Краткое содержание рассказа «ванька» для читательского дневника

Краткое содержание произведения «Ванька»:

Рассказ о мальчике Ваньке девяти лет, который жил на ученье у сапожника Аляхина. В ночь перед Рождеством Ванька дождался, когда все ушли в церковь. Достал чернила, ручку с пером, помятый лист бумаги, убедился, что рядом никого нет и начал писать.

Писал мальчик, обращаясь к дедушке, Константину Макарычу. В первых строках Ванька поздравил дедушку с Рождеством и напомнил, что нет у него родителей, остался один Константин Макарыч.

Вспоминал Ванька образ деда. Константин Макарыч был худощавый, невысокого роста, но очень юркий. Служил он сторожем у господ. Мальчик вспоминал смеющееся лицо деда и его пьяные глаза. По ночам Константин Макарыч ходил вокруг хозяйской усадьбы, а за ним черный и очень ласковый  пёс Вьюн. Вьюн умел вовремя подбежать и укусить кого-нибудь за ногу или украсть курицу. Много раз уже его били, вешали, но Вьюн каждый раз оставался живым.

Ванька представлял, как дедушка, хихикая, балагурит с кухаркой и горничной. А потом они вместе нюхали табак и бабы чихали, а Константин Макарыч лишь смеялся. А погода была прекрасная: тихо и свежо. На небе мигали звёзды, а вдали было видно белые крыши деревенских домов.

Дальше Ванька написал о том, как вчера хозяин вытащил его за волосы во двор и бил за то, что тот уснул, когда качал их ребенка в люльке. А ещё недавно мальчик получил селедкой по лицу за то, что начал чистить её с хвоста. Рассказывал Ванька деду, что кушать ему дают только хлеб и кашу. Просил мальчик забрать его домой.

Заплакал Ванька и продолжил писать. Писал он о  Москве, о господских домах, лошадях и собаках. Рассказывал о том, какие дивные вещи продаются в московских лавках, но стоят они дорого. Хотел Ванька, чтобы дедушка, когда будет ёлка, попросил у барышни для Ваньки золочёный орех и спрятал его в сундук.

Начал вспоминать Ванька, как ходил с дедом в лес за ёлкой. Как дед курил трубку и нюхал табак, прежде, чем срубить зеленую красавицу. Вспоминал он и то время, когда его мама была жива и работала у господ. А барышня угощала Ваньку конфетами и многому его научила. После смерти матери Ваньку отправляли на людскую кухню, а после к Аляхину, где он и живёт сейчас.

Умолял Ванька в письме Константина Макарыча приехать и забрать его из Москвы. Просил пожалеть, ведь в доме Аляхиных его все бьют и плохо кормят. Рассказал Ванька и как хозяин ударил его по голове, что мальчик еле остался живым. Ещё раз написал Ванька о том, что жизнь его хуже, чем у собаки. Положил в конверт он письмо свое и подписал: «На деревню дедушке Константину Макарычу».

Побежал Ванька до ближайшего почтового ящика, опустил в него письмо и отправился в хозяйский дом. Крепко спал Ванька в тот день, снилась ему деревня, дедушка и Вьюн.

Сюжет — краткое содержание

Наступает Рождество и мальчик Ванька, надеясь на чудо, пишет письмо дедушке.

Ванька представляет себе Деда, кажется, что он сейчас ходит, любуется звездами и шутит со слугами.

Ванька жалуется на свою жизнь у сапожника, рассказывает, как ему тяжело, как его бьют, как он не высыпается.

Ванька описывает свое впечатление от большого города, описывает магазины и товары, которые в них продаются.

Ванька обещает вести себя хорошо, пишет, что чуть не убежал в деревню, а сапог у него нет.

Ванька подписывает адрес в письме, бежит к почтовому ящику, а потом ложится спать, уверенный, что дедушка обязательно придет за ним.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Девятилетнего сироту Ваньку Жукова три месяца назад отправили из села учиться к сапожнику Аляхину.

В рождественскую ночь мальчик не ложился спать. Он дождался, пока мастера и подмастерья пойдут в церковь, и стал писать письмо деду. Ванька поздравил его с Рождеством, потом подумал и вспомнил дедушку. Ему представилось, что сейчас, наверное, Константин Макарович шутит у ворот с хуторянами Живаревых. У этих господ дедушка служит ночным сторожем. Гуляя ночью по усадьбе, его сопровождают две собаки: Каштанка и Вьюн.

Ванька вздохнул и снова начал писать письмо. В нем он рассказал о своем горе и обиде. Вчера хозяин избил его за то, что он заснул и покачал ребенка в люльке. А недавно хозяйка стала тыкать мальчику селедкой в ​​лицо, за то, что он стал счищать селедку с хвоста. Ученики также оскорбляют его. Хозяева плохо кормят мальчика, он спит в коридоре. Когда ребенок хозяина плачет, ему приходится всю ночь укачивать его в кроватке.

Мальчик попросил дедушку отвезти его домой в деревню. Обещал попросить диспетчера почистить сапоги или сходить к пастухам.

Далее в письме он описал Москву. А еще Ванька написал дедушке, чтобы тот попросил у Ольги Игнатьевны золотой орех с елки.

Ванька вспомнил, как ходил с дедушкой на елку в лес к господам. Когда дедушка принес в дом елку, ее стали наряжать. Самой занятой была барышня Ольга Игнатьевна.

Раньше, когда мать Ваньки жила и служила горничной у господ, Ольга Игнатьевна угощала мальчика сладостями и учила его читать, писать и считать до ста. Когда умерла мать, мальчика отправили к деду на народную кухню, а потом в Москву, к сапожнику.

Ванька писал дедушке, что его все бьют, что он всегда голоден и часто плачет. Еще он написал, что дедушка никому не отдаст свой аккордеон, и передал привет своим друзьям.

Мальчик положил письмо в конверт и написал на конверте: «В деревню дедушки Константина Макарыча». Потом он выбежал и бросил письмо в почтовый ящик.

Через час Ванька уснул, и ему приснился дедушка. Он сидел на печи и читал письмо Ваниным поварам.

Краткое содержание рассказа «Ванька» подробно

Ваня Жуков 9 лет от роду поступил в подмастерья к сапожнику Аляхину. Улучив момент, мальчик пишет письмо своему дедушке Константину Макарычу. Старик служил сторожем в имении Живаревых, днем спал или болтал с кухарками, а по вечерам дежурил со своими собаками Каштанкой и Вьюном.

Каштанка стара и покладиста, а Вьюн любит шалить, кусаться и воровать, за что ежедневно получает «на орехи». Константин Макарыч единственный родственник Вани, добрая мама мальчика Пелагея скончалась молодой.

С маленьким учеником сапожник обращается очень грубо. Всю ночь заставляет качать люльку с младенцем, а за любую провинность сечет ремнем или бьет, чем под руку подвернется. Однажды колодкой так приложил, что Ванька едва пришел в себя.

Кормят ы плохо: утром и вечером по корке хлеба, днем – миску каши. Другие ученики не принимают сироту. Ребята постарше гоняют его в кабак за водкой и в хозяйский огород за огурцами. Ваню за воровство с грядок еще сильнее наказывают.

Мальчик в письме рассказывает о своих злоключениях и слезно молит дедушку забрать его из Москвы в деревню. Клянется, что в благодарность будет до самой смерти защищать Константина Макарыча и молиться о его душе.

Герой вспоминает зимние прогулки с дедом в лес по дрова, грезит о скором Рождестве и хочет выпросить у хозяйки поместья Ольги Игнатьевны позолоченный орешек. Раньше мама Пелагея работала служанкой у Ольги.

Барышня всегда была добра к Ваньке, с малых лет учила его грамоте и заморским танцам.

Мальчик с трепетом дописал письмо. Не зная адреса, он вывел на копеечном конверте «на деревню дедушке, Константину Макарычу» и с надеждой бросил его в почтовый ящик.

Сюжет

Сироте Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отправили учиться на сапожника Аляхина. Раньше он жил в деревне у дедушки, а теперь уже три месяца полностью подвластен злому, жестокому человеку.

В сочельник, дождавшись, когда хозяева пойдут в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу и стал писать письмо любимому дедушке, весёлому, доброму старику Константину Макарычу, работавшему сторожем в церкви хозяйский дом.

С детской искренностью и непосредственностью начал Ванька описывать все свои несчастья: как его ударила хозяйка за то, что он неправильно почистил селедку, или как хозяин отхлестал его ремнем, когда он заснул над колыбелью барского ребенка.

Потом мальчик стал вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива матушка, убиравшая господам дом, барышня часто угощала Ваньку сладостями, и он от скуки научился читать и писать. Мальчик вспомнил, как они с дедушкой пошли спиливать елку на Рождество, и выбрали самую красивую, самую стройную и самую пушистую елку.

Тогда Ванька снова отвлекся и стал описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых хоромов и лошадей. Но овец здесь не было, да и собаки вовсе не злые.

В конце письма Ванька не выдержал и стал умолять дедушку, чтобы забрал его отсюда. Ему было так плохо с незнакомцами, что нет слов: он постоянно был голоден, его били, и он часто плакал от тоски. Мальчик пришел бы в деревню пешком, но боялся замерзнуть по дороге. Закончив писать, Ванька указал на конверте адрес «В дедову деревню». Когда мальчик положил письмо в почтовый ящик, он мирно уснул.

https://youtube.com/watch?v=WlqgMdjwe_4

Короткий пересказ «Ваньки» Чехова

Краткое содержание «Ваньки» Чехова:

Сироте Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отправили учиться на сапожника Аляхина. Раньше он жил в деревне у дедушки, а теперь уже три месяца полностью подвластен злому, жестокому человеку.

В сочельник, дождавшись, когда хозяева пойдут в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу и стал писать письмо любимому дедушке, весёлому, доброму старику Константину Макарычу, работавшему сторожем в церкви хозяйский дом.

С детской искренностью и непосредственностью начал Ванька описывать все свои несчастья: как его ударила хозяйка за то, что он неправильно почистил селедку, или как хозяин отхлестал его ремнем, когда он заснул над колыбелью барского ребенка.

Потом мальчик стал вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива матушка, убиравшая господам дом, барышня часто угощала Ваньку сладостями, и он от скуки научился читать и писать. Мальчик вспомнил, как они с дедушкой пошли спиливать елку на Рождество, и выбрали самую красивую, самую стройную и самую пушистую елку.

Тогда Ванька снова отвлекся и стал описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых хоромов и лошадей. Но овец здесь не было, да и собаки вовсе не злые.

В конце письма Ванька не выдержал и стал умолять дедушку, чтобы забрал его отсюда. Ему было так плохо с незнакомцами, что нет слов: он постоянно был голоден, его били, и он часто плакал от тоски. Мальчик пришел бы в деревню пешком, но боялся замерзнуть по дороге. Закончив писать, Ванька указал на конверте адрес «В дедову деревню». Когда мальчик положил письмо в почтовый ящик, он мирно уснул.

Основная идея:

Любое горе не кажется таким сильным, если его разделить с кем-то. Сказка учит любви, милосердию, доброте, хорошему отношению к людям, особенно к детям. А еще учит терпению, надежде на светлое будущее.

Для ознакомления с сюжетом при подготовке к уроку литературы или к читательскому дневнику рекомендуем прочитать краткое содержание «Я буду спать» А. П. Чехова:

Анализ произведения

Есть мнение, что прототип главного героя был взят автором с самого себя, так как у него тоже было тяжелое детство. По другой версии, портрет мальчика-сироты был взят у близкого родственника автора. Жанр произведения – рассказ.

Краткий пересказ

Ваня Жуков — девятилетний сирота. Его отправили к сапожнику на обучение. До этого мальчик жил в деревне у дедушки. Сапожник был жестоким человеком.

Накануне рождественских праздников сирота дождался ухода хозяев и сел писать письмо. Мальчик хотел рассказать дедушке о своих несчастьях. Дедушка Ванька был веселым и добрым, работал сторожем.

В письме мальчик рассказывал о том, как его избила хозяйка за неправильную чистку селедки, об ударе ремнем, который нанес ему сапожник, когда сирота заснул над колыбелью барского младенца. Ванька стал вспоминать, как ему хорошо жилось в деревне, когда была жива его мама, как они с дедушкой ходили елку на праздники рубить. Потом мальчик стал описывать Москву. Столица поразила его своими размерами, множеством красивых домов и лошадей. Только овец там не было, да и собаки совсем не злые.

Основная мысль

На примере Ваньки автор показывает, что любое горе или проблему можно пережить, если ими с кем-то поделиться. Тогда печаль не кажется невыносимой.

Из истории можно многому научиться. Чехов поднимает такие важные вопросы:

  • любовь;
  • грейс;
  • хороший;
  • хорошее отношение к людям, особенно к маленьким детям.

Мы должны научиться терпению, надеяться на светлое будущее. Все дети, как и любой человек, заслуживают счастья, независимо от происхождения. У каждого ребенка должно быть беззаботное детство, любовь, забота. Мальчик не понимал, почему он должен страдать и жить со злым человеком, когда есть любимый и добрый дедушка, с которым хорошо.

Важно воспитывать в себе благородные качества и нравственность. Именно отношения в семье влияют на жизнь будущего поколения

Родители должны вкладывать в своего ребенка только самые лучшие качества, своим примером показывать ему достойное поведение. Тогда общество может измениться к лучшему. Не будет обездоленных детей и несчастных людей.

Жанр и направление

Небольшой объем конкретной истории, рассказанной рассказчиком из жизни конкретного человека, позволяет отнести «Ваньку» к произведению из разряда новелл — повести, проще говоря. Серьезность проблемы, поднятой Чеховым, позволяет отнести повесть к произведениям разряда социально-обвинительной прозы.

Конечно, Чехов никого открыто не осуждает, но даже травмированное и униженное детское сознание, как рассказана нам повесть в красках, передает все подробности мещанства и хищничества, разрушающих Россию изнутри. Направление творчества Чехова – реализм.

Однако до сих пор не решен вопрос о конкретном жанре рассказа. Есть два основных способа, по которым специалисты относят «Ваньку» к узкоспециальному жанру.

  1. Так литературовед Г.Г. Рамазанова сформулировала положения первой теории, которая отмечает сосуществование в повести жизнеутверждающих рождественских мотивов волшебства и справедливости с образами, описывающими безвыходное положение Ваньки Жукова, осужденного на продолжение пыток детской души в каземате взрослой жадности. Этот синтез в целом противоположных идей и надежд позволяет отнести произведение к жанру «антирождественских рассказов», которым Чарльз Диккенс в совершенстве овладел еще до Чехова.
  2. Автор второй, весьма неординарной теории, И. А. Есаулов, считает, что повесть положительна от начала до конца, а последние фрагменты произведения вовсе не хоронят надежды на Ванькино счастье, а, наоборот, возрождают и оживляют подтверди это. Есаулов в своих размышлениях опирается на то, что каждый взгляд, брошенный на отражение свечи в оконном стекле, есть не что иное, как преодоление границы между Москвой и сельским миром: как только Ванька взглянет на пламя, глаголы в рассказе изменены.
  3. Так, городские воспоминания иногда фиксируются в прошедшем времени, а фотовоспоминания – в настоящем времени. А последнюю сцену рассказа, когда Константин Макарович, повесившись на ночь на печи, читает письмо Ваньки, Чехов написал точно такими же глаголами в настоящем времени. Это позволяет верить, что чудо все-таки произошло, и милая грамота нашла нужную деревню и нужного дедушку.

Чехов «Ванька» в сокращении

После смерти матери Ваньку отправляют учиться к сапожнику в Москву. Через три месяца, в канун Рождества, он пишет письмо дедушке, в котором просит отвезти его обратно в деревню.

Мальчик отвлекается и вспоминает счастливые дни дома — они с дедушкой спилили елку и несли ее по морозу. Как дедушкины собаки вокруг печки. В молодости угощали его сладостями и научили писать, а также кадрили.

Он жалуется, что с ним здесь плохо обращаются и мало кормят, сапожник высек его за то, что он заснул, баюкая ребенка, а жена сапожника избила его за то, что он счистил селедку с хвоста.

Наконец, он кладет письмо в конверт, пишет в адресе «деревня» и в качестве адресата «дедушка», кладет его в почтовый ящик и мирно засыпает.

Детская непосредственность легко отражает мир. Для детей все просто — либо хорошо, либо плохо, есть добро и зло. Эта история учит детей ценить родителей и родных, близких людей и взрослых за доброту к детям, ведь они так ранимы и нуждаются во внимании и любви.

Это интересно: «Беглец» — книга, написанная в 1887 году о тяжелой жизни маленького мальчика, которую он сам еще не до конца понимает. Рассказ – это небольшое произведение, в котором довольно сложно раскрыть важную и всеобъемлющую тему, но Чехов в этом деле настоящий мастер. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Беглеца» для читательского дневника. Главные события некоторым могут даже показаться знакомыми, словно взятыми из его собственной детской биографии.

Действующие лица

В произведении есть герой — Ванька. Другие персонажи необходимы для раскрытия сюжета и характеристики Ваньки и его жизни. Среди всех действующих лиц:

  1. Ванька Жуков – сирота, попавший в руки злого сапожника. Мальчик постоянно голоден, хорошего он не видит, его встречает только злость. Это несчастный и депрессивный ребенок.
  2. Константин Макарыч – дедушка мальчика. Ему 65 лет. Это очень веселый, добрый старик. Он работает ночным сторожем у помещика, флиртует с прислугой и нюхает табак.
  3. Ольга Ивановна – женщина, которая научила Ваньку грамоте, угощала его сладостями. Только в тот момент, когда она отправляла ребенка в столицу, она не замолвила за него ни слова.
  4. Сапожник Аляхин и его жена – эти люди взяли сироту к себе. Они православные христиане, но в то же время не ведут евангельский образ жизни, не имеют благодати. К Ваньке относятся ужасно: бьют его почему-то, не кормят, не ухаживают и не обращают внимания, а просто нещадно эксплуатируют.

Суть повести

В кратком пересказе чеховского «Ваньки» упоминаются основные события произведения. Главный герой — девятилетний сирота, которого отправили обучаться к сапожнику. В ночь на Рождество он тайком пишет письмо дедушке, единственному родственнику.

Мальчик рассказывает о своей жизни и вспоминает раннее детство и пожилого родственника. Его дедушка работал охранником. Ночью он долбил и гулял по территории с двумя собаками. Как и все дети, Ванька Жуков любил животных. В истории это видно из его воспоминаний о собаках:

  • Каштанка, старая любящая собака, которая чихала, когда дедушка давал ей табак.
  • Вьюна, молодой самец, имевший черный окрас и длинное тело, как у ласки. Пес был не злой, но очень хитрый. Мог взять ничего не подозревающего человека в ногу.

Вот они с дедушкой пошли в лес срубить елку на праздники. Было холодно, и хотя мальчику было холодно, это происшествие произвело впечатление на сердце ребенка. Он вспомнил, как в ту ночь из леса выбежал заяц, и дед не удержался и приказал собакам поймать косу. Но собаки не охотились и команду не слушали.

В своем письме Ваня рассказывает, как ему тяжело служить и что его бьют за малейшую провинность:

стала чистить селедку с хвоста, хозяйка ударила рыбу прямо в морду; заснул, пока качал барского ребенка — сапожник бил его ремнем; кушать не дают, только на завтрак и ужин хлеб, а на обед — кашу.

История заканчивается тем, что мальчик пишет на конверте адрес «В дедову деревню» и, подумав, добавляет свое имя. Тогда Ванечке удается незаметно выйти на улицу и бросить письмо в почтовый ящик.

Второстепенные герои и их характеристика

  • Константин Макарыч – худощавый старик лет 65, ловкий и юркий весельчак с пьяными глазами, дедушка Вани, сторож в поместье Живаревых. Держит при себе двух собак, носит просторный тулуп, любит болтать с крепостными девицами и нюхать табак.
  • Аляхин – злой сапожник, мастер и учитель Ваньки. На пару с супругой бьет и сурово наказывает безобидного сироту за любую оплошность.
  • Ольга Игнатьевна – барышня Живарева, любимица Ваньки, хозяйка Константина Макарыча. Угощала мальчика сладостями и от скуки обучила его грамоте. Отправила героя к Аляхину на обучение профессии сапожника.
  • Пелагея – мама Вани, служанка Ольги Игнатьевны, скончалась молодой.
  • Каштанка и Вьюн – питомцы Константина Макарыча. Первая собака старая и покорная, второй – непоседливый кобель с длинным телом и черной шерстью, постоянно шалит, за что несет наказания, но стойко выживает.

Интересные факты о произведении

  1. Антон Чехов в письмах к брату вспоминал, что «в детстве у них не было детства», а «жесткость и ложь исковеркали нашу юность…». На основании этих записок предполагают, что Ваньку автор списал с собственного детского образа.
  2. По другой версии Ванька был списан с родственника писателя. Он отдал сына «в люди» к жестокому купцу, который нещадно эксплуатировал детский труд. Зная о страданиях ребенка, отец признавался в собственной беспомощности.
  3. Золотой орешек, о котором грезил юный Ванечка, отсылает читателей к рождественским чудесам, о которых мечтают дети в сказках популярных писателей.

Тяготы ученика сапожника Аляхина

Сироте Ваньке Жукову едва исполнилось девять лет, когда его отправили учиться сапожному делу. Мальчик очень тосковал по дому, поэтому в ночь перед Рождеством не ложился спать, а сел писать письмо дедушке. Своё послание Ваня начал с поздравления со светлым праздником Рождества Христова.

В своем письме Ваня рассказывает, как ему тяжело жить с сапожником, и просит дедушку принять его обратно. Он жалуется, что на неделе ему поручили чистить селедку, и он сделал ошибку, начав с хвоста. Заметив это, хозяйка схватила рыбу и стала тыкать ее головой в лицо мальчику. Ванька пишет дедушке, что если он останется здесь, то умрет. Он обещает вести себя хорошо, а в случае непослушания предлагает прибегнуть к самому суровому наказанию.

Мальчику стало жалко себя, и он заплакал. Он вспомнил, что не мог убежать, потому что ему не дали сапоги. Раньше все было иначе: дедушка с внуком привезли на Рождество мастерам пушистую елку, за что их угостили вкусными сладостями. Ванька развлекал барышню, а она научила его читать и писать, считать и танцевать.

Ему было очень трудно с незнакомцами:

  • плохо питается;
  • укладывают спать в холодном коридоре;
  • вынуждены много работать;
  • оскорбляли и били.

Готовое письмо мальчик положил в конверт и написал на нем «В деревню дедушки Константина Макарыча». После этого Ванька побежал к почтовому ящику, оставил там свое сообщение, пришел домой и крепко уснул. Ему приснилась горячая печь, на которой сидел его дедушка и читал письмо внука поварам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: