Вариант 2
Судьба России в конце девятнадцатого века стала проблемой, которую активно обсуждали в обществе. По какому пути она будет развиваться, как будет выглядеть новый хозяин, который приходит на смену дворянам, умеющим бездумно тратить денежные средства, но не зарабатывать их.
Действие комедии «Вишневый сад» А. Чехова происходит в красивой помещичьей усадьбе, которую окружает огромный вишневый сад. Пять лет назад хозяйка имения Раневская Любовь Андреевна заложила усадьбу и уехала в Париж, где потратила их на любовника. Теперь наступило время уплаты долгов, и все ждут ее приезда. Должна решиться судьба имения: или уплачиваются долги, или имение уходит с молотка, его продают на аукционе.
Среди встречающих Ермолай Алексеевич Лопахин, теперь называет себя купцом, но дед и отец были крепостными. Вспоминает свою первую встречу с Раневской, когда она, молоденькая и худенькая, назвала его мужичком. За пять лет, которые она в Париже, многое изменилось.
Не узнать теперь и Лопахина, на нем белая жилетка и желтые ботинки как признаки его нового положения и богатства. Зритель видит в нем черты русского буржуа, который пока еще достаточно робко являет себя миру. Первое впечатление о нем складывается неплохое, он знает свое место, его речь говорит о невысокой образованности, а одежда–о стремлении быть похожим на европейца. Но постепенно зритель приходит к пониманию, что перед ним хищник, который, вцепившись в добычу, уже не отпустит ее. Лопахин давно просчитал положение Раневской, знает, что денег у нее нет, и имение выставят на продажу.
План спасения у него созрел, и он даже предлагает его Любови Раневской. Но у той нет практической складки ума, она деньги умеет только тратит, на понимая, как они достаются, поэтому так просто раздает направо и налево. Она отказывается от помощи Лопахина, но не от его денег. Любовь Андреевна не может представить вишневый сад вырубленным и поделенным на дачные участки.
Что могло произойти с умной и хорошей женщиной? Ничего особенного, она просто привыкла жить за чужой счет. Сейчас она живет на деньги, полученные от имения, в которое вложен труд сотен крепостных. Такая жизнь развратила ее, и она пропустила тот момент, когда закончилась эта жизнь и подступила новая. Эгоизм Любови Андреевны проявляется и в ее отношении к дочерям. Их у нее две, родная Аня и приемная Варя. Да, на словах она выражает им сочувствие, но на деле не дает им ни копейки. С нетерпением она ждет свой отъезд в Париж, она обязательно потратит деньги, полученные от продажи имения, потому что относится к числу людей, которые живут только одним днем и только для себя. Что будет завтра, их совершенно не интересует.
Ермолай Алексеевич все детально просчитал и не желает отказываться от такого куска как имение Раневской. Железная дорога, которая пройдет рядом, его выгодное расположение сулит ему хорошую прибыль от сдачи участков под дачи.
Единственное, что смущает зрителя, это вопрос, насколько был искренен Лопахин, предлагая свой план Любови Андреевне. Думается, что он это делал все-таки искренно. Может быть, он на что-то надеялся или действительно хотел помочь ей. Ответ можно услышать в его словах, когда он называет имя нового владельца вишневого сада. В них и радость от сознания того, что владелец сада теперь он, и тень смущения и хищническое про топор, который срубит вишневые деревья, а он построит новую жизнь.
Цитаты
Лопахина украшает то, что он не забывает свое место. Как любой человек, не видевший благополучной жизни, он гордится тем, чего ему удалось добиться без покровительства и помощи. Для него главное выражение успеха — материальное благополучие:
Иллюстрация к спектаклю «Вишневый сад»
Герой понимает, насколько ценным было бы образование, которого он не получил на нынешней должности. Он также чувствует, что ему не хватает способности понимать мир, в который он так хочет войти, где он хочет, чтобы его приняли как «своего»:
Главный успех Лопахина в том, что он понимает: жизнь, к которой он стремится, бесполезна. Деньги ему не нравятся. Владение вишневым садом дает понимание того, что его мечты оказались пустыми, удовольствие от их осуществления сомнительно. Работа становится для героя главным жизненным кредо:
Внешность и происхождение персонажа
Ермолай Алексеевич происходит из бедной крестьянской семьи. Жестокий отец избил сына палкой, не предоставил необходимого. Ермолай бегал босиком по снегу, никогда не учился. Дед и прекрасный отец были «в неволе» у родителей Раневской. Ермолай любит называть себя «мужчиной». Под этим он подразумевает целый класс слуг, работающих на владельцев. Крестьянам не пускали в дом, даже в те комнаты, где редко бывали хозяева. Со слов сына понятно, что его отец по профессии, по профессии купец в магазине. Возможно, коммерческая жилка отца выросла в предпринимательском духе сына. В какие-то моменты кажется, что Лопахин не горд, а хвастается своим происхождением. Но здесь, наверное, смешанные чувства. Ермолай Алексеевич доволен собой: ему удалось обзавестись имением, о котором его предки не могли и мечтать.
У молодого торговца опрятная внешность. Странно, но автор не упоминает возраст Лопахина. Можно только предположить, что ему было от 30 до 40 лет. Ей было 15, когда Раневская была молодой и худой. Что подчеркивает классику в облике персонажа:
- Нежные пальцы;
- Белый жилет;
- Желтые туфли.
Скромные детали, но легко представить.
Проблема человеческого будущего
Что должен делать каждый из нас для создания человеческого будущего? Именно на этот вопрос пытается ответить Александр Иванович Куприн в предложенном для анализа тексте. Автор поднимает проблему создания человеческого будущего. Она относится к разряду социальных, является актуальной в любом мире.
Александр Иванович Куприн раскрывает данную проблему на жизненном примере. Он показывает Антона Павловича Чехова, который работает над созданием сада. “При мне здесь посажено каждое дерево… здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги… а я вот… сделал из этой дичи культурное, красивое место”.
Антон Павлович Чехов вносит личный вклад в создание будущего для человечества. Только если каждый из нас станет что-либо делать, мы сможем создать благоприятное будущее для потомков.
Другим примером из текста является вера Антона Павловича Чехова в благоприятное будущее. “Он… говорил…что преступления вроде убийства, воровства и прелюбодеяния совершаются всё реже… верил… что грядущая, истинная культура облагородит человечество”. Антон Павлович подчеркивает, что в обществе уже прослеживаются шаги по созданию благоприятного будущего для человечества. Чем больше усилий мы будем прилагать, тем лучше будет будущее человечества.
Авторская позиция ясна и понятна. Александр Иванович Куприн считает, что мы сможем создать будущее для человечества только в том случае, если каждый из нас будет предпринимать конкретные действия на пути к данной цели.
Я полностью согласен с мнением автора и считаю, что, живя с мыслью о прекрасном будущем для человечества и действуя, мы сможем создать “цветущий сад”. Примером этому является Автобиография Бенджамина Франклина, в которой он описал то, как приносил пользу обществу и как он в компании единомышленников создавал лучшее будущее для Филадельфии.
Таким образом, текст заставляет меня задуматься о том, что лишь с верой в лучшее будущее, прилагая огромные усилия, мы сможем создать счастливое будущее человечества. Каждый из нас, предпринимая какие-либо действия в этом направлении, делает мир лучше, чище, добрее!
Ключевые проблемы комедии
Пьеса была создана в 1903 году, когда в стране начинается подъём общественного сознания. Возникает необходимость в переменах и формировании новой силы в обществе, которая будет противостоять старому режиму.
Именно размышления о судьбе России является «подводным течением» произведения. В своём сочинении Чехов показал весь драматизм социальных проблем общества через поведение, поступки и переживания главных героев. Автор смог показать неизбежность ухода старых хозяев, старого режима, как необходимость естественного хода времени в историческом развитии страны.
В комедии Чехов описал представителей разных поколений и эпох. В таблице представлены основные образы прошлого, будущего и настоящего «Вишнёвого сада».
Прошлое | Раневская, Гаев, Фирс |
Настоящее | Лопахин |
Будущее | Аня, Петя Трофимов |
Главные герои пьесы
Любовь Андреевна Раневская когда-то была очень богатой помещицей. Сорила деньгами. Но муж сильно пил и скоро умер. Потом утонул ребёнок. Красивая жизнь осталась в прошлом. Любовь Андреевна уехала во Францию, чтобы обо всём забыть. Её обокрал возлюбленный и бросил. И вот женщина возвращается в Россию, чтобы навестить свое родовое гнездо и, возможно, заново начать жизнь. Но чувства вновь взыграли – и она навсегда покидает родину.
Аня — 17-летняя дочь Раневской. Получила хорошее образование. Из девушки, как из рога изобилия, льется энергия. Жажда жизни «захлёстывает», но она ещё слишком неопытна. Причина этого кроется в юном возрасте. Юности свойственны беспечность и неустроенность, которые не дают почувствовать вкус реальности. Аня влюблена в Петю Трофимова. Его взгляды на жизнь импонируют ей, увлекают. Она готова следовать за ним хоть на край света, чтобы только быть рядом с «предметом своего обожания»
Гаев Леонид Андреевич — брат Любови Андреевны. За всю свою жизнь так и не стал образованным человеком. Производит впечатление некой пародии. Совершенно не представляет, что такое труд. Как паразит привык жить за счет других людей. Гаева интересует только собственная персона. Главное, чтобы ему было хорошо, а остальные как-нибудь разберутся. Перед нами эгоист с большой буквы, который ни в коей мере не несет ответственности за свои слова и поступки. Бестактность и никчемность — верные спутники его жизни. Увлечения Гаева, — игра в бильярд и произношение бессмысленных речей. На этом круг интересов Леонида Андреевича замыкается.
Ермолай Алексеевич Лопахин — купец. Когда-то был крепостным Гаевых, но, благодаря своему трудолюбию, сумел выбиться в люди и достичь материального благополучия. Он лишен скупости, зависти и агрессивности. Не любит бездействовать, встает спозаранку и трудится «в поте лица» до самого вечера. Лопахин – деловой человек, представитель будущей буржуазии
Однако в погоне за богатством Ермолай Алексеевич потерял нечто важное — духовность, чувство подлинной культуры. Он так и остался ущербным и неуверенным в себе коммерсантом, хотя человеческая жизнь ему не чужда: он искренне пытается помочь Раневской, уговаривая устроить в саду дачный поселок и спастись от разорения.
Трофимов Петр Сергеевич — студент
Учитель маленького сына Раневской, который трагически погиб. Не сумел закончить учебу, так как его несколько раз отчисляли из университета. Но это никак не сказалось на широте кругозора, уме и образованности Петра Сергеевича. Чувства молодого человека трогательны и бескорыстны
Он искренне привязался к Ане, которой льстило его внимание. Вечно неухоженный, больной и голодный, но при этом не потерявший чувства собственного достоинства, Трофимов отрицает прошлое и стремится к новой жизни.
Жизненный путь Лопахина
Судьба Лопахина и Ермолая Алексеевича с самого начала была тесно переплетена с судьбой семьи Раневских. Его отец был прислугой у отца Раневской, торговал «в деревне в лавке». Однажды, — вспоминает Лопахин в первом акте, — отец выпил и разбил себе лицо. Тогда юная Раневская отвела его к себе, умыла и утешила: «Не плачь, человечишка, до свадьбы выздоровеет».
Лопахин до сих пор помнит эти слова, и они резонируют в нем двояко. С одной стороны, ему нравится ласка Раневской, с другой — слово «человечек» задевает его гордость. Это отец был крестьянином, протестует Лопахин, а сам «влез в народ», стал купцом. У него много денег, «белый жилет и желтые туфли» — и все это он получил сам. Родители ничему его не учили, отец просто избивал его в пьяном виде. Вспоминая это, герой признается, что, по сути, остается крестьянином: почерк у него плохой, но в книгах он ничего не понимает — «прочитал книгу и заснул».
Энергия и трудолюбие Лопахина заслуживают несомненного уважения. С пяти он уже встал, работает с утра до ночи и не представляет своей жизни без работы. Любопытная деталь: из-за деятельности ему не всегда хватает времени, постоянно упоминаются какие-то командировки, которые он совершает. Этот комедийный герой чаще других смотрит на свои часы. В отличие от удивительно непрактичной семьи Раневских, он умеет считать и время, и деньги.
В то же время Лопахина нельзя назвать грабителем или беспринципным «купеческим грабителем», как тех купцов, чьи образы Островский так любил рисовать. Это, по крайней мере, можно продемонстрировать по легкости, с которой он отделяет себя от своих денег. По ходу шоу Лопахин будет неоднократно давать или предлагать деньги в кредит (вспомните диалог с Петей Трофимовым и вечным должником Симеоновым-Пищиком).
А главное, Лопахин искренне переживает за судьбу Раневской и своего имения. Продавцы комедий Островского никогда бы не поступили так, как думает Лопахин: он сам предлагает Раневской выход из положения. Но прибыль, которую можно получить, сдавая вишню для дачи, отнюдь не мала (это подсчитывает сам Лопахин). И гораздо выгоднее было бы дождаться торгового дня и спокойно купить выгодную недвижимость. Но нет, герой не такой, он не раз будет приглашать Раневскую подумать о своей судьбе. Лопахин не хочет покупать вишневое дерево. «Я учу тебя каждый день», — отчаянно говорит он Раневской незадолго до аукциона. И не его вина, что в ответ он услышит следующее: дачи — это «так и есть», Раневская никогда с этим не смирится. Но он, Лопахин, не отпускал, с ним «еще веселее»…
Пример 1
Антон Павлович Чехов во многих своих произведениях описывает родину, и мы видим Россию его глазами. Автор за свою такую недлинную жизнь написал более трехсот произведений. Он всегда работал упорно, и своими врагами называл лицемерие и ложь.
Произведение «Вишнёвый сад» поднимает много проблем, таких как деградация дворянства, угасание «дворянского гнезда», перерастание феодальных отношений в капиталистические. Одной из ключевых тем является будущее родины. Автор пишет: «Вся Россия — наш сад». На страницах пьесы мы видим героев, которые олицетворяют разные этапы становления России, Лопахин является представителем настоящего, Раневская и Гаев — прошлого, а Аня с Петей — будущего. В само первом акте мы видим Раневскую, являющуюся женщиной довольно пустой, не видящий вокруг себя совсем ничего. Она лишь стремится к красивой и беззаботной жизни. Раневская бездумно раздает золотые, а при этом на кухне старикам дают один горох. Она говорит о материнских чувствах, вспоминает погибшего сына, а при этом оставляет дочь на попечение дяди. Брат Раневской, Гаев, считает себя аристократом из самого высшего круга. Он пытается поставить на место «этого хама» Лопахина, любит разглагольствовать. Старый слуга Фикс тоже является человеком из прошлого, он очень любит своих хозяев и готов им слепо поклоняться, и когда они уезжают, он теряет смысл жизни, ложится и умирает. Лишаясь дома, бывшие хозяева даже и не пытаются ничего сделать, а просто плывут по течению.
Лопахин представляет собой настоящее России. Он расчетливый и продумывающий хоть что-то наперед. Сейчас он — предприниматель, по его словам можно судить, что дела идут неплохо. Лопахин — человек своего времени, ухвативший идею устройства страны на данный момент. Он живет сегодняшним днем.
Аня и Петр олицетворяют будущее страны. Трофимов вроде бы смотрит на многие вещи верно, однако его призывы к работе, к свободе носят лишь мечтательный характер. Он только говорит, а до дел пока ничего и не доходит. Он выступает, как революционер будущего.
Автор верил в наступление лучшего будущего, и новое поколение считал творцами этого будущего. Однако революция прошла, а жизнь народа не улучшилась.
У Чехова в пьесе много различных героев, каждый образ может что-то сказать об устройстве страны, к сожалению, сейчас все больше становится таких людей, как лакей Яша, стремящихся лишь к праздной красивой жизни.
Вариант 1
Произведение Антона Чехова “Вишнёвый сад” является одним из самых известных и любимых произведений в мировой литературе. В нём автор описывает жизнь двух главных героев – Любови Раневской и Леонида Андреевича Лопахина. Раневская – это богатая и изнеженная женщина, которая не может привыкнуть к новым условиям жизни после продажи своего имения. Лопахин же – это бывший крепостной, который благодаря своему труду и уму стал богатым и успешным человеком.
Одним из главных конфликтов произведения является противостояние между Раневской и Лопахиным. Раневская не хочет продавать свой владения, а Лопахин настаивает на этом, чтобы избежать банкротства. В конечном итоге, Раневская не может принять решение и остаётся без денег и без имения.
Ещё одним важным моментом в произведении является тема изменения времени. Раневская и её семья не могут приспособиться к новым условиям жизни, а Лопахин, наоборот, приспосабливается и развивается. Это символизирует изменение эпохи и переход от старого к новому.
В целом, произведение “Вишнёвый сад” является глубоким и многогранным произведением, которое описывает не только жизнь главных героев, но и всю эпоху, в которой они жили.
Испытание любовью
На протяжении всего спектакля то и дело всплывает разговор о женитьбе Лопахина и Вари, о том, что уже решено. В ответ на прямое предложение Раневской взять Варю в жены герой отвечает: «Мне не жаль… Она хорошая девочка». Однако свадьба так и не состоялась. Но почему?
Конечно, это можно объяснить практичностью купца Лопахина, не желающего брать себе приданое. К тому же Варя имеет определенные права на вишневый сад и любит его. Между ними садовая поляна. Свою любовную неудачу Варя объясняет еще легче: по ее словам, Лопахину просто не до чувств, он бизнесмен, не умеющий любить. С другой стороны, сама Варя Лопахину не подходит. Ее мир ограничен работой по дому, она сухая и «похожа на монахиню». Лопахин же не раз проявлял широту души (вспомните его высказывание о гигантах, которых так не хватает в России). Из противоречивых диалогов Варьи и Лопахина становится ясно: они совершенно не понимают друг друга. И Лопахин, решив для себя вопрос Гамлета «Быть или не быть?», Действует честно. Понимая, что счастья с Варей ему не найти, он, как район Гамлета, говорит: «Охмелия, иди в монастырь»…
Дело, однако, не только в несовместимости Лопахина и Вари, но и в том, что у героя есть еще одна невыраженная любовь. Это Любовь Андреевна Раневская, которую она любит «больше себя». На протяжении всей пьесы лейтмотивом является легкое и трепетное отношение Лопахина к Раневской. Он решает сделать Варе предложение по просьбе Раневской, но здесь он не может перебороть себя.
Трагедия Лопахина заключается в том, что Раневская осталась за крестьянином, которого он когда-то тщательно мыл. И когда он наконец поймет, что «дорогая», которую он хранил в душе, не будет понят, наступает переломный момент. Все герои «Вишневого сада» что-то теряют, и Лопахин не исключение. Только в образе Лопахина его чувство к Раневской действует как вишневый сад.
Экранизации
Первая экранизация пьесы русского драматурга Чехова была сделана в Японии в 1936 году режиссером Морато Макото. Герои были модернизированы, чтобы соответствовать настоящим японским образам. В 1959 году режиссер Даниэль Петри снял фильм «Вишневый сад», в котором Мартин Хирте исполнил роль Лопахина. В постановке Яна Буля 1973 года образ Лопахина отсутствовал, а в советской экранизации 1976 года Юрий Каюров появился в роли купца в телекомедии Леонида Хейфца.
Высоцкий снимается в комедии «Вишневый сад»
Ричард Эйд в 1981 году сыграл Билла Патерсона в роли Лопахина, а Виктор Коршунов сыграл Ермолая в советском фильме Игоря Ильинского в 1983 году. Анна Чернакова, снявшая через 10 лет фильм «Вишневый сад», пригласила Александра Феклистова на роль Лопахина. Образ купца в телефильме Сергея Овчарова в 2008 году достался Роману Агееву. Самым известным исполнителем этой роли на театральной сцене был Владимир Высоцкий.
2 пример сочинения
В чем проявляется забота о природе? На этот вопрос отвечает А.И. Куприн, автор предложенного для анализа текста. Проблема проявления заботы о природе раскрывается через отношение писателя А.П. Чехова к своему саду.
В тексте говорится о том, что А.П. Чехов получал «трогательное, какое-то даже детское удовольствие», когда ухаживал за фруктовым садом, в котором росли «груши и яблони-дички, абрикосы, персики, миндаль». Описываются моменты, когда А.П. Чехов по утрам «молчаливо подрезал свои розы, или «внимательно осматривал раненный ветром молодой побег». Видна искренняя любовь писателя ко всему, что находилось на его даче, ему нравилось ухаживать за цветами и фруктами.
Автор подчеркивает, что А.П. Чехов относился к своему саду «с особенной, ревнивой любовью». Писатель гордился тем, что ему удалось превратить в «цветущий сад» место, где были «нелепые овраги, все в камнях и в чертополохе».
Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: забота о природе проявляется в неравнодушном отношении ко всем проявлениям природы, в сохранении, уходе и охране.
С автором текста нельзя не согласиться. Заботливое отношение к природе подразумевает то, что человек видит красоту природы, задумывается о ее сохранении, совершает определенные действия, чтобы спасти то, что уже есть, и создать что-то новое. Для доказательства данной позиции можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.
В рассказе А.П. Платонова «Неизвестный цветок» показано, что цветок, находящийся в ужасных условиях произрастания, оказывается спасенным девочкой Дашей, которая на следующий день после знакомства с цветком привела других пионеров для работ. Целых четыре дня трудились ребята, удобряя землю на пустыре, чтобы цветку было чем питаться. Когда Даша отправилась на пустырь через год, она увидела неожиданную картину: «пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки». А.П. Платонов показывает, что заботливое отношение Даши к природе, которое проявилось в улучшении условий жизни цветка на пустыре, оказывает положительное воздействие на природу.
Поднятая в тексте проблема находит отражение и в стихотворении Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Будучи охотником, главный герой мог воспользоваться моментом, когда он, плывя на лодке, увидел, как на одном окруженном водой месте сидели зайцы. Однако дед Мазай считал такой поступок несправедливым, он пожалел жмущихся друг к другу зайцев, которые не имели возможности самостоятельно спастись. Привыкший не только брать у природы, но и защищать ее, дед Мазай решил поступить по совести: вместо того чтобы выловить всех зайцев, он перевез их на своей лодке, после его отпустил на волю, наказывая им не попадаться ему на глаза во время зимней охоты.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что забота о природе проявляется в неравнодушии, в сохранении, уходе, охране и защите.
Разделение системы образов пьесы
Традиционно система образов в пьесе «Вишнёвый сад» делится на три группы, символизирующие настоящее, будущее и прошлое, в которые входят все действующие лица
В процессе постановки спектакля Чехов давал актерам точные указания и рекомендации, как играть каждого персонажа, для него было очень важно донести до зрителя характеры действующих лиц, ведь именно через их образы Чехов постарался показать комедийность происходящего. Кроме этого, на каждое действующее лицо возложена определенная социально-историческая роль
Автор как будто говорит, что возможно скорректировать свою личность, отношения с внешним миром и окружающими людьми, но изменить свое место в общей истории им не под силу.
К героям прошлого относятся Раневская с братом и старый слуга Фирс: они настолько завязли в своих воспоминаниях, что неспособны оценивать адекватно ни настоящее, ни будущее. Лопахин – яркий представитель дня сегодняшнего, человек- действие. Ну и Петя – идеалист, вечный студент, размышляющий о всеобщем благе, которое, несомненно, ждет в будущем. Видно, что образы в «Вишневом саде» Чехов построил по своему любимому принципу «плохих хороших людей». И ведь на самом деле, нельзя кого-то из героев выделить как злодея, жертву, или абсолютно идеального. У каждого своя правда, а зрителю лишь необходимо решить, чья из них ему ближе.