«Старуха Изергиль» очень краткое содержание
Действие рассказа происходит в конце XIX века под г. Аккерман в Бессарабии (сейчас г. Белгород-Днестровский, Украина). Здесь живет старуха Изергиль, которая знает множество сказок и легенд. Однажды она рассказывает автору легенду о Ларре.
Ларра был сыном земной женщины и орла. Красивый и гордый юноша считал себя первым на земле. За его гордость люди наказали его: они дали ему полную свободу. Но свобода и одиночество начали мучить Ларру. Он искал смерти, но люди не убивали его, чтобы продлить его муки. Сам себя Ларра убить не мог. Вот уже тысячи лет тень Ларры ходит по свету в ожидании смерти. Так он был наказан за свою гордость.
В тот же вечер старуха Изергиль рассказывает автору историю своей жизни. Изергиль прожила интересную, насыщенную жизнь. У нее было много романов. Из-за любви к одному мужчине Изергиль убила человека. После бурной молодости она наконец вышла замуж, но ее муж умер. Теперь одинокая Изергиль доживает свой век, рассказывая сказки молодым людям.
В продолжение вечера старуха Изергиль рассказывает легенду о Данко. Однажды племя людей оказалось в дремучем лесу. Смелый красавец Данко повел племя за собой в поисках выхода. Чтобы осветить людям путь, он вырвал из своей груди пылающее сердце.
С помощью горящего сердца Данко вывел племя из леса и тут же умер. Люди растоптали его горящее сердце, от которого остались лишь искры. С тех пор искры храброго сердца Данко летают по степи.
На этом старуха Изергиль заканчивает свой рассказ.
Это интересно: Сказку «Воробьишко» Горький написал в 1912 году. Горький пишет очень драматично и пронзительно, но есть у него и легкие, славные рассказы, вот краткое содержание «Воробьишко» для читательского дневника — один из них.
Краткое содержание рассказа «Старуха Изергиль» подробно по главам.
I. Рассказ Изергиль о Ларре.
Рассказчик некогда работал на виноградниках Бессарабии. Однажды после трудового дня он остался отдыхать рядом с пожилой женщиной, которую звали Изергиль. Вечерело. Изергиль указала на одну из теней, отбрасываемых облаками, назвала её Ларрой и рассказала древнюю притчу…
В щедрых, богатых, красивых землях обитало человеческое племя. Однажды во время праздника орёл унёс одну из девушек племени в горы. Бедняжка вернулась лишь спустя 20 лет вместе с сыном, которого родила в неволе от орла. Сам царь птиц состарился и бросился на скалы, чтобы оборвать свою жизнь.
Анализ легенды о Данко из рассказа Горького Старуха Изергиль
Легенда о Данко — составная часть рассказа Горького «Старуха Изергиль» и является как бы кульминацией, ибо описывается в конце рассказа. Этим автор видимо хотел подчеркнуть, что в жизни всегда есть место для подвига и самопожертвования во имя счастливого будущего.
Рассказу старухи Изергиль о Данко предшествуют изменения в природе. Тяжелая черная туча надвигается на степь, облака гасят звезды. И, когда стало совсем темно, вдали в степи стали появляться голубые огоньки, они вспыхивали и гасли. Это и были искры от горящего сердца Данко.
Саму историю о Данко можно назвать сказочной. В ней использует автор народный фольклор, предания старины, наделяет героя почти божественной силой. Данко пожертвовал собой ради спасения людей, которые уже утратили веру в светлое будущее. Их вытеснили с насиженных мест другие племена, и они уверовали в то, что выхода нет. Но выход нашел смельчак Данко, который пожалел людей и вывел из непроходимого леса в светлое будущее.
О Данко мы узнаем, что он молодой красавец и смелый. Его речь немногословна. В ней есть поговорки и пословицы. Говорит он кратко и уверенно, что и побуждает людей идти за ним. Данко бесстрашно шел впереди всех, проходя препятствия. А когда в лесу стало совсем темно, и среди людей начались недовольства, он вырвал из груди свое сердце, чтобы осветить идущим путь.
Данко вывел людей из леса и был счастлив, что совершил такой поступок, хотя и знал, что умрет. Данко умер, а люди, радуясь, что вышли из тьмы, даже не заметили смерти героя. И лишь один из них, опасаясь за что-то, растоптал ногами горящее гордое сердце.
Подвиг Данко неоспорим, он сделал все, чтобы лучше жилось людям, и умер, став бессмертным, ибо искры от горящего сердца до сих пор появляются перед грозой. Такой аллегорией автор показал, что мужество и любовь к людям сильнее трусости и безысходности.
Конец легенды о Данко очень символичен тем, что когда старуха окончила повествование, в степи стало очень тихо, вроде бы и степь была поражена этим подвигом, а по небу медленно плыли тучи, и печально шумело море. Вот такой конец еще ярче подчеркивает поступок, который совершил Данко и задуматься о бессмертии подвига.
III
Когда-то давно жили люди, окруженные с трех сторон непроходимой чащей, а с четвертой — степью. Когда появились иные племена, пришлось им уйти в глубь дремучего леса, где были болота, источающие смертельный смрад. Начали люди гибнуть, это породило страх в душе, и они уже были готовы покориться врагу и стать рабами. Вот тогда явился молодой красавец Данко и спас всех.
Он предложил пройти дремучий лес до конца. Люди поверили ему и пошли следом. Но лес все не кончался, а силы и решимость людей таяли с каждым днем. Началась страшная гроза, и люди окончательно потеряли силы. Они стыдились своей слабости и стали обвинять во всех бедах Данко, а потом даже решили убить его. Но юноша понял, что без него они точно погибнут. Его сердце вспыхнуло желанием спасти их, а глазах засверкали лучи этого могучего огня.
Однако люди истолковали это по-своему: они решили, что он рассвирепел. Тогда они стали окружать его плотным кольцом, чтобы было проще напасть и убить. Данко понял их замысел. Он разорвал себе грудь и вырвал из нее сердце, высоко подняв над головой. Горящее, как факел, сердце, осветило тьму, Данко бросился вперед, освещая путь, а люди бежали за ним.
Вдруг лес расступился, и они оказались на берегу реки. Люди очутились в море солнечного света. Данко засмеялся, увидев свободную землю, а потом упал и умер. Но люди этого не заметили, а один осторожный человек наступил на горящее сердце, и оно рассыпалось искрами и угасло. Вот откуда в степи перед грозой появляются голубоватые искры.
Старуха задремала, а рассказчик думал о великом горящем сердце Данко. В степи было тихо, по небу ползли тучи, а море глухо и печально шумело.
-
«Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького
Романтический рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Композиция произведения – «рассказ в рассказе». Повествование ведется от лица автора и героини рассказа старухи Изергиль. Три части подчинены общей идее: размышлению об истинной ценности человеческой жизни, смысле жизни, свободе человека.
Рассказ «Старуха Изергиль» изучается в курсе литературы 11 класса. В качестве знакомства с произведениями раннего творчества Горького можно прочитать краткое содержание «Старуха Изергиль» по главам.
Сочинение с цитатами
В рассказе “Старуха Изергиль” воспевает сильных, храбрых и свободных людей. Рассказчик узнаёт от старухи Изергиль про смельчака Данко, который пожертвовал собой ради блага других людей.
Отважный молодой юноша решил вывести свой народ из тьмы в лучшие земли. Они не могли оставаться в своей глуши, это означало стать рабами, умереть от смрада болот. Он принял на себя роль лидера, повёл людей за собой, не зная дороги, но веря в свои силы.
2 стр., 818 слов
Топик 0463. (C). Зачем люди путешествуют? Ради вдохновения!
… себя настоящим английским чаем. Может возникнуть вопрос зачем пробовать английские блюда. Ответ прост — чтобы побывать на месте англичанина … ёт уникальность каждого человека, независимо откуда он. Общение поможет в расширении границ между народами и разрушит существующие … о красотах вашей страны и заставлет сравнивать с ней. Появляется чувство многоликости мира. Город расположен компактно. …
“ Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы ”.
Люди доверились ему потому, что он выделялся среди всех:
“ Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня ”.
Долгая дорога утомила людей, они стали жаловаться, перестали верить в успех. Истощённые и измученные, люди обвинили Данко в том, что они погибнут посреди тёмного леса по его вине.
Тяжёлая участь – ответственность – для того, кто хочет нести бремя лидера. Чудовищная неблагодарность не сломила дух молодого человека. “Пылающий взор” своего проводника народ принял за злобу, люди перестали верить в него. Обессиленные соплеменники обвинили Данко в том, что он не в состоянии спасти их, они не пожелали признать собственную слабость.
Легенда завершается красивейшей аллегорией: любовь Данко к людям была настолько сильна, что он разорвал собственную грудь и достал из неё сердце. Оно осветило путь соплеменников среди грозы и темноты.
Люди увидели, что лес закончился, обрадовались и забыли о своём избавителе. Он вывел их на свет и умер, не услышав ни слова благодарности
Кто-то из людей неосторожно наступил на пылающее сердце, и искры взметнулись в ночной мгле. Никто не заметил даже этого
Но не ради благодарности был совершён этот подвиг, а ради любви к людям.
Главные герои и их характеристика
- Образ Данко – романтический герой, так как он был намного выше общества, был не понят, но горд осознанием того, что сумел возвыситься на рутинной суетой жизни. У многих он ассоциируется с образом Христа — такая же мученическая смерть ради людей. Он тоже ощущал свою ответственность и не гневался на ругательства и непонимание. Он понимал, что без него люди не справятся и погибнут. Любовь к ним сделала его сильным и всемогущим. Претерпевая нечеловеческие муки, миссия вел свою паству к свету, счастью и новой жизни. Это образец для подражания любому из нас. Каждый может сделать гораздо больше, поставив себе благую цель помочь, а не нажиться или обмануть. Добродетель, деятельная любовь и участие в судьбе мира – вот подлинный смысл жизни для нравственно чистого человека, как считает Горький.
- Образ Ларры служит нам предостережением: нельзя игнорировать интересы других и приходить в чужой монастырь со своим уставом. Надо чтить традиции и нравы, принятые в обществе. Это уважение – залог мира вокруг и мира в душе. Ларра был эгоистом и поплатился за гордыню и жестокость вечным одиночеством и вечным изгнанием. Каким бы сильным и красивым он не был, ни то, ни другое качество ему не помогло. Он умолял о смерти, а люди лишь подняли его на смех. Никто не хотел облегчить его ношу, как не хотел этого он, когда пришел в общество. Неслучайно автор подчеркивает, что Ларра – не человек, он, скорее, зверь, дикарь, который чужд цивилизации и разумному, гуманному мироустройству.
- Старуха Изергиль – страстная и темпераментная женщина, она привыкла отдаваться чувству всякий раз, когда оно нагрянет, не обременяя себя заботами и нравственными принципами. Всю жизнь она потратила на любовные приключения, относила к людям равнодушно и эгоистично помыкала ими, однако настоящее сильное чувство прошло мимо нее. Ради спасения возлюбленного она пошла на убийство и верную погибель, но он ответил ей обещанием любви в благодарность за освобождение. Тогда из гордости она прогнала его, ведь не хотела никого обязывать. Такая биография характеризует героиню, как сильную, смелую и независимую личность. Однако ее судьба сложилась бесцельно и пусто, в старости ей не хватало своего семейного гнезда, поэтому она иронически звала себя «кукушкой».
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 11
В каком году было написано произведение Максима Горького «Старуха Изергиль»?</h3>
- <label>1894;</label>
- <label>1895;</label>
- <label>1897;</label>
- <label>1899.</label>
(новая вкладка)
Ларра Данко Характер Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать. Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный. Внешность Симпатичный юноша. Молод и красив. Взгляд Холодный и гордый как у царя зверей. Освещает силой и жизненным огнем. Родственные связи Сын орла и женщины Представитель древнего племени Жизненная позиция Не хочет делиться с остальными. Хочет брать самое лучшее. Считает, что раз он непохож на остальных может делать всё что захочет. Мечтал стать свободным Жертвует собой ради того, чтобы спасти соплеменники. Мечтал подарить им свободу. Любил людей, желал всем помочь. Отношение соплеменников к герою Ненавидели его за большую гордыню, хотя они понимали, что он ничем не хуже их. Считали его лучше всех, уважали его сильный дух веру и мужество. Даже когда они отвернулись от него – пожертвовал собой чтобы спасти их
Смысл образа уверенное осуждение эгоистичности и уверенности в своей чрезмерной важности. Дань, дать, дающий
Что я дам людям? Что сделаю ради людей? Причины «наказания» Презирает всех людей. Считает их рабами. Слишком гордое сердце. Совершенный поступки Совершил преступление – убил девушку. Злые поступки. Совершил подвиг – осветил путь людям своим сердцем. Добрые поступки. Истинное счастье Смерть Жить для других. В итоге Одиночество Герой с толпой Конфликт Общее Внешне красивы, смелы и сильны духом. Легенда современными словами Превращается в тень (тьма, холод) Голубые искры (свет, тепло) Ключевая мысль Гордость — прекрасная часть характера. Она делает человека личностью и пренебрегает общепринятым. Самопожертвование. Вывод Антиидеал, выражающий презрение к людям. Идеал, выражающий высшую степень любви к людям. Цитаты «он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц» «Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь» «Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула». «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня» «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце» «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом».
Тема
Данко – молодой герой, который пожертвовал собой ради других людей. Он повёл народ к новой жизни, он осветил им дорогу, хотя для этого ему пришлось вынуть из груди своё пылающее сердце. Он не обращал внимания на то, что люди его не понимают, перестают ему доверять. Таким образом, в произведении проявляется романтический конфликт между человеком и обществом. Данко не чувствует себя «своим» среди «тёмных» людей, но его душа наполнена благородными порывами. О своей жизни в этот момент он совсем не думает. Старуха Изергиль ставит Данко в пример слабому духом современному поколению, указывая на смысл легенды.
Прислушиваться к благородным порывам своего сердца, учиться видеть такие стремления в окружающих людях – вот чему учит «Легенда о Данко».
Сюжет
Первая легенда, рассказанная старухой, повествует о сказочном юноше по имени Ларра. Герой, рожденный от земной женщины и орла, отличается холодным взглядом и непокорным нравом. Ларра убил отвергнувшую его девушку и за свою гордыню стал изгнанником из родного племени. Эгоизм обрек юношу на вечное одиночество. Однако в сказке прослеживается мудрая мысль писателя о том, что гордость – прекрасная часть характера. Это качество, если развито в меру, делает человека личностью и помогает не оглядываться на мнение людей.
Персонаж второй истории – Данко, в глазах которого «светилось много силы и живого огня». В аллегорической повести люди, заточенные в темном лесу, следуют за юношей, пообещавшим им теплое место с ярким солнцем и чистым воздухом. Заплутавшее по пути племя стало обвинять Данко в своих бедах и усталости. Но молодой человек не сдался – вынул из разорванной груди горящее сердце и, освещая им дорогу, вывел путников к цели. Подвиг умершего во имя людей Данко так никто и не оценил.
Гордыня и гордость (Легенда о Данко)
Проблема гордости и гордыни поднимается различными писателями во многих произведениях. Они демонстрируют то, чем отличаются эти понятия.
В горьковском рассказе «Старуха Изергиль» главная героиня рассказывает две легенды, раскрывая различия между гордостью и гордыней. Ларра был человеком горделивым, он считал себя лучше всех. Герой не признавал чужие достоинства.
Ларра думал, что он может делать абсолютно все. Его поступки отличались эгоистичностью, желанием показать свое превосходство. Старуха Изергиль отмечает, что Ларру наказало племя за его гордость. Он был вынужден вечно жить на свете в поисках собственной смерти.
Совершенно по-другому описывается образ героя другой легенды – Данко. Он владеет чувством собственного достоинства, которое позволяет ему думать о своих положительных чертах. Данко не кичится тем, что он повел за собой все племя.
Для него этот поступок был искренним желанием помочь близким людям. Честь и достоинство, свойственные Данко, способствовали тому, что ему удалось привести народ к свободе, хотя для этого ему и пришлось умереть.
Легенды о Ларре и Данко противопоставляются друг другу, реализуя мысль о том, что гордыня и гордость – противоположные качества.
Популярные сочинения
- Сочинение по творчеству Блока
Творчество А.А. Блока связано с серебряным веком русской литературы. В это период создавали свои произведения такие замечательные поэты, как Гумилев, Ахматова, Северянин, Маяковский, Есенин и многие другие.
- Сочинение Какой будет школа через 20 лет
Какой школа станет через 20 лет? Что изменится в процессе обучения, какие новые предметы могут войти в обиход школьников? Ответы на данные вопросы я дам в своём сочинении.
- Сочинение по произведению Мертвые души Гоголя
Произведение Гоголя носит сатирический характер, высмеивая российских помещиков девятнадцатого века, показывая различные их типы в утрированной форме.
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/staruha-izergil/sravnitelnaya-harakteristika-larry-i-danko.html
- https://resoch.ru/sravnitelnaya-xarakteristika-larra-i-danko-tablica/
- https://nauka.club/literatura/kharakteristika-danko-i-larry.html
- https://memblog.ru/biografii-avtorov/staruha-izergil-dobro-i-zlo.html
- https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/gorkij/danko-i-larra-sravnitelnaya-harakteristika
Тема
Незаурядна и интересна тематика рассказа «Старуха Изергиль», которая отличается широким спектром затронутых автором вопросов.
- Тема свободы. Все три героя по-своему независимы от общества. Данко гонит племя вперед, не обращая внимания на его недовольство. Он знает, что его поведение принесет свободу всем этим людям, которые сейчас, в силу своей ограниченности, не понимают его замысла. Распущенность и наплевательское отношение к окружающим позволяла себе Изергиль, и в этом безумном карнавале страстей утонула сама суть свободы, приобретая пошлую, вульгарную форму вместо чистого и светлого порыва. В случае Ларры читатель видит вседозволенность, которая нарушает свободу других людей, поэтому теряет ценность даже для ее обладателя. Горький, конечно же, на стороне Данко и той независимости, которая позволяет личности выйти за рамки стереотипного мышления и повести за собой толпу.
- Тема любви. Данко обладал большим и любящим сердцем, но чувствовал привязанность не к конкретному человеку, а ко всему миру. Ради любви к нему он и пожертвовал собой. Ларра был полон себялюбия, поэтому не мог действительно испытывать к людям сильные чувства. Свою гордость он поставил выше жизни женщины, которая ему понравилась. Изергиль была полна страсти, но ее объекты постоянно менялись. В ее беспринципном беге за удовольствиями истинное чувство потерялось, а в итоге оказалось не нужным тому, кому предназначалось. То есть, писатель отдает предпочтение святой и бескорыстной любви к человечеству, а не ее мелким и эгоистическим аналогам.
- Основные темы рассказа касаются роли человека в социуме. Горький размышляет о правах и обязанностях личности в обществе, о том, что люди должны делать друг для друга для всеобщего процветания и т.д. Автор отрицает индивидуализм Ларры, который ни во что не ставит окружение и хочет лишь потреблять благо, а не отдавать его взамен. По его мнению, настоящий «сильный и красивый» человек должен применить свои таланты во благо остальных, менее выдающихся членов общества. Только тогда будут истинными его сила и красота. Если же эти качества будут растрачены впустую, как в случае с Изергиль, они быстро померкнут, в том числе и в памяти людской, так и не найдя достойного применения.
- Тема пути. Горький аллегорически изобразил исторический путь развития человечества в Легенде о Данко. Из тьмы невежества и дикости людской род двигался к свету благодаря одаренным и бесстрашным личностям, которые служат прогрессу, не жалея себя. Без них общество обречено на прозябание в застое, но эти выдающиеся борцы никогда не бывают понятыми при жизни и становятся жертвами жестоких и недальновидных собратьев.
- Тема времени. Время быстротечно, и его необходимо расходовать с целью, иначе его бега не замедлит запоздалое осознание тщетности бытия. Изергиль жила, не думая о смысле дней и лет, отдавала себя развлечениям, но в итоге пришла к тому, что судьба ее сложилась незавидно и несчастливо.
Характеристика текста
Кульминация «Старухи Изергиль» — легенда о Данко. При анализе этой части рассказа очевидно ее противопоставление другим историям, рассказанным старухой. Легенда становится финальной точкой в размышлениях автора о смысле человеческого существования, отвечая на вопрос, ради чего нужно жить и бороться.
В своем сочинении автор кратко затронул тему поколения слабых личностей, которые не в силах сделать шаг навстречу будущему, ярко выраженную на фоне главной проблематики произведения:
- Человек и общество.
- Гуманизм.
- Жизнь во «мраке».
Главный герой рассказа, Данко, — это смелый и благородный человек, пожертвовавший собственным сердцем ради благополучия других людей. Он был готов на любой подвиг, лишь бы привести людей к новой жизни. Герой не обращал внимания на то, что люди со временем переставали верить ему и идти дальше. Благодаря такому контрасту возникает романтический конфликт между конкретной личностью и обществом в целом.
Данко не чувствовал себя комфортно в обществе «темных» людей, но несмотря на это, не переставал верить в них, и его сердце переполняло благородство. Чтобы осветить путь остальным, он вырвал свое сердце, не думая о собственной жизни.
Композиционная составляющая третей части «Старухи Изергиль» несложная. Она имеет формальную и смысловую организацию. Сюжет представлен читателям линейно и последовательно от экспозиции к развязке.
Жанр произведения — легенда, так как на протяжении всего повествования описываются вымышленные персонажи и события из их жизни. После публикации некоторые литераторы и критики считают эту историю притчей, так как в «Легенде о Данко» присутствует поучительная мораль.
Горький использовал направление — романтизм. Об этом свидетельствуют многие факты, а именно то, что в центре повествования описывается проблема человека и общества, героя является отшельником, так как непохож на других, его внутренние порывы устремлены на благородные поступки.
История создания
История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.
Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чем писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать еще что-то подобное.
Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Старуха Изергиль»
- для самых компанейских — Главные герои «Старуха Изергиль»
- для самых занятых — Читательский дневник «Старуха Изергиль»
- для самых крутых — Читать «Старуха Изергиль» полностью
Разделение на части
Чтобы лучше понять смысл произведения, необходимо разобрать его более подробно. Для этого нужно разбить текст на смысловые подзаголовки и проанализировать каждый из них, например:
- Храбрый Данко.
- Сложный путь.
- Желание убить предводителя.
- Яркое сердце.
- Смерть героя.
Нападение на племя
История начинается с описания народа, который проживал в прекрасной местности. Их поселение было с трех сторон окружено густым лесом, а с четвертой бескрайней степью. Там проживали веселые и смелые люди. Однажды со стороны степи пришли воинственные племена, и люди были вынуждены идти в лес. Но эта местность была заросшая деревьями и кустарниками, туда даже не проникали лучи света, а с болота подымался жуткий смрад, из-за которого гибли люди.
Со временем стало понятно, что нужно выбираться отсюда. Перед людьми стоял непростой выбор вернуться в степь, где их поджидали враги или пробиваться сквозь густые заросли. Дело в том, что деревья были настолько сильными и их ветви очень плотно прилегали друг к другу. Чтобы пройти через них, потребуется немало сил и времени. Но не многие хотели проходить через этот кошмар в полной темноте.
Люди начали думать о том, как правильно им поступить. Все эти размышления привели к тому, что многие ослабли и уже были готовы сдаться в плен врагу.
Уход в густой лес
В этот момент слово взял Данко и предложил племени продвигаться дальше вглубь леса навстречу солнцу. Этот смелый парень утверждал, что нет ничего бесконечного и им рано или поздно удастся выбраться из леса. Все поверили ему и просили поскорее вывести их из западни. Они шли очень долго, и каждый их шаг давался с трудом. По пути было немало опасностей, то болото пожило людей, то ветви деревьев раздирали их кожу до крови. Вскоре люди были ослаблены и начали сомневаться в том, что Данко сможет довести их до победного конца.
Сомнения народа
Внезапно прогремел гром, и начала сверкать молния. Люди были очень напуганы. Им было стыдно признаться в том, что они боятся всего происходящего. Некоторые начали упрекать Данко, что он ведет их на верную смерть. Героя возмутило это, и он сказал, что племя поверило ему и пошло за ним по доброй воле. Ему было стыдно, что некогда смелый народ следовал за ним как стадо овец, при этом постоянно причитая и обвиняя его во всех бедах.
Освещенный путь
Этими словами он лишь разозлил племя. Из толпы послышались призывы убить Данко. Он с горестью оглядел каждого и понял, что люди стали похожи на зверей. Но, несмотря на это, он любил свой народ и желал им только добра. После недолгих размышлений смелый парень разорвал руками свою грудь и достал оттуда пылающее сердце, которое горело так ярко, что даже многие закрыли глаза.
Уход с улыбкой
Данко снова встал впереди всех и пошел вперед, освещая путь своему народу. Вскоре они вышли на бескрайнюю степь, где протекала река. Все обрадовались, когда увидели эту местность. Мужчина, держа сердце в руках, оглянулся, засмеялся и упал замертво.
То, что погиб их предводитель никто не заметил. Только один человек, увидев лежащее сердце, подошел и наступил на него, словно боясь чего-то.
Одна из основных тематик произведений Горького — доброта к людям, способность к самопожертвованию и подвигу, свобода человека. Его рассказы, повести, романы и очерки, как и легенда о Данко, учат тому, что не следует отступать перед препятствиями и опасностями. Основная мысль рассказа — нужно быть мудрым, честным, верить в лучшее и идти вперед.
Композиция
В книге Горького чрезвычайно велика роль композиции. Это рассказ в рассказе: пожилая женщина поведала путнику три истории: Легенда о Ларре, откровение о жизни Изергиль, Легенда о Данко. Первая и третья части противопоставлены друг другу. В них раскрывается противоречие между двумя разными взглядами на мир: альтруистский (бескорыстное доброе дело во благо общества) и эгоистический (действия во благо себя без учета общественных нужд и догм поведения). Как и в любой притче, в легендах представлены крайности и гротески, чтобы мораль была понятна всем.
Если эти два фрагмента носят фантастический характер и не претендуют на достоверность, то звено, что расположено между ними, имеет все черты реализма. В этой странной структуре и состоят особенности композиции «Старухи Изергиль». Второй фрагмент — это рассказ героини о своей легкомысленной, бесплодной жизни, которая прошла так же быстро, как покинули ее красота и молодость. Этот фрагмент погружает читателя в суровую реальность, где некогда совершать ошибки, которые допустил Ларра, и совершила сама рассказчица. Она потратила свою жизнь на чувственные наслаждения, но так и не нашла истинной любви, так же бездумно распорядился собой и гордый сын орла. Только Данко, погибнув в цвете лет, достиг цели, постиг смысл бытия и был по-настоящему счастлив. Таким образом, сама необычная композиция подталкивает читателя к тому, чтобы сделать правильный вывод.