Почему Чехова полюбили на Западе?
Смена столетий в первые годы ощущалась в России и Европе похожим образом, поэтому герои Чехова с их переживаниями оказались близки и понятны европейцам. Как говорил Бернард Шоу в 1919 году, «эти глубоко русские пьесы изображали то, что было во всех усадьбах Европы». Но и когда уже не было никаких усадеб, «Вишнёвый сад» остался символом переходного периода, неизбежного прощания с прошлым и необходимостью вступить в будущее, пугающее неизвестностью. Язык и мир чеховских пьес не были какими-то специфически русскими — драматург создал почти универсальный текст. Как показал двадцатый век, эпохи перемен — будь то нулевые, двадцатые, сороковые, шестидесятые или девяностые — заставляют людей испытывать похожие чувства.
ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК
Главные герои и их характеристика
Для лучшего понимания пьесы важно проанализировать образы главных персонажей. Герои могут быть разделены на три группы: прошлое, настоящее и будущее. Люди прошлого поколения образованны, но эгоистичны и бездейственны — это Раневская, Гаев, Фирс
Люди настоящего — новое поколение богачей, но несчастное из-за своего происхождения и в то же время практичное — Лопахин. Люди будущего хотят уничтожить старое и создать новое — Аня, Петя, Варя.
Каждый персонаж имеет свой образ и свою правду, и нет явно выраженных отрицательных или положительных героев.
Ниже представлена таблица с кратким описанием главных действующих лиц пьесы:
Персонаж | Описание |
---|---|
Любовь Андреевна Раневская | Бедная аристократка, чувствительная и мечтательная. Потеряв сына и мужа, она отправляется к своему любовнику за границу, оставив за собой долги и мало денег. |
Леонид Андреевич Гаев | Брат Раневской, умный и заботливый, но не нашедший свое место в жизни. |
Ермолай Алексеевич Лопахин | Молодой мужчина из крестьянской семьи, который благодаря своему предприимчивому уму становится миллионером. Он душевный и чуткий человек, но бизнес интересы всегда важнее. |
Петя Трофимов | Учитель погибшего сына Раневской, мечтатель, полный иллюзий о счастье, богатстве и любви. Он прроисходит из дворянской семьи, но ни на что не претендует. |
Аня | Дочь Любови Раневской, наивная и романтичная. Она влюблена в Петю Трофимова и разделяет его мечты о счастье. |
Варя | Приемная дочь Любови Андреевны, практичная и реалистичная девушка, управляющая имением. Лопахин не интересуется ею как возможной женой. |
Симеонов-Пищик | Бедный помещик, радостно сдающий свою землю в аренду. |
Яша | Лакей, высокомерный и непочтительный по отношению к мать и хозяевам. Он мечтает об отъезде за границу. |
Дуняша | Горничная, легкомысленная и юная девушка, которая пародирует образ Раневской. |
Семен Пантелеевич Епиходов | Конторщик, неудачник, который постоянно разбивает и падает. Влюблен в Дуняшу и в какой-то мере является двойником Гаева. |
Фирс | Старый и глухой лакей в доме Раневской, который очень любит своих хозяев, имение и вишневый сад. Символизирует прошедшие времена. |
Шарлотта Ивановна | Гувернантка и циркачка, добавляет элемент комического в сюжет. Её присутствие приводит к ещё большему разрушению уже сложившихся судеб персонажей, в то время как она сама продолжает выступать как жонглёр, перекидывая из руки в руку различные предметы. |
Как финал пьесы «Вишневый сад» отражает ее общую тему
Финал в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова служит откровенной иллюстрацией общей темы произведения — изменчивости времени и неизбежности перемен. Последняя сцена пьесы показывает, какой жестокой может быть участь людей, которые не способны изменить свой образ жизни в соответствии с вызовами времени.
В финале пьесы многие персонажи понимают, что не могут вернуть прошлое и что их нынешняя жизнь необратимо меняется. Их судьба оставляет за собой место для сомнений и безысходности
Чехов, в свою очередь, воспроизводит на сцене реалии того времени, когда социальные изменения и смена эпох были неизбежными, и акцентирует внимание на уникальности каждого персонажа и его стремлении наткнуться на новые решения и возможности перед тем, как будет слишком поздно
В целом, финал пьесы «Вишневый сад» в своей трагической и катастрофической концовке, свидетельствует о жестокости времени и о том, что жизнь человека полна изменчивых сюрпризов и проблем.
Почему Чехов писал для МХТ? Что у него общего с этим театром?
Сотрудничество Чехова и МХТ началось с «Чайки». Чехов написал пьесу «вопреки всем правилам драматического искусства» и в 1896 году отдал её в Александринский театр в Петербурге. Спектакль скандально провалился. Через два года Владимир Немирович-Данченко уговорил Чехова дать пьесу молодой, никому не известной труппе в Москве (в неё среди прочих входили Станиславский и Всеволод Мейерхольд). Там «Чайку» ждал оглушительный успех. В этот момент и стало ясно, что Чехов и МХТ созданы друг для друга: драматург реформирует драму, театр ищет новые подходы к постановке, все участники остро переживают эпоху перемен и вместе работают над спектаклями. Вдобавок к этой судьбоносной истории Чехов женился на актрисе МХТ Ольге Книппер, для которой с тех пор писал главные женские роли.
Антон Чехов с женой Ольгой Книппер-Чеховой. 1901 годОльга Книппер-Чехова в роли Раневской. «Вишнёвый сад». МХТ
Вариант 1
Финал пьесы Вишневый сад Чехова – это момент, когда герои понимают, что им необходимо расстаться со своим прошлым и двигаться вперед. Любовь Любови Андреевны Раневской к своему имениннику Петру Трофимову не оправдалась, и она вынуждена продать свой владения, в том числе и вишневый сад. В этот момент герои осознают, что они не могут оставаться в прошлом и должны идти дальше.
В финале пьесы Лопахин, который купил вишневый сад, предлагает Раневской остаться на своей земле и работать вместе с ним. Но Раневская отказывается, понимая, что ей необходимо начать новую жизнь. Она уезжает вместе со своей дочерью Варей, оставляя свое прошлое и вишневый сад за собой.
Финал пьесы символизирует конец эпохи и начало новой жизни. Герои понимают, что им необходимо двигаться вперед и не оставаться в прошлом. Вишневый сад, который был символом прошлого, теперь становится символом нового начала.
Пример 2
«Вишнёвый сад» — это прощальная песня по дворянской России, с её родовыми усадьбами, огромными наделами земли, с вековыми устоями быта.
С началом XX века в мире происходят необратимые перемены. Машины заменяют ручной труд, поезда — почтовых лошадей, прагматичные дельцы приходят на смену расточительным помещикам.
Примером уходящей эпохи становится цветущий вишнёвый сад. Брат и сестра, Любовь Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев, приезжают в родной дом, чтобы попытаться спасти его от продажи с аукциона за долги. Они совершенно не приспособлены к решению таких проблем. Она ужасно расточительна и ветрена, мы знаем, что не так давно её обобрал любовник. Брат образован и интеллигентен, но в современных реалиях так и не прижился: живет в долг, играет в бильярд, беседует с половыми в ресторане об декадентстве завести. Эти люди — символы уходящей России. Они порядочные, воспитанные, утонченные. У них высокие нравственные идеалы. Но они никогда не работали, они беспечны, не умеют задумываться о будущем, не могут позаботиться ни о своих детях, ни о себе. Все что у них есть из материального — родовое имение, с содержанием которого не справились, и иссякшее наследство. Раздобыть денег, по их мнению, можно, выдав Аню замуж или получив помощь от тетушки из Ярославля.
С вишневым садом связана вся жизнь Раевской: воспоминания о детстве, о маме, о маленьком сыне. Когда-то и доход с сада был хороший. Теперь его выставили на аукцион за долги. Рядом проложили железную дорогу, а значит вместо сада можно разбить сотни дачных участков. О таком кощунство Раневская и слышать не хочет, а Гаев дачные участки называет пошлостью. Это обеспечило бы всей семье стабильный доход, но для Раневской это неприемлемо. Вырубить прекрасный цветущий сад — значит лишить ее лучших воспоминаний, всей жизни!
Символично, что выкупает сад купец Лопахин. Его дед и отец были крепостными в этом поместье, а теперь их потомок поверить не может в такое счастье: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню…»
Мне кажется, что Чехов сочувствует своим растерянным героям. Они оказались на разломе жизни, они не знают, что делать дальше. Любовь автора к родному, исконному, фамильному переносится и на персонажей. Он видит их недостатки и знает, что уход дворянской России в прошлое неизбежен. Вряд ли кто-то из бывших приспособится, как-то доживут свой век, потому что не так стары, как Фирс. Старого и немощного слугу просто забыли в имении.
Расставание с детством и иллюзиями
В финале пьесы «Вишневый сад» А.П. Чехова мы видим, как герои расставляются с привычной жизнью и иллюзиями, которые имели ранее. Это не только расставание с родным домом и имуществом, но и с детством, которое они не могут сохранить навсегда.
Чехов ставит перед читателем вопрос о ценности иллюзий, которые мы строим в своей жизни. Герои лишь на последнем этапе понимают, что имеют дело с непоправимыми изменениями, и только тогда они начинают переживать и расставаться со своим прошлым.
В своей пьесе Чехов использует метафору вишневого сада, который является символом прошедших времен и того, что нельзя сохранить навсегда. При этом, он показывает, что герои, несмотря на прощание с прошлым, переполнены надеждами на будущее: то, что все изменится к лучшему и что у них есть еще возможность начать новую жизнь.
В целом, финал пьесы «Вишневый сад» является грустным, но в то же время надежным и оптимистичным. Герои готовы начать новую жизнь и, несмотря на трудности, верят в свое будущее.
Как пьесы Чехова повлияли на драматургию XX века?
В том же письме Мейерхольд писал: «Вы несравнимы в Вашем великом творчестве. Когда читаешь пьесы иностранных авторов, Вы стоите оригинальностью своей особняком. И в драме Западу придётся учиться у Вас». Он оказался прав. В XIX веке драматургия Чехова оказалась в мировом контексте «новой драмы» (не путать с тем, что называется новой драмой в XXI веке), которая вошла в историю тройкой имён: Август Стриндберг, Генрик Ибсен, Антон Чехов. Обновление драмы шло по пути от натурализма к символизму, а Чехов синтезировал эти крайние точки, завершив таким образом исторический поворот для всей мировой драматургии. Кроме того, пьесы Чехова считаются одним из истоков театра абсурда, который в Европе стал реакцией на перемены, вызванные Второй мировой войной. Абсурдистские пьесы демонстрировали распад причинно-следственных связей, потерянность человека в мире, лишённом привычной логики, невозможность коммуникации. Всё это уже было в пьесах Чехова, хотя и в более гуманном, менее радикальном виде. Учитывая, что Чехов не успел увидеть никаких потрясений двадцатого века, в своём угадывании развития мира на десятки лет вперёд он оказался настоящим визионером.
Здесь и далее: спектакль-перформанс «Before I Sleep» (театральная компания Dreamthinkspeak, Великобритания) по мотивам «Вишнёвого сада». Режиссёр Тристан Шарпс
Сочинение на тему: Кто виновен в гибели вишневого сада? (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»)
Пьеса Чехова «Вишневый сад» — это свежий и глубокий взгляд на реалии жизни дворянства как класса и на взаимоотношения между представителями различных классов и сословий российского общества второй половины девятнадцатого века. Чехов как тонкий психолог смог глубоко проникнуть в сущность изображаемых им характеров и передать личность каждого персонажа образно, многогранно, ярко. Фоном для развития сюжетной линии персонажа на протяжении всей пьесы служит вишневый сад, образ которого настолько осязаем и важен, что порой воспринимается как еще одно действующее лицо. Трагическая судьба вишневого сада воспринимается главными героями пьесы совершенно по-разному. Этот уютный и тихий уголок каждый из центральных действующих лиц «Вишневого сада» воспринимает по-своему, и автор раскрывает характер каждого персонажа через отношение к саду.
Для Раневской и Гаева гибель вишневого сада становится настоящей трагедией — ведь они выросли здесь, любовались красотой сада с детства, с ним была связана вся их жизнь. Вишневый сад, как и все родовое имение, становится олицетворением не только детства и юности этих героев, но также и их мечтаний, надежд, переживаний. Он прочно вошел в их сознание как островок домашнего покоя и уюта, с ним они связывают все то самое родное и светлое, что греет душу человека. Гибель вишневого сада, соответственно, является для Раневской и Гаева практически равноценной гибели их прошлой, «той» жизни, которая прошла — и ее не вернуть, она прожита впустую, ей суждено кануть в Лету вместе с теплом родового гнезда и пышными деревьями в саду. Именно поэтому так трагично и надрывно эти герои воспринимают продажу и гибель вишневого сада. В то же время представители молодого поколения, изображенные в пьесе, — Аня и «вечный студент» Петя Трофимов — переживают прощание с вишневым садом куда как проще и легче: для них он не является настолько весомым символом, как для представителей старшего поколения. Они более энергичны, проще смотрят на жизнь, устремлены в будущее — поэтому расставание с прошлым для них не становится трагедией. Ермолай Лопахин рассматривает вишневый сад всего-навсего как торговый объект. Он создал себе образ человека, не склонного к сантиментам, и в его сознании вишневый сад не ассоциируется с чем-либо метафизическим.
Никто из персонажей пьесы так и не предпринимает того решительного шага, который смог бы изменить судьбу вишневого сада и спасти его от гибели. Может быть, в существующих условиях такой исход дела был бы просто невозможен? Автор считает иначе. И мы понимаем, что можно было спасти вишневый сад. Но никто из персонажей пьесы не смог этого сделать — по разным причинам. Раневская, Гаев — они больше всех переживают о судьбе сада, но неспособны заставить себя предпринять практические шаги для его спасения. Аня, Трофимов и Лопахин не считают, что за жизнь вишневого сада вообще следует бороться. Именно поэтому в гибели сада так или иначе виноваты все герои.
БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ Д.П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»
Пьеса «Вишневый сад» написана Чеховым в 1904 г. — на последнем году жизни писателя. Она была воспринята читателем, как творческое завещание талантливого сатирика и драматурга. Одной из главных тем этой пьесы является тема будущего России. Данная тема раскрывается при помощи образов Пети Трофимова и Ани, дочери Раневской. Освещая эту тему, Чехов одновременно поднимает в пьесе ряд других проблем, характерных для всей русской литературы в целом. Это проблемы отцов и детей, человека-деятеля, любви и страданий. Все эти проблемы переплетаются в содержании «Вишневого сада», лейтмотивом которого является прощание новой, молодой России со своим прошлым, устремленность ее к завтрашнему светлому дню.
Образ России воплотился в самом названии пьесы «Вишневый сад». «Вся Россия — наш сад,» — говорит Чехов устами своего героя. И, действительно, вишневый сад для Раневской и ее брата Гаева -это родовое гнездо, символ молодости, благополучия и былой изящной жизни. Хозяева сада любят его, хотя и не умеют сохранить или спасти. Раневская со слезами и нежностью говорит о своем поместье:
Но для Раневской и Гаева вишневый сад — символ прошлого. Другой герой — деятельный Лопахин смотрит на сад только с практической стороны. Он видит в нем возможность получить большой доход, и с методами в этом не церемонится. Ермолай Лопахин, новый купец-промышленник, символизирует собой настоящее России, ее переход на капиталистические рельсы развития.
Будущее процветание России Чехов связывает с молодым поколением, представленным в пьесе Петей Трофимовым и Аней. Именно им предстоит строить новую Россию, сажать новые вишневые сады. Петя Трофимов — сын аптекаря, разночинец, устным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Он беден и знаком с тяжелой жизнью народа. Петя верит, что только непрерывным трудом можно изменить угнетенное положение народа и достичь светлого будущего своей страны. Трофимов умен, горд и честен в своих помыслах. Он живет верой в прекрасное будущее России и с восторгом делится этой верой с окружающими: «Вперед! Не отставайте, друзья!» Его речь светла, убедительна, полна патриотизма. Иногда, конечно, Трофимов бывает неправ или излишне категоричен, как это свойственно молодости. Однажды он заявляет Раневской: «Мы выше любви!» Такие случайности в его поведении позволяют старшему поколению считать его недотепой или «облезлым барином», как назвала его Варя. Но светлая и искренняя вера в счастливое будущее своей Родины, его энергия и готовность действовать вызывают симпатию у читателей и доверие у Ани, дочери Раневской.
Аня — молодая, образованная девушка. Ее душа отличается непосредственностью и красотою чувств. Она совсем по-детски может радоваться развлекательному полету на воздушном шаре, и в то же время она, в отличие от матери, проявляет интерес и заботу о хозяйственных делах в усадьбе.
Она считает эксплуатацию безнравственной, сама хочет трудиться, чтобы обеспечить себя и мать и через труд стать полезной обществу. Планы ее просты: сдать экзамен за курс гимназии, потом учиться и работать. Вот ее наивное представление о счастье:
Такие горячие движения души и благородные порывы сближают между собой эти два образа. Они символизируют надежду на лучшее будущее. Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России, именно им в уста вкладывает он свои собственные мысли, несмотря на то, что имение продано, и в саду уже стучат топоры, автор верит, что придут новые люди и посадят новые сады, «прекраснее которых нет ничего на свете«.
«Вишневый сад» — великое создание Чехова, поставившего комедию в один ряд с драмой и трагедией, поднявшее ее на недосягаемую высоту.
Лопахин не может поверить в счастье, что вишнёвый сад теперь принадлежит ему, и тут же его вырубает. Почему?
Традиционная интерпретация предполагает, что Лопахин — человек дела, ему чужды сантименты Раневской, и если она не готова прислушаться к голосу разума, Лопахин сам реализует свою бизнес-идею. Вторая по популярности интерпретация — месть бывшим хозяевам, самоутверждение крестьянского сына, чьи предки были крепостными в этом самом имении: «Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на всё происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню». Но есть и третий вариант, который часто реализуют в постановках: Лопахин влюблён в Раневскую и мстит ей от бессилия. Он ждал её приезда, осыпал комплиментами, занимал деньги без счёта, готов был помочь спасти землю, а она не оценила его великодушия, не прислушалась, да ещё и навязчиво сватала за него свою приёмную дочь Варю, девушку хорошую, но некрасивую, глупенькую и богомольную. Лопахин умеет быть деликатным, к тому же его просили не рубить сад до отъезда Раневской, и всё-таки семейство уезжает под звук топора, который, по замыслу Лопахина, она непременно должна услышать.
Река Истра близ усадьбы Бабкино. Место, где Чехов с семьёй гостил в 1885–1887 годах, могло стать одним из прототипов усадьбы из «Вишнёвого сада»Гостевой флигель усадьбы Бабкино, где жили Чеховы
Почему герои пьесы всё время отвечают друг другу невпопад?
Общим местом в интерпретации чеховских текстов стало понятие «коммуникативного провала»: герои не слушают и не слышат друг друга, потому что они погружены в себя, слишком сосредоточены на собственных переживаниях и «выключены из собеседника». Это часто, если не сказать обязательно, реализуется в постановках: например, существует спектакль «Три сестры» Тимофея Кулябина, целиком поставленный на языке жестов, — действующие лица буквально не слышат друг друга из-за глухоты. Однако неверно считать, что герои Чехова говорят чепуху. Просто если раньше в драме было принято буквально проговаривать мотивировки действий в монологах, то Чехов изобрёл свой приём: психологические мотивировки и характеристики персонажей у него спрятаны в подтекст. Как, собственно, и в реальной жизни: люди редко говорят именно то, что хотят сказать, а в особо драматические моменты вообще не находят слов — смысл приходится угадывать, и всегда есть риск понять собеседника неверно.
Интерьер усадебного дома. Музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово». 1960 годФлигель. Музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово»
Почему ремарки Чехова так подробны и не всегда имеют отношение к происходящему на сцене? Как они реализуются в театре?
Чехов изменил функцию ремарки: она стала не просто руководством для актёров и режиссёра (какие предметы должны быть на сцене, как двигаются действующие лица, когда они смеются или плачут), а формой присутствия повествователя, точкой зрения. Можно сказать, что Чехов принёс в драматургию прозу, сделав ремарки частью чтения, а не только спектакля. Постановщику такие ремарки помогают создать правильную атмосферу, дают возможность расставить акценты, но, конечно, не требуют следовать им буквально, часто это просто невозможно.
О чём эта книга?
Помещица Раневская приезжает из Парижа в имение своего детства, которое выставляют на аукцион за долги. Купец Лопахин предлагает план спасения: снести старые постройки, вырубить вишнёвый сад и сдавать землю в аренду дачникам. Раневская в ужасе: для неё дом и сад полны сентиментальных воспоминаний. Откладывая решение, обитатели усадьбы философствуют, танцуют и тратят последние деньги. Лопахин покупает имение на аукционе и тут же приказывает вырубить сад. Нерешительные и мечтательные дворяне разъезжаются кто куда, уступая место «людям дела». Девятнадцатый век обрывается со звуком лопнувшей струны.
Антон Чехов. Около 1900 года
Где мог находиться этот вишнёвый сад?
Если верить Ивану Бунину, такого вишнёвого сада вообще не могло быть: «…Вопреки Чехову, нигде не было в России садов сплошь вишнёвых: в помещичьих садах бывали только части садов, иногда даже очень пространные, где росли вишни, и нигде эти части не могли быть, опять-таки вопреки Чехову, как раз возле господского дома, и ничего чудесного не было и нет в вишнёвых деревьях, совсем некрасивых, как известно, корявых, с мелкой листвой, с мелкими цветочками в пору цветения (вовсе непохожими на то, что так крупно, роскошно цветёт как раз под самыми окнами господского дома в Художественном театре)». Но Бунин прав и неправ одновременно: если верить «южным версиям» местонахождения сада, то он просто не вполне принадлежит русской усадебной традиции.
Фирс в пьесе говорит, что сушёную вишню из имения отправляли возами в Харьков и Москву. Лопахин регулярно ездит по делам в Харьков. Варя мечтает ходить по святым местам, сначала в Киев, потом в Москву. Значит, имение Раневской близко к Малороссии. Возможно, ближайший к имению город — это Белгород. Но есть и другие варианты. Например, версия, что в основе чеховской пьесы лежит история одесской помещицы Васильевой, которая унаследовала усадьбу с вишнёвым садом, а потом продала её за долги. Правда, продажа состоялась в 1909 году, зато Васильева вроде бы была знакома с Чеховым. В 2013 году историко-топонимическая комиссия Одессы установила мемориальную табличку по адресу, где находилась усадьба, и высадила там вишнёвые деревья.
Есть и подмосковная версия: имение Раневской могло быть в Истринском районе, где находилась усадьба Бабкино, в которой Чехов три года жил дачником и наблюдал, как она уходит за долги. Этой версии придерживается Борис Зайцев, который заодно отмечает, что «место в банке для Гаева в конце «Вишнёвого сада» находилось в Калуге, куда он и уехал из Бабкина». Но в тех местах вишнёвые сады действительно не высаживали.
Будущее и герои пьесы «Вишневый сад»
Лопахин с его деловой хваткой, это настоящее. Он вырубает вишневый сад, прекрасно понимая, что разрушает многовековые традиции, как бы разрывая узел, связавший землевладельцев с работающими на их земле и принадлежащими им крестьянами. Поэтому закулисная сцена прощания крестьян с хозяевами так же весьма символична. Он понимает, что будущее за дачниками, которым земля не принадлежит, и работать на ней не является их повинностью и обязательством. Для Лопахина есть будущее, но оно тоже весьма туманно.
Самым радостным будущее в представлении чеховских героев «Вишневого сада» у Пети и Ани. Петя очень красиво размышляет о благе всего человечества, призывает к действию, но что ждет его, он и сам не знает, ведь его речи так расхожи с его действиями, он пустослов. Даже Раневская замечает: «Вы ничего не делаете, только судьба бросает вас с место на место, так это странно…». Для него нет прошлого, он не находит места в настоящем, но он искренне верит, что найдет себя в будущем: «…Я предчувствую счастье…я уже вижу его».
А что же ждет Варю, приемную дочь Раневской и молодых слуг Яшу и Дуняшу? Варя, очень хозяйственная и здравомыслящая девушка, но она настолько приземлена, что не вызывает никакого интереса у Лопахина, которому хотели ее сосватать. Очевидно, что нет впереди у нее ярких впечатлений, что ждет ее будущее, не отличающееся от настоящего.
А вот будущее Яши и Дуняши способны вызвать множество споров. Они оторваны от своих корней, будучи малообразованными, не имеющие строгих моральных принципов ради удовлетворения своих желаний способны на многое. Они без уважения относятся к хозяевам, в чем- то даже способны их использовать. Так наглый и хамоватый Яша, напрашивается с Раневской обратно в Париж, так как для него стало тягостным жизнь в российской глубинке, среди простых крестьян. Он пренебрежительно относится даже к собственной матери, и видно, что в любой момент он так же переступит и через свою хозяйку. Именно такие как Яша через 13 лет будут громить Зимний дворец, разрушать дворянские усадьбы и расстреливать бывших хозяев.
Можно утверждать, что будущее в комедии «Вишнёвый сад» весьма расплывчато. Чехов только указал, в каком направлении могут двинуться герои, ведь будущее России очень занимало всех, живших в столь сложное историческое время. Бесспорно лишь то, что Антон Павлович ясно показал, что к прошлому возврата не будет и необходимо учиться жить по–новому, сохранив лишь самое лучшее в виде набора духовных ценностей.
Анализ произведения
Тема
Тема пьесы — Россия, её прошлое, настоящее, будущее.
Прошлое — уходящее дворянство, старые усадьбы с их культурой и красотой, обитатели которых не могут приспособиться к жизни в новых реалиях (Раневская, Гаев). Настоящее представляет деловой Лопахин. Будущее олицетворяют Петя Трофимов и Аня. Вишнёвый сад как символ России связывает воедино всех героев.
Идея
Идея произведения — ожидание перемен. Предчувствие скорых изменений есть у всех героев. Разрушено старое, а новое пока не пришло, и каким оно будут, неизвестно. У одних героев неизвестность рождает страх и желание цепляться за уходящее прошлое. Другие — Аня и Петя Трофимов — намерены взращивать дивный сад и полны надежд на светлое будущее.
Проблематика
- Разложение большей части дворянства праздной жизнью, их неумение управлять поместьем, непрактичность — всё это привело к тому, что дворянство (Раневская, Гаев) уступило первенство буржуазии.
- Лопахин, представитель класса буржуазии, энергичен, трудолюбив и практичен, но он всегда отдаст предпочтение выгоде.
- Разночинец Трофимов возвышен, одержим прогрессивными идеями, его цель — преображение российского общества, но он бездеятельный наивный идеалист.
Композиция
Композиция состоит из основных частей:
- Экспозиция — ожидание приезда хозяйки..
- Завязка — приезд Раневской, известие о разорении, о том, что имение надлежит выставить на торги.
- Развитие действия — нарастание конфликта. Решается, что же делать с имением.
- Кульминация — бал в то время, когда идут торги, на которых владельцем вишнёвого сада и господского дома становится Лопахин.
- Развязка — отъезд Раневской и всх остальных. Запертым в доме остаётся больной Фирс. Слышен стук топора.
Жанр и направление
«Вишневый сад» все однозначно относят к литературному направлению «реализм», так как автор пытался воссоздать реальную действительность. Его образы типичны и натуралистичны. Сюжет простой.
Однако есть некоторые черты, которые позволяют отнести пьесу к новому явлению «Театру абсурда». Это доказывают отрывистые реплики героев, которые как будто бросаются на ветер, здесь нет четких диалогов между героями. Без ответа остаются высказывания, никто никого не слышит, что похоже на непонимание между разными классами и поколениями.
Как её приняли?
Первые критики в основном сосредоточили своё внимание на социально-исторических вопросах: гибели дворянской России и переходном состоянии общества. Консерваторы журили Чехова за симпатию к «новым людям», либералы, напротив, были недовольны тем, что Петя Трофимов рассуждает о будущем устаревшими словами
Чаще всего звучала претензия, что автор любуется безволием своих героев и не предлагает «позитивной программы» — не отвечает на вопрос, какой будет новая жизнь. После 1917 года эта открытость финала трактовалась вполне определённо: впереди революция, и в наступившей после неё новой жизни не останется места ни помещикам, ни буржуа, ни интеллигентам.
Чехов с артистами Московского Художественного театра за чтением пьесы «Чайка». 1899 год