Иван александрович гончаров

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»


Пескарь, сын хороших и заботливых родителей, оставшись один после их смерти, переосмыслил свою жизнь. Будущее его испугало. Ему виделось, что он слаб и беззащитен, а водный мир вокруг него полон опасностей. Чтобы сохранить свою жизнь, пескарь стал копать себе нору, чтобы прятаться от основных угроз.

Днем он из нее не выбирался, гулял только ночью, из-за чего со временем почти ослеп. Если снаружи мерещилась опасность, то он предпочитал оставаться голодным, чтобы не рисковать. Из-за своего страха пескарь отказался от полноценной жизни, общения и продолжения рода.

Так он прожил в своей норе больше ста лет, дрожа от страха и считая себя премудрым, потому что оказался столь предусмотрительным. При этом другие обитатели водоема не разделяли его мнения о себе, считая дураком и остолопом, который живет отшельником ради сохранения своей никчемной жизни.

Иногда ему снился сон, в котором он выигрывает двести тысяч рублей, перестает дрожать и становится настолько большим и уважаемым, что сам начинает глотать щук. При этом на самом деле он не стремится стать богатым и влиятельным, это всего лишь тайные мечты, воплощенные в снах.

Популярные сегодня темы

Иван Александрович Гончаров знаменитый русский писатель, известный всем большим количеством написанных произведений. Примечательным является тот факт, что дата его рождения такая же, как и у Пушкина.

На картине мы можем узреть сцену чаепития, которая очень четко демонстрирует нам, весь русский дух и его культуру. Все детали на картине, повествуют нам, что-то безграничное, и доброе

Печорин является особенным человеком, который не похож на других. А ведь каждый человек индивидуален, и наш главный герой к ним относится. Кроме этого у него есть много особенностей, которые имеются только у него. 70 слов, 200 слов

Героиня романа Тихий дон Наталья показана очень положительной женщиной, верной своему мужу женой и прекрасной матерью. Скромная и красивая девушка Наталья Коршунова

XX век в искусстве ознаменовался началом «Серебряного века». Когда он начался, в России произошли изменения в социальной среде, был глубокий кризис. Только что закончилась Первая мировая война

Источник

Смысл сказки Премудрый пескарь

«Премудрый пискарь» — это небольшое произведение, которое входит в сборник «сказок для взрослых». Несмотря на это оно уже много лет входит в состав школьной программы, поскольку указывает на актуальные по сей день проблемы общества, на глубокие человеческие пороки, которые ясны даже юным читателям и для которых также не сложно будет увидеть смысл сказки Салтыкова-Щедрина.

История создания

Сказка была создана в 1882 году, и к ее написанию Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественные и политические события России. В те года практически вся интеллигенция старалась затаиться как можно дальше и тише, чтобы не навлечь на себя реакции властей, поскольку боялась за свою жизнь.

Сюжет

Читатель узнает о жизни пискаря, которому родители, умершие своей смертью, завещали «жить и не высовываться», чтобы не погибнуть в нелепой ситуации. Так мы видим, что пискарь действительно старается всю свою жизнь только выживать. Он выходит на прогулки только ночью, мало спит и ест, постоянно «дрожит» от страха, как бы что с ним не случилось. В вечном страхе ему удалось прожить долгую, но вместе с тем ничем не примечательную жизнь, в которой не было абсолютно ничего примечательного.

Перед смертью он вдруг осознает, что совсем ничего не успел сделать: ни завести друзей, ни жениться, ни вырастить детей. В волнении он засыпает и видит необыкновенный сон, в котором ему снится, что он стал победителем, выиграв 200 000 рублей, а кроме того, вырос и стал больше размером. Во сне он немного высовывается из своего убежища и… вдруг пропадает. Автор оставляет читателя в размышлении, куда именно пропадает главный герой, ведь об этом никто так и не узнал наверняка: пискарь прожил слишком незаметную жизнь.

Композиция

Салтыков-Щедрин сделал очень простую композицию у произведения: появление пискаря на свет, уроки жизни от родителей, описание лет жизни и внезапная кончина. При этом автор не пытается спрятать смысл сказки глубоко, чтобы текст был как можно ближе к реалиям жизни писателя.

Идея произведения

За простым, казалось бы, сюжетом стоит неприглядная сторона жизни современности автора. Салтыков-Щедрин с помощью гротеска и гипербол показал, как жили в его времена большинство людей, которых волновало лишь одно выживание. Они были пассивны в социальной и политической жизни, приспосабливались к условиям, которые диктовала им власть, и не хотели ничего менять.

Тема сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

В произведении можно выделить несколько тем, поскольку в сказке есть и прямой, и переносный смыслы. К основным тематикам относятся: жизнь пискаря; боязнь опасности и бездействие главного героя сказки.

Проблемы сказки «Премудрый пискарь»

Сказки Салтыкова-Щедрина были самыми злободневными в ту эпоху. А самым известным сказочным обывателем, руководствовавшимся ложной «премудростью», завещанной родителями, стал пискарь. Он изобличал главную черту эпохи, в которую жил писатель. Этой чертой было трусливое бегство от жизни, боязнь открывать рот и высказывать новое мнение. Автор пытался указать на бессмысленность жизни, в которой присутствует лишь духовная бедность, ограниченность, трусость и отсутствие каких-либо идей и суждений.

Смысл сказки

Образ «премудрого» пискаря имел огромное социально-политическое содержание. Сатирик Салтыков-Щедрин вынес на публику позор и малодушие всей той части интеллигентной толпы, которые поддавались упадническим настроениям той эпохи и постыдной панике.

Писатель хотел донести до своих современников, насколько жалка и бесплодна становится жизнь, когда человек сосредоточивается на одних только мыслях самосохранения, о спасении собственной шкуры, который не знает и не ведает благородных и светлых мыслей, не имеет высоких чувств, вдохновляющих его на активную общественную борьбу и отстаивание своих позиций. Автор показывает нам, насколько жалкой, глупой и убогой становится людская жизнь, если человек начинает руководствоваться не велениями сердца, а трусливой «премудростью» и уходит в свой мирок личных интересов.

Смысл сказки заключается в том, чтобы внушить читателям презрительное отношение к таким чертам характера как внутренняя слабость, трусость, нерешимость, безволие, пугливость. В свою очередь этим автор учит нас быть мужественными, стойкими и храбрыми несмотря ни на что.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.7 / 5. Количество оценок: 32

Источник

Жанр и смысл названия сказки


Сказочный жанр издавна был привлекателен для беллетристов. Он интересен тем, что в рамках иносказательности можно позволить себе провести любые параллели с объективной действительностью и реальными фигурами современников, не скупясь на эпитеты, но при этом никого не раздражая. Типичный жанр сказки подразумевает участие в сюжете животных, наделяемых умом, расторопностью, человеческой манерой общения и поведения. В данном случае произведение своей фантасмагоричностью вполне вписывается в сюжет сказки.

Начинается произведение характерно – жил-был. Но при этом оно называется сказкой для взрослых, потому что автор иносказательным языком предлагает читателю задуматься над отнюдь не детской проблемой – о том, как прожить свою жизнь, чтобы перед смертью не сожалеть о ее бессмысленности.

Название вполне соответствует жанру, в котором написано произведение. Пескарь назван не умным, не мудрым, не интеллектуальным, а именно «премудрым», в лучших традициях сказочного жанра (достаточно вспомнить хотя бы Василису Премудрую).

Но уже в самом этом названии угадывается печальная ирония автора. Оно сразу настраивает читателя на раздумья о том, справедливо ли главного героя называть премудрым.

Анализ 2

Салтыков-Щедрин по-своему уникальный писатель 19 века. Начиная свою литературную деятельность с рассказов, повестей и романов, в конце жизни он обращается к жанру сказки. В иносказательной форме автор обращается к проблемам общества, в целом, и раскрывает судьбу конкретного человека, в частности, описывает своих героев саркастически. Подобные сказки сродни басням Эзопа и Крылова, где все герои – это животные, при этом они проживают вполне человеческую жизнь: создают семьи, трудятся, страдают, радуются и даже думают. Главный герой сказки «Премудрый пескарь» – обычная мелкая речная рыбешка. Тонко чувствующий читатель понимает, что за этим кроется смех свозь слезы, грустная правда жизни.

Автор в красках повествует, как опасна жизнь пескаря: пучеглазый рак, щука-хищница и рыбаки всегда могут его поймать и съесть. С детских лет пескарь запомнил наставления отца по поводу опасностей внешнего мира. Больше всего он предупреждал сына остерегаться «уды», то есть удочки, на которую можно попасться по глупости.

Пискарь, подобно человеку имел мечту. Она заключалась в том, чтобы заработать двести тысяч и вырасти до таких размеров, чтобы можно было самому щуку проглотить. На деле получается, что он никак не стремился воплотить мечту в жизнь. Мы понимаем, что вырасти и стать хищной рыбой у него вряд ли получилось бы, но, следуя авторской логике, денег пескарь вполне мог заработать на какой-нибудь «пескарьей» работе.

В чем заключается премудрость пескаря? Для себя он решил, что быть умным – это значит много думать и при этом за всю жизнь не быть пойманным и съеденным. К реализации своего плана пескарь подошел очень старательно: вырыл нору на глубине, плавал по реке только ночью, когда никого нет, еду добывал украдкой, тайком, а если не получалось ничем поживиться, то и вовсе голодал.

Узнав о прожитой пескарем жизни, открытым остается вопрос: а был ли он на самом деле премудрым?

Главные герои


В сказке самым ярким портретом создан образ самого премудрого пескаря. Автор не только характеризует его общий уровень развития – «ума палата» рассказывает предысторию становления особенностей его характера. Он детально описывает мотивы поступков главного героя, его мысли, душевные метания и сомнения незадолго до смерти.

Пескарь-сын – не глупый, мыслящий, даже склонный к либеральным идеям. При этом он настолько трусливая особь, что готов вести борьбу даже со своими инстинктами, чтобы сохранить жизнь. Он согласен жить всегда голодным, не создавая своей семьи, не общаясь с сородичами, практически не видя солнечного света.

Из содержания первой части сказки видно, как зарождалась в юном пескаре идея прожить жизнь по собственному плану. Под впечатлением от рассказов отца-пескаря, в молодости едва не попавшего в уху, юный пескарь оценил перспективы своего существования. В нем он увидел только подстерегающие повсюду опасности.

Поэтому сын внял главному поучению отца и, лишившись родителей, решил предпринять все доступные меры, чтобы никогда не рисковать своей жизнью. Все, что он впоследствии делал, было направлено на реализацию задуманного.

В итоге, не сама жизнь во всей ее полноте, а именно сохранение жизни приобрело наибольшее значение, превратилось в самоцель. И ради этой идеи пескарь пожертвовал абсолютно всем, ради чего, собственно, он и появился на свет.

Пескарь-отец второй герой сказки

Он, заслуживая позитивной характеристики автора, жил обычной жизнью, имел семью и детей, рисковал в меру, но имел неосторожность на всю жизнь напугать сына рассказом о том, как он чуть в уху не попал

Основная картина его личности формируется у читателя преимущественно благодаря рассказу об этом драматическом инциденте, излагаемому от первого лица.

Композиция

Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.

В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка – рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий – рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.

Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.

Жанр «Премудрого пескаря» Салтыкова-Щедрина – сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами рыб. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения либералов. Он высмеивает пескаря посредством описания его характера и поведения, художественных средств, например, постоянного повторения эпитета «премудрый».

Источник

Творчество И.А.Гончарова

Иван
Александрович Гончаров (1812 — 1891) уже при жизни приобрел прочную репутацию
одного из самых ярких и значительных представителей русской реалистической
литературы. Его имя неизменно называлось рядом с именами корифеев литературы
второй половины Х1Х в., мастеров, создавших классические русские романы, — И.
Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского.

 Литературное наследие Гончарова не обширно.
За 45 лет творчества он опубликовал три романа, книгу путевых очерков «Фрегат
«Паллада»», несколько нравоописательных рассказов, крити- ческих
статей и мемуары. Но писатель вносил значительный вклад в духовную жизнь
России

Каждый его роман привлекал внимание читателей, возбуждал горячие обсуждения
и споры,указывал на важнейшие проблемы и явления современности. Именно поэтому
интерпретация его произведений в статьях выдающихся критиков эпохи — Белинского
и Добролюбова — вошла в сокровищницу национальной культуры, а созданные им в
романах социальные типы и обобщения стали средством самопознания и
самовоспитания русского общества. 
Интерес к творчеству Гончарова, живое восприятие его произведений,
переходя от поколения к поколению русских читателей,не иссякли в наши дни.
Гончаров принадлежит к числу наиболее популярных, читаемых писателей Х1Х
в. 

 Начало художественного творчества Гончарова
связано с его сближением с кружком, собиравшимся в доме Н. А. Майкова,
известного в 30 — 40-х гг. художника. Гончаров был учителем сыновей Майкова.
Кружок Майковых посещали поэт В. Г. Бенедиктов и писатель И. И. Панаев,
публицист А. П. Заблоцкий-Десятовский, соредактор «Библиотеки для чтения» В. А.
Солоницын и критик С. С. Дудышкин. Сыновья Майкова рано заявили о своих
литературных дарованиях, и в 40-х гг. Аполаон и Валериан были уже центром
салона Майковых. В это время их дом посещали Григорович, Ф. М. Достоевский, И.
С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Я. П. Полонский. 

Гончаров пришел
в кружок Майковых в конце 30-х гг. со своими, самостоятельно сформировавшимися
литературными интере-сами. Переживший полосу увлечения романтизмом в начале
30-х гг., в бытность студентом Московского университета, Гончаров во второй
половине этого десятилетия относился уже весьма критически к романтическому
мировоззрению и литературному стилю. Он стремился к строгому и
последовательному усвоению и осмыслению лучших образцов русской и западной
литетературы прошлого, переводил прозу Гете, Шиллера, увлекался Кельманом —
исследователем и интерпретатором античного искусства. Однако высшим образцом,
предметом самого тщательного изучения для него было творчество Пушкина. Эти
вкусы Гончарова оказали воздействие на сыновей Майкова, а через них и на
направление кружка в целом.  В рассказах
Гончарова, помещенных в рукописных альманахах майковского кружка, — «Лихая
болесть» (альманах «Подснежник» — 1838) и «Счастливая ошибка» («Лунные ночи» —
1839) — ощущается сознательное стремление следовать традициям прозы Пушкина.
Четкие характеристики героев, тонкая авторская ирония, точность и прозрачность
фразы в ранних произведениях Гончарова особенно ощутимы на фоне прозы 30-х гг.,
испытавшей сильное влияние ультраромантизма А. Марлинского. В этих
произведениях Гончарова можно отметить
воздействие «Повестей Белкина» Пушкина.
Вместе с тем в них, а также и в несколько позже написанном очерке «Иван Савич
Поджабрин» -(1842) Гончаров осваивает и переосмысляет опыт Гоголя. Свободное
обращение к читателю, непосредственное, как бы воспроизводящее устную речь
повествование, обилие лирических и юмористических отступлений — во всех этих
особенностях рассказов и очерков Гончарова сказывается влияние Гоголя.

Гончаров не
скрывал того, какие литературные образцы владели в это время его воображением:
он охотно цитировал Пушкина и Гоголя, предпослал рассказу «Счастливая ошибка»
эпиграфы из произведений Грибоедова и Гоголя.

Независимость
позиции Гончарова, поиски им своих тем сказались, между прочим, в том, что в
произведениях, созданных в пору наибольшей близости к майковскому кружку, он
выражал ироническое отношение к романтической экзальтации и сентиментальному
мечтательству, которые были не ненужны многим членам майковского кружка.

Анализ: о чем писать в сочинении

Тема сказки — страх, который делает жизнь бессмысленной и бесцельной. В сочинении можно написать о том, что автор сказки критикует своих трусливых современников и в то же время поднимает вечную проблему: зачем жить, если нет ничего, ради чего человек был бы готов рискнуть собой?

Произведение Салтыкова-Щедрина принято связывать с исторической ситуацией в России 1880-х годов. После того, как революционеры-народовольцы убили царя Александра II, власть унаследовал его сын Александр III. При новом императоре революционное подполье было разгромлено, ужесточена цензура, за любые проявления инакомыслия стали сурово наказывать. В те годы многие свободолюбивые интеллигенты решили, что лучше затаиться и не рисковать своим благополучием.

Именно таких людей Салтыков-Щедрин критикует эзоповым языком, изображая в виде «премудрой» рыбки, всю жизнь дрожащей в норе. А поскольку автор пишет, что пискарь был «умеренно-либеральный», сказку рассматривают в первую очередь как критику русских либералов: на словах они поддерживают свободу, но все время боятся и ничего не делают.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: