Хамелеон краткое содержание
Рассказ «Хамелеон» А. П. Чехова был впервые опубликован в 1884 году в журнале «Осколки». Произведение вошло в сборник «Пестрые рассказы» (1886). В «Хамелеоне» Чехов осмеивает подобных Очумелову беспринципных людей-«хамелеонов», которые в зависимости от ситуации меняют свое мнение на наиболее для них выгодное. Прочитать краткое содержание «Хамелеона» Чехова можно на нашем сайте. Главные герои Очумелов – полицейский надзиратель. Елдырин – «рыжий» городовой. Хрюкин – золотых дел мастер. Прохор – генеральский повар. Краткое содержание
Через базарную площадь шли полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин. Неожиданно послышались крики и собачий визг. Из дровяного склада купца Пичугина выбежала на трех ногах собака, за которой гнался полупьяный «человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке». Мужчина ухватил собаку за задние лапы.
Шум привлек внимание людей, и вскоре вокруг собралась толпа. Очумелов решил разобраться, в чем дело. Около ворот склада стоял тот самый мужчина и, «подняв вверх правую руку», показывал «толпе окровавленный палец»
Очумелов узнает в нем золотых дел мастера Хрюкина. В центре же толпы сидел испуганный «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»
Около ворот склада стоял тот самый мужчина и, «подняв вверх правую руку», показывал «толпе окровавленный палец». Очумелов узнает в нем золотых дел мастера Хрюкина. В центре же толпы сидел испуганный «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине».
Хрюкин объяснил полицейскому надзирателю, что собака его «ни с того ни с сего» укусила за палец. А так как работа у него «мелкая», и теперь может он этим пальцем «неделю не пошевельнет», то требует компенсации.
Очумелов начал выяснять, кому принадлежит собака, грозясь оштрафовать ее хозяина, а само животное истребить. Кто-то из толпы предположил, что это собака генерала Жигалова. Очумелову стало жарко, он попросил снять с него пальто и набросился на Хрюкина, обвиняя его в том, что видимо он «расковырял палец гвоздиком» и соврал всем.
Сомневаясь, городовой отметил, что у генерала таких собак нет – «у него все больше легавые». Очумелов тут же изменил мнение, советуя Хрюкину «дела этого так не оставлять» и «проучить» собаку. Однако кто-то из толпы снова сказал, что животное все-таки генерала. Очумелову стало холодно, он надел пальто и, грозя Хрюкину, распорядился отвести собаку к генералу.
Мимо проходивший генеральский повар Прохор сообщает, что собака точно не генерала. Очумелов снова распорядился, что животное нужно «истребить». Однако Прохор отметил, что собака принадлежит брату генерала. Очумелов тут же начинает относиться к щенку с трепетом и умилением и просит повара забрать его. «Толпа хохочет над Хрюкиным. – Я еще доберусь до тебя! – грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади».
Заключение Рассказ Чехова «Хамелеон» не теряет своей актуальности и в наши дни. Произведение было переведено на множество языков еще при жизни автора. В 1971 году «Хамелеон был экранизирован.
Краткий пересказ «Хамелеона» Чехова позволяет ознакомиться с сюжетом произведения, однако для лучшего знания рассказа рекомендуем прочесть его полностью.
Почему Очумелов?
Еще один прием, свойственный рассказам Чехова, — говорящие фамилии. Сначала нужно отметить, что в произведении не звучат имя и отчество героя
Это не нужно, так как для всех он «важное лицо», к которому просто так не обратишься. Фамилия же ассоциируется со словами «очуметь» и «чума», что может указывать на типичность героя
Даже в рассказе таков не только Очумелов. Характеристика поведения героя и толпы оказывается одинаковой. Собравшиеся быстро поддаются влиянию надзирателя и подхватывают его точку зрения, опять же из желания угодить. Это явление, как зараза, охватывает все больше людей, научившихся приспосабливаться и умело пользоваться своим положением.
Вопросы и задания
Какие эпизоды, диалоги, действия героев вам показались смешными, какие — болезненными, грустными?
Эпизоды:
Становится грустно, когда созерцаешь образ, который рисует Чехов: «открытые двери магазинов и кабачков печально смотрят на свет божий, как голодные уста». Еще печальнее осознавать, что здесь не может быть ничего интересного. Зрителей привлекает и такой незначительный случай, как решение судьбы бездомной собаки.
История названа «Хамелеон» не случайно. Подобно ящерице, которая может менять цвет, ситуация в начале истории (жаркая и безлюдная рыночная площадь) принимает совершенно другой характер. Как только Хрюкин нарушил тишину, любопытные зеваки собираются вокруг него целой толпой.
Диалоги:
Непроизвольная улыбка вызвана еще и ее обращением к борзой: «Так ты кусаешь, блин? Сегодня кусать не приказали!» Чеховский полупьяный герой оказывается в одном ряду с бедной собакой, ведя с ней этот бессмысленный разговор.
Действия:
Смешно, что величественное восхождение Хрюкина окровавленным пальцем вверх, обнажая его.
Вы помните имена чеховских героев, и их имена помогают лучше понять героев?
Имена, которые Чехов давал своим героям, очень хорошо характеризуют их типаж. В повести «Смерть офицера» есть герой по имени Червяков. Он стал символом подчинения и уважения к рангу.
В «Хамелеоне» Очумелов как бы находится в трансе, в состоянии безумия. Его мнение очень изменчиво.
Главный герой чеховского повести «Унтер Пришибеев» бесспорен. Его мнение непоколебимо.
Краткое содержание хамелеона Чехова, которое будет представлено ниже, позволит вам лучше узнать его главных героев.
Хамелеон: смысл концовки
К концу повествования выясняется, что собака принадлежит брату генерала, а значит в глазах Очумелова она неприкасаема. Вина во всем ложится на Хрюкина, обсмеянного толпой.
В этом смехе сквозь слезы и заключен смысл финала рассказа Чехова «Хамелеон». Никто из толпы не решился возразить надзирателю. Люди, привыкшие к несправедливости общества, не удивляются поведению Очумелова. Для них вполне естественно то, что генеральская собака стоит выше человека. Ведь таинственный генерал может уволить любого из-за животного.
Страх полицейского вполне характерен для того времени. Но самое страшное то, что люди принимают такое положение вещей как данное и даже не пытаются что-либо изменить.
Предрассудки рулят людьми. Они считают человека в мундире выше себя, не задумываясь о том, чем он заслужил такие почести. Таким образом, в рассказе Хамелеон смысл произведения заключается в показе того, как легко теряется человеческое достоинство ради господского одобрения.
В произведении Хамелеон смысл рассказа остается актуальным во все времена. И сейчас встречается немало людей, которых можно назвать хамелеонами. Они готовы говорить и делать все, лишь бы не лишиться благ, не задумываясь о честности и справедливости.
История создания
История создания произведения «Хамелеон» относится к периоду, когда А. П. Чехов начал работать врачом. Будучи студентом, он начал трудиться в жанре коротких сатирических рассказов. Предпочтение писатель отдавал бытовым сценкам. Некоторые его произведения уже успели увидеть мир на страницах отечественных журналов. Год написания «Хамелеона» – 1884. В этот же год произведение было напечатано в журнале «Осколки» под псевдонимом «А. Чехонте». В 1886 г. несколько измененный рассказ вошел в сборник «Пёстрые рассказы».
В 1971 г. произведение экранизировали как эпизод фильма «Эти разные, разные, разные лица…»
Посмотрите, что еще у нас есть:
Анализ рассказа
Идея рассказа заключается в высмеивании приспособленчества, подхалимства, что выражается в самом названии рассказа и на примере поведения главного героя полицейского Очумелова, который мы видим в различных ситуациях. Данный персонаж, конечно, собирательный, представляющий лишь одного представителя из огромной армии хамелеонов в человеческом обличье. Им нет никакого дела до справедливости, понятие совести у них отсутствует. Главная их цель -приспособиться к окружающему миру как можно комфортнее используя тень сильных мира.
Судьба собаки напрямую зависит от социального статуса её хозяина. Подобные ситуации показательны и характерны во все времена. Хамелеоны бессмертны. Это тип человека без принципов, мгновенно меняющего своё мнение в зависимости от сложившейся ситуации. Они были, есть и, к сожалению, ещё долго будут жить в нашем обществе. Психология раба, которого по капле предлагал выдавливать из себя Антон Павлович, во все времена была выгодна для власть имущих.
Произведение написано в стиле реализма. Это можно понять даже не прибегая к анализу литературных приёмов. Благодаря особой чеховской форме изложения при чтении возникают образы героев рассказа, в которых нет пространных описаний, а лишь небольшие характеристики персонажей. По форме изложения рассказ похож на стенограмму и это позволяет увидеть всех участников повествования максимально чётко и ясно.
Описание речи персонажей
Рассказ имеет особую форму изложения — он практически состоит из одних диалогов, большинство слов принадлежит хамелеону Очумелову. Через речь героев Чехов раскрывает их образы, характеры и особенности. Автор пытается показать сущность угодничества, лежащего в основе поведения полицейского надзирателя.
В речи Очумелова присутствуют не только канцеляризмы, но и вульгарные слова, которые только подчеркивают его низкую культуру. Чтобы показать свою значимость как представителя власти, надзиратель постоянно употребляет местоимение «я» вместе с глаголами «накажу», «покажу», «так не оставлю».
Когда становится ясно, что собака, покусавшая Хрюкина, принадлежит генералу, лексика надзирателя резко меняется, приобретает уменьшительно-ласкательную окраску, превратив «собаку» в «собачку». Тон Очумелова также становится угодливым и льстивым вместо официального и приказного.
Произведение написано с юмористическим подтекстом, наполнено колоритными диалогами персонажей, что делает его оригинальным и интересным. Даже в наше время любители литературы знают, кто такой Очумелов, из какого он произведения и кто автор, ведь такое творение невозможно забыть. Оно цепляет с первых строк. Характеристика главных героев и их поведения поможет в написании творческих работ и сочинений.
Второстепенные персонажи
В рассказе “Хамелеон” герои не наделены индивидуальными чертами, никаких описаний внешности практически не присутствует. Это подчёркивает универсальность их образов и несёт скрытый смысл: таких людей много, и даже каждый из нас в какой-то степени хамелеон. Произведение интересно тем, что его актуальность неподвластна времени, тема остра и злободневна. Особенно интересен образ самой собаки, которая является “главным подозреваемым” в деле об укусе ювелира. На протяжении рассказа она фигурирует то в образе бродячей “скотины” и “подлости”, то становится чудной “собачонкой” и “нежной тварью”.
Её несколько раз приговаривают к уничтожению, рассматривают, ищут аристократические черты. В итоге – полицейский объявляет животное невиновным, а ювелира выставляют полным дураком. Юмористический подтекст, динамичность ситуации, колоритная речь персонажей – всё это делает произведение интересным и оригинальным. Характеристика героев рассказа будет полезна для читательского дневника, написания тестов или творческих работ по произведению.
Анализ произведения
Тема рассказа
Тема «Хамелеона» — беспринципность, готовность бесконечно менять свою точку зрения и поведение в зависимости от кажущейся выгоды.
Смысл названия
Хамелеон — это ящерица, способная менять окраску ради маскировки. Точно так же полицейский надзиратель Очумелов ежеминутно меняет взгляд на ситуацию. Он то ругает собаку и велит ее «истребить», то заступается за щенка и грозит пострадавшему Хрюкину. При этом меняется даже манера разговора, а сам надзиратель то снимает, то надевает пальто.
Создается впечатление, что в Очумелове нет ничего постоянного — только желание ненароком не обидеть генерала.
Герои
Чехов традиционно не раздает героям авторских оценок и даже не приводит подробных описаний. Он показывает небольшой эпизод из жизни, позволяющий читателям самим составить мнение о персонажах по их словам и действиям.
Главный герой рассказа — полицейский надзиратель Очумелов, человек необразованный и косноязычный. С лавочниками он демонстрирует строгость, ведет себя как самодовольный начальник. Но при словах о генерале он резко становится подобострастным и скромным. Очумелов то и дело говорит о порядке, но вместо стремления разобраться в ситуации демонстрирует отсутствие принципов и желание выслужиться перед генералом.
Хрюкин — полупьяный мастер, которому прокусил палец борзой щенок. Сначала он врет полицейскому, что собака укусила его просто так, но потом выясняется, что Хрюкин дразнил щенка, тыкая ему сигаркой в морду.
Городовой Елдырин — безликий подчиненный Очумелова. О нем известно лишь то, что он рыжий. В рассказе работа полицейского сводится к тому, что он несет сито с конфискованным крыжовником и помогает надзирателю снять пальто. Он то говорит, что собака не похожа на генеральскую, то вдруг соглашается, что она может принадлежать Жигалову.
Повар Прохор не описывается вообще. Он лишь сообщает толпе, что собака принадлежит не генералу, а его брату. Благодаря этому Очумелов успевает еще дважды сменить тон и отношение к делу.
В чем идея рассказа
Чехов, как и во многих других произведениях, высмеивает рабское сознание соотечественников, их раболепство и угодничество. Как и в рассказе «Толстый и тонкий», в центре внимания автора — человек, который полностью меняется, едва речь заходит о высоких чинах.
А поскольку этим «хамелеоном» оказывается полицейский начальник, который должен обеспечивать порядок и законность, читатель невольно задумывается о том, что именно из-за таких беспринципных людей в России вечно творятся глупость и несправедливость.
Главные персонажи и их характеристика:
- Очумелов – надзиратель полиции, главная цель которого – как можно сильнее выслужиться перед начальством. Ради этого он жертвует не только собственным мнением, но и непосредственными служебными обязанностями.
- Елдырин – городовой, который работает на пару с Очумеловым. Судя по тому, что в рассказе он впервые появляется с кучей конфискованного крыжовника, этот человек профессионально может заниматься только вымогательством. Это характеризует его далеко не с лучшей стороны – он предстаёт обычным лодырем, к тому же, это слово напоминает его фамилия.
- Хрюкин – мастер золотых дел, ювелир, который любит «нахрюкаться». Он может легко выставить себя посмешищем, о чём говорит сложившаяся в произведении ситуация.
К второстепенным героям относятся генерал Жигалов – довольно уважаемое лицо, его брат Владимир Иванович и генеральский повар Прохор , который рассказывает всё спокойно и без лжи.
Анализ рассказа
Идея рассказа заключается в высмеивании приспособленчества, подхалимства, что выражается в самом названии рассказа и на примере поведения главного героя полицейского Очумелова, который мы видим в различных ситуациях. Данный персонаж, конечно, собирательный, представляющий лишь одного представителя из огромной армии хамелеонов в человеческом обличье. Им нет никакого дела до справедливости, понятие совести у них отсутствует. Главная их цель -приспособиться к окружающему миру как можно комфортнее используя тень сильных мира.
Судьба собаки напрямую зависит от социального статуса её хозяина. Подобные ситуации показательны и характерны во все времена. Хамелеоны бессмертны. Это тип человека без принципов, мгновенно меняющего своё мнение в зависимости от сложившейся ситуации. Они были, есть и, к сожалению, ещё долго будут жить в нашем обществе. Психология раба, которого по капле предлагал выдавливать из себя Антон Павлович, во все времена была выгодна для власть имущих.
Произведение написано в стиле реализма. Это можно понять даже не прибегая к анализу литературных приёмов. Благодаря особой чеховской форме изложения при чтении возникают образы героев рассказа, в которых нет пространных описаний, а лишь небольшие характеристики персонажей. По форме изложения рассказ похож на стенограмму и это позволяет увидеть всех участников повествования максимально чётко и ясно.
Сюжет
Сюжетная линия рассказа незамысловата. Идущему по улице полицейскому Очумелову и его помощнику Елдыринуна пути попадается укушенный маленькой собачкой мастер Хрюкин. Окружившей его толпе он демонстрирует окровавленный палец. В ходе разбирательства и выяснения того, кто является хозяином собаки, Очумелов демонстрирует чудеса мимикрии. Когда люди говорят, что это собака бездомная, он велит её утопить. При упоминании о том, что это собака генеральская, он начинает ругать самого Хрюкина. И так до тех пор, пока всё-таки не принимается решение в пользу генеральской собаки. Очумелов с помощником следует дальше.
Герои рассказа
Персонажи в рассказе — самые разные люди и, в силу того, что при небольшом объёме рассказа довольно сложно дать каждому образу развёрнутую характеристику, автор использует приём «говорящих фамилий», которые сами по себе могут охарактеризовать персонаж. Например, полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. Шинель — это символ власти, узелок в руке — символ мздоимства. Его помощник Елдырин рыжий городовой с решетом, наполненным крыжовником. Очумелова и Елдырина рассказчик называет только по фамилии, что подчёркивает их официальный статус. «Золотых дел мастер Хрюкин» — вздорныйчеловек со вздорными претензиями. Сама фамилия уже говорит немало о её носителе.
Главным героем, конечно же, здесь является Очумелов. Именно его уникальная способность менять свои решения в зависимости от ситуации и находится в центре внимания. Причём делает он это настолько виртуозно, что порой даже вызывает восхищение. О его низком культурном уровне свидетельствует грубость по отношению к Хрюкину, хотя он заискивает перед одним только именем генерала. Само название рассказа раскрывает суть произведения.
Слово «Хамелеон» после чеховского рассказа стало нарицательным. Название произведения «Хамелеон» А.П. Чехова, уже показывает нам его суть. В его произведение «хамелеон» становится именем нарицательным, обозначающее человека подлого, предателя, который действует не в интересах общества, а личных.Так и образ Очумелова меняет краски, как хамелеон в природе.
Рассказ «Хамелеон» Чехова, отзывы о котором собраны в этой статье, впервые был напечатан в журнале «Осколки» в 1884 году. Автор подписался своим псевдонимом А. Чехонте. Это произведение было переведено на многие иностранные языки, в России включено в школьную программу, считается обязательным для прочтения. Рассказ даже был экранизирован. В 1971 году он стал частью комедийного телефильма и Юрия Саакова «Эти разные, разные, разные лица…», а в 2009 году лег в основу анимационного короткометражного фильма Алексея Демина «Очумелов».
Образ и характеристика
А.П. Чехова по праву считается гением малого жанра: даже в своих миниатюрах автор умело описывает действующие лица очень ярко, живо, часто с юмором, а с помощью деталей рисует ситуации максимально реалистично.
Не зря творчество его считается ярким образцом русского классического реализма. Однако детали Чехова часто становятся символами в его произведениях.
Так, например, вишнёвый сад в одноимённой пьесе является отражением всей России. Какую же роль играет шинель в его рассказе «Хамелеон»?
Главным героем произведения является полицейский Очумелов.
В первых абзацах рассказа он на базаре слышит ругань и крики. Оказывается, неизвестная собака укусила мастера Хрюкина. Народ требует стражу правопорядка разобраться в случившемся.
Для начала мы в приципе ничего не знаем о внешности полицейского Очумелова, его описание отсутствует. Даже характер егр автор не детализирует, но зато даёт персонажу красноречивую говорящую фамилию. Она является однокоренным словом
глаголам «очуметь», «чуметь». Так, Очумелов постоянно меняет свои решения по поводу собаки, когда не может решить генеральская она или нет, грубо говоря, очумевает, приспосабливаясь к ситуации.
Также важны яркие, лаконичные диалоги персонажей в рассказе. Полицейский то уверенно говорит, то заикается, меняет лексику. Например, если речь идет о генерале, то он осторожен в высказываниях, использует слова «дорогая, нежная тварь», когда толпа рассуждает, что собака ничья — появляется негативно окрашенные фразы. Единственное, что нам даётся в рассказе из внешнего облика главного героя это шинель полицейского, которую он то снимает, то надевает. Она, как ничто другое, отлично описывает непостоянность взглядов главного героя, его подхалимство, чинопочитание и «хамелеонскую» натуру. Очумелов, как ящерица, сбрасывает свою кожу и меняет на другую, подстраиваясь под среду, а точнее под ситуацию. Снимает и надевает шинель он до тех пор, пока не выясняется, что собака – любимец брата генерала, а потому приговор выносится в пользу нее, а не покусанного Хрюкина.
Таким образом, идея рассказа – осудить низкопоклонство, показать насколько низки подхалимы без собственного мнения, как они зависимы от чужого. Автор за короткую, веселую и занимательную историю раскрывает один из самых актуальных пороков того времени
Шинель же играет роль символа, акцентирует внимание на главный посыл А.П. Чехова, раскрывает личность героя
Хамелеон главные герои
Главные герои рассказа Хамелеон
— полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин и др.
Главные герои «Хамелеон»
— люди самые разные, представляющие народ, «улицу», человека толпы. Поскольку на небольшом пространстве рассказа автор ограничен в возможности дать персонажам развернутые характеристики (о жанровых особенностях рассказов Чехова см. выше), имя, фамилия приобретают особый вес: они сразу и полностью представляют тех, о ком идет речь. Перечислим «полные» имена, как они даны в тексте. «Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке» — это и есть его полное, создающее комический эффект «имя», потому что без шинели (символа власти) он невозможен, как и без «узелка в руке» (символа его корыстолюбия). «Елдырин — рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником», он «шагает», следовательно, высокого роста. И Очумелов, и Елдырин именуются только по фамилии, что характеризует их как лиц сугубо официальных и само по себе уже свидетельствует об отстранении автора от этих своих персонажей.
Генерал Жигалов
— внесценический персонаж, слово “генерал” как бы является частью его имени, причем имя и отчество у генерала Жигалова отсутствуют: они невозможны в глазах тех, кто находится ниже него на ступеньках общественной и служебной лестницы.
Владимир Иванович Жигалов
— брат генерала Жигалова, ему как человеку с высоким общественным положением дана привилегия иметь имя и отчество.
Остальные персонажи: Прохор
— генеральский повар, люди из толпы и — «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине, в слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса
Очень краткий пересказ рассказа «Хамелеон».
Перемещаясь по площади города, полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин наблюдают картину, как пьяный ювелир Хрюкин догоняет маленькую собаку, при этом вопя на всю площадь.
Заинтересовавшись, что происходит, представители власти выяснили, что собака укусила Хрюкина за палец. Определить, чья собака, было тяжело.
Несколько раз прозвучала версия, что собака принадлежит генералу – в эти моменты Очумелов яростно защищал животное. В то время, когда высказывали мнение, что собака не принадлежит генералу, надзиратель говорил.
Что собаку нужно истребить. В итоге оказалось, что собака принадлежит брату генерала. Животное отводят к владельцу, а надзиратель отправляется по своим делам.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Хамелеон.
Год написания – 1884 г.
История создания – Произведение было написано, когда А. П. Чехов уже работал врачом. Как писатель он тогда был почти неизвестен, но некоторые его произведения уже были опубликованы.
Тема – Центральная тема рассказа – подхалимство и приспособленчество, пороки, которые имеют место в любом обществе
Композиция – В основе формальной организации произведения разговор Очумелова, Хрюкина и людей из толпы. Реплика, брошенная из толпы, определяет ответ Очумелова, показывает его склонность к «хамелеонству». Такое строение рассказа позволяет разоблачить людей, которые подстраиваются под обстоятельства, пытаются угодить начальству.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
Особенности рассказа «Хамелеон»
В отзывах по произведению «Хамелеон» Чехова можно узнать об особенностях рассказа. В основе сюжета этого произведения лежит анекдот, то есть короткая, забавная и занимательная история.
Также среди особенностей стоит выделить то, что большую часть текста занимают диалоги, описание происходящего максимально минимизировано. Оно больше напоминает авторские ремарки. Рассказ иногда даже становится похожим на драматическое произведение. На первый план выходят внутренние, а не внешние события, психологическое состояние людей.
Чехову удается ярко описать парадоксальное отношение Очумелова к ситуации. С одной стороны, он хочет выслуживать перед генералом, а с другой — показать свою значимость перед народом. Постоянно меняется и настроение толпы, она тоже представляет собой своеобразного хамелеона.
Средства создания комического
Эти средства у писателя многогранны. К примеру, художественные детали в тексте Чехова имеют огромное значение. Например, меняет свой «цвет» Очумелов и буквально: он то одевает, то снимает пальто. Отвратительное приспособленчество, как менталитет — это и есть тема, которую автор выражает через деталь. Для героя такое положение дел естественно, он выработал соответствующие жесты и фразы, да и толпа зевак тоже не замечает подвоха. Значит, есть в народе такая холопская черта, и все ее понимают.
Писатель использует просторечную разговорную лексику: «пущай», «нешто», « харю», «тяпни», «ихняя». Манера выражаться нередко демонстрирует нам, чего стоит наш собеседник. В данном примере очевидно, что от людей с таким лексическим запасом не стоит ожидать твердости духа и прямолинейности. Они сами считают себя холопами и в каждом хозяине собаки ищут барина. Само название «Хамелеон» указывает еще и на то, что герой постоянно находится в страхе за свою участь, как будто его окружают дикие звери, как будто его жизни угрожает опасность. То есть, проблема не только в нем, но и в окружающей его действительности, что породила такой порок. Все мы до сих пор, к сожалению, понимаем, какой может быть власть чиновников на местах. Характер Очумелова — не только карикатурный шарж, но и трагическая гримаса на лице общества.
Кратко об истории создания рассказа.
Как уже было сказано, Антон Павлович Чехов создал своё произведение в 1884 году. Впервые оно было обнародовано в журнале «Осколки» под известным псевдонимом молодого автора «А. Чехонте».
На тот момент Чехов как раз оканчивал Московский медицинский институт и в свободное время занимался написанием коротких сатирических рассказов. Как и многие другие рассказы, «Хамелеон» пронизан характерной для Чехова сатирой.
Да и само название произведения довольно двусмысленно – «хамелеоном» автор называет именно полицейского надзирателя Очумелова, который считает своим долгом не устранение несправедливости, а выслуживание переел начальством.
Он ярко проявляет свои раболепие и трусость. Более того, автор практически не даёт описаний внешности своих героев, давая им проявить только свои не самые лучшие моральные качества.
Хамелеон главные герои
Главные герои рассказа Хамелеон
— полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин и др.
Главные герои «Хамелеон»
— люди самые разные, представляющие народ, «улицу», человека толпы. Поскольку на небольшом пространстве рассказа автор ограничен в возможности дать персонажам развернутые характеристики (о жанровых особенностях рассказов Чехова см. выше), имя, фамилия приобретают особый вес: они сразу и полностью представляют тех, о ком идет речь. Перечислим «полные» имена, как они даны в тексте. «Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке» — это и есть его полное, создающее комический эффект «имя», потому что без шинели (символа власти) он невозможен, как и без «узелка в руке» (символа его корыстолюбия). «Елдырин — рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником», он «шагает», следовательно, высокого роста. И Очумелов, и Елдырин именуются только по фамилии, что характеризует их как лиц сугубо официальных и само по себе уже свидетельствует об отстранении автора от этих своих персонажей.
Генерал Жигалов
— внесценический персонаж, слово “генерал” как бы является частью его имени, причем имя и отчество у генерала Жигалова отсутствуют: они невозможны в глазах тех, кто находится ниже него на ступеньках общественной и служебной лестницы.
Владимир Иванович Жигалов
— брат генерала Жигалова, ему как человеку с высоким общественным положением дана привилегия иметь имя и отчество.
Остальные персонажи: Прохор
— генеральский повар, люди из толпы и — «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине, в слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса
Главные герои
Ювелир, любитель выпить, поскандалить, поживиться за чужой счёт. Ни умом, ни работоспособностью не отличается, так как в дневное время пьянствует, издевается над животными. Лгун и лицемер. Учитывая специфику его профессии, пытается получить денежное вознаграждение за укус собаки. Люди в толпе смеются над ним, это означает, что он не имеет ни авторитета, ни уважения в обществе. Фамилия этого персонажа свидетельствует о его моральных принципах и жизненной позиции. |
|
Говорящая фамилия этого персонажа полностью характеризует его образ. Совершенно беспринципный, ограниченный человек, очень гибкий в вопросах справедливости, закона, правды. Трусливый приспособленец, пользуется властью в своих целях, уважает статус и чин, а не закон. Меняет своё мнение по поводу виновника происшествия, выясняя, чья собака покусала Хрюкина. Речь персонажа также говорит о его необразованности, она полна штампов, просторечий, невыразительна, бессвязна, нелогична. |
|
Городовой, безлик и глуп. Прислуживает полицейскому, носит его вещи, безмолвно выполняет все приказания Очумелова. В разгар рабочего дня Елдырин вместе с полицейским надзирателем пересекают городскую площадь, неся в руках конфискованный крыжовник. Этот факт говорит о “тяжёлой” работе одного и второго представителя власти. В произведении играет роль прислуги надзирателя Очумелова, что делает его образ смешным и жалким. |