«старуха изергиль»: анализ рассказа, образы героев

Краткое содержание рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького

Ниже будет представлено краткое содержание рассказа “Старуха Изергиль” Максима Горького, в котором раскроются судьбы главных и второстепенных персонажей, их поступки и внутренние мотивы, а также темы человеческой гордости, жизненной философии и поиска смысла жизни.

Глава 1

Мне нравится3Не нравится2

Под атмосферным небом Бессарабии, в местности Аккерман, начинается повествование рассказа “Старуха Изергиль” Максима Горького. Молодой Максим Горький, принимая участие в сборе винограда с молдавской рабочей группой, знакомится с разнообразием жизни на морском берегу. В то время как его товарищи отправляются отдыхать у воды, Максим остаётся на месте в компании старухи Изергиль, бывшей участницы рабочей группы.

Именно здесь, в тени лоз, начинается рассказ старухи Изергиль о легенде Ларры. Изергиль указывает на облака, особенно на одно темное облако, и рассказывает, что это великий Ларра, обреченный на тысячелетнее существование в виде тени. По словам старухи, это наказание за его чрезмерную гордость.

Изергиль подробно описывает легенду: многие тысячи лет назад в далекой стране Востока орёл унёс самую красивую девушку из племени. Спустя двадцать лет она вернулась уже с красивым и могучим сыном по имени Ларра, которого она родила от орла. Орёл, обессиленный и состарившийся, умер, рухнув с небес на землю.

Ларра наследовал от отца не только силу, но и гордость. Он был смел и дерзок, и впервые встретив девушку, сразу же обнял её. Девушка, однако, отвергла его, и в ответ он убил её. За этот убийственный поступок люди решили наказать Ларру мучительной казнью, чтобы он почувствовал на себе весь гнев общества.

Однако один мудрец предложил освободить Ларру, считая, что бессмертие и одиночество станут для него гораздо страшнее. Люди приняли это предложение, и Ларра был отпущен на волю. Но его гордость не позволила ему вернуться к людям, и он стал изгоями, бродящими в одиночестве.

Глава 2

Мне нравится3Не нравится2

Изергиль рассказывает Максиму Горькому о своем жизненном пути, пройденном через различные страстные отношения.

В молодости, живя в Молдавии, Изергиль влюбилась в черноусого рыбака. Это было первое знакомство со страстью и любовью. Она разделяла с ним ночи на лодке, но со временем поняла, что эти отношения лишены глубины и настоящего понимания.

Её жизнь пересеклась с разбойником с рыжими волосами, и они стали компаньонами в преступных деяниях. Отношения с ним смешивали в себе ласку и агрессию, но вскоре и эти чувства оказались недостаточными, чтобы удержать их вместе.

Изергиль вспоминает встречу с поляком, с которым они разошлись после ссоры. Затем она оказалась в гареме у турка, но сбежала оттуда вместе с его молодым сыном. Тем не менее, мальчик скоро умер, и Изергиль осталась одна снова.

Затем она встретила еврея, который использовал её для прибыли, и другого мужчину, который принес ей богатство, но не настоящую любовь.

В конечном счете, Изергиль влюбилась в молодого шляхтича Аркадэка. Её страсть и преданность были наивысшими, но он ушел сражаться, и когда вернулся, она поняла, что он не разделяет её чувств.

Глава 3

Мне нравится3Не нравится2

Легенда о Данко, рассказанная старухой Изергиль в третьей главе рассказа “Старуха Изергиль”, становится символом смелости и готовности жертвовать собой ради блага других

Данко воплощает черты бескорыстной отваги, о чем акцентирует внимание Изергиль, передавая этот рассказ Горькому

Легенда рассказывает о племени, загнанном в темные и угрюмые леса в результате нападения врагов. Наступивший страх и безысходность поразили всех, но молодой и храбрый Данко встал перед племенем и предложил провести их через лес к свободе. Его решимость вдохновила остальных, и они отправились за ним.

Долгий и сложный путь в лесу начал раскалывать согласие, и люди стали сомневаться в Данко. Он был окружен недовольными и встревоженными сородичами, но несмотря на это, он продолжал вести их. Когда люди уже собирались убить Данко из-за разочарования и страха, он доказал свою преданность делу.

Данко, дабы осветить путь своим сородичам, разорвал свою грудь и вынул свое пылающее ярче солнца сердце. Он, держа его высоко, стал идти вперед через болото, освещая темноту своим светом. Его неудержимая смелость подвигла людей и вдохновила их двигаться вперед.

В конечном итоге, лес уступил место живописной степи, наступила радость и свобода. На этот момент Данко улыбнулся и умер, оставив позади свои подвиги и светлый след.

История создания

Долгое время Алексей Пешков проводил в путешествиях по родной земле. Каждое из таких хождений было плодотворным для творчества русского писателя. Встречи с разными людьми давали пищу для размышлений, писатель черпал вдохновение в этих простых людях, которые делились с ним своими историями.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Анализ произведения «Антоновские яблоки»

Историей создания «Старухи Изергиль» также явилось хождение писателя по Бессарабии. Замысел «Старухи Изергиль» пришел в голову писателя еще весной 1891 года. Горький в это время работал над романтическим циклом произведений, где между собой ведут борьбу низость и возвышенность. Плодом его четырехлетних размышлений явилась «Старуха Изергиль», проблематика которого состоит в нравственных отношениях, год написания всего рассказа — 1894, в 1985 году рассказ был опубликован.

Самому писателю нравился процесс работы над «Старухой Изергиль», нравился результат получившегося произведения. В письме Чехову, автор признавался, что этим произведением он сумел выразить свои собственные взгляды на роль человека в обществе, что явилось основной мыслью рассказа.

Функции романтических легенд

Образы романтических легенд значительны и сами по себе. Но Горькому они нужны, прежде всего, чтобы охарактеризовать мироощущение реального человека. То восхищение, с которым Изергиль повествует о подвигах, о самоотверженности, о вольнолюбии, о бескорыстии и активности, и то негодование, которым проникнуто ее отношение к бесславному прозябанию, эгоизму, рабству, свидетельствует о ее собственном стремлении к свободе, показывает, что в душе человека живет жажда нового, прекрасного, что человек этот не ощущает себя пассивной жертвой обстоятельств.

Романтические мироощущение героев проявляется не только в том, что они рассказывают, но и в том, как они рассказывают. С позиций идеала они рассматривают мир как соотношение только двух категорий: возвышенного и низменного. При этом они не склонны к объективному восприятию и изложению фактов. Доходя до преувеличения, до крайности, они защищают то, что им представляется прекрасным, и так же, доходя до крайности, до преувеличения, отрицают то, что представляется безобразным. Поэтому образы легенд отмечены печатью поэтической условности, необычности и односторонности: каждая воплощает одно какое-то начало в его исключительном выражении. Так, Ларра — символ эгоизма, возведенного в такую крайнюю степень, что герой способен убить девушку, которая пренебрегла его желанием. Ему противопоставляется Данко, герой, являющийся воплощением любви к людям, любви столь самоотверженной, что она заставляет его пожертвовать своей жизнью. На этом завершим анализ рассказа «Старуха Изергиль».

Главные герои и их характеристика

В рассказе “Старуха Изергиль” главные герои – Данко, Ларра и сама старуха Изергиль – предстают перед нами с ярко выраженными характеристиками, каждый из которых символизирует определенные моральные ценности и аспекты человеческой натуры. Составим характеристики главных героев.

Автор

Мне нравится3Не нравится2

Загадочная фигура, погруженная в глубокий диалог со старухой Изергиль. Это человек, который служит не только пересказчиком рассказов, но и зеркалом для внутренних монологов и размышлений Изергиль. Его настойчивость и умение внимательно слушать позволяют старухе раскрывать свою жизнь без страха перед осуждением. В его образе ощущается мудрость и доброта, а также способность отразить глубокие рефлексии, которые позволяют читателю вникнуть в суть произведения через призму старухи Изергиль.

Старуха Изергиль

Мне нравится3Не нравится2

Воплощение насыщенной жизни, которая оставила на ее лице следы времени. Молодость её была прекрасной, но старость не смогла убрать из неё уверенности и живости. Отличающаяся мудростью и женской прозорливостью, Изергиль – обладательница сильного характера. Её лицо, изменившееся со временем, символизирует противоречивость жизни, ее неотвратимость и беспощадность. Она представляет собой смесь смелости, гордости и хитрости. Своим опытом и философским взглядом на мир, она стала носителем ценных уроков о жизни, отражающих ее глубокое понимание.

Ларра

Мне нравится3Не нравится2

Образ с двойственной природой: половина человека, половина птицы. Его красота и сила, наследие от гордой птицы, соседствуют с холодным взглядом, свойственным птицам. Свободный и высокомерный, он идет своим путем, пренебрегая общественными нормами и человеческой жизнью. Слепая гордость и нежелание признать свои ошибки приводят к его изгнанию и одиночеству, где он обречен жить со своими внутренними конфликтами.

Данко

Мне нравится3Не нравится2

Отважный молодой человек, готовый пожертвовать своей жизнью ради свободы и счастья для других. В его образе прослеживается бескорыстное преданное служение обществу. Данко силен духом и решимостью, его выбор в пользу других людей символизирует альтруизм и героизм. С его гибелью он становится символом света и надежды, которые появляются даже перед наступлением грозы.

Челкаш

Рассказ «Челкаш» относится к ранним произведениям Алексея Пешкова. Впервые он был опубликован в журнале «Русское богатство» в 1895 году, а написал его Максим Горький годом ранее.

Центральной фигурой в рассказе является босяк Гришка Челкаш, который зарабатывает себе на пропитание незаконными способами.

Перед очередным грязным делом главный герой узнает, что его напарник попал в больницу. Случай сводит Челкаша с молодым человеком по имени Гавриил, которому он предлагает быстро подзаработать легких денег. Парень дает свое согласие.

После проделанной работы Гавриил раскрывает себя совершенно с другой стороны и уже не кажется добрым и наивным юношей.

Образ Ларры («Старуха Изергиль»)

Этот юноша, незнакомый с законами того племени, откуда была родом его мать, и привыкший считать себя лучшим, вступает в конфликт с племенем, которое потребовало от него уважать свои законы и обычаи. Но Ларра сам хочет повелевать, везде и во всем признавая только свое желание, свою волю, свое право сильного. И потому он отказывается подчиниться этому требованию, и в результате трагического столкновения с людьми был осужден ими на вечное одиночество. Справедливость такого суда, по словам Изергиль, подтвердили сами небеса. Вот до чего может довести человека гордость и вот как могут покарать гордеца Бог и люди! — хочет сказать она.

Но можно ли считать, что оценка индивидуалиста Ларры старухой Изергиль полностью совпадала с отношением к нему проходящего и самого автора? Думается, что нет.

Как проходящий, так и сам автор, конечно, не могли принять ни эгоизма, ни индивидуализма Ларры. В критике справедливо отмечалось, что образом Ларры Горький полемизировал с философией Ницше и Шопенгауэра, проповедовавших презрение сверхчеловека к толпе, народу, право «сильной личности» на преступление, насилие, неподсудность и т. п. Однако, если попытаться глубже вникнуть в суть изображения трагического конфликта Ларры с людьми племени, то вопрос о полемике предстанет во всей своей сложности. Писатель оспаривал не только реакционные идеи Ницше и Шопенгауэра, но и многие косные народные понятия о жизни, о герое, которым следует старуха Изергиль.

Осуждая Ларру, Изергиль заключает, что он был поражен за гордость. Естественно, что писатель не склонен был безоговорочно соглашаться с осуждением человека за гордость. Ведь гордость в характере персонажа могла сочетаться с его вольнолюбием, уважением прав на свободу других. Полемизируя с Изергиль, писатель (и вместе с ним проходящий) как бы хотел сказать: Ларра был поражен не за гордость вообще, а за гордость индивидуалиста и эгоиста.

Старуха Изергиль не поняла сущности характера Ларры, осудив его за гордость (за гордость вообще!). А если учесть при этом, что гордость была присуща и ей самой, то станут вполне понятными слова автора, сказанные им о старухе: «И стало, почему-то, страшно жалко ее. Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а все-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота». Ведь по-своему поняв причины трагедии Ларры и осудив его за стремление быть независимым, гордым, она осудила и самое себя. Естественно спросить: почему же так получилось? Ответ на это дает следующая за легендой история жизни Изергиль, которую старуха рассказывает проходящему.

История создания

История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чем писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать еще что-то подобное.

Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Старуха Изергиль»
  • для самых компанейских — Главные герои «Старуха Изергиль»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Старуха Изергиль»
  • для самых крутых — Читать «Старуха Изергиль» полностью

Основная тема

Центральная тема произведения “Старуха Изергиль” раскрывает глубокий аспект человеческой природы – гордость. Вдохновляясь уникальной сюжетной линией, Горький поднимает важный вопрос о том, как гордость формирует жизненные пути и судьбы героев.

Старуха Изергиль является воплощением этой гордости. Она укоряет рассказчика за трату своих лучших лет, а девушки и юноши из ее народа, несмотря на тяжелую дневную работу, находят в себе силы для радости и песен. Их ночные прогулки становятся символом праздника молодости и жизнелюбия. Однако в этом жизнерадостном контрасте Изергиль видит гордость – в смелости и открытости к миру.

Обвиняя русских в мрачности и демоничности, старуха Изергиль противопоставляет им свою жизненную позицию. В этом обвинении просматривается ирония – гордый и независимый образ старухи выступает как противовес пасмурным и гневным русским старикам. Однако рассказчик, будучи ей противоположностью, становится объектом этой гордости.

Через образ Ларры и его трагическую судьбу Горький подчеркивает опасность чрезмерной гордости и одиночества. Ларра, отвергнутый миром из-за своей непримиримости и гордости, становится вечным странником. Его жажда первенства и независимости приводит его к самоизоляции и бесконечному поиску, лишая его человеческого принятия и понимания.

Противостоящий Ларре образ старухи Изергиль демонстрирует иной путь. Ее гордость – это не эгоизм, а способность принимать жизнь во всех ее проявлениях. Изергиль берет от жизни все, что может, и делится этим с окружающими. Она видит ценность в здоровье и празднике, не боится совершать добро даже ради жертвы.

Как противоположность этим экстремальным формам гордости, Данко олицетворяет альтруизм и сострадание. Он готов пойти на жертву, чтобы спасти других, даже если это обречено на непонимание и неуважение. Его живое сердце символизирует жажду помогать, делая его деятельность благородной и возвышенной.

Критика

“Старуха Изергиль” – выдающееся произведение из раннего творчества Максима Горького, сочетающее в себе замечательные черты романтизма и реализма

В контексте серии рассказов, включающей “Макара Чудру”, “Песню о Соколе” и “Буревестник”, “Старуха Изергиль” привлекла внимание выдающихся литературных критиков начала двадцатого века, среди которых Амфитеатров и Чехов. Они подчеркнули яркость, чувственность и эмоциональность произведения

Горький, специалист по героическому эпосу, воплотил в “Изергиле” бесчисленные эпопеи о людях разных наименований, что позволило пробудить чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в безнадежных средах русского общества (А. В. Амфитеатров, “Современники. Статьи”, 1908 г.).

Однако были и негативные отзывы. Мнение М.О. Меньшикова о Горьком было критичным: он упрекал автора в недостаточном образовании и связывал его творчество с деньгами. Подчеркнуто были недостатки в манерности и переборе эмоций, особенно в “Старухе Изергиль” и “Макаре Чудре”.

Ю. Айхенвальд также высказывал критику в адрес Горького, утверждая, что его выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было. Он упрекал Горького в искусственности и неспособности передать реальную жизнь без лишней фальши и пафоса.

Несмотря на разногласия, время подтвердило важность раннего творчества Горького. Произведения, такие как “Старуха Изергиль”, стали любимыми читателями и по-прежнему находят своих почитателей, подтверждая выдающееся место в литературном наследии автора

Второстепенные персонажи

У Горького особое внимание уделяется поступкам персонажей, которые играют роль ключевых характеристик их личностей. В рассказах Горького, действия героев олицетворяют их внутренний мир, ценности и убеждения

Каждый персонаж выделяется не только своими словами и мыслями, но и тем, как он поступает в различных ситуациях.

Рыбак с Прута

Мне нравится3Не нравится2

Привлекательный, загорелый парень с гибким телосложением

В юности он привлек внимание юной Изергиль, но их отношения быстро исчезли, оставив лишь воспоминания о молодости. Его судьба, казнь и эмоциональное воздействие на Изергиль являются важными элементами в развитии её личности

Гуцул

Мне нравится3Не нравится2

Молодой человек с рыжими кудрями и усами, который проявляет печаль и мужество. Его ласковая натура и смелость позволяют ему действовать в сложных ситуациях. Перед лицом смерти он проявляет достоинство, подчёркивая силу своего характера.

Богатый турок

Мне нравится3Не нравится2

Зрелый мужчина с великим богатством, обладающий гипнотическим взглядом и молитвенной душой. Изергиль ощущает его воздействие на свою душу, но скучная жизнь в гареме не соответствует её стремлениям к свободе и насыщенной жизни.

Сын турка

Мне нравится3Не нравится2

Молодой парень, вызывающий чувства у Изергиль и приносящий в её жизнь кратковременную радость. Его преждевременная смерть усиливает горечь и печаль в истории Изергиль, показывая уязвимость человеческой жизни.

Аркадэк

Мне нравится3Не нравится2

Молодой человек мадьярского происхождения, вызывающий интерес и любовь у Изергиль. Она рискует ради него и сохраняет в себе стремление к приключениям, но в конечном итоге оставляет его. Его характер с подлинностью передаёт динамику и непостоянство моментов в жизни Изергиль.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году было написано произведение Максима Горького «Старуха Изергиль»?</h3>

    • <label>1894;</label>
    • <label>1895;</label>
    • <label>1897;</label>
    • <label>1899.</label>

(новая вкладка)

Ларра Данко Характер Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать. Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный. Внешность Симпатичный юноша. Молод и красив. Взгляд Холодный и гордый как у царя зверей. Освещает силой и жизненным огнем. Родственные связи Сын орла и женщины Представитель древнего племени Жизненная позиция Не хочет делиться с остальными. Хочет брать самое лучшее. Считает, что раз он непохож на остальных может делать всё что захочет. Мечтал стать свободным Жертвует собой ради того, чтобы спасти соплеменники. Мечтал подарить им свободу. Любил людей, желал всем помочь. Отношение соплеменников к герою Ненавидели его за большую гордыню, хотя они понимали, что он ничем не хуже их. Считали его лучше всех, уважали его сильный дух веру и мужество. Даже когда они отвернулись от него – пожертвовал собой чтобы спасти их

Смысл образа уверенное осуждение эгоистичности и уверенности в своей чрезмерной важности. Дань, дать, дающий

Что я дам людям? Что сделаю ради людей? Причины «наказания» Презирает всех людей. Считает их рабами. Слишком гордое сердце. Совершенный поступки Совершил преступление – убил девушку. Злые поступки. Совершил подвиг – осветил путь людям своим сердцем. Добрые поступки. Истинное счастье Смерть Жить для других. В итоге Одиночество Герой с толпой Конфликт Общее Внешне красивы, смелы и сильны духом. Легенда современными словами Превращается в тень (тьма, холод) Голубые искры (свет, тепло) Ключевая мысль Гордость — прекрасная часть характера. Она делает человека личностью и пренебрегает общепринятым. Самопожертвование. Вывод Антиидеал, выражающий презрение к людям. Идеал, выражающий высшую степень любви к людям. Цитаты «он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц» «Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь» «Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула». «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня» «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце» «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом».

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Старуха Изергиль» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:

старая мудрая женщина. добра и ласкова со всеми, любит поговорить. знает множество историй и легенд, имеет за плечами солидный жизненный опыт. в молодости она была красавицей и авантюристкой, много путешествовала и наслаждалась жизнью, но, постарев, стала одинокой и никому не нужной.

общество раскрыто с разных сторон: видя подлинное величие и жертву, люди проявляют низменные качества, а вот эгоизм и жестокость, напротив, одергивают их и заставляют признать, что такой путь никуда не ведет. данко они воспользовались, а ларра использовал их. но, несмотря на черную неблагодарность людей и их склонность к порокам, горький призывает выбирать дорогу данко, которая достойна уровня исключительной личности.

Тематика рассказа «Старуха Изергиль» интересна для вдумчивой публики:

Старуха Изергиль: смысл рассказа

У глубоко философского рассказа – открытая концовка, которую каждый понимает по-своему. Есть мнение о том, что главная героиня заснула вечным сном, перед смертью передав лирическому герою все, что знала о жизни. На этой точке зрения настаивают те, кто видит большую схожесть Изергиль с Ларрой, который также прожигал жизнь и остался в одиночестве.

Другая точка зрения более оптимистична. Героиня уснула, утомленная долгим монологом. Лирический герой, заботливо укрыв ее, размышляет над смыслом и героями легенд, рассказанных старухой Изергиль, и слушает море.

Смысл рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького – в том, что каждый выбирает свою судьбу и в полной мере несет за это ответственность. Сам автор считал это произведение своей главной творческой удачей. С этим согласны многие читатели.

Ранние произведения Максима Горького, в том числе – «Старуха Изергиль», наполнены философским смыслом и пропитаны романтизмом. На фоне изумительных морских пейзажей необычные герои любят, страдают и рассуждают о самом главном – человеке и обществе, страстях и их влиянии на дальнейшую судьбу. По Горькому, прекрасно быть сильным человеком и жить для людей, не гася при этом своего внутреннего огня.

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Данко – романтический герой, так как он был намного выше общества, был не понят, но горд осознанием того, что сумел возвыситься на рутинной суетой жизни. У многих он ассоциируется с образом Христа — такая же мученическая смерть ради людей. Он тоже ощущал свою ответственность и не гневался на ругательства и непонимание. Он понимал, что без него люди не справятся и погибнут. Любовь к ним сделала его сильным и всемогущим. Претерпевая нечеловеческие муки, миссия вел свою паству к свету, счастью и новой жизни. Это образец для подражания любому из нас. Каждый может сделать гораздо больше, поставив себе благую цель помочь, а не нажиться или обмануть. Добродетель, деятельная любовь и участие в судьбе мира – вот подлинный смысл жизни для нравственно чистого человека, как считает Горький.
  2. Образ Ларры служит нам предостережением: нельзя игнорировать интересы других и приходить в чужой монастырь со своим уставом. Надо чтить традиции и нравы, принятые в обществе. Это уважение – залог мира вокруг и мира в душе. Ларра был эгоистом и поплатился за гордыню и жестокость вечным одиночеством и вечным изгнанием. Каким бы сильным и красивым он не был, ни то, ни другое качество ему не помогло. Он умолял о смерти, а люди лишь подняли его на смех. Никто не хотел облегчить его ношу, как не хотел этого он, когда пришел в общество. Неслучайно автор подчеркивает, что Ларра – не человек, он, скорее, зверь, дикарь, который чужд цивилизации и разумному, гуманному мироустройству.
  3. Старуха Изергиль – страстная и темпераментная женщина, она привыкла отдаваться чувству всякий раз, когда оно нагрянет, не обременяя себя заботами и нравственными принципами. Всю жизнь она потратила на любовные приключения, относила к людям равнодушно и эгоистично помыкала ими, однако настоящее сильное чувство прошло мимо нее. Ради спасения возлюбленного она пошла на убийство и верную погибель, но он ответил ей обещанием любви в благодарность за освобождение. Тогда из гордости она прогнала его, ведь не хотела никого обязывать. Такая биография характеризует героиню, как сильную, смелую и независимую личность. Однако ее судьба сложилась бесцельно и пусто, в старости ей не хватало своего семейного гнезда, поэтому она иронически звала себя «кукушкой».

Образ Данко («Старуха Изергиль»)

Данко изображается старухой человеком сильным, смелым, но стоящим как бы вне коллектива, толпы. На своих соплеменников он смотрит свысока. Все это, — если и далее последовать за рассказчицей, — в какой-то степени позволяет сближать Данко с персонажем другой легенды — Ларрой. Что же касается различия в их судьбах, то оно опять-таки могло быть объяснено тем, что в сказании о Ларре коллектив изображался как «могучее племя людей», в легенде же о Данко коллектив племени оказывался каким-то слабым, беспомощным в постигшей его беде: все «хотели идти к врагу и принести ему в дар свою волю, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни…». Но тут, говорит Изергиль, «явился Данко и спас всех один». Это «явился» — очень характерно для ее понимания героя. Данко точно явился откуда-то, хотя дальше Изергиль поясняет: «Данко — один из тех людей…» И затем — не люди, которые, усомнившись в способности героического соплеменника вывести их из мрака лесов и болот, как звери, набросились на него, не люди, а именно он — Данко «спас всех один».

Вся легенда о Данко в изложении Изергиль выдержана в одном тоне. Ради спасения людей герой жертвует собой и умирает, «не прося у них ничего в награду себе».

Но было бы, конечно, неверным, исходя из той оценки, которую дает Изергиль, считать Данко индивидуалистом или противоречивой по своему характеру личностью. Содержание легенды дает основание говорить о Данко, как о цельной героической личности, верной интересам своего народа, живущей с народом одними помыслами

Обращает на себя внимание тот факт, что племя без колебаний выбрало Данко вожаком похода, от которого зависела судьба всех. И не своей красотой, как считает старуха Изергиль, а своей смелостью и решительностью Данко заставил людей поверить в него и в самих себя

«Во мне есть мужество вести, вот почему я повел вас!» — говорит он людям племени. Сквозь суровый и осуждающий тон повествования старухи Изергиль невольно прорывается живое народное сказание о человеке, отдавшем жизнь за народ, и о народе, вместе с ним идущим к царству света и свободы.

Основная идея

  • Первый тип свободы подразумевает собой стремление к эгоистичному удовлетворению собственных желаний, которое в итоге приносит лишь вред.
  • С другой стороны, Горький показывает, что есть другой путь к настоящей свободе, и, как ни парадоксально, путь этот лежит через служение обществу, через отречение от самого себя, что в итоге превозносит человека до невиданных высот.

Главная мысль рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, что человек должен принадлежать к чему-то большему, чем он сам, и только тогда он осознает свою значимость в мире, а значит, обретет призвание и цель бытия.

Легенда и действительность в рассказе Старуха Изергиль Горького

Произведения Максима горького всегда отличались особенным стилем написания. Автор с лёгкостью соединяет сказку и реальность. Рассказы старухи Изергиль прямое тому доказательство. Но значение этих сказочных рассказов заставляет читателей задуматься над вопросами в реальной жизни. Эти рассказы нравоучительны, поэтому сами сказки-это, в какой-то степени, и есть действительность.

Героиня рассказа старуха Изергиль повествует истории, которые становятся самыми настоящими уроками. Хотя они кажутся нелепыми сказками. «Легенда о Ларре»- это замечательная история о высокомерии и гордости человека. Главным героем рассказа является Ларра. Это сын девушки и горного орла. Ларра был очень гордым, высокомерным и даже надменным. Но какое самое худшее наказание может случиться? По мнению автора, это одиночество. Ларра стал одиноким странником, для которого не существует способов умереть. Он живёт вечно в постоянном одиночестве.

В жизни, стать бессмертным находиться при этом в вечном одиночестве — жестокое наказание. Жить вечно — это видеть, как все близкие уходят, а ты остаешься один. Вот такая действительность скрыто под жестокой легендой о Ларре.

«Легенда о Данко» — это ещё одна история, только теперь главный герой не зло, а добро. Данко — благородный отзывчивый человек. На благо людей Данко жертвуют собственной жизнью. Он вырывает свое сердце, чтобы осветить путь людям. В этой истории тоже есть скрытый смысл, сказка легко превращается в действительность, если посмотреть на неё под другим углом. Человеческое благородие может быть не оценено, а это полное неуважение со стороны общества. В жизни это довольно частое явление. В рассказе, люди забыли об этом великом поступке Данко. Путь озарён, а вот за счёт чего это произошло, людей совершенно не интересует. Такой поступок общества нельзя назвать хорошим, это эгоистично, а эгоизм никогда не будет положительной чертой человека.

В «Легенде о Данко» можно увидеть скрытый смысл, который перенесёт читателя в мир реалий. Зачастую, люди поступают эгоистично, но сами того не подозревают. А кто-то наоборот, делает слишком много добра, от чего может пострадать. Нужно с полной ответственностью подходить к своим поступкам, чтобы избежать подобных наказаний судьбы.

Таким образом, рассказы Максима Горького — это полноценные нравоучительные уроки. Каждая легенда несёт себе скрытый смысл. Под занавесом сказки скрывается страшная действительность.

Род, направление, жанр

Несмотря на поэтичную манеру повествования, перед нами явно эпическое произведение

Основное внимание уделяется событиям и действиям героев, которые и передают авторскую мысль. Жанровые особенности рассказа «Старуха Изергиль» заслуживают отдельного абзаца

До сих пор не совсем ясно, к какому литературному направлению можно отнести произведение Горького: романтизм или реализм? В рассказе «Старуха Изергиль» явно присутствуют романтические черты.

  • Местом действия писатель избрал экзотический южный край, которого практически не коснулась европейская цивилизация, населённый простыми, но благородными людьми.
  • В центре повествования находятся выдающиеся личности, которые вступают в конфликт с обществом.
  • Сказовая манера повествования в рассказе «Старуха Изергиль» переплетается с фольклорными мотивами, и в повествовании нередко появляются фантастические эпизоды. Это характерно для романтизма.

Жанр «Старухи Изергиль» можно безошибочно определить как рассказ. Прозаическая форма произведения сочетается с краткостью, малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.

Жанр

Алексей Пешков начинал свой творческий пусть с создания небольших рассказов, характерной особенностью которых является краткость формы, малое количество персонажей.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Анализ произведения «Сон смешного человека»

Старуха Изергиль включает в себе все эти характеристики, и жанр этого произведения определяется как рассказ. Его можно назвать и поучительной притчей, из которой читатель черпает для себя жизненные уроки и делает определенные выводы.

В «Старухе Изергиль» содержатся три истории, и повествование получается «рассказ в рассказе», два из них имеют романтическое направление, а среднее — направление реализма, где ярко выражены реальные события и герои.

Новости СМИ2

Выводы

Рассказ представляет читателю разнообразие жизненных путей главной героини, Изергиль

Ее опыт взаимоотношений с разными мужчинами отражает важность выбора в жизни. Разнообразие взглядов на счастье, долг и чувства демонстрирует, что каждый человек носит в себе свои уникальные ценности и приоритеты

Противоречивость личности Изергиль – центральный аспект рассказа. Ее сложные отношения с мужчинами и разнообразные любовные связи наглядно демонстрируют борьбу между ее страстями и стремлением к счастью. Символика Ларры и Данко – ключевая составляющая рассказа. Ларра, как убитый орел, представляет гордость и жажду власти, которые могут привести к пустоте и одиночеству. Данко, жертвуя собой, является символом героической самоотверженности и бескорыстия, но также подчеркивает, что экстремальное самопожертвование может привести к трагической участи. Судьба Изергиль проливает свет на множество сторон человеческой природы. Она отразила разнообразие жизненных путей и выборов, которые сопровождают наш путь. Через ее историю автор показывает, что нет универсальной формулы счастья или идеального жизненного пути. Люди ищут смысл и гармонию в жизни, и это стремление может привести к разным результатам. Реакции критиков на “Старуху Изергиль” подчеркивают разнообразие восприятия произведения: одни видят в нем глубокий психологический анализ человеческой природы, другие считают его слишком манерным или излишне эмоциональным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: