ГДЗ учебник по русскому языку 3 класс Канакина. Правописание частей слова. Упражнение №254
Прочитайте песенку. Маленькой ёл..чке Хол..дно з..мой. Из лесу ёл..чку Взяли мы д..мой. Сколько на ёл..чке Шар..ков цветных, Роз..вых прян..ков, Ш..шек з..л..тых! 3 . Александрова • В какой части слов пропущены буквы: в корне? в суффиксе? Объясните их написание. • Запишите песенку по памяти.
Решение
Маленькой ёлочке Холодно (холодный) зимой (зимы). Из лесу ёлочку Взяли мы домой (дом). Сколько на ёлочке Шариков цветных, Розовых пряников (словарн. сл), Шишек (шишка) золотых (золото)! 3 . Александрова Из лесу ёлочку взяли мы домой . (повеств., невоск., простое, распр.) Шариков , цветных .
Проверь себя
Задание 1.Определите предложение(я), в котором(ых) НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Выберите номер(а) предложения(ий).
- (НЕ)ДОЖДАВШИЙСЯ звонка Петя решил, что нужно ехать.
- Люди, (НЕ)ЧИТАВШИЕ эту книгу, не смогут понять характер Печорина.
- Река была (НЕ)широкой и мелкой.
Задание 2.Определите предложение(я), в котором(ых) НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Выберите номер(а) предложения(ий).
- Леди зашла в еще (НЕ)ОСВЕЩЕННЫЙ холл гостиницы.
- Строительство особняка было (НЕ)СЛОЖНОЙ задачей, а трудным испытанием оказалось лишь возведение сада.
- Марго (НЕ)ДОСТАВАЛА до полки с печеньем.
Задание 3.Определите предложение(я), в котором(ых) НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Выберите номер(а) предложения(ий).
- (НЕ)СЛЫША визга тормозов, парень не узнал об опасности.
- Войско могло легко прятаться в (НЕ)ПРОХОДИМЫХ лесах и болотах.
- (НЕ)КОГО было спросить, как пройти в ресторан на крыше.
Задание 4.Определите предложение(я), в котором(ых) НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Выберите номер(а) предложения(ий).
- Никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННЫЙ, кот пробрался на кухню за селедкой.
- (НЕ)ПОНЯТНОЕ поведение озадачило всех ученых.
- Я не мог взяться за НЕ(НАВИСТНЫЕ) дела.
Задание 5.Определите, где нужно писать НИ, а где НЕ. Выберите номер(а) предложения(ий), где все слова будут писаться одинаково.
- После этой новости папа стоял передо мной (Н_)ЖИВ, (Н_)МЕРТВ.
- (Н_)КАК (Н_)МОГУ помочь, извини меня.
- Я (Н_)ВЫУЧИЛ (Н_)ПЯТЫЙ, (Н_)ШЕСТОЙ параграф.
- Как (Н_)КРУТИ, сделать этот шаг по-другому (Н_)ЛЬЗЯ.
Ответ: 1 — 3; 2 — 2; 3 — 1; 4 — 2, 3; 5 — 1.
Зинаида Александрова — Ёлочка.
Слова Зинаиды Александровой, Музыка Михаила Красева
Маленькой ёлочке Холодно зимой. Из лесу ёлочку Взяли мы домой. Из лесу ёлочку Взяли мы домой.
Сколько на ёлочке Шариков цветных, Розовых пряников, Шишек золотых! Розовых пряников, Шишек золотых!
Ветку нарядную Ниже опусти, Нас шоколадною Рыбкой угости! Нас шоколадною Рыбкой угости!
Встанем под ёлочкой В дружный хоровод, Весело, весело Встретим Новый год! Весело, весело Встретим Новый год!
Маленькой ёлочке Холодно зимой. Из лесу ёлочку Взяли мы домой.
Беленький заинька Ёлочку просил: «Мятного пряничка Зайке принеси!»
Белочка прыгала В шубке голубой: «Ёлочка, ёлочка, Я пойду с тобой!»
Маленькой ёлочке В комнатах тепло, Заяц и белочка Дышат на стекло.
Красные зяблики Вьются у окна, В тёплой проталине Ёлочка видна.
Сколько на ёлочке Шариков цветных, Розовых пряников, Шишек золотых!
Сколько под ёлочкой Маленьких ребят! Топают, хлопают, Весело кричат:
«Ёлочка, ёлочка, Яркие огни! Синими бусами, Ёлочка, звени,
Ветку нарядную Ниже опусти, Нас шоколадною Рыбкой угости!
Встанем под ёлочкой В дружный хоровод, Весело, весело Встретим Новый год!»
Зинаида Николаевна Александрова (20 ноября (3 декабря) 1907, Санкт-Петербург — 1983, Москва) — русская советская поэтесса, журналист, переводчик. . .
Родилась в семье учителя. В 1919 году. осталась сиротой и была отдана в детский дом. Окончила семилетку и пошла работать на прядильную фабрику им. С. Халтурина. Училась в Ленинградском техникуме печати. Затем работала в редакциях многих газет и журналов. После Ленинградского периода она некоторое время работала в Рязанской газете «Путь молодежи». Потом перебралась в Москву, где стала заведующей редакцией отдела детской литературы в издательстве «Молодая гвардия». Затем трудилась в журнале «Искорка», в «Крестьянской газете», в журнале «Дружные ребята». . .
Зинаида Александрова — автор около 70 поэтических произведений для детей. Детские произведения автора неоднократно переиздавались, вошли в хрестоматии, были положены на музыку и стали песнями. Свои первые стихи начала писать ещё будучи в детском доме. Работая прядильщицей, продолжала писать стихи. Подруги без ведома автора послали их в журнал «Работница и крестьянка», некоторые из них были напечатаны в 1926 г. Вскоре вышли две её книжки — «Полевой Октябрь» и «Фабричные песни» (1928). Дебют поэтессы в детской литературе относится к 1930—1931 годам. В 1930 написала ставшую популярной детскую песенку «Ветер на речке». После этого стала писать для детей. . .
НЕ с существительными
СЛИТНО
Начнем с разбора существительных. Почему мы будем писать существительные слитно с НЕ?
Если мы можем подобрать * без НЕ, то слово пишется слитно:
Несчастье (беда) , недруг (враг)
1 случай.
Мы будем писать существительное с НЕ раздельно, если в предложении есть противопоставление.
Что же такое противопоставление? Мы берем два предмета, схожих по какому-то признаку, однако один из них проявляет этот признак сильнее, чем второй.
Возьмем яблоко и грушу. Это фрукты, они сладкие, однако груша слаще. Составим предложение с союзом А и с частицей НЕ:
Слаще не яблоко, а груша.
Какую ловушку подготовили составители тестов с союзом А?Составители тестов могут приводить предложение с союзом А, но БЕЗ противопоставления. Мы можем не вникнуть в смысл, увидеть союз А, радостно внести это предложение в ответ и потерять драгоценный балл. Рассмотрим два примера:Саша был мне не другом, а врагом.Саша — мой недруг, а враг не должен знать о моих планах.В первом примере у нас действительно есть противопоставление, а во втором мы видим сложное предложение, где союз А соединяет его части, а не противопоставляет существительные. |
Порой в предложениях с противопоставлением может отсутствовать союз А.
Явно не уверенность была залогом его успеха. Он был богат.
Герой добился успеха благодаря деньгам, а не уверенности
2 случай.
В вопросительных предложениях мы будем писать существительные с НЕ раздельно, если мы подчеркиваем отрицание. Сравните смысл двух предложений:
Не друг ли он Наташе?Был ли герой Наташе недругом?
В первом мы делаем акцент на том, что человек может быть другом Свете, во втором же мы уточняем, был ли герой врагом Наташе или нет.