Иван Никитин Русь
I часть: Под большим шатромГолубых небес –Вижу — даль степейЗеленеется,
И на гранях их,Выше тёмных туч,Цепи гор стоятВеликанами.
По степям в моряРеки катятся,И лежат путиВо все стороны.
Посмотрю на юг –Нивы зрелые,Что камыш густой,Тихо движутся;
Мурава луговКовром стелется,Виноград в садахНаливается.
Гляну к северу –Там, в глуши пустынь,Снег, что белый пух,Быстро кружится;
Подымает грудьМоре синее,И горами лёдХодит по морю;
И пожар небесЯрким заревомОсвещает мглуНепроглядную…
Это ты, мояРусь державная,Моя родинаПравославная!
II часть: Широко ты, Русь,По лицу землиВ красе царственнойРазвернулася!
У тебя ли нетПоля чистого,Где б разгул нашлаВоля смелая?
У тебя ли нетПро запас казны,Для друзей стола,Меча недругу?
У тебя ли нетБогатырских сил,Старины святой,Громких подвигов?Перед кем себя ты унизила?Кому в чёрный деньНизко кланялась?
На полях своих,Под курганами,Положила тыТатар полчища.
Ты на жизнь и смертьВела спор с ЛитвойИ дала урокЛяху гордому.
И давно ль было,Когда с ЗападаОблегла тебяТуча тёмная?
Под грозой еёЛеса падали,Мать сыра-земляКолебалася,
И зловещий дымОт горевших сёлВысоко вставалЧёрным облаком!
Но лишь кликнул царьСвой народ на брань –Вдруг со всех концовПоднялася Русь.
Собрала детей,Стариков и жён,Приняла гостейНа кровавый пир.
И в глухих степях,Под сугробами,Улеглися спатьГости навеки.
Хоронили ихВьюги снежные,Бури севераО них плакали!..
III часть: И теперь средиГородов твоихМуравьём кишитПравославный люд.
По седым морямИз далёких странНа поклон к тебеКорабли идут,
И поля цветут,И леса шумят,И лежат в землеГруды золота.
И во всех концахСвета белогоПро тебя идётСлава громкая.
Уж и есть за что,Русь могучая,Полюбить тебя,Назвать матерью,
Стать за честь твоюПротив недруга,За тебя в нуждеСложить голову!
1. Проталинки
Перечитайте и впишите пропущенные слова.
Уж и есть за что,
Русь могучая,Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
2. Точное слово
Прочитайте, впишите слова, которые выбрал автор, чтобы показать величие Руси.
Это ты, моя Русь державная, Моя родина Православная!Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася!
3. Поиск
Как называется наша Родина? Запишите.
Моя Родина — Россия, Русь, Отечество, Отчизна, Держава.
4. Соответствие
Перечитайте стихотворение и разделите на части по плану. Нарисуйте иллюстрации.
Описание красоты богатств | Описание побед над врагами | Описание славы России |
5∗. ЭрудитЧто такое логическое ударение? Объясните.
Логическое ударение — это выделение силой голоса главного (важного) слова в предложении или стихотворной строке. 6∗
Проба пераПопробуйте сочинить четверостишие о своей Родине. Запишите и сделайте иллюстрацию к нему
6∗. Проба пераПопробуйте сочинить четверостишие о своей Родине. Запишите и сделайте иллюстрацию к нему.
Моя Родина — город, где я живу,
Страна, где живёт вся моя семья,
А за городом ветер волнует траву-мураву,
И все люди — Родины дочери и сыновья.
Окончание
это изменяемая часть слова, она служит для связи слов в предложении.
Итак, чтобы разобрать слово по составу надо найти в слове окончание, для чего надо изменить слово.
Например, в слове
поездка
.
Изменяя слово:
поездк
ой
, или
поездк
у
, то видно — изменяемая часть —
а
.
Обведем её рамочкой, это
окончание
.
Далее найдем корень, для этого подберем однокоренное слово —
по
езд
,
пере
езд
. Сравнивая эти слова — видим, что не меняется часть слова
езд
. Это и есть
корень
.
Затем найдем
приставку
, для этого надо опять подобрать однокоренные слова —
по
езд
,
под
ъезд. Видно, что приставка стоит перед корнем, т.е. в нашем случае — это часть слова
по
.
И наконец, найдем
суффикс
, который стоит после корня и предназначен для образования слова, в нашем случае — это часть слова
к
.
У нас получилось:
Теперь рассмотрим самые распространенные суффиксы имен существительных:
суффикс
|
пример
|
к
|
леп а, лап а
|
ик
|
луч , пакет
|
ок
|
волос , снеж
|
чик
|
лет , кузне
|
щик
|
гон , бан
|
ник
|
меха , двор
|
ек
|
платоч , веноч
|
ёк
|
кул , парен
|
ишк
|
дом о, пальт о
|
ышк
|
пятн о, пер о
|
ушк
|
весн и, баб а
|
юшк
|
гор о, пол о
|
очк
|
ламп а, дуд а
|
ечк
|
сит о, сем а
|
оньк
|
ябл а, дев а
|
еньк
|
руч а, нож а
|
ищ
|
изб а, руч а
|
тель
|
учи , строи
|
ист
|
такс , программ
|
онок
|
зайч , волч
|
ёнок
|
лис , тигр
|
ат
|
галч а, волч а
|
ят
|
лис а, тигр а
|
Самые распространенные суффиксы имен прилагательных:
суффикс
|
пример
|
н
|
суббот ий, извест ый
|
ов
|
образц ый, холщ ый
|
ев
|
кольц ой, ежедн ный
|
оват
|
бедн ый, мал ый
|
еват
|
молодц ый, син ый
|
оньк
|
мах ий, лёг ий
|
еньк
|
сер ий, бел ий
|
ск
|
белорус ий, монголь ий
|
лив
|
счаст ый, хваст ый
|
чат
|
дыр ый, дым ый
|
Суффиксы у глаголов:
суффикс
|
пример
|
а
|
прыг ть, дрыг ть
|
я
|
се ть, ве ть
|
е
|
тверд ть, гляд ть
|
и
|
глад ть, езд ть
|
о
|
мол ть, кол ть
|
л
|
прыгну а, сея и
|
Образцы разбора слов:
пришкольный
1. Выделяем окончание, ищем однокоренные слова: пришкольн
ому
, пришкольным. Окончание
ый
.
2. Находим корень: пришкольный —
школ
а,
школь
ник. Корень
школь
3. Ищем суффикс: холод
н
ый, молодеж
н
ый — прил. Суффикс в слове пришколь
н
ый —
н
.
4. Теперь приставка:
при
усадебный,
при
морский. То есть приставка
при
.
подосиновики
1. Окончание, изменяем слово: подосиновик, подосиновик
ам
, подосиновик
ов
. Окончание
и
.
2. Корень: подосиновик —
осин
а,
осин
ник. Корень
осин
.
3. Суффикс: орех
ов
ый, осин
ов
ый, —
ов
-. И суффикс —
ик
-: подберезов
ик
, мохов
ик
.
4. Приставка:
под
одеяльник,
под
березовик. Приставка
под
.
Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.
Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих
Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:
- бережОк;
- петушОк;
- кулачОк;
- волчОк;
- мужичОк;
- волчОк;
- старичОк;
- червячОк;
- сапожОк;
- дурачОк;
- прыжОк;
- косячОк;
- сынОк;
- снежОк;
- крючОк и другие.
Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.
Для наглядности приведем пример:
- нОжичек
- орЕшек
- внУчек;
- горОшек;
- звонОчек;
- комОчек;
- молотОчек;
- листОчек;
- огонЁчек;
- свистОчек;
- сынОчек;
- цветОчек;
- стебелЁчек;
- кусОчек;
- мешОчек;
- оврАжек;
- платОчек;
- пирожОчек;
- котЁночек и другие.
Иван Никитин Утро
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
1. Точное слово
Как автор приветствует новый день? Найдите ответ в стихотворении.
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
2. Соответствие
Автор говорит: «По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается». Когда в природе можно увидеть такую картину? Отметьте ответ √
√ утром на восходе
3. Поиск
Перечитайте описание предрассветной поры. Подчеркните эпитеты, которые использует поэт. Соедините рифмующиеся строки.
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. ⇒ По зеркальной воде, по кудрям лозняка
Белый пар по лугам расстилается. ⇒ От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг. ⇒ Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
Чуть приметна тропинка росистая. ⇒ С листьев брызнет роса серебристая.
4∗. Эрудит
Объясните значение слов.
Соха — орудие для вспахивания земли.
Лозняк — ивняк, ивовый кустарник.
Пахарь — тот, кто пашет землю.
5. Поиск
В каких словах слышится восхищение и радость поэта? Подчеркните олицетворения.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!Здравствуй, солнце да утро весёлое!
6∗. КнигочейЧто вы знаете о русском поэте И.С. Никитине? Запишите.
И.С. Никитин родился в Воронеже. Дом его детства стоял на высоком берегу реки Воронеж. Поэт любил наблюдать за течением реки, разглядывать краски закатов, слушать пение птиц и шелест трав.
Никитин очень хотел стать образованным человеком, мечтал об университете, но для его семьи наступили тяжёлые времена. Отец разорился, юноше пришлось работать, чтобы поддержать родных. В свободное время он учился, много читал, пробовал писать стихи., скрывая их от посторонних.
«Русь» — первое стихотворение, которое было напечатано и сразу сделало поэта известным. Стихи приняли с восторгом: заучивали наизусть, переписывали, читали друзьям. Это стихотворение Никитина о родной Русской земле называли песней, которая сразу облетела всю великую Русь. И сейчас, в XXI веке, поэзия И.С. Никитина живёт, его стихи изучают, читают и перечитывают, заучивают наизусть.
7∗. Проба пераПеречитайте стихотворение. Сделайте иллюстрацию к той части, которая вам понравилась.
Способы образования слов при помощи суффикса -ок-
Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
Что касается суффикса -ок-, то он придает несколько другие значения:
- Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
- Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
- Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
- Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
- Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
- Место действия (като́к).
- Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
- Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
- Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
- Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
- Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
- Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
- Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим (например, пято́к, деся́ток и пр.).