Как это работает. герои и прототипы

Повесть «капитанская дочка»: прототипы героев александра пушкина

Восток – дело тонкое

Как Керчь и Феодосия, доступная для Пушкина Эллада, так Бахчисарай – доступный Восток. Город еще сохранял вид бывшей столицы Крымского ханства. К тому же, Пушкин и Раевские въехали в Бахчисарай к началу мусульманского праздника Байрам.

Путешественники ночуют в ханском дворце, его для важных гостей приспособили еще к приезду Екатерины II. Про фонтан слез, который вечно оплакивает любимую наложницу из ханского гарема, Пушкин знал и прежде.

«В Бахчисарай приехал я больной. Я обошел дворец с большой досадой на небрежение, в котором он истлевает. Раевский почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема, но не тем в то время сердце полно было – лихорадка меня мучила».

Через год Пушкин пишет поэму «Бахчисарайский фонтан», в которой смешивает разные времена. В поэме есть Хан-Гирей, его гарем и бывшая любимая наложница-грузинка и новая любимая наложница-полячка. Позже из Михайловского Пушкин пишет посвящение фонтану бахчисарайского дворца, скорее, фонтану из поэмы, чем из дворца: «Люблю немолчный говор твой, И поэтические слезы». В общем, поэзия перекрыла скромный краник, и теперь сюда приходят не к фонтану, воспетому Пушкиным, а к Пушкину, воспевшему фонтан…

Карьерист и Петербург

Чиновником 10 класса Пушкин направлен служить в коллегию иностранных дел, но в тогдашнем МИДе он только числится. Не то, что его одноклассник Горчаков, который станет и министром, и канцлером. Или принявший с Пушкиным присягу в один день Грибоедов, который станет послом в Персии.

Пушкин после шестилетнего Царскосельского заточения вознаграждает себя блеском Петербургской жизни. Пушкинская юность, она Онегинская, ведь он как раз закончил лицей философом в 18 лет. Вообще, он любил давать свои черты своим героям: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Бульваром был в ту пору Невский проспект.

Что касается головного убора а-ля южно-американский герой, то в отличие от обычного тогда цилиндра, боливар был гораздо более широкополым. Пушкинский боливар был до того широк, что для того чтобы пройти через узкую дверь, нужно было сначала пронести боливар впереди себя, а потом шагнуть самому и уже за дверью надеть боливар на голову.

Пушкин, вообще, был франт-радикал, он после лицея отрастил очень длинные ногти и такими он их поддерживал всю жизнь. Для того чтобы самый длинный из них ненароком не сломался, Пушкин надевал золотой футляр в виде наперстка.

Бакенбард тогда еще не было, Пушкин их отрастит в Михайловской ссылке, но без бакенбард вы его попросту не узнали бы.

История пропущенной главы

Пушкин работал над романом 3 года, но в окончательной редакции пришлось вырезать одну из глав. Многие литераторы, изучающие историю создания повести «Капитанская дочка», считают, что сделано это было в угоду цензуре.

В вырезанном отрывке шла речь о поднятом в поместье родителей Гринева крестьянском бунте. Мужики заперли стариков и Машу в амбаре, туда же попал и сам молодой барин, когда приехал выручать родных. Их освобождает гусарский эскадрон. Помещики прощают своих глупых крестьян.

На самом деле доподлинно неизвестны причины изъятия главы из произведения. Автор не давал объяснений по этому поводу. Он просто заменил номер главы «12» на «Пропущенная» и не предъявил ее издательству для публикации.

Более того, не сохранилась и первоначальная «летняя» редакция романа. Предполагают, что Пушкин уничтожил ее, поэтому невозможно досконально выяснить, является ли имеющаяся «Пропущенная глава» единственной или были другие варианты.

Творческий план произведения был составлен еще в 1833 г. Во время написания роман изменялся, переделывался, переписывался. Но именно пропущенная глава очень близка к первоначальному замыслу. Об этом говорят некоторые отрывки из переписки писателя с цензором Корсаковым.

Маша Миронова

Образ героини, которой пришлось преодолеть различные трудности на своем жизненном пути, имеет реальный прототип: дочь дворянина Борисова Марья Васильевна. А. С. Пушкин, который познакомился с этой непримечательной девушкой на балу незадолго до начала работы над «Капитанской дочкой», наделил Машу Миронову такой же честностью, простотой, справедливостью, открытостью и умением справляться с трудностями.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Прототипы героев повести «Капитанская дочка»», рассмотрит прототипы вымышленных персонажей Гринева, Швабрина и Маши Мироновой.

Вальтерскоттовские мотивы

Многие сюжетные положения «Капитанской дочки» перекликаются с романами Вальтера Скотта, на что указывал, в частности, Н. Чернышевский. В Савельиче ещё Белинский увидел «русского Калеба». Комический эпизод со счётом Савельича Пугачёву имеет аналог в «Приключениях Найджела» (1822). В царскосельской сцене «дочь капитана Миронова поставлена в одинаковое положение с героиней „Эдинбургской темницы“» (1818), — указывал в своё время А. Д. Галахов.

К романам Скотта восходит и развёрнутая система эпиграфов из «старинных песен», и оформление повествования послесловием фиктивного издателя.

Работа над произведением

А. С. Пушкин начал работать над произведением в 1833 году. Постепенно роман Пушкина с документальной основой перерастал в художественную повесть, где основные действия происходили на фоне пугачевского бунта. Когда писатель проработал весь исторический материал, он стал осмыслять все события через художественную форму.

Из-за цензуры А. С. Пушкину пришлось множество раз переписывать свой роман. Первоначально автор хотел, чтобы в центре повествования находилась противоречивая личность – дворянин, который по собственному желанию перешел на сторону пугачевцев; однако позже А. С. Пушкин приходит к созданию двух образов-антиподов, подчеркивая при этом положительные качества Гринева и отрицательные черты Швабрина. На протяжении работы над историческим романом менялись имена главных героев, у которых были реальные прототипы.

Для автора произведения был важен образ Емельяна Пугачева. А. С. Пушкин показывает его не столько как лицо историческое, сколько личность со всеми ее особенностями характера. Если говорить кратко, самое главное для автора: показать Пугачева не только как предводителя восстания, но и как обычного человека.

Лишь в октябре 1836 года А. С. Пушкин закончил работать над последней редакцией повести. «Капитанская дочка» была напечатана в журнале «Современник» в декабре того же года.

Вариант 2

1. Первый прототип главного героя повести “Капитанская дочка” – это сам Пушкин. Он был офицером и много путешествовал по России. В своей повести он описал свои собственные впечатления и переживания, которые он испытал во время своих путешествий. Пушкин был очень талантливым писателем и хотел показать, каким должен быть настоящий русский офицер.

2. Второй прототип главного героя – это его друг, Александр Грибоедов. Он был офицером и участвовал в войнах против Наполеона. Грибоедов был очень образованным человеком и занимался литературой. Он был близок к Пушкину и помогал ему в написании повести. Грибоедов был убит во время восстания в Персии, но его талант и вклад в русскую литературу остались навсегда.

3. Третий прототип главного героя – это сын Пушкина, Александр. Он был рожден после написания повести, но Пушкин использовал его образ, чтобы показать, каким должен быть настоящий русский офицер. Александр был очень похож на своего отца и унаследовал его талант к литературе. Он стал известным писателем и поэтом, но его жизнь была короткой и трагической.

4. Четвертый прототип главного героя – это сама Россия. Пушкин хотел показать, какими трудностями приходится сталкиваться русским офицерам, которые служат в далеких и неприветливых уголках России. Он описал жизнь на казачьих станицах, где главный герой проводил большую часть своей жизни. Пушкин показал, как трудно было жить в России в те времена, но он также показал, какими сильными и выносливыми были русские офицеры.

5. Пятый прототип главного героя – это сама история России. Пушкин хотел показать, какими трудностями приходится сталкиваться русским офицерам, которые служат во время войн и революций. Он описал жизнь главного героя во время Пугачевского восстания и показал, как он смог сохранить свою верность России. Пушкин показал, что Россия всегда была и будет сложной и противоречивой страной, но она всегда будет любима своими сыновьями.

6. Шестой прототип главного героя – это казаки. Пушкин описал жизнь казаков на станицах и показал, как они живут и борются за свою свободу. Он показал, что казаки были очень сильными и выносливыми людьми, которые готовы были жертвовать своей жизнью за Россию.

7. Седьмой прототип главного героя – это Пугачев. Пушкин описал жизнь и борьбу Пугачева против царской власти. Он показал, что Пугачев был очень харизматичным лидером, который смог объединить разных людей в борьбе за свободу. Но он также показал, что Пугачев был жестоким и беспощадным человеком, который не остановится ни перед чем, чтобы достичь своей цели.

8. Восьмой прототип главного героя – это Маша Миронова. Она была дочерью казачьего старшины и была очень красивой и образованной девушкой. Главный герой влюбился в нее и она стала для него важным человеком в жизни. Пушкин показал, что любовь может быть сильнее любых препятствий и что она может изменить жизнь человека.

9. Девятый прототип главного героя – это Петр I. Пушкин описал жизнь Петра I и его реформы, которые изменили Россию. Главный герой был свидетелем этих реформ и показал, как они повлияли на жизнь русских офицеров. Пушкин показал, что Петр I был очень сильным и решительным человеком, который смог изменить Россию к лучшему.

10. Десятый прототип главного героя – это сама повесть “Капитанская дочка”. Пушкин создал эту повесть, чтобы показать, каким должен быть настоящий русский офицер. Он показал, что офицер должен быть сильным, выносливым и готовым жертвовать своей жизнью за Россию. Пушкин также показал, что офицер должен быть образованным и честным человеком, который всегда будет верен своим принципам.

Критика

После публикации «Капитанской дочки» известный литератор Владимир Федорович Одоевский написал письмо Пушкину, в котором выразил искреннее восхищение произведением. Особенно ему пришлись по душе Пугачев и Савельич, чьи образы, по мнению Одоевского, были прорисованы с особенной тщательностью. Однако он раскритиковал образ Алексея Швабрина, которого считал весьма нежизнеспособным. Так, литератор полагал, что Швабрин был не таким глупым и взбалмошным, чтобы принять сторону бунтовщиков. И не был он столь благородным, чтобы не воспользоваться своей властью над Машей и не овладеть ею в любой момент.

Произведение пришлось по душе и В. А. Соллогубу, который оценил сдержанность и конструктивность повествования, что не было характерно для творчества Пушкина, любившего пускаться в пространственные описания. Он так отозвался о книге: «Спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод».

Не остался в стороне и Николай Васильевич Гоголь, который искренне восхитился «Капитанской дочкой». Он считал, что это произведение можно смело назвать вершиной русской прозы. По мнению писателя, окружающая действительность кажется жалкой карикатурой по сравнению с тем миром, что изобразил писатель в своей повести.

Литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский был более сдержан в своих высказываниях в адрес «Капитанской дочки». Он лишь отметил второстепенных персонажей повести, в описании которых чувствовалось большое мастерство писателя. Вместе с тем, главные действующие лица не произвели на критика особого впечатления: «Ничтожный, бесцветный характер героя повести и его возлюбленной Марьи Ивановны и мелодраматический характер Швабрина хотя принадлежат к резким недостаткам повести, однако ж не мешают ей быть одним из замечательных произведений русской литературы». Интересен и тот факт, что великий композитор П. И. Чайковский был настолько обескуражен бесхарактерностью Маши Мироновой, что даже отказался написать оперу по этому произведению.

Весьма противоречивое впечатление произвела книга и на критика Н. Н. Страхова  и историка В. О. Ключевского. Если первый был явно недоволен тем, что произведение Пушкина имеет мало общего с историческим романом, поскольку в большей степени является хроникой вымышленного семейства Гриневых, то Ключевский высоко оценил историческую ценность произведения Александра Сергеевича и отметил, что далеко не во всех исторических работах можно почерпнуть столько полезного материала о Пугачевщине, как в повести «Капитанская дочка».

ШколеNET

1 Образ Емельяна Пугачёва в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» До начала XIX века имя Пугачева, предводителя крупнейшего восстания в феодально-крепостнической России, было под запретом, и только во времена Пушкина стали появляться первые исторические сочинения, повести и даже романы о пугачевщине. Но о самом Пугачеве писали только как о «злодее», «убийце», «враге отечества», и только простой народ хранил память о нем как об «отце», заступнике угнетенных, народном герое. Емельян Пугачёв, Зимовейской станицы служивый казак. Он был 40 лет от роду, росту среднего, смугл и худощав, волосы имел тёмно-русые, бороду чёрную…. «Богу было угодно наказать Россию через моё окаянство», — такие слова сказал Пугачёв на допросе. В «Истории Пугачевского бунта» Пушкина интересовала, прежде всего, «пугачевщина», то есть само восстание, а не его инициаторы, вожди и вдохновители. Они обрисованы Пушкиным скупо. Все повествование занял размах восстания и как бы «образ» восстания в народном сердце и в народной памяти. Образ Пугачёва в «Капитанской дочке» Пушкин первый из литераторов и историков увидел в Пугачеве выдающегося человека из народа. Пугачёв проявляет сметливость, изворотливость, помнит добро. Он хороший организатор, умеющий вести за собой людей. Необыкновенно привлекателен внутренний облик Пугачёва, воплотившего в себе характерные черты русского народа — широту, цельность и удаль натуры, талантливость. Пугачёв кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Народ видит в Пугачёве «народного паря» и своего заступника, любит его и гордится им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущество, справедливость. Пушкин поставил в романе один из самых сложных вопросов – вопрос о зависимости жизни людей от хода истории. История вывела Пугачёва из-под таинственных покровов, сделала фигурой жуткой и одновременно почти сказочной. В пушкинском Пугачёве уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и помочь ему. Отношение Пушкина к Пугачёвскому восстанию выражено фразой: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». 2 Образ Пугачева в поэме С.А. Есенина «Пугачев» Личность Пугачева представлена в поэме Есенина неординарной, противоречивой и трагичной. С одной стороны, Пугачев появляется, как сильная, уверенная, волевая натура, человек бывалый, а с другой – видно, что он оказался самоуверенным. Это человек неистового темперамента, сильной воли, раздираемый внутренними противоречиями. Есенин показывает Пугачева с двух сторон: то он вожатый, самозванец, выдающий себя за Петра, то преступник, которого предали свои же люди и отдали власти на растерзание. «C таким, как Пугачев, на любую битву не страшно идти!»– восклицал Есенин, знавший наизусть многие эпизоды «Капитанской дочки». Поэма С.А. Есенина «Пугачев» – это драматическое произведение, обращенное к сложному историческому периоду. В эпоху революционного перелома XX века Есенин пытается понять сущность мятежной, революционной стихии. Поэтому его так интересует Емельян Пугачев, герой народного восстания. Пугачев у Есенина — и дикарь, и светлый ум, и мечтатель, и мятежник. Как говорит Хлопуша, чернь любит Пугачева «за буйство и удаль». Перед Есениным все чаще вставал мучительный вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Ответить на него было нелегко. Душа поэта сжималась от боли при виде страшных следов войны и разрухи. Тогда-то и появился образ Пугачева, попытавшегося силой построить крестьянский рай на земле. Есенин раскрывает в образе Пугачева черты могучего бунтаря, который по призванию должен повести казаков и крестьян дорогой мести и борьбы к свободе. Но народ, желавший получить свободу, еще не способен был ее завоевать. Вся надежда крестьян и казаков на лучшее будущее была связана с верой в хорошего царя. В Пугачёве Есенина мы видим обреченность, трагическую предопределенность. С.Есенин создает в поэме образ человека сильного и решительного, способного на обдуманные действия. Но ему не дано обуздать стихию мятежа, не дано наделить своей волей тех, кто рядом. История, к которой обратился поэт в своей поэме, давала ответы на мучивший его вопрос о судьбе русского крестьянства в революционную эпоху. Есенин понял неоднородность крестьянства, стихийность его сознания, слабость. более месяца назад

Главные герои и их характеристика

Вот здесь перечислены главные образы в романе «Капитанская дочка».

  1. Пётр Гринёв — молодой дворянин и офицер. Превыше всего ценит свою честь. Лично знал Пугачёва, и проникся к нему уважением, оставшись при этом убеждённым противником вооружённого мятежа. Позиционируется Пушкиным как образец для подражания. Этот образ раскрывается в возрастных метаморфозах: сначала Петр был безответственным и весьма ограниченным недорослем, даже по пути на фронт он совершает детские ошибки и попадает в курьезные ситуации; потом любовь преображает героя, он становится сильным и гордым; затем штурм крепости и смертельная опасность показывают истинного Петра — мужественного, храброго и честного; в финале перед нами не недоросль, а ответственный и готовый ко всему солдат, знающий не понаслышке, что такое честь.
  2. Марья Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Отказалась выйти за Швабрина, готова была умереть голодной смертью, оставшись верной Петру. Приложила все усилия для спасения любимого даже после того, как на него махнул рукой собственный отец. Идеал женщины (для Пушкина). Ее характер украшают бескорыстие, смелость, преданность и сила духа. Даже несмотря на то, что шанс выйти замуж без приданного был минимален, она не согласилась стать супругой нелюбимого человека.
  3. Иван Миронов — бедный офицер, отдавший армии 40 лет жизни. Честный, добрый, исполнительный человек, но мягкосердечный и уступчивый в быту (поэтому многие из его людей не были готовы к осаде, а кое-кто и вовсе перешел на сторону мятежников). Самоотверженно оборонял крепость и принял смерть от рук мятежников, отказавшись изменить присяге. Вот эссе, которое поможет Вам узнать капитана получше.
  4. Василиса Миронова — властная и хозяйственная жена коменданта. Почтенная старушка. Заботливая мать и добросовестная супруга, которая отказалась покинуть крепость, ведь не хотела бросать мужа. Была безжалостно убита восставшими. Подробнее о ее характере расскажет эссе.
  5. Емельян Пугачёв — мятежный казак, лидер восстания, самозванный император Пётр III. Безжалостный убийца и бескомпромиссный бунтарь. Не лишён благородства, способен помнить добро. Уважает Петра Гринёва за его честность и простоту. Изначально понимая печальные перспективы своей авантюры, идёт до самого конца, смиряясь со своей судьбой. Вот его описание, таблица с характеристикой и образ. Вот характеристика с таблицей.
  6. Алексей Швабрин — молодой и талантливый офицер. Вопреки внешнему сходству с Гринёвым, оказывается его полной противоположностью. Подлый и низкий человек, который стремиться лишь к собственному благополучию и выживанию. Изменяет присяге, подвергает мучениям Марию Миронову, после ареста клевещет на Петра в мелочном желании навредить тому, кто лучше, чем он.
  7. Екатерина II — императрица России. Приятная и сострадательная женщина. Милосердно снимает с Гринёва все обвинения и обеспечивает счастье его и Маши.
  8. Савельич — старый слуга Петра Гринева, ставший его верным спутником и другом. Это хозяйственный и ворчливый старик, привыкший экономить и во всем блюсти барские интересы. В то же время этот человек искренне предан Гриневу и любит его как сына. Вот его сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию его образа.

Также читают:

Существует мнение, что единственной достопримечательностью Саратова является лишь самая длинная река в Европе, на берегах которой он был построен – Волга. Но это, безусловно, является большим заблуждением.

Максим Горький написал прекрасное произведение, которое называется “Детство”. В нем он повествует о своем сиротском детстве. Главные герои — это семья Кашириных, их образы настолько разнообразны

Короткий рассказ Бунина представляет собой описание истории горбуна, который получает любовное письмо и весь в предвкушении готовится к свиданию. Он приобретает некоторые новые предметы для гардероба, идет к парикмахеру

Произведение является одной из составных частей прозаического сборника писателя под названием «Донские рассказы», повествующих о событиях в истории России, происходящих в период Гражданской войны.

Драма «Гроза» автора А. Н. Островского относится к классике русской литературы. Своеобразие произведения подчеркивает её уникальность и особенность. Сюжетная линия построена естественно и стройно.

Александр Пушкин показал фигуру мятежника в любовном произведении Капитанская дочка.

14.03.2019 16:24:56

2019-03-14 16:24:56

Главные герои

Пётр Гринев

Дворянин, офицер, 16-летний юноша, жених Маши Мироновой.

Пётр Андреич Гринёв с самого начала предстаёт в произведении малообразованным, наивным молодым человеком 16 лет. Но “Капитанская дочка” — это история взросления. Влюбившись в дочь коменданта крепости Марью Миронову и испытав лишения военного времени, Гринёв проявляет мужественность, честность и отвагу. Образ героя преображается: из мальчика он превращается в мужчину, благородного офицера и воина.
Подробная характеристика Гринёва.

Марья Миронова

Дочь коменданта крепости, 18 лет, возлюбленная Гринёва.

Юная девушка, застенчивая и добрая, послушная дочь. Впоследствии, когда Пугачёв захватил крепость и казнил её родителей, она проявляет все свои лучшие качества: находит в себе смелость отправиться в Петербург и молить саму императрицу о милости к «предателю» Гринёву.
Подробная характеристика Маши Мироновой.

Савельич

Крепостной, слуга Петра Гринёва, пожилой мужчина.

В повести “Капитанская дочка” герои восхищают не только доблестью, но и человечностью. Доброта и верность — качества, которые покоряют Пушкина и читателя своей “мягкой” силой

У крепостного слуги большое отважное сердце: Савельич не боится смерти и просит у грозного Пугачёва сохранить жизнь Гринёву. Пугачёв не казнил старика и пощадил Петра, потому что такая самоотверженность вызывает в нём чувство глубокого уважения.
Подробная характеристика Савельича

Емельян Пугачёв

Беглый казак, лидер крестьянского восстания 1773–1775 гг.

Анализ образа Пугачёва необходимо производить, памятуя о том, что историю пишут победители. В глазах власти он государственный преступник. Но Пушкин не живописует его образ сугубо тёмными красками. Он восхищается силой духа Пугачёва, его честностью, умением оценить чужую доброту и верность, сохранив у литературного героя черты реального прототипа.
Подробная характеристика Пугачёва.

Алексей Швабрин

Дворянин, офицер, молодой мужчина, соперник Гринёва в любви.

На протяжении повести образ Алексея Швабрина меняется. Вначале Алексей и Пётр, казалось, имели схожие характеристики. Оба офицеры, оба бездумно прожигают молодость. Но после ряда событий становится очевидно, что персонажи совершенно разные. Швабрин добивается своего хитростью, подлостью, предательством. Он высокомерен и злобен, не колеблясь нарушает присягу и переходит на сторону Пугачёва.
Подробная характеристика Швабрина.

Предистория

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: