Сатирический образ в раннем творчестве
В ранних рассказах Чехова тема маленького человека получает новое осмысление, хотя героями многих его юмористических произведений, как и раньше в литературе, часто выступают мелкие чиновники. Новаторский подход Чехова проявляется не в том, что автор иначе описывает положение героев, меняет их социальное положение или усиливает драматизм ситуаций. Наоборот, герои в тех же обстоятельствах, но ведут себя по-другому, руководствуются низкими и недостойными мотивами.
Акцент в произведениях отныне делается не на горестях и неустроенности жизни маленьких людей, а на их пороках: трусости, подхалимстве, приземлённости и ограниченности во взглядах. Знакомый читателю образ в произведениях Чехова существенно трансформируется, ранее вызывавший сочувствие герой становится непривлекательным «мелким» человеком, опустошенным духовно.
Пример мелкого человека можно найти, обратившись к рассказу «Толстый и Тонкий». Сюжет произведения очень прост: на вокзале встречаются для бывших одноклассника, Порфирий и Михаил. Они очень рады встрече и рассказывают друг другу о прожитых годах и пришедших жизненных успехах. Но чем больше говорит тайный советник Порфирий, тем подобострастнее и запуганнее становится лицо его бывшего приятеля.
Казалось бы, Тонкого никто не собирается унижать, оскорблять или помыкать им. Герой сам ставит себя в приниженное положение, как только узнаёт о социальном неравенстве. Он готов пресмыкаться ради получения выгоды и из-за страха перед вышестоящими лицами. Разумеется, всё это негативно сказывается на встрече бывших приятелей.
Толстый, который был очень рад видеть своего одноклассника, сначала удивляется, потом теряется, а в конце наполняется презрением к Тонкому. Однако причиной этого становится не бедственное положение Михаила и не низкий чин, а фальшивая почтительность, в которой безошибочно угадывается мелкий чеховский человек.
В рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника» герой предстаёт в ещё более неприглядном свете. Случайно чихнув на лысину генерала в театре, чиновник Червяков беспрестанно приносит свои извинения, буквально преследуя «значительное лицо». В результате сам генерал терпит неприятности от маленького и, казалось бы, слабого человека.
Герои ранних чеховских рассказов не терпят унижений от вышестоящих лиц, но продолжают вести себя как рабы, благоговеть и унижаться «по долгу положения».
Вариант 2
В своих рассказах Чехов иногда рисует странные образы людей, которые даже трудно представимы. Тем не менее, такие люди действительно существуют, хотя Беликов и является во многом гротескной фигурой. Мы видим какую-то странную метаморфозу человеческой личности, которая превращается в нечто странное и даже страшное.
Беликов работает около 15 лет учителем греческого языка в гимназии и имеет в этой гимназии вес. На протяжении существенной части рассказа никто не может Беликову перечить, ему подчиняются. Поэтому, если нечто не нравится этому герою, то он может, например, выгнать гимназиста, хотя явно такие решения обуславливаются его косностью и чрезмерным консерватизмом.
Беликов – заключен в футляре. Через этот образ футлярности Чехов представляет всю его личность, он описывает даже мысли героя в футляре, у него в футляре каждый предмет и помимо этого он образно весь заключен в футляр. Таким образом проявляется его закрытость от мира и закостенелость, пожалуй, в чем-то так проявляется невежество, которое противится всему новому и каким-то переменам.
Этот герой явно боится каких-то обновлений, он всегда опасается любых происшествий и подобные опасения проявляются во всех деталях его повседневности от приказа извозчикам поднять верх, до ношения плотного пальто даже в теплую погоду. Беликов является полностью нелепым персонажем, но его начало также описывается как нечто отрицательное и негативное, он не просто нелеп, но и в определенной степени является противником этого мира, человечности, положительного и прогрессивного. Поэтому гибель Беликова становится возможной только после его высмеивания, насмешки как бы разрушают устоявшийся мир этого героя, подвергают своеобразному порицанию, которые обесценивают нелепость, за которую всегда цеплялся этот герой с полной серьезностью.
Также фактически мы видим как Беликова разрушает любовь. Конечно, мы можем считать болезнь и печальность героя исходом после грубости от брата Вареньки, но на самом деле его поведение – только часть отношений с Варенькой. Беликов на самом деле даже не представляет как бы любил эту девушку, не представляет своей женитьбы, по сути, этот футлярный человек непригоден для любви, которая является чем-то больше его ограниченной природы, поэтому любовь как бы очищает мир от самого Беликова.
Внешнее состояние ступеней
Во сне подниматься по лестнице из дерева разного качества, не обращая на это внимание, не стоит
Очень важно чтобы ступени не скрипели и не ломались под ногами, поскольку это негативно влияет на успешность жизни. В таком случае человеку придется заплатить немалые деньги или потратить огромные усилия для достижения поставленной цели. В таком случае человеку придется заплатить немалые деньги или потратить огромные усилия для достижения поставленной цели
В таком случае человеку придется заплатить немалые деньги или потратить огромные усилия для достижения поставленной цели.
Судя по соннику, качественная лестница и спокойное окружение подчеркивают правильность решений в жизни и постепенное улучшение благосостояния. В любом случае не нужно поддаваться эмоциям и агрессии.
Если пришлось подниматься по лестнице, сон направлен в положительное русло. Несмотря на все беды, вы сможете преодолеть любые преграды. После этого вас обязательно настигнет успех.
Неприятный символ – ломающиеся ступеньки под ногами. Это может значить то, что человек выбрал правильную стратегию и стоит на своем, но ему нужно немного снизить уровень самолюбия, а свои амбиции направить в нужное русло, иначе они могут только помешать.
Быстрый и легкий подъем – это, несомненно, положительный знак. Если вы в состоянии самостоятельно подняться наверх, преодолев любые препятствия, то счастье где-то рядом. Однако при тяжелом подъеме достижение желаемого, скорее всего, не принесет никаких положительных эмоций.
Текст ЕГЭ
(1)Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!». (2)На это даже Гёте и Ньютон не жаловались… (3)Тебя отлично понимают… (4)Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других.
(5)Уверяю тебя, что, как брат и близкий тебе человек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую. (6)Все твои хорошие качества я знаю как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. (7)Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества. (8)По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен. (9)Ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, неехиден, незлопамятен, доверчив. (10)Ты одарён свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. (11)Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на два миллиона.
(12)Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается. (13)Недостаток же у тебя только один. (14)В нём и твоя ложная почва, и твоё горе. (15)Это твоя крайняя невоспитанность. (16)Извини, пожалуйста. (17)Дело в том, что жизнь имеет свои условия. (18)Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным.
(19) Воспитанные люди, по моему мнению, такие.
(20) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. (21)Живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! (22)Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.
(23)Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. (24)Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
(25)Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
(26)Они чистосердечны и боятся лжи как огня. (27)Не лгут они даже в пустяках.
(28) Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего.
(29) Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии.
(30)Они неболтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. (31)Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
(32)Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и стремление помочь.
(33)Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. (34)Они не говорят: «Меня не понимают!»
(35)Они не суетны. (36)Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями.
(37)Если они имеют в себе талант, то уважают его. (38)Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой.
(39)Таковы воспитанные. (40)Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. (41)Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. (42)Тут дорог каждый час.
По А. П. Чехову
Антон Павлович Чехов (1860-1904) — русский писатель, прозаик, драматург.
Цитаты из писем
Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека.Из письма А. С. Суворину, 24 или 25 ноября 1888 г.
Пахнет осенью. А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое. Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями.Из письма А. С. Суворину, 29 июля 1891 г.
Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.— Ал. П. Чехову, 8 мая 1889 года
Ничтожество свое сознавай, знаешь где? Перед богом, пожалуй, пред умом, красотой, природой, но не пред людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство. — М. П. Чехову, апрель 1879 года
Одиночество в творчестве тяжелая штука. Лучше плохая критика, чем ничего… — Ал. П. Чехову, 10 мая 1886 года
…в Питере я выпил столько, что мною должна гордиться Россия! — А. С. Суворину, 20 февраля 1890 года
Милая Лика, Вы выудили из словаря иностранных слов слово эгоизм и угощаете им меня в каждом письме. Назовите этим словом Вашу собачку. — Л. С. Мизиновой, 1 сентября 1893 года
Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке только потому, что она симпатична, это все равно, что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша.Из письма М. П. Чехову, 26 октября 1898 г. Ялта
БИБЛИОГРАФИЯ
Пьесы
1878 — Безотцовщина1884 — На большой дороге1886 — О вреде табака1887 — Лебединая песня (Калхас)1887 — Иванов1888 — Медведь1889 — Предложение (шутка в одном действии)1889 — Трагик поневоле1889 — Свадьба1889 — Леший1889 — Татьяна Репина189х — Ночь перед судом1891 — Юбилей1896 — Чайка1896 — Дядя Ваня1900 — Три сестры1903 — Вишнёвый сад
Повести
1882 — Ненужная победа1882 — Барыня1882 — Живой товар1882 — Цветы запоздалые1884 — Драма на охоте (Истинное происшествие)1888 — Степь1888 — Огни1889 — Скучная история1891 — Дуэль1891 — Жена1892 — Палата № 61893 — Рассказ неизвестного человека1894 — Чёрный монах1895 — Три года1896 — Моя жизнь1897 — Мужики1899 — В овраге1900 — Мужики (главы X, XI, неоконченная повесть)
РЕСУРСЫ
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»
3 вариант сочинения
Почему человеку необходимо хорошее воспитание? Этот вопрос волнует А. Чехова, автора предложенного для анализа текста.
Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем рассуждения автора. А. Чехов в тексте обращается к брату и пишет ему о том, что крайняя невоспитанность является единственным серьезным недостатком адресата обращения. Этот недостаток, по мнению автора, ведет к тому, что общество не принимает его. А. Чехов пишет: «Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным». Иными словами, если человек нарушает правила поведения, принятые в обществе, его начинают сторониться, потому что своей невоспитанностью он оскорбляет и обижает других.
Продолжая раскрывать проблему, автор указывает на следствие описанного в первом примере отчуждения от воспитанного общества – это болезненное ощущение, что тебя не понимают. «Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!» — пишет автор в начале текста, а во второй половине анализируемого отрывка замечает, что воспитанные люди «не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» Таким образом, А. Чехов подводит нас к мысли о том, что отсутствие воспитания ведет к серьезным противоречиям с окружающим миром. Оно не просто лишает одобрения общества, но и заставляет чувствовать себя непонятым.
Позиция автора такова: человеку необходимо хорошее воспитание, чтобы не чувствовать себя чужим в интеллигентном обществе и не ощущать непонимание со стороны окружающих. Я согласен с мнением автора текста. У общества есть свои негласные правила, которые необходимо соблюдать. Отсутствие воспитания создает дистанцию с окружающими людьми, которая может быть очень болезненной для человека. Воспитанность – это проявление уважения к людям и к тем правилам, которых они придерживаются.
Доказать свое мнение я бы хотел примером из комедии Д. Фонвизина «Недоросль». Герой произведения Митрофан вырос крайне невоспитанным человеком, что проявлялось во всем: в его поступках, речи, общении с другими людьми. По причине своей невоспитанности Митрофан не нравился никому из окружения, все предпочитали избегать его, не получали удовольствия от общения. Даже его мать, которая и вырастила героя жестоким и избалованным, со временем понимает, насколько ужасный у ребенка характер, который никогда не позволит ему быть частью интеллигентного общества.
Человеку необходимо хорошее воспитание, чтобы не быть изгоем общества, а чувствовать себя его полноправной частью.
Краткая характеристика раннего периода творчества Чехова
Чехов – мастер художественной детали. Ранний период его творчества – образец лаконичного изложения. Позже в письме брату Александру он вывел ставшую знаменитой формулу: «Краткость – сестра таланта», которую можно назвать отличительной чертой всех его произведений. Избегая одностороннего изображения действительности, Чехов в своих рассказах всегда переплетал низкое с высоким, а комическое с драматическим. И в этом ему особенно помогало использование художественной детали, поскольку она настраивала читателя на определенный лад и давала возможность сформировать полное представление о герое даже в рамках короткого юмористического рассказа. Уже в ранних произведениях Антона Павловича Чехова прослеживаются тенденции, которые впоследствии перейдут в пьесы и выведут его в ряд признанных мировых классиков.
Использование художественной детали Чеховым на примере его произведений
Художественная деталь в рассказах Чехова занимает важное место. Например, в рассказе «Душечка», описывая жизнь главной героини Оленьки Племянниковой, автор неоднократно повторяет, что жила она хорошо и счастливо
Подобного рода деталь, наоборот, даёт понять, что жизнь «душечки» далеко не прекрасна.
Обратим внимание ещё на одну деталь в этом рассказе.
«Ветеринар уехал вместе с полком, уехал навсегда, так как полк перевели куда-то очень далеко, чуть ли не в Сибирь. И Оленька осталась одна
Теперь она была уже совершенно одна. Отец давно уже умер, и кресло его валялось на чердаке, запыленное, без одной ножки».
Все сведения направлены на то, чтобы полнее и острее передать чувство одиночества Оленьки. Даже такая деталь, как кресло (без одной ножки), преследует аналогичную цель — подчеркнуть и усилить состояние одиночества главной героини.
У Антона Павловича вещи – это не фон, а вполне полноправные персонажи, на которые также направлено внимание автора. Например, в рассказе «Учитель словесности» главный герой застаёт свою Манюсю с куском синей материи в руках
При объяснении в любви он «одною рукой держал ее за руку, а другою — за синюю материю». Такой деталью подчеркиваются глубокие переживания героя.
В «Палате № 6» также деталям уделено внимание. Например, когда речь заходит об Андрее Ефимыче Рагине, автор замечает: «Около книги всегда стоит графинчик с водкой и лежит соленый огурец или моченое яблоко прямо на сукне, без тарелки».
В рассказе «Хамелеон» яркой художественной деталью является шинель полицейского надзирателя Очумелова. Он просит то надеть на себя шинель, то снять её. Его бросает то в жар, то в холод. И это ещё раз подчёркивает, как меняется поведение и состояние героя в зависимости от обстоятельств. Одной деталью Чехов раскрывает сущность характера героя: Очумелов — «хамелеон», он меняет «свою окраску» — то он готов пресмыкаться перед высшим чиновником, то помыкать простыми людьми.
Юмористический рассказ Чехова «Смерть чиновника» повествует о мелком чиновнике Червякове, который, чихнув, обрызгал слюной генерала. Поражённый и испуганный чиновник начинает преследовать генерала и извиняться перед ним, причём такое поведение вскоре выводит генерала из себя, и тот выгоняет Червякова. Последняя фраза разумно объясняет всё: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и … помер». Небольшая, но очень ёмкая деталь – вицмундир, который, казалось, прирос к чиновнику. Даже перед смертью Червяков не снимает его, так и его подчинение генералу остаётся с ним до самой смерти. А то, что генерал посчитал его проступок ерундой, мелочью, становится для него непостижимой ситуацией.
Деталь в рассказах Чехова стала неотъемлемой составляющей повествования. У него не бывает лишних деталей. Каждая из них несёт в себе важную смысловую нагрузку, позволяет лучше понять особенности характера героя, его поведения и душевного состояния.
Проведённый анализ деталей в рассказах Чехова будет полезен ученикам 6-7 классов при написании сочинения на тему «Роль художественной детали в рассказах Чехова».
Самые популярные материалы апреля для вашего класса:
«Кусака» главные герои
Краткое содержание «Железная дорога»
Портрет героя (Уроки французского)
Анализ стихотворения «Во всём мне хочется дойти» Пастернака
Краткое содержание «Пляшущие человечки»
Сочинение на тему «Сочувствие и сострадание»
«Юность» очень краткое содержание
«Дон Кихот» главные герои
Краткое содержание «Кладовая солнца»
Левонтий
Ответ
Если Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский ставили вопрос о защите прав маленького человека, доказывали его самоценность, то А.П. Чехов поднимается на новый уровень осмысления образа маленького человека. Он говорит, что маленький человек не должен пассивно жить, когда его защитят, а самому проявлять стремление отстоять свою независимость.
В 5-м классе мы изучали рассказ «Хирургия» (фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов), в 6-м классе изучался рассказ «Лошадиная фамилия» (генерал-майор Булдеев и приказчик Иван Евсеич), в 7-м классе мы проходили рассказы «Хамелеон» (полицейский надзиратель Очумелов, городовой и золотых дел мастер Хрюкин), «Злоумышленник» (крестьянин Денис Григорьев и следователь). Тогда же для внеклассного чтения был предназначен рассказ «Размазня».
На основании этих рассказов, однако, нельзя говорить о теме маленького человека в творчестве А.П. Чехова, потому что только «Размазня» отвечает этому критерию. Тем более нельзя говорить об эволюции маленького человека.
4 вариант сочинения по тексту
Почему у человека возникает ощущение, что его не понимают? Как можно преодолеть это ощущение? Возможно ли, что чувство непонимания связано с мировосприятием самого человека, который и сам себя не понимает? Каким образом ощущение непонимания зависит от воспитания? Нужно ли обращаться за помощью к близкому человеку? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского классика А. П. Чехова.
Раскрывая проблему непонимания во взаимоотношениях людей, автор использует форму эпистолярного жанра. Его текст является ответом на жалобы автора письма, который утверждает, что его не понимают. Он с иронией пишет своему адресату, что даже Гёте и Ньютон не жаловались на отсутствие понимания, и, возражая, подчёркивает, что окружающие отлично понимают брата, просто он сам себя не понимает. Значит, причина ощущения человеком непонимания окружающими кроется в нём самом, нужно прежде всего хорошо понимать себя.
Рассказчик в письме даёт подробную характеристику своему брату, отмечая его положительные качества, главное из которых – талант. Но основная проблема адресата – крайняя невоспитанность. Чтобы «чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным». Воспитанные люди «уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы». А самое главное – воспитанные люди никогда не скажут, что их не понимают. Отсюда следует, что непрерывный труд души, преодоление своих недостатков помогут избавиться от ощущения непонимания окружающими. Оба примера имеют причинно-следственную связь. Если в тебе возникает ощущение того, что тебя никто не понимает, займись своим воспитанием, измени прежде всего своё отношение к себе и к другим людям.
Авторская позиция заключается в следующем: у человека возникает ощущение, что его не понимают, потому что он крайне не воспитан. Преодолеть это ощущение можно только нравственной работой над собой, анализом своих отрицательных качеств и исправлением тех черт характера, которые мешают в общении с людьми.
Нельзя не согласиться с мнением автора. Действительно, чувство непонимания связано с мировосприятием самого человека, который и сам себя не понимает. Ощущение непонимания зависит от воспитания, поэтому нужно заняться прежде всего привитием себе снисходительности, мягкости, уступчивости, уважительности, тех качеств, которые помогут найти общий язык с окружающими.
Чтобы подтвердить свою точку зрения, приведу пример из литературы. В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» главный герой разочаровался в любви, когда получил отказ от Катерины Ивановны Туркиной. Но он быстро заполнил своё существование страстью к приобретательству. Земский доктор превратился в молчаливого идола и получил в обществе прозвище «надутый поляк». Старцев жалуется на окружение, уверен, что его никто не понимает, и поэтому он избегает общения с другими. Он не осознаёт, что страсть к накопительству опустошила его душу, что он должен не жаловаться на непонимание, а изменить себя, освободиться от дурных привычек и стать милосерднее и добрее.
Мы приходим к выводу, что каждый из нас должен заняться своим воспитанием, а если возникает ощущение того, что тебя не понимают, нужно обратиться за помощью к близкому человеку, который непременно даст добрый совет.
Главные герои
- Главным героем рассказа является Беликов — учитель греческого языка в гимназии. Он устанавливает определенные правила в своей жизни, и больше всего боится, что что-то пойдёт не так, как было задумано. Беликов даже в самую ясную и тёплую погоду одет в калоши и тёплое пальто с поднятым воротником, он прячет своё лицо за темными очками и шляпой, чтобы как можно лучше оградить себя от влияния окружающей среды: не только природной, но и социальной. Его пугает современная реальность и раздражает все, что происходит вокруг, именно поэтому учитель облачается в некий футляр и внешне, и внутренне.
- Михаил Коваленко — новый учитель истории и географии, который приезжает работать в гимназию вместе со своей сестрой. Михаил — молодой, общительный и жизнерадостный мужчина высокого роста, большой любитель посмеяться и даже похохотать от души.
- Его сестра Варенька — женщина 30 лет, очень жизнерадостная и счастливая, обожает веселиться, петь и плясать. Героиня проявляет интерес к Беликову, который, в свою очередь, уделяет ей время и соглашается на прогулки, чтобы порассуждать о том, что брак — это слишком серьезная вещь. Женщина все же не теряет надежды расшевелить кавалера, что выдает в ней такие качества, как настойчивость и целеустремленность.