Слайды и текст этой презентации
вер.Изображение ликов святых на доскеСоставление изображения из кусочков камней или
цветного стеклаРоспись по сырой штукатуркеИзображение ликов святых на доскеВера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им
междоусобные воины разоряли земли;3. падение международного авторитета;4. упадок торговли.
Слайд 6Начало формирования общерусской культурыПочему мы можем утверждать что в XII
– XV вв. формируется единая общерусская культура не смотря на
удельный период?Единая общерусская культура – культура, сложившаяся после слияния местных культур на основе православных традиций
Спас Нерукотворный. Икона второй половины XII в.
Слайд 7Начало формирования общерусской культурыПочему мы можем утверждать что в XII
– XV вв. формируется единая общерусская культура не смотря на
удельный период? Стр. 115Единая общерусская культура – культура, сложившаяся после слияния местных культур на основе православных традиций
Спас Нерукотворный. Икона второй половины XII в.
во Владимире XII векЦерковь Иоана Предтечи в Пскове.
Слайд 9Восприятие мира Иерусалим
Киев
«Праведные» (восточные)
«Грешные» (западные)
Располагались ближе в раю
Располагались ближе к аду
Какая миссия легла на плечи русского народа?Спасение всего христианского людаЧто необходимо делать для ее выполнения?Хранить православную веру;Соблюдать Божьи заповеди;
Страны
от некоторых видов пищи и развлечений.
считать, что автор «Моления», внешне восхищаясь силой и мудростью князя,
иронизирует над его властью и порядками в княжестве?
Слайд 15Ответьте на вопросы:Что было главным в представлении древнерусского человека об
окружающем мире?Что заставляло летописцев в удельный период начинать местные летописи?
Почему они все начинались с «Повести временных лет»Летописть; политическая раздробленность; удельный период;Укажите причины начала удельного периода.
Слайд 16Смысл древнерусских изображений и текстов«Чудо Георгия о змие»Георгий – символ
воинства ХристоваБелый конь – вера (правая (правильная) вера)Змий – символ
дьявола
Копье – символ победы над Сатаной
Белый – цвет чистоты, символ побеждающего Святого духа
Кровавый красный – цвет рубина, символизирующий СИЛУ
Темно-красный — Атихрист
Слайд 17Дмитриевский собор во Владимире XII в.Православный храм как образ мира
основательность и стройность соответствовали скромности, непритязательности и строгости внешней жизни христианина. Сложная внутренняя структура и великолепное убранство церкви символизировали богатство духовной жизни верующего человека.
Слайд 18Храм делится на притвор – западная часть храма, корабль (неф)
– центральная часть символизирующее небо,алтарь – самая главная восточная часть
отделяющаяся от нефа специальной перегородкой – иконостасом.
Схема устройства православного храма
к которому может только священник. Престол освещается в честь своего
святого или события Священной истории. Храм именуется по престолу.
Церковь Покрова на Нерли XII в.
Георгиевский собор в Юрьеве – Польском XIII в.
Слайд 23Итог: Культура древней Руси развивалась самобытным путем. Люди верующие знали, что
их главная миссия – спасение всего христианского люда. Чтобы выполнить
ее, надо хранить православную веру, соблюдать Божьи заповеди. Повседневная жизнь древнерусского человека была полностью связана с церковным календарем. А храмы, строившиеся на Руси в полной мере отражали внутреннюю и внешнюю природу христианина. Скромные снаружи, но с богатым внутренним миром.
Народное ополчение
Одной из традиционных основ восточнославянского общества, сохранившейся в Древнерусском государстве, являлось существование народного ополчения — прямого вооружения народа. Почти все свободные мужчины на Руси были заняты не только в производстве тех или иных материальных благ, но и в военном деле. При этом народные ополченцы — вой, согласно сведениям Русской Правды, выступали в поход не только «оружно», но и «конно», т. е. ополчение делилось на пешую и конную рать.
Вооружённый народ практически на всей территории Древней Руси был организован по десятичной системе. Её основу составляли сотни — территориально-административные образования и вместе с тем военные единицы. Возглавлявшие их сотники (сотские) являлись не только административными, но и военными чинами. Сотни складывались в тысячу, которая и являлась собственно народным ополчением определённого города и примыкающей к нему округи. Во главе народного ополчения стояли тысяцкие. Как правило, ими становились люди, уже прошедшие через должности десятских и сотских.
Весьма существенным являлось то обстоятельство, что народное ополчение подчинялось не князю, а городскому вече. Именно вече принимало решение о выступлении в поход, которое являлось обязательным для всех. К тем, кто уклонялся от исполнения воинского долга, применялись суровые наказания, хотя в некоторых случаях можно было откупиться деньгами.
Основная тяжесть войн, которые вела Русь с внешними врагами, ложилась на плечи воев. Профессиональные воины — княжеские дружинники составляли лишь незначительную часть древнерусской армии и в случае серьёзной военной опасности выступали как своеобразный штаб, который руководил народным ополчением. В то же время народные ополченцы не были пассивны и во внутренних делах государства. Они составляли основную массу участников вечевых собраний. Именно это обстоятельство и заставляло знать считаться с волей веча. Кроме того, вой активно участвовали и в межкняжеских спорах (в летописях ополченцы назывались киянами, переяславцами, черниговцами, новгородцами, суздальцами, владимирцами и т. д.). |
Таким образом, в древнерусском обществе господствовал идеал народоправства — коллективного общинного управления. Большими правами обладало народное собрание. С помощью веча народ влиял на ход всей общественно-политической жизни
Высокая социально-политическая активность населения обусловливалась демократическим характером военной организации, в которой весьма важное место принадлежало народному ополчению. Именно вой определяли исход военных столкновений, внешних и внутренних
Проверяем себя
1. В чём состояли особенности княжеской власти в Древнерусском государстве?
2. Каковы были особенности взаимоотношений между князем и его дружиной? Приведите конкретные примеры влияния дружины на своих князей.
3. Какова роль вечевой организации в Древнерусском государстве?
4. Какие точки зрения о сущности древнерусского веча существуют в исторической науке?
5. В чём вы видите своеобразие военной организации Древнерусского государства?
Думаем, обсуждаем
1. Чем отличались древнерусские княжеско-дружинные связи от западноевропейского вассалитета?
2. Какие обстоятельства обусловливали постепенное разрушение дружинной организации?
3. Как вы думаете, каковы причины существования в Древней Руси двух центров политической власти?
4. Как специфика военной организации отразилась на характере политической власти Древней Руси?
5. Как вы думаете, почему у восточных славян существовали народные ополчения?
6. Существовала ли зависимость между природно-климатическими условиями, характерными для территорий нашей страны, и особенностями организации власти в Древнерусском государстве? Ответ аргументируйте.