Вариант 7
Читать поэму «Кому на Руси хорошо» одновременно легко и приятно и в то же время не каждому будет понятно. Дело в том, что автор умело смог объединить простую народную речь, понятные читателям всех времен образы со сложной философской идеей. Это значит, что если сам текст на его поверхностном уровне читатель уловить может легко, то вот вникнуть вглубь сути произведения способен только хорошо думающий и неравнодушный к людскому горю человек.
Кто-то найдет здесь для себя прекрасный пример стихотворной речи. Автор действительно максимально емко и грамотно выражает свои мысли, задевая глубокие чувства и доходчиво донося мысли. Другой сможет найти среди героев самого себя — настолько разнообразная линия персонажей и сюжетов внедрена в произведение.
Мне нравится2.6 k.Не нравится1.4 k.
Что ты чувствуешь по отношению к школе?
+1
+1
+1
+1
+1
Образ помещиков
Помещик, несомненно, является главным врагом крестьянина. Первый представитель этого социального слоя, встретившийся странникам, на их вопрос дает вполне развернутый ответ. Повествуя о богатой помещичьей жизни в прошлом, он утверждает, что сам всегда по-доброму относился к крестьянам. И все были довольны, и никто не испытывал горя. Теперь же все переменилось. Поля в запустении, мужик совсем отбился от рук. Всему виной — реформа 1861 года. Но следующий живой пример «благородного сословия», появляющийся на пути мужиков, имеет образ угнетателя, мучителя и стяжателя. Ведет он жизнь вольготную, трудиться ему не приходится. Все за него выполняют крестьяне, находящиеся в зависимости. Даже отмена крепостничества не сказалась на его праздной жизни.
Образы счастливых в первоначальном замысле
Сюжет поэмы строится вокруг путешествия семи крестьян, решивших узнать, «Кому живется весело, вольготно на Руси». Они дают клятву не оставлять своих поисков до тех пор, пока не найдут подлинного счастливца, и выдвигают свои предположения по поводу того, кто же это может быть: помещик, чиновник, поп, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или же сам царь. Выходит, что тема счастья в поэме является основополагающей, связующей различные части произведения между собой.
Первый, кто встречается на пути у крестьян – это поп. По мнению Луки, священнику живется замечательно:
Услышав вопрос мужиков, он ненадолго задумывается, а затем отвечает, что ему грех ропать на Бога. Поэтому он просто расскажет странникам о своей жизни, а они уже сами решат, счастлив ли поп. В понимании священника счастье заключается в трех вещах – покое, богатстве и почете. Заметим, что крестьяне соглашаются с этим утверждением, т.е. их понятие счастья на данном этапе поэмы чисто утилитарное и заключается в основном в «жирной каше» – так иносказательно обозначается сытая жизнь. Но ни покоя, ни богатства, ни почета у попа нет: его ремесло требует от него всех душевных сил, а оплачивается скудными медяками и, зачастую, насмешками паствы.
Счастье помещика, чья жизнь представлялась большинству крестьян сказочной, тоже очень условно. Была когда-то привольная жизнь на Руси, – так считает помещик Оболт-Оболдуев, – когда все вокруг принадлежало помещику, и он имел право вершить суд на свой вкус, с помощью кулака. Тогда он мог ничего не делать, занимаясь только псовой охотой (любимым барским развлечением) и приемом подарков от крестьян. Теперь же у помещика отобрали и крестьян, и земли, а в лесах, где раньше лаяли гончие, раздается стук топора. Прежняя Русь навсегда исчезла, и вместе с ней развеялось счастье помещиков.
Не нажил счастья и еще один облеченный властью герой, появляющийся в поэме – бургомистр Ермил. У него-то как раз были и деньги, и власть и даже почет народа, полюбившего его за правду. Но случился крестьянский бунт, Ермил заступился за своих подопечных и нынче «сидит в остроге».
Получается, что счастье не зависит от богатства и всеобщего уважения, оно кроется в чем-то ином. Вполне раскрыв эту идею на примере помещика и попа, Некрасов решает отступить от своего плана, и мужики идут искать счастья в другое место, о котором в зачине поэмы не шло даже речи.
История создания
Ещё в 1850-е годы Некрасову приходит идея создания эпического произведения, отражающего народную жизнь. Но реализовывать эту идею он начинает только в 1863-м, после земельной реформы и отмены крепостного права.
Над этой поэмой автор работал почти четырнадцать лет. По изначальному замыслу герои, выйдя из своих деревень, должны преодолеть долгий путь, побеседовать с представителями всех сословий и в результате дойти до самого царя.
К сожалению, болезнь не дала автору реализовать задуманное. Предчувствуя свою скорую гибель, Некрасов свернул повествование и оставил финал открытым (так и не сказано, кому на Руси жить хорошо).
Проблематика:
Смысл названия: для Некрасова очень важно было пробуждение народного самосознания. Уже сам факт того, что простой русский мужик задаётся вопросом «а кому же хорошо?», был для писателя очень важен
Некрасов сделал поэму «Кому на Руси жить хорошо» главным событием своей литературной жизни.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: поэма.
Жанровые особенности: в фольклоре легко обнаружить аналогичные мотивы — хождение по миру в поисках правды и/или счастья. В то же время поэма построена по эпическим законам: разбита на части и главы, связанные между собой сквозными персонажами и темой дороги, странничества.
Время и место действия: Некрасов нарочно не называет ни место, ни время (начинается поэма словами «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай»), но легко догадаться, что действие происходит в 60-е годы XIX в. А место действия вынесено в заглавие — на Руси.
Популярные сегодня темы
Лейтенант германской армии, лётчик Фридрих Буш и советский мальчишка Лёша Михайлов одновременно получили награды. Немец за разгром двенадцати советских зенитных установок. А советский школьник за то
Одним из ведущих персонажей романа О. де Бальзака “Евгения Гранде” выступает молодой парижанин Шарль Гранде. Впервые читатель знакомится с молодым денди, когда он приезжает по просьбе отца
Приезд сыновей с учебы. Отъезд на Запорожскую Сечь.
В рассказе А.П. Чехова Толстый и тонкий рассматривается часто встречающаяся в русской литература тема маленького человека. Но если, например, в повести Гоголя Шинель этот человечек рассматривается с состраданием,
Страшное время изобразил в своем романе «Тихий Дон» Михаил Шолохов. Хотя действие романа начинается еще в мирном 1912, все же в Российской империи далеко не спокойно
Вариант 1
На Руси живется весело и вольготно тем, кто имеет достаток и стабильный доход. Это могут быть богатые предприниматели, высокооплачиваемые специалисты, чиновники и политики. Они могут позволить себе роскошные дома, машины, путешествия и другие удовольствия.
Также весело и вольготно живут те, кто имеет сильную поддержку в семье и друзьях. Это люди, которые могут рассчитывать на помощь и поддержку в любой ситуации. Они чувствуют себя защищенными и уверенными в завтрашнем дне.
Однако, не все жители России могут похвастаться такими благоприятными условиями жизни. Многие люди живут в бедности, не имеют постоянной работы и жилья. Они вынуждены экономить на всем, чтобы просто выжить. Для них жизнь на Руси может быть тяжелой и безнадежной.
Также весело и вольготно живут те, кто имеет свободное время и увлечения. Это люди, которые могут заниматься хобби, спортом, путешествовать и общаться с интересными людьми. Они чувствуют себя свободными и наслаждаются жизнью.
Наконец, весело и вольготно живут те, кто имеет хорошее здоровье и не страдает от болезней. Они могут наслаждаться жизнью, не испытывая физических и эмоциональных проблем. Для них жизнь на Руси может быть полна радости и удовольствия.
Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Масштабная поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» повествует о семи крестьянах, которые отправились на поиски счастливого человека. Работу над своей поэмой писатель начал после реформ 1861 года, однако развитие болезни помешало ему ее закончить. В 1876 году Некрасов закончил главу «Пир на весь мир», будучи уже в очень тяжелом состоянии. эта поэма – незавершенное произведение.
По первоначальному замыслу Некрасова поэма должна была состоять из 7 или 8 частей, однако болезнь внесла собственные коррективы, и поэту удалось написать только четыре части.
В этом глобальном произведении Некрасова затронуто множество актуальных проблем его современности. На первое место автор выдвигает философские и нравственные проблемы, которые касаются всех сфер жизни получившего свободу крестьянства.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Замечание 1
Смысл этого произведения заключается в том, что у крестьянства растет уровень самосознания. Тема счастливого будущего, свободы, преодоления рабства внутри себя – основная мысль произведения.
Композиция этого незаконченного произведения отличается сумбурностью, и в этом ее уникальность:
- Пролог – экспозиция поэмы. Здесь встречаются главные герои поэмы – семь мужиков из разных деревень.
- Завязка действия – после спора герои дают клятву не возвращаться в деревню, пока не найдут человека, которому «на Руси жить хорошо».
- Основная часть поэмы состоит из множества эпизодов и фрагментов. Герои поэмы, шагая по бескрайней родной земле в поисках счастливого человека, становятся участниками целого ряда событий и встречают на пути много различных людей. Для кого-то счастье – самые обыденные вещи. Однако постепенно, по мере дальнейшего продвижения странников, самосознание крестьян все больше растет и счастье они начинают видеть уже в гораздо более высоких сублимациях.
- Кульминация поэмы – встреча с Гришей Добросклоновым, которого вполне можно назвать счастливым человеком. Гриша – идейный революционер, лидер, который побуждает народ к борьбе за счастье.
- Финальная часть – «Пир на весь мир».
Главными героями поэмы являются семь мужиков-крестьян:
- Роман
- Лука
- Демьян
- Пров
- Братья Губины
- Старик Пахом.
Это неприхотливые, работящие мужики, самые настоящие богатыри земли русской. Герои поэмы – простые русские крестьяне, только недавно освободившиеся от гнета крепостничества. Все герои являются как бы одним целым, а описание едино для всех семерых.
В основе произведения два литературных рода – народный эпос и лирика. Поэтому произведение можно с уверенностью считать эпической поэмой.
Эпическая составляющая произведения заключается в том, что здесь автор описывает целый исторический период России после 1860 года. Здесь описывается большое количество героев. В повествование включаются также элементы фольклора.
Поэма Некрасова написана в стихотворной форме. Здесь присутствуют лирические отступления, типичные символы поэзии и своеобразные художественные средства.
Замечание 2
Главное направление поэмы Некрасова – реализм, но встречаются в ней и фантастические, и сказочные элементы.
Композиционная форма поэмы выдержан автором в виде путешествия, и это дает возможность вмещать в себя большое разнообразие жизненных картин.
В финале произведения Некрасов отображает свою точку зрения на жизнь страны после крепостнического периода.
Цель поэмы
Цель анализа поэмы «Кому на Руси жить хорошо» заключается в раскрытии замысла и особенностей данного произведения. Поэма, написанная Федором Ивановичем Тютчевым, родилась в эпоху романтизма и раскрывает тематику жизни на родной земле.
Замыслом поэмы является передача образа идеальной России, где каждый человек может найти свое место и счастье. Художественная форма произведения позволяет автору описать все прелести и прекрасные стороны русской природы, а также особенности национального характера.
Главной тематикой поэмы является жизнь на Руси, которая олицетворяется как идеальное место для существования человека
Автор акцентирует внимание на том, что только здесь, в родной стране, каждый человек может обрести истинное счастье и гармонию
Основные черты русской жизни, которые передаются в поэме, это любовь к своей земле, преданность традициям и культуре, глубокое понимание духовного мировосприятия русского человека. В поэме прослеживается национальная идентичность и уникальность нашего народа.
Социальная критика
Главной темой произведения является неразрешимый вопрос – кому на Руси хорошо жить. Грибоедов раскрывает сущность русской действительности, которая характеризуется социальным неравенством и несправедливостью. В поэме отчетливо прослеживается остроумная и саркастическая картина общества, где богатые и властные населяют благоденствующие поместья, а бедные и угнетенные вынуждены терпеть страдания.
Грибоедов с помощью сатиры и иронии критикует русское общество, его привычки и укоренившиеся установки. Поэт высмеивает праздность и бездействие помещиков, изображает их житие, над которым они сами постоянно шутят. Главным объектом насмешек становится герой поэмы, Молчалин, который олицетворяет тупость, лени и бездушность высшего сословия.
Таким образом, «Кому на Руси жить хорошо» представляет собой резкую социально-критическую поэму, которая раскрывает и анализирует проблемы и недостатки русского общества. Грибоедов художественно передаёт реальность, затрагивая темы неравенства, неправедности и безразличия, а также призывает к изменению рода отношений с целью создания лучшего и справедливого общества.
Восхваление идеала
В поэме Александр Корнейчук описывает род Руси как идеальное место для жизни, где можно найти счастье и удовлетворение своих потребностей. Автор подчеркивает хорошие качества русских людей — их доброту, гостеприимство, простоту и трудолюбие.
С помощью живописных образов и ярких описаний, Корнейчук передает красоту русской природы, связывая ее с качествами и характером народа.
Одной из центральных тем произведения является идеализация сельской жизни. Поэт отмечает, что именно на селе человек может наслаждаться прекрасной природой, находить вдохновение и мир в душе. Высоко ценятся простые и честные трудовые усилия селян, их взаимопомощь и семейные ценности.
Таким образом, анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» позволяет увидеть ее главную идею — восхваление идеала счастливой жизни на родной земле, где ценятся простота, честность, трудолюбие и семейные ценности.
Поэтическое исследование жизни
Анализируя образ жизни на Руси, поэма подчеркивает ее величие и неповторимость. Это место, где каждый человек может найти свое место под солнцем и наслаждаться прекрасной природой, богатой культурой и духовными традициями. Произведение передает глубокое уважение к родной земле и гармоничному сосуществованию человека с природой.
Особенность поэмы заключается в том, что она сочетает красоту и гармонию русской природы с изображением тягот и лишений, которые испытывает русский народ. Проводя подробный анализ жизни на Руси, автор передает испытываемую боль и невзгоды, но в то же время дарит нам надежду на лучшее будущее.
Поэтическая форма произведения помогает создать особую атмосферу и передать разнообразие чувств и эмоций, связанных с проживанием на Руси. В каждой строке поэмы мы можем ощутить глубину и мощь русской души, ее великое и многогранное значение.
Тематика произведения показывает, что для правильной жизни и счастья необходимо прислушиваться к своим корням, уважать и беречь свою родину. В поэме передается идея, что только тот, кто умеет ценить и любить свою Русь, может по-настоящему открыть для себя все ее прекрасие и глубину.
Основная сюжетная линия
Поэма была начата Некрасовым в 1863 году после отмены крепостного права, поэтому её содержание затрагивает многие проблемы, возникшие после проведения Крестьянской реформы 1861 года. В поэме четыре главы, они объединены общим сюжетом о том, как семь простых мужиков заспорили, кому хорошо живется на Руси и кто по-настоящему счастлив. Сюжет поэмы, затрагивающей серьезные философские и социальные проблемы, построен в виде путешествия по российским деревням, их «говорящие» названия как нельзя лучше описывают российскую действительность того времени: Дырявина, Разутова, Горелова, Заплатова, Неурожайкина и т.д. В первой главе под названием «Пролог» мужики встречаются на столбовой дороге и заводят свой спор, чтобы его решить, они отравляются в путешествие по России. По дороге мужики-спорщики встречаются с самыми разными людьми, это и крестьяне, и торговцы, и помещики, и священники, и нищие, и пьяницы, они видят самые разнообразные картины из жизни людей: похороны, свадьбы, ярмарки, выборы и т.д.
Встречая разных людей, мужики задают им один и тот же вопрос: насколько они счастливы, но и поп, и помещик жалуются на ухудшение жизни после отмены крепостного права, только единицы из всех людей, встречаемых ими на ярмарке, признают себя истинно счастливыми.
Во второй главе под названием «Последыш» странники приходят в деревню Большие Вахлаки, жители которой после отмены крепостного права, чтобы не расстраивать старого графа, продолжают изображать из себя крепостных. Некрасов показывает читателям как их потом жестоко обманули и ограбили графские сыновья.
Третья глава под названием «Крестьянка» описывает поиски счастья среди женщин того времени, происходит встреча странников с Матреной Корчагиной в деревне Клин, она рассказывает им о своей многострадальной судьбе и советует не искать им счастливых людей среди русских женщин.
В четвертой главе под названием «Пир на весь мир» странствующие искатели правды попадают на застолье в селе Валахчине, там они понимают, что вопросы, которые они задают людям о счастье, волнуют всех русских людей без исключения. Идейным финалом произведения становится песня «Русь», которая зародилась в голове участника пира, сына приходского дьячка Григория Добросклонова:
«Ты и убогая,
ты и обильная,
ты и всесильная
Матушка-Русь!
»
История создания некрасовской поэмы
Точная дата начала работы над поэмой неизвестна
Но исследователи некрасовского творчества обратили внимание на то, что уже в своей первой части он упоминает поляков, которых ссылали. Это дает возможность предполагать, что замысел поэмы возник у поэта примерно в 1860 -1863 годах, а к ее написанию Николай Алексеевич приступил примерно в 1863 году
Хотя наброски поэтом могли быть выполнены и раньше.
Не секрет, что Николай Некрасов очень долго собирал материал для своего нового стихотворного произведения. На рукописи после первой главы стоит дата — 1865 год. Но это дата означает, что в этом году была окончена работа над главой «Помещик».
Известно, что начиная с 1866 года первая часть работы Некрасова пыталась увидеть свет. В течение четырёх лет автор старался опубликовать своё произведение и постоянно попадал под недовольство и резкое осуждение цензуры. Несмотря на это работа над поэмой продолжалась.
Пришлось поэту печатать ее постепенно все в том же журнале «Современник». Так ее печатали в течение четырех лет, и все эти года цензура была недовольна. Сам поэт постоянно подвергался критике и гонениям. Поэтому он на время прекратил свою работу, а снова смог к ней приступить лишь только в 1870 году. В этот новый период подъема своего литературного творчества он создает еще три части к этой поэме, которые были написаны в разное время:
✪ «Последыш»-1872.✪ «Крестьянка» -1873 год. ✪ «Пир на весь мир» — 1876 год.
Персонажи и их характеристика
Мне нравится15Не нравится3
Семеро крестьянских мужиков – Роман, Демьян, Лука, братья Губины, Пахом и Пров – являются главными героями поэмы Некрасова. Они объединены великой целью – найти человека, который живет счастливо на Руси. Эта группа мужиков символизирует русский народ в целом, и в рамках поэмы они представляют единое целое.
Герои поэмы обладают простой и неприхотливой натурой. Они являются работящими и трудолюбивыми людьми, которые отражают дух коренных “русских жителей”.
Краткие характеристики всех персонажей поэмы представлены в таблице ниже:
Персонаж | Характеристика |
---|---|
Роман | Считает, что лучше всех живут помещики. |
Демьян | Умный и образованный человек, считает, что хорошо живется чиновникам. |
Лука | Коренастый и бородатый мужик, говорливый и глуповатый. Считал, что попы живут счастливо, но понял, что это не так. |
Братья Губины | Любят пить и считают, что самая беззаботная жизнь у купцов. |
Пахом Онисимыч | Старик, который раньше торговал медом. Считает, что вельможи – бояре и министры – живут припеваючи. |
Пров | Угрюмый мужик, считает, что только царю живется вольно и хорошо. |
Поп | Изначально считался человеком, кому на Руси прекрасно живется, но мужики поняли, что это не так. |
Вавило | Пьяница, который потратил все деньги на ярмарке. Благодаря Павлуше Веретенникову получил помощь и вернулся домой. |
Павлуша | Помог Вавиле и получил прозвище “барин”. |
Яким Нагой | Работящий, но любящий выпить. Проиграл суд с барином и попал в тюрьму, после чего вернулся в родную деревню. |
Бывший дьяк | Худощавый мужчина, верит, что настоящее счастье – в чистоте души. |
Старуха | Рыжая старушка, считает себя счастливой из-за репы на своем огороде. |
Солдат | Старый вояка, счастлив тем, что остался жив после участия в двадцати боях. |
Каменотес | Радует себя тем, что зарабатывает 5 рублей в день благодаря своей силе. |
Дворовый | Счастье слуги – получать от хозяев вино и еду. |
Гриша Добронравов | Худощавый и бледный, семинарист, посвященная ему целая глава. Поклялся вести честную жизнь и сделать Родину счастливой. |
«Народный заступник»
В конце поэмы появляется образ одного из тех людей, которые, как считает Некрасов, смогут построить счастье народа – это образ Гриши Добросклонова.
Бедный семинарист, он с ранних лет полюбил свой край, Вахалчину, горячей и искренней любовью, которая сливается у него с любовью к родной матери. Гриша изучает жизнь простых людей, интересуется народными песнями и мечтает о том времени, когда все на Руси заживут счастливо. Он – первый герой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», которого не заботит личное счастье. Счастье Гриши неотделимо от счастья всей страны, которое наступит еще нескоро. Да и будущая судьба готовит ему далеко не легкую жизнь, «чахотку и Сибирь». И то, что именно этого персонажа Некрасов называет по-настоящему счастливым человеком, после встречи с которым странники могут с легким сердцем отправляться по домам, многое говорит о его понимании счастья. Причем понимание это существенно отличается от той установки, с которой пускаются в путь странники, поэтому неудивительно, что они не встречаются с искомым – они ищут не там, и пока что не смогут понять, кто перед ними. Только в «воплощении счастья народного» каждый человек может найти свое подлинное счастье, которое никто не сможет разрушить – вот какая идея заложена автором в поэме, и эту идею на пути к счастливому будущему предстоит осознать каждому.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Кому на Руси жить хорошо»
для самых компанейских —
Главные герои «Кому на Руси жить хорошо»
для самых любопытных —
Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов
для самых крутых —
Читать «Кому на Руси жить хорошо» полностью
Тест по произведению
-
/17
Вопрос 1 из 17
Какое историческое событие описывается в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
- Отмена крепостного права Александром II;
- Бунт Пугачева;
- Покорение Ермаком Сибири;
- Реформа религии и раскол на Руси.
Самые популярные материалы апреля для 10 класса:
Характеристика Андрея Болконского
«Война и мир» 3 том – краткое содержание
Мой любимый герой романа «Война и мир» — Петя Ростов
Соня и Раскольников в «Преступлении и наказании» – их воскресила любовь
Болконский и дуб
Тушин (Война и мир)
Характеристика Кутузова
Семья Мармеладовых
Наказание Раскольникова
«Мысль народная» в романе «Война и мир»
Художественные приемы
В поэме Некрасов уже с первых страниц использует символичность. Сами за себя говорят названия деревень. Заплатово, Разутово, Дырявино — символы образа жизни их обитателей. Правдоискатели встречаются во время своего странствия с разными людьми, но вопрос о том, какому на Руси жить хорошо, так и остается открытым. Бедствия простого русского люда открываются перед читателем. Дабы придать живости и убедительности повествованию, автор вводит прямую речь. Поп, помещик, каменщик Трофим, Матрена Тимофеевна — все эти персонажи рассказывают о своей жизни, и из их историй складывается общая безрадостная картина русской народной жизни.
Поскольку жизнь крестьянина неотрывно связана с природой, ее описание гармонично вплетается в поэму. Из множества деталей создается типичная бытовая картина.
Крестьянские образы
В поэме присутствует множество крестьянских образов
Некоторым автор уделяет пристальное внимание, о других говорит лишь мимоходом. Самым типичным является портрет Якима Нагого
Внешний облик этого персонажа символизирует каторжное существование, которое свойственно крестьянской жизни на Руси. Но несмотря на непосильный труд, Яким не очерствел душой. Анализ «Кому на Руси жить хорошо» дает четкое представление о том, каким видел или хотел видеть Некрасов представителей трудового народа. Яким, несмотря на нечеловеческие условия, в которых он вынужден существовать, не ожесточился. Он собирает всю жизнь для сына картинки, любуясь и развешивая их по стенам. И во время пожара он бросается в огонь, чтобы спасти прежде всего любимые изображения. Но образ Якима отличается от более достоверных персонажей. Смысл его жизни не сводится к труду и выпивке. Большое значение для него имеет и созерцание прекрасного.
«Кому на Руси жить хорошо»: анализ произведения
Какие мысли вложил в произведение Некрасов? «Кому на Руси жить хорошо» (краткое содержание произведения дает это понять) — дневник крестьянской жизни в пореформенный период. Глубину авторского замысла поможет понять аналитическая справка:
История создания
Некрасов приступил к написанию произведения после реформы 1861 года. Народ освободили от крепостного права, что повлекло ряд других проблем в обществе. На создание произведения у автора ушли долгие годы — все из-за тяжелой болезни, которая заставляла писателя прерываться.
Незадолго до кончины Некрасов успел закончить лишь четвертую главу, хотя планировал семь или восемь. Перед смертью он сожалел, что так и не успел дописать поэму.
Кроме того, изначально Некрасов задумывал совершенно другой ход событий. Например, встреча с Гришей Добросклоновым должна была стать частью второй главы. Однако, понимая, что не успеет воплотить замысел, писатель переместил раскрытие образа героя в конец — таким образом подчеркнув главную идею поэмы.
Суть и проблематика поэмы
Главным героем произведения Некрасова является народ. Он получил долгожданное освобождение, и теперь перед ним новые вызовы:
Главный вопрос, затрагиваемый автором, — в чем человеческое счастье? Для большинства героев — это достаток, спокойная жизнь и уважение остальных. В попытках обрести эти так называемые маркеры счастья многие готовы на обман, убийства и подлость, они зациклены на собственной выгоде. Другие — предпочитают забыться в пьянстве и роптать на судьбу, заняты своей бедой.
Но Некрасов вводит персонажа, который по-настоящему счастлив. Гриша Добросклонов любит Родину, готов изменить ее к лучшему и трудиться на ее благо. Благодаря образу Гриши Некрасов раскрывает главную идею: счастье открывается тем, кто думает не только о себе, но и всеобщем благополучии.
Жанровая принадлежность поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
В произведении «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов объединил лирику с эпосом, поэтому его логично идентифицировать как поэму:
Написанная в традициях реализма, поэма дает достоверное понимание того, каким был послереформенный период в России, насколько непростой была жизнь крестьян.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Урок “Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” в 10 классе
Предварительный просмотр:
Тема Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Образовательная: проверить степень понимания поэмы.
Развивающая: продолжение обучения навыкам написания классного сочинения.
Воспитательная: воспитывать патриотические чувства.
I.Выбор и бсуждение темы
- « Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
- Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
- О двух великих грешниках. (Анализ легенды из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
- Как понимают счастье герои и автор «Кому на Руси жить хорошо»?
- Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
II.Составление плана сочинения
Развернутый план сочинения на тему «Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
- Н.А. Некрсов – певец народа.
- «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
а) Нищая, темная, забитая Россия (описание жизни народа в песнях, названиях деревень, губерний, в пейзаже).
б) Народное понятие счастья:
– счастье в понимании Матрены Тимофеевны и крестьян;
– Яким Нагой. Стихийность в понимании причин зла и виновности в нем «дольщиков народного добра»;
– сознательное служение Ермила Гирина интересам крестьян;
– Савелий – богатырь Святорусский, как новая ступень пробуждающегося сознания, как отражение мощи крестьянской рати, поднимающейся на борьбу.
в) Две возможные дороги к счастью:
– дорога, по которой, «громадная, к соблазну жадная идет толпа»; сатирическое отношение Некрасова к таким людям;
– другая – тесная, дорога «честная» – это путь славного заступника, борца за народное счастье.
3) «Рать подымается – неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая» или «Кто жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата – человека, только тот себя переживет».
Произведения Некрасова – это произведения о народе, его судьбе и борьбе. Поэт показывает, что положение народа после отмены крепостного права не изменилось, но изменились сами люди; растет в них чувство протеста.
До некрасова многие писатели изображали народ. Это было важным для того времени, так как они показывали, что под серым мужицким армяком бьется горячее человеческое сердце. Но они лишь показывали тяжелое положение народа, его счастье «дырявое с заплатою. Горбатое с мозолями». Некрасов же сумел подметить в народе его скрытую силу во весь голос сказать: «рать подымается неисчислимая».
- Прийма Ф.Я. К характеристике фольклоризма Н.А. Некрасова // Русская литература. Л.,
- 1981. № 2. С. 89 – 90.
- Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никоднма Свягогорца. М., 1998. С. 24-25.
- Дунаев М.М. Указ. соч. Ч. Ш. С. 184-185.
- Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. Изд. 2-е. Л, 1983. С. 257.
- Викторович В. Некрасов, прочитанный Достоевским// Карабиха. Вып.2. Ярославль.
- Гин М.М. Спор о великом грешнике// Русский фольклор. Материалы и исследования.
- Т. 7. М.-Л., 1962. С. 87.
- Нольман М.Л. Легенда и жизнь в некрасовском сказе “О двух великих
- грешниках”//Русская литература, 1971. № 2. С. 138.
- Карело-Мурманский край, 1928. № 2. С. 30-32.
- Пруцков Н.И. Русская литература Х1Х века и революционная Россия. М., 1979. С. 79.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы заранее учащимся неизвестны, и каждый отвечает на 2-3 вопроса. Такой своеобразный билет может состоять из теоретической и практическ.
Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся.
Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений. В условиях современной жизн.
Тема урока актуальна для нашего времени. Основная задача – показать, что поэма “Кому на Руси жить хорошо” – оригинальное, высокохудожественное произведение, образец единства формы и содержания, что он.
В презентации представлен материал о значении слова “счастье”.
Урок-лекция “История создания поэмы-эпопеи Н.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.
Цели: Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»; создать необходимый э.
Сочинение на тему: Счастье в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Все материалы с раздела: Сочинения по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Счастье в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».Каждый представляет себе счастье по-своему. Для кого-то это власть и деньги, для другого — большая семья, для третьего — почёт и слава. Н. Некрасов задался вопросом, чем же является счастье для простого русского мужика, крестьянина, работяги. Ответ на этот вопрос он ищет в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Работу над произведением автор начал в 1863 году. Крепостное право было отменено в 1861, и Некрасов хотел понять, изменилась ли к лучшему жизнь бедного люда. Свободу-то люди получили, но не имели понятия, что с этой свободой делать.
Главный вопрос «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» автор вложил в уста семерых крестьян из деревень с красноречивыми названиями Горелово, Неелово, Заплатово, Дырявино и т. д. Семь мужиков решили узнать, кому действительно хорошо жить в России. Мужицкое счастье простое — чтобы семья была сыта и одета да урожай богатый. Военный человек гордится тем, что побывал во многих сражениях и остался жив. Для старушки-крестьянки высшее счастье состоит в том, что у неё уродилось много репы. Но мужики остались не удовлетворены такими ответами. По их мнению, счастье не может состоять в таких простых вещах, да и не может быть счастлив бедняк-крестьянин. Мужики уверены, что по-настоящему счастлив и доволен лишь тот, у кого деньги, уважение, власть, т.е. поп, помещик, чиновник и т.д. Но поп себя таковым не считает. Он заявил, что нет ему покоя и сна, нет и богатства, а еще и жалость к беднякам мучает. Для помещика счастье в силе и большом состоянии, власти над крестьянами, а теперь, после отмены крепостного права, этого ему не видать. Не нашли мужики ответа и у простой женщины Матрены Тимофеевны. Она поведала им о тяжёлой бабьей доле и своих несчастьях.
Автор изображает в поэме и тех людей, у кого нет ничего из мирских благ. Но все же именно они оказываются счастливы. Это Ермила Гирин, дед Савелий, Гриша Добросклонов. Смысл их жизни — помочь простому русскому народу, вести Россию вперёд. Счастье этих людей состоит в благополучии их народа.
Н. Некрасов подводит читателя к мысли, что счастье состоит не в материальных ценностях, а в вечных. Высшее счастье можно найти, помогая другим, облегчая жизнь тем, кому тяжелее. Это мысль вылилась в слова Гриши Добросклонова:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей Руси святой!
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: Сочинения по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»