Часть 1. Упражнения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№43 учебника 2019-2022 (стр. 21):
Заполните таблицу «Буквы ё, о, е, и после шипящих и ц в корнях и окончаниях слов» данными словами, обозначая в них орфограммы на месте пропусков.
Ш..рстка‚ ц..линдр, стереж..т‚ щ..лкать‚ на свеж..м воздухе, ц..ган, ш..лковый‚ ж..лудь, акац..я, щ..лка, ц..плёнок, ч..тный, ж..сткий, ц..рк, ш..в, пч..лка, ш..пот, ц..фра‚ щ..тка, демонстрац..я, ц..к.лон, ц..трусовый, крыж..вник, ж..лтый, ч..рный, ч..рточка, ш..рох, в чуж..м краю, врач..м, товарищ..м‚ отц..м, свеч..й‚ полотенц..м, в больш..м здании.
Морфема | Буквы | |||
ё | о | е | и | |
Корень | шёрстка | шорох | цирк | |
окончание | на свежем |
№43 учебника 2022-2024 (стр. 20):
Расскажите о любимом месте родной земли в сочинении-миниатюре.
№43 учебника 2011-2018 (стр. 25):
Составьте словосочетания. Задайте вопросы от главного слова к зависимому. Запишите эти вопросы.
1. Приближаться, аллея, к; ориентироваться, обстановка, в; нуждаться, поддержка, в; беспокоиться, товарищ, о.
2. Опушка, роща; книга, библиотека, из; обложка, книга; красный, стад, от; полезный, здоровье, для.
3. Поздним, вечер; проезжая, дорога, по; о, изобретение, великое.
Подсказка
№43 учебника 2019-2022 (стр. 21):
Посмотри правила постановки букв О, Ё, Е после шипящих и буквы И после Ц в справочнике.
№43 учебника 2011-2018 (стр. 25):
В словосочетании с зависимым словом существительным иногда можно поставить два вопроса: падежный и смысловой:аллея (из чего? какая?) из лип; идти (по чему? где?) по аллее.
Ответ
№43 учебника 2019-2022 (стр. 21):
Морфема | Буквы | |||
ё | о | е | и | |
Корень |
шёрстка щёлкать шёлковый жёлудь (желудёвый) щёлка чётный жёсткий пчёлка шёпот щётка жёлтый чёрный чёрточка |
шов крыжовник (искл.) шорох |
цилиндр цирк цифра |
|
Окон-чание | стережёт (I спр.) |
в чужо́м врачо́м отцо́м свечо́й в большо́м |
на све́жем това́рищем полоте́нцем |
акация демон-страция |
№43 учебника 2022-2024 (стр. 20):
Я люблю в августе ходить в лес. В лесу у меня есть любимая поляна. Она окружена редкими огромными елями. Их широкие лапы опускаются до самой земли и прикрывают зелёный мох, сохраняя его влажным даже в засушливое лето. Вся поляна покрыта светло-зелёным мхом, из которого в августе выставляют свои ярко-оранжевые шляпки лисички. Кое-где сквозь мох пробиваются крепкие маленькие листочки брусники, а яркие красные ягодки сразу привлекают взор. Если придёшь на эту поляну в солнечный день, не захочешь уходить. Здесь тепло и безветренно. Ели защищают полянку от ветра, солнце пригревает и кажется, что ты находишься в сказочном добром лесу, который оградит тебя от любых невзгод.
№43 учебника 2011-2018 (стр. 25):
- ← Предыдущее
- Следующее →
Алгоритм выбора букв «ё» и «о» после шипящих
Как отличить слова, которые пишутся с «ё» под ударением, от слов с ударной гласной «о» после шипящих?
Предлагаем использовать следующих алгоритм:
- прочитать слово;
- выяснить часть речи (называет предмет, признак или действие и т. д.);
- определить, в какой морфеме находится орфограмма;
- если орфограмма в корне, то подыскать слово, которое пишется с буквой «е»;
- если орфограмма в суффиксе или окончании, поставить ударение в слове и сделать выбор.
Образец рассуждения
Играет (с чем?) с камыш…м
Камыш…м — это имя существительное «камыш», так как называет предмет. Слово имеет форму творительного падежа. Орфограмма находится в окончании. Поставим ударение: камышо́м.
В окончании слова «камышом» после шипящего пишется буква «о».
Учебник 2015
Часть 1
Упражнения 1-317
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
стр.79
Часть 2
Упражнения 318-621
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
Вопрос-ответ
Как расставлять на диктанте О и Е в словах после шипящих?
Для этого нужно уметь быстро и правильно определять часть речи и морфему, в которой находится орфограмма. Знать 4 правила правописания слов с О, Е и Ё после шипящих и Ц. Выучить словарные слова.
Почему ночёвка пишется через Ё?
Гласная является ударной, и в обычных существительных после шипящих в суффиксах ставится «О»: юбчонка, собачонка. Однако «ночёвка» – существительное отглагольное, произошедшее от слова «ночевать». Поэтому для него работает другое правило (пишется суффикс «-ЁВК»).
В 6 классе и 7 классе дети продолжат изучать орфограмму написания О и Е после шипящих. В старших классах они узнают, как записываются гласные на конце наречий (горячО, блестящЕ). Правило похожее – под ударением пишется О, без ударения – Е. Исключением является наречие ещЁ. В 7 классе они изучат правила написания гласных Е и Ё в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных (вооружЁнный, ухоженный)
Чтобы не допускать ошибок, важно своевременно учить орфограммы и закреплять знания с помощью различных заданий и упражнений
Алгоритм подбора гласных
Чтобы сделать правильный выбор гласной в слове, необходимо следовать простому алгоритму:
- Найти и подчеркнуть в слове Ц или шипящую.
- Определить, к какой части речи относится: существительное, прилагательное или глагол.
- Разобрать по составу: выделить корень, суффикс, приставку и окончание (какие морфемы есть).
- Поставить ударение.
- Применить одно из перечисленных правил, чтобы поставить верно О или Е (см. выше).
Приведем пример, как следовать алгоритму. Выберем гласные для слов грош…м, груш…вый, стереж…т:
- Грош…м, груш…вый, стереж…т.
- Грош…м – существительное, груш…вый – прилагательное., стереж..т – глагол.
- Грош…м (гро…ш– корень, …м – окончание), груш…вый (груш – корень, ый – окончание, …в – суффикс), стереж..т (стереж – корень, …т – окончание).
- Грош…м – проверяемая гласная под ударением, груш…вый – проверяемая гласная безударная, стереж..т – проверяемая гласная под ударением.
- Подведем итоги. В слове грош…м впишем букву О, применив правило № 1 – в окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и Ц пишется гласная О, если она под ударением. В слове груш…вый пишем Е. Это прилагательное, проверяемая гласная безударная, находится в суффиксе. В слове стереж..т правильно писать Ё. Применяем правило №4 для глаголов – проверяемая гласная в окончании, под ударением, значит, нужно поставить Ё, а не Е (О никогда не ставится).
Подробная схема для выбора гласных О, Е, Ё в разных частях речи:
Буквы о, е на месте безударных гласных
В безударном положении после ж, ч, ш, щ пишется буква е – в соответствии как с ударным э(на письме е ), так и с ударным о(на письме о или ё ). Это относится и к корням, и к суффиксам, и к окончаниям. Примеры: а) жестянка(ср. жесть ), чепец(чепчик ), шенкеля(шенкель ), глажение(ужение ), туче(свече ); б) желтеть(ср. жёлтый ), шептать(шёпот ), горошек(петушок ), пуншевый, плащевой(грошовый, борщовый ), сторожем(чижом ), большего(ср. большого ), рыжему(чужому ), могуче(горячо ). Некоторые написания с е после шипящих не проверяются ударной позицией, например: желать, желудок, желатин, чердак, шевелить, шепелявый, шероховатый, щеколда .
В ряде слов иноязычного происхождения после ж, ч, ш в безударном положении пишется буква о . Перечень основных слов: джонатан, жокей, жонглёр, мажордом, мажоритарный, банджо, флажолет; чонгури, лечо, пончо, ранчо, каприччо(ср. вариант каприччио ); шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр ; собственные имена, напр.: Шотландия, Жорес, Шопен, Шостакович, Боккаччо. Так же пишутся производные от слов иноязычного происхождения с ударным опосле шипящих и формы таких слов, где гласный после шипящего безударен, напр.: шокировать(от шок ), торшонировать(от торшон ), чокеровка(от чокер ), шомпола(мн. ч. от шомпол ).
Буква о пишется после шипящих не под ударением в словах с приставкой меж-и в сложносокращенных словах, если она начинает вторую часть слова, например: межобластной, межобщинный, межотраслевой, кожобувной.
Буква опосле шипящих не под ударением пишется также в индивидуальных, не узаконенных литературной нормой образованиях, например: жохoватый(от жох), чопорноватый(от чопорный), шорошок(‘еле слышный шорох’), насвежо(от свежий,по образцу начерно, начисто).
Учебник 2022
Упражнения 1-362
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
Правописание гласных после шипящих
Гласные после шипящих и «ц» пишутся в соответствии с несколькими орфографическими правилами.
Написание букв «и», «ы» после шипящих и «ц»
Буквы «и» или «ы» пишутся в словах зависимости от того, где находится орфограмма:
- в корне слова;
- в суффиксе или окончании.
Буква «и» пишется
1. в большинстве случаев в корне слов после шипящих и «ц»:
- жир, широта, щит, чистый;
- цинга, циркуль, циркач, цитрусовый.
Исключения
цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц
2. в заимствованных словах с конечным -ция:
- лекция
- демонстрация
- интуиция
- репетиция
Буква «ы» пишется после «ц»
1. в окончаниях существительных:
- молодцы
- мимо столицы
- огурцы
- списать с таблицы
2. в окончаниях прилагательных
- куцый
- краснолицый
3. в суффиксе -ын- притяжательных прилагательных
- куницын мех;
- курицыно квохтанье;
- ящерицын хвост;
- синицыно гнездо.
Часть 2. Упражнения
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
Ответы к учебнику 2022
Упражнения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
После ц пишется буква и или ы?
Буква ы пишется в следующих случаях.
1. В корнях слов: цыган, цыплёнок, цыпка, цыпки, на цыпочки, на цыпочках, цып-цып, цыц, цыкать, цыркать(и в производных словах, напр.: цыганка, цыганский, выцыганить, цыплёночек, цыпонька, зацыкать, цыкнуть, цыркнуть ).
2. В окончаниях существительных и прилагательных, например: огурцы, стрельцы, столицы, Клинцы, Люберцы; куцый, бледнолицых, узколицыми .
3. В суффиксе прилагательных -ын , например: сестрицын, лисицын, царицын, Троицын день . Так же пишутся географические названия на -цын, -цыно , например: Царицын, Голицыно .
В русских фамилиях после ц пишется буква и или ы в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах, например: Ципко , но Цыбин; Куницын, Курицын, Синицын, Скобельцын, Солженицын , но Вицин, Ельцин, Цицин.
Во всех остальных случаях после ц пишется буква и , а именно:
а) в корнях слов, в том числе иноязычных собственных имен, например: цирк, цикл, цилиндр, цигейка, цинга, циновка, цифра, панцирь, цивилизация, специфика, циклон, цирюльник, вакцина, революция, цуцик; Цицерон, Цирцея, Циммервальд, Цинциннати ;
б) в суффиксах иноязычного происхождения, например: организация, электрифицировать, медицина, кальцит, публицист, скептицизм ;
в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов и в звуковых аббревиатурах, например: блицинтервью, специнтернат, ЦИК .
Буквы о и е после ц
После ц для передачи ударного гласного опишется буква о , для передачи ударного э– буква е , например: цокать, цоколь, танцор, танцовщица, вытанцовывать, облицовка, пунцовый, лицо, лицом, огурцом, огурцов, овцой; ценный, целый, це(название буквы), цеце(муха), овце, об отце .
В безударном положении после ц пишется буква е – в соответствии как с ударным э , так и с ударным о , например: а) цена(цены ), цедить(цедит ), цензура(цензор ), птице(пыльце); б) танцевать(ср. танцовщик ), пунцеветь(пунцовый ), ситцевый(перцовый ), болотце(крыльцо), птицей(пыльцой ), пальцев(мудрецов ), куцего(большого ), куце(хорошо). Некоторые написания с е не проверяются ударной позицией, например: целовать, целлофан .
В некоторых словах иноязычного происхождения в безударном положении после ц пишется буква о : герцог, интермеццо, меццо, палаццо, скерцо, канцонетта, цоизит(минерал), пуццоланы(горные породы). Так же пишется слово цокотатьи производные от него цокотанье, цокотуха(ср. цокот ).
Буква о пишется после ц не под ударением в словах с первыми частями блиц, соц, спец , если она начинает вторую часть слова, например: блицоперация, блицопрос, соцобязательство, спецодежда, спецотдел.
Буква о после ц не под ударением пишется также при передаче ненормативных вариантов ударения, проникающих в письменную речь, например: танцовщица(вариант ударения, встречающийся в стихах), цоколя?(профессиональная форма им. п. мн. ч. слова цо?коль – цо?коли ).
Задания
После изучения правил необходимо выполнить тестовые задания. Тест покажет, насколько хорошо ребенок понял и запомнил материал.
- Впиши пропущенные буквы, и распредели слова по соответствующим колонкам: трусц…й, пшениц…й, камыш…м, за гараж…м, под крыш…й, луч…м, сестриц…й, частиц…й, калач…м, каш…й, товарищ…м, птенц…в. Правильно выполненное задание:
О | Е |
трусцой | пшеницей |
камышом | под крышей |
за гаражом | сестрицей |
лучом | частицей |
калачом | кашей |
птенцов | товарищем |
- Правильно расставь в предложениях буквы О, Е и Ё. В лесу раздался ш…рох. Метнулся чей-то ж…лтый хвост. За куч…й листьев я заметил маленького зверька с ш…лковистой ш…рсткой. Это же белка! В руч…нках у неё ж…лудь. (В лесу раздался шорох. Метнулся чей-то жёлтый хвост. За кучей листьев я заметил маленького зверька с шелковистой шёрсткой. Это же белка! В ручонках у неё жёлудь.).
- Придумай словосочетания со словами стрижом, стрижём. Ответь на вопрос, почему отличается орфография слов? (Любоваться черным стрижом, детей стрижём по воскресеньям. Это разные части речи, существительное и глагол. Правила написания для них отличаются. В существительном правильно писать О после Ж, поскольку гласная находится под ударением. В глаголе пишем Ё (-ЕМ -ЁМ личное окончание глаголов 1 спряжения, 1 лица, мн. числа), так как ударение падает на гласную.
- Карточка с заданием:
Другие упражнения:
Решебник (гдз) по русскому языку 6 класс Ладыженская, Баранов, Тростенцова без скачивания часть 1, Часть 2
Важную роль в успеваемости ученика играет формирование навыков самостоятельного получения знаний. В том числе при использование гдз и онлайн решебников к учебнику Ладыженской. Если вы с детства окружили ребенка чрезмерной опекой, которая проявляется, также, и в постоянном контроле за выполнением домашнего задания – это не принесет положительных результатов. Юный школьник будет постоянно ожидать помощи от родителей и не сможет самостоятельно готовиться к урокам
Поэтому, уделяйте внимание на то, чтобы выработать у ребенка навыки самостоятельного обучения. Хорошим подспорьем в этом процессе могут стать школьные методические пособия, например, ГДЗ по русскому языку за 6 класс Ладыженской, Баранова
При этом нужно сконцентрироваться на правильности использования готовых ответов из решебника Баранова часть 1, 2.
Как научить ребенка правильно выполнять домашнюю работу использую решебник
- В первую очередь следите за временим выполнения упражнений. Если наступил выходной, то приступать к приготовлению домашних заданий лучше всего с утра. Учеными доказано, что концентрация внимания с утра существенно выше. Это значит, что ваш отпрыск может выполнить даже сложные упражнения из учебника Ладыженской за более короткий период времени.
- Использование гдз — готовых домашних заданий должно происходить только для проверки уже выполненных заданий.
- Никогда не заставляйте ребенка переписывать всю домашнюю работу по-новому. Лучше выполните работу над ошибками. С этой целью можно использовать решебник по русскому языку за 6 класс Ладыженской части 1 или другие учебно-методические пособия.
- Не находитесь все время рядом с ребенком, в процессе выполнения им домашней работы по русскому языку. Это может его отвлекать, лишать концентрации, порождать комплекс вины за то, что он не может самостоятельно справиться с поставленной задачей.
Ответы по русскому языку за 6 класс Ладыженской, Баранова найдёте на решаторе
Теперь вы можете навсегда забыть о необходимости покупать бумажные пособия ГДЗ и решебников по рускому языку Ладыженской часть 2. Хватит тратить деньги на это дело. На решаторе вы можете найти все ответы по русскому языку за 6 класс Баранова из гдз в режиме онлайн. Вам достаточно всего лишь сделать пару кликов (зайти на страницу нахождения ГДЗ к учебнику Ладыженской за 6 класс часть 1/часть 2 и нажать на номер упражнения). После этого вы попадете на страницу с готовым ответом из решебника по русскому.
Мы поможем улучшить успеваемость вашего ребенка по русскому языку и сделаем это совершенно бесплатно.
Буква э после шипящих и ц
Буква э пишется после букв ж, ч, ш, ц только в следующих особых случаях.
1. В аббревиатурах, например: ЖЭА(жилищноэксплуатационная контора), ЖЭС(железнодорожная электростанция), ЧЭЗ(частотное электромагнитное зондирование), ЦЭЛТ(цветная электроннолучевая трубка), ЦЭМ(Центроэлектромонтаж – название треста).
2. После приставки меж- , первых частей сложных и сложносокращенных слов в начале корней, начинающихся с буквы э , например: межэтажный, межэтнический, Внешэкономбанк, блицэмиссия, спецэкспортёр, спецэффект, спецэлектрод .
3. При передаче некоторых китайских слов, например: шэ(народность в Китае), жэнь(основное понятие конфуцианской философии), Лао Шэ(китайский писатель), Чэнду, Шэньян(города), Чжэцзян(провинция), Шэньчжэнь(промышленная зона в Китае).
Стоит ли пользоваться ГДЗ
Как правило, сами школьники подобным вопросом просто не задаются, так как знают, что без этого просто невозможно нормально учиться и все успевать. Сомнения обычно исходят от родителей, которые считают, что ГДЗ могут больше навредить чем помочь. Так ли это?
Ответ на этот вопрос зависит от отношения ребенка к такому виду учебного пособия. Если ученик настроен на то, чтобы сваливать ответственность за свою учебу на внешние факторы, то решебник, скорее всего, будет использоваться только для списывания. Но рано или поздно это приведет лишь к еще более плохим оценкам. А вот если ребенок знает, что его успехи зависят только от него, тогда можно рассчитывать на весьма хорошие успехи в учебе.
Гласные «е», «ё» и «о» после шипящих и «ц»
Рассмотрим вначале правописание этих гласных после «ц», так как оно зависит только от ударения в слове. Ударение определяет написание букв «о» и «е» в любой морфеме слова: корне, суффиксе или в окончании.
Правило
В словах после «ц» под ударением пишется буква «о», без ударения — «е».
- цо́коль
- крыльцо́
- скворцо́м
- танцо́вщица
- цехово́й
- танцева́ть
- си́тцем
Исключения
ге́рцог, ге́рцогиня, пала́ццо, цокота́ть, цокоту́ха
После шипящих написание букв «е», «ё» или «о» отличается в зависимости от местонахождения орфограммы.
1. В корне слов пишется буква «ё», хотя после «ш» и «ж» произносится , если можно подобрать родственное слово или другую форму того же слова, в которой пишется «е»:
- бечёвка — бечева;
- пшёнка — пшено;
- зачёт — зачесть;
- жёрнов — жернова;
- жёлоб — желоба;
- щёки — щека, щекастый.
Если такого слова, в котором пишется буква «е» нет, то в корне напишем букву «о»:
- шо́рох
- шо́вчик
- шо́мпольный
- крыжо́вник
- прожо́рливый
2. В суффиксах и окончаниях слов под ударением пишется «о», без ударения — «е»:
- мальчо́нка
- бумажо́нка
- каблучо́к
- свежо́
- плащо́м
- чужо́му
но
- овра́жек
- горо́шек
- сто́рожем
- под кры́шей
Исключение
ещё
3. В глаголах и отглагольных словах после шипящих пишется всегда буква «ё»:
- течёт
- жжёт
- обнажён
- напряжённый
- корчёвка
- упрощённость
Имеем в виду, что корень -жог- принадлежит родственным существительным, а корень -жёг- укажем у глаголов и причастий.
Сравним:
- (что?) ожог ноги — (что сделал?) ожёг ногу, ожёгший ногу;
- поджог стога — поджёг стог, поджёгший стог;
- обжог кирпича — обжёг край ленты.
Слово «ожог» образует однокоренное прилагательное:
ожо́г → ожо́говый (центр).
Правила и примеры
Правописание слов с О, Е после шипящих и Ц считается сложной орфограммой. В большинстве таких слов мы слышим звук , а буквы пишем разные. Для примера произнесем слова: печЁнка, плащОм, шОрох, шЁлковый, девчОнка. Везде слышится .
Сложность разнообразного написания этих и подобных слов можно объяснить изменениями русского языка в течение многих столетий. В речи наших предков шипящие звуки были мягкими. Но с течением лет и стали твердыми. В наши дни сохранили мягкость только шипящие согласные , .
Правило № 1: для окончаний существительных и прилагательных
В окончаниях имен сущ. и прил. после шипящих и Ц под ударением ставится буква «О», без ударения – «Е».
Примеры: ежо́м, чужо́й, борщо́м, плечо́м, врачо́м, овцо́й, большо́й, купцо́м, ры́жего, ча́щей, ту́чей, ку́рицей, ко́жей, больни́цей, пти́цей.
Иными словами, если окончания безударные, правильно писать «Е», а если ударные – «О».
Правило № 2: для корней слов
В корнях слов под ударением после шипящих и Ц пишется «Ё», в случаях, когда можно подобрать однокоренное слово с «Е». Писать «О» следует, если однокоренное слово с «Е» невозможно подобрать.
Примеры: дешёвый – дешевизна, жёрдочка – жердь, шоу, трущоба, шорох.
Схема:
Правило № 3: для суффиксов прилагательных и существительных
В суффиксах существительных и прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишется «О», без ударения – «Е». В отглагольных существительных правильно писать «-ЁР» или «-ЁВК» (исключениями являются суффиксы после Ц, в них всегда ставится «О»).
Примеры: танцо́р, облицо́вка, ночЁвка, стажЁр, до́ченька, грибо́чек, воротничо́к, казачо́к, камышо́вый, дрожжево́е, ла́ндышевый, бе́жевый.
Правило № 4: для окончаний глаголов
В окончаниях глаголов после шипящих пишется «Ё» под ударением, и «Е», если гласная безударная.
Примеры употребления Е и Ё в глаголах: бережЁт, течЁт, мо́жешь, хо́чет.
В личных окончаниях глаголов не бывает буквы О. Перечень возможных окончаний в таблице:
Все правила кратко в видео уроках:
для учеников 4 класса (правописание суффиксов и приставок):
для учеников 5 класса:
для учеников 6 класса: