Вариант 2
Роль деталей в пьесе Вишневый сад Чехова
Пьеса Вишневый сад Чехова является одним из самых известных произведений русской литературы. В ней автор описывает жизнь русской знати в конце XIX века и показывает, как меняется мир вокруг главных героев. Одним из важных элементов пьесы являются детали, которые помогают создать атмосферу и передать настроение персонажей.
Первая деталь, которая привлекает внимание зрителя, это вишневый сад. Он является символом прошлого и детства, которое уже не вернуть
Сад также символизирует уходящую эпоху и изменения, которые происходят в жизни героев. Вишневый сад становится местом, где герои встречаются, общаются и делятся своими мыслями. Он также становится местом, где герои осознают, что им нужно двигаться вперед и приспосабливаться к новым условиям.
Другой важной деталью является дом Любови Андреевны Раневской. Он также символизирует прошлое и традиции, которые уже не актуальны в новом мире
Дом становится местом, где герои встречаются и общаются, но он также становится местом, где они чувствуют себя неуютно и несчастными. Дом становится символом того, что герои не могут приспособиться к новым условиям и что им нужно меняться, чтобы выжить.
Третьей важной деталью является музыка. Она помогает создать атмосферу и передать настроение героев
Музыка становится мостом между прошлым и настоящим, и она помогает героям понять, что они потеряли и что им нужно делать, чтобы двигаться вперед. Музыка также помогает показать, как герои меняются в течение пьесы и как они приспосабливаются к новым условиям.
Четвертой важной деталью является костюмы героев. Они помогают создать образы персонажей и передать их характер и настроение
Костюмы также помогают показать, как меняется мир вокруг героев и как они адаптируются к новым условиям. Костюмы героев также символизируют их социальный статус и показывают, как они относятся к своей жизни и окружающему миру.
Пятой важной деталью является язык, которым говорят герои. Он помогает передать их характер и настроение, а также показать, как они меняются в течение пьесы
Язык также помогает показать, как меняется мир вокруг героев и как они адаптируются к новым условиям. Язык героев также символизирует их образование и культуру, а также показывает, как они относятся к своей жизни и окружающему миру.
Шестой важной деталью является время суток. Оно помогает создать атмосферу и передать настроение героев
В разное время суток герои чувствуют себя по-разному и переживают разные эмоции. Вечером они чувствуют себя меланхолично и грустно, а утром они чувствуют себя бодро и энергично.
Седьмой важной деталью является природа. Она помогает создать атмосферу и передать настроение героев
Природа становится символом того, что жизнь продолжается и что герои должны двигаться вперед. Природа также помогает показать, как меняется мир вокруг героев и как они адаптируются к новым условиям.
Восьмой важной деталью является еда и напитки. Они помогают создать атмосферу и передать настроение героев
Еда и напитки становятся символом того, что герои не могут приспособиться к новым условиям и что им нужно меняться, чтобы выжить. Еда и напитки также помогают показать, как герои относятся к своей жизни и окружающему миру.
Девятой важной деталью является мебель и предметы интерьера. Они помогают создать атмосферу и передать настроение героев
Мебель и предметы интерьера становятся символом того, что герои не могут приспособиться к новым условиям и что им нужно меняться, чтобы выжить. Мебель и предметы интерьера также помогают показать, как герои относятся к своей жизни и окружающему миру.
Десятой важной деталью является техника и транспорт. Они помогают показать, как меняется мир вокруг героев и как они адаптируются к новым условиям
Техника и транспорт становятся символом того, что герои должны двигаться вперед и приспосабливаться к новым условиям. Техника и транспорт также помогают показать, как герои относятся к своей жизни и окружающему миру.
Почему Станиславский считал, что Чехов не понял замысла собственной пьесы, а Чехов — что Станиславский испортил «Вишнёвый сад»?
Хотя труппа МХТ и понимала Чехова лучше, чем другие, она всё-таки не могла забраться драматургу в голову. Двойственность чеховских текстов, особенности его юмора, отсутствие всякой однозначности регулярно становились поводами для споров. Первый конфликт произошёл, когда Чехов принёс в театр «Три сестры». Актёры плакали, а драматург недоумевал, почему они рыдают над водевилем, — впрочем, «Три сестры» в рукописи хотя бы назывались драмой. «Вишнёвый сад» сильно отличался даже от предыдущих пьес. Неотвратимо наступающее будущее виделось Чехову скорее оптимистичным при всей грусти прощания с эпохой, а Станиславский считал, что Чехов написал «драму русской жизни»: «Это не комедия… это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте. <…> …Я боялся, что при вторичном чтении пьеса не захватит меня. Куда тут!! Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться». Чехова злило, что Станиславский перехваливает пьесу и при этом ставит её торжественно и печально. Вероятнее всего, Станиславский просто не готов был сразу принять новую концепцию комедии, которую изобрёл Чехов.
Суть конфликта хорошо уловил Мейерхольд, который к тому времени уже ушёл из МХТ. Он писал Чехову в письме: «Когда какой-нибудь автор гением своим вызывает к жизни свой театр, этот последний постигает секрет исполнения его пьес, находит ключ… Но если автор начинает совершенствовать технику и в творчестве своём поднимается в высоты, театр, как совокупность нескольких творцов, следовательно, творец более тяжеловесный, начинает терять этот ключ. <…> Так, мне кажется, растерялся Художественный театр, когда приступил к Вашему «Вишнёвому саду». Ваша пьеса абстрактна, как симфония Чайковского. И режиссёр должен уловить её слухом прежде всего. <…> Когда читаешь пьесу, третий акт производит такое же впечатление, как тот звон в ушах больного в Вашем рассказе «Тиф». Зуд какой-то. Веселье, в котором слышны звуки смерти».
Сочинение
«Вишневый сад» — одна из самых знаменитых пьес Антона Павловича Чехова. Написал данное произведение автор незадолго до своей смерти. Он был очень счастлив тому, что успел дописать работу до конца. Автор сам решил определить жанр произведения, назвав его комедией. Это весьма интересно, поскольку в произведении большое количество трагических моментов. Особенно отчетливо это видно в чувствах героев, которые достаточно противоречивы. Многие из героев не ощущают счастья, больше чувствуя себя несчастными.
Поскольку произведение является пьесой, то и текст представляется в форме диалога. Все герои разговаривают между собой, благодаря чему читатель имеет возможность почувствовать себя в самом центре событий. Но в данном произведении есть и особый текст, который автор сознательно вынес отдельно от диалогов. Это и есть ремарки.
Именно благодаря этим самым ремаркам мы получаем возможность услышать самого автора, который старается объяснить чувства героев, а так же приоткрывает завесу, показывая, что и зачем делают те самые герои.
Благодаря ремаркам, которые не являются частью сюжета, автор облегчает читателю понимание происходящего, а так же добавляет различные детали и уточнения. Так же ремарки используются для того, чтобы заменить какую-то часть самого сюжета, или же параллельно построить еще один.
Для того, чтобы понять, для чего автор использует ремарки, необходимо разобраться с диалогами, которые ведут герои. Если внимательно отнестись к прочтению пьесы, то нам не может не бросить в глаза то, насколько странно беседуют между собой герои. Может даже сложится впечатление, что герои просто не слышат друг друга, поскольку проявляют к словам друг друга полное безразличие.
Например, Гаев, разговаривая совершенно на различные темы с другими, постоянно использует термины и описания партий в бильярде. Его совершенно не смущает то, что на данный момент о бильярде не идет никакой речи.
В то же время Раневская начинает придаваться воспоминаниям в тот момент, когда Лопахин рассказывает ей свою идею, относительно спасения имения.
Совокупность всех этих голосов создает ощущение полной неразберихи. Читателю непросто разобраться с ними, поскольку герои говорят каждый о своем, не обращая внимания на собеседника. Благодаря данному приему автору удается как нельзя лучше показать непонимание, которое царит среди героев пьесы.
Каждый из героев произведения живет в своем собственном мире, не обращая внимания на окружающих. И вот, чтобы читатель смог разобраться во всем этом хаосе и понять истинные чувства героев, Антон Павлович и использует ремарки.
Благодаря ремаркам он так же передает настроение и эмоции героев, потому что в противном случае читатель бы читал реплики совершенно с другой интонацией и не смог бы понять настоящие эмоции. И так достаточно сложный диалог и вовсе стал бы запутанным и непонятным.
Так же, при помощи ремарок, читатель рисует полный образ героев и знакомится с ними намного ближе. Он лучше разбирается в том, какие они есть на самом деле, а так же понимает их истинные чувства. Если представить черно-белую картинку, то благодаря ремаркам она приобретает цвета и оживает.
Хорошим примером можно привести момент, когда Анна говорит с Варей о свадьбе, обнимает её, говорит при этом тихим голосом. Все эти нюансы мы узнаем именно из ремарок. Но стоило сменить тему разговора, как тон Вари резко изменился, потому что она желает прекратить предыдущую тему. Это тоже нам автор рассказывает при помощи ремарок.
Если в прозе автор имеет возможность подробно описать внешний вид героя, его чувства, передать эмоции, то в пьесе это сделать намного сложнее. Автору необходимо все эти качества передать при помощи диалога героев. Но сделать это нужно так, чтобы читатель все смог понять и представить. Вот тут и приходят на помощь ремарки, которые помогают не только читателям, а и актерам, которым предстоит сыграть данное произведение.
Использование художественной детали Чеховым на примере его произведений
Художественная деталь в рассказах Чехова занимает важное место. Например, в рассказе «Душечка», описывая жизнь главной героини Оленьки Племянниковой, автор неоднократно повторяет, что жила она хорошо и счастливо
Подобного рода деталь, наоборот, даёт понять, что жизнь «душечки» далеко не прекрасна.
Обратим внимание ещё на одну деталь в этом рассказе.
«Ветеринар уехал вместе с полком, уехал навсегда, так как полк перевели куда-то очень далеко, чуть ли не в Сибирь. И Оленька осталась одна
Теперь она была уже совершенно одна. Отец давно уже умер, и кресло его валялось на чердаке, запыленное, без одной ножки».
Все сведения направлены на то, чтобы полнее и острее передать чувство одиночества Оленьки. Даже такая деталь, как кресло (без одной ножки), преследует аналогичную цель — подчеркнуть и усилить состояние одиночества главной героини.
У Антона Павловича вещи – это не фон, а вполне полноправные персонажи, на которые также направлено внимание автора. Например, в рассказе «Учитель словесности» главный герой застаёт свою Манюсю с куском синей материи в руках
При объяснении в любви он «одною рукой держал ее за руку, а другою — за синюю материю». Такой деталью подчеркиваются глубокие переживания героя.
В «Палате № 6» также деталям уделено внимание. Например, когда речь заходит об Андрее Ефимыче Рагине, автор замечает: «Около книги всегда стоит графинчик с водкой и лежит соленый огурец или моченое яблоко прямо на сукне, без тарелки».
В рассказе «Хамелеон» яркой художественной деталью является шинель полицейского надзирателя Очумелова. Он просит то надеть на себя шинель, то снять её. Его бросает то в жар, то в холод. И это ещё раз подчёркивает, как меняется поведение и состояние героя в зависимости от обстоятельств. Одной деталью Чехов раскрывает сущность характера героя: Очумелов — «хамелеон», он меняет «свою окраску» — то он готов пресмыкаться перед высшим чиновником, то помыкать простыми людьми.
Юмористический рассказ Чехова «Смерть чиновника» повествует о мелком чиновнике Червякове, который, чихнув, обрызгал слюной генерала. Поражённый и испуганный чиновник начинает преследовать генерала и извиняться перед ним, причём такое поведение вскоре выводит генерала из себя, и тот выгоняет Червякова. Последняя фраза разумно объясняет всё: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и … помер». Небольшая, но очень ёмкая деталь – вицмундир, который, казалось, прирос к чиновнику. Даже перед смертью Червяков не снимает его, так и его подчинение генералу остаётся с ним до самой смерти. А то, что генерал посчитал его проступок ерундой, мелочью, становится для него непостижимой ситуацией.
Деталь в рассказах Чехова стала неотъемлемой составляющей повествования. У него не бывает лишних деталей. Каждая из них несёт в себе важную смысловую нагрузку, позволяет лучше понять особенности характера героя, его поведения и душевного состояния.
Проведённый анализ деталей в рассказах Чехова будет полезен ученикам 6-7 классов при написании сочинения на тему «Роль художественной детали в рассказах Чехова».
Самые популярные материалы апреля для вашего класса:
«Кусака» главные герои
Краткое содержание «Железная дорога»
Портрет героя (Уроки французского)
Анализ стихотворения «Во всём мне хочется дойти» Пастернака
Краткое содержание «Пляшущие человечки»
Сочинение на тему «Сочувствие и сострадание»
«Юность» очень краткое содержание
«Дон Кихот» главные герои
Краткое содержание «Кладовая солнца»
Левонтий
Почему «Вишнёвый сад» — это комедия?
На самом деле это не один, а два вопроса: «Является ли «Вишнёвый сад» комедией по формальным признакам?» и «Можно ли считать пьесу смешной?». На первый вопрос в XXI веке отвечать гораздо проще, чем сто лет назад: устоялись такие понятия, как лирическая комедия (кстати, его впервые применил Максим Горький, и именно в описании «Вишнёвого сада»), трагикомедия, драмеди, да и вообще жанры становятся всё более гибридными. В 1904 году чеховские пьесы оценивали в более строгой жанровой системе. Классическая комедия предполагает борьбу за приземлённые цели (женитьба, богатство и т. д.), которую нелепые персонажи ведут нелепыми средствами; конфликт разрешается без серьёзных последствий для обеих сторон. Очевидно, что большинство чеховских современников видели в развязке «Вишнёвого сада» трагедию: потеря имения, вырубка сада как символ гибели старой культуры, разорение и разлучение семьи, тревожная неопределённость будущего, старый Фирс, забытый в опустевшем доме до весны и обречённый на смерть. В этом контексте и персонажи выглядят фигурами трагическими, а их цели — сохранить прошлое или, наоборот, построить будущее — высокими. Но даже при таком прочтении нельзя не заметить чисто комических персонажей (Яша, Епиходов, Дуняша), множество комедийных сценок («Епиходов кий сломал», «Петя с лестницы упал», монологи Гаева, фокусы Шарлотты, глухота Фирса, который на всё отвечает невпопад). Все действующие лица пьесы могут вызывать жалость или раздражение, потому что смешны в своей наивности, нерешительности, противоречивости, неприспособленности к жизни. Как сформулировал в своей лекции Набоков: «Мир для него смешон и печален одновременно, но, не заметив его забавности, вы не поймёте его печали, потому что они нераздельны».
Как пьесы Чехова повлияли на драматургию XX века?
В том же письме Мейерхольд писал: «Вы несравнимы в Вашем великом творчестве. Когда читаешь пьесы иностранных авторов, Вы стоите оригинальностью своей особняком. И в драме Западу придётся учиться у Вас». Он оказался прав. В XIX веке драматургия Чехова оказалась в мировом контексте «новой драмы» (не путать с тем, что называется новой драмой в XXI веке), которая вошла в историю тройкой имён: Август Стриндберг, Генрик Ибсен, Антон Чехов. Обновление драмы шло по пути от натурализма к символизму, а Чехов синтезировал эти крайние точки, завершив таким образом исторический поворот для всей мировой драматургии. Кроме того, пьесы Чехова считаются одним из истоков театра абсурда, который в Европе стал реакцией на перемены, вызванные Второй мировой войной. Абсурдистские пьесы демонстрировали распад причинно-следственных связей, потерянность человека в мире, лишённом привычной логики, невозможность коммуникации. Всё это уже было в пьесах Чехова, хотя и в более гуманном, менее радикальном виде. Учитывая, что Чехов не успел увидеть никаких потрясений двадцатого века, в своём угадывании развития мира на десятки лет вперёд он оказался настоящим визионером.
Здесь и далее: спектакль-перформанс «Before I Sleep» (театральная компания Dreamthinkspeak, Великобритания) по мотивам «Вишнёвого сада». Режиссёр Тристан Шарпс
Где мог находиться этот вишнёвый сад?
Если верить Ивану Бунину, такого вишнёвого сада вообще не могло быть: «…Вопреки Чехову, нигде не было в России садов сплошь вишнёвых: в помещичьих садах бывали только части садов, иногда даже очень пространные, где росли вишни, и нигде эти части не могли быть, опять-таки вопреки Чехову, как раз возле господского дома, и ничего чудесного не было и нет в вишнёвых деревьях, совсем некрасивых, как известно, корявых, с мелкой листвой, с мелкими цветочками в пору цветения (вовсе непохожими на то, что так крупно, роскошно цветёт как раз под самыми окнами господского дома в Художественном театре)». Но Бунин прав и неправ одновременно: если верить «южным версиям» местонахождения сада, то он просто не вполне принадлежит русской усадебной традиции.
Фирс в пьесе говорит, что сушёную вишню из имения отправляли возами в Харьков и Москву. Лопахин регулярно ездит по делам в Харьков. Варя мечтает ходить по святым местам, сначала в Киев, потом в Москву. Значит, имение Раневской близко к Малороссии. Возможно, ближайший к имению город — это Белгород. Но есть и другие варианты. Например, версия, что в основе чеховской пьесы лежит история одесской помещицы Васильевой, которая унаследовала усадьбу с вишнёвым садом, а потом продала её за долги. Правда, продажа состоялась в 1909 году, зато Васильева вроде бы была знакома с Чеховым. В 2013 году историко-топонимическая комиссия Одессы установила мемориальную табличку по адресу, где находилась усадьба, и высадила там вишнёвые деревья.
Есть и подмосковная версия: имение Раневской могло быть в Истринском районе, где находилась усадьба Бабкино, в которой Чехов три года жил дачником и наблюдал, как она уходит за долги. Этой версии придерживается Борис Зайцев, который заодно отмечает, что «место в банке для Гаева в конце «Вишнёвого сада» находилось в Калуге, куда он и уехал из Бабкина». Но в тех местах вишнёвые сады действительно не высаживали.
Люди прошлого в пьесе «Вишневый сад»
Фирс – самый старший среди героев пьесы, ему 88 лет. Несомненно, он относится к представителям прошлого. «Долгожитель» Фирс постоянно противопоставляет прошлое и настоящее. В его репликах сквозит сожаление о прошлом и непонимание настоящего. Однако характеристика Фирса не так однозначна, как это кажется на первый взгляд. По своему мировоззрению, по своим взглядам Фирс – убежденный сторонник крепостного права. Для него крепостное право с его тесной связью барина и мужика – это воплощение идеальной системы общественного устройства. Именно в крепостном праве Фирс видит воплощение стабильности и надёжности. Отмена крепостного права для него – несчастье, разрушающее все, на чем был основан его мира. Выпав из этой системы, Фирс оказывается лишним элементом.
Роль Фирса в пьесе весьма своеобразна. Он одновременно является и «духом усадьбы», и хранителем традиций, давно никем не соблюдаемых, и хозяйственником-распорядителем, и «нянькой» для «барских детей» — Гаева и Раневской, которые так и не повзрослели. Но при всей оторванности от реальной жизни Фирс – один из немногих героев пьесы, способных мыслить рационально.
Вишневый сад для Раневской означает ее неразрывную связь с прошлым. И продажа этого сада для героини – неизбежная плата за прошлую жизнь. Раневская – отголосок культурного прошлого. Она прекрасно осознает пагубность своей страсти, понимает, что эта любовь ее тянет на дно.
Гаеву в пьесе писатель отводит одну из главных ролей. Чехов называет Гаева аристократом, однако в этой характеристике скрыта ирония и чувствуется негатив. Леонид схож с аристократией лишь внешне. На деле у него нет ни одного положительного качества данного класса. Но у Гаева есть одна отличительная черта аристократов – неспособность трудиться. Даже думать для представителей этого класса – работа. Леонид проводит время в мечтах, оторванных от жизни. Даже простые бытовые проблемы он не в состоянии решить. Он не может без помощи ни одеться, ни выбрать одежду. Гаев – легкомысленный человек, а жизнь его бессмысленна. Кроме того, он неблагодарен – Фирса, заботящегося о нем и служившего верой и правдой, помещики просто забывают в доме. Несложно представить, какое будущее ждет Гаева в меняющемся мире.
Анализ произведения, его проблемы
Книга была написана в 1904 году. Это последняя работа автора. Писатель раскрывает пороки и отрицательные черты русских людей.
Краткий пересказ
Читателю представлен дом Раневской, где все ожидают ее приезда вместе с дочерью. Каждый присутствующий размышляет о своем, никто друг друга не слушает. Получается, что основная часть реплик персонажей брошена невпопад.
Раневская и ее дочь появляются в доме. Домочадцы узнали, что женщине грозит разорение и это нельзя предотвратить. У Лопахина появляется план спасения. Он считает, что нужно вырубить старый сад и построить на его месте дачи, которые можно будет продать. Так имение сможет выжить. Но его идею отвергли.
Раневская вместо того, чтобы принимать решение, предпочла предаваться воспоминаниям о былом. Бездействие и страдания для нее гораздо проще, чем действие.
Далее владельцы имения решают устроить бал, словно ничего ужасного не происходит. Они веселятся, а в это время идут торги, на которых поместье уходит с молотка. Усадьбу купил Лопахин. Если кратко, то он не передал имения своим владельцам, приказал вырубить сад.
Раневская отправилась в Париж, где продолжила проматывать свои деньги. После ее отбытия герои расходятся кто куда. Все разошлись, но в доме остался старый слуга Фирс, про которого попросту забыли. Он остался в заколоченном доме.
Конфликты комедии
В комедии раскрывается тема времени. Происходят перемены, людям приходится приспосабливаться к ним, принимать новый распорядок и искать себя и свое место в новой жизни. Автор показывает конфликт поколений, где происходит недопонимание в семье, обществе. С помощью образов главных героев Чехову удалось раскрыть эту проблему полностью. В пьесе Раневская и Гаев символизируют прошлое, Лопахин — настоящее, а Аня и Петр — неизвестное будущее.
Писатель хочет донести мысль, что нужно приспосабливаться к новому времени, чтобы выжить. Также он показал конфликт отцов и детей. Родители отказываются понимать, что их дети уже выросли, принимают за них решения, ломая тем самым им судьбы.
Чехов олицетворяет вишневый сад с символом России. Старый сад без надобности, только Раневская любит его. Другие герои мечтают о новом саде. Многих персонажей интересует только прибыль и ничего больше.
Рассуждение писателя показывает читателю, что старая Россия умрет вместе со взрослым поколением. Он надеется, что молодежь построит обновленную страну, будет жить с новым укладом. Как вишня цветет и опадает в короткий срок, так и дворянство скоропостижно падет, погрязшее в долгах и нескончаемых спорах.