Содержание решебника
Часть 1
Язык и общение
Условные обозначения
§ 1. Язык и человек
§ 2. Общение устное и письменное
§ 3. Читаем учебник
§ 4. Слушаем на уроке
§ 5. Стили речи
Вспоминаем, повторяем, изучаем
§ 6. Звуки и буквы. Произношение и правописание
§ 7. Орфограмма
§ 8. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
§ 9. Правописание проверяемых согласных в корне слова
§ 10. Правописание непроизносимых согласных в корне слова
§ 11. Буквы и, у, а после шипящих
§ 12. Разделительные ъ и ь
§ 13. Раздельное написание предлогов с другими словами
§ 14. Что мы знаем о тексте
§ 15. Части речи
§ 16. Глагол
§ 17. -Тся и -ться в глаголах
§18. Тема текста
§ 19. Личные окончания глаголов
§ 20. Имя существительное
§ 21. Имя прилагательное
§ 22. Местоимение
§ 23. Основная мысль текста
Контрольные вопросы и задания
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
§ 24. Синтаксис
§ 25. Пунктуация
§ 26. Словосочетание
§ 27. Разбор словосочетания
§ 28. Предложение
§ 29. Виды предложений по цели высказывания
§ 30. Восклицательные предложения
§ 31. Члены предложения
§ 32. Главные члены предложения. Подлежащее
§ 33. Сказуемое
§ 34. Тире между подлежащим и сказуемым
§ 35. Нераспространённые и распространённые предложения
§ 36. Второстепенные члены предложения
§ 37. Дополнение
§ 38. Определение
§ 39. Обстоятельство
§ 40. Предложения с однородными членами
§ 41. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
§ 42. Предложения с обращениями
§ 43. Письмо
§ 44. Синтаксический разбор простого предложения
§ 45. Пунктуационный разбор простого предложения
§ 46. Простые и сложные предложения
§ 47. Синтаксический разбор сложного предложения
§ 48. Прямая речь
§ 49. Диало́г
Повторение
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
§ 50. Фонетика
§ 51. Гласные звуки
§ 52. Согласные звуки
§ 53. Изменение звуков в потоке речи
§ 54. Согласные твёрдые и мягкие
§ 55. Повествование
§ 56. Согласные звонкие и глухие
§ 57. Графика
§ 58. Алфави́т
§ 59. Описание предмета
§ 60. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
§ 61. Двойная роль букв е, ё, ю, я
§ 62. Орфоэпия
§ 63. Фонетический разбор слова
Повторение
Лексика. Культура речи
§ 64. Слово и его лексическое значение
§ 65. Однозначные и многозначные слова
§ 66. Прямое и переносное значение слов
§ 67. Омонимы
§ 68. Синонимы
§ 69. Антонимы
Повторение
Чать 2
Морфемика. Орфография. Культура речи
§ 70. Морфема — наименьшая значимая часть слова
§ 71. Изменение и образование слов
§ 72. Окончание
§ 73. Основа слова
§ 74. Корень слова
§ 75. Рассуждение
§ 76. Суффикс
§ 77. Приставка
§ 78. Чередование звуков
§ 79. Беглые гласные
§ 80. Варианты морфем
§ 81. Морфемный разбор слова
§ 82. Правописание гласных и согласных в nриставках
§ 83. Буквы з и с на конце приставок
§ 84. Буквы а — о в корне -лаг- — — лож-
§ 85. Буквы а — о в корне -pacm- — -роc-
§ 86. Буквы ё — о после шипящих в корне
§ 87. Буквы и — ы после ц
Повторение
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
§ 88. Имя существительное как часть речи
§ 89. Доказательства в рассуждении
§ 90. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
§ 91. Имена существительные собственные и нарицательные
§ 92. Poд имён сущкствительных
§ 93. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
§ 94. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
§ 95. Три склонения имён существительных
§ 96. Падеж имён существительных
§ 97. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
§ 98. Множественное число имён существительных
§ 99. Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных
Повторение
§ 100. Морфологический разбор имени существительного
Имя прилагательное
§ 101. Имя прилагательное как часть речи
§ 102. Правоnисание гласных в nадежных окончаниях nрилагательных
§ 103. Оnисание животного
§ 104. Прилагательные nолные и краткие
§ 105. Морфологический разбор имени прилагательного
Повторение
Глагол
§ 106. Глагол как часть речи
§ 107. Не с глаголами
§ 108. Рассказ
§ 109. Неопределённая форма глагола
§ 110. Правописание -тся и -ться в глаголах
§ 111. Виды глагола
§ 112. Буквы е — и в корнях с чередованием
§ 113. Невыдуманный рассказ (о себе)
§ 114. Время глагола
§ 115. Прошедшее время
§ 116. Настоящее время
§ 117. Будущее время
§ 118. Сопряжение глаголов
§ 119. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
§ 120. Морофологический разбор глагола
§ 121. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа
§ 122. Употребление времён
Повторение и систематизация изученного
§ 123. Разделы науки о языке
§ 124. Орфограммы в приставках и в корнях слов
§ 125. Орфограммы в окончаниях слов
§ 126. Употребление букв ъ и ь
§ 127. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью
Способы выражения сказуемого
Набор частей речи, которыми может быть выражен этот член предложения, тоже большой. Чаще всего оно выражается глаголом. Но иногда может быть еще и прилагательным или существительным.
Сказуемое-глагол
Сказуемое, выраженное глаголом, отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».
Например:
Мы (что сделали?) пошли в лес.
Мальчики (что делали?) играли с мячом.
Но мы говорили, что в предложении может не быть подлежащего, когда действие происходит само по себе: «Светает», «Темнеет». В таких случаях мы можем задавать еще один, «неофициальный», вопрос «что делается?».
И так же, как и с подлежащим, сказуемые могут быть выражены как одним глаголом, так и связкой из двух глаголов!
Те сказуемые, которые состоят из одного глагола, называют простыми. Например: «Он читает эту книгу».
Будьте внимательны!
В эту же группу входят сказуемые с формой глагола в будущем времени: «будет читать». Так как слово «будет» здесь не отдельный глагол, а лишь слово-помощник для образования будущей формы.
Если сказуемое состоит из связки двух глаголов, то оно составное. Например, «постарается победить», «смогу сделать», «хочет участвовать».
Такое часто бывает, когда мы используем в предложении модальные глаголы.
Примеры модальных глаголов
{"questions":,"items":,]}},"hints":}]}
Сказуемое-прилагательное
Сказуемое, к которому мы задаем вопрос «каков?» (иногда «какой?»), называется сказуемым, выраженным прилагательным.
Например:
Русский лес (каков?) красив.
Воздух во дворе (каков?) чист.
Такое сказуемое всегда относят к составным. И это несмотря на то, что оно состоит из одного слова.
А все потому, что на самом деле в нем прячется еще одно слово, которое мы не произносим и не пишем. Это слово «есть».
Русский лес есть красивый.
Воздух есть чистый.
Интересный факт
В английском и немецком языках, например, слово «есть» сохраняется и в речи, и на письме. Это называют вспомогательным глаголом.
Сравните:
She is beautiful (англ.) – Она красива(дословный перевод – «Она есть красивая»)
Er ist hungrig (нем.) – Он голоден (дословный перевод – «Он есть голодный»)
Перевод наших примеров на английский язык:
Русский лес красив. — The Russian forest is beautiful. Дословно: Русский лес есть красивый.
Воздух во дворе (каков?) чист. — The air in the yard is clean. Дословно: Воздух во дворе есть чистый.
{"questions":,"explanations":,"answer":}},"hints":}]}
Сказуемое-существительное
Хитрее всего себя ведут сказуемые, отвечающие на вопросы «кто такой?», «что такое?». Это сказуемые, выраженные именами существительными, из-за чего их легко перепутать с подлежащими. Но этого легко избежать, если помнить, что сказуемое поясняет подлежащее.
Например: «Подлежащее – это главный член предложения».
Здесь «главный герой» предложения – слово «подлежащее». Поэтому это подлежащее. Дальше идет пояснение, что такое подлежащее: «это главный член предложения». Это и будет нашим сказуемым.
Сказуемые, выраженные именем существительным, тоже всегда составные, потому что в них также прячется наше вспомогательное слово «есть»:«Он врач» — «He is a doctor» (англ.) – Он есть врач.
{"questions":,"items":}},"step":1,"hints":}]}
Часть 1. Упражнения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
Упражнение:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
Часть 2. Упражнения
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
733
734
735
736
737
738
739
740
741
742
743
744
745
746
747
748
749
750
751
752
753
754
755
756
757
758
759
760
761
762
763
764
765
766
767
768
769
770
771
772
773
774
775
776
777
778
779
Трудности при определении сказуемого
Простое глагольное сказуемое
Может быть выражено:
глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Я рисую. Нарисуй что-нибудь. Давай что-нибудь нарисуй. Пусть нарисует что-нибудь. Нарисовала бы что-нибудь. Она ничего не нарисовала
Обратите внимание: частицы ДАВАЙ, ПУСТЬ, БЫ, НЕ входят в состав сказуемого, даже если между ними и глаголом есть другие слова;
фразеологизмом или описательным оборотом: Два ученика считали ворон целый день (= бездельничал). Он принял участие в переписи населения (= участвовал);
глаголом в форме будущего времени: Каждый из нас будет читать книгу
Она не пойдет в кино.
Составное глагольное сказуемое
Может быть выражено:
-
вспомогательным глаголом со значением начала, конца, продолжения действия + инфинитивом: Его продолжали просить спеть еще песню (= просили). Он начал переживать по поводу экзамена (= переживал). Мы с братом закончили писать письмо (= написал);
-
вспомогательным глаголом со значением желания, возможности, стремления к действию + инфинитивом: Татьяна Ларина мечтала увидеться с Евгением. Я хотел бы сдать экзамен. Он стремится поступить в университет. Алексей мог бы лучше учиться;
-
вспомогательным глаголом со значением мысли, чувства + инфинитивом: Он боялся опоздать в школу. Мы с мамой не любим путешествовать. Родственники рассчитывали приехать в гости;
-
кратким прилагательным РАД, ДОЛЖЕН, СПОСОБЕН, ОБЯЗАН, ГОТОВ, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН + инфинитивом: Мы были готовы прийти на собрание. Я обязан сообщить о случившемся. Он намерен выиграть партию;
- словами НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитивом:Мне надо лучше подготовиться к экзамену. Мне нужно было отлучиться.
Когда инфинитив не входит в состав сказуемого?
- необходимо учитывать значение сказуемого: Они начнут готовиться к экзаменам. (В этом предложении нельзя выделять сказуемым только слово «начнут» , так как оно не называет главного действия, которое выполняют «они». Когда Андрей закончит работу, Игорь только начнет. В данном предложении глаголы «закончит» и «начнет» приобретают значение самостоятельных действий и являются простыми глагольными сказуемыми;
-
если глагол и инфинитив обозначают действия разных лиц, то перед нами простое глагольное сказуемое. Инфинитив должен иметь значение волеизъявления (просить, умолять, приказать, уговорить): Его попросили написать заявление. Сказуемое здесь попросили, а слово «написать» является дополнением (попросили о чем? написать);
-
если инфинитив зависит от глагола движения, то перед нами простое глагольное сказуемое и обстоятельство цели: Он пришел узнать о здоровье тетушки. (пришел с какой целью? узнать);
- если к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ?, то перед нами несогласованное определение, а не часть сказуемого: Охота странствовать напала на него. (охота какая? странствовать).
Составное именное сказуемое
Может быть выражено:
-
глаголом-связкой БЫТЬ (ЕСТЬ, БУДУ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ и другие формы) и именной частью (именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением, причастием, наречием): Брат скоро будет студентом;
-
глаголом-связкой ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ и именной частью: Она явилась настоящим профессионалом в своей области. Ребенок выглядел совершенно растерянным. Солнце казалось красным.
-
глаголом-связкой со значением движения, положения в пространстве + именной частью: Осень пришла дождливая. Собака лежала успокоенная.
Как отличить простое глагольное сказуемое от глагола-связки?
Сравните предложения: Аня казалась расстроенной (= была расстроенной) и Вдалеке казалась деревушка (= появлялась, виделась). Очевидно, что в первом примере перед нами составное именное сказуемое с глаголом связкой, а во втором примере глагол «казалась» получает полноценное лексическое значение и его можно заменить только другим полноценным глаголом, следовательно, является простым глагольным сказуемым. Еще примеры: Мама сделалась задумчивой (= стала задумчивой, задумалась) и После поломки вещь не сделается сама собою (= не починится).
Определяем вид сказуемого
Говоря о том, что сказуемые бывают простыми и составными, мы имели в виду их вид.
Давайте вместе потренируемся определять вид сказуемого.
Виды сказуемых. Схема для определения вида
Разберем по схеме на картинке предложение «Он был королём этого королевства».
Задаем вопрос от подлежащего, чтобы найти сказуемое: Он «кто такой?» был королём.
Сказуемое состоит из одного слова? – Нет, из двух.
Это форма будущего времени или фразеологизм? – Нет, вспомогательный глагол прошедшего времени и существительное.
Значит, наше сказуемое составное.
{"questions":,"items":,]}},"hints":}]}
В предложении сказуемое подчеркивается двумя чертами.
Как подчеркивается сказуемое?
Итак, объединив все это, давайте сформулируем определение сказуемого:
Закрепите полученные знания по нашей теме, посмотрев видео.
Трудности при определении подлежащего
Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том, что
-
подлежащее обозначает действующее лицо (предмет) и отвечает на вопрос кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ЕМУ, ИМ отвечают на вопрос кому? и подлежащим не являются: Мне не нравится этот цвет. (в этом предложении подлежащим является цвет. так как он совершает действие);
-
в придаточной части сложноподчиненное предложения роль подлежащего часто выполняют союзные слова КОТОРАЯ, КОТОРЫЙ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ, ЧТО: Книга, которая лежала на столе, была открыта. (в придаточной части предмет, совершающий действие, называется словом которая — это и есть подлежащее); Никогда не знаешь, что тебя ждет завтра;
-
подлежащее может быть выражено словом с количественным значением + именем существительным в родительном падеже: Несколько человек пришли на лекцию позже. На полке стояло пять книг. Около тысячи предложений поступило в газету от читателей:
-
подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + ИЗ + слово в родительном падеже: Каждый из нас хотел стать отличником. Многие из критиков справедливо оценили рукопись;
- подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + С + слово в творительном падеже (если сказуемое в форме множественного чила): Мы с Тамарой ходим парой;
-
подлежащее может быть выражено именем собственным, состоящим из нескольких слов: Черное море очень красиво.
Чтобы правильно выделить сказуемое, надо помнить о том, что
-
сказуемое обозначает действие подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что это такое?;
-
сказуемое может быть простым или составным;