В чём схожи и чем различаются братья кирсановы в романе и. с. тургенева «отцы и дети»?

2 вариант

Известный роман Ивана Сергеевича создан для того, чтобы показать смен времен и обществ, в нем живущих. Здесь нет акцента на семейные узы, как таковые. Как отцам относятся люди, выросшие в эпоху дворянства и защищающие их принципы. Дети же представляют новое веяние, которые появилось совсем не давно, в сути своей является разночинством. Романа автора отображает историческое время, которое затрагивает 1850-1860 года. Это времена царской России.

Самым ярким и ярым представителем так называемых «детей» является Евгений Базаров. Это молодой человек, занимающийся медициной, он очень увлечен всеми естественными науками. У Евгения есть своя философия жизни, которую он везде продвигает. Из-за чего у героя постоянно происходят споры и столкновения со страшим поколением. Он же привык высмеивать их образ жизни, их понимания и мировоззрения. Эти факты очень раздражают «отцов». Когда их собственные дети начинают увлекаться нигилизмом, отцы начинают волноваться. Нигилизм и есть философия Базарова. Для молодых людей это новое веяние было очень интересно. Молодежь очень увлекался этими идеями, однако, не все становились на этот путь.

Особенно яркие состязания Евгений проводит с Павлом Петровичем Кирсановым, это дядя его друга. Павел Петрович является представителем дворянского рода, который построен на идеях консерватизма. Это военный человек, у него всё базируется на авторитетности и принципах. Он уверен, что будущее не может обойтись без добрых традиций. Герой очень любит своих близких людей.

Николай Петрович – консервативный человек, выросший на твердых принципах. Отец своего семейства, любит свое родство и заботится о нем. Николай Петрович по своей натуре романтик, очень любит стихи Александра Сергеевича и также восторгается природой. Сей факт постоянно критикует и высмеивает Базаров. Герою не до своего хозяйства, этот момент Евгений тоже не оставляет незамеченным. Герой очень добр, он заботливый и любящий отец. Герой соглашается с тем, что будущее принадлежит молодежи.

Также к представителям «отцов» относятся и родители самого Базарова. Они хранили и чтили традиции. Примечательно, что даже похороны младшего Базарова проходили по православным канонам. Несмотря на то, что Евгений не признавал этого.

Иван Сергеевич показал, как сменялись времена. На смену дворянских устоев пришли новые веяния, понимания и убеждения. Каждое поколение имеет свои недостатки. К сожалению, в каждом последующем их становится только больше.

Популярные сегодня темы

Ценность земли определяется людьми, которые эту землю населяют и нередко мы можем видеть скептическое отношение к простому человеку. Шукшин сам был выходцем из деревни, который многого достиг

Среди произведений русского писателя Владимира Галактионовича Короленко повесть «Дети подземелья» – одно из наиболее известных.

В сказке «Упрямый козленок» автор повествует читателю о неразумном поступке упрямого маленького козленка, который не послушал маму, сделал все по-своему и попал в страшную беду.

На этой картине изображены четверо детей. Они собирали в лесу грибы, а сейчас возвращаются домой. Наверное, это братья и их старшая сестра.

Героиня романа Тихий дон Наталья показана очень положительной женщиной, верной своему мужу женой и прекрасной матерью. Скромная и красивая девушка Наталья Коршунова

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он «убивает» своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное — природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. «Мастерская» (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

Сравнение Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых

Николай Петрович  и Павел Петрович Кирсановы второстепенные герои произведения Тургенева «Отцы и дети».  Николай Петрович отец Аркадия – близкого друга Базарова, а Павел Петрович его дядюшка и старший брат Николая. Несмотря на то, что братья выросли вместе и последние несколько лет живут под одной крышей они совершенно разные. Как на внешность, так и на характер. Об этом мы и поговорим в этом сочинении.

Павлу Петровичу около сорока пят лет, он с детства очень красив и статен : « ….Он с детства отличался замечательную красотой…».  Его лицо было чистым без морщин, с тонкими аристократичными чертами, словно выведенное тонким резцом.

Николаю Петровичу – младшему брату было сорок четыре года. Он прихрамывал на одну ногу, имел приятные, теплые, душевные, маленькие, но грустные черты лица. И гладкие седые волосы.

Старший брат прекрасно одевался, даже живя в глухом поместье, был изысканным франтом, несмотря на свой возраст. Павел Петрович любил одежду в английском стиле, она прекрасно смотрелась на его легкой фигуре, было видно. Что он не брезгует физическими нагрузками.

В отличие от Павла, Николай одевался скромно, даже чересчур для своего положения и со спины его легко было перепутать с одним из крестьян. Его любимое пальто было ужасно пыльным, а клетчатые панталоны и старые пуговицы не добавляли стиля образу.

Николай Петрович вдовец уже более десяти лет, очень любил внезапно ушедшую из жизни жену. Есть новая дама сердца, на которой он в последствии женится и два сына —  старший Аркадий и младший Дмитрий.

Павел  холостяк, никогда не был женат. В молодости пользовался огромной популярностью у женского пола, но после неудачной , долгой и жестокой любви разочаровался как в отношениях, так и в прекрасном поле в целом. Детей завести ему так и не удалось.

Павел Петрович получил военное образование, был работал на благо армии, а сейчас предпочитает жить как английский джентльмен, редко покидающий имения, но постоянно сверкающий в местном элитном обществе.

Его брат, получил университетское образование, учился спокойно с удовольствием. Ответственный и любящий свою работу человек, всецело отдаётся хозяйству, мечтатель, любит музицировать.

Николай Петрович помещик, пытается вывести своё хозяйство на новый уровень, но всё безуспешно. Ферме, в которую он превратил поместье, не хватает умелого хозяина, Николай пытается постичь науку о земледелии и пока безуспешно.

Павел Петрович, слывет либералом. Часто участвует в местных выборах, ничем не помогает Николаю в имении, но нередко выручает деньгами.

Совершенно ничего не понимает в искусстве и не хочет его принимать. Говорит о нём только если ссылается на известные авторитеты или для того что бы поругать молодое поколение.

Базаров и Павел Петрович. Сравнительная характеристика. Таблица

Павел Петрович Кирсанов Евгений Базаров
Отношение к аристократии
Аристократия является движущей силой развития общества Бесполезность аристократии, неспособность вести Россию к будущему
Отношение к нигилизму
Считает нигилистов вредными для общества Нигилизм – мощная движущая сила развития
Отношение к простому народу
Умиляется патриархальности крестьянской семьи, говорит о том, что народ не может без веры Считает народ невежественным, темным и суеверным, отмечает революционность людского духа
Отношение к искусству, природе
Любит природу, искусство, музыку Определяет природу как мастерскую, в которой хозяйничает человек. Искусство считает бесполезным
Происхождение
Родился в дворянской семье Родился в семье земского лекаря, разночинец

https://youtube.com/watch?v=9Igleq8R184

Сочинение Николай и Павел Кирсановы (сравнительная характеристика)

Николай Петрович Кирсанов и его брат Павел – важные участники конфликта поколений в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Несмотря на родство, представители одного рода сильно отличались.

Воспитанные в семье военных, братья должны были пойти по стопам отца, однако военную карьеру сделал только Павел Петрович: его брат не отличался особой храбростью, а в день поступления умудрился сломать ногу. С этого момента судьба развела героев.

Различия между братьями наблюдается не только в портрете, но и характере. Тихий и скромный Николай Петрович, ставший «хроменьким» после травмы в юности, не мог сравниться по силе обаяния и чувству самоуверенности с Павлом Кирсановым. Привлекательный молодой человек, дослужившийся до капитана, не мог не нравиться барышням. Аристократизм Павла Петровича проявляется в каждой детали, начиная от элементов одежды и заканчивая пафосными речами. Он умеет произвести впечатление на окружающих эффектной внешностью и безупречными манерами.

Николай Петрович не мог похвастаться подобными талантами. Завершив обучение в университете, он связал себя семейными узами и перебрался в деревню. Этот герой сентиментален и безропотен, ему не хватает твёрдости в характере, чтобы навести порядок в собственном хозяйстве. Однако внутренняя гармония, поэтичность, согласие с собой и миром помогают Николаю Петровичу видеть красоту природы, не впадать в уныние после смерти первой супруги. Это несвойственно Павлу Петровичу, который, обладая романтическим мировосприятием, преследовал свою возлюбленную за границей, а затем в полном разочаровании поселился в усадьбе родственника.

В отличие от своего брата, пытающегося выглядеть интеллектуалом в глазах младшего поколения, Николай Петрович действительно подкован в вопросах искусства и науки, однако предпочитает оставить своё мнение при себе. Он не одобряет нигилизм и считает важным жить по нравственным законам. При этом мужчина с уважением относится к молодёжи, прислушивается к суждениям сына и его приятеля, понимая, что за ними будущее. Павел Петрович не считает нужным искать компромисс с «детьми», по его мнению, неопытными и неспособными изменить мир к лучшему.

Таким образом, Кирсановы, несмотря на братские узы, отличаются характером и жизненными принципами. Каждый из них имел свой взгляд на тот или иной вопрос, но, несмотря на различия, оба убеждаются, что красота, любовь, семья, поэзия останутся для представителей любого поколения вечными ценностями.

Сочинение: Образ Николая Петровича в романе «Отцы и дети» (И. С. Тургенев)

(396 слов) Система образов романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» сложна и многогранна, каждый персонаж в ней – типичный представитель того или иного идеологического течения со своими взглядами и принципами. В ее основе лежит конфликт между поколениями (конфликт «отцов и детей»), который проводит невидимую черту между образами Николая Петровича и его брата с одной стороны и образами Аркадия и Евгения Базарова с другой. В лице первых отражается консервативная позиция просвещенного дворянства, устоявшиеся взгляды на жизнь и соблюдение традиций, образы вторых – воплощение мнений прогрессивной молодежи и строителей «нового мира». В таком контексте особенно интересен образ Николая Петровича Кирсанова – грамотного помещика, типичного представителя старой России.

В сцене знакомства героев Николай Петрович представляется пышущим здоровьем, «веселым, свежим, румяным» гостеприимным хозяином дома и производит приятное впечатление на окружающих. Тургенев усиливает это впечатление красочными описаниями внешности героя: «Черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы». Николай Петрович выглядит как типичный русский помещик, хозяин дворянского гнезда, уютно устроившийся в глухом уголке России. В его образе нет никакого блеска, он воплощает собой деревенскую простоту и естественность: «Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах…». Называя Николая Петровича «барином», Тургенев подчеркивает принадлежность героя к традиционному дворянскому сословию. В целом, его внешний вид описывается мало, автор оставляет образ Николая Петровича немного расплывчатым, тем самым делая его собирательным, воплощая в нем основные черты русского дворянства.

История жизни героя также оставила отпечаток на его внешности и характере. Одна из важных говорящих деталей его облика – хромота. Как генеральский сын, он должен был поступить на военную службу, но «переломил ногу», что и определило его дальнейший жизненный путь: «Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской…». Хромота героя символична – это олицетворение слабости старой дворянской России, время которой медленно подходит к концу. Это доказывает и увядающее хозяйство помещика, о котором говорят, что он «не довольно практичен» и «в хозяйстве вряд ли смыслит».

Основные увлечения Николая Петровича – чтение, игра на музыкальных инструментах и созерцание природы. Они романтизируют героя, противопоставляя его педантичному и циничному Базарову и усиливая конфронтацию между поколениями. Романтический образ героя поддерживается его нежной привязанности к Фенечке – молодой крестьянке. История этих отношений высвечивает то, насколько важна любовь для Николая Петровича, ставящего духовные ценности выше традиционных порядков и правил.

Таким образом, образ Николая Петровича – это образ типичного русского дворянина, живущего в переломное для страны время. Вокруг него сосредотачивается традиционный мир старой России с ее консервативными взглядами, устоями и романтическими мечтами о спокойной жизни.

Образ Павла Петровича

Рисуя Павла Петровича, Тургенев набрасывает его выразительный портрет. Мы видим у этого сорокапятилетнего мужчины коротко остриженные седые волосы, лишенное морщин, но желчное лицо, сохранившее «следы красоты замечательной». В облике его заметны «юношеская стройность», стремление «прочь от земли», изящность и породистость, изысканность и утонченность. Костюм его соответствует этим свойствам. На нём «темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки». Он подаёт Аркадию «свою красивую руку с длинными розовыми ногтями», его снежной белизны рукавчик застёгнут «одиноким опалом»

Это портрет аристократа и англомана, нарисованный и с любовным вниманием, и с долей иронии, поскольку свои вкусы и пристрастия Павел Петрович демонстрирует в глухой деревне, в которой он устремлён «прочь от земли»

Писатель наделяет Павла Петровича Кирсанова целым рядом положительных свойств. Его отличает безукоризненная честность, благородство, прямота, страстность, гибкий ум, преданность некогда выношенным убеждениям и определенным принципам, рыцарственное отношение к женщине. Нельзя не признать его правоты, когда он говорит о значимости авторитетов, с уважением говорит о великих немецких поэтах Гёте и Шиллере, когда осуждает Базарова за его презрение к мужикам. В характеристику Павла Петровича Тургенев привносит немало романтических черт. Они присутствуют, как мы видим, в его портрете, в подчеркивании автором незаурядности личности персонажа, в сцене дуэли, на которую — в силу романтических традиций — он вызывает своего противника, в обособленности от соседей, в романтической разочарованности и трагической участи невостребованного жизнью человека. Такой обрисовке Павла Кирсанова служит и заметная ассоциация его с Печориным. Дата его рождения — 1814 год — соотносит его с печоринским поколением, его рост, стан, белоснежный рукав, аристократизм облика, интерьер кабинета (оружие на персидском ковре), отдельные позы, дуэль — всё это призвано напомнить нам о лермонтовском герое, хотя у Павла Петровича нет печоринской мятежности и вечной неудовлетворенности.

Особое значение в отмеченной романтизации дяди Аркадия имеет история его любви к княгине Р. История эта похожа на вставную романтическую новеллу, в которой раскрываются странные особенности личности обоих героев и их душевные противоречия. Княгиня Р. вела странную жизнь, принимала гостей «во мраке гостиной», до самого утра «металась по комнате, ломая руки» и вся находилась «во власти каких-то тайных… сил». А её былой возлюбленный «всю свою жизнь поставил на карту женской любви», «терзался, ревновал и не давал покою» княгине, скитался за нею, испытал любовь-рабство и загадочность этой истории завершил подарком кольца с вырезанным на камне сфинксом. Приключение это автобиографично и оттого согрето писателем особенным чувством, которое нельзя не заметить. Испытав трагедию любви, Павел Кирсанов запирает себя в деревенской глуши, отказавшись от надежд на счастье.

Вместе с тем Павел Петрович выступает как антагонист Базарова, в сравнении с которым становится очевидной праздность его бытия, оторванность его от высоких запросов жизни, его барское высокомерие и индивидуализм. Идеалы Павла Кирсанова остались в далёком прошлом, хотя он считает себя либералом и человеком, который любит прогресс. Взгляды этого персонажа во многом консервативны, «принсипы» окостенелы; он испытывает презрение к положительному опытному знанию, к естественным наукам, к носителям идей демократизма. Либерализм его достаточно ограничен, западничество причудливо соединилось со славянофильством. Нельзя не отметить, что от личности этого героя веет холодом. При внешнем повышенном эстетизме он зачастую бывает глух к прекрасному. Когда он смотрел на звезды, «в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звёзд». Это оттого, что «не умела мечтать его щегольски-сухая <…>, на французский лад мизантропическая душа». Народные начала жизни и народная вера ему, по существу, чужды. Тургенев часто иронизирует над Кирсановым-старшим, показывает комизм его положения в сцене дуэли, а эпизод этот он вводит для «наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства», как заметил автор в письме К. К. Случевскому. В эпилоге романа писатель показывает и драматизм переживаний своего героя («целая погибшая жизнь в нём трепетала»), и никчёмность прожитой им жизни («Да он и был мертвец», — констатирует автор). </…>

Конфликт поколений в романе «Отцы и дети»

И. С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети» поднимает и раскрывает вечную тему взаимонепонимания родителей и детей. В романе конфликт поколений – это различие взглядов на культурную, политическую, социальную ситуацию в стране во второй половине 19 столетия. Середина 19 века – это время сложных и бурных событий. Правительство было не способно решить проблемы, поставленные перед ним.

1860-ые годы стали переломными в истории Российской империи. Частые восстания недовольных крестьян вынудили власть отменить крепостное право, что разделило общество на два лагеря.

Статья: Конфликт отцов и детей в романе Тургенева «Отцы и дети»

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Первый лагерь представляли люди старого мира, богачи и дворяне. Второй лагерь – сторонники новой эпохи свободы, в которой уважают и ценят человека.

Представители поколения «отцов»:

  • Павел Петрович Кирсанов,
  • Николай Петрович Кирсанов,
  • Арина Васильевна,
  • Василий Иванович.

Представители поколения «детей»:

  • Евгений Базаров,
  • Аркадий Кирсанов,
  • Анна Одинцова,
  • Екатерина Одинцова.

Главный герой романа Евгений Базаров принадлежал ко второму лагерю, к тем, кто жаждал перемен, хотел революции. Базаров – нигилист, он не признает авторитетов, смеется над общепринятыми нормами и ценностями. Идеи Базарова разделяют Аркадий и Анна. Однако Базаров становится врагом для своего близкого друга и для своих же родителей.

Базаров появляется на первых страницах романа и сразу привлекает внимание читателя своей раскованностью, независимостью, прямотой и резкостью. Когда Евгений вместе а Аркадием приезжает к Кирсановым, он вызывает неоднозначное отношение со стороны окружающих

деревенские дети с большим интересом расспрашивают молодого доктора про лягушек, дворовые сразу в нем признают «своего», а Павел Петрович Кирсанов испытывает к герою интуитивную антипатию.

Он видит в нем врага, идейного противника. И когда-нибудь эти два человека должны неминуемо столкнуться. Происходит это очень скоро. Павел Петрович Кирсанов и Базаров спорят буквально обо всем – и о реформах, и о нигилизме, и об отношении к народу, и о земле. Базаров вначале отвечает»сквозь зубы», неохотно. Но постепенно он увлекается, и споры между героями перерастают в идейную битву.

Однако эти споры нельзя назвать спорами, в которых рождается истина. Базаров в конце романа упрекает друга в пристрастии к использованию «противоположных общих мест». Однако и сам Евгений в споре с Павлом Петровичем Кирсановым постоянно их использует. Например, Кирсанов говорит о том, что необходимо верить авторитетам и следовать им – это общее место. А Базаров отрицает разумность этого, но это является только «противоположным общим местом». Ни в суждении Кирсанова, ни в суждении Базарова нет истины. По мнению Павла Петровича, жить без принципов могут только пустые, безнравственные люди. В ответ Базаров называет принцип нерусским, пустым словом и совершенно бесполезным понятием. Кирсанов упрекает Евгения в презрении к народу. Базаров в ответ заявляет, что Павел Петрович достоин презрения. Когда Кирсанов говорит о Гете и Шиллере, Базаров утверждает, что химик полезнее поэта. Однако герои совершенно не стремятся докопаться до истины. Для них важнее установление противоположности позиций, так как это позиции разных поколений. Именно поэтому дуэль между Павлом Петровичем и Базаровым носит символический характер – ни один из противников не желает убивать. Базаров, ранив Павла Петровича, приходит его лечить.

Однако только отношениями Базарова и Павла Петровича не исчерпывается конфликт поколений. Базаров неприветлив и со своими родителями, добрыми, радушными людьми. Он все время старается от них уехать. Это объясняется тем, что Евгений не может согласиться с их мнением и их взглядами, а спорить с ними, как с Кирсановым, он считает бесполезным.

Не всегда конфликт поколений определяется возрастом. Например, Аркадий по своим взглядам ближе к «старому» поколению, поколению «отцов». Он дворянский сын, и воспитан в традициях дворянства. И вполне закономерно, что пути Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова расходятся.

Образ Николая Петровича Кирсанова

Своего героя, Николая Петровича Кирсанова, И. С. Тургенев наделил самыми лучшими качествами. Это добрый, нежный, любящий, благородный человек с возвышенными идеалами. Своё счастье он видит в любви и заботе о близких людях, честном труде, занятиях искусством.

Николаю Петровичу очень повезло в личной жизни. Он не ведал страданий неразделённой любви и смог счастливо прожить с любимой супругой десять лет. Смерть жены стала тяжёлым ударом для Николая Петровича, который не представлял себе дальнейшего существования без своей Марии.

Но на деле мягкий, слабый Николай Петрович оказался стойким человеком, способным достойно вынести непростое жизненное испытание. Он нашёл в себе силы жить дальше ради сына Аркадия и даже занялся хозяйством.

Несмотря на прожитые годы, Николай Кирсанов остался молод душой: он играет на виолончели, поэзия способна вызвать в нём слезы, ему по-настоящему интересны новые книги. Ради любимого сына герой пытается идти в ногу со временем, но делает это не из-под палки, его душа открыта всему новому. Он доброжелательно относится к молодёжи и философски воспринимает тот факт, что Аркадий повзрослел и несколько отдалился от него.

Николай Петрович — сторонник гуманистических идей. Он лояльно относится к крестьянам, пытаясь установить с ними новые отношения, основанные на взаимной выгоде и доверии. Несмотря на некоторую непрактичность, он пытается вести хозяйство на современный лад, и со временем у него это начинает получаться.

Благородство и цельность своей натуры Николай Петрович демонстрирует в отношениях с Фенечкой. Боясь невольно оскорбить брата или сына союзом с девушкой неблагородного происхождения, он до последнего откладывает свадьбу, но в итоге делает законным этот союз.

Робкий, мягкий Николай Петрович имеет собственные принципы, которым он не изменит, несмотря ни на что — это благородство, деликатность, уважительное отношение к людям и безусловная доброта.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Отцы и дети»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Отцы и дети»

для самых компанейских —

Главные герои «Отцы и дети»

для самых занятых —

Читательский дневник «Отцы и дети»

для самых крутых —

Читать «Отцы и дети» полностью

Образ Николая Петровича Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Изречения

Внешний конфликт романа Тургенева «Отцы и дети» — это столкновение двух эпох, двух мировоззрений, философии «отцов» и «детей». Представителем нового поколения в романе выступает демократ-разночинец Евгений Базаров.

Непосредственным антагонистом Базарова, явным противником его является Павел Петрович Кирсанов, утонченный, рафинированный аристократ. «Скрытым» же противником Базарова является Николай Петрович Кирсанов, тонкий и деликатный человек, эстет, любящий все прекрасное: природу, музыку, поэзию.

Характер Николая Петровича, образ мыслей, его чувства, привычки, пристрастия — все это противопоставлено в романе характеру Базарова, его внутреннему миру, его идеологии, грубым, материалистическим воззрениям. Николай Петрович Кирсанов — это персонаж, на стороне которого явные авторские симпатии.

Это «седой», «пухленький», «немного сгорбленный» барин, «лет сорока с небольшим». Жизненные обстоятельства его тоже достаточно типичны. Николай Петрович происходил из семьи военного. Отец его,боевой генерал 1812 года, командовал сначала бригадой, потом дивизией. Семья постоянно жила в провинции.

Как И старший брат Павел, Николай Петрович был определен на военную службу, однако неожиданная травма помешала его военной карьере. Тогда отец поместил Николая в петербургский университет. Там же в гвардейском полку служил и Павел Кирсанов. Родители молодых людей вскоре умерли, и Николай Петрович, выдержав срок траура, женился на молодой, прелестной девушке.

Вместе с женой он поселился в деревне, где в скором времени у него родился сын, Аркадий. Однако десять лет спустя жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович занялся воспитанием сына, хозяйственными преобразованиями.

В 1855 году он повез сына в университет и жил с ним три зимы в Петербурге.

Важно

Потом Кирсанов вновь возвратился в свое имение, где вот уже несколько лет вместе с ним жил и вышедший в отставку брат, Павел, и куда приехал Аркадий, закончив обучение.

Хозяйство Кирсановых полностью расстроено. Управляющий ловко обманывает Николая Петровича, не обладающего необходимой для помещика практической хваткой. Кирсанов непрактичен, мягок, слабоволен. «Твой отец добрый малый, но он человек отставной, его песенка спета», — говорит Базаров Аркадию.

Однако Аркадий, да и сам автор, думается, придерживаются иного мнения о Кирсанове. В Николае Петровиче много положительных качеств, явных достоинств. Он хорошо воспитан, образован, добр и деликатен, гостеприимен, искренне привязан к своей семье, брату Павлу и Аркадию, заботится о Фенечке и Мите.

Этот герой олицетворяет собой старое, доброе дворянство, уходящее в прошлое. Рядом своих качеств Николай Петрович напоминает нам графа Илью Андреевича Ростова из романа Толстого «Война и мир». Кирсанов — настоящий эстет, он ценит все прекрасное, любит музыку, поэзию.

Базаров смеется над его музыкальными занятиями, считая их бесполезными, а Тургенев как бы мимоходом замечает: «…медом разливалась по воздуху сладостная мелодия».

Базаров считает поэзию ерундой, замечает, что порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта — Николай Петрович же читает поэмы Пушкина.

Кирсанов мечтателен и сентиментален. Если для Базарова мечты — блажь, чепуха, романтизм, то для Николая Петровича — это органичное состояние души, необходимая составляющая бытия. И Тургенев раскрывает эту особенность натуры героя в сцене летнего вечера в саду.

Николай Петрович Кирсанов — один из любимых героев Тургенева. «Николай Петрович — это я, Огарев и тысячи других», — замечает писатель в письме к Случевскому.

Совет

Писарев считал этого героя необыкновенно гармоничной личностью, человеком, живущим в согласии с собственной натурой, в отличие от Базарова и Аркадия.

«Как человек мягкий, чувствительный и даже сентиментальный, Николай Петрович не порывается к рационализму и успокаивается па том миросозерцании, которое дает пищу его воображению…», — замечает критик. На стороне Кирсанова в романе вечные жизненные ценности: любовь, семья, доброта и благородство, природа и искусство. И этим тургеневский герой вызывает неизменные симпатии читателей.

Вы прочитали материал на тему: Образ Николая Петровича Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Вариант 2

Роман «Отцы и дети» был написан Тургеневым в 1860-х годах, однако действие произведения происходит в 1859, незадолго до Крестьянской реформы Александра 2 и отмены крепостного права, разделивших общество на тех, кто был «за» и тех, кто был «против».

Время действия было выбрано Тургеневым не спроста – именно тогда в обществе назревало идеологическое расслоение между представителями старого консервативного поколения и представителями прогрессивного молодого поколения, которое было более открыто к новым идеям. Именно на примере различий взглядов «отцов» и «детей» мы можем проследить различия этих двух поколений.

«Отцы» представлены в произведении двумя братьями-аристократами Павлом и Николаем Кирсановыми.  К ним идеологически так же близок и один из «сыновей», Аркадий, однако он лишь приходит к идеям «отцов», в то время как братья Кирсановы уже имеют цельное и сложившееся мировоззрение.

Отец Аркадия, Николай Петрович Кирсанов – убежденный либерал и консерватор, глава их семейства. Однако, он отнюдь не патриархальный тиран из далёкого и темного прошлого, даже наоборот – он добрая и чистая романтическая натура. Николай Петрович любит Пушкина и поэзию в целом, ему нравится любоваться природой, ему не чужда любовь. Его мягкость проявляется и в том, что в отличие от своего брата, он не вступает в затяжные дискуссии с главным представителем нового поколения, нигилистом Евгением Базаровым, признавая перед ним тот факт, что они с братом уже прошлое и «будущее за молодежью». Личность Николая Петровича не лишена и изъянов – несмотря на своё главенство, он совершенно не забоится о своём благосостоянии и состоянии своего хозяйства в целом, что и вызывает осуждение материалиста Базарова.

Некоторой противоположностью Николаю Петровичу среди «отцов» выступает его брат, Павел Петрович. Бывший военный и светский человек, он живет в деревне у брата, найдя там спокойствие после несчастной любви. Несмотря на то, что он, так же как и брат, консерватор и либерал, у них есть масса отличий. Он более жесткий, он не признаёт того, что они с ним уже «прошлый век», считая, что добрые традиции прошлого и вечные ценности и идеалы старой культуры сохраняют свою актуальностью вне зависимости от времени и взглядов, господствующих в обществе. Именно на эти, и многие другие темы Павел Петрович ведет беседы, а если точнее – споры, с молодым нигилистом, отрицающим ценности прошлого. Но Базаров, в своей оценке Павла, подметил и некоторые его реальные минусы – неискреннюю «любовь» к крестьянству, которую он стремится показать всем, любовь к западу и регулярное употребление в речи англицизмов (а так же слов других иностранных языков). Несмотря на упомянутые минусы, Тургенев далёк от осуждения и создания негативного образа этого персонажа, наделяя Павла Петровича настоящей и искренней любовью к своей семье – брату и племеннику Аркадию.

Так же представителями «отцов» являются и родители Евгения Базарова, однако их описанию Иван Сергеевич уделят совсем немного, выделяя в основном их религиозность и приверженность традициям.

Любовь к Фенечке

Пока Аркадий учился в Петербурге у Николая Петровича завязался роман с дочерью его экономки, 23-летней крестьянкой Фенечкой (Федосьей Николаевной). После смерти матери она стала любовницей барина и матерью его внебрачного сына Мити (в начале романа ему 6 месяцев). Николай Петрович стесняется отношений с простолюдинкой, и, встретив сына, стыдливо рассказывает, что поселил ее в своем доме. Он говорит, что если Аркадий против, девушка уедет, но тот напротив рад за отца, и считает, что ему нужно узаконить отношения:

«Напрасно ж она стыдится. Во-первых, тебе известен мой образ мыслей (Аркадию очень было приятно произнести эти слова), а во-вторых — захочу ли я хоть на волос стеснять твою жизнь, твои привычки? Притом, я уверен, ты не мог сделать дурной выбор; если ты позволил ей жить с тобой под одною кровлей, стало быть она это заслуживает: во всяком случае, сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда и ни в чем не стеснял моей свободы.» — Глава V

В конце романа и брат Николая Петровича, Павел, который изначально был против этих отношений, советует ему жениться на Фенечке:

— …Брат, исполни обязанность твою, обязанность честного и благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей! — Что ты хочешь сказать, Павел? — Женись на Фенечке… Она тебя любит, она — мать твоего сына. — Глава XXIV

Получив одобрение брата, Николай Петрович тут же решает жениться на Фенечке. Их свадьба происходит в один день со свадьбой Аркадия и Кати Локтевой:

«Январский день уже приближался к концу; вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря. В окнах марьинского дома зажигались огни; Прокофьич, в черном фраке и белых перчатках, с особенною торжественностию накрывал стол на семь приборов. Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой» — Глава XXVIII

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: