Какие буквы обозначают два звука?
Произнесите вслух и,когда протяжно вытолкните поток воздуха, услышите:
- я – это ;
- е — это ;
- ю- это ;
- ё — это .
А еще эти буквы могут называть еще два звука, и поэтому их еще именуют йотированными.
Давайте попробуем пропеть слова: ясный, юркий, ель, ёжик. Что у нас получается? Будьте внимательны и уловите эти нотки!
Молодцы! Мы слышим два звука! Запомните ребята, такое волшебство происходит в начале слова, или если е, ё, ю, я стоит после гласной, твердого и мягкого знака.
Например:
- ёж – ;
- маяк — ;
- съем – .
Буквы, обозначающие два звука: е, ё, ю, я. Они также играют вторую роль: делают мягким согласный, который стоит перед ними. Например: п’ ечка, л’ ямка, т’ ёплый, т’ юк.
Гласные буквы
На письме гласные звуки обозначаются соответствующими буквами:
- звук — это буква «а»;
- звуку соответствует буква «о»;
- звук — это буква «у»;
- звук передается буквой «и»;
- звук — это буква «ы»;
- звук обозначается буквой «э».
Узнаем, что гласных букв, используемых на письме, в русском языке больше, чем звуков. К некоторым гласным звукам присоединяется звонкий согласный и образует с ними двойные звуки. В письменном виде такие звуки дополнительно обозначаются четырьмя гласными буквами:
е, ё, ю, я.
Эти гласные буквы пишутся в ряде случаев:
1. в начале слов
- ежевика
- ёрш
- юрта
- яблоко
2. после разделительных мягкого и твёрдого знака
- счастье, подъезд;
- серьёзный, объёмный;
- вьюнок, предъюбилейный;
- семья, объявление
3. после других гласных букв
- тихое
- твоё
- июнь
- баян
Итак, в русском языке в письменной речи используются десять гласных букв:
а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я
Гласные буквы «а», «о», «у», «ы», «э» выражают твёрдость предыдущих согласных:
- мак
- бор
- куб
- крыло
Гласные буквы «и», «е», «ё», «ю», «я» обозначают мягкость согласных:
- кит
- вёл
- пена
- крюк
- дятел
Запомним!
Гласные звуки слышим, а буквы пишем.
Учтем, что гласные буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают один звук после мягкого согласного:
- место
- мёд ;
- мясо ;
- люк .
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 34,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 107,
Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 166,
Климанова, Макеева, Учебник
Страница 45,
Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 160,
Полякова, Учебник
Упражнение 23,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 30,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
Упражнение 2,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
2 класс
Упражнение 201,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 128,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 134,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 26,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 91,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 107,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 128,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 156,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 194,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение стр. 21,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1
3 класс
Упражнение 124,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 52,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 39,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 43,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 29,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 25,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 239,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 45,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 34,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
4 класс
Упражнение 57,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 54,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 174,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 277,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 279,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 280,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 319,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 193,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 47,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 48,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 49,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 50,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 51,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
7 класс
Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Лента букв и звуков
Рассмотрим как устроена лента букв и звуков.
Основные правила:
- Красным цветом обозначены гласные буквы.
Необходимо понимать и знать:
- Буквы А Я обозначают звук . Звука я не существует!
- Буквы О Ё обозначают звук . Звука ё не существует!
- Буквы У Ю обозначают звук . Звука ю не существует!
- Буквы Э Е обозначают звук . Звука е не существует!
Поэтому гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков только 6!
Далее на ленте букв располагаются согласные буквы.
2. В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:
н м л р й’- непарные (в нижней строке под ними пустые окошечки) и
б в г д ж з – парные звонкие согласные (в нижней строке пара по глухости — звонкости).
В нижней строке находятся буквы, обозначающие глухие согласные звуки:
х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные (в верхней строке отсутствует пара) и
п ф к т ш с — парные глухие согласные (есть парная согласная в верхней строке).
3. Также согласные звуки бывают твердыми и мягкими. На ленте букв всегда мягкие согласные звуки подкрашены зеленым цветом, а твердые — синим. Если же согласный звук может быть и твердым, и мягким, то ячейка раскрашена по диагонали и зеленым, и синим цветами.
Напомню, что
а о у ы э – обозначают твёрдость, впереди стоящего согласного звука.
я ё ю и е — обозначают мягкость, впереди стоящего согласного звука.
4. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают.
Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены. Но нужно знать, что
ь — показатель мягкости впереди стоящего согласного звука.
ъ — показатель твердости впереди стоящего согласного звука.
5. Также необходимо знать еще одно правило.
Йотированные гласные звуки
Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.
Это гласные Е, Ё, Ю, Я
Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука только если стоят:
- в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
- после гласной (новая, знаю)
- после ь, ъ (вьюга, подъезд)
Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).
В 1 классе дети делают звуко-буквенный разбор, закрашивая в красный, зеленый и синий цвета ячейки, обозначающие звуки. Таким образом в 1 классе составляются звуковые модели или звуковые схемы слов.
Условные обозначения:
Возможно кому-то будет легче, если перед ним будет алгоритм составления звуковой схемы.
Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе
В 1 классе работать со звуковыми схемами удобно в тетрадке в клеточку. Дети печатают слово (дополнительно ставят ударение и делят на слоги), а далее прорисовывают звуковую модель. Как правило, первоклассники с удовольствием выполняют такое задание.
По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным обозначается прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный. Суть от этого не меняется.
Первоклассникам можно давать задания, связанные со звуковыми схемами. Например, такие:
- Составь звуковую модель слова
- Подбери к каждому слову правильную звуковую схему
- Исправь ошибки и т.д.
Во 2, 3 и 4 классах дети выполняют уже полноценный звуко-буквенный разбор. Более подробно читайте в статье «Фонетический разбор слов».
Советую купить или сделать самим (это несложно) ленту букв и звуков, чтобы эта полезная шпаргалка-помогалка была с ребенком не только в школе, но и дома.
Отличие гласных от согласных
О том, как отличить гласные от согласных, мы уже говорили на предыдущем уроке. Поэтому немного поиграем, чтобы вспомнить эту тему.
Перед вами буквы, попробуйте пропеть каждую из них. После этого определите, в каком вагоне живут буквы.
Распределите буквы. Как можно назвать каждый вагон?
Ответ: 1 вагон – гласные звуки и,у, ы, о, а, ю; 2 вагон – согласные звуки л, б, ж, в.
Главное отличие гласных от согласных – это способ их произношения и образования. Так, согласные встречают препятствие во рту, а гласные при произношении и направлении потока воздуха вперед не встречают преград.
Задание
Отрепетируйте выразительное чтение так, чтобы при этом петь каждую гласную. Прочтите близким людям, и попытайтесь их развеселить.
Каждый ребенок с 1 класса учится читать и писать. Чтобы все знать, нужно быть старательным. Для начала выучить алфавит и запомнить гласные и согласные звуки
Умение читать – самое важное. Я люблю русский язык!
Ребята, на этом наш музыкальный урок завершается. Прежде, чем пройти последнее испытание – тест, встанем и поиграем в гласные.
Танцевальная минутка
- Буква «А» — наверх сложите ручки, спойте букву, как будто вас обидели.
- Буква «О» — показали сцепленными руками, лицо обиженное, поем букву.
- Буква «У» — руки наверх, удивляемся и поем.
- Буква «И» — одна рука наверх, вторая вниз, радуемся, улыбаемся и поем.
- Буква «Ы» — одной рукой подбоченились, в другую швабру взяли, глупо улыбаемся.
Буква «Э» — руки в стороны и колесом, окликаем товарища грубо.
Звуковой разбор слова
Уважаемые ребята, если вы были очень внимательны, то увидели квадратные скобки и штрих над некоторыми звуками. Зачем же все это нужно? Дело в том, что написание и произношение слов отличается. Подумали ученые мужи как можно звук на письме обозначить и придумали: записывать его в квадратных скобках. А галочка с правой верхней стороны указывает на то, что этот звук мягкий – произносится иначе – нежнее. Например, произнесем слово «мяу». Как мы его слышим? Записываем в квадратных скобках: . А в слове «муха» — твердый.
Запись в том виде, в котором слово слышится, называется- звуковой разбор слова (схема звуков). В старших классах его будем называть «транскрипция».
Гласные буквы определяют, будет ли согласный звук твердым или мягким.
Запомните, что если согласный стоит перед гласными е, ё, ю, я, и – он будет мягким.
Гласные – о, э, ы, а, у оставляют согласный твердым.
Задание
Прочитай слова и сделай звуковой разбор. Попробуйте найти мягкие согласные звуки.
- Малыш.
- Река.
- Лес.
- Дом.
Ответ: , , , .
Урок русского языка для 1 класса на тему «Гласные звуки»
Цели: формировать умение определять гласные звуки; закреплять знания о главных признаках гласных звуков.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать гласные звуки и буквы, обозначающие их.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Беседа
— Что такое алфавит?
— Сколько букв в русском алфавите?
— Назовите все буквы алфавита по порядку.
— Когда вам пригодилось знание алфавита? (В словарях слова расположены по алфавиту.)
2. Тест
(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 6 на с. 26-31; ТТ, тест 4 на с. 28-34; ПКР, задания нас. 37-41).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны буквы.)
У, Я, М, А, Ы, О, Ю, Ё, Э, Е, У, И, Ь.
— Найдите лишнее. Обоснуйте свой ответ. (Ь — не обозначает звука.)
(Учитель стирает Ь.)
У, Я, М, А, Ы, О, Ю, Ё, Э, Е, У, И.
— Найдите лишнее. Обоснуйте свой ответ. (М — обозначает согласный звук.)
— Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки.)
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О гласных звуках и буквах.)
IV. Работа по теме урока
1. Повторение
— Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки? (10 букв.)
— Напишите их.
— Сколько гласных звуков в русском языке? (6 гласных звуков.)
— Произнесите гласные звуки.
(На доске запись.)
Что не пролезет в самую огр..мную
Кастрюлю в мире?
В эту самую огромную кастр..лю
Запросто прол..зет что угодно:
Повар..шки, л..жки, ст..л и стулья,
Даже шк..ф поместится свободно.
Влезут кр..н подъёмный, новостр..йка,
А за ними следом — телевышка,
Не прол..зет ни за что в кастрюл..
Только её собственная… (крышка).
— Вставьте пропущенные буквы.
(Ученики по цепочке выходят к доске и вписывают буквы.)
— Что же не пролезет в самую огромную кастрюлю? {Крышка.)
— Назовите буквы, которые вы вставили.
— Что общего между ними? {Это буквы, которые обозначают гласные звуки.)
2. Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 58)
— Прочитайте стихотворение.
— Найдите в стихотворении песенку ласточки. С какой интонацией она пела? Прочитайте выразительно.
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
Упр. 2 (с. 58)
— Что такое форзац? А если вы забыли значение этого слова, то каким словарём можно воспользоваться? (Толковым словарем.)
— Выполните задание в парах.
— Прочитайте сведения о языке.
— Назовите первый признак гласных звуков, второй, третий.
— Давайте проверим, действительно ли при произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно.
(Учитель предлагает пропеть гласные звуки , , , , , .)
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
V. Физкультминутка
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два.
Вот и кончилась игра!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 3 (с. 59)
— Рассмотрите рисунки.
— Подумайте, какой гласный звук выбрал для распевки каждый участник хора.
— Какие три признака гласных звуков вы знаете? Назовите.
— Прочитайте сведения о языке.
— Назовите гласные звуки.
— Назовите буквы для обозначения гласных звуков.
Упр. 4 (с. 59)
— Прочитайте.
— Выполните задание.
2. Игра
Сценка в фотографии
Одному человеку захотелось сфотографироваться.
— Только рот у меня очень большой, — смущённо сказал он фотографу. — Нельзя ли на снимке сделать его поменьше?
— Отчего же, всё можно, — сказал с пониманием фотограф. — Когда я буду снимать, вы тихонечко говорите: изюм, изюм.
Обрадовался посетитель. Сел и, как назло, забыл, что говорить. Вдруг вспомнил и стал твердить:
— Кишмиш, кишмиш…
(Ученики разыгрывают сценку в парах по ролям.)
— Как вы думаете, останется ли этот человек доволен своей фотографией?
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 1 (с. 30)
— Рассмотрите рисунки.
— Выполните задание.
— Назовите буквы в алфавитном порядке.
Упр. 2 (с. 30)
(Самостоятельное выполнение задания.)
(Учитель может использовать задания из пособий (см. СУ, задания на с. 28; Тр., задания на с. 28).)
VII. Рефлексия
— Какие звуки называются гласными?
— Произнесите гласные звуки.
— Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что вы знаете о гласных звуках?
Ударные гласные
В русском языке под ударением различается 6 гласных звуков: , , , , , . Эти звуки обозначаются на письме при помощи 10 гласных букв: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е.
Звук может быть обозначен на письме буквами а (мал ) и я (мял ).
Звук обозначается буквами у (буря ) и ю (мюсли ).
Звук обозначается буквами о (мол ) и ё (мёл ); согласно сложившейся традиции в печатной литературе, не предназначенной для малышей или для обучения чтению и письму, вместо буквы ё употребляется буква е, если это не мешает пониманию смысла слова.
Звук обозначается буквой ы (мыло ) и и – после ж, ш и ц (жить , шить , цирк ).
Звук обозначается буквой и (Мила ).
Звук обозначается буквой е (мера или – после твердого согласного в некоторых заимствованиях – э (мэр ).
Гласные звуки
Каждое слово нашей речи состоит из звуков. Звуки в слове сливаются воедино, все вместе обозначая предмет (ученик), действие (гулять), признак (весёлый). Звуки мы слышим, когда произносим их с помощью органов речи. В слове выделяются наиболее звучные звуки, которые произносятся с помощью только голоса. Такие звуки образует струя воздуха, которая свободно выходит из рта, не встречая никаких препятствий на своём пути.
Произнесём и послушаем, как звучат слова:
- дар
- том
- пруд
- вид
В слове «дар» голос образует звук , который произносится широко открытым ртом. Округлив губы, с помощью голоса получим звук в слове «том». Если вытянем губы трубочкой, в слове «пруд» образуем звук . Растянув губы в улыбке, услышим в слове «вид» звук .
В русском языке такие звуки называются гласными. Их название по смыслу связано со словом «голос».
В русском языке различают шесть гласных звуков:
Гласные звуки
, , , , ,
Гласные звуки выступают в роли слогообразующих. В слове к ним примыкают согласные звуки и вместе составляют слог.
Понаблюдаем:
- ру-ка
- по-го-да
- си-ла
- ды-ра
Итак, гласные звуки состоят из голоса и являются слогообразующими в слове. Их мы произносим и слышим.
О. Наумова «Зашумленные тексты для чтения и пересказа»
Навык качественного чтения и письма зависит от состояния зрительного восприятия и внимания ребенка.Чем лучше ребенок распознает зрительные образы, тем лучше он читает и грамотнее пишет.
Работа с зашумленными текстами максимально включает в работу мозг ребенка и в разы увеличивает продуктивность занятий. При этом идет развитие образного мышления, внимания, памяти, умение понимать прочитанное.
В книге вы найдете:
- Зашумленные тексты с вопросами;
- Тексты с вопросами для чтения, пересказа, проверки техники чтения;
- Методику работы с зашумленными текстами;
- Варианты проработки с максимальной продуктивностью;
- Упражнения для развития речи и понимания прочитанного.
В результате у ребенка:
увеличивается скорость чтения;
развивается внимание и память;
вырабатываются навыки осознанного чтения;
развиваются навыки самоконтроля;
развивается речь;
уменьшается количество ошибок при письме;
облегчается процесс написания изложений и сочинений;
улучшение учебных показателей.
Подходит для индивидуальных и групповых занятий.Удобна для распечатывания и использования.
Серия книг «Зашумленные тексты» состоит из трех частей.Тексты отличаются количеством слов, сложностью и степенью зашумленности.Желательно проработать по всем трем уровням сложности.
Количество слов в текстах 25-55. Простая шумовка.
Количество слов в текстах 35-75. Наклонная шумовка.
Еще полезные статьи для 1 класса
Предлагаю также вам скачать тексты для улучшения техники чтения, развития речи, внимания и мышления ребенка.
Хорошая техника чтения и понимание прочитанного — залог успешной учёбы!
Профессиональный тренинг по скорочтению и развитию речи ребёнка. Задания тренинга великолепно работают и дают хорошие результаты.
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.