«характеристика образа савелия в поэме «кому на руси жить хорошо»»

Значение образа

У поэмы Некрасова необычное строение — путешественник разъезжает по городам и селам и старается найти счастливого человека. Благодаря такой форме, поэт сумел уместить в тексте большое количество персонажей, их судеб, с которыми знакомиться во время своей поездки странник-рассказчик. Во всей системе образов герой Савельева знаковый, очень важный. Он словно взошел на страницы произведения из древнерусских былин.

Герой Савелия не только физически сильный человек, но и духовно богатый. Он, несмотря на сложную судьбу, сумел не растерять свои лучшие качества как человека. Краткое описание его роли в сочинении:

  1. Продемонстрировать, что русские крестьяне — огромная мощная сила, готовая к труду
  2. Показать лучшие стороны людей, населяющих деревни и села: их любовь к труду и семье, готовность отвечать за свои действия, долготерпение и глубокую религиозность.
  3. Описать читателю все те резервы, что кроются за маской побитого и устававшего от жизни мужчины.

В герое Савелия нашли воплощение лучшие черты представителей русского крестьянства. Сам Николай Алексеевич восхищается своим персонажем.

Протест против самоуправства

После смерти Шалашникова крестьяне надеялись, что теперь совсем свобода настанет. Но наследники прислали управляющего-немца. Тот сначала прикинулся тихим и спокойным, оброка не требовал. А сам хитростью заставил крестьян высушить болото и прорубить просеку. Когда опомнились, было поздно: по глупости сами дорогу к себе проложили. Вот тут-то их купеческое житье закончилось — отмечает в своем рассказе Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо» — произведение, в котором представлены лучшие В случае с немцем автор показывает то единение народа, о котором всегда мечтал. Оказалось, что сломить привыкших к вольной жизни мужиков было непросто. Восемнадцать лет они кое-как сносили власть управляющего, но пришел предел и их терпению. Однажды Христиан Христьяныч заставил их рыть яму, а к концу дня возмутился, что ничего не сделано. В уставших людях — работали не покладая рук — вскипела накопившаяся за годы злоба, и неожиданно пришло решение. Савелий легонько, плечом, подтолкнул немца к яме. Стоявшие рядом девять его товарищей тут же все поняли — и через несколько минут ненавистного Фогеля живьем закопали в той самой яме. Конечно, за такой поступок последовало наказание, но в душе каждого осталось удовлетворение от того, что не покорился. Не случайно старик на слово «каторжник», адресованное ему сыном, всякий раз отвечал: «Клейменный, да не раб». И это одно из главных качеств героя, которым он всегда гордился.

Значение образа Савелия

Замечание 1

Образ Савелия имеет огромное значение в поэме. Он воплощает основные качества русского народа, и эти качества, с одной стороны, являются залогом счастья, а с другой – проклятьем русского человека.

Замысел главы о Савелии был остро публицистичным. События, о которых идет речь в главе «Савелий, богатырь святорусский», разворачиваются в северо-западной части Костромского края. Об этом говорят названия: Буй, Корежина, Кострома, Песочный монастырь.

Выбор места действия не случаен. Костромские «приметы» имеют особый смысл. В литературе многократно отмечалось, что Савелий сравнивается с Сусаниным, который родился в тех же местах.

Поэт сюжетом главы о Савелии заявляет, что даже в глухой стороне живет настоящий русский мужик. Об этом говорит и образ Савелия – обобщенный эпический образ русского крестьянства, поднимающегося на борьбу. Русский мужик терпелив, но если на что-то решится, ничто его не остановит. Доведенный до предела, он проявляет удивительную решимость.

Первоначально образ крестьянина-бунтаря был задуман еще резче. Так, в рукописях поэмы остался эпизод, где рассказывается, как Савелий, сбежав с каторги третий раз, «порядочно на воле погулял». Он во время скитаний наталкивается на домик, в котором остановились так ненавистные ему чиновники, и сжигает своих врагов. Отказаться от этого эпизода поэта заставила оглядка на цензуру. К тому же, в этой картине есть что-то зловещее, жуткое, противоречащее концепции народного характера. Ведь русский мужик не жесток, преднамеренная и продуманная жестокость для него не характерна.

ПОСЛЕДЫШ

I

Путники приходят на берег Волги к деревне Вахлаки. Там раскинуты прекрасные луга и в разгаре сенокос. Вдруг звучит музыка, к берегу пристают лодки. Это прибыл старый князь Утятин. Он осматривает покос и ругается, а крестьяне кланяются и просят прощения. Дивятся мужики: все как при крепостном праве. За разъяснениями они обращаются к местному бурмистру Власу.

II

Влас дает пояснения. Князь страшно рассердился, когда узнал, что крестьянам дали волю, и хватил его удар. После этого стал Утятин чудить. Не хочет верить, что нет теперь у него над крестьянами власти. Даже сыновей пообещал проклясть и лишить наследства, если те будут говорить такую глупость. Вот и попросили наследники крестьян, чтобы они при барине делали вид, будто все по-старому. А за это им лучшие луга пожалуют.

III

Князь садится завтракать, на что собираются поглазеть крестьяне. Один из них, самый большой лодырь и пьяница, давно вызвался разыгрывать перед князем бурмистра вместо непокорного Власа. Так и стелется перед Утятиным, а народ еле смех сдерживает. Один, правда, не справляется с собой и хохочет. Князь синеет от гнева, велит пороть бунтовщика. Выручает одна бойкая крестьянка, которая говорит барину, что засмеялся ее сын-дурачок.

Князь всех прощает и отплывает на лодке. Вскоре крестьяне узнают, что Утятин умер по дороге домой.

Черты характера персонажа

Подлинные черты и характеристика деда Савелия напрямую зависят от условий, в которых он вырос и возмужал. Они сильно отличают его от родственников и других крестьян, живших во второй половине XIX века. Эти качества придают ему облик былинного богатыря:

  1. Реалистичность. Герой не стремится как-то приукрасить свой характер, угодить кому-то или притворяться во благо чего-то или кого-то. Он такой, какой есть, и не скрывает самобытности. В начале он предстает перед читателем крепким, свободолюбивым парнем, затем — каторжником. Даже гибель Демушки, которой старик оказался невольным виновником, не заставляет его отказаться от тяжести преступления. Он признает собственный грех и искренне раскаивается, хотя, по сути, не виноват.
  2. Духовная сила. Выражается в стойкости, с которой крестьянин прошел через многочисленные испытания. Они не сломили его дух, а укрепили и возвысили, позволив дожить до глубокой старости.
  3. Вера. Старик глубоко религиозен и не скрывает этого. Как и многие современники-крестьяне, Савелий ищет защиты и утешения в основном у Бога. Причина — зачастую грубое или даже равнодушное отношение барина и чиновников к «крещеному имуществу», в отличие от небесного заступника, который «все видит».
  4. Доброта. Несмотря на внешний суровый вид и очерствевшую душу, дедушка с теплотой относится к Матрене и ее маленькому сыну, к птицам и животным. Для него они невинные души, страдающие от человеческого произвола, неспособные в полной мере защитить себя.

Последнее качество старика Савелия — своеобразное чувство юмора. Он любит пошутить. Объектами его проделок становятся то сын-пьяница, то внучка, засидевшаяся в девках. Сыну он подкидывает оловянную пуговицу, подделанную под монету, в которой в кабаке, куда любит наведываться Илья Савельевич, распознают фальшивку. Мужика за обман бьют, и он возвращается домой злой и в синяках. Над внучкой дедушка подсмеивается — якобы видит в окошко подъехавших сватов. Когда внучка выскакивает за порог, то понимает, что долгожданных гостей и в помине нет.

Образ и характеристика Савелия в поэме Кому на Руси жить хорошо

Поведала ходокам о судьбе Савелия Матрена Тимофеевна. Он был дедом ее мужа. У него она часто искала помощи и просила совета. Ему было уже сто лет, жил обособленно в своей горнице, потому что семью свою недолюбливал. Уединившись молился и читал святцы. Огромный, как медведь, сгорбленный, с огромной седой гривой. Сначала Матрена его побаивалась. Да и дразнили родные его клейменным, каторжным. Но он был добр к невестке сына, стал нянькой для ее первенца. Иронично назвала его Матрена счастливцем.

Савелий был крепостным помещика Шалашникова в деревне Корега, которая затерялась среди непроходимых лесов. Оттого жизнь крестьян там была относительно вольной. Барин отменно драл крестьян, которые утаивали от него оброк, так как из-за бездорожья до них трудно было добраться. Но после его смерти стало еще хуже. Наследник прислал управляющего Фогеля, который превратил жизнь крестьян в сущую каторгу. Лукавый немец убедил мужиков отрабатывать долги. И они по своему простодушию осушили болота, проложили дорогу. Так и дотянулась до них барская рука.

Восемнадцать лет терпели немца, который со своей мертвой хваткой почти всех пустил по миру. Однажды, копая колодец, Савелий бережно подтолкнул Фогеля к яме, остальные подсобили. И на крики немца «девятью лопатами ответили», похоронив заживо. За это получил двадцать лет каторги и еще столько же поселения. Даже там много работал и сумел скопить денег на постройку горницы. Но родня его любила, пока были деньги, потом стала в глаза плевать.

Почему же этого хладнокровного убийцу Некрасов называет святорусским богатырем? Савелий, обладающий истинно богатырской физической силой и силой духа, для него заступник народа. Сам Савелий говорит, что русский мужик в своем терпении богатырь. Но теплится у него мысль, что «у мужиков на супостатов есть топоры, но они молчат до поры». И усмехается про себя в бороду: «Клейменный, да не раб». Для него и недотерпеть, и перетерпеть все одно, что пропасть. С осуждением отзывается о покорности нынешних мужиков, которые дня него погибшие, пропащие Аники-воины, которые только со стариками и бабами способны воевать. Вся их сила по мелочам ушла под розгами и палками. Но его мудрая народная философия привела к бунту.

Даже после каторги Савелий сохранил свой несломленный дух. Только смерть Демушки, погибшего по его вине, надломила мужика, перенесшего каторжные страдания. Последние свои дни он проведет в монастыре и в скитаниях. Так тема народного долготерпения выразилась в судьбе Савелия.

Популярные сегодня темы

В племени уралмов беда, после проигранного сражения со своими врагами сбежал их вождь. Племя потеряло много людей, но главной потерей стал огонь. Возникла угроза смерти всего племени.

В рассказе Шукшина критики перед читателем предстает трогательная картина отношений дедушки и внука, которые увлекаются просмотром различного кино в деревенском клубе.

Африкан Савич Коршунов является одним из персонажей из известной комедии Островского, Бедность не порок. Этот человек имеет большое состояние, владелец фабрики. Он дружит с неким Гордеем Карпычем.

Практически у каждого человека есть вещи, к которым он испытывает особую привязанность. Это может быть всё что угодно: периодически перечитываемая любимая книга, какая-нибудь игрушка

Источник

Характер персонажа

Савелий встретил Матрену по-доброму, он единственный мог поговорить, утешить и поддержать бедную девушку, оказавшуюся в чужой семье. Сам старик был мил своим родственникам только первое время, когда пришел с каторги с деньгами. Потом он стал лишним, ушел в отдельную комнату, «светелочку», и читал там книги или святцы. Умный Савелий видел к себе отношение и понимал, чего хотят родственники. Он посмеивался над ними, подшучивал и терпел, понимая, что это его семья.

Савелий обладает особой храбростью. Он один ходил на медведя с рогатиной и ножом. Однажды крестьянин наступил на сонную медведицу. Савелий не испугался, а всадил рогатину в зверя. Богатырская сила была мужику от природы. Но на что она растратилась. Савелий говорит, что ушла по мелочам под розгами и под палками. Но что стало бы с русским народом, если бы не было у него этой силы? По мнению Савелия, богатырем нужно считать любого крестьянина. Он терпит, не сгибается и не ломается. Вся жизнь крепостного мужика — это бой, в котором он старается одержать победу.

Савелий — не главный герой поэмы. Его судьба типична для крепостной России. Написать сочинение «Характеристика Савелия, богатыря святорусского» станет проще после изучения предложенных рассуждений.

Тест по произведению

В мир крестьянской жизни России нас погружает поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Работа Некрасова над этим произведением приходится на время после крестьянской реформы тысяча восемьсот шестьдесят первого года. Это видно из первых строк «Пролога», где странники названы «временнообязанными», — так называли крестьян, вышедших из крепостной зависимости после реформы.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» мы видим многообразные образы русских крестьян, узнаем об их взглядах на жизнь, узнаём, какой жизнью они живут и какие проблемы существуют в жизни русского народа. Изображение крестьянства тесно связано у Некрасова с проблемой поисков счастливого человека — целью путешествия семерых мужиков по Руси. Это путешествие и позволяет нам познакомиться со всеми неприглядными сторонами русской жизни.

Одним из главных образов поэмы по праву считается Савелий, с которым читатель знакомится в главе «Пир – на весь мир». История жизни Савелия очень трудная, как и у всех крестьян пореформенной эпохи. Но этот герой отличается особым свободолюбивым духом, несгибаемостью перед тяжестью крестьянской жизни. Он мужественно переносит все издевательства барина, желающего поркой заставить своих подданных платить ему дань. Но всякому терпению приходит конец.

Так случилось и с Савелием, который, не перенеся хитростей немца Фогеля, как будто невзначай подталкивает его к вырытой крестьянами яме. Савелий, конечно же, отбывает наказание: двадцать лет каторги и двадцать лет поселений. Но не сломить его – богатыря святорусского: «клеймённый, да не раб»! Он возвращается домой, в семью сына. Автор рисует Савелия в традициях русского фольклора:

Живёт старик обособленно от родных, так как видит, что нужен он в семье, пока давал деньги… С любовью относится лишь к Матрёне Тимофеевне. Но душа героя раскрылась и расцвела, когда сноха Матрёна принесла ему внука Дёмушку.

Совсем по-другому стал смотреть на мир Савелий, оттаял при виде мальчика, всем сердцем прикипел он к ребёнку. Но и тут злая судьба ставит ему подножку. Стар Савелий — уснул, когда нянчился с Дёмой. Загрызли голодные свиньи мальчика… Разрывается от боли душа Савелия! Принимает он вину на себя и кается во всём Матрёне Тимофеевне, рассказывая ей о том, как сильно он любил мальчика.

Вот и ещё один образ русского крестьянина, о котором автор говорит: «счастливец тоже». Савелий выступает в поэме в роли народного философа, он размышляет над тем, должен ли народ терпеть бесправное и угнетенное состояние. Савелий сочетает в себе доброту, простоту, сочувствие к угнетенным и ненависть к угнетателям крестьян.

Н.А. Некрасов в образе Савелия показал народ, постепенно начинающий осознавать свои права, и силу, с которой надо считаться.

Описание персонажа

В третьей главе Некрасов вводит в поэму необычного героя — выходца из глухих лесных краев, деда, напоминающего медведя. Автор сравнивал героя и с другими зверьми, к примеру, с сохатым. При этом он подчеркивал, что Савелий был куда опаснее хищника, когда он бродил по лесной чаще с ножищем и рогатиной. Сила персонажа исходила из его глубокого знания своих родных краев. Любовь Савелия к природе была видна невооруженным взглядом. Он называл лес своим и жил в полном единении с природой.

Савелий был простым мужиком из народа, бывшим каторжником. В написании персонажа поэт использовал традиционные элементы фольклора: просторечия и образные выражения. Внешний образ Савелия богатыря святорусского кратко описан такими словами: косматая грива волос украшает его голову, которую он не готов склонить перед помещиком.

Жизнь мужчины нельзя было назвать легкой:

  1. Он ощутил на себе всю тяжесть крестьянского труда, но гнет этот не смог его сломить.
  2. Богатырь был терпеливым, сдержанным. Он долго время молча выполнял капризы барина и не позволял себе бунтовать, ведь ему было нужно содержать семью.

Но в какой-то момент он не дотерпел и пошел против системы. Из-за немца Фогеля, что жестоко относился к крестьянам и принимал их за рабов, Савелий перестал себя сдерживать и его стремление быть свободным все-таки вырвалось на свободу. Он столкнул помещика в яму и закопал живьем. После этого богатырь не стал прятаться и стараться уйти от наказания. С гордым видом он отправился на каторгу, где 20 лет работал в невыносимых условиях. Но даже долгие годы, проведенные там, не заставили его жалеть о былом поступке и отказаться от своих идей.

Тайна прозвища Савелия, богатыря святорусского

О Савелии, дедушке мужа Матрёны, читатель узнаёт из её рассказа. В образе Савелия соединяются сразу два героических типа русского народа. С одной стороны, он богатырь – человек необыкновенной силы, защитник своей земли и своего народа, хоть и не воин: «И жизнь его не ратная, и смерть ему не писана в бою – а богатырь!»

С другой стороны, Савелий — богатырь Святой Руси, христианского наследия, человек верующий, мученик. У него множество примет святости: он претерпел телесные истязания, имеет увечье, совершил не один смертный грех (убив управляющего и став невольной причиной смерти Дёмушки), перед смертью пророчествует, обещая мужчинам три дороженьки (кабак, острог да каторга), а бабам три петли (шёлку белого, красного и чёрного). Савелий обучен грамоте, много молится и читает святцы.

Святая Русь для православного – та сильная страна времён Киевской Руси, когда народ боролся с врагом «за веру православную, за землю Русскую». Савелий подобен одновременно и богатырям, и святым древности, рождённым в вольной земле, живущим по законам православным, истинным законам совести.

Характеристика 4

Стоит сказать о том, что судьбу простого человека, которого описал в своем замечательном произведении Некрасов, можно назвать весьма печальной и невеселой. Также, крайне интересной тематикой является то, что автор придумывал весьма замысловатую форму повествования, в которой не до конца понятно было, можно ли назвать Савелия центральным персонажем или нет. Все-таки, несмотря на то, что он представлен в образе богатыря – крайне сильного и могучего человека, ему в произведении отводится не так много времени. Его задачей в данной истории является демонстрация нечеловеческой силы, которая граничит с божественным могуществом. Так как он был простым человеком, то обладал добрым нравом и большой силой воли.

Савелия можно назвать обычным крепостным, который служил на службе у барина. Повествование в данной истории ведется от имени Матрены Корчагиной, которую также называли счастливой. Несмотря на то, что Савелий много чего не знал и не понимал ввиду того, что у него не было столь сильной образованности, он обладал другими талантами. Данного человека можно назвать невероятно могучим и сильным. Он мог выполнять крайне сильные и тяжелые физические упражнения, которые говорили о его выносливости и крепости духа. Внешне он был описан возрастным человеком с большой бородой, крепкой фигурой и высоким ростом. Можно сказать о том, что автор сравнил его с таким могучим зверем, как медведь.

Из-за того, что мужчина привык находиться в тяжелых условиях, и работал всю жизнь физически, его спина превратилась в согнутую фигуру, и именно в этом писатель находил некоторую схожесть героя с грозным зверем. Стоит сказать о том, что несмотря на то, что автор показывал его внешне очень грозным и суровым человеком, также, он отображал его добрый и спокойный характер. Доносил писатель такую мысль, что не стоит судить других людей только за то, как они выглядят. Ведь, если рассматривать образ Савелия, то на его ярком примере можно говорить об огромном несоответствии внешнего и внутреннего образа. Благодаря этому приходит осознание того, что в произведении заложен большой философский смысл, который повествует о том, что нужно ко всем относиться хорошо. Прожив довольно сложную жизнь, Савелий показан в истории как довольно ответственный и трудолюбивый человек, который всю свою жизнь был задействован в физическом труде, и имел огромный талант.

Сочинение Савелий в поэме Кому на Руси жить хорошо

Некрасов поставил перед собой огромную задачу — показать, как именно повиляла отмена крепостного права на жизнь обычных людей. Для этого он создаёт семерых крестьян, которые ходят по всей Руси и спрашивают у людей, хорошо ли им живётся. Одним из опрашиваемых становится дед Савелий.

Внешне Савелий похож на огромного медведя, у него большая седая «грива», широкие плечи и большой рост, он — русский богатырь. Из рассказа Савелия читатель понимает, что он не только внешне богатырь, он богатырь и внутренне, по характеру. Он очень стойкий, выносливый и наполненный жизненной мудростью человек. Человек, который пережил многие печали и многие радости.

В молодости Савелий жил далеко в лесу, куда не добралась ещё рука злых помещиков. Но однажды в поселение был назначен управляющий немец. Изначально управляющий не требовал даже денег с крестьян, положенной по закону дани, но заставлял их рубить лес за это. Недалёкие крестьяне не сразу поняли, что происходит, но когда они вырубили все деревья, была построена дорога в их лесную глушь. Тогда-то управляющий немец и приехал со всей своей семьёй жить в глуши. Только простой жизнью теперь крестьяне похвастаться не могли: немец обдирал их. Русский богатырь способен многое терпеть и долго, так рассуждает Савелий в этот отрезок жизни, но необходимо что-то менять. И он решается на бунт против управляющего, которого все крестьяне закапывают в землю. Здесь проявляется огромная воля нашего героя, которая даже сильнее, чем его безграничное русское терпение.

За такую дерзость его отправляют на 20 лет на каторгу, а после этого ещё 20 лет он работает в поселениях, копя деньги. Не каждый человек способен 40 лет пахать ради одной цели — вернуться домой и помочь своей семье с деньгами. Это достойно уважения.

По возвращении домой труженика встречают очень радушно, он строит избу для семьи и все его любят. Но как только заканчиваются деньги, над ним начинают смеяться, что очень оскорбляет Савелия, он не понимает, чем заслужил такого отношения.

Конец жизни дедушки заканчивается в монастыре, где он замаливает грехи, которые совершил: по его вине умер его внук. Савелий — это образ истинного русского богатыря, способного многое вытерпеть, но готового ринуться в борьбу за свободу ближних. Автор называет его «счастливцем» с иронией, и это верно: он несчастен до конца своей жизни.

Савелий богатырь святорусский какой смысл содержится в говорящей фамилии

Одного из главных героев поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” — Савелия — читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика:

С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет нестриженной,

Сбольшущей бородой, Дед на медведя смахивал, Особенно, как из лесу, Согнувшись, выходил. Жизнь Савелия оказалась очень непростой, судьба не баловала его. В старости Савелий жил в семье своего сына, свекра Матрены Тимофеевны. Примечательно, что дедушка Савелий недолюбливает свою семью. Очевидно, все домочадцы обладают далеко не самыми лучшими качествами, а честный и искренний старик это прекрасно чувствует. В своей родной семье Савелия называют “клейменым, каторжным”. А он сам, ничуть не обижаясь на это, говорит: “Клейменый, да не раб. Интересно понаблюдать, как Савелий не прочь подшутить над членами своей семьи:

А крепко досадят ему

Подшутит: “Поглядите-тко К нам сваты!” Незамужняя Золовушка — к окну: ан вместо сватовнищие! Из оловянной пуговки Дед вылепил двугривенный, Подбросил на полуПопался свекор-батюшка! Не пьяный из питейногоПобитый приплелся! О чем свидетельствует такое отношение между стариком и его семейством? Прежде всего в глаза бросается, что Савелий отличается как от своего сына, так и от всех родственников. Сын его не обладает никакими исключительными качествами, не гнушается пьянства, почти напрочь лишен доброты и благородства. А Савелий, наоборот, добр, умен, незауряден. Он сторонится своих домочадцев, по-видимому, ему претят мелочность, зависть, злоба, характерные для его родственников. Старик Савелий — единственный, кто в семье мужа был добр с Матреной. Старик не скрывает всех тягот, которые выпали на его долю: “Эх, доля святорусского Богатыря сермяжного! Всю жизнь его дерут. Раздумается временем

Осмерти — муки адские В ту-светной жизни ждут”. Старик Савелий очень свободолюбив. В нем сочетаются такие качества, как сила физическая и душевная. Савелий — настоящий русский богатырь, не признающий над собой никакого давления. В молодости Савелий обладал недюжинной силой, никто не мог с ним соперничать. К тому же жизнь раньше была иной, крестьяне не были обременены тяжелейшей обязанностью платить оброки и отрабатывать барщину. Как говорит сам Савелий:

Не правили мы барщины, Оброков не платили мы,

А так, когда рассудится,

Втри года раз пошлем. В таких обстоятельствах и закалился характер молодого Савелия. Никто не давил на нею, никто не заставлял чувствовать себя рабом. К тому же сама природа была на стороне крестьян:

Кругом леса дремучие, Кругом болота топкие, Ни конному проехать к нам,

Ни пешему пройти!

Сама природа защищала крестьян от вторжения барина, полиции и прочих нарушителей спокойствия. Поэтому крестьяне могли спокойно жить и работать, не чувствуя над собой чужой власти. При чтении этих строк вспоминаются сказочные мотивы, потому что в сказках и легендах люди были абсолютно свободными, сами распоряжались своей жизнью. Старик рассказывает о том, как справлялись крестьяне с медведями:

Нас только и тревожили Медведи… да с медведями Справлялись мы легко. С ножищем да с рогатиной Я сам страшней сохатого, По заповедным тропочкам Иду: “Мой лес!” — кричу.

Савелий, словно настоящий сказочный богатырь, предъявляет свои права на окружающий его лес Именно лес — с его нехожеными тропами, могучими деревьями — является настоящей стихией богатыря Савелия. В лесу богатырь ничего не боится, он настоящий хозяин безмолвного царства вокруг себя. Именно поэтому в старости он оставляет семью и уходит в лес. Единство богатыря Савелия и окружающей его природы представляется несомненным. Природа помогает Савелию стать сильнее. Даже в старости, когда годы и невзгоды согнули спину старика, все равно в нем чувствуется недюжинная сила. Савелий рассказывает, как в молодости его односельчанам удавалось обманывать барина, скрывать от него имеющиеся богатства. И пусть за это приходилось немало вытерпеть, зато никто не мог упрекнуть людей в трусости и безволии. Крестьяне смогли уверить помещиков в своей абсолютной бедности, поэтому им удавалось избегать полного разорения и порабощения. Савелий — очень гордый человек. Это ощущается во всем: в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда он рассказывает о своей молодости, то вспоминает, как сдавались барину только слабые духом люди. Конечно, он сам к таким людям не относился:

Ермил Гирин

Некрасов показывает, что среди народа появляются лидеры, вожаки, которым доверяют. Если они поднимут народ, за ними пойдут. Ермил молод, но мужики доверяют ему. Они доказывают свою безграничную преданность, когда отдают ему последний грош. Поэт одним эпизодом раскрывает всю суть русского человека. Нет у него стремления к достатку любыми способами, он стремится получить все честно, заслуженно. Мужик открыт для общения, он делится своей бедой, не боится быть высмеянным. Сила русского народа – в единении. Как стал умным молодой парень? Автор подсказывает: он служил писарем. Сникал в каждую историю, ценил копейку. Ермил помогал безвозмездно, понимая, что нет лишних денег у нищих и обездоленных крестьян. Судьба дарит мужику власть. Не выдерживает он проверки, совершает грех и раскаивается. Дальше он не может пользоваться подарками судьбы. Гирин берет в аренду мельницу. Но и здесь характер его не меняется. Для мельника все равны: нищий и богатый. Жизнь того времени не дает Ермилу возможности стать счастливым в одиночку, когда все вокруг бедствуют. Он не идет против бунтующих и оказывается на каторге. Так завершается судьба многих народных заступников.

Народные приметы и загадки

Русский народ отличается точностью и образностью языка. Поэма Некрасова – пример такого владения словом. В тексте множество цитат, помогающих проникнуть в суть характера простого народа. Приметы становятся частью жизни, по ним определяют, когда начинать сеять, какая будет весна, чего ждать от урожая.

Не будешь куковать!»

Как объяснить, что село расположено далеко от дорог, крупных и небольших городов? С помощью пословицы:

В тексте поэмы Некрасова множество загадок, которые используются отдельно от произведения:

Некрасов удачно подбирает слова. Он глубоко чувствуют суть проблемы, показывает ее со всех сторон, заглядывает внутрь. Вот например, глупость мужика:

Народные приметы и загадки рисуют Русь с удивительной точностью. Они приближают образ страны, делают ее красивой, доброй, но загадочной.

Характер героя поэмы

У Савелия много положительного, именно поэтому автор описывает персонаж устами женщины. Он единственный из семьи мужа принял ее и пожалел. Старик умеет шутить, юмор и сарказм помогают ему не замечать жестокости родственников. Он усмехается как радуга, смеется не только над окружающими, но и над собой. Добрая душа прячется и не каждому открыта.

Какими чертами наделил автор простого русского мужика:

Умение читать. Среди крестьян это было редкостью. Савелий обучился грамоте в остроге. Он читает святцы, молится за крестьян, просит у Бога помощи всему русскому народу.

Сильный мужской характер. Многие находящиеся рядом с Савелием не выдерживали тягот. Они сдавались. Савелий стоял до конца, не отступал, «перетерпливал». Он пытается сравнивать плети: одни «драли» больно, другие плохо. Мог Савелий стоять под розгами и не морщиться. Кожа крестьянина задубела, хватило ее на сто лет.

Свободолюбие. Дед не хочет быть рабом:

«…Клейменный, да не раб!».

Гордость. Старик не терпит по отношению к себе унижений и оскорблений. Он восхищается прошлыми поколениями.

Храбрость. Савелий ходил на медведя с ножом и рогатиной. Когда однажды он наступил в лесу на спящую медведицу, то не убежал, а начал с ней драться. Богатырь поднимает могучего зверя на рогатине. Хрустнуло в спине мужика, но до старости не сгибался он от боли.

Простой русский мужик выделяется среди других героев. Он умеет отличить истинную доброту ото лжи и обмана. Его характер крепок. Не спорит дед по пустякам, не связывается с глупыми людьми, не пытается перевоспитывать родню. Каторга для него обретает более широкий смысл – это вся его жизнь.

Савелий верит, что все русские мужики – богатыри, они терпеливы и мудры. Жалеет старик, что растерял силу под розгами и палками. Расходится удаль богатырская по мелочам, а могла бы изменить всю Русь, вернуть вольность крестьянину, принести счастье.

2 вариант

В поэме показана тяжелая жизнь ещё одного «счастливчика». Тут говорится о том, что и богатырское здоровье, большая физическая сила и выносливость не делают человека счастливым. По крайней мере, в России тех времен.

Савелий в свои почти сто лет ещё кажется сильным, несмотря на горб. Кажется, что распрямился бы он, так потолок пробил бы в избе. Старик вспоминает, что ничего не боялся в молодости и даже в лесу, где медведи водятся, ходил и повторял: «лес мой». Спину сорвал как раз, когда случайно наступил на медведицу. Савелий, конечно, её победил – заколол, но спина его хрустнула.

Сам он и был похож на медведя. Седая борода, копна волос, мощь… И казалось, что лет двадцать бороды он не стриг!

Старика не особенно любят в собственной семье, его называют каторжным. Видно, к нему не привыкли домашние. Когда он вернулся с каторги, где провел очень много лет, его побаивались. Ещё он денег давал семье, которые накопил работой. Но деньги кончились, а родные увидели, что зла старик никому не сделает… И даже родной сын стал ругать Савелия, обзывать. А старик часто ворчал, не пускал в свою комнату, даже зло шутил то на пьяницей-свекром, то над золовкой, которую никто замуж не брал. Тоже недолюбливал он семейку, если мягко сказать! Понятно, что у старика сильный и сложный характер, а своей семьи он никогда не знал. Только с Матрёной у него хорошие отношения складываются, она даже не может поверить, что дедушка на самом деле каторжник.

Да, он был виноват в преступлении – в убийстве принял участие. Сам Некрасов с пониманием относится к этому преступнику. Он с другими работягами убили немца-надсмотрщика. Тот был очень жестоким, мучил людей. А ещё он обманул всю их деревню. Вместо оброка, который не смог собрать, требовал то вырубить лес, то канаву выкопать… Местные сами и не заметили, как дорогу построили к деревне, которая раньше была недостижима для контролеров. Савелий первым толкнул немца в яму, а другим, когда землю стали кидать, крикнул «наддай». Это словечко подхватили и путешественники – герои поэмы.

У Савелия хватило сил и смелости бежать из острога. Но его всё-таки поймали, вернули, срок ещё добавили. Он сам говорит путникам, что у него жизнь очень тяжелая. Его всегда и везде били. Сам себя он называл богатырём, но такая доля у богатырей была в то время в стране. Савелий и был почти богатырём, но сами условия жизни не позволили ему направить на благо свою силу.

История молодости святорусского богатыря

Рассказ о юности Савелия Корчагина начинается с цитатного сообщения о привольном корежинском крае, где тот вырос: «Кругом леса дремучие, кругом болота топкие». С младых лет он не мог сравнивать волю барина, игравшего роль и бога, и царя для крепостного, со свободой. Не стоит и говорить, что в родной край героя даже местный помещик, военный по фамилии Шалашников, не мог попасть.

Беззаботные детство и юность воспитали в молодце полезные качества:

  • мужество;
  • бесстрашие;
  • терпение;
  • чувство собственного достоинства.

Сколько раз юноша ходил на охоту, а однажды даже завалил медведицу. Победа над зверем не далась ему даром: он повредил позвоночник, но из-за молодости почти не заметил недуга. Была в юном Савелии и изворотливость. Вместе с односельчанами скрывал он от своего барина немалую часть оброка. Увы, смекалка не помогла против хитрости нового надсмотрщика, немца Христиана Христиановича Фогеля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: