Салтыков-щедрин михаил сказка «премудрый пескарь»

Содержание и анализ сказки салтыкова-щедрина «премудрый пескарь»

Читательский дневник по сказке «Премудрый пескарь» Михаила Салтыкова-Щедрина

Тема

Для лучшего понимания смысла сказки «Премудрый пескарь» анализ ее следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе есть множество произведений, в которых завуалировано развиваются запрещенные властями темы. М. Салтыков-Щедрин — один из самых известных русских писателей, работавших с аллегорическими образами. Его сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не задумываясь о переносном смысле, так и учитывая аллегорическое значение, поэтому в нем развиваются две основные темы
: жизнь пескаря и бездействие, причина которому — страх.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика
. В произведении поднимаются такие проблемы: родительское воспитание и его влияние на судьбу детей, страх, смысл жизни, человек и общество и др.

Для создания аллегорий автор погружает читателя в подводный мир, поэтому главные герои сказки
— рыбы. Тем не менее, находится место и для образов людей. Начинается произведение с рассказа о семье пескарей. Глава семейства поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой, наслушавшись этих наставлений, решил спрятаться от мира, чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.

Пескарь вырыл себе нору, где прятался днем. Даже поесть он выплывал ночью. Так в одиночестве и постоянном дрожании от страха он прожил более ста лет. И, действительно, умер своей смертью. Герой так и не понял, что суть жизни в борьбе за свое счастье, в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и близких, в простых забавах.

Только дочитав сказку до конца, можно понять «смысл названия»
. Называя пескаря премудрым, Михаил Евграфович, на самом деле, намекает на глупость героя. Приставка пре- в этом случае является синонимом к слову «чересчур», ведь пескарь чересчур боялся за свою жизнь и поэтому чересчур много думал, как уберечь себя.

Чтобы намекнуть читателю, что и среди людей есть такие пескари, автор вводит в рассказ о рыбе человеческие реалии: « В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых поларшина и сам щук глотает» .

Жанр, направление

В рамках литературного направления реализма была создана сатирическая сказка «Премудрый пискарь». Хотя события в ней имеют фантастический оттенок, автор умело передаёт образы реальности. С помощью термина «умеренно-либеральный» он ясно показывает, что его сказка раскрывает актуальные общественные проблемы.

В произведении автор использует множество фантастических приёмов, а повествование пропитано характерными сказочными выражениями, такими как «жил-был», «помаленьку да полегоньку». Однако такая стилистика используется для смягчения критики общества, присутствующей в сказке. И это было необходимо, иначе книгу не разрешили бы издать в России. Сказка также является сатирой, включающей в себя аллегорическую и поучительную функции.

История создания

Главная идея

Автор показал в сказке классического либерала-мещанина, ему в жизни ничего не интересно, за исключением своего благополучия. Этих людей не волнует даже их душа, если тело находится в комфортных условиях. Салтыков-Щедрин описал этим то, что вместо того, чтобы сражаться с несправедливостью, человек пытается спрятаться от нее, закрыться в своем маленьком мире, в котором нет места переживаниям. Но главная мысль произведения состоит в том, что это сделать не выйдет: пока люди прячутся по норкам, ситуация не поменяется, а станет лишь хуже.

Причину этого поведения автор видел как в слабости человека, так и непосредственно в общественном строе, делающем людей раздробленными и жесткими друг к другу. Главная мысль — высмеивание пескаря, а также порицание всего, что привело этого героя к пожизненному самостоятельному заключению.

Произведение учит тому, что нужно признать — мудрость пескаря на самом деле является только его трусостью

Автор хотел показать важность саморазвития, что нужно жить полноценно, невзирая на все неудобства и сложности, лишь в этом случае жизнь людей имеет ценность. Это и есть мораль сказки

Премудрый пескарь — Салтыков-Щедрин М.Е.

Читать сюжет сказки Премудрый пескарь

Жил на свете умный пескарь. Он хорошо запомнил рассказы и поучения отца, который в молодости чуть не попал в уху. Понимая, что опасность подстерегает его со всех сторон, решил защитить себя и вырыл нору такого размера, чтобы только один и мог там поместиться. Днём сидел в ней и дрожал, а ночью выплывал на прогулку. Искал пищу в полдень, когда все живые существа были сыты. Частенько ему приходилось недоедать и недосыпать. Однако больше всего он беспокоился за свою жизнь.

Подстерегали его и рак, и щука. Но им не удалось выманить премудрого пескаря из норы. Он так был озабочен сохранением собственной жизни, что даже не женился, и детей не завёл. Вина не пил, не курил, в карты не играл. Друзей не имел, с родственниками не общался. Подобным образом прожил пескарь более ста лет. Пришла и ему пора помирать. Думал он, думал и понял, что если бы все пескари вели себя так, как он, то их род давно бы перевёлся. Захотелось ему выбраться из норы и проплыть по реке. Но он испугался этой мысли и снова начал дрожать.

Сергей Есенин — Зима

Вот уж осень улетела,
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.

Одоевский

Мало кто знает о Владимире Федоровиче Одоевском. Но если внимательно изучить жизнь и творчество этого человека, то мы узнаем его как великолепного педагога, писателя и специалиста по теории музыкального искусства.

Чехов — Дом с мезонином

Рассказ ведется от первого лица. Этим лицом был художник, приехавший на лето погостить к своему приятелю – помещику Белокурову в Т-ую губернию. Живописцу не хотелось трудиться

Салтыков-Щедрин — писатель, который очень часто прибегал к такому жанру, как сказка, ведь с ее помощью в иносказательной форме всегда можно было раскрыть пороки человечества, в то время, как его творческая деятельность была окружена неблагоприятными условиями. С помощью данного жанра он мог писать в тяжкие годы реакции и цензуры. Благодаря сказкам Салтыков-Щедрин продолжал писать, несмотря на страх либеральных редакторов. Вопреки цензуре он получает возможность бичевать реакцию. И вот с одной из его сказок под названием Премудрый пескарь мы познакомились на уроке и теперь сделаем краткий по плану.

Краткий анализ сказки Премудрый Пескарь

Делая анализ сказки Салтыкова-Щедрина Премудрый пескарь, мы видим, что главный герой является иносказательным образом. Начинается же сказка, как обычно, со слов Жили-были. Дальше мы видим совет родителей пескаря, после чего следует описание жизни этой маленькой рыбки и ее кончины.

Читая произведение Щедрина и анализируя его, мы прослеживаем параллель между жизнью в реальном мире и сюжетом сказки. Мы знакомимся с главным героем пескарем, который жил сначала, как обычно. После смерти родителей, которые оставили ему напутственные слова и просили себя беречь и смотреть в оба, он стал жалким и трусливым, но считающий себя премудрым.

Сначала мы видим в рыбке мыслящее существо, просвещенное, умеренно либеральных взглядов, да и родители его были совсем не глупы, и сумели дожить до естественной кончины. Но после смерти родителей он затаился в своей маленькой норке. Он все время дрожал, как только кто-то проплывал мимо его норы. Выплывал оттуда только ночью, иногда днем для перекуса, но тут же прятался. Не доедал и не досыпал. Вся жизнь его и прошла в страхе, и таким образом прожил Пескарь до ста лет. Без жалованья, прислуги, не играя в карты, не развлекаясь. Без семьи, без продолжения рода. Были как-то мысли выплыть из убежища, зажить полной жизнью, но тут же страх побеждал намерения и он оставил эту затею. Так и прожил ничего не видя и ничего не зная. Умер скорее всего премудрый Пескарь своей смертью, ведь на больного пескаря даже щука не позарится.

Всю жизнь пескарь себя считал премудрым и только ближе к смерти увидел бесцельно прожитую жизнь. Автор нам сумел показать какой унылой и жалкой становится жизнь, если жить премудростью труса.

Вывод

В своей сказке Премудрый пескарь, краткий анализ которой мы только что сделали, Салтыков-Щедрин изображает политическую жизнь страны прошлых лет. В образе пескаря мы видим либералов обывателей эпохи реакции, которые только и спасали свои шкуры, сидя в норах и заботясь лишь о своем благе. Они не пытаются что-то менять, не хотят свои силы направить в нужное русло. У них были лишь мысли о собственном спасении, а за правое дело никто из них не собирался бороться. И в то время таких пескарей было очень много среди интеллигенции, поэтому читая в свое время сказку Щедрина, читатель мог провести аналогию с чиновниками, что работали в канцелярии, с редакторами либеральных газет, с работниками банков, контор и другими людьми, которые ничего не делали, боясь всех, кто выше и влиятельнее.

Анализ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина ‘Премудрый пескарь’

                                                                    Çóñìàíîâ
Ë. 11g

Анализ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый
пескарь».

М.Е.Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол
Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому дворянскому
роду, по матери – купеческому сословию. После успешного окончания
Царскоселького лицея Салтыков становится чиновником военного ведомства, но
служба его мало интересует.
           В 1847г. в печати появляются его первые литературные произведения –
«Противоречия» и «Запутанное дел». Но всерьез о Салтыкове,  как о писателе,
заговорили только в 1856 г., когда он начал публикацию «Губернских очерков».

Свое необычайное
дарование он направил на то, чтобы открыть глаза, показать тем, кто еще не
видит творящегося в стране беззакония, процветающего невежества и тупости,
торжества бюрократии. 

          Но сегодня
мне хочется остановиться на сказочном цикле писателя, начатом в 1869г. Сказки
явились своеобразным итогом, синтезом идейно-творческих исканий сатирика. В ту
пору  из-за существования строгой  цензуры автор не мог до конца обнажить
пороки общества,  показать всю несостоятельность российского управленческого
аппарата. И все же с помощью сказок «для детей изрядного возраста» Щедрин смог
донести до людей резкую критику существующего порядка.

            Для
написания сказок автор использовал гротеск, гиперболу и антитезу. Также для
автора был немаловажен эзопов язык. Стараясь скрыть от цензуры истинный смысл
написанного, приходилось пользоваться и этим приемом.

            В 1883 г. появился знаменитый
«Премудрый пескарь», ставший за минувшие сто с лишним лет хрестоматийной
сказкой Щедрина. Сюжет этой сказки известен каждому: жил-был пескарь, который
поначалу  ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по характеру, решил он
всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха,
от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла мимо – ни
семьи, ни детей. Так и исчез – то ли  сам, то ли щука какая заглотнула.  Только
перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: « Кому он помог? Кого
пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и умирал –
дрожал». Только перед смертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен,
никто его не знает и о нем не вспомнит.

Но это – сюжет,
внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А подтекст карикатурного
изображения Щедриным в этой сказке нравов современной мещанской России хорошо
объяснил художник А.Каневский, делавший иллюстрации к сказке «Премудрый пескарь»:
«….всякому понятно, что Щедрин говорит не о рыбе. Пескарь – трусливый
обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он человек, но и пескарь, в эту форму
облек его писатель, и я, художник, должен ее сохранить. Задача моя – сочетать
образ запуганного обывателя и пескаря, совместить рыбьи и человеческие
свойства. Очень трудно «осмыслить» рыбу, дать ей позу, движение, жест. Как
отобразить на рыбьем «лице»  навеки застывший страх? Фигурка пескаря-чиновника
доставила мне немало хлопот….».

  Страшную
обывательскую отчужденность, замкнутость в себе показывает писатель в
«Премудром пескаре». М.Е.Салтыкову-Щедрину   горько и больно за русского
человека. Читать Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому, может быть,
многие так и не поняли смысла его сказок. Но большинство «детей изрядного
возраста» оценили творчество великого сатирика по заслугам.

В заключении хочется
добавить, что высказанные писателем  в сказках мысли современны и сегодня.
Сатира Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период
социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия.

Сюжет

В основе сказки история жизни пескаря. С самого детства отец пескаря, который сам в прошлом чуть не попал в уху, внушал необходимость быть осторожным и чувство недоверия и страха перед миром вокруг. Когда пескарь вырос, он первым делом вырыл себе маленькую норку и выходил из неё только ночью. Днём он прятался в своей норе и всегда трепетал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма. Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но стал известен как премудрая и почтенная рыба.

В своей норе пескарь пришёл к осознанию, что его образ жизни бессмыслен и губителен. Уже на грани смерти, он видит во сне, как выигрывает двести тысяч рублей и превращается в самого опасного хищника в водоёме, вырастая на пол-аршина. Но когда пескарь высовывается из норы, он внезапно исчезает:

История написания сказки «Премудрый пескарь»

Прежде, чем приступить к основным аспектам анализа данного произведения, нам следует рассмотреть историю его создания.

История создания «Премудрого пескаря» довольно тесно граничит с политической и социальной ситуацией конца девятнадцатого века. В этот период появляется много подпольных организаций и революционных народных течений, совершаются первые покушения на Александра Освободителя. Михаил Евграфьевич Салтыков-Щедрин не относил себя к либералам, но и не мог их открыто критиковать. Все это легло в основу замысла «Премудрого пескаря», написанного в 1882-1883 годах.

Замечание 1

Впервые опубликована данная сказка в городе Женеве, в газете для эмигрантов «Общее дело» в тысяча восемьсот восемьдесят третьем году. В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году сказка была опубликована под редакцией самого писателя в журнале «Отечественные записки».

Статья: Анализ «Премудрый пескарь» Салтыкова-Щедрина

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Тема

Тема «Премудрого пескаря» включает в себя социально — политическую проблематику общества той эпохи. В произведении беспощадно высмеивается поведение обывателей реакционной эпохи, их трусливое бездействие и равнодушие.

В нравоучительном произведении Салтыкова — Щедрина главный герой — рыбка-либерал, который своим существованием полностью отражает политику либерально настроенной интеллигенции. В этом образе заключена основная мысль сказки, которая обличает интеллигентов — либералов, скрывающихся от правды жизни за собственным малодушием, старающимися провести свою жизнь незаметно. Здесь опять всплывает вечная тема того времени, когда каждый ведет себя так, думая лишь о том, «как бы чего не случилось, как бы чего не вышло».

Возможно, вам также будет интересна статья  Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» — краткое содержание для читательского дневника

Обличение такого общества наглядно доказывает, что такое поведение ни к чему не приведет, суть в том, что все — равно не удастся спастись, прячась в своей норе.

В «Премудром пескаре» анализ произведения невозможен без определения смысла названия, которое автор дал своей сказке. Иносказательная и сатирическая сказка подразумевает и сатирическое название.

Живет пескарь, который считает себя «премудрым». В его понимании, это действительно так. Родители пескаря сумели прожить долго, они умерли от старости. Это они и завещали родному сыну — пескарю, «живи тихо и спокойно, никуда не лезь, проживешь долго и счастливо». Автор вкладывает сарказм в название пескаря «премудрый». Невозможно быть мудрым, живя серой, бессмысленной жизнью, боясь всех и вся.

Проблемы

Проблематика сказки «Премудрый пескарь» знакомит нас с проблемами, которые всегда стояли перед человечеством:

  1. Трусость
    – основная проблема. Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает трусость человека перед жизненными трудностями. Но подчёркивает, что именно воспитание и общественное устройство делает людей такими, какие они есть. Страхи были навязаны герою с рождения.
  2. Тщетность жизни
    – тщетность жизни, потраченной исключительно на создание уютного мирка только для себя, становится очевидна даже самому премудрому пескарю. Однако он уже оказывается неспособным изменить свою судьбу.
  3. Иллюзии
    – на протяжении всей своей жизни пескарь убеждал себя в опасности внешнего мира и собственной слабости. Многочисленные страхи, многие из которых были выдуманы им самим, вынудили его уйти в его собственный мир, где он отдался во власть другим иллюзиям – мечтам о могуществе.
  4. Заблуждения
    – с самого детства пескарь жил в заблуждениях, его картина мира была искажена. В конце жизни он осознал свои ошибки и умер, полным сожалений из-за не реализованных амбиций.

Темы, проблемы

Салтыков-Щедрин безжалостно насмехается над человеческой трусостью перед трудностями жизни, но подчёркивает, что именно страхи были навязаны герою с рождения. Таким образом, это воспитание и общество делают людей такими, какими они есть.

Тщетность жизни — даже самый премудрый пескарь не может изменить свою судьбу, когда становится очевидно, что его жизнь, потраченная только на создание уютного мирка для себя, бесполезна.

Мечты о могуществе властвовали над пескарём, заставляя его уходить в свой собственный мир из-за многочисленных страхов, выдуманных им самим, и убеждений в опасности внешнего мира и своей собственной слабости.

Полным сожалений из-за не реализованных амбиций умер пескарь, который всю жизнь прожил в заблуждениях, и его картина мира была искажена с самого детства. В конце своей жизни он осознал свои ошибки.

Жизнь под управлением трусливой «премудрости» превращается в жалкую и распостылую сказку, которую описывает М. Салтыков-Щедрин.

В. В. Прозоров, советский и российский литературовед, доктор филологических наук, считал, что «автор возбуждает в читателе лукавую насмешку, ироническую реакцию, наконец, чувство брезгливости, а в финале даже сострадание к житейской философии тихого, безгласного, умеренно-аккуратного существа».

Вариант 2

Творчество Михаила Салтыкова-Щедрина наполнено аллегориями, ведь именно в такой форме и взрослым, и детям становились наиболее доступны основные мысли писателя. Автор часто обращался к жанру сказки и в иносказательной манере обличал человеческие пороки. Примером стало произведение «Премудрый пискарь», вышедшее в свет в 1883 году.

Совершенно очевидным становится тот факт, что образ пескаря в произведении иносказателен. Сказка начинается типичной фольклорной формулой «Жили-были», далее следует описание существования рыбки и ее смерть. Произведение аккуратно очерчивает тонкую грань между реальной жизнью и сюжетной линией «Премудрого пискаря». Жизнь героя сказки шла своим чередом, пока однажды смерть родителей не изменила пескаря. Перед кончиной родители попросили, во что бы то ни стало беречь себя и это абсолютно изменило ход последующей жизни маленькой рыбки: «Смотри, сынок, — говорил старый пискарь, умирая, — коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!».

Пескарь стал жалким трусом, но объяснял свой страх перед любым действием тем, что бездействовать – это очень умно и не стоит никуда лишний раз соваться. Он находился в безумном ужасе перед всем вокруг – всем телом дрожал, если рядом с его норой проплывали другие рыбы, практически не ел и не спал и все свои сто лет провел в таком состоянии. Порой мечтал пескарь выплыть из своего укромного уголка и прожить полноценную жизнь – обзавестись женой и детьми, получать жалование и развлекаться, перекидываясь в карты, но так и не хватило духа у маленькой рыбки: «Жил – дрожал, и умирал — дрожал» — так описывает кончину героя автор.

Идея произведения заключается в отображении никчемной судьбы. Отказавшийся от полноценной жизни, пребывающий в постоянном страхе и вынужденный во всем себе отказывать, пескарь не только прожил бесцельную жизнь, но и потерял свою личность. «Мудрые» мысли пескаря и повторяющаяся фраза «Ах, что-то завтра будет» подчеркивают скудность и пустоту души пескаря, а также указывают читателю на бессмысленность такого существования.

В произведении «Премудрый пискарь» автор затрагивает важные социальные и политические проблемы России его времен. Образ пескаря является составным и включает в себя судьбы либералов того периода, которые предпочитали проживать праздные жизни, спрятавшись от окружающих проблем внутри государства. Эти люди не стремились изменить мир вокруг, они эгоистично заботились лишь о себе. Понимал пескарь все, что происходит вокруг, однако решительным действиям предпочитал полное бездействие и всепоглощающий страх перед вышестоящими с целью максимально обезопасить себя. Не случайно автор дает следующее описание своему герою: «Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать». Сказка обличает трусость и нравственную ничтожность, торжествовавшие в мире чиновничества.

Талант Михаила Салтыкова-Щедрина заключается в умении отразить всего в нескольких страницах сказки никчемность и бесполезность такого существования, отразив реальную действительность, заставляющую горько усмехнуться читающих.

История создания сказки

В 1882 году правила жесткая цензура, убирающая все произведения, которые обличали действующую власть. Салтыкову-Щедрину необходимо было создать такую сказку, чтобы ее опубликовали. Тогда и появляются сатиристические сказки. Тема для создания произведения появилась после покушения на Александра II людьми из “Народной воли”. Все интеллигентное общество промолчало, авторы писали “в стол”, вслух не обсуждалась власть, чтобы сохранить хоть какую-то свободу. Михаилу Евграфовичу не нравилось такое “замалчивание”, но и открыто он не мог об этом говорить. После создания сказки “Премудрый пескарь” в 1883 году в свободной газете эмигрантского происхождения “Общее дело” сказка была опубликована в разделе сказок для детей изрядного возраста.
Рис. 1. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. И. Крамской. 1879 год

Главные герои

Премудрый пескарь, «ум и сердце которого заняты лишь одним: как бы ему, пискарю, в уху не попасть…». Ценность безопасности всегда была на первом месте для маленькой трусливой рыбки. Пескарь живёт в постоянном страхе перед окружающими и всегда мечтает о том, чтобы стать большим и опасным хищником, чтобы терроризировать и поедать других рыб. Автор изображает пескаря как представителя интеллигенции, которые живут в постоянном страхе перед жандармами и обысками, и поэтому просто примирились со своей участью и не высказывают свое неодобрение власти. В либеральных кругах они уважаемы, но на самом деле их протест выражается только в неуверенном шёпоте.

Раки и щуки, населяющие водоём, вызывают у пескаря сильный страх, хотя это кажется абсурдным. Однако они действительно представляют опасность. В авторском образе этих обитателей воплощены жандармы, чиновники и другие люди, которые угрожали неподобающим мнением. Они поистине страшны, способны разрушить чью-то жизнь, но бояться их — это значит добровольно отказываться от свободы и стать рабом. Трепеща перед произволом самодержавия, эти обыватели надеялись «отсидеться» в своих «норах», подальше от бурных событий революционной борьбы.

Анализ 3

Сказка Салтыкова — Щедрина полна смысла и мудрости. Это не просто произведение, написанное для детей, но и для их родителей.  Для всех взрослых. Автор  раскрыл тему человеческих пороков в данной сказке.

Салтыков-Щедрин был мастером эзопово языка, отлично знал русский фольклор и хорошо умел через него передавать тот смысл, который хотел донести. Написание сказки «Премудрый Пескарь» прежде всего связанно с политическими событиями того времени. Именно поэтому автор сатирически поднимает тему гражданского долга и смелости.  Салтыков- Щедрин против того, чтобы человек проявлял себя с пассивной точки зрения, когда дело касается государства, в котором проживает. В этом и заключается гражданский долг не только чтить себя гражданином страны, но и всячески помогать в решении сложных, в том числе политических задач.

Главный герой – это рыба пескарь, который прожил от рождения до старости в страхе, что с ним что-то произойдёт. И так на протяжении всей жизни пескарь выдумывал себе страх и опасность, которые поджидали его за углом, поэтому прятался в донной тине. У него не было друзей, семьи, детей, он не сделал ничего хорошего ни для кого, никогда не старался узнать правду и вступиться за неё, местные жители никогда не понимали пескаря и считали его сумасшедшим.

Но в старости, когда пескарю стукнуло, более стони лет, он начал жалеть, что так ужасно прожил всю долгую жизнь. В этом и иронизирует автор, над долгожительством рыбы.  И вот уже пескарь хотел выплыть из норы и в последний момент испугался. Его вновь затрясло и он, как ошпаренный отпрянул от выхода.  В скорости пескарь умер во сне, так и не увидев мира из-за своего вечного, воображаемого страха.

Мир всегда таил в себе много опасностей. Да его могли выловить, он мог попасть в сети и т.п. Но тогда бы он научился их преодолевать, да и потом жизнь была бы наполнена хотя бы  смыслом, как у других рыб. Они испытали всё радость, горе, веселье, боль. То, что должен испытать каждый в этом мире.

Пескарь- образ застенчивого, запутавшегося обывателя. Ему ничего не нужно лишь бы самому быть целым и невредимым

И даже не важно, какая будет жизнь или жалкое существование.  Так же автор здесь затронул вечную тему смысла жизни. Получается, что рыба жизнь прожила просто так

Финал стал логическим завершением этой грустной и поучительной сказки. Премудрый пескарь хотел прожить жизнь, чтоб его не заметили, так его и не заметили, поэтому, когда он умер никто и не спросил, что с ним случилось.

Идея, тема, проблемы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: