Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
Прочитайте сказку. Какие имена прилагательные использовал А. С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Какие имена прилагательные в ней чаще встречаются? Почему?
Ответ:
А. С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» использовал следующие имена прилагательные: синее, золотая, ветхая, морскою, непростая, человечьим, дорогой, великое, новое, сварливая, кирпичною, беленою, дубовыми, тесовыми, черной, столбовою, дорогой, собольей, парчовая, красные, усердные, другая, целое, вольною, царские, заморские, печатным, грозная, сердитые, проклятою, разбитое.
Чаще всего в сказке встречаются прилагательные синее и золотая, потому что они относятся к описанию моря и рыбки.
Упражнение 1
Прочитайте сказку ещё раз. А теперь назовите имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными. Возможно, к одному имени существительному вы найдёте несколько имён прилагательных.
Ответ:
Синего моря, ветхой землянке, травой морскою, непростою рыбкой, рыбкой золотою, голосом человечьим, дорогой откуп, ласковое слово, великое чудо, рыбку не простую, дорогою ценою, новое корыто, сварливая баба, кирпичною трубою, беленою трубою, дубовыми воротами, тесовыми воротами, черной крестьянкой, столбовою дворянкой, высокий терем, дорогой душегрейке, собольей душегрейке, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, другая неделя, вольною царицей, целое царство, царские палаты, заморские вины, пряником печатным, грозная стража, старый невежа, владычицей морскою, черная буря, сердитые волны, проклятою бабой, глубокое море, разбитое корыто.
Упражнение 2
Прочитайте. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запишите составленные словосочетания.
Ответ:
Синее море, ветхая землянка, морская трава, золотая рыбка, человеческий голос, великий откуп, ласковое слово, великое чудо, разбитое корыто, сваривая баба, кирпичная труба, дубовые вороты, черная крестьянка, столбовая дворянка, высокий терем, соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, каменные палаты, заморские вины, печатный пряник, грозная стража, старый невежа, морская владычица, черная буря, сердитые волны.
Составьте и запишите предложение с любым из записанных словосочетаний. Нарисуйте иллюстрацию к этому предложению.
Ответ:
Так и сидела старуха у разбитого корыта.
Какие имена прилагательные употреблены в переносном значении? К каким именам прилагательным можно подобрать синонимы? антонимы?
Ответ:
В переносном значении употреблены прилагательные: золотая рыбка, черная буря, сердитые волны.
Синонимы: синее — лазурное, ветхая – старая, великий – большой, ласковое – доброе, великое – большое, разбитое – расколотое, сварливая – склочная, черная – бедная, красные – алые, усердные – трудолюбивые, вольная – свободная, заморские – иностранные, печатный – штампованный, грозная – суровая, старый – пожилой, черная — сильная, сердитые – большие.
Антонимы: ветхая – новая, морская — речная, человеческий – звериный, великий – малый, ласковое – грубое, великое – малое, разбитое – целое, сварливая – покладистая, черная (бедная) – богатая, высокий – низкий, усердные – ленивые, вольная – невольная, целое – половинчатое, заморские — отечественные, печатный – самодельный, грозная – смирная, старый – молодой, черная (сильная) – слабая, сердитые – ласковые.
Подчеркните устаревшие слова — имена существительные, а также устаревшие формы множественного числа имён существительных.
Ответ:
Зона степей
Задание 1 (стр. 47)
Используя карту в учебнике, закрась на контурной карте (с. 30–31) зону степей. Для подбора цвета можешь воспользоваться приведенным ниже «ключом».
Какая зона, расположенная между степями и лесными зонами, осталось незакрашенной? Закрась ее дома.
Ответ
Степи
Зона между степями и лесными зонами – лесостепи.
Задание 2 (стр. 47)
Наш любознательный попугай кое-что знает о степях. Вот некоторые из его утверждений. Верны ли они? Обведи «Да» или «Нет». Если нет, исправь ошибку (устно).
Ответ
1. Зона степей расположена южнее лесных зон. |
Да Нет |
2. В степной зоне холодное, дождливое лето.Лето в степях жаркое, дожди идут редко. | ДаНет |
3. Почвы в зоне степей очень плодородные. |
Да Нет |
4. Тюльпаны цветут в степи в самый разгар лета.Они цветут весной до наступления жары. | ДаНет |
5. В степи встречается дрофа – одна из самых мелких птиц нашей страны.Напротив, встречающаяся преимущественно в степи дрофа – одна из самых крупных птиц нашей страны. |
ДаНет |
Задание 3 (стр. 48)
Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты степные растения. Вырежи рисунки из приложения и помести их в соответствующие окошки. Проверь себя по учебнику. После самопроверки наклей рисунки.
Ответ
Задание 4 (стр. 48)
А это задание подготовил для тебя папа Сережи и Нади. Узнай животных степи по рисункам. Подпиши названия животных. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя.
Ответ
Задание 5 (стр. 49)
Составь схему цепи питания, характерной для степной зоны. Сравни ее со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне степей.
Ответ
Растения (ковыль/типчак) — хомяк — дрофа
Степными растениями, такими как ковыль или типчак, питаются мелкие грызуны, например, хомяки. В свою очередь дрофа питается в том числе мелкими грызунами (хомяками), хотя и всеядна, может питаться и растительностью.
Задание 6 (стр. 49)
Подумайте, какие экологические проблемы степной зоны выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.
Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.
Ответ
Меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем:
- Ограничить вспахивание земель в степных зонах, давать земле отдохнуть.
- Ограничить территории выпаса скота.
- Ужесточить наказание для браконьеров.
Задание 7 (стр. 49)
Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Сережи и Нади. Найди на плакате растение и животных степной зоны и подпиши их названия.
Ответ
Степной орёл, дрофа, пион тонколистный, степная дыбка.
Задание 8 (стр. 50)
По заданию учебника нарисуй степь.
Ответ
Как я представляю себе степь
Мы представляем себе степь как сплошное поле с невысокими растениями: травами, кустарниками и цветами. На рисунок можно добавить животных, например, суслика, дрофу/журавля или пасущихся лошадей.
Задание 9 (стр. 50)
По заданию учебника подготовь сообщение о растениях и животных степи, которые тебя особенно заинтересовали.
Ответ
Тема сообщения: Ковыль
План сообщения:
- Описание
- Места произрастания
- Размножение растения
- Польза и вред
Важная информация для сообщения: Ковыль является многолетним растениеми принадлежит к семейству злаковых. Встречается преимущественно в степях (в России – на юге и в Сибири). У ковыля прямой стебель с узкими жёсткими листьями на нём.
Источник (источники) информации: Интернет, Атлас-определитель «Растения России» И. Пескова.
Сообщение:
Ковыль — это многолетнее растение, которое принадлежит к семейству злаковых. У него прямой стебель, на котором растут узкие и жесткие листья. Ковыль можно узнать по зеленой густой траве, которая покрывает степные просторы.
Это растение является самым распространённым в степях. В России ковыль растет в степях юга и Сибири.
Ковыль размножается как многолетнее растение. Оно может выдерживать суровые условия степей и разрастаться посредством семян и корневых отростков. Это помогает ему выживать и распространяться в сухом и жарком климате.
Ковыль имеет важное значение для степной фауны. Он обеспечивает пищу и укрытие для различных видов животных, включая зайцев и птиц, а также способствует сохранению почвы и предотвращению эрозии (разрушения верхнего слоя почвы, из которого растения получают наибольшее количество питательных веществ и воды)
С другой стороны, слишком большое количество ковыля может быть проблемой для сельского хозяйства, так как он может конкурировать с полезными культурами за питательные вещества и воду. Поэтому в некоторых случаях ковыль рассматривается как сорняк.
В целом, ковыль — это растение, которое играет важную роль в экосистеме степи и приносит и пользу, и некоторые вызовы для человека и природы.
Предыдущая страница Следующая страница