Как ещё работать с убеждениями
Существует много действенных КПТ-техник. Рассмотрим несколько примеров.
Поиск вариаций одного убеждения
Техника направлена на то, чтобы пошатнуть уверенность в правильности собственных убеждений. Для этого нужно найти эмоциональную брешь — отыскать момент, в котором автоматическая мысль или внутренняя убеждённость в чём-то теряют силу. По мнению доктора психологии Роберта Лихи, человек, его мысли и настроения изменчивы, и в какие-то моменты мы слабее верим в свои установки.
Если какая-то мысль крепко засела у вас в голове, спросите себя: «Бывает ли так, что в какие-то моменты я доверяю этому убеждению меньше чем обычно? Если эта мысль — неоспоримая истина, колебалось бы так моё доверие по отношению к ней?»
Представим Катю, которая только рассталась с мужем. Девушка тяжело переживает разрыв, потому что уверена, что без экс-супруга ей не стать счастливой.
Но в диалоге с психологом Катя ясно понимает, что вроде бы и не плачет целыми днями над свадебным альбомом. Случаются моменты облегчения, в которые девушка встречается с друзьями, обдумывает отпуск и хочет изменить что-то в интерьере. То есть не чувствует себя убитой горем и живёт.
В такие моменты «просвета» вера Кати в нереальность собственного счастья стремится к нулю. А иногда девушка вообще доходит до мысли, что, возможно, без бывшего мужа ей будет даже лучше: найдётся больше времени на хобби и карьеру, появится шанс снова влюбиться и выпустить заветных бабочек порхать где-то глубоко внутри.
В итоге Катя видит, что её изначальный приговор самой себе вовсе не обязан сбываться: жизнь продолжается, любовь и дружба всё ещё существуют. А значит, убеждению о неминуемом несчастье не стоит доверять на 100%.
Дневник записи автоматических мыслей
Способ помогает отделить факты от чувств. Когда вы замечаете изменение в настроении, запишите ситуацию, а также появившуюся в её контексте тревожную мысль и эмоцию. Затем попробуйте определить, какое когнитивное искажение активировалось и насколько вы убеждены в верности автоматической мысли.
Например, запись может выглядеть так:
- ситуация — муж сидит на диване и не обращает на меня внимания;
- мысль — супругу плевать на меня и на наш брак;
- эмоция — обида, злость, раздражение;
- когнитивное искажение — присвоение мысли другому человеку.
А ещё в терапии вы научитесь не только отдельным техникам, но и целым методам по трансформации убеждений. Например, когнитивной реструктуризации, благодаря которой человек меняет своё поведение и учиться не поддаваться эмоциям.
Процесс «перепрошивки» глубинных суждений состоит из нескольких шагов.
Шаг первый: выявление автоматических мыслей. Человек замечает, что регулярно думает: «Я полный неудачник».
Шаг второй: определение когнитивного искажения. Так, причина мысли может скрываться в негативной установке и обобщении: «Я неудачник, поэтому все мои поступки и попытки выразить себя глупы».
Шаг третий: оспаривание мысли. Человек задаётся вопросами, которые ставят под сомнение мысль и глубинное искажение: существуют ли факты, которые подтверждают, что я неудачник? А те, что опровергают? Случались ли ситуации, в которых я проявил мудрость, талант и смекалку? Что я могу сделать, чтобы повлиять на свою самооценку?
В чём суть техники
Прежде чем менять свои глубинные установки, их необходимо выявить. В этом и помогает метод падающей стрелы.
Сначала человек записывает автоматическую мысль — это тезис о чём-либо, который нельзя обосновать фактами или рефлексией. Например: «Я не сдам экзамен», «Мой проект провалится», «Друзья не хотят со мной больше общаться».
Такие автоматические мысли, как правило, возникают спонтанно и вызывают массу негативных чувств.
Далее от сформулированной тревожной мысли проводится стрелочка вниз, подобно падающей стреле. Следующая запись должна отвечать на вопросы «И что теперь?», «Что именно меня расстроит, если эта мысль окажется верна?».
Вопросы стоит повторять до тех пор, пока вы не дойдёте до фундаментального суждения, касаемо которого уже не сможете ответить «И что дальше?». Такие глубинные установки напрямую влияют на появление автоматических мыслей, а выявленное убеждение и есть корень напряжения и тревоги.
Для чего нужна техника падающей стрелы
Во-первых, она нужна, чтобы выявить то самое убеждение, из-за которого мы на автомате воспринимаем ситуацию или чувствуем себя негативно
Это важно, чтобы наглядно представить цепочку автоматических рассуждений и найти в ней ключевое звено (то есть убеждение), над которым нужно работать
Во-вторых, техника помогает снизить интенсивность переживаний, тревоги и ужаса.
Представим Васю, который хочет откликнуться на просьбу Пети и помочь ему с ремонтом авто. Проблема одна: Василий понимает, что организм требует отдыха после тяжёлой рабочей недели и поездка на выходные в гараж явно скажется на здоровье и самочувствии.
Размышляя о собственной усталости, парень ловит себя на тревожной мысли: «Если я не помогу другу, Петя почувствует себя брошенным, подумает, что мне на него плевать, обидится, и наша дружба пострадает». Ситуация, которая даже не произошла, воспринимается Васей как состоявшийся конец дружбы. Необоснованная гипотеза молниеносно развивается до уровня катастрофы.
Если Василий поэтапно разберёт свои мысли и дойдёт до искомого убеждения, тревогу удастся снизить. И главное, так парень поймёт, с чем именно нужно работать. Возможно, Васе стоит проработать внутренние страхи и поговорить с Петей о том, насколько ценна эта дружба для каждого из них.
Поиск изначального убеждения в случае Васи может выглядеть так:
— Я хочу выручить Петю, но понимаю, что у меня нет ресурсов на помощь другим.
— И что?
— Петя решит, что я его бросил и наплевал на дружбу.
— И что?
— Он разозлится, обидится и перестанет вкладываться в наше общение и ценить меня как раньше.
— И что?
— Со временем друг откажется от меня и забудет окончательно.
— И что?
— Я потеряю близкого человека и не вынесу одиночества.
Получается, что в попытке помочь другу, Вася стремится угодить ему из-за страха остаться без общения в будущем. С такими убеждениями Василий рискует рано или поздно взять в привычку пренебрегать своими нуждами, быть удобным для других и жить свою жизнь ради всех, кроме себя.
Что такое «падающая стрела»
«Падающая стрела» (иногда называется техникой вертикального спуска) — это психологическая техника, которую используют в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).
КПТ считается доказанным и эффективным подходом психотерапии, который успешно помогает людям справляться с большим спектром психологических трудностей и психических расстройств. Например, КПТ показана:
- при генерализованном тревожном и посттравматическом стрессовом расстройстве;
- при панических атаках и паническом расстройстве;
- при обсессивно-компульсивном расстройстве;
- при расстройстве пищевого поведения;
- при депрессии.
Как устроено по русскому языку (авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий)
Ресурс с по русскому языку 4 класс от Канакиной предоставляет доступ к почти шести сотням упражнений, разделенным на две части. Помимо этого тут имеются ответы для таких разделов, как «Проверь себя» и «Наши проекты».
Рабочая тетрадь русский язык 4 класс В. П. Канакина
Тетрадь учебных достижений русский язык 4 класс Канакина В. П.
Проверочные работы русский язык 4 класс Канакина В. П.
Русский язык является одним из основных предметов в школьной системе образования. Ведь он пригодиться человеку во всех сферах жизни: как в личном быту, так и при построении карьеры
Поэтому очень важно начать его глубокое изучение как можно раньше
С начальных классов учителя уделяют родной речи большое внимание, создают комплексные уроки, которые рассматривают предмет с разных сторон. Чтобы в полной мере разобраться в новом материале, следует пользоваться онлайн-решебнико, авторы которого В
П. Канакина, В. Г. Горецкий. Пособие содержит в себе верные ответы ко всем упражнениям из учебника издательства «Просвещения» 2014 года. Учебно-методический комплекс полностью актуален на данный момент времени (2019-2020 г.). Многие практикующие преподаватели используют его в качестве образца для создания собственных конспектов.
Благодаря книге учащийся всегда будет готов к любой контрольной и проверочной работе, итоговому срезу, диктанту или сочинению.
16.12.2020 17:50:40
2020-12-16 17:50:40
В чем польза данного сборника
Готовые домашние работы для учебника по русскому языку — это отличный ресурс для преодоления трудностей в учебе. С его помощью каждый школьник вне зависимости от уровня подготовки сможет найти ответы к упражнениям. Правильно пользуясь Онлайн-решебником по русскому языку для 4 классов Канакиной, дети имеют возможность повторить правила и грамматические основы. Полученные навыки пригодятся им не только во время итоговой контрольной, но и при диктантах и проверочных испытаниях.
Немалую роль решебник сможет сыграть и для родителей с учителями. Ориентируясь на ключи и ответы к вопросам, взрослые будут готовы прийти на помощь своему отпрыску во время выполнения домашней работы. Учителям же сборник пригодится в следующих ситуациях:
- формирование собственного методического материала для дальнейшего использования его на уроках; разработка планов урочных занятий; быстрая проверка правильности выполнения заданий учащимися.
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№118 учебника 2011-2022 (стр. 56):
Прочитайте.
Я сижу на речке, ловлю пескарей.4 Вокруг меня носятся комары.4 Ко мне на удочку присела стрекоза.
Стрекоза повела глазищами и смотрит на меня. Вдруг сорвалась стрекоза, скользнула надо мной. Послышался какой-то щелчок, и на мне оказалось блестящее комариное крылышко. Это стрекоза комара на лету сца́пала.
Э. Шим
Найдите местоимение 1-го лица единственного числа
(Обратите внимание, что выделенные слова — это разные формы личного местоимения я).
Поставьте вопрос к каждому из выделенных местоимений. Заметили, что вы задавали падежные вопросы? Определите падеж местоимения я в каждом предложении.
Выпишите местоимения вместе с предлогами
В скобках укажите падеж местоимений.
Образец. Я (И. п.), вокруг меня (Р. п.), … .
№118 учебника 2023-2024 (стр. 57):
Прочитайте.
Гвоздик2, гвоздик из металла,
Кем на свет сооружён?
Чья1 рука тебя сковала,
Для чего ты заострён?
И где будешь! Полагаю,
Ты не можешь дать ответ;
За тебя я размышляю,
Занимательный предмет!..
К. Прутков
- Что обозначает выражение за тебя я размышляю? А приходилось ли вам размышлять о каком-либо предмете или явлении?
- Найдите личные местоимения в начальной форме, определите их лицо и число. А как определить лицо, число и падеж выделенного местоимения?
- Спишите или запишите по памяти первые два предложения. Проверьте себя.
Подсказка
№118 учебника 2011-2022 (стр. 56):
Поставим вопросы к местоимениям, чтобы определить их падеж:
- (кто?) я — И. п.
- носятся (вокруг кого?) вокруг меня — Р. п.
- присела (к кому?) ко мне — Д. п.
- смотрит (на кого?) на меня — В. п.
- скользнула (над кем?) надо мной — Т. п.
- оказалось (на ком?) на мне — П. п.
Не забудь подчеркнуть главные и второстепенные члены первого и второго предложений.
Ответ
№118 учебника 2011-2022 (стр. 56):
Вариант ответа #1:
Местоимение 1-го лица: я, меня, (ко) мне, (на) меня, (надо) мной, (на) мне.
Поставим вопросы к местоимению: кто? — я, кого? — меня, (к) кому? — (ко) мне, (на) кого? — (на) меня, (над) кем? — (надо) мной, (на) ком? — (на) мне.
Я (И. п.), вокруг меня (Р. п.), ко мне (Д. п.), на меня (В. п.), надо мной (Т. п.), на мне (П. п.).
Я сижу на речке, ловлю пескарей. (Повествоват., невосклиц., простое, распростр.).
Вокруг меня носятся комары. (Повествоват., невосклиц., простое, распростр.).
Вариант ответа #2:
Я (И. п.), вокруг меня (Р. п.), ко мне (Д. п.), на меня (В. п.), надо мной (Т. п.), на мне (П. п.).
Я сижу на речке, ловлю пескарей. Вокруг меня носятся комары.
№118 учебника 2023-2024 (стр. 57):
За тебя я размышляю — так говорят, когда думают за кого-то.
Личные местоимения в начальной форме: ты (2-е л., ед. ч.), я (1-е л., ед. ч.).
Чтобы определить падеж местоимения тебя, поставит к нему вопрос — сковала (кого?) тебя — В. п. Чтобы определить лицо и число местоимения тебя, ставим его в начальную форму — ты (2-е л., ед. ч.).
Гвоздик, гвоздик из металла,
Кем на свет сооружён?
Чья рука тебя сковала,
Для чего ты заострён?
Гвоздик.
Чья — 1 слог.
ч — — согл., глух. непарн.; мягк. непарн.;
ь — — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.;
я — — гласн., ударн.
3 б., 3 зв.
- ← Предыдущее
- Следующее →
Часть 1
Наши проекты
Наши проекты
Закажите уникальное сочинение от проверенных авторов! Это быстро и недорого!
Русский язык — это очень важный предмет, который лишь на первый взгляд кажется простым. На самом деле существует огромное множество правил и исключений к каждому из них
Все это важно знать для того, чтобы уметь формулировать свои мысли безошибочно не только на бумаге, но и в устной речи. У малышей школьная программа не сложная, однако они только начинают учиться, и им пока тяжело
В этот непростой период родители должны следить за учебным процессом своих детей. Ведь именно в таком возрасте ум человека более восприимчив к новой информации. Тем более ребята обычно на уроках отвлекаются, разговаривают с одноклассниками
Учителю очень трудно сфокусировать их внимание на дисциплине, в итоге, времени на объяснение материала остается очень мало
Мамы и папы должны помогать ребенку с домашним заданием, ведь если он не понял какую-то тему, обязательно нужно объяснить ее еще, так как все это пригодится в будущем. Школьная программа усложняется с каждым годом вместе с д/з и остальными обязательными работами. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок учился хорошо, а потом и поступил в престижный университет. Для достижения этой цели надо заранее приучать ребенка заниматься и готовиться дома. Помощником в таком деле станет онлайн-решебник. Вашему вниманию предлагается уникальное пособие, которое разрабатывали известные и квалифицированные специалисты, и выпустило издательство в 2014 году «Просвещение», которое у всех на слуху.
Учителю очень трудно сфокусировать их внимание на дисциплине, в итоге, времени на объяснение материала остается очень мало. 12.08.2020 23:50:48
12.08.2020 23:50:48
2020-08-12 23:50:48
Часть 2
Наши проекты
Закажите уникальное сочинение от проверенных авторов! Это быстро и недорого!
Русский язык — это очень важный предмет, который лишь на первый взгляд кажется простым. На самом деле существует огромное множество правил и исключений к каждому из них
Все это важно знать для того, чтобы уметь формулировать свои мысли безошибочно не только на бумаге, но и в устной речи. У малышей школьная программа не сложная, однако они только начинают учиться, и им пока тяжело
В этот непростой период родители должны следить за учебным процессом своих детей. Ведь именно в таком возрасте ум человека более восприимчив к новой информации. Тем более ребята обычно на уроках отвлекаются, разговаривают с одноклассниками
Учителю очень трудно сфокусировать их внимание на дисциплине, в итоге, времени на объяснение материала остается очень мало
Мамы и папы должны помогать ребенку с домашним заданием, ведь если он не понял какую-то тему, обязательно нужно объяснить ее еще, так как все это пригодится в будущем. Школьная программа усложняется с каждым годом вместе с д/з и остальными обязательными работами. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок учился хорошо, а потом и поступил в престижный университет. Для достижения этой цели надо заранее приучать ребенка заниматься и готовиться дома. Помощником в таком деле станет онлайн-решебник. Вашему вниманию предлагается уникальное пособие, которое разрабатывали известные и квалифицированные специалисты, и выпустило издательство в 2014 году «Просвещение», которое у всех на слуху.
Как пользоваться учебно-методическим комплексом по русскому от Канакиной (4 класс)
Сборник по русскому языку для 4 класса от Канакиной понадобится всем, кто хочет получать только хорошие и отличные отметки. Ребенок может сам, без помощи родителей, зайти на сайт и посмотреть тему, которую он не понял на уроке. Здесь не получится бездумно списывать, так как к каждому заданию есть дополнительный комментарий с подробным выполнением. Список прочих преимуществ:
- учтены европейские стандарты преподавания; выполнение упражнений занимает минимум времени, при этом школьник запоминает максимум полезной информации; авторами являются опытные и профессиональные методисты; исключительно правильно выполненные упражнения; удобство. На сервисе представлены пояснения, рассортированные по категориям. Это позволяет без проблем найти нужные ответы и справиться с задачей; поможет наверстать упущенное (если по какой-либо причине ученик пропустил занятие, то закрыть пробелы в памяти можно самому).
Таким образом, можно сделать вывод, что книга пригодится обучающимся и их родителям. Педагоги тоже могут использовать ее для составления контрольных и итоговых тестов. Тем более, что все представлено в игровой форме, что сделает обучение гораздо интереснее.
Все домашние работы «на отлично» с по русскому Канакиной и Горецкого
В 1 классе ребенок начинает изучает азы родного языка. Он учиться читать, складывать слоги, писать простые слова и ставить ударения
Вся эта базовая информация является очень важной для дальнейшего развития. Учитель в полной мере старается преподнести всю теоретическую базу, при помощи которой школьник будет готовиться к контрольным и проверочным работам
Несомненно, самостоятельная деятельность ученика играет важную роль. В домашних условиях ребенок должен внимательно изучать и запоминать правила, прорешивать определенные номера, учить слова, практиковаться. Чтобы работа была продуктивной и эффективной, следует пользоваться сборником для 1 класса, авторы которого Канакина, Горецкий.
Основные плюсы электронного ресурса для детей:
- удобное расположение всех нужных ответов. Упражнения расположены в таблице, разделенной по номерам; полное соответствие готовых решений заданиям в оригинальном учебнике; дополнительные сведения в виде таблиц, картинок и схем; доступность сайта с любого устройства (компьютера, телефона, планшета). Главное, чтобы был включен Интернет.
Сайт работает круглосуточно, значит нужное решение можно списать в любое удобное время. Но стоит отметить, что бездумное переписывание «домашки» не способствует увеличению умственных навыков. Если школьник хочет повысить успеваемость, он должен сначала сам проработать то или иное задание, а уже потом сверять его с готовым ответом в.
Похожие
Рабочая тетрадь русский язык 4 класс В. П. Канакина
Тетрадь учебных достижений русский язык 4 класс Канакина В. П.
Проверочные работы русский язык 4 класс Канакина В. П.
Русский язык является одним из основных предметов в школьной системе образования. Ведь он пригодиться человеку во всех сферах жизни: как в личном быту, так и при построении карьеры
Поэтому очень важно начать его глубокое изучение как можно раньше
С начальных классов учителя уделяют родной речи большое внимание, создают комплексные уроки, которые рассматривают предмет с разных сторон. Чтобы в полной мере разобраться в новом материале, следует пользоваться онлайн-решебнико, авторы которого В
П. Канакина, В. Г. Горецкий. Пособие содержит в себе верные ответы ко всем упражнениям из учебника издательства «Просвещения» 2014 года. Учебно-методический комплекс полностью актуален на данный момент времени (2019-2020 г.). Многие практикующие преподаватели используют его в качестве образца для создания собственных конспектов.
Изменение личных местоимений по падежам
Правописание местоимений
Номер 118.
Прочитайте.
Я сижу на речке, ловлю пескарей4. Вокруг меня носятся комары. Ко мне на удочку присела стрекоза. Стрекоза повела глазищами и смотрит на меня. Вдруг сорвалась стрекоза, скользнула надо мной. Послышался какой-то щелчок, и на мне оказалось блестящее комариное крылышко. Это стрекоза комара на лету сцапала.
Э. Шим
Найдите местоимение 1-го лица единственного числа
(Обратите внимание, что выделенные слова – это разные формы личного местоимения я.)
Поставьте вопрос к каждому из выделенных местоимений. Заметили, что вы задавали падежные вопросы? Определите падеж местоимения я в каждом предложении
Выпишите местоимения вместе с предлогами. В скобках укажите падеж местоимений.
Ответ:
Местоимение 1-го лица единственного числа — я (меня, мне, меня, мной, мне).
(кто?) я – И. п.
(кого?) меня – Р. п.
(к кому?) ко мне – Д. п.
(на что?) на меня – В. п.
(над кем?) надо мной – Т. п.
(на ком?) на мне – П. п.
я (И. п.)
меня (Р. п.)
ко мне (Д. п.)
на меня (В. п.)
надо мной (Т. п.)
на мне (П. п.)
Синтаксический разбор
Я сижу на речке, ловлю пескарей.4
Вокруг меня носятся комары.4
Пояснение
Разбор предложений:
Я сижу на речке, ловлю пескарей.4
Вокруг меня носятся комары.4
1. Читаю предложение
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (Обо мне.) В предложении слово я отвечает на вопрос кто? Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем, обо мне? (сижу, ловлю.) Слова сижу, ловлю отвечают на вопрос что делаю? (Я (что делаю?) сижу, ловлю.) Значит, слова сижу, ловлю – это однородные сказуемые. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее я и сказуемые сижу, ловлю – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенные члены предложения, которые поясняют сказуемое. Задаю от подлежащего вопрос: сижу (где?) на речке — обстоятельство — подчёркиваю пунктирной линией с точкой, ловлю (кого?) пескарей — дополнение — подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении два словосочетания – сижу на речке, ловлю пескарей.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
1. Читаю предложение
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (о комарах.) В предложении слово комары отвечает на вопрос кто? Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем, о комарах? носятся. Слово носится отвечают на вопрос что делает? (Комары (что делают?) носятся.) Значит, слово носится – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее комары и сказуемое носится – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняют сказуемое. Задаю от сказуемого вопрос: носятся (где?) вокруг — обстоятельство — подчёркиваю пунктирной линией с точкой. Нахожу второстепенный член предложения, поясняющий другой второстепенный член: вокруг (кого?) меня — дополнение — подчеркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении два словосочетания – носятся вокруг, вокруг меня.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Обратите внимание!
Личное местоимение, стоящее в именительном падеже, является в предложении подлежащим. Но местоимение может быть и второстепенным членом предложения, если стоит в одном из косвенных падежей.
Справка
Личные местоимения изменяются по падежам и отвечают на те же вопросы, что и имена существительные в каждом из падежей.
Кто? я (ученик)
Кого? меня (ученика)
Кому? мне (ученику)