Сказка Салтыкова-Щедрина «Коняга»: краткое содержание
Не о скакуне стройном, не о лошади покорной, не о кобыле ладной и даже не о коне труженике пишет автор. А о коняге-доходяге, бедолаге, безнадеге, безропотном рабе.
Как живет он, удивляется Салтыков-Щедрин в «Коняге», без надежды, без радости, без смысла жизни? Где берет силы на ежедневный каторжный бесконечный труд? Кормят его и дают отдыхать только для того, чтобы не умер и мог еще работать.
Даже по краткому содержанию сказки «Коняга» понятно, что крепостной не человек вовсе, а трудовая единица. «…Не благополучие его нужно, а жизнь, способная выносить иго работы…» А если не пахать, кому ты нужен, один ущерб хозяйству.
Описание и особенности
Выглядит она и впрямь непривлекательно. Тело длинное, шея мощная, неподвижная, морда несимпатичная. Передние лапы длиннее задних и кривые, поэтому она смотрится как бы сгорбленная. У нее на лапах по 4 пальца. Голова большая, уши небрежно обрублены от природы и практически без шерсти.
Глаза расположены косо, к тому же постоянно бегают и сильно блестят. Поэтому выражение у них пугающее. Хвост среднего размера, довольно пушистый, шерсть не гладкая, клочковатая, длинная, на спине щетина. Окрас темный, мрачноватый. Все тело покрыто пятнами или полосами неправильной формы. Все это создает животному довольно отталкивающий образ.
Гиена на фото — зрелище не очень эстетичное. С одной стороны, как и любое животное, ее интересно разглядывать. С другой же, смотреть на нее удовольствия не доставляет. Голос у нее действительно неприятный.
Иногда она издают короткие лающие звуки, тогда похоже, что она смеется. И от этого становится еще более жутко. «Адский хохот», говорят люди, услышав смех гиены. Существует выражение «хохочет, как гиена». Обычно это говорят о человеке, который зло смеется над собеседником. И от него не надо ждать ничего хорошего.
Слушать звуки гиены:
Этот зверь жаден, много и неопрятно ест, ходит, некрасиво прихрамывая. Зубы примечательно развиты: они расположены прямо, в одну линию, поэтому у нее широкая сплюснутая морда. Лоб маленький, чрезвычайно крепкие скулы, мощные жевательные мышцы, крупные слюнные железы, язык с бородавками. Вот такой облик у нашей героини.
Прибавим к этому, что гиена животное ночное. И теперь представьте, что вы встретили этого зверя, или стаю таких зверей где-то в пустыне. Понятно, почему они так пугали местных жителей. Тем более, что именно об этой хищнице говорят, что она выбирает слабых и беззащитных, больных и раненых, и нападает на них.
Человек за это и не любил ее. Ставил капканы, отравлял, уничтожал. Однако если эту хищницу ловили щенком, она быстро приручалась, становилась домашним животным, почти как собака.
Несколько интересных сочинений
Вернер является военным медиком. Ведь, как известно, между друзьями должно быть много общего, и Печорин является хорошим другом героя.
Что такое летняя ночь? Это яркие звезды на небе, которые можно видеть во всей красе, лишь в дикой глуши. Летняя ночь – это теплый ветерок, который запутывается в волосах и тихо играет ними, а они в свою очередь наслаждаются ласковыми объятьями.
Героем рассказа является Желтков. Он занимает пост чиновника контрольной палаты. Г.С обладает приятной внешностью. У него глаза голубого цвета, длинные мягкие волосы.
Здравствуй, Родион Романович Раскольников. Пишет тебе ученик школы из двадцать первого века. Недавно я закончил изучать дело твоего преступления и имею кое-какие мысли по этому поводу.
Интересно, что обычно в пьесе, вообще, сложно говорить о роли пейзажа. То есть тут явно не будит описаний природы на две страницы. Обычно вид сцены (пейзаж) обозначен кратко в самом начале действий перед диалогами
Источник
Произведение является последним в авторском цикле сказок и представляет собой писательские размышления о моральной способности молодого поколения к восприятию реальной действительности.
Основная тема сказки заключается в необходимости проявления любви к ближнему не в форме религиозной проповеди, а в виде активного протеста.
Композиционная структура произведения выражается в нагнетании событий с самого начала повествования, создавая ощущение возникновения в финале чуда. Однако писатель задумывает трагическое завершение рассказа, заключающееся в смерти главного героя – десятилетнего мальчика Сережи, который прослушав рождественскую проповедь местного священника переживает нервный срыв из-за расхождения церковных слов и реальной действительности.
Сюжетная линия произведения разворачивается в момент поиска главным героем ответа на его животрепещущий вопрос относительно правды жизни. Он не может его получить ни от матери Марьи Русланцевой, которая озабочена лишь будущим собственного ребенка, ни у дворовых людей, считающих, что правду нужно признавать с умом, ни у гостей, собравшихся на рождественский ужин.
В связи с излишним волнением у мальчика начинается сильный жар, который не способен устранить неадекватный доктор, непонимающий детское восприятие несправедливостей и ужасов человеческой жизни.
Своеобразием произведением является применением автором соответствующей поэтической формы рассказа, представляющаяся художественной тактикой.
Основным смыслом произведения является призыв, направленный на общественное содействие в борьбе за государственное переустройство в конкретно-исторической ситуации, несмотря на оформление рассказа в религиозно пафосных оттенках, тем самым желая воздействовать в отношении простого народа, находящегося под влиянием церковной идеологии.
Сочинение Образы футлярных людей Чехова
Чехов один из лучших писателей, особенно когда дело касается символизма и различных аллегорий и сравнений. В своих произведения он явно даёт понять свою точку зрения, ставя себя на места своих героев, дабы увидеть ситуацию с их точки зрения, благодаря чему мы можем хорошо “прочитать” его точку зрения.
Прочитывая его произведения невольно задаёшься вопросом: “А что он имел ввиду вот здесь?” в этом и прелесть его произведений, они заставляют думать, мыслить, обдумывая каждое написанное слово, что не может не радовать.
Как человек Чехов был ярым либералом, не терпевшем консервативности в людях, и чуждый их образу жизни. Он буквально презирал их за это, попросту не понимая, как можно так жить, избегая всего нового.
Людьми в футляре он называл всех тех, кто отторгал всё новое, стараясь жить в удобном для них мире, пропуская через свою призму затворника все события, новости, и новые вещи. Сторонясь этих вещей, как считает Чехов, они сторонятся прогресса, и будут выброшены на его обочину как устаревшее оборудование. Поэтому показывая этих самых людей в своих рассказах, он показывает как не надо жить, и что нужно быть более открытым новому, неизвестному, подчёркивая, что исследование неизвестного, всегда была слабостью человечества.
Показывая таких персонажей в своих произведениях автор старается показать нам как не стоит жить, и как жить нужно. Рассматривая жизненные ситуации с точки зрения своих героев он передаёт всё их удивление данному образу жизни.
Как было описано выше, Чехов потрясающий автор, благодаря которому можно развить образное мышление и совершенствоваться как личность. Что же до его мнения насчёт футлярных людей, оно было описано выше и я считаю его верным, и что именно так хотел автор передать его будущим поколениям читателей. Благодаря данным произведениям мы учимся не быть “Футлярными людьми”, которые мыслят узконаправленно и закрыто, изолируясь от всего окружающего. Чехов старался привить любовь к либерализму и ко всему что с ним связано. Показывая нам всю ничтожность существования “Футлярных людей” он мотивирует нас на самостоятельность, собственность в принятии решений, и отчуждённость от чужих мнений.
Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин
Салтыкова-Щедрина адресованы в первую очередь взрослым, ведь под маской своих персонажей автор умело скрывал пороки общества. Тем не менее, произведения Михаила Евграфовича интересны и детям среднего школьного возраста. Знакомясь с ней, нужно учитывать историко-культурный контекст ее создания. Предлагаем краткий анализ сказки, который облегчит поиски того, что скрыто между строк, а также станет помощником в подготовке к ЕГЭ.
Во время прочтения произведения читатель ясно понимает, что подводный мир — олицетворение реального мира людей. Пискарь — это иносказательный образ, который олицетворяет русскую интеллигенцию того времени. Автор по ходу повествования указывает на нелепое существование главного героя. Он не живет, а только существует.
Популярные сегодня темы
Литература Древней Руси появилась в XI – XII веках. В течение семи веков она активно развивалась. Большое влияние на ее становление оказала Византия. Древнерусская литература позаимствовала у нее систему жанров
Существует много мнений относительно необходимости сатиры в наше время. Но, на мой взгляд, ответ вполне очевиден. Естественно, она жизненно необходима.
Каждый герой произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» интересен и привлекателен по-своему. Автор дает подробную характеристику почти всем. При этом не случайно писатель наделяет героев теми или иными качествами
Произведение по жанровой направленности представляется реалистичным, поскольку повествует о действительности во всех ее многообразных проявлениях в виде хроникальности, сурового историзма мышления, философичности
Источник
Питание
Говоря, что гиена падальщик, мы брезгливо морщим нос. А она, между тем, прекрасная охотница, более того, ее меню до 90% состоит из живой добычи. Только она мудро дополняет свой рацион питания. На самом деле этот зверь спасает природу от загрязнения, является санитаром фауны и поддерживает равновесие среди других животных.
Охотятся они стаей на крупных копытных – зебр, газелей, антилоп гну, даже буйвола могут загнать. Могут напасть на больного хищника, льва, например. Крупная самка в одиночку может свалить антилопу. Иногда они нападают даже на носорогов и бегемотов. К ним на обед попадают млекопитающие, птицы, рептилии, их яйца.
Еще они не стесняются доедать за другими животными. Все, что осталось после еды другого хищника – кости, копыта, шерсть — все это перерабатывается в «звериной мусорной фабрике» под названием «гиена».
У нее так устроен пищеварительный тракт, что она переваривает и усваивает практически все. А самые мощные челюсти среди хищных млекопитающих способствуют перемалыванию твердых предметов. Давление этих челюстей может достигать 70 кг/кв.см
Бог никогда не торопится и никогда не опаздывает
Бог не ограничен временными рамками. Он может пребывать в прошлом, настоящем и будущем одновременно. Мы воспринимаем время с точки зрения нашей жизни на Земле, которая вращается вокруг своей оси 24 часа в сутки и вокруг Солнца 365 дней в год. Бог не обитает на планете, поэтому Он вне времени. Он никогда не торопится и никогда не опаздывает.
Когда народ Израиля ожидал пришествия Иисуса, скорее всего, им казалось, что Бог слишком сильно затягивает с исполнением пророчеств. Многие думали, что Он запаздывает.
Но Библия говорит, что Иисус пришел как раз вовремя – секунда в секунду.
Чтобы увидеть это, вам нужно иметь Божье виденье времени. 2 Петра 3:8 говорит:
Пастор, но мы с вами не так смотрим на время. Когда мы ждем, что Бог будет изменять сердца, восполнять нужды или взращивать нашу церковь, нам кажется, что проходит тысяча лет. Мы же не любим ждать. А Бог вне времени.
Такое отношение сильно сказывается на наших служениях. Бог уже дал вам виденье вашего служения. Я знаю многих лидеров, которые отказывались от Божьего виденья только потому, что ждать нужно было слишком долго.
Может быть, это относится и к вам. Вы готовы признать поражение. Мечта о вашем служении разбита и сломлена.
Но Бог не хочет, чтобы вы сдавались. Он говорит об этом через пророка Аввакума:
Если Бог дал вам мечту, то Он воплотит её в жизнь. Но это просто должно произойти согласно Его расписанию, а не вашему.
Так что имейте терпение. Оно того стоит.
Я знаю, каково это — стремиться к мечте, которую дал вам Бог. Мне было двадцать пять лет, когда я начал заниматься развитием церкви Сэддлбэк. Я очень торопился добиться всего и сразу, но Бог выбрал другое время. Медленно и неуклонно, но Бог всё же исполнил виденье.
Пастор, Бог никуда не торопится. У Него есть график, который Он выполнит.
Да, Его распределение времени всегда идеально.
Планирование времени – одна из важнейших составляющих лидерства.
На самом деле, разница между хорошим лидером и плохим заключается не только в том, чтобы знать, что делать, но и в том, чтобы знать, когда. Планирование времени решает всё.
Так же и разница между спикером, который удерживает ваше внимание и тем, который не удерживает, состоит в соблюдении временных рамок. Если вы не усвоите азы управления временем, то лидерство будет даваться вам непросто
Если вы не усвоите азы управления временем, то лидерство будет даваться вам непросто.
В Библии также говорится об этом. Время, на самом деле, сыграло решающую роль в истории Рождества.
Литературная сказка и фольклорная сказка
Часто при определении жанра авторской сказки ее практически полностью отождествляют с фольклорной. Известно, что авторская сказка впитала в себя черты народного фольклора и отдельные элементы литературных жанров. В сказке, и в авторской, и в фольклорной, слились мудрость народа и его поэзия. Но возраст фольклорной и литературной сказки далеко не одинаков. Происхождение фольклорной сказки теряется в древности, а литературная сказка является одним из самых молодых литературных жанров. Существует несколько мнений о времени возникновения жанра авторской сказки. Так, М. Н. Липовецкий, И. П. Лупанова, Т. Г. Леонова, Л. В. Овчинникова, Р. В. Иезуитова считают, что литературная сказка как жанр возникла в 19 веке. По мнению Н. В. Новикова, Э. В. Померанцева временем возникновения авторской сказки является 18 век. Однако принято считать, что периодом становления классической литературной сказки все же является 19 век.
Устная словесность – неотъемлемая часть народной культуры, один из «отправных пунктов» детской литературы. Часто слово «сказка» используется при обозначении тех видов устной прозы, для которых характерен поэтический вымысел. Нередко в сказке видят «забаву» для детей.
Авторская сказка восприняла фольклорную сказку в ее жанровых разновидностях. Это позволило ряду исследователей отождествлять два различных жанра. Так, М. Н. Липовецкий считает, что литературная сказка – это то же самое, что и народная сказка, но в отличие от нее, она создана писателем и потому несет на себе печать оригинальной творческой индивидуальности автора.
Образец 2
Как и все сказки Салтыкова-Щедрина, «Рождественская сказка» написана вовсе не для детей. В ней нет волшебства и чудес, которые случаются перед Новым годом. Это печальная история десятилетнего мальчика Сережи, который не смог справиться с несоответствием того, что говорят взрослые, и жизнью, которой они живут на самом деле.
Начинается повествование с церковной проповеди батюшки на празднике Рождества
Он говорил о том, что самое важное в жизни – Правда. Она вечна
Ради неё Христос прошёл через муки и принял смерть. Поэтому люди должны жить по Правде. Помогать ближним, не ожидая от них ничего взамен, любить Бога и друг друга, искать Правду, и всегда её отстаивать.
Речь священника растрогала людей, но особенно она взволновала десятилетнего сына Марьи Сергеевны Русланцевой – местной небогатой помещицы. Она рано осталась вдовой и растила сына одна. Мальчик был смышлёный и спокойный, но впечатлительный. Вот и после рождественской речи батюшки он никак не мог успокоиться. Слова священника запали в детскую душу. Серёжа очень серьёзно воспринял призывы искать Правду.
Дома он всем заявляет, что отныне будет жить только по Правде. «Я верное слово себе дал! Умру за правду, а уж неправде не покорюсь!» В жизни много несправедливого, мальчик видит это. Разве можно забирать последнюю корову у бедного крестьянина даже за долги? Батюшка говорил, что ближнего надо защищать. И почему господа пьют чай и обедают в столовой, а прислуга на кухне? Это несправедливо!
Но мама и челядинцы Серёже рассказывают, что Правда бывает разная. Каждый по-своему её видит. Приводят примеры про то, что есть законы и их надо соблюдать. И про то, что доброта и Правда не должна быть бездумной. Совершая хорошие поступки для одного, можно сделать несчастным другого. Серёжу пытаются успокоить и отвлечь. Рассказывают, что он пока мал, его главная Правда — быть послушным и молиться за своих близких.
А батюшка так говорил, потому что в церкви нельзя по-другому. Сам священник тоже это подтверждает, объясняя, что праведные речи он обязан прихожанам говорить, «на то и церковь установлена».
Детская душа не может принять таких противоречий. Слова о Правде, которые на Серёжу так подействовали, оказываются просто словами. В жизни всё по-другому.
У мальчика открывается жар. Но даже в горячечном бреду он не может найти выхода из несправедливости. Сказка заканчивается трагически: мальчик умирает. Перед смертью он видит Христоса, свой символ Правды.
Салтыков-Щедрин мастер сатирических сказок, с помощью них он рассказывал обществу о нравственных проблемах. В этой сказке зашифрованы рассуждения автора о готовности общества что-то менять. Понимание несправедливости уже есть, но оно маленькое и слабое… Умрёт оно или окрепнет, зависит от самих людей.
Сказка учит читателя быть честным с самим собой. В жизни часто слова расходятся с делом. Да, и Правда у каждого своя. Но искать и бороться за неё нужно. Главное, делать это с умом.
Сочинение Футлярные люди в рассказах Чехова
Футлярные люди… Почему же автор называет их именно так? На самом деле, всё очень просто. Футляр или пенал представляет собой нечто закрытое от внешнего мира. Внутри этого футляра можно оборудовать очень комфортные условия. Нормальный человек, вдумываясь в это, чувствует себя дискомфортно. Ему кажется, что его зажали и не хватает воздуха, чтобы дышать. Это абсолютно нормальная реакция.
Человек в нормальном состоянии хочет познавать всё, что происходит вокруг него. Он не может стоять на месте, имеет желание развиваться и двигаться вперед. Футлярные люди не являются глупыми, зачастую они очень умны и начитаны. От других людей их отличает то, что они не имеют желание близко взаимодействовать с окружающими людьми. Зачастую это вызвано болезненными переживаниями, негативным опытом, неправильным воспитанием. Они никогда не могут чувствовать себя комфортно в социуме. Поэтому постоянно замкнуты в себе и молчаливы. Они не имеют желания делится своим мнением и переживаниями, возможно, потому что раньше их чувства и мысли высмеивали, причем делали это публично. Теперь они создали свой мирок, где комфортно и спокойно. Туда никто чужой не может проникнуть, а если попытается, пожалеет об этом.
Примеры таких людей можно найти в ряде произведений Антона Павловича, в таких, как: Ионыч, Человек в футляре, Смерть чиновника. Футлярные люди все принимают близко к сердцу, от этого им очень тяжело жить.
Лучше всего образ футлярного человека помогает понять произведение под названием Человек в футляре. Главный герой – это Беликов, представитель футлярных людей, он преподает греческий язык. Герой всегда одевался в темную одежду, часы и очки всегда лежали в своих футлярах. У героя не было никаких вещей или аксессуаров ярких, или светлых тонов.
Беликов всегда находится в своем мирке. Он никого не пускает туда, постоянно избегает всех, даже с друзьями у него очень своеобразные отношения. Герой ходит в гости к друзьям только для того, чтобы поддерживать дружеские отношения. Он не хотел участвовать в дискуссиях, всегда молча наблюдал за происходящим.
Буркин дает объяснение поведению героя. Его поведение вполне понятно, желание избегать людей вызвано психотравмирующим опытом в прошлом. Уходя в свой мирок, герой успокаивает, чувствует себя в безопасности. Ради этого успокаивающего чувства он готов годами ни с кем не общаться. Футлярные люди только в одиночестве могут чувствовать себя комфортно, присутствие других людей вызывает у них сильнейший стресс и напряжение.
Основная проблема таких людей в том, что они, пережив однажды травмирующих опыт, не смогли восстановиться. Их поведение является защитной реакцией, его можно сравнить с панцирем. Нужно понимать, что такая жизнь противоестественна и стараться выйти из этого состояния.
2 вариант
«Рождественскую сказку» можно назвать последним творением в сказочном цикле литератора. В ней отразились размышления автора о готовности молодежи к глобальным переменам. Причем, речь идет именно об освободительной борьбе.
Растущая совесть дитяти здесь символизирует мечты и надежды на лучшее, связанные с революцией 60-х годов, разорвавшееся сердце отрока – кризис 80-х.
Писатель осуждает предательство и политическое ренегатство. Стоит отметить, что в данном произведении (как и во многих других) Салтыков-Щедрин порой говорит устами тех, чья жизненная позиция ему чужда (допустим, священнослужителей).
Несмотря на высокий уровень таланта и некий оттенок сатиры, автор сделал свое творение минимально уязвимым для цензуры. Что же касается проблем, которые рассматривает автор, они кардинально противоположны религиозным догмам. Иногда писатель прибегает к религиозно – мифологическим образам и даже формам христианской проповеди.
Тем не менее, церковь все же не была близка Салтыкову — Щедрину. Он скорее высмеивает ее – однако делает это достаточно изысканно. Вследствие этого его мысли нельзя назвать оскорбительными.
Порой литератор заставляет читать смысл «между строк», не всегда прямым текстом говорит о том, что подразумевает. Он открыто призывает к гражданскому подвижничеству, которое считает необходимым.
Произведение чем-то напоминает «народные» сказки и рассказы Льва Толстого. Но, разумеется, между этими двумя творениями существуют и значительные отличия, которые касаются как стилистики и идеи, так и писательских приемов.
Форма повествования достаточно интересна – так что сказку можно даже назвать в некотором роде захватывающей. Интересен и тот факт, что «Рождественскую сказку» довольно долго считали произведением с религиозным призывом и настроением – на самом же деле это лишь специфический прием.
Заключая свои мысли в эту оболочку, писатель как будто идет «от противного», аккуратно высмеивая церковь церковным слогом. Отчасти причиной служит цензура – Салтыкову — Щедрину приходится идти «обходными путями», дабы донести до читателя истинную суть вещей.
Но нельзя сказать, что писатель охвачен злобой и ненавистью к религии – он просто – напросто не испытывает воодушевления перед служителями культа. Также писатель отрицает мораль эксплуататоров. Однако мотив любви к ближнему все же присутствует – в целом, автор видит будущее человечества в позитивном ключе – хоть, конечно же, понимает, что миру необходимы некие изменения.
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА(Стр. 218)
Впервые — Р. вед., 1886, 25 декабря, № 354, стр. 1. Подпись: Н. Щедрин.
Сохранилась черновая рукопись (ИРЛИ), отличающаяся от текста «Рус. ведомостей» вариантами стилистического характера.
«Рождественская сказка» — последняя в салтыковском сказочном цикле. Написана она в ноябре 1886 года и 3 декабря отправлена Соболевскому. В сопроводительном письме Салтыков сообщал: «Посылаю Вам «Рождественскую сказку» (на 25 декабря). По-моему, она вполне цензурна, только понравится ли Вам — вот вопрос». 9 декабря 1886 года писатель предложил Соболевскому сделать в тексте несколько изменений: «В видах цензурных, я полагал бы слова няньки: «Известно, что́ же в церкви и говорить!» совсем выпустить, а далее после слов: «о праведных делах слушать» — прибавить: «Ну, а с людьми нельзя без того, чтобы и со всячинкой не прожить». Затем слово «только» выпустить и начать: «Ты, миленький» и т. д… Затем в словах священника за обедом по окончании слов: «оставаться глухими к ней» — прибавить фразу: «Ну, а в миру не без греха». Затем ответ Сережи: «В церкви? а жить?» изменить так: «Как же жить?» И дальше в ответе священника, к словам: «И жить по правде следует» — прибавить: «памятуя завет святой церкви». Получив письмо Соболевского с сообщением о возможности напечатать сказку в первоначальной редакции, Салтыков 17 декабря писал, что все же «хотел бы вопрос Сережи «В церкви? а жить?» исправить так: «А жить как?» Впрочем, и во
478
всем остальном поступите по собственному усмотрению; кажется, нелишнее бы оставить также фразу: «а в мире не без греха», чтобы уж не очень выделялась церковь». Редакция «Рус. ведомостей» учла только пожелания автора в последнем его письме. Первая из поправок прошла через все последующие издания и была ликвидирована лишь в изд. 1933—1941, вторую автор снял при включении сказки в изд. 1887.
В наст. томе «Рождественская сказка» печатается по второму изданию сборника «23 сказки» с исправлением по рукописи реплики Сережи Русланцева, измененной в редакции «Рус. ведомостей» в соответствии с просьбой Салтыкова (см. выше).
«Рождественская сказка» посвящена той же теме, что и сказка «Пропала совесть» (1869). В них отразились размышления Салтыкова о степени моральной готовности молодежи к восприятию новых идей и о перспективах освободительной борьбы. Растущая совесть дитяти в ранней сказке символизирует надежды, связанные с ростом революционных настроений в 60-е годы, разорвавшееся сердце отрока в позднейшей сказке — их крушение в 80-е годы, на исходе народнического этапа освободительного движения. Основной смысл «Рождественской сказки», несмотря на ее трагический финал, продиктованный конкретно-исторической ситуацией, заключается в призыве к гражданскому подвижничеству во имя переустройства общества. Подробнее см. в общей статье (стр. 426—427, 429—430).
Баскаков В.Н. Комментарии: М.Е. Салтыков-Щедрин. Рождественская сказка // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1974. Т. 16. Кн. 1. С. 478—479.
Электронная публикация РВБ, 20082024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.
Популярные сегодня пересказы
- Голубое сало — краткое содержание романа Сорокина Книга Сорокина Голубое сало входит в канву его других произведений. Они не связаны сюжетно полностью, но общая тематика этого писателя концентрируется на изучении судеб родины, в частности на футурологических мыслях
- Гори, гори ясно — краткое содержание рассказа Астафьева Виктор Петрович Астафьев является очень известным русским и советским писателем. Он создал невероятно большое количество рассказов, способных растрогать даже самого прагматичного и безэмоционального читателя
- Ножичек с костяной ручкой — краткое содержание рассказы Солоухина Восьмилетнему мальчику из Москвы привезли в подарок перочинный ножик с красивой костяной ручкой. У ножа было два острых лезвия разных размеров. Был ножичек таким острым, что с одного раза им можно было
- Три сестры — краткое содержание пьесы Чехова Первое действие пьесы происходит в доме Прозоровых. Ирине, младшей из сестер, исполняется 20 лет. На праздник собирается много людей, в основном это офицеры.
Заключение
Восприятие сказки «Коняга» Салтыкова-Щедрина у каждого читателя разное. Но во всех своих произведениях автор жалеет простого человека или обличает недостатки правящего класса. В образе Коняги и Мужичка у автора безропотные, угнетаемые крепостные, огромное количество людей-тружеников, зарабатывающих свою маленькую копеечку. «…Сколько веков он несет это иго — он не знает. Сколько веков предстоит нести его впереди — не рассчитывает…» Содержание сказки «Коняга» словно краткий экскурс в историю народа.
Очень кратко
У героя под Рождество умирает сын, мальчик, собиравший бабочек. После похорон, в деревне, в натопленной комнате, из кокона, который был в коллекции мальчика, вылупляется огромная индийская бабочка.
У Слепцова в петербургском доме умер сын, мальчик, увлекавшийся коллекционированием бабочек. Отец перевёз «тяжёлый, словно всею жизнью наполненный» гроб в деревню, в маленький белокаменный склеп близ сельской церкви и поселился в смежном флигеле усадьбы, который было легко отапливать.
На следующее утро Слепцов в высоких валенках, в полушубке тихо зашагал по прямой расчищенной тропе в глубь парка, удивляясь, что всё ещё жив и может чувствовать. На мостике его охватил горький гнев — он вспомнил, как летом по этим скользким доскам ходил его сын, ловил сачком бабочек, севших на перила. Совсем недавно, в Петербурге, он в бреду говорил о школе, о какой-то индийской бабочке.
Слепцов долго стоял, прислонившись к сосне, и смотрел на церковный крест, слепо сияющий над крышами деревни. После обеда он поехал к церкви, около часа просидел у ограды склепа и вернулся домой разочарованный: ему показалось, что на погосте он был дальше от сына, чем на мостике в усадьбе.
После обеда Слепцов поехал к церкви, просидел около часа у могильной ограды и вернулся домой. Вечером он велел отпереть большой дом, вошёл в комнату, где летом жил его сын. При свете лампы с жестяным рефлектором он сел у голого письменного стола и зарыдал. В столе он нашёл тетради, расправилки, коробку из-под бисквитов с крупным коконом, о котором перед смертью вспоминал сын. В стеклянных ящиках шкафа лежали ровные ряды бабочек.
Во флигеле, в жарко натопленной гостиной, слуга поставил на стол аршинную рождественскую ёлку. Слепцов велел убрать её и склонился над принесёнными из дома вещами сына — коробкой с индийским коконом, синей тетрадью. Из тетради, которая оказалась дневником, он узнал, что сын был влюблён в соседскую девочку, но так и не осмелился с ней познакомиться.
Слепцов подумал, что завтра Рождество, а сегодня он умрёт, потому что не может жить дальше.
В этот момент что-то щёлкнуло, и Слепцов увидел, что по стене ползёт чёрное существо величиной с мышь — это из кокона медленно вылупилась громадная ночная бабочка. Она вылупилась оттого, что изнемогающий от горя человек принёс кокон в тёплую комнату.
Вскоре сморщенное существо превратилось в индийского шёлкопряда, что летает, как птица, в сумраке вокруг фонарей Бомбея. Её тёмно-бархатные крылышки вздохнули и затрепетали «в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья».