый решебник.
Сборник готовых ответов ориентирован на следующее:
- Полное соответствие ФГОС. УМК разработан с учетом требований образовательного стандарта, предоставляя исчерпывающие ответы к заданиям, что помогает учащимся легче осваивать предмет
- Подход к обучению. Подробные пошаговые решения авторов-педагогов помогают детям понять учебным материал и способствуют развитию у учащихся навыков самостоятельного решения задач
- Контроль оригинальности. Решебник прошел тщательную проверку на уникальность, гарантируя, что предоставляемый контент не встречается на иных ресурсах
- Информационная достоверность. Новые ответы постоянно обновляется с учетом последних изменений в учебной программе и требованиях, чтобы учащиеся получали проверенную информацию. Также наш коллектив старается оперативно реагировать на опечатки и неточности, которые находят наши пользователи
На этой странице размещены полные и актуальные решения заданий по русскому языку. К каждому ответу приготовлены подробные объяснения. Найдите нужное упражнение в списке или введите номер в поисковую строку.
Наш ресурс предоставляет авторские решения для каждого номера задания. Это позволит детям легко проверять знания и готовиться к урокам и контрольным проверочным работам.
Готовые ответы включают в себя упражнения, задания из учебника, а также дополнительные материалы, разработанные опытными педагогами. Воспользуйтесь нашим ресурсом, чтобы успешно справиться с домашними заданиями и подготовиться к урокам.
С нашей помощью пятиклассники смогут легко освоить материал и добиться положительных результатов в изучении обязательного предмета. Не теряйте времени, воспользуйтесь нашими ГДЗ!
Пунктуация
Почему же всем носителям языка важно понимать, что такое синтаксис? Пунктуация (корректная расстановка знаков препинания) опирается на синтаксические знания, поэтому для того, чтобы правильно писать, необходимо разбираться не только в азах, но и в нюансах синтаксиса. Допустим, невозможно понять, где нужно ставить запятую в сложноподчиненном предложении, не зная, что такое сложное предложение и не умея находить границы его частей
Таким образом, синтаксис – наука, изучающая тексты, законы формирования предложений и объединения слов в словосочетания. На синтаксис опираются знания пунктуации.
Главные члены предложения
Главными членами предложения в русском языке являются подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу любого предложения.
Они не зависят от других слов в предложении, но смысл и второстепенные слова всегда привязаны к грамматической основе предложения.
Главный член предложения. Всегда отвечает на вопросы: кто? что? Может быть выражено именем существительным или местоимением в именительном падеже, также может быть выражено двумя словами, глаголом в неопределенной форме.
Подлежащее доносит, о чем говорится в предложении. При разборе грамматической основы подлежащее подчеркивается одной чертой.
(Что?) Спектакль начался.
(Что делать?) Заниматься спортом – значит дорожить здоровьем.
Главный член предложения, который повествует о том, что делает подлежащее. Всегда отвечает на вопросы: что делает? что сделал? каков? Чаще всего сказуемое является глаголом, но в некоторых случаях может быть выражено прилагательным или существительным. Сказуемое всегда подчеркивается двумя чертами.
Петр I (что сделал?) основал Санкт-Петербург.
Сказуемое бывает: составным и простым.
Составное сказуемое состоит из двух частей. Бывает двух видов: именное и глагольное.
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1. Контрольные вопросы и задания, с. 131
Контрольные вопросы и задания.
1. Что изучается в синтаксисе?
Синтаксис — это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.
2. Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения?
Подлежащее и сказуемое — это главные члены. Они составляют грамматическую основу предложения.
Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), например: Дует ветер , но может состоять из одного главного члена, например: Вечер . Стемнело внезапно.
3. Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?
Второстепенные члены предложения распространяют грамматическую основу .
Второстепенные члены предложения — это дополнения, определения, обстоятельства.
4. На какие группы делятся предложения по:
- наличию главных и второстепенных членов;
- цели высказывания;
- эмоциональной окраске?
• Предложения по наличию главных и второстепенных членов делятся на распространённые и нераспространённые.
Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.
• По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Предложения, в которых: — мы сообщаем о чём-либо, называются повествовательными; — содержится вопрос, называются вопросительными; — мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим, называются побудительными.
• По эмоциональной окраске различаются невосклицательные и восклицательные предложения.
В конце восклицательных повествовательных и побудительных предложений вместо точки ставится восклицательный знак.
5. Для чего нужна пунктуация?
Пунктуация — раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.
Пунктуация учит ставить самые разные знаки препинания: точки, запятые, вопросительные, восклицательные и другие знаки.
6. Перечислите пунктуационные правила, изученные в этом разделе.
Мы изучали постановку запятых между однородными членами предложения; постановку выделительных запятых в предложениях с обращениями; пунктуационные знаки препинания в сложных предложениях; правила синтаксического и пунктуационного предложения; знаки препинания при прямой речи и диалоге.
http://fb.ru/article/393330/sintaksis-eto-razdel-nauki-o-yazyike-izuchayuschiy-slovosochetanie-predlojenie-i-tekst
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1. Контрольные вопросы и задания, с. 131
Словосочетания
Словосочетания – это такие образования в языке, которые конструируются из готовых единиц – слов и фразеологизмов – при помощи служебных слов (предлогов) или без них по определенным правилам того или иного языка. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий, по каким именно правилам слова объединяются в словосочетания и с помощью каких средств.
Для конструирования словосочетания недостаточно взять два любых слова и механически их соединить. Во-первых, они должны быть связаны смыслом. Скажем, слова «зяблик» и «вислоухий» могут быть легко соединены по всем правилам грамматики (вислоухий зяблик, вислоухих зябликов и т. д.), однако значения этих слов будут сопротивляться такому соединению. Оно может состояться только в том случае, если оба этих слова или одно из них будут употреблены в переносном значении. Например, «зябликом» можно назвать щенка, который часто мерзнет, тогда и со словосочетанием «вислоухий зяблик» будет все в порядке. Это интересные вопросы, но ими синтаксис занимается косвенно, это больше поле науки семантики и семасиологии – науки о значении слов.
Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетания с точки зрения их формальной связи. Синтаксистов интересует вопрос о том, почему одни сочетания слов воспринимаются носителями как грамматически правильные, а другие – нет. Самый простой пример – «голубой вода» и «голубая вода». В первом случае нарушено правило согласования прилагательного и существительного. В русском языке прилагательное (определение) должно повторять формы существительного (определяемого), чтобы словосочетание получилось корректным. Поэтому синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание с грамматической точки зрения.
Раздел науки о языке изучающий предложение и словосочетание называется
Лексика и фразеология изучают словарный и фразеологический состав русского языка, закономерность его развития.
Фонетика описывает звуковой состав современного русского литературного языка и основные звуковые процессы, протекающие в языке. Предметом фонологии являются фонемы — кратчайшие звуковые единицы, служащие для различения звуковых оболочек слов и их форм.
Орфоэпия изучает нормы современного русского литературного произношения.
Графика знакомит с составом русского алфавита, соотношение между буквами и звуками, а орфография — с основным принципом русского написания — морфологическим, а также написаниями фонетическими и традиционными.
Словообразование изучает морфологический состав слова и основные типы образования новых слов: словообразование морфологическое, морфолого-синтаксическое, лексико-семантическое и лексо-синтаксическое.
Морфология является учением о грамматических категориях и грамматических формах слова. Она изучает лексико-грамматические разряды слов, взаимодействие лексических и грамматических значений слова и способы выражения грамматических значений в русском языке.
Синтаксис — это учение о предложении и сочетании слов. Синтаксис изучает основные синтаксические единицы — словосочетание и предложение, виды синтаксической связи, типы предложений и их структуру.
На основе синтаксиса строится пунктуация — совокупность правил расстановки знаков препинания.
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1. Контрольные вопросы и задания, с. 119
Контрольные вопросы и задания.
1. Что изучается в синтаксисе?
Синтаксис — это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.
2. Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения?
Подлежащее и сказуемое — это главные члены. Они составляют грамматическую основу предложения.
Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), например: Дует ветер, но может состоять из одного главного члена, например: Вечер. Стемнело внезапно.
3. Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?
Второстепенные члены предложения распространяют грамматическую основу.
Второстепенные члены предложения — это дополнения, определения, обстоятельства.
4. На какие группы делятся предложения по:
- наличию главных и второстепенных членов;
- цели высказывания;
- интонации?
• Предложения по наличию главных и второстепенных членов делятся на распространённые и нераспространённые.
Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.
• По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Предложения, в которых:
— мы сообщаем о чём-либо, называются повествовательными;
— содержится вопрос, называются вопросительными;
— мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим, называются побудительными.
• Поинтонации различаются невосклицательные и восклицательные предложения.
В конце восклицательных повествовательных и побудительных предложений вместо точки ставится восклицательный знак.
5. Для чего нужна пунктуация?
Пунктуация — раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.
Пунктуация учит ставить самые разные знаки препинания: точки, запятые, вопросительные, восклицательные и другие знаки.
6. Какие пунктуационные правила вы изучили в этом разделе?
Мы изучали постановку запятых между однородными членами предложения; постановку выделительных запятых в предложениях с обращениями; пунктуационные знаки препинания в сложных предложениях; правила синтаксического и пунктуационного предложения; знаки препинания при прямой речи и диалоге.
← Предыдущее | Следующее → |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
- § 24. Синтаксис
- § 25. Пунктуация
- § 26. Словосочетание
- § 27. Разбор словосочетания
- § 28. Предложение
- § 29. Виды предложений по цели высказывания
- § 30. Восклицательные предложения
- § 31. Члены предложения
- § 32. Главные члены предложения. Подлежащее
- § 33. Сказуемое
- § 34. Тире между подлежащим и сказуемым
- § 35. Нераспространённые и распространённые предложения
- § 36. Второстепенные члены предложения
- § 37. Дополнение
- § 38. Определение
- § 39. Обстоятельство
- § 40. Предложения с однородными членами
- § 41. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
- § 42. Предложения с обращениями
- § 43. Письмо
- § 44. Синтаксический разбор простого предложения
- § 45. Пунктуационный разбор простого предложения
- § 46. Простые и сложные предложения
- § 47. Синтаксический разбор сложного предложения
- § 48. Прямая речь
- § 49. Диало́г
- Повторение
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1. Контрольные вопросы и задания, с. 131
Контрольные вопросы и задания.
1. Что изучается в синтаксисе?
Синтаксис — это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.
2. Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения?
Подлежащее и сказуемое — это главные члены. Они составляют грамматическую основу предложения.
Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), например: Дует ветер , но может состоять из одного главного члена, например: Вечер . Стемнело внезапно.
3. Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?
Второстепенные члены предложения распространяют грамматическую основу .
Второстепенные члены предложения — это дополнения, определения, обстоятельства.
4. На какие группы делятся предложения по:
- наличию главных и второстепенных членов;
- цели высказывания;
- эмоциональной окраске?
• Предложения по наличию главных и второстепенных членов делятся на распространённые и нераспространённые.
Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.
• По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Предложения, в которых: — мы сообщаем о чём-либо, называются повествовательными; — содержится вопрос, называются вопросительными; — мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим, называются побудительными.
• По эмоциональной окраске различаются невосклицательные и восклицательные предложения.
В конце восклицательных повествовательных и побудительных предложений вместо точки ставится восклицательный знак.
5. Для чего нужна пунктуация?
Пунктуация — раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.
Пунктуация учит ставить самые разные знаки препинания: точки, запятые, вопросительные, восклицательные и другие знаки.
6. Перечислите пунктуационные правила, изученные в этом разделе.
Мы изучали постановку запятых между однородными членами предложения; постановку выделительных запятых в предложениях с обращениями; пунктуационные знаки препинания в сложных предложениях; правила синтаксического и пунктуационного предложения; знаки препинания при прямой речи и диалоге.
Пунктуация
Почему же всем носителям языка важно понимать, что такое синтаксис? Пунктуация (корректная расстановка знаков препинания) опирается на синтаксические знания, поэтому для того, чтобы правильно писать, необходимо разбираться не только в азах, но и в нюансах синтаксиса. Допустим, невозможно понять, где нужно ставить запятую в сложноподчиненном предложении, не зная, что такое сложное предложение и не умея находить границы его частей
Таким образом, синтаксис – наука, изучающая тексты, законы формирования предложений и объединения слов в словосочетания. На синтаксис опираются знания пунктуации.
Зачем нужен синтаксис
Чтобы правильно ставить знаки препинания.
В русском языке каждый знак можно объяснить. Да, бывают трудные, запутанные случаи, но обычно на каждый знак есть правило. «Отдыхать, читая книгу, и смотреть в окно» – «читая книгу» выделяется запятыми, потому что это деепричастный оборот. «В парке пели птицы и цвела сирень» – запятой перед «и» нет, потому что у двух простых предложений в составе сложного есть общее обстоятельство места – «в парке». Так объясняется каждая запятая.
И еще синтаксис нужен для того, чтобы учиться правильно излагать свои мысли. Не путаться и не сбиваться.
Когда вы делаете синтаксический разбор, вы следите за мыслью автора, наблюдаете, как он ее выражает через слова. Это развивает ваше собственное логическое мышление и умение высказываться, использовать язык для выражения мыслей и чувств.
Особенно в этом плане полезные сложные предложения классиков. Например, вот такое, из Чехова:
Словосочетания
Словосочетания – это такие образования в языке, которые конструируются из готовых единиц – слов и фразеологизмов – при помощи служебных слов (предлогов) или без них по определенным правилам того или иного языка. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий, по каким именно правилам слова объединяются в словосочетания и с помощью каких средств.
Для конструирования словосочетания недостаточно взять два любых слова и механически их соединить. Во-первых, они должны быть связаны смыслом. Скажем, слова «зяблик» и «вислоухий» могут быть легко соединены по всем правилам грамматики (вислоухий зяблик, вислоухих зябликов и т. д.), однако значения этих слов будут сопротивляться такому соединению. Оно может состояться только в том случае, если оба этих слова или одно из них будут употреблены в переносном значении. Например, «зябликом» можно назвать щенка, который часто мерзнет, тогда и со словосочетанием «вислоухий зяблик» будет все в порядке. Это интересные вопросы, но ими синтаксис занимается косвенно, это больше поле науки семантики и семасиологии – науки о значении слов.
Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетания с точки зрения их формальной связи. Синтаксистов интересует вопрос о том, почему одни сочетания слов воспринимаются носителями как грамматически правильные, а другие – нет. Самый простой пример – «голубой вода» и «голубая вода». В первом случае нарушено правило согласования прилагательного и существительного. В русском языке прилагательное (определение) должно повторять формы существительного (определяемого), чтобы словосочетание получилось корректным. Поэтому синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание с грамматической точки зрения.
Словосочетание
Словосочетание – это два и более слова, связанные грамматической подчинительной связью. Оно выполняет номинативную функцию (называет).
Традиционно рассматриваются только подчинительные словосочетания, то есть такие, в которых мы можем поставить вопрос от одного слова к другому; однако некоторые ученые считают, что существуют также предикативные словосочетания (подлежащее и сказуемое) и сочинительные (однородные члены).
В словосочетании одно слово главное (от него мы ставим вопрос), другое – зависимое.
По главному слову мы даем характеристику словосочетанию: именное оно (главное слово – существительное, прилагательное, числительное, местоимение), глагольное (глагол, причастие, деепричастие) или наречное (наречие).
По зависимому слову мы определяем тип связи слов в словосочетании: согласование (зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже и изменяется вместе с ним), управление (зависимому слову предписана определенная форма, в которой оно и стоит), примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи).
Приведем примеры:
- веселый ежик, веселого ежика, веселому ежику – согласование;
- иду в лес, идешь в лес, идет в лес – управление;
- сверну направо – примыкание, т.к. «направо» – неизменяемая часть речи.
Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, так как между ними предикативная, а не подчинительная связь: мы можем поставить вопрос и от подлежащего к сказуемому (кот что делает? сидит), и от сказуемого к подлежащему (сидит кто? кот).
Что такое синтаксис?
Язык — основное средство общения людей. Язык тесно связан с мышлением и сознанием человека. Свои мысли, а затем и речь мы облекаем в слова и предложения. Знания об окружающем мире, которые люди приобретают в процессе трудовой, исследовательской деятельности закрепляются в языке — в словах и словосочетаниях, которые формируют предложение. Раздел языкознания, носящий название «синтаксис», занимается изучением словосочетаний и предложений, из которых строится наша речь.
Синтаксис изучает подчинительные связи в словосочетании, свободные и несвободные словосочетания, предложение с точки зрения его состава и строения. В ведении синтаксиса также находятся члены предложения, грамматическая основа предложения, виды простых предложений и сложных.
Изучая синтаксис русского языка мы научимся различать сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения, пользоваться ими в письменной и устной речи.
Как разобраться в синтаксисе
Надо разобраться в морфологии. Синтаксис очень тесно связан с морфологией, они вместе образуют грамматику любого языка. Если вы не умеете анализировать слово как часть речи – синтаксис для вас всегда будет темным лесом.
Детям бывает сложно строить схемы предложений как раз потому, что они не разбираются в частях речи. Например, «Я увидел человека, который играл на аккордеоне».
«Который» – какой это член предложения и какая часть речи?
Я только в вузе понял, что это подлежащее, выраженное относительным местоимением. Потому что «который» = «человек» (тот самый, который играет на аккордеоне).
«Он будет работать в госпитале». Почему «будет работать» – простое глагольное сказуемое? Потому что это глагол в будущем времени и его можно заменить одним глаголом «поработает».
Чтобы понимать синтаксис, вот это всё надо держать в голове.
Вспоминаем, повторяем, изучаем
- § 6. Звуки и буквы. Произношение и правописание
- § 7. Орфограмма
- § 8. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
- § 9. Правописание проверяемых согласных в корне слова
- § 10. Правописание непроизносимых согласных в корне слова
- § 11. Буквы и, у, а после шипящих
- § 12. Разделительные ъ и ь
- § 13. Раздельное написание предлогов с другими словами
- § 14. Что мы знаем о тексте
- § 15. Части речи
- § 16. Глагол
- § 17. -Тся и -ться в глаголах
- §18. Тема текста
- § 19. Личные окончания глаголов
- § 20. Имя существительное
- § 21. Имя прилагательное
- § 22. Местоимение
- § 23. Основная мысль текста
- Контрольные вопросы и задания
Что такое синтаксис?
Язык — основное средство общения людей. Язык тесно связан с мышлением и сознанием человека. Свои мысли, а затем и речь мы облекаем в слова и предложения. Знания об окружающем мире, которые люди приобретают в процессе трудовой, исследовательской деятельности закрепляются в языке — в словах и словосочетаниях, которые формируют предложение. Раздел языкознания, носящий название «синтаксис», занимается изучением словосочетаний и предложений, из которых строится наша речь.
Синтаксис изучает подчинительные связи в словосочетании, свободные и несвободные словосочетания, предложение с точки зрения его состава и строения. В ведении синтаксиса также находятся члены предложения, грамматическая основа предложения, виды простых предложений и сложных.
Изучая синтаксис русского языка мы научимся различать сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения, пользоваться ими в письменной и устной речи.