Тема любви в романе м. а. булгакова «мастер и маргарита»

Сочинение всепобеждающая сила любви в романе мастер и маргарита

Сочинение Тема и Сила любви Мастера и Маргариты

Роман Булгакова был совершенно новаторским для того времени. Ведь в нём поднимаются такие неоднозначные темы, которые будут всегда актуальными. Истинная любовь – основная проблема, которая поднимается в книге «Мастер и Маргарита». Оба главных героя из-за всех сил пытаются построить свою счастливую жизнь.

Во время дальнейшего прочтения мы узнаём, о том что Маргарита очень совсем непростая женщина. Она жена какого-то серьёзного человека. Ей не приходится ни в чем нуждаться. У неё есть всё кроме счастья и любви. Ведь, судя по всему, становилась женой Маргарита не из-за высокого чувства. Да, она богатая, статная женщина, но не счастливая. После встречи с Мастером Маргарита осознает силу настоящей, истинной любви. Он бедный писатель, который живёт в подвальном помещении. Мастер находится в постоянном состоянии бедности , но этот факт не помешал ему полюбить Маргариту и сделать её счастливой.

Герои этого романа действительно стали счастливы, так как об этом мечтал каждый из них. Но есть один факт, омрачающий их жизнь – замужество Маргариты. Еще один фактор, мешающий их счастью – заключение под стражу Мастера за роман, который оказался антисоветским. Казалось бы, теперь никакого счастья, так и жить им: ему больнице для психически больных, а ей рядом с мужчиной, который никогда не сделает её счастливой.

Именно в этот момент судьба, словно сама посылает им шанс обрести счастье. Маргарите предлагает сделку сам дьявол. Маргарита не может отказаться, ведь это единственный шанс обрести счастье, не мучиться с нелюбимым мужем. На один вечер она стала королевой мира мертвых. За это она просит у Воланда только одно – вернуть ей любимого Мастера. И это помогает обрести им счастье.

Для того, что бы стать счастливой Маргарите пришлось продать душу Дьяволу. На что человек только не пойдет ради настоящей любви. Это самое сильное чувство, которое способно изменить многие жизни. Только любовь толкает людей на такие поступки. Ради неё можно отдать всё, не прося ничего взамен. Её силу сложно измерить. Да и нужно ли. Обретая любовь, мы обретаем настоящее счастье.

Вариант 4

Фантасмагория и любовь… Любовь правит миром! Тема любви в романе ненавязчивая, но яркая, как бы мягко вплетается в сюжет произведения, светится в грустных глазах прекрасной незнакомки, держащей в руках желтую мимозу, слышится в мерным звуках мужских шагов идущего за Маргаритой Мастера.

Маргарита Николаевна  жила в богатом особняке и могла купить себе все, что захочется. Она не занималась хозяйством. Среди коллег ее мужа встречались очень интересные мужчины… Словом, у неё в этой жизни было всё, что можно было пожелать. Но счастлива она не была. Её любили, а она нет, не встретила ещё свою любовь эта женщина…

После того, как она полюбила Мастера и случились события самые разные — и радостные, и трагические, они расстались не по её вине, однажды Маргарите приснился необыкновенный, вещий сон. Приснилась неоптимистичная, крайне грустная весенняя природа с унылой стаей грачей под пасмурным небом. Серенькая речка под трухлявым мостиком, одинокие чахлые деревца и рядом – такое же невесёлый домик из брёвен, напоминающий баньку. Вокруг всё крайне тихо и уныло… И вдруг распахивается дверца этого домика и показывается он! Вид у него как у нищего – небрит, в обшарпанной одежде, встревоженный и замученный, — зовёт её. Маргарита стремглав побежала к нему и проснулась. 

Анализируя сон, она решила, что, возможно он мёртв и зовёт её за собой. И это даже хорошо, что он приходил за ней, — тогда её мучения закончатся. Если же он жив, то он не забыл ее, и они скоро увидятся. Она поняла, что не безразлична ему, и даже если он жив и по каким-то обстоятельствам не даёт о себе знать, всё равно она ему необходима и стоит бороться за свою любовь! 

Прекрасное и светлое чувство толкнуло её сделку с тёмными силами. Но блистающая на балу у сатаны королева Марго не лишилась добрых чувств, пожалев детоубийцу Фриду, принуждённую к этому вынужденными обстоятельствами. Маргарита, движимая состраданием, готова была даже пожертвовать встречей с Мастером во имя покоя бедной женщины. 

Но встреча с Мастером, благодаря тому, что Воланда выполнил своё обещание,  произошла. И Маргарита с Мастером соединились, чтобы никогда больше не расставаться.

Как приятно перечитывать  роман Булгакова «Мастер и Маргарита»! Они погружают нас в мир тайны, мистики и любви. Кажется, что сказка станет явью, а герои соскользнут из книги в реальность, когда кто-то неведомый нашему взору, вдохнет в них жизнь. Тогда они будут жить среди нас. Хотя, они и так живы, наделенные нашим воображением неиссякаемой энергией.

Мне нравится634Не нравится345

Тема любви в романе Мастер и Маргарита

Любовь Мастера и Маргариты в романе Булгакова — основная тема произведения. Ей уделено немало внимания не только потому, что отношения связывают двух главных героев. Сквозь романтическую связь автор раскрывает множество тем и вопросов, ответить на которые читателю приходится самостоятельно.

Что главное в теме любви в романе «Мастер и «Маргарита?». Прежде всего — возможность найти того, чья душа станет единым целым с твоей душой. В этом плане героям романа безумно повезло. Они много лет жили, не испытав истинного глубокого чувства. Но в момент, когда судьба предоставила им такой шанс, персонажи не растерялись и полностью отдались представленной возможности.

До встречи с Мастером Маргарита жила неплохо. Но душа ее не была счастлива. Выйдя замуж за обеспеченного и уважаемого человека, девушка обрела все те материальные блага, которыми гордится большинство женщин ее положения и возраста. Но деньги, статус не принесли ей удовлетворения.

Мужа Маргарита не любила. И жизнь в роскошной золотой клетке протекала для нее серо и убого, несмотря на внешнюю красоту и богатство окружения.

Мастер до знакомства со своей возлюбленной также не был счастлив. Но он имел мечту, которой в один момент было суждено осуществиться. Мастер давно мечтал написать роман. Он верил в силу своего творчества и действительно был неплохим начинающим автором. Однажды выиграв в лотерею крупную сумму, Мастер решился изменить все на 360 градусов. Бросив скучную работу, он снимает небольшую уютную квартиру в Москве и полностью посвящает себя творчеству.

Но роман сложно написать без вдохновения. А потому в один из весенних дней Мастер решает выйти на прогулку, которая станет для него судьбоносной.

В тот весенний день он встречает прекрасную незнакомку. История любви Мастера и Маргариты в сочинении начинается именно с описания их первой встречи. Сейчас бы сказали, что первое свидание было «как в кино». Но можно описать его и глубже — встреча, как в великом романе Булгакова.

Девушка на прогулке привлекает Мастера особым взглядом. В нем все: грусть, тоска, одиночество, но нет счастья. Посмотрев в эти печальные глаза первый раз, пронзенный незнакомым чувством Мастер понимает, что забыть их более не в силах

Он, словно обезумевший фанат, следует по пятам за случайной попутчицей, стараясь привлечь ее внимание и боясь отказа одновременно

Маргарита, прогуливаясь по весенней Москве с желтыми цветами, не догадывалась о том, какой подарок судьбы ее ждет. Но когда в один момент она случайно встречается глазами с незнакомым мужчиной, девушка тут же понимает — этот день настал.

«Словно молния, словно финский нож» — именно так пронзает любовь сердца главных героев романа Булгакова. Будучи людьми взрослыми, они тут же понимают, что их встреча является судьбоносной. А потому оба тут же отдаются нахлынувшим чувствам.

В сочинении о «Мастере и Маргарите» вечная любовь — другая ключевая тема, про которую невозможно упомянуть. Говоря о такой любви, большинство современных читателей обычно подразумевают те чувства, которые люди пронесли через свою жизнь, до самой смерти. Но у Булгакова вечность связана не только с миром людей, но и загробной жизнью. Отчасти потому в его произведении много религиозных моментов и отсылок к библейским преданиям, в которых описывается о жизни после смерти и обстоятельствах выбора человеком при жизни своего дальнейшего пути после смерти.

В понятии автора вечная любовь продолжается после того, как герои умерли физически. Их тела нашли порознь, но души, проданные в свое время Воланду ради вечной любви, навсегда останутся вместе в жизни загробной.

Трагедия любви Мастера и Маргариты — в рабстве своего чувства. Ради него герои готовы на все, даже продать свою душу. Но стоит ли осуждать поступки тех, кто безумно влюблен?

Вечная любовь.

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» популярное произведение, которое читают и любят как в России, так и за её пределами. В романе переплелось множество острых проблем того времени и разных тем для размышлений. Но самая яркая тема – это, конечно, тема любви. Многие люди, даже те, что знакомы с романом лишь понаслышке, когда слышат сочетание слов Мастер и Маргарита, представляют себе историю неземной любви.

Автор нам рассказывает о том, какой была жизнь главного героя до встречи с героиней. Он был небогатым человеком, который, получив однажды крупный выигрыш, стал работать над романом о Понтии Пилате. Перед завершением романа с ним произошло главное событие его жизни – встреча с Маргаритой. Она была не свободна, но это не остановило её. Её прежняя жизнь теперь казалось ей бессмысленной. Многие бы подумали, что та жизнь была замечательной, ведь у неё был дом, обеспеченный муж, она была наделена красотой. Но ей не нужно было всего этого, так как это не приносило счастья, в жизни не было смысла. Значит, встреча героев была неслучайной, они оба нуждались в этой любви.

Что же дала им эта долгожданная любовь? Она их полностью изменила их жизнь, изменила их самих. Настоящая любовь обычно так и возникает: внезапно и навсегда. Мастеру стало ещё легче писать свой роман, его вдохновение подпитывалось прекрасной Маргаритой. Она им восхищалась, подбадривала его и поддерживала. Они были счастливы вдвоём, как истинные влюблённые. Когда работа над романом была окончена, им нужно было выйти из своего тайного гнёздышка. Но, к сожалению, они столкнулись с жестоким миром того времени. Тогда ценился не столько талант, а сколько умение приспосабливаться и находить полезные связи. Они, их любовь были противопоставлены остальному миру.

Любовь героев настолько сильно, что они оба готовы идти на жертвы. Маргарита готова отказаться от всех земных благ, а Мастер боится поломать жизнь любимой. Маргарита – образец и идеал любящей женщины

Причём, она относится с любовью  и к окружающим, это видно на балу Сатаны, где её вниманием и любовью были вознаграждены все. Даже, когда она мстит врагам, она жалеет испуганного ребёнка

Она остаётся прекрасной даже в образе ведьмы. Мастер же обретает силу и покой благодаря любви. Он обещает любимой, что никогда не допустит малодушия.

Автору удалось точно показать и раскрыть вечную тему любви, настоящей, искренней, способной на самопожертвование.

Свита Воланда

Любое мистическое действие в романе связано с Воландом и его приближёнными. Свита состояла из четырёх демонов, которые в наказание за свои проступки были вынуждены служить хозяину. В нее входили:

  • Коровьев (Фагот) — высокий мужчина в клетчатом костюме;
  • кот Бегемот — демон, принимающий облики животных;
  • Азазелло — демон смерти;
  • Гелла — служанка, ведьма.

Их главной мечтой было поскорее закончить службу и освободиться, а также не попасть в немилость к своему хозяину. Хоть в романе они показаны преданными слугами, только и мечтающими, чтобы кому-то навредить, на самом деле все совсем не так.

Вести себя подобным образом они вынуждены в угоду хозяину, поскольку сами существа подневольные. Не все поручения Воланда приходятся им по душе, но выполнять их они обязаны. Например, в действиях Азазелло прослеживается некоторое сочувствие к Маргарите и Мастеру, когда он приносит им отравленное вино.

Каждый из слуг когда-то имел другой облик. Нелепой внешностью они были наказаны за свои проступки. Например, Коровьев был красивым рыцарем, но за неудачную шутку должен был довольствоваться обликом смешного неуклюжего человека. Бегемот принимал сразу два облика: кота и коренастого человека в кепке, когда его настоящий образ — юный паж. Нет ничего удивительного, что свита Воланда не испытывала сильной любви к своему хозяину. Их охватывал страх перед ним.

Сила любви

Любовь — это самое сильное чувство на свете, оно не подчиняется никаким правилам и всегда воодушевляет человека. Человек, способный испытать на себе чувство любви, скажет, что прочувствовал нечто сродни вдохновению, он готов был меняться, идти на уступки, любить весь мир. Любовь преображает любого человека и побеждает в нем все отрицательное. Она совершенствует душевную организацию личности, поднимает со дна души все самое лучшее, что есть в человеке. Это чувство невероятно и почти неописуемо.

Определение понятия

Залог успешного написания письменной работы заключается также в правильном формировании терминологии. Зная определение понятия, можно наиболее точно раскрыть важные аспекты тематики.

В словарях дается несколько определений слову «любовь». Самые популярные состоят из таких:

  1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
  2. Пристрастие к чему-то
  3. Чувство симпатии и привязанности

Слову «сила» также дается несколько определений. К теме подходят:

  1. Способность противостоять внешним или внутренним воздействиям и способность давать начинание новым процессам
  2. Сила — это проявление характера ​ ​ и воли человека

Аргументы к сочинению

Михаил Булгаков с поразительной точностью описывает историю любви Мастера и Маргариты. Главный герой, впервые увидев Маргариту, сравнивает чувство влюбленности с ударом молнии, он говорит, что сердце его готово было выскочить, а героиня говорит, что словно не жила на свете до судьбоносной встречи с возлюбленным.

Но как влияет на изменение характера обоих героев чувство всепоглащающей любви. Мастер более философски подходит к возвышенному чувству; в начале повествования он понимает, что Маргарита не может быть рядом с ним в силу обстоятельств. Главная героиня же, наоборот, готова бороться за свою любовь до последнего.

Аргумент первый

Маргарита представляет собой пример сильной женщины, готовой на все ради любимых ей людей. Встретив Мастера, ее жизнь абсолютно меняется: она уже не может жить прежде, ее тяготит чувство разлуки с любимым. В начале книги героиня предстает перед читателем как светская, обеспеченная дама, у которой к тому же есть муж. Но она не испытывает чувство счастья и любви. Поэтому, прочувствовав возвышенное чувство на себе, она решает, что отдаст все, лишь бы быть рядом со своей второй половинкой.

Она двигается к свое цели, не замечая практически ничего вокруг, будто является непобедимой. Женщина не дает прощения своим врагам и мстит каждому, кто когда-то помешал Мастеру. Такой силе удивляется даже Воланд. Именно он произносит одну из ключевых выражений романа: «Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит…». Пример иллюстрирует спасительную силу любви, проявляющуюся в том, что лишь рядом друг с другом герои ощущали себя живыми и счастливыми.

В финале произведения Маргарита получает долгожданную награду: она уходит в «Вечный дом» вместе с Мастером.

Аргумент второй

Движимой силой романа является любовь. Главные герои любят друг друга и стремятся остаться вдвоем на протяжении всего повествования. В романе всепобеждающее чувство сражает и сметает все на своем пути, оно заставляет подчиниться ей даже силы зла. Воланд преклоняется перед Мастером и Маргаритой и дарует им желанный покой, понимая, что герои достойны этого. Выходец ада мстит всем, кто заставил влюбленных страдать, всем кто разрушил жизнь Мастера и счастье Маргариты. Роман завершается праздником справедливости, любви и правды. Аргумент можно использовать как пример для написания эссе на тему сила любви, сочинения по литературе.

Таким образом, история, описанная в книге, дает ответ на то, в чем заключается сила любви. Листая главы легендарного произведения, читатель желает сам испытать на себе то невероятное чувство под названием любовь.

Покой или свет

Почему же, несмотря на все жизненные и литературные перипетии, Мастер так и не заслужил награды даже после смерти?

«Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий».

Что значит покой, и почему же все-таки не свет? Чего не сделал Мастер, чтобы получить свет, быть принятым в раю, заслужить вечное блаженство?

Покой для звукового писателя – это успокоение мятежной души, прекращение терзаний, бесконечного внутреннего диалога, череды мыслей, сменяющих одна другую без перерыва, завершение постоянного поиска ответов на вечные вопросы о смысле жизни, сути бытия. Мастер получил ответы и подтверждения собственной правоты, его роман оказался достоверен.

«О, как я угадал! О, как я все угадал!»

Но Мастер не получает чего? Бесконечного наслаждения и радости от прожитой жизни. Почему?

Ему было дано многое, даже очень многое, редкому звуковику дается темперамент такого уровня. Он был гением. Он был способен постичь больше, чем то, что им было сделано. Ему был дан талант писателя. Ему было откровение. Но как он использовал этот талант? Во всю ли силу? К чему он его применил? Какую пользу принес он людям? Смог ли изменить их жизнь к лучшему?

Мастерство писателя он использовал для написания романа. Такого, которого хотел сам, который был интересен ему и только ему. Абстрактное мышление и уникальную способность к сосредоточению Мастер использовал для создания гениального, но, к сожалению, не востребованного, а значит, в определенном смысле бесполезного произведения.

Всей мощью своего разума он не смог совладать с зародившимся в нем психическим заболеванием. Он сдался. Возненавидел и уничтожил то, что сотворил своими руками. Грубо говоря, он выбрал легкий путь – поддался сумасшествию.

Недаром ведь «трусость, несомненно, один из самых страшных пороков»!

Почему трусость? Возможно, потому что страшно признать ошибочность своих суждений, перечеркнуть все, что творил, потому что творил «для себя», писал то, что просится наружу, писал о себе и себе подобных… и только к концу жизни понял это.

Рукописи не горят

Булгаков, как и Мастер, сжег роман, но потом все-таки восстановил его, и это оказался самый выдающийся труд его литературного наследия.

Роман великолепен тем, что каждый видит в нем то, что хочет увидеть. Один читает оду атеизму, другой сатирическое изображение советского общества, третий понимает его как религиозный трактат «от противного», четвертый наслаждается мистикой, не утруждаясь особенно глубиной смыслов.

Его роман, как зеркало. Мы видим в нем то, что есть внутри нас. В нем нет отчетливых ответов «что есть добро, а что – зло», но есть пища для ума. Есть атмосфера особенного времени, есть события и их последствия, человеческие пороки и вместе с тем достоинства. При прочтении возникает совершенно особенное ощущение глубины происходящего. Ни одно слово не брошено просто так. Каждый герой несет свой собственный смысл.

Мы можем по-разному видеть одни и те же вещи, ведь «мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются…».

Мечта Маргариты

Сначала героиня представляется читателю как обычная замужняя женщина, ведущая размеренный образ жизни. У неё было всё, что нужно для полноценного существования:

  • богатый муж;
  • обеспеченная жизнь;
  • большая квартира.

Маргарита хоть и не любила своего мужа, но уважала его и была верна. Но так было до того момента, пока она не встретила Мастера.

Женщина сразу почувствовала, что это её любовь и судьба. Лишь посмотрев друг на друга, герои поняли, что прежней жизни для них больше не существует:

На взаимное чувство также указывает разговор с Иваном в психиатрической больнице. Мастер вскользь упоминает, что уже женат, но после встречи с Маргаритой вряд ли даже сможет вспомнить имя своей жены.

Однако всё меняется, когда любимый исчезает неизвестно куда. Найти и вернуть свою любовь — это главная мечта Маргариты. Ради этого она готова на всё, даже расстаться с жизнью. Когда ей предлагают помощь тёмные силы, женщина даже не задумывается о последствиях.

Не задумывается о них Маргарита даже тогда, когда принимает гостей на балу у сатаны. Каждого вновь прибывшего свита Воланда описывает подробно: за какие пороки он тут оказался, что сделал при жизни плохого.

Маргарите как бы тонко намекают на то, что некоторые необдуманные желания могут привести к печальному финалу. Но это не действует на женщину. Для достижения своей мечты она готова вытерпеть любые испытания. Для неё существование вдали от Мастера было равносильно аду. Свою реальность она видела только рядом с любимым мужчиной.

Всепобеждающая сила любви и творчества в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Истинно любящие, не помышляя до последнего дыхания о личном

ведут битву за душу любимого – за ее восхождение.

И они эту битву выигрывают, потому что любят.

Они выигрывают ее, даже умирая…

Э. Гольдернесс

Любовь, милосердие, прощение, творчество — понятия общечеловеческие, составляющие основу морали всякого человека, любой мировой религии. Именно эти принципы лежат в основе романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Романа, в некоторой степени автобиографичном, поскольку Мастер – двойник Булгакова, но не его копия.

Маргарита любит Мастера, Мастер — Маргариту. Казалось бы, что может быть проще и обыденней?!

“За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!”

Но, как оказывается, дело не просто в любви, героев объединяет творчество Мастера, его писательские способности, которые выразились в одном единственном, изменившим их жизнь, произведении. Настоящая любовь приходит к Мастеру и Маргарите в расцвете их жизни, поселяется в сердцах, но последующие события складываются вовсе не так, чтобы спасти эту любовь.

Окружающий мир против того, чтобы Мастер и Маргарита были счастливы вместе, и тогда приходит Сатана-Воланд. Любовь между влюбленными становится зависимой от книги, но в тоже время эта любовь питает и роман, который пишет Мастер.

Наступает момент, когда Мастеру необходимо положить свой роман о Понтии Пилате на стол критикам, и он понимает, что дальнейшая его судьба решится именно здесь. Роман не проходит, и Мастеру становиться ясно, что озлобленность критиков вызвана не тем, что им не нравится роман, а тем, что они говорят не то, о чем думают на самом деле. В этом заключается проблема не только тех критиков, но и большинства людей того времени, да и нынешних наших граждан тоже. Решение «Литературного общества» сломало Мастера. В нем было много сил, энергии для дальнейшего творчества, но его главное и единственное произведение в жизни не было принято должным образом. Пропала вера в себя…

Маргарита ощущает растерянность и страх возлюбленного, но он не признается ей, в чем дело. Узнав же проблему Мастера, Маргарита, любя его всем сердцем, идет на сделку с Дьяволом. Ради любимого молодая женщина готова на многое…

Наконец, настает ужасная ночь, когда Мастер уничтожает рукопись. Но он, совершая свой безумный поступок, еще не знает, что “рукописи не горят”. Эту фразу бросает впоследствии Воланд, когда показывает Мастеру копии романа. Но даже если бы этих копий не было, это не сыграло бы никакой роли. Мастер помнит свое творение слово в слово, он не может выбросить из памяти то, что было создано таким трудом. Как бы Мастер не переживал, как бы горько ни складывалась его судьба, но бесспорно одно —«Литературному обществу МАССОЛИТа», не удается убить талант. Рукопись Мастера не может сгореть, потому что в ней правда. Правда, которую никто не хочет видеть и знать.

Творческую личность можно проклинать, запрещать ее творения, довести до сумасшедшего дома, но уничтожить созданное ею — невозможно. Мастер навсегда связан со своим творением. Гибнет книга, и любовники теряют друг друга. Воланд возвращает Маргарите рукопись — и возвращается Мастер. Всё взаимосвязано.

Писатель показывает нам, своим читателям, что любовь земная — это любовь небесная, что меняются внешность, одежда, время, но любовь, настигшая однажды, поражает в самое сердце навсегда. И она неизменна во все времена, которые нам суждено пережить. Так было и две тысячи лет назад, так есть и сейчас.

Тема: – Любовь в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова

Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера — творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь». Любовь мастера и Маргариты была именно такой. Что значит, по М. Булгакову, «настоящая любовь»? Встреча Мастера и Маргариты была случайной, но не случайным было чувство, связавшее их до конца их дней. Не зря они узнают друг друга по «глубокому одиночеству» во взгляде. Это значит, что даже не зная друг друга, они испытывали друг в друге огромную потребность. Именно поэтому и совершилось чудо — они встретились. «Любовь поразила сразу нас обоих», — говорит мастер. Настоящая любовь властно вторгается в жизнь любящих и преображает ее! Все будничное, обыденное становится ярким и значительным. Когда Маргарита появилась в подвальчике мастера, все мелочи его скудного быта начинали как будто бы светиться изнутри, и все меркло, когда она уходила. Настоящая любовь — это любовь бескорыстная. До встречи с мастером у Маргариты было все, что нужно женщине для счастья: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, деньги. «Словом… она была счастлива? — задается вопросом писатель. — Ни одной минуты!.. Что же нужно было этой женщине?., ей нужен был он, мастер, о вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги». Все материальные блага оказываются ничтожными по сравнению с возможностью быть рядом с любимым человеком. Когда у Маргариты не было любви, она готова была даже покончить с собой. Но при этом она не хочет причинить зла своему мужу и, приняв решение, поступает честно: оставляет ему прощальную записку, где все объясняет. Истинная любовь, следовательно, не может причинить зла никому, она не будет строить свое счастье за счет несчастья другого человека. Истинная любовь самоотверженна. Маргарита способна принимать интересы и устремления своего возлюбленного как свои, живет его жизнью, помогает ему во всем. Мастер пишет роман — и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив, и в этом видит смысл своей жизни. Что же такое «верная любовь»? Это определение раскрывается во второй части романа, когда Маргарита остается одна и не имеет никаких известий о мастере. Она вся погружена в ожидание, она буквально не находит себе места. При этом она не просто верна своему чувству, но и не теряет надежды на встречу. И для нее совершенно безразлично, на каком свете эта встреча произойдет. «Вечной» любовь становится тогда, когда Маргарита проходит испытание встречей с потусторонними силами. Маргарита борется за мастера. Посещая Великий бал полнолуния, Маргарита при помощи Воланда возвращает его. Рядом с возлюбленным она не боится смерти, и за смертной чертой она остается с ним. «Я буду беречь твой сон», — говорит она. Но как ни переполнена Маргарита любовью и тревогой за мастера, когда настает время просить, она просит не за себя — за Фриду. И не только потому, что Воланд советует ничего не просить у власть имущих. Любовь к мастеру органично соединена в ней с любовью к людям, тяжесть собственных страданий — со стремлением избавить от страданий других. Любовь связана с творчеством. Судьба любви переплетена с судьбой романа. По мере того, как крепнет любовь, создается роман, и потому произведение — плод любви, и роман одинаково дорог и мастеру, и Маргарите. И если мастер отказывается от борьбы, то Маргарита устраивает разгром в квартире критика Латунского. Но любовь и творчество существуют среди людей, которые не знают ни того, ни другого. Поэтому они обречены на трагедию. В конце романа мастер и Маргарита уходят из общества, где нет места высоким духовным побуждениям. Мастеру и Маргарите смерть дается как покой и отдых, как свобода от земных мытарств, горя и мучений. Можно ее воспринимать и как награду. Здесь боль самого писателя, боль времени, боль жизни. Роман М. Булгакова, пережив десятилетия забвения, и сегодня обращен к нам, в наше время. «Настоящая, верная и вечная любовь» — вот главная сущность, отстаиваемая романом.

Тема любви в романе Булгакова ‘Мастер и Маргарита’

Что мы вспоминаем, когда слышим имя Михаила
Булгакова? Мы вспоминаем уютный дом Турбиных, профессора Преображенского и его
Шарика, «Роковые яйца», но все-таки в первую очередь Мастера и его возлюбленную
– Маргариту. Но почему? Что есть в этом романе, чего нет в других
произведениях? Ответ прост: здесь есть все. Роман написан так, “Словно автор,
заранее чувствуя, что это его последнее произведение, хотел вложить в него без
остатка всю остроту своего сатирического глаза, безудержность фантазии, силу
психологической наблюдательности” (К. Симонов). Это сатирический роман, роман о
сути искусства и о судьбе художника. Здесь поняты вопросы о вечных ценностях:
вопрос добра и зла, жизни и смерти, духовности и бездуховности.  Но все-таки
для меня это в первую очередь роман, роман о настоящей, верной, вечной любви.

Несмотря на то, что романы в большинстве
случаев полностью отвечают своему названию, и главной темой в них становится
тема любви, в романе «Мастер и Маргарита» автор затрагивает эту тему лишь во
второй части. Мне кажется, Булгаков делает это для того чтобы подготовить
читателя, для автора любовь не однозначна, у него она многогранная.

В романе Булгаков не находит места ненависти и
отчаянию. Та ненависть и месть, которой исполнена Маргарита, бьющая стекла домов
и топящая квартиры, скорее всего никакая не месть, а веселое хулиганство,
возможность подурачится, которую дает ей Дьявол.

Ключевой фразой
романа является стоящая прямо в его середине, многими замеченная, но никем не объясненная
фраза: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да
отрежут лгуну его гнусный язык!
За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»+Автор романа, создавая главных героев,
наделяет их необыкновенной чувственностью и сердцами, преисполненными любовью
друг к другу, но он также разлучает их. Он посылает к ним на помощь Воланда –
сатану. Но почему, казалось бы, такому чувству, как любовь, помогает нечистая
сила? Булгаков не делит это чувство на светлое или темное, не относит его к
какому-то разряду. Это вечное чувство, любовь это такая же сила, такое же
«вечное», как жизнь или смерть, как свет или тьма. Любовь может быть порочной,
но может быть и божественной, любовь во всех своих проявлениях в первую очередь
остается любовью. Булгаков называет любовь настоящей верной и вечной, но не
называет её небесной, божественной или райской, он соотносит её к вечности, как
рай или ад.

Всепрощающая и
все искупающая любовь – вот та любовь, о которой пишет Булгаков. Всепрощение настигает всех и каждого, неотвратимо, как судьба: и
клетчатого гаера, известного под именем
Коррвьева — Фагота, и юношу, пажа, который был котом Бегемотом, и
прокуратора Иудеи — Понтия Пи­лата, и романтического Мастера, и его
возлюбленную. Писатель показывает своим читателям, что любовь земная — это
любовь небесная, что могут изменяться внешний облик, одежда, эпоха, время,
место жизни и место вечности, но любовь, настигшая вас однажды, поражает в
самое сердце и навсегда. И любовь остается неизменной во все времена и во все
вечности, которые нам суждено пережить. Она наделяет героев романа энергией
всепрощения, той, которую выказывает в романе Мастера Иешуа и о которой две ты­сячи
лет тоскует Понтий Пилат. Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел,
что она то место, где сходятся земля и небо. И тогда автор выдумывает для
любящих и преданных сердец место покоя и бессмертия: «Вот твой дом, вот твой
вечный дом», — гово­рит Маргарита, и где-то далеко ей вторит голос другого
поэта, про­шедшего эту дорогу до конца:
Смерть и Время царят на земле, — Ты владыками их не зови; Все, кружась,
исчезают во мгле, Неподвижно лишь солнце любви.

Любовь — именно она придает книге загадочность
и не­повторимость. Любовь поэтичная, любовь зем­ная, плотская и романтическая—
это та сила, которая движет всеми события­ми
романа. Ради нее все меняется и все происходит. Перед нею преклоняются
Воланд и его свита, на нее из своего света смотрит, и восхищается ею Иешуа.
Любовь с первого взгляда, тра­гическая и вечная как мир. Именно такую любовь
получают в качестве дара герои романа, и она помогает им выжить и обрести
вечное счастье, вечный покой.

До встречи с мастером

До встречи с мастером, жизнь Маргариты была совершенно пустой и бесцельной. «Она говорила… – рассказывает мастер об их первой встрече – что с желтыми цветами вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел». Иначе, Маргарита «отравилась бы, потому что жизнь ее пуста». Героиня в 19 лет вышла замуж за богатого и уважаемого человека. Супруги жили в красивом особняке, жизнью, которой была бы рада любая женщина: уютный дом, любящий муж, отсутствие бытовых забот, Маргарита «не знала, что такое примус». Но героиня «не была счастлива ни дня». Очень красивая. Молодая женщина не видит в своей обывательской жизни ни цели, ни смысла. Ей тяжело, скучно и одиноко в своем особняке, который все больше похож на клетку. Ее душа очень широка, внутренний мир богат, и ей нет места в сером скучном мире обывателей, к которому принадлежал, видимо, и ее муж. Удивительная красота, живые, «чуть косящие глаза», в которых светилось «необыкновенное одиночество» – такое описание Маргариты в романе «Мастер и Маргарита». Ее жизнь без мастера – это жизнь безумно одинокой, несчастной женщины. Имея в своем сердце нерастраченное тепло и неуемную энергию в душе, Маргарита не имела возможности направить ее в нужное русло.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: