Упражнение 58 — гдз русский язык 6 класс. баранов, ладыженская. учебник часть 1

Гдз по русскому языку за 6 класс: ладыженская т.а., баранов м.т.

Простые и сложные

Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании  чистая вода  главная часть —  вода, зависимая —  чистая.

По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:

мокрые пятна,  всегда весёлый,  гулять в саду.

Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:

гулять в зимнем саду,  стол из красного дерева.

Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:

папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.

Смысловая и грамматическая связь

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:

Смысловая связь Примеры
предмет и его признак засохший цветок
цветок
(какой?) засохший
действие и предмет лететь к солнцу
лететь
(к чему?) к солнцу
действие и его признак заинтересованно разглядывать
разглядывать
(как?) заинтересованно
признак и его степень по-весеннему свежий
свежий
(как?) по-весеннему

Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:

домашние тапочки, тапочки (какие?) домашние;

ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезвию.

Умоляюююю, помогите?

а) по схеме прилаг + сущ :

Мощь, сила (военный, механический, огневой, физический) ; беда, горе, несчастье(детский, женский, непоправимый)

б) отвечая на вопрос :

призвание (к чему), жажда (чего), сознание (чего), готовый (к чему), вера (в кого, во что), уверенность (в ком, в чём), прав (в чём), рад (кому, чему), протестовать (против чего), возмущаться (чем), благодаря (чему)

в) с зависимыми сущ в разных падежах и с разными предлогами, используя в качестве главного слова данные глаголы :

Остаться (без чего, на чём, при чём, у чего).

Отвечать (чем, за что, на что, перед кем).

г) подбирая подходящие по смыслу сущ и употребляя их в падежах :

Не пройдёт даром (кому, для кого).

Страдает (чем, от чего, по кому).

Уподобился (кому — чему, в чём).

Уступил (кому, в чём).

Ходатайствует (о ком, о чём, за кого — что)

д) используя следующие слова в качестве главных :

Задуматься (над чем, о чём).

Закон (чего, о ком).

Интервью (кому, с кем).

Иммунитет (к чему, против чего).

Карикатура (чего, на кого — что).

Невмешательство (во что, кого).

Недоверие (к кому — чему).

Необходимость (чего, в ком — чём).

Идея (чего, о чём).

Льгота (кому, для кого).

Как строится словосочетание?

В русском языке словосочетания складываются по смыслу и грамматически из отдельных слов, которые не выражают законченную мысль, как например предложение. Словосочетание состоит минимум из двух слов и называет предметы, признаки или действия более детально, чем одно слово, расширяя наше представление об окружающем мире:

  • солнце — яркое солнце;
  • красивый — очень красивый;
  • плавать — плавать в реке.

Строительными кирпичиками для предложения являются словосочетания, которые в отдельности не выражают законченную мысль, а только объединившись с помощью интонации в высказывание о ком-то или о чём-то.

В этом предложении не является словосочетанием подлежащее и сказуемое, составляющие его грамматическую основу.

Подлежащее и сказуемое — это равноправные члены предложения. Словосочетание строится на основе неравноправных отношений между словами.

Укажем словосочетания в предложении, отыскав их с помощью вопросов:

  • солнце (какое?) весеннее;
  • светит (как?) ярко;
  • светит (в чём?) в небе.

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания:

  1. Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  2. Определить, какой частью речи является главное слово.
  3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
  4. Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
  5. Определить вид словосочетания по главному слову.
  6. Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – ×.

Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.

Устный разбор.

В словосочетании  засохший лист  главное слово —  лист. Лист   (какой?)  засохший. Засохший  — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания  -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).

Письменный разбор.

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например:  спелое яблоко  — зависимое слово  спелое  стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово  яблоко.

При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:

большая яма (Им. п.),  большой ямы (Р. п.),  о большой яме (П. п.).

Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:

  • имена прилагательные:  надувной шарик;
  • местоимения-прилагательные:  наши друзья;
  • причастия:  просмотренный фильм;
  • порядковые числительные:  второй год.

Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:

прочитать книгу (В. п.),  журнал (В. п.),  страницу (В. п.).

Главное слово  прочитать  требует поставить зависимые от него слова —  книга, журнал, страница, в винительный падеж.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:

прочитать книгу (В. п.),  прочитал книгу (В. п.),  прочитаю книгу (В. п.).

Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании

гулять по парку

грамматическая связь передаётся с помощью окончания    и предлога  по.

Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):

учиться читать,  бежать прихрамывая,  писать грамотно.

При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.

Виды подчинительной связи в словосочетании

В зависимости от способа соединения слов в словосочетание выделяют три вида подчинительной связи:

  • согласование
  • управление
  • примыкание

Словосочетания со связью согласования

В сочетании «весеннее солнце» оба слова имеют одну и ту же грамматическую форму единственного числа среднего рода именительного падежа. Если грамматическая форма зависимого слова совпадает с формой главного, между ними установилась подчинительная связь согласование. Образно говоря, как главное слово (солнце), так и зависимое (весеннее) согласны принять одну и ту же грамматическую форму.

Определение

— это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматическую форму главного слова в словосочетании.

При такой связи оба слова одновременно изменяются по родам, числам и падежам.

Примеры

синее небо, синему небу, синим небом и пр.

Подчинительной связью согласования объединяются в словосочетание главное слово, выраженное существительным, с зависимым в виде имени прилагательного, местоимения, порядкового числительного, причастия, к которому задаются вопросы какой? чей?

  • дальняя дорога — дорога (какая?) дальняя;
  • наш дом — дом (чей?) наш;
  • десятый класс;
  • каждый человек;
  • нарезанные овощи.

Дополнительный материал
См. больше .

Словосочетания со связью управления

В словосочетании «светит в небе» главное слово требует от зависимого имени существительного грамматической формы предложного падежа единственного числа:

светит (в чём?) в небе.

Главное слово руководит зависимым и присоединяет его с помощью подчинительной связи управления.

Определение

— это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово принимает форму определённого падежа.

В словосочетаниях со связью управления от главного слова к зависимому ставятся вопросы косвенных падежей:

  • стоять (у чего?) у ворот;
  • рад (чему?) солнцу;
  • нарисовал (что?) картину;
  • интересуемся (чем?) искусством;
  • расскажет (о чём?) о путешествии.

Главное слово может менять свою грамматическую форму, а зависимое сохраняет первоначальную:

  • читаю стихи;
  • читаешь стихи;
  • читает стихи.

Связь управления укажем между главным и зависимым словом, выраженными частями речи:

  • глагол + существительное (сшить платье);
  • существительное + существительное (крыльцо дома);
  • числительное + существительное (восемь томов, оба друга);
  • деепричастие + существительное (открыв дверь).

Дополнительный материал
См. больше .

Словосочетания со связью примыкания

В сочетании «светит ярко» зависимое слово не изменяется. Оно присоединяется к главному слову по смыслу и с помощью интонации. Такая подчинительная связь называется примыканием.

Определение

— это вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово присоединяется к главному  с помощью интонации по смыслу.

К главному слову, выраженному глаголом, существительным, наречием, примыкают зависимые неизменяемые слова в виде наречия, деепричастия или неопределенной формы глагола. К зависимому слову от глагольных форм и наречий ставятся обстоятельственные вопросы:

  • приплыть (как?) быстро;
  • отправиться (когда?) попозже;
  • сидеть (как?) развалившись;
  • сделать (зачем?) назло.

От главного слова существительного к зависимому слову зададим вопрос определения:

  • удар (какой?) справа;
  • умение (какое?) выжить.

Дополнительный материал
См. больше .

Рассмотрим классификацию словосочетаний в зависимости от способа выражения главного слова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: