Тема великой отечественной войны в произведениях искусства второй

Сочинения по картинам 5-9 класс

  • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
    (805)

    Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…

  • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
    (675)

    Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…

  • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
    (819)

    Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…

  • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
    (770)

    Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…

  • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
    (1307)

    Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…

  • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
    (682)

    И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…

  • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
    (619)

    Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…

  • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
    (779)

    Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…

  • Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
    (1030)

    Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века.

    Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
    Военная тема занимает…

  • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
    (677)

    Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность,…

История создания картины васнецова поединок Пересвета с Челубеем. Поединок Пересвета с Челубеем (2 фото)

О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова.

Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей.В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны

Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.

От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», Авилов

Год написания: 1943Размер: 327 × 557 смМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург

Вариант 1 — Кратко

12 предложений/ 126 слов

Картина Михаила Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» изображает сражение двух главных витязей русского и татарского войска. От исхода этого столкновения во многом зависит результат дальнейшей битвы.

Слева на вставшем на дыбы вороном коне сидит Александр Пересвет. Он облачён в серебряные доспехи, на груди богатыря сияет золотой крест. Лицо мужчины дышит ненавистью. Ветер развевает его чёрные волосы и бороду. Воин решительно направил своё копьё на врага и оно уже пробило щит татарина.

Мурзы Челубей отклонился назад, с его бритой головы слетел красный малахай. Кажется, что смертельно раненный богатырь вот-вот упадёт со своего бурого скакуна на землю.

По обе стороны от витязей видны ровные шеренги воинов. Солдаты, как и главные герои, изображены на фоне бескрайнего зелёного поля. В небе над ним сгустились серые тревожные тучи.

Вариант 2 — Подробно

20 предложений/ 245 слов

Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» стала самой известной работой Михаила Авилова. На полотне изображено героическое сражение двух витязей: русского богатыря Александра Пересвета и татарского воина Мурзы Челубея.

Это традиционное состязание, которое устраивалось в давние времена непосредственно перед масштабной битвой. Поэтому по обе стороны от изображённых на центральном плане героев можно заметить ровные шеренги русских и татарских войск. Солдаты напряжённо наблюдают за своими героями.

Фигуры богатырей занимают всё центральное пространство картины и изображены максимально детально. Лошади обоих всадников встали на дыбы, и на мордах животных хорошо можно разглядеть свирепое выражение. Грозно скалится вороной скакун сидящего слева Пересвета. Брызжет слюной бурый конь Челубея.

Оба витязя, вскинув копья, с силой отклонились назад, стремясь нанести друг другу сокрушительный удар. Гневом дышит лицо Пересвета. Его длинные чёрные волосы и густая борода развеваются на ветру. Блестит на солнце шлем и серебряная кольчуга богатыря, ярко горит на широкой груди золотой православный крест.

Наконечник копья Александра уже пробивает круглый щит татарина, грозясь попасть мужчине в самое сердце. Челубей, по-прежнему держа боевую позу, всё же уже слишком сильно отклонился назад. С головы его слетела красная шапка — малахай, обнажив гладкий бритый затылок богатыря. Кажется, что и сам воин вот-вот последует за ней, смертельно раненный упав с лошади, и победа непременно будет на стороны Пересвета.

Сражение происходит на фоне зелёного бескрайнего поля. Спокойный оттенок травы перемежается с грубыми тревожными цветами хмурого неба, сурово нависающего над головами героев. Всё вокруг предвещает скорую неминуемую битву, исход которой главным образом зависит от результатов текущего состязания.

см. также:Все сочинения-описания картин

XVI-XVII век: житийная икона

Куликовская битва на многие столетия остается в поле внимания художников. И если в XVI-XVII веках речь идет о редких и каноничных изображениях в рамках летописных списков и житийных клейм на иконах, то тремя веками позже, с развитием интереса к истории и исторической картине, – сюжет Куликовской битвы становится одной из центральных тем исторического жанра.

Исторический жанр в живописи во все времена был идеологическим. Но это никогда не мешало художникам делать свои работы концептуальным высказыванием и личным переживанием.

В 1959 году реставраторами была раскрыта одна из икон ярославской школы. Под темным слоем олифы и верхними записями было открыта так называемая наделка (то есть дополнение к иконе) с сюжетом о «Мамаевом побоище». По всей видимости, наделка была сделана в восьмидесятые годы XVII века.

В центре композиции изображен легендарный поединок Пересвета с Челубеем, справа – воинство Дмитрия Донского, готовое к бою, слева – лагерь Мамая. В самой нижней части композиции изображены встреча победителей и погребение воинов, погибших за други своя. Икона находится в собрании Ярославского художественного музея.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Старушки в рассказе Старый гений Лескова сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является пожилая женщина, представленная писателем в образе небогатой помещицы, проживающей в небольшом провинциальном имении.

  • Анализ сказки Вяленая вобла Салтыкова-Щедрина сочинение

    Основным персонажем произведения является вобла, представленная писателем в образе вычищенной, выветренной, вывяленной рыбы, лишенной из-за этого процесса разумной нормальной мыслительной деятельности, проявления каких-либо чувств, в том числе и совести.

Все люди, проживающие на земле, знают о войнах. О них всегда говорят, вспоминают и конечно боятся повторения этих страшных событий в наше время.
Родители и учителя в школе, постоянно напоминают и рассказывают обо всех ужасах военного времени

Анализ произведения Поединок Куприна 11 класс

Поединок возможно одно из самых известных произведений Александра Ивановича Куприна. В данном произведении нашли отображения мысли автора. Он описывает русскую армию начала 20 века

Сочинение Лето — это маленькая жизнь

Лето это особенное время. На целых три месяца можно забыть о школе. Что делать летом и как провести время с пользой. Только летом можно начинать закалку организма. Для этого купаются в речке, в пруду, под душем с прохладной водой или в бассейне

Описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем» («Поединок на Куликовом поле»)

Картина «Поединок Пересвета с Челубеем» («Поединок на Куликовом поле») была написана М. И. Авиловым в 1943 году.

Работа выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 327 x 557 см (около 2 х 5 метров!). На данный момент картина находится в Государственном Русском музее.

История создания картины «Поединок Пересвета с Челубеем»

Замысел картины появился у Авилова за 25 лет до написания полотна. Еще в 1917 году Авилов выставлял работу «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом». Эта картина не удовлетворила Авилова и позже была им уничтожена.

Осенью 1942 года Авилов вернулся в Москву из эвакуации. В Москве он получил большую мастерскую, которая дала художнику возможность работать над крупной картиной.

В годы Великой Отечественной войны многие художники обращались к событиями из русской истории. Авилов также искал свою тему и создал четыре крупных эскиза: «Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», «Куликовская битва» и «Бегство Мамая». Авилов создал первый и единственный эскиз к «Поединку» и сразу нашел нужное композиционное решение сюжета. В декабре 1942 года он приступил к работе над картиной, которую написал всего за шесть месяцев.

Художник стремился максимально правдиво передать образы исторических персонажей, детали костюмов и оружия. Для этого Авилов многократно посещал Центральный Исторический музей, где делал зарисовки. По словам самого Авилова, картина «Поединок Пересвета с Челубеем» писалась им необыкновенно легко. Это произведение занимает особое место в творчестве Авилова. На картине «Поединок Пересвета с Челубеем» изображен эпизод накануне Куликовской битвы, которая произошла 8 сентября 1380 года. На поединке сражаются Пересвет и Челубей.

Александр Пересвет — русский витязь, монах Троице-Сергиевой Лавры. Челубей — татарин (по одним данным его имя звучит как Челибей или Телебей, по другим — Темир-мурза). Поединок окончился гибелью обоих воинов.

В 1946 году за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Авилов был награжден Сталинской премией первой степени. В настоящее время картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.»

Описание картины из книги «История русского и советского искусства»: «Выпускник батальной мастерской Академии художеств, участник Первой мировой и гражданской войн, Михаил Авилов в своих работах демонстрирует не только мастерство живописца, он поражает убедительностью изображения батальных сцен.»

(Алленов М.М. и др. «История русского и советского искусства», 1989 г.)

Описание картины из книги «Русское изобразительное искусство»:

«Представление о развитии станковой живописи в годы Великой Отечественной войны будет… неполным, если в заключение не остановиться на формировании советской исторической картины, в предшествующее время скупо представленной лишь отдельными полотнами. Мастера изобразительного искусства, отражая героизм советских людей, не могли не указать в числе его истоков на славные традиции исторического прошлого. В 1942—1945 годах создаются произведения П. Д. Корина «Александр Невский» (1942), Е. Е. Лансере «Трофеи русского оружия» (1942), М. И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943); в 1943 году А. П. Бубнов приступает к исполнению монументального полотна «Утро на Куликовом поле», законченного в 1947 году.»

(И. И. Пикулев «Русское изобразительное искусство», 1977 г.)

Это было описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем» («Поединок на Куликовом поле») Авилова: материалы для сочинения, история создания картины.

Память

Герой Куликовской битвы был причислен русской православной церковью к лику святых. Днём памяти Александра Пересвета считается 7 сентября. В Московской государственной академии хранится который предположительно принадлежит Пересвету. Во времена Российской Империи именем Александра были названы несколько боевых кораблей. Сегодня существует несколько улиц, а также город в Московской области, названные в честь Пересвета.

В 2006 году сформировали спецотряд ВВ «Пересвет».

Дата: 14 в., 1380 г., сентябрь, 08

Описание:Cражение русских войск под предводительством великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича с монголо-татарами, которых возглавлял фактический правитель Золотой Орды темник Мамай.

Летом 1380 г. Дмитрий Иванович, узнав о движении ордынского войска к Москве, обратился с призывом о сборе русского ополчения для отпора врагу. В Коломне (ставке Дмитрия Ивановича) собралось до 200 000 воинов, основное ядро которых составляли москвичи, а также украинские и белорусские отряды. План похода состоял в том, чтобы вместо обороны на реке Оке, где Мамай мог соединиться со своим союзником литовским князем Ягайло, переправиться через Оку и двинуться навстречу противнику к верховьям Дона. Русское войско на битву с Мамаем благословил преподобный Сергий Радонежский , основатель и игумен Троице-Сергиевского монастыря.

Утром 8 сентября 1380 г. русские полки переправились с левого на правый берег Дона у впадения в него реки Непрядвы и расположились на Куликовом поле. Впереди стоял Передовой полк, за ним — Большой полк, рядом на флангах полки Правой и Левой руки, за ними — резерв (конница). В близлежащем лесу («в дубраве») расположился Засадный полк во главе с князем Владимиром Андреевичем Храбрым и боярином Дмитрием Боброком-Волынским. Переход Дона означал решимость Дмитрия Ивановича сражаться до конца, так как возможность для отступления сильно осложнялась тем, что в тылу русского войска находились реки Дон и Непрядва, а также глубокие овраги. В то же время такая позиция затрудняла обходные действия татаро-монгольской конницы. Войско Мамая стояло развернутым строем без резервов, в первой линии располагалась конница, во второй — пехота.

Битва началась поединком двух богатырей Пересвета и Челубея. В этом поединке погибли оба. Сразу после гибели поединщиков татарская конница, смяв Передовой полк, начала теснить Большой полк. Русское войско понесло большие потери. В превые минуты боя был убит сражавшийся в Большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Дмитрий Иванович в одежде рядового воина бился в рядах того же полка. Натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал теснить русские полки. Неожиданный мощный удар свежих сил Засадного полка в тыл и фланг татаро-монгольскому войску и наступление других русских полков привел к сокрушительному разгрому Мамаевой рати, остатки которой русские полки преследовали и уничтожали на протяжении 50 верст от Куликова поля.

Куликовская битва имела историческое значение в борьбе русского и других народов с татаро-монгольским игом. Хотя она не привела к ликвидации монголо-татарского ига на Руси, однако, на Куликовом поле был нанесен сильнейший удар по господству Золотой Орды, ускоривший ее последующий распад.

Картина была написана художником во время Великой Отечественной войны (в 1943 г.). Этот год является трагическим и переломным для нашей страны. Поединок между Челубеем и Пересветом также был важным в исходе Этот бой укрепил дух русских полков. В схватке погибли оба воина, но победа была одержана нашим богатырем. Пересвет сумел доехать на уцелевшем коне до русского войска, стоявшего позади. А Челубей после мощного удара копьем упал с коня и так и остался лежать, истекая кровью.

Картина «Поединок на Куликовом поле» находится в Государственном русском музее, который вы можете увидеть на фото выше.

Где находится куликово поле.

Место исторической битвы русских полков с ордынцами в 1380 году в месте впадения реки Непрядвы в Дон. Считается первым (из трех) ратных полей России.

Важный объект познавательного и исторического туризма, связанного с русским национальным единением и становлением государственности. В последние годы объект получил возрождение и ощутимое развитие.

Кулико́во поле, как место исторической битвы, имеет площадь в несколько квадратных километров. При этом некоторые исторические объекты, например Прощенный колодец, удалены на десяток километров, а организационно в музейный комплекс, в том числе, включены объекты Епифани.
На самом Куликовом поле для организованного посещения открыты три локации:

2    Центр приема посетителей в селе Монастырщино ( Музейно-мемориальный комплекс героям Куликовской битвы ).   авг 2019

Никаких ограничений по перемещению по полю, по крайней мере пешком, не существует.

Ближайшие железнодорожные станции: Узловая , Товарковский, Бобрик-Донской в посёлке Донской , Кимовск и Куликово поле в посёлке Куркино. Удобнее ехать через Кимовск, в который идут частые автобусы и маршрутки из Новомосковска через Донской. Далее можно ехать автобусом (прямой автобус в Монастырщино привезёт вас почти прямо к мемориалу), или автостопом. Мемориал расположен в 3 км в сторону от трассы.

В Кимовск также ходят прямые автобусы из Москвы .

Памятник на Красном Холме, установленный в 1848 году по инициативе исследователя Куликовской битвы С.Д.Нечаева, находится в 5км дальше по трассе. Добраться либо на автобусе, либо попутками.

При движении на машине лучше свернуть с М4 на повороте на Товарковский и ехать по Р142 до Крестов, далее свернуть на Р145 .

Между ключевыми объектами Куликова поля организованное транспортное сообщение отсутствует, и при определенной сноровке путь может быть проделан пешком.

Лучшим способом перемещения между объектами является личный автомобиль, в Монастырщино парковка небольшая, у музейного комплекса площади активно расширяются. На Красном холме места достаточно, парковки с двух сторон от мемориального комплекса, более «живая», та которая ближе к храму.

  • Место впадения Непрядвы в Дон
  • Экологическая тропа
  • Урочище Зеленая Дубрава
  • Храм Рождества пресвятой Богородицы
  • Аллея Памяти и Единства
  • Камень-следовик
  • Памятник-колонна Дмитрию Донскому на Красном холме
  • Храм-памятник во имя преподобного Сергия Радонежского на Красном холме.

1    Святой источник «Прощенный колодец» , Тульская обл., Кимовский р-н, с. Грибоедово . Родник, в котором по преданию омывал свои раны Дмитрий Донской после битвы. На месте колодца установлена купель. Находится в 12 км к востоку от мемориала на Красном Холме. При движении на попутках — основная их часть уходит на юг по Данковской трассе, от развилки до родника 2,5 км; есть поток машин непосредственно к роднику.  

2    Музейно-мемориальный комплекс в селе Монастырщино , с. Монастырщино .   +7 (48735) 315 46. В селе находится православный храм Рождества Богородицы. Также аллея памяти городов участников Битвы и памятник Дмитрию Донскому. По преданию, на месте села был разбит лагерь Дмитрия Донского, так же захоронены павшие в битве русские войны. Накануне празднования годовщины Куликовской битвы на берегу реки Дон проходят ежегодный военно-исторический фестиваль.  

3    Мемориал на Красном холме , д. Ивановка .   +7 (48743) 312 44.  Экскурсии: 26 апреля — 30 сентября: с 10.00 до 19.00 (без выходных), 01 — 31 октября: с 10.00 до 17.00 (выходной день — вторник), 01 ноября – 31 декабря, 01 января – 31 марта: с 10.00 до 16.00 (выходной день — вторник), 01 — 25 апреля: с 10.00 до 17.00 (выходной день — вторник ) . Мемориал на Красном холме Куликова поля представляет собой старейший монумент воинской славы России. Мемориал включает: памятник-колонна Дмитрию Донскому и храм-памятник во имя преподобного Сергия Радонежского.  

Сувенирные магазины есть во всех трех локациях.

Продуктовый магазин есть в с.Монастырщино работает до 5 вечера, есть также магазин в с.Ивановка в 1 км от мемориала на Красном холме.

Великое противостояние

В кратком описании картины «Поединок на Куликовом поле» представлена композиция, повторяющая построение войск перед Куликовской битвой. Накануне 8 сентября 1380 года у места впадения реки Непрядвы в Дон собрались в противостоянии две огромные рати во главе с Дмитрием Ивановичем и Мамаем.
Основу русского войска составляли москвичи. Под руководством московского князя объединились воины почти изо всех русских княжеств.
Под ордынским командованием собрались народы Поволжья и Кавказа, подчиненные Ордой, а также Литовское и Рязанское княжества.

Именно этот момент и изобразил автор на своем полотне. На Куликовом поле слева и справа выстроились в боевой готовности ордынские и русские войска. Русские дружины размещаются в соответствии с исторической информацией у берега Дона, через который они только что переправились. Воины, стоящие в первых рядах, держат в руках хоругви с ликом Иисуса Христа как знак благословения и Божией поддержки.

Чтобы избежать неминуемых кровавых рек, согласно преданию, было решено определить исход битвы поединком двух могучих богатырей. От ордынцев им стал Челубей, а от русских — воин-монах Пересвет, посланный с ратью Дмитрия Ивановича основателем Троице-Сергиева монастыря Сергием Радонежским. Именно Пересвет и Челубей — главные персонажи полотна. Вернемся к описанию картины «Поединок на Куликовом поле». Они занимают центр полотна и, согласно иконической иерархии, кажутся гораздо крупнее прочих ратников, что не соответствует возможному расстоянию между поединщиками и их войском.

Правда о Пересвете и образ русского богатыря

Пересвет – фигура равнозначно реальная и легендарная. Многие люди считают Пересвета героем народных былин, выдуманным персонажем, собирательным образом древнерусского богатыря. На самом деле воспетый в народном творчестве воин был вполне реальной личностью. О его судьбе известно немного. Происходил он из знатного боярского рода Брянского княжества. Отрочество и юность Александра Пересвета проходили в трудах и молитвах, а также в военной подготовке, чтобы он в любой момент мог встать на защиту Отечества. Далее его судьба была связана с защитой родной земли – много сил отдал он ратному труду, служа в княжеском войске.

Позже вместе со своим, вероятно, двоюродным братом Андреем по прозвищу Ослябя, также из боярского брянского рода, стал иноком. По преданию, постриг приняли в Ростовском Борисоглебском монастыре. Затем они перешли в подмосковный Троице-Сергиев монастырь, но как именно туда попали – неизвестно.

К 1380 году это были уже немолодые монахи, известные многим как отважные и непобедимые витязи, могучие русские богатыри. Прежде чем уйти на битву, благословленный Сергием Радонежским, Пересвет совершил молитву в часовне св. Дмитрия Солунского – покровителя русского воинства.

Согласно сохранившимся описаниям из Никоновской летописи, во время поединка Александр Пересвет был одет в монашескую ризу, данную ему Сергием Радонежским. Одеяние было со всех сторон покрыто изображениями креста. На голове богатыря был надет шлем, а поверх него – куколь (головной убор монахов, покрывающий голову, шею и даже плечи). Из вооружения Пересвет имел только копье. Был ли у него конь, нигде не упоминается.

По разным источникам, исходом поединка было тяжелое ранение или гибель монаха. Однако вместе со всеми павшими он похоронен на поле не был – его перевезли и похоронили в храме Рождества Богородицы в Симоновском монастыре.

Что же касается художественного образа Пересвета, созданного Авиловым, то идеологически герой является примером смелости и мужества, идеальным ориентиром для воспитания в созерцающих полотно гордости за свою Родину и ее защитников, патриотизма и интереса к истории. А вот тем, кто не просто заинтересовался, но и сопоставил факты, станет очевидно, что Пересвет Авилова достаточно еще молод. Его одежда более походит на одежду ратника: шлем-шишак, кольчуга, щит. Ни о каком монашеском облачении с крестами и куколе речи не идет. Так что при всем правдоподобии образа Александра Пересвета, историческая правда в картине явно нарушена.

Подготовка к сражению – куликовская битва кратко

События у реки Вожи стали последней каплей. Мамай желал мести. Ему не давали покоя лавры Батыя и новый хан мечтал повторить его подвиг и пройтись огнем по всей Руси. Последние события показывали, что русские не так слабы, как раньше, а значит, моголам нужен союзник. Его нашли достаточно быстро. В роли союзников Мамая выступили:

  • Король литовский — Ягайло.
  • Князь рязанский – Олег.

Исторические документы указывают на то, что князь рязанский занимал противоречивую позицию, стараясь угадать победителя. Для этого он заключил союз с Ордой, но при этом регулярно сообщал в другие княжества информацию о передвижении монгольского войска. Сам Мамай собирал сильное войско, в которое вошли полки со всех земель, которые были подконтрольны Орде, в том числе и крымские татары.

Подготовка русских войск

Назревавшие события требовали от Великого князя решительных действий. Именно в этот момент надо было собрать сильное войско, которое сможет дать отпор врагу и покажет всему миру, что Русь не покорена окончательно. Около 30 городов выразили готовность предоставить свою дружину в объединенное войско. Многие тысячи воинов вошли в отряд, командование над которым принял сам Дмитрий, а также другие князья:

  • Дмитрий Боброк-Волыниц
  • Владимир Серпуховский
  • Андрей Ольгердович
  • Дмитрий Ольгердович

Вместе с тем вся страна поднималась на борьбу. В дружину записывались буквально все, кто мог держать в руках меч. Ненависть к врагу стала тем фактором, который объединил разобщенные русские земли. Пусть только на время. Объединенное войско выдвинулось на Дон, где было решено дать отпор Мамаю.

Поединки

В средневековье генеральным битвам часто предшествовал поединок лучших бойцов от каждого войска. Это неписанное правило соблюдалось неприкосновенно. Поединок продолжался до смерти и никто не имел права вмешиваться. Истоки такого обычая уходят во времена до нашей эры. Древние легенды указывают, что вместо сражения двух войск могло произойти сражение двух людей. Проигравшая сторона отступала. Конечно, в реальности скорее всего битва начиналась независимо от поединка

Но он имел очень важное психологическое значение для бойцов. Для многих он был своеобразным суеверием

Со стороны татар вышел знаменитый Челубей. Согласно древним сказаниям, он славился огромной физической силой и военной хитростью. Он был лучшим в поединках. Именно для этих целей его и наняли татары. До Куликовской битвы он не знал поражений. В верховых сражениях он использовал копьё, на метр длиннее обычного, что позволяло ему убивать противника ещё до столкновения. От татарского войска он отошёл на белом коне, облачённый с серые одежды.Александр Пересвет был в багровых одеяниях и стоял под «чёрмным» (красным) русским православным знаменем. Войска застыли в ожидании схватки.

Туманное утро

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: