Русские народные сказки, детские рассказы, сказки мира, стихотворения, загадки!

Выбери какой суффикс (ек или ик) нужно добавить,чтобы получилось с уменшительно - ласкательным значением. обязательно доказывай свой выбор

Иван Никитин Русь

I часть: Под большим шатромГолубых небес –Вижу — даль степейЗеленеется,

И на гранях их,Выше тёмных туч,Цепи гор стоятВеликанами.

По степям в моряРеки катятся,И лежат путиВо все стороны.

Посмотрю на юг –Нивы зрелые,Что камыш густой,Тихо движутся;

Мурава луговКовром стелется,Виноград в садахНаливается.

Гляну к северу –Там, в глуши пустынь,Снег, что белый пух,Быстро кружится;

Подымает грудьМоре синее,И горами лёдХодит по морю;

И пожар небесЯрким заревомОсвещает мглуНепроглядную…

Это ты, мояРусь державная,Моя родинаПравославная!

II часть: Широко ты, Русь,По лицу землиВ красе царственнойРазвернулася!

У тебя ли нетПоля чистого,Где б разгул нашлаВоля смелая?

У тебя ли нетПро запас казны,Для друзей стола,Меча недругу?

У тебя ли нетБогатырских сил,Старины святой,Громких подвигов?Перед кем себя ты унизила?Кому в чёрный деньНизко кланялась?

На полях своих,Под курганами,Положила тыТатар полчища.

Ты на жизнь и смертьВела спор с ЛитвойИ дала урокЛяху гордому.

И давно ль было,Когда с ЗападаОблегла тебяТуча тёмная?

Под грозой еёЛеса падали,Мать сыра-земляКолебалася,

И зловещий дымОт горевших сёлВысоко вставалЧёрным облаком!

Но лишь кликнул царьСвой народ на брань –Вдруг со всех концовПоднялася Русь.

Собрала детей,Стариков и жён,Приняла гостейНа кровавый пир.

И в глухих степях,Под сугробами,Улеглися спатьГости навеки.

Хоронили ихВьюги снежные,Бури севераО них плакали!..

III часть: И теперь средиГородов твоихМуравьём кишитПравославный люд.

По седым морямИз далёких странНа поклон к тебеКорабли идут,

И поля цветут,И леса шумят,И лежат в землеГруды золота.

И во всех концахСвета белогоПро тебя идётСлава громкая.

Уж и есть за что,Русь могучая,Полюбить тебя,Назвать матерью,

Стать за честь твоюПротив недруга,За тебя в нуждеСложить голову!

1. Проталинки
Перечитайте и впишите пропущенные слова.

Уж и есть за что,
Русь могучая,Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

2. Точное слово
Прочитайте, впишите слова, которые выбрал автор, чтобы показать величие Руси.

Это ты, моя Русь державная, Моя родина Православная!Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася!

3. Поиск
Как называется наша Родина? Запишите.

Моя Родина — Россия, Русь, Отечество, Отчизна, Держава.

4. Соответствие
Перечитайте стихотворение и разделите на части по плану. Нарисуйте иллюстрации.

Описание красоты богатств Описание побед над врагами Описание славы России

5∗. ЭрудитЧто такое логическое ударение? Объясните.

Логическое ударение — это выделение силой голоса главного (важного) слова в предложении или стихотворной строке. 6∗

Проба пераПопробуйте сочинить четверостишие о своей Родине. Запишите и сделайте иллюстрацию к нему

6∗. Проба пераПопробуйте сочинить четверостишие о своей Родине. Запишите и сделайте иллюстрацию к нему.

Моя Родина — город, где я живу,
Страна, где живёт вся моя семья,
А за городом ветер волнует траву-мураву,
И все люди — Родины дочери и сыновья.

Окончание

это изменяемая часть слова, она служит для связи слов в предложении.

Итак, чтобы разобрать слово по составу надо найти в слове окончание, для чего надо изменить слово.

Например, в слове
поездка

.


Изменяя слово:
поездк
ой

, или
поездк
у

, то видно — изменяемая часть —
а

.

Обведем её рамочкой, это
окончание

.

Далее найдем корень, для этого подберем однокоренное слово —
по
езд

,
пере
езд

. Сравнивая эти слова — видим, что не меняется часть слова
езд


. Это и есть
корень

.

Затем найдем
приставку

, для этого надо опять подобрать однокоренные слова —
по


езд

,
под


ъезд. Видно, что приставка стоит перед корнем, т.е. в нашем случае — это часть слова
по


.

И наконец, найдем
суффикс

, который стоит после корня и предназначен для образования слова, в нашем случае — это часть слова
к


.

У нас получилось:


Теперь рассмотрим самые распространенные суффиксы имен существительных:

суффикс

пример

к

леп
к

а, лап
к

а

ик

луч
ик

, пакет
ик

ок

волос
ок

, снеж
ок

чик

лет
чик

, кузне
чик

щик

гон
щик

, бан
щик

ник

меха
ник

, двор
ник

ек

платоч
ек

, веноч
ек

ёк

кул
ёк

, парен
ёк

ишк

дом
ишк

о, пальт
ишк

о

ышк

пятн
ышк

о, пер
ышк

о

ушк

весн
ушк

и, баб
ушк

а

юшк

гор
юшк

о, пол
юшк

о

очк

ламп
очк

а, дуд
очк

а

ечк

сит
ечк

о, сем
ечк

а

оньк

ябл
оньк

а, дев
оньк

а

еньк

руч
еньк

а, нож
еньк

а

ищ

изб
ищ

а, руч
ищ

а

тель

учи
тель

, строи
тель

ист

такс
ист

, программ
ист

онок

зайч
онок

, волч
онок

ёнок

лис
ёнок

, тигр
ёнок

ат

галч
ат

а, волч
ат

а

ят

лис
ят

а, тигр
ят

а

Самые распространенные суффиксы имен прилагательных:

суффикс

пример

н

суббот
н

ий, извест
н

ый

ов

образц
ов

ый, холщ
ов

ый

ев

кольц
ев

ой, ежедн
ев

ный

оват

бедн
оват

ый, мал
оват

ый

еват

молодц
еват

ый, син
еват

ый

оньк

мах
оньк

ий, лёг
оньк

ий

еньк

сер
еньк

ий, бел
еньк

ий

ск

белорус
ск

ий, монголь
ск

ий

лив

счаст
лив

ый, хваст
лив

ый

чат

дыр
чат

ый, дым
чат

ый

Суффиксы у глаголов:

суффикс

пример

а

прыг
а

ть, дрыг
а

ть

я

се
я

ть, ве
я

ть

е

тверд
е

ть, гляд
е

ть

и

глад
и

ть, езд
и

ть

о

мол
о

ть, кол
о

ть

л

прыгну
л

а, сея
л

и

Образцы разбора слов:

пришкольный

1. Выделяем окончание, ищем однокоренные слова: пришкольн
ому

, пришкольным. Окончание
ый

.

2. Находим корень: пришкольный —
школ

а,
школь

ник. Корень
школь

3. Ищем суффикс: холод
н

ый, молодеж
н

ый — прил. Суффикс в слове пришколь
н

ый —
н

.

4. Теперь приставка:
при

усадебный,
при

морский. То есть приставка
при

.

подосиновики

1. Окончание, изменяем слово: подосиновик, подосиновик
ам

, подосиновик
ов

. Окончание
и


.

2. Корень: подосиновик —
осин

а,
осин

ник. Корень
осин


.

3. Суффикс: орех
ов

ый, осин
ов

ый, —
ов


-. И суффикс —
ик


-: подберезов
ик

, мохов
ик

.

4. Приставка:
под

одеяльник,
под

березовик. Приставка
под


.

Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Иван Никитин Утро

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!

1. Точное слово
Как автор приветствует новый день? Найдите ответ в стихотворении.

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

2. Соответствие
Автор говорит: «По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается». Когда в природе можно увидеть такую картину? Отметьте ответ √

√ утром на восходе

3. Поиск
Перечитайте описание предрассветной поры. Подчеркните эпитеты, которые использует поэт. Соедините рифмующиеся строки.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. ⇒ По зеркальной воде, по кудрям лозняка

Белый пар по лугам расстилается. ⇒ От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг. ⇒ Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг

Чуть приметна тропинка росистая. ⇒ С листьев брызнет роса серебристая.

4∗. Эрудит
Объясните значение слов.

Соха — орудие для вспахивания земли.
Лозняк — ивняк, ивовый кустарник.
Пахарь — тот, кто пашет землю.

5. Поиск
В каких словах слышится восхищение и радость поэта? Подчеркните олицетворения.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!Здравствуй, солнце да утро весёлое!

6∗. КнигочейЧто вы знаете о русском поэте И.С. Никитине? Запишите.

И.С. Никитин родился в Воронеже. Дом его детства стоял на высоком берегу реки Воронеж. Поэт любил наблюдать за течением реки, разглядывать краски закатов, слушать пение птиц и шелест трав.
Никитин очень хотел стать образованным человеком, мечтал об университете, но для его семьи наступили тяжёлые времена. Отец разорился, юноше пришлось работать, чтобы поддержать родных. В свободное время он учился, много читал, пробовал писать стихи., скрывая их от посторонних.
«Русь» — первое стихотворение, которое было напечатано и сразу сделало поэта известным. Стихи приняли с восторгом: заучивали наизусть, переписывали, читали друзьям. Это стихотворение Никитина о родной Русской земле называли песней, которая сразу облетела всю великую Русь. И сейчас, в XXI веке, поэзия И.С. Никитина живёт, его стихи изучают, читают и перечитывают, заучивают наизусть.

7∗. Проба пераПеречитайте стихотворение. Сделайте иллюстрацию к той части, которая вам понравилась.

Способы образования слов при помощи суффикса -ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).

Что касается суффикса -ок-, то он придает несколько другие значения:

  • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
  • Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
  • Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
  • Место действия (като́к).
  • Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
  • Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
  • Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
  • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
  • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
  • Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
  • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим (например, пято́к, деся́ток и пр.).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: