Упражнения по теме «словосочетание»

Как строится словосочетание?

В русском языке словосочетания складываются по смыслу и грамматически из отдельных слов, которые не выражают законченную мысль, как например предложение. Словосочетание состоит минимум из двух слов и называет предметы, признаки или действия более детально, чем одно слово, расширяя наше представление об окружающем мире:

  • солнце — яркое солнце;
  • красивый — очень красивый;
  • плавать — плавать в реке.

Строительными кирпичиками для предложения являются словосочетания, которые в отдельности не выражают законченную мысль, а только объединившись с помощью интонации в высказывание о ком-то или о чём-то.

В этом предложении не является словосочетанием подлежащее и сказуемое, составляющие его грамматическую основу.

Подлежащее и сказуемое — это равноправные члены предложения. Словосочетание строится на основе неравноправных отношений между словами.

Укажем словосочетания в предложении, отыскав их с помощью вопросов:

  • солнце (какое?) весеннее;
  • светит (как?) ярко;
  • светит (в чём?) в небе.

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,277
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,335
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

ГДЗ по Русскому языку 5 класс Ладыженская. § 47 Упр. 244 Обозначьте в словосочетаниях главное слово

Кто выполнит диктант. Обозначьте в словосочетаниях главное слово.

Тетра..ь для отзывов, ..громноевпеч..тление, сочу(?)ствовать герою, т..рпелун..жения, стр..ницы повеет. т..желопереж..вать, позн..комиться с н..винками, сер(?)ёзнаяброш..ра, подгото..ка к соч..нению, грамотно писать д..ктант, изучать гра(м, мм)атику, занятия по информатик. подр..жать старшекла(с, сс)никам.

Тетрадь (для чего?) для отзывов, огромное (какое?) впечатление, сочувствовать (кому?) герою, терпел (что?) унижения, страницы (чего?) повести, тяжело (как?) переживать, познакомиться (с чем?) с новинками, серьезная (какая?) брошюра, подготовка (к чему?) к сочинению, грамотно писать (что?) диктант, изучать (что?) грамматику, занятия (по чему?) по информатике, подражать (кому?) старшеклассникам.

Видео:ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать

Виды подчинительной связи в словосочетании

В зависимости от способа соединения слов в словосочетание выделяют три вида подчинительной связи:

  • согласование
  • управление
  • примыкание

Словосочетания со связью согласования

В сочетании «весеннее солнце» оба слова имеют одну и ту же грамматическую форму единственного числа среднего рода именительного падежа. Если грамматическая форма зависимого слова совпадает с формой главного, между ними установилась подчинительная связь согласование. Образно говоря, как главное слово (солнце), так и зависимое (весеннее) согласны принять одну и ту же грамматическую форму.

Определение

— это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматическую форму главного слова в словосочетании.

При такой связи оба слова одновременно изменяются по родам, числам и падежам.

Примеры

синее небо, синему небу, синим небом и пр.

Подчинительной связью согласования объединяются в словосочетание главное слово, выраженное существительным, с зависимым в виде имени прилагательного, местоимения, порядкового числительного, причастия, к которому задаются вопросы какой? чей?

  • дальняя дорога — дорога (какая?) дальняя;
  • наш дом — дом (чей?) наш;
  • десятый класс;
  • каждый человек;
  • нарезанные овощи.

Дополнительный материал
См. больше .

Словосочетания со связью управления

В словосочетании «светит в небе» главное слово требует от зависимого имени существительного грамматической формы предложного падежа единственного числа:

светит (в чём?) в небе.

Главное слово руководит зависимым и присоединяет его с помощью подчинительной связи управления.

Определение

— это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово принимает форму определённого падежа.

В словосочетаниях со связью управления от главного слова к зависимому ставятся вопросы косвенных падежей:

  • стоять (у чего?) у ворот;
  • рад (чему?) солнцу;
  • нарисовал (что?) картину;
  • интересуемся (чем?) искусством;
  • расскажет (о чём?) о путешествии.

Главное слово может менять свою грамматическую форму, а зависимое сохраняет первоначальную:

  • читаю стихи;
  • читаешь стихи;
  • читает стихи.

Связь управления укажем между главным и зависимым словом, выраженными частями речи:

  • глагол + существительное (сшить платье);
  • существительное + существительное (крыльцо дома);
  • числительное + существительное (восемь томов, оба друга);
  • деепричастие + существительное (открыв дверь).

Дополнительный материал
См. больше .

Словосочетания со связью примыкания

В сочетании «светит ярко» зависимое слово не изменяется. Оно присоединяется к главному слову по смыслу и с помощью интонации. Такая подчинительная связь называется примыканием.

Определение

— это вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово присоединяется к главному  с помощью интонации по смыслу.

К главному слову, выраженному глаголом, существительным, наречием, примыкают зависимые неизменяемые слова в виде наречия, деепричастия или неопределенной формы глагола. К зависимому слову от глагольных форм и наречий ставятся обстоятельственные вопросы:

  • приплыть (как?) быстро;
  • отправиться (когда?) попозже;
  • сидеть (как?) развалившись;
  • сделать (зачем?) назло.

От главного слова существительного к зависимому слову зададим вопрос определения:

  • удар (какой?) справа;
  • умение (какое?) выжить.

Дополнительный материал
См. больше .

Рассмотрим классификацию словосочетаний в зависимости от способа выражения главного слова.

Умоляюююю, помогите?

а) по схеме прилаг + сущ :

Мощь, сила (военный, механический, огневой, физический) ; беда, горе, несчастье(детский, женский, непоправимый)

б) отвечая на вопрос :

призвание (к чему), жажда (чего), сознание (чего), готовый (к чему), вера (в кого, во что), уверенность (в ком, в чём), прав (в чём), рад (кому, чему), протестовать (против чего), возмущаться (чем), благодаря (чему)

в) с зависимыми сущ в разных падежах и с разными предлогами, используя в качестве главного слова данные глаголы :

Остаться (без чего, на чём, при чём, у чего).

Отвечать (чем, за что, на что, перед кем).

г) подбирая подходящие по смыслу сущ и употребляя их в падежах :

Не пройдёт даром (кому, для кого).

Страдает (чем, от чего, по кому).

Уподобился (кому — чему, в чём).

Уступил (кому, в чём).

Ходатайствует (о ком, о чём, за кого — что)

д) используя следующие слова в качестве главных :

Задуматься (над чем, о чём).

Закон (чего, о ком).

Интервью (кому, с кем).

Иммунитет (к чему, против чего).

Карикатура (чего, на кого — что).

Невмешательство (во что, кого).

Недоверие (к кому — чему).

Необходимость (чего, в ком — чём).

Идея (чего, о чём).

Льгота (кому, для кого).

Составьте 5 словосочетаний с главным словом выраженным глаголом?

Составьте 5 словосочетаний с главным словом выраженным глаголом.

В осеннем лесу. Тихо в лесу. Кругом золотистые деревья, воздух чистый, свежий. Опавшие листья с деревьев будто переливаются на солнце. Мы собирали листья. Кажется, что в лесу никого нет. Мы остановились услышав стук. Высоко сидевший на дереве ..

Осенние деньки заметно короче летних, поэтому я стараюсь побыстрее приготовить домашние задания и погулять на све­жем воздухе, полюбоваться красотой осени. Обычно мы гуля­ем вдвоем с Олей, моей любимой подругой. Но иногда хочется и одной побродить ..

Опушке, поляне, рощи, тени, поросли, полыни, зелени, блеске, сердце.

Как бы ь знак он делит слога.

1) Стечение согласных : Солнце, катушка, серёжка, вкусный, лестница, опасный, пробка, молотьба. 2) Конец слова : Дуб, морковь, плуг, огород, стриж, мороз, потоп, топот.

Вопрос задай. Что делает? Если нету мягкого знака, то слово жалуется а слово гибелью, однокоренно слово гибель(как раз проверяется буква е).

4 Пикник вышел не столько весёлым, сколько крикливым и беспорядочно суматошливым. (А. Куприн)5 Шелест листьев, звёзды, тёплый запах земли всё напомнило ему о доме. 6 Иван Ильич почувствовал жажду и голод и повернул в сторону в сторону костра. (А. ..

Глаголы с не пишутся всегда раздельно, кроме тех которые без них не употребляюся неистовствовать, негодовать и т. П.

245 относятся остальные нет тк там не присутствует связь управление.

Тест по теме «Словосочетание»

                                                                                                1. Какое словосочетание построено по модели «прил. +  сущ (гл сл)»?

1) вьющиеся растения2) любой человек,3) изумительной красоты4) в третьем классе                                                                                   2. Какое словосочетание построено по модели «глаг (гл сл)+ наречие»?

1) иди гулять2) сделать случайно3) ушел не попрощавшись4) выбегая навстречу                                                                                    3. Какое словосочетание построено по модели «прил (гл сл) + наречие»?

1) крайне недовольный2) практически не выполнимо3) огорченно прошептал4) (на улице) по-весеннему тепло4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?

1) разговор по душам2) прийти поговорить3) близко от нас4) руководить театром5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?

1) яйца всмятку2) вернуться к полуночи3) приказал отступать4) окончание школы6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?

1) рисовать красиво2) желание уехать3) идти по бульвару4) думать о друге7. В каком словосочетании вид связи — согласование?

1) наши шефы2) быстро доехать3) прогулка верхом4) выглянуло из-за туч8. В каком словосочетании вид связи — управление?

1) немного странно2) забыл рассказать3) таять во мгле4) рубашка навыпуск9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?

1) бутылка из-под молока 2) говорить по-французски3) тринадцатая глава4) глядеть по сторонам10. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.11. Из предложений 4-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

 (4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело — ценности нравственные.12. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Впервые вижу его днем.13. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.14. Сколько простых словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ входите состав предложения?

Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка.15. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.16. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Для России такой путь заказан.17. Назовите тип подчинительной связи, который использован в словосочетании СТЫДНО ПЕРЕД НИМИ из предложения

Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.           Ответы:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: