Литературная викторина по сказкам пушкина с ответами, 5 класс

Упражнение 101, с 45 101 Прочитайте Из какой сказки А С Пушкина этот отрывок Сын на ножки поднялся, В дно головкой уперся - Поднатужился немножко: Как бы

Сказка о царе Салтане (сказка А.С. Пушкина)

Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна, К царству славного Салтана, И желанная страна Вот уж издали видна. Вот на берег вышли гости; Царь Салтан зовет их в гости, И за ними во дворец Полетел наш удалец.

Видит: весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце С грустной думой на лице; А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой, Около царя сидят И в глаза ему глядят. Царь Салтан гостей сажает За свой стол и вопрошает: «Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем, иль худо? И какое в свете чудо?»

Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет; За морем житье не худо, В свете ж вот какое чудо: В море остров был крутой, Не привальный, не жилой; Он лежал пустой равниной; Рос на нем дубок единый; А теперь стоит на нем Новый город со дворцом, С златоглавыми церквами, С теремами и садами, А сидит в нем князь Гвидон; Он прислал тебе поклон». Царь Салтан дивится чуду; Молвит он: «Коль жив я буду, Чудный остров навещу, У Гвидона погощу». А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой, Не хотят его пустить Чудный остров навестить. «Уж диковинка, ну право, — Подмигнув другим лукаво, Повариха говорит, — Город у моря стоит! Знайте, вот что не безделка: Ель в лесу, под елью белка, Белка песенки поет И орешки всё грызет, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд; Вот что чудом-то зовут». Чуду царь Салтан дивится, А комар-то злится, злится — И впился комар как раз Тетке прямо в правый глаз. Повариха побледнела, Обмерла и окривела. Слуги, сватья и сестра С криком ловят комара.

«Распроклятая ты мошка! Мы тебя!..» А он в окошко, Да спокойно в свой удел Через море полетел.

Снова князь у моря ходит,С синя моря глаз не сводит;Глядь — поверх текучих водЛебедь белая плывет.«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!Что ж ты тих, как день ненастный?Опечалился чему?« —Говорит она ему.Князь Гвидон ей отвечает:«Грусть-тоска меня съедает;Чудо чудное завестьМне б хотелось. Где-то естьЕль в лесу, под елью белка;Диво, право, не безделка —Белка песенки поет,Да орешки всё грызет,А орешки не простые,Всё скорлупки золотые,Ядра — чистый изумруд;Но, быть может, люди врут».Князю лебедь отвечает:«Свет о белке правду бает;Это чудо знаю я;Полно, князь, душа моя,Не печалься; рада службуОказать тебе я в дружбу».С ободренною душойКнязь пошел себе домой;Лишь ступил на двор широкий —Что ж? под елкою высокой,Видит, белочка при всехЗолотой грызет орех,Изумрудец вынимает,А скорлупку собирает,

Кучки равные кладетИ с присвисточкой поетПри честном при всем народе:Во саду ли, в огороде.Изумился князь Гвидон.«Ну, спасибо, — молвил он, —Ай да лебедь — дай ей боже,Что и мне, веселье то же».Князь для белочки потомВыстроил хрустальный дом,Караул к нему приставилИ притом дьяка заставилСтрогий счет орехам весть.Князю прибыль, белке честь.

  • В начало
  • Назад
  • 5
  • Вперед
  • В конец

Превратности словообразования

Для начала вспомним, как звали дядьку богатырей. Ответ, стараниями великого поэта, знаком всем читателям — от мала до велика. Да, его звали Черномором. Однако немногие задумывались об истинном происхождении этого незамысловатого, казалось бы, имени собственного. Самая простая ассоциация, конечно же, Черное море. Действительно, 33 богатыря и дядька Черномор в сказке вставали из моря. Какое у нас море ассоциируется с черным цветом? Ответ на поверхности.

Но… Если немного углубиться в историю русской нации, а также поинтересоваться познаниями Пушкина об этих самых глубинах, то появляются очень необычные подробности, на которых хотелось бы остановиться.

Лес и человек

Задание 1 (стр. 44)

Подумай и запиши, какую роль лес играет в твоей жизни.

Ответ

Лес очищает воздух, растения перерабатывают углекислый газ в кислород. По лесу приято и полезно гулять. Он даёт нам древесину, лекарственные травы, грибы и ягоды. Лес – это дом для многих видов диких животных.

Задание 2 (стр. 44)

Составь схему на основе схему в учебнике, заменив текст рисунками-символами.

Ответ

Задание 3 (стр. 45)

Подумайте, какие экологические проблемы лесных зон выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

Ответ

Меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

При вырубке леса необходимо улучшить контроль за восстановительной высадкой новых деревьев, а также запретить вырубку деревьев в прибрежных зонах. Для решения проблемы лесных пожаров и загрязнения мусором нужно усилить контроль за деятельностью человека в лесных зонах и увеличить штрафы за нарушения (разжигание костров и мусор), а еще своевременно направлять больше ресурсов на тушение лесных пожаров. Для браконьеров – ужесточить наказание за убийство животных.

Задание 4 (стр. 45)

Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Сережи и Нади. Найди на плакате растения и животных лесных зон и подпиши их названия.

Ответ

Венерин башмачок, Женьшень, Дровосек реликтовый, Жук-олень, Жук Красотел, Филин, Утка Мандаринка, Зубр, Амурский тигр.

Задание 5 (стр. 46)

Придумайте и нарисуйте условные знаки к 2–3 правилам разведения костра из учебника (по вашему выбору). Посмотрите, что нарисовали другие ребята. Вместе расскажите о правилах разведения костра, используя знаки как опору.

  1. Дети не должны разводить костер одни, без старших.
  2. Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности.
  3. Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.
  4. Лучше разводить костер на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дерн (слой почвы с растениями) и разводить костер в образовавшейся ямке.
  5. Уходя, надо обязательно погасить костер: залить водой или засыпать песком, а дерн положить на место.

Ответ

Правила разведения костра:

  • Разводим костер вдали от деревьев и всего, что может загореться.
  • Лучше разводить костер на старом кострище, а если его нет, снять дёрн (верхний слой почвы с растениями) и разводить костер в полученной ямке.
  • Не забыть потушить костер и вернуть дёрн на место.

Задание 6 (стр. 46)

Здесь ты можешь сделать записи для своего сообщения об одном из лесных растений или животных, внесенных в Красную книгу России.

Ответ

Тема сообщения: Амурский тигр

План сообщения:
1. Описание амурского тигра
2. Места обитания
3. Образ жизни
4. Сохранение популяции

Важная информация для сообщения: Амурский тигр — один из самых крупных наземных хищников нашей планеты и один из самых малочисленных подвидов тигра, занесённый в Красную книгу. Единственный из своих сородичей, освоивший жизнь в снегах. Обитает в лесах на всей территории к югу от реки Амур.

Источник (источники) информации: Интернет: сайты Русского географического общества (rgo.ru), Уссурийского природного заповедника (ussuriysky.ru)

Сообщение:

Амурский тигр – один из самых крупных наземных хищников нашей планеты. Он поражает своей красотой, имея мощное телосложение и густую шерсть с яркими полосами. Эти величественные кошки могут достигать длины более 3 метров и массы свыше 300 килограммов. Однако это также один из самых малочисленных подвидов тигра.

Амурские тигры обитают на Дальнем Востоке России, в Китае и Северной Корее. Они предпочитают жизнь в холодных лесах, освоив жизнь в снегах. Их места обитания простираются к югу от реки Амур.

Амурские тигры ведут одиночный образ жизни и являются великолепными охотниками. Они охотятся на крупную добычу, такую как олени и дикие кабаны, что обеспечивает им пищу и выживание в суровых условиях.

Амурские тигры были занесены в Красную книгу России из-за угрозы исчезновения. Благодаря усилиям по сохранению этого редкого животного популяция амурского тигра начала восстанавливаться. Созданы заповедники и охраняемые территории, и проводятся программы по разведению и сохранению этого уникального подвида.

Предыдущая страница Следующая страница

Истоки названия

Но мы возвращаемся к бубонной чуме. Отвечая на вопрос о том, как звали дядьку богатырей, следует вспомнить исторический путь данного имени в фольклор. Итак, чума была завезена из Китая в Италию Великим шелковым путем. Покосив сначала население этой гордой страны, она отправилась своим черным маршрутом в Германию, охватив территорию практически всей Европы. Досталось даже Швеции, откуда она благополучно добралась до Новгорода, Пскова и понеслась по территории нашей необъятной станы.

А теперь самая соль истории. Во время осады крепости Кафу — той, что теперь называется Феодосией — был использован наш ответ троянскому коню. За стены крепости при помощи катапульты был заброшен труп умершего от этой самой бубонной чумы. Оборонявшиеся на тот момент генуэзцы, естественно, заразились страшной болезнью. В результате уцелевшим пришлось оставить крепость, а «дядька Черномор», остался в фольклоре как символ оружия, удачно использованного для победы в очередном завоевании потока истории.

Напоследок можно отметить еще одну интересную аллюзию, использованную Пушкиным. Так вот, «в чешуе, как жар горя» является совершенно очевидным намеком на лихорадку, возникающую у больного чумой, ну а чешуя — не что иное, как бубоны или язвы, возникающие на теле заразившегося этим страшным недугом.

Вообще, все произведение о славном царе Салтане можно рассмотреть с точки зрения многочисленных интересных аллюзий, использованных непревзойденным мастером метафор. Взять хоть намек на полуостров Крым (остров Буян) и бушевавшую на нем войну за право владения территорией в далеком четырнадцатом веке. Но это уже совсем другая история. А нам остается лишь подивиться, что из того, как звали дядьку богатырей в незамысловатой сказке Пушкина, можно вытянуть целого исторического слона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: