Задачи на уменьшение, увеличение числа в несколько раз
Ребята, какую роль играют предлоги в и на в задаче? Так ли важны эти маленькие слова?
Рассмотрите внимательно схемы. В самих буквах содержится подсказка!
Если в условии задачи сказано «в…раз больше», будем умножать, если сказано «в…раз меньше», будем делить.
Давайте вместе решим задачу.
Задача
Туристическая фирма за день продала 240 путевок в санатории, в дома отдыха – в 2 раза больше, чем в санатории, а на турбазы – в 6 раз меньше, чем в дома отдыха. Сколько всего путевок продала туристическая фирма за день?
Сделаем краткую запись задачи.
Обратите внимание на слова «в…больше, в …меньше». Какое выберем действие? Обозначим карандашом выбранные действия в краткой записи
Запишем решение:
- 240 ∙ 2 = 480 (п.) – продали в дома отдыха.
- 480 : 6 = 80 (п.) – продали на турбазы.
- 240 + 480 + 80 = 800 (п.) – продали за день.
Ответ: 800 путевок.
Следующую задачу решите самостоятельно.
Катя записала число 540. Варя записала число, которое в 10 раз меньше, чем 540. А Саша записал число, которое в 2 раза больше суммы чисел, записанных Катей и Варей. Какие числа записали Варя и Саша.
Рассмотрите внимательно краткую запись задачи. Сделайте необходимые пометки карандашом. Запишите решение и ответ.
Проверь себя.
- 540 : 10 = 54 – число записала Варя.
- 540 + 54 = 594 – сумма чисел Кати и Вари.
- 594 ∙ 2 = 1 188 – число записал Саша.
Ответ: 54, 1 188.
Посоревнуемся в быстроте вычислений! В выражениях содержатся слова «увеличить, уменьшить в…раз». Записывайте только ответы через запятую. Время – 1 минута.
- 40 увеличить в 5 раз.
- 30 уменьшить в 10 раз.
- 600 уменьшить в 100 раз.
- 700 увеличить в 100 раз.
- 490 уменьшить в 70 раз.
- 90 увеличить в 9 раз.
- 45 уменьшить в 9 раз.
- 40 увеличить в 9 раз.
Проверь себя.
200, 3, 6, 70 000, 7, 810, 5, 360.
Поставь плюс, если ответ верный, минус – если допустил ошибку.
Оцени себя.
8+ Молодец! Так держать!
7+ Хорошо, будь внимателен!
6+ и меньше – тренируйся, у тебя обязательно все получится!
На уроке мы вспомнили правила сложения и вычитания многозначных чисел, научились выполнять вычисления с величинами, решали задачи. А теперь проверьте свои знания. До встречи!
Сложение и вычитание величин
Если вычисления с величинами выполнить легко, то сделаем это устно.
Например, 3 кг + 500 г = 3 кг 500 г
2 ч 30 мин – 15 мин = 2 ч 15 мин
Если вычисления устно выполнить трудно, то воспользуемся следующим алгоритмом:
Рассмотрим на примере: 126 м 45 см + 56 м 34 см.
Заменяем крупные единицы мелкими. Мы знаем, что 1 м = 100 см.
126 м 45 см = 12 645 см
56 м 34 см = 5 634 см
Выполняем сложение столбиком.
18 279 см заменяем крупными единицами.
18 279 см = 182 м 79 см
Попробуйте выполнить вычисления самостоятельно.
Запишите в строчку и выполните вычисления устно:
123 км 054 м + 31 м
5 мин 30 с – 26 с
Запишите вычисления столбиком:
48 т 209 кг + 16 т 190 кг
35 кг 400 г – 29 кг 350 г
Проверь себя.
123 км 054 м + 31 м =123 км 085 м
5 мин 30 с – 26 с = 5 мин 4 с
Это интересно.
Решите задачу про синего кита.
Задача
Взрослый синий кит весит 120 т 300 кг, а детеныш – 52 т 800 кг. Найди общую массу взрослого кита и детеныша.
Замени крупные единицы массы мелкими, выполни вычисления столбиком.
Проверь себя.
120 т 300 кг = 120 300 кг
52 т 800 кг = 52 800 кг
173 100 кг = 173 т 100 кг
Лес и человек
Задание 1 (стр. 44)
Подумай и запиши, какую роль лес играет в твоей жизни.
Ответ
Лес очищает воздух, растения перерабатывают углекислый газ в кислород. По лесу приято и полезно гулять. Он даёт нам древесину, лекарственные травы, грибы и ягоды. Лес – это дом для многих видов диких животных.
Задание 2 (стр. 44)
Составь схему на основе схему в учебнике, заменив текст рисунками-символами.
Ответ
Задание 3 (стр. 45)
Подумайте, какие экологические проблемы лесных зон выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.
Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.
Ответ
Меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.
При вырубке леса необходимо улучшить контроль за восстановительной высадкой новых деревьев, а также запретить вырубку деревьев в прибрежных зонах. Для решения проблемы лесных пожаров и загрязнения мусором нужно усилить контроль за деятельностью человека в лесных зонах и увеличить штрафы за нарушения (разжигание костров и мусор), а еще своевременно направлять больше ресурсов на тушение лесных пожаров. Для браконьеров – ужесточить наказание за убийство животных.
Задание 4 (стр. 45)
Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Сережи и Нади. Найди на плакате растения и животных лесных зон и подпиши их названия.
Ответ
Венерин башмачок, Женьшень, Дровосек реликтовый, Жук-олень, Жук Красотел, Филин, Утка Мандаринка, Зубр, Амурский тигр.
Задание 5 (стр. 46)
Придумайте и нарисуйте условные знаки к 2–3 правилам разведения костра из учебника (по вашему выбору). Посмотрите, что нарисовали другие ребята. Вместе расскажите о правилах разведения костра, используя знаки как опору.
- Дети не должны разводить костер одни, без старших.
- Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности.
- Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.
- Лучше разводить костер на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дерн (слой почвы с растениями) и разводить костер в образовавшейся ямке.
- Уходя, надо обязательно погасить костер: залить водой или засыпать песком, а дерн положить на место.
Ответ
Правила разведения костра:
- Разводим костер вдали от деревьев и всего, что может загореться.
- Лучше разводить костер на старом кострище, а если его нет, снять дёрн (верхний слой почвы с растениями) и разводить костер в полученной ямке.
- Не забыть потушить костер и вернуть дёрн на место.
Задание 6 (стр. 46)
Здесь ты можешь сделать записи для своего сообщения об одном из лесных растений или животных, внесенных в Красную книгу России.
Ответ
Тема сообщения: Амурский тигр
План сообщения:
1. Описание амурского тигра
2. Места обитания
3. Образ жизни
4. Сохранение популяции
Важная информация для сообщения: Амурский тигр — один из самых крупных наземных хищников нашей планеты и один из самых малочисленных подвидов тигра, занесённый в Красную книгу. Единственный из своих сородичей, освоивший жизнь в снегах. Обитает в лесах на всей территории к югу от реки Амур.
Источник (источники) информации: Интернет: сайты Русского географического общества (rgo.ru), Уссурийского природного заповедника (ussuriysky.ru)
Сообщение:
Амурский тигр – один из самых крупных наземных хищников нашей планеты. Он поражает своей красотой, имея мощное телосложение и густую шерсть с яркими полосами. Эти величественные кошки могут достигать длины более 3 метров и массы свыше 300 килограммов. Однако это также один из самых малочисленных подвидов тигра.
Амурские тигры обитают на Дальнем Востоке России, в Китае и Северной Корее. Они предпочитают жизнь в холодных лесах, освоив жизнь в снегах. Их места обитания простираются к югу от реки Амур.
Амурские тигры ведут одиночный образ жизни и являются великолепными охотниками. Они охотятся на крупную добычу, такую как олени и дикие кабаны, что обеспечивает им пищу и выживание в суровых условиях.
Амурские тигры были занесены в Красную книгу России из-за угрозы исчезновения. Благодаря усилиям по сохранению этого редкого животного популяция амурского тигра начала восстанавливаться. Созданы заповедники и охраняемые территории, и проводятся программы по разведению и сохранению этого уникального подвида.
Предыдущая страница Следующая страница