Анализ стихотворения «зимняя ночь в деревне» никитина

Иван саввич никитин стр. 67 - 71. литературное чтение 3 класс

Стр. 54 — 55. Проверим себя

1. Назови поэтов, со стихами которых ты познакомился

Чьи произведения особенно запомнились, привлекли твоё внимание? Почему?

Ответ:

2.  Обычно в конце стихотворных строк находятся слова, которые созвучны друг с другом. Например, в первых четырёх строках стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья» это слова ели — метели,  торчат — спят. О какой особенности поэтических произведений идёт речь?

Ответ:

3.  Найди созвучные слова: лёгкое племя — краткое …, цветём и блестим — на сучьях … . Попробуй сказать иначе: созвучные  слова — это  … слова.

Ответ:

4.  Не кажется ли тебе, что ритм придаёт стихам особую музыкальность? Сравни, как звучат стихи Ф. И. Тютчева «Листья» и И. Н. Никитина «Встреча зимы». Какая музыка может сопровождать эти строки: быстрая,  медленная,  спокойная,  торжественная?

Ответ:

5.  Попробуй объяснить, что такое рифма  и  ритм.

Ответ:

6.  Какие особенности стихотворного текста ты ещё можешь назвать?

Ответ:

7.  Представь, что тебя попросили сделать иллюстрацию к стихотворению И. Никитина «Встреча зимы». Как бы тебе помогли при иллюстрировании слова и выражения: «снег лежит полотном», «снег … блестит разноцветным огнём», «на безлюдный простор», «смотрит … лес из-под чёрных кудрей»? Обсуди с другом.

Ответ:

Ответ:

8.  Подумай, в чём «секрет» сравнения «снег лежит полотном». Что с чем сравнивается? Почему поэт выбирает именно такое сравнение? Какую картину оно помогает представить?

Ответ:

10.  Подготовься к выразительному чтению наиболее понравившегося тебе стихотворения. • Определи в нём важные мысли. • Реши, какие слова нужно выделить голосом, где сделать паузы

• Обрати внимание на знаки препинания. • Выбери интонацию для чтения

• Помни, что одно и то же предложение может быть прочитано по-разному, в зависимости от смысла высказывания. • Воспользуйся советами Я. Смоленского.

Ответ:

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»

Важные мысли выражены в строках

Ответ:

Нужно выделить голосом слова: мама, глянь-ка, недаром, весь двор, посветлело, побелело, не колючий, погляди, не будет, в гору, правда, не откажешь, скорей гулять.

Паузы следует делать в конце каждой строчки. Но там, где знака препинания нет, пауза должна быть короткой, а там, где он есть – пауза длиннее. Запятая означает более короткую паузу, нежели точка и тире.

Читать стихотворение нужно в быстром темпе, веселым тоном. Все слова нужно произносить четко, выразительно, не кричать и не говорить слишком тихо.

И. Никитин «Полно, степь моя…»

Важные мысли выражены в строках:

Ответ:

Нужно выделить голосом слова: степь моя, прошло, и тепло, и светло, пробудись, в цветы нарядись, полюбуйся, журавли, тучки, тени бегут, гости, посмотри, от зари до зари, лето, подымайся, распевайте, отдохни, беззаботно, крепко.

Паузы следует делать в конце каждой строчки. Но там, где знака препинания нет, пауза должна быть короткой, а там, где он есть – пауза длиннее. Запятая означает более короткую паузу, нежели точка и тире.

Читать стихотворение нужно в нормальном либо медленном темпе, тон – сообщающий, с присутствием нежности и любви в голосе, ведь автор любуется природой, восторгается ее изменениями. Это прослеживается в каждой строчке стихотворения. 

  • Назад

  • Вперед

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1И. Никитин
«Полно, степь моя, спать беспробудно…»Урок литературного чтения в

Слайд 2Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики

за парту сели,
На меня все посмотрели.

Слайд 5Вёз на горку Саня
За собою сани.
Ехал с горки Саня,
А

Слайд 6Утро Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар

по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От

зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко-далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися, Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут… А восток всё горит, разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит. За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт, По плечу молодцу всё тяжёлое… Не боли ты, душа! Отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Слайд 7Иван Саввич Никитин Родился в Воронеже,

отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но

не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку

Слайд 8И. Никитин
«Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Слайд 9 Безлесное и обычно безводное пространство с ровной

поверхностью, покрытое травянистой растительностью. Степь

Слайд 19И. Никитин
«Полно, степь моя, спать беспробудно…»
с. 66 — 67

трубку и похожих на проволоку.

Слайд 23 — Как называет автор траву?К кому обращается поэт?-

Согласны ли вы, что поэт изображает степь, как живую? Докажите.-

Как бы вы озаглавили стихотворение?

Беседа по прочитанному

— Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении? Опишите их.

Слайд 26 Домашнее заданиес. 66

Средства выразительности

Пейзажные зарисовки И. Никитин создал с использованием художественных средств. Они также являются основой рассказа о старушке и отображения крестьянского быта.

В тексте есть метафоры – «дорога не к добру лежит», «оба малолетки, разуму в них нет», эпитеты – «синий огонек», «сонное село»,«тяжелый труд», «бедная старушка», «человек злой» и сравнение – «крест под облаками, как свеча горит».

В монологе, написанном от лица старушки, чувствуется отчаяние, которое передаётся при помощи восклицательных предложений. В некоторых строфах используется аллите­рация, например, в описании сонного села преобладают слова с согласными «с», «з»: «пусто, одиноко, сонное село вьюгами глубоко избы занесло».

История создания

Стихотворение написано в 1853 году, относится к ранней лирике Никитина. В это время поэт содержал постоялый двор, учил языки, зачитывался русской и зарубежной литературой.

К созданию анализируемого произведения поэта, видимо, подтолкнули невеселые рассказы крестьян о своей жизни. Известно, что отец Ивана Саввича был торговцем свечами. В его лавке постоянно бывали прихожане. Будущий поэт слышал от этих людей, какой он, крестьянский быт. Так в сердце Никитина воспламенилась любовь к простому народу, которая не могла не отразиться в творчестве.

Опубликовали творение поэта спустя год в журнале «Библиотека для чтения» за 1854 г.

«ПОЛНО, СТЕПЬ МОЯ, СПАТЬ БЕСПРОБУДНО…» Иван Никитин

Ярлыки:
К уроку литературного чтения

суббота, 20 марта 2021 г.

 «ПОЛНО, СТЕПЬ МОЯ, СПАТЬ БЕСПРОБУДНО…»
Иван Никитин 

1. Дата начала и окончания чтения
Укажи число (числа) и месяц. 

 2. О чём рассказывает произведение?
В стихотворении говорится о том, как_________________ 

3. К кому обращается поэт на протяжении всего
стихотворения? 

4. О чём говорится в первом четверостишии? Какая картина
природы в нём создана? 

5. С кем поэт сравнивает степь во втором четверостишии?  В
нём есть только сравнение или ещё и олицетворение?
Обоснуй свой ответ.

6. Какую картину рисует поэт в третьем и четвёртом
четверостишиях? 

7. В каком четверостишии говорится о звуках, которые
наполнят степь весной? Что это за звуки? 

8. А в каких четверостишиях создана картина лета? О каких
событиях в них говорится? 

9. Если хочешь, нарисуй иллюстрацию к одной из картин,
созданных в стихотворении.

Основные понятия:

Звукопись – приём усиления изобразительности текста
путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое
соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов
как одушевлённых
, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром
речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с
другим предметом по их общим признакам.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее
какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной
выразительностью.

Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах
преимущественно на конце.

Метафора переносное значение слова, основанное на
уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.

Словарь: 

Мурава  – это густая, мягкая, нежная, молодая травка. Это
слово встречается в русских народных песнях – травушка-муравушка.

Комментарии

«Полно, степь моя, спать беспробудно…

…Как невеста, в цветы нарядись».

В этом фрагменте поэт обращается к степи, просит её
пробудиться от зимнего сна, умыться росой, нарядиться в мураву и цветы, как
невесту.

 Он использует
олицетворение, наделяя степь признаками живого существа: «пробудись», «умойся»,
«нарядись», «принакрой свою грудь муравою».

В этом отрывке присутствует и сравнение:степь – как
невеста.

Есть ещё один литературный прием – метафора.
Послушай: «Сохнет скатерть дорожки». Дорожка гладкая, ровная как скатерть.

«Полюбуйся: весна наступает…

…День-деньской от зари до зари!»

В этом отрывке говорится о приходе весны: прилетают
птицы, начинают вить гнёзда, петь песни. На синем небе яркое золотое солнце,
белоснежные тучи.

Метафоры: солнечный свет Никитин называет «ярким
золотом», а птиц – «гостями», журавли летят «караваном», песни «льются»

Олицетворения: «весна наступает», «день утопает», «ручьи
шумят», «тучки плывут», «тени бегут»

«Там уж лето…

…Беззаботно и крепко усни».

 В третьем
отрывке Иван Саввич Никитин говорит о приближающемся лете, о поре сенокоса, о
том, что после сенокоса степь, наконец, сможет отдохнуть, ожидая прихода осени.

Олицетворений: «ложись под косою», «подымайся»,
«отдохни», «усни» и эпитет – «при мерцанье румяном»

Стихотворение напоминает русскую песню. Когда
читаешь его, видишь не только картины природы, но и самого поэта. Для него
степь – живое существо, он обращается к ней, как к девушке – невесте. Мне даже
кажется, что я слышу его голос, чувствую, как он любит родную землю и поёт о
ней. Я бы назвал это стихотворение «Степь – невеста» или «Весна в степи».

Разработка урока по чтению. И.С. Никитин. «Встреча зимы». 3-й класс

Цели:

  • познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;
  • продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;
  • развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;
  • совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;
  • связно рассказывать о своих впечатлениях;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование. мультимедийная доска, репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», рисунки, фотографии, графика, учащихся, раздаточный материал с напечатанными строфами, стихотворения, маркеры-выделители.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Домашнее задание по стихотворению И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать непробудно…» было предложено в нескольких творческих вариантах:

– выразительное чтение всего произведения, – чтение одной понравившейся строфы и представление рисунка (фотографии, графики) к этой строфе, пояснение причины выбора этого сюжета.

3. Постановка цели. Актуализация знаний

– Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством И.С.Никитина и его стихотворением «Встреча зимы».

б) Словарно-лексическая работа

– Прочитайте словосочетания, поставьте ударение на выделенную букву: (Приложение 1 )

в) Что обозначают эти слова? Подбери синоним: (Приложение 1 )

4. Первичное чтение текста подготовленными учащимися по смысловым отрывкам (3человека) и обмен впечатлениями о том, что представили.

5. Беседа по содержанию:

– Какой поре посвящено стихотворение? – Какие части можно выделить? – Какие картины нарисовал поэт? – Почему людей радует первый снег?

6. Работа над текстом, смысловыми словами, интонацией

– Каждый из вас сейчас получит карточку с напечатанной одной строфой.

Здравствуй, гостья-зима, Просим милости к нам. Песни севера петь По лесам и степям.

– Вы готовитесь выразительно прочитать строфу, предварительно выделив смысловые слова по вашему усмотрению маркером. (Строфы раздаются по порядку, чтобы в дальнейшем можно было «цепочкой» прочитать всё произведение)

Здравствуй, гостья-зима, Просим милости к нам.

– Теперь прочитайте «цепочкой» выразительно всё стихотворение.

7. Детальный анализ стихотворения

– Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете? – Любил ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением) – Как автор относится к простым русским людям? к Родине? – Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает? – Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?

– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы. – Почему русский народ не боится зимы? – Как вы понимаете три последних строфы стихотворения?

9. Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»

– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин

Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега. – Каким увидели снег? Воздух? Небо? – Что чувствуют дети?. 10

Выделение образных выражений и выразительное чтение стихотворения

10. Выделение образных выражений и выразительное чтение стихотворения

а) Прочитайте три группы выражений. Подумайте и скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты: (Приложение 1 )

б) Выразительное чтение произведения 1-2 учениками.

12. Домашнее задание

Дифференцировано: наизусть 5-6 строф из стихотворения или мини-сочинение «Первый снег» по картине А. А. Пластова.

Литература: Методические рекомендации к урокам чтения в третьем классе под ред. С.В.Кутявиной.

Мини-сочинения учащихся по произведению и картине, представленных на уроке

Встреча зимы. Заканчиваются последние дни осени. Часто идут дожди. Однажды к вечеру пошёл белый пушистый снежок. Вся природа радуется приходу зимы. Русский мужик радостно кряхтит на морозе. Его душа поёт от удовольствия. Матери укладывают спать своих детей под песни вьюги. Пришла зима на земли святой Руси.

Наступила зима. Выпал первый снег. Все деревья и крыши домов были укрыты снежными шапками. Было морозно, и снег искрился на солнце. Маленькому мальчику и девочке захотелось выйти на улицу. Они стояли на пороге дома и с интересом смотрели, как падает первый снег. Им не хотелось уходить. Брат и сестра долго любовались этой красотой.

Тема

Первые стихи воспроизводят весёлый зимний пейзаж: сияющий месяц над деревней, блестящий снег и занесенные снежной бурей избы. В картинах природы нет ничего оригинального, но именно их простота помогает читателю окунуться в деревенскую атмосферу.

Второе четверостишие посвящено описанию храма, облитого лунным светом. Этот образ символичный для православных. У русского народа религия занимала особое место, что подчёркивается в строках: «помоляся Богу, спит крестьянский люд». Эта деталь помогает полно отобразить крестьянский колорит. Постепенно веселый лад сменяется печальным настроением: на улицах пусто и одиноко, всё окутано «немой тишиной». Читая следующие строфы, понимаем, в чем причина таких перемен.

Пейзажные зарисовки плавно переходят в рассказ о горе, царящем в одной из избушек. В ней старушка чувствует приближение смерти. Она беспокоится, что её внуки останутся сиротами. Женщина знает, что дети пойдут за помощью к чужим людям, среди которых встречается и много злых людей. Женщина волнуется, что сироты выберу греховный путь и забудут Господа. Утешение женщина находит в молитвах Богу, умоляя Всевышнего не оставлять её внуков, стать им опорой.

В рассказе о старушке И. Никитин упоминает неотъемлемые атрибуты крестьянской избы – лампадку и иконы. Они как бы намекают, что Бог всегда рядом с теми, кто в него верит.

Поэт не рассказывает, как сложились судьбы сирот, но красноречиво намекает об этом в последних строфах: «песенник лихой» мчится в поле, напевая печальные песни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: