Нехорошая квартира
Как можно говорить о таком персонаже, как Степа Лиходеев, и не сказать ни слова о квартире, в которой он обитал до момента своей телепортации? А ведь директор театра был обречен на исчезновение уже тогда, когда переступил ее порог.
В седьмой главе, в которой читатель знакомится с Лиходеевым, автор повествует о прежних жильцах квартиры № 50. Все они словно канули в бездну. Первым исчез квартиросъемщик вдовы ювелира. Женщине принадлежала квартира, которую она, будучи особой предприимчивой, частично сдавала жильцам, судьба которых оказалась довольно печальной. Впрочем, как и каждого, кого прельщали апартаменты по знаменитому адресу. Бесследно исчезла и сама хозяйка, и даже ее домработница Анфиса. Но если местонахождение первых жильцов осталось неизвестным, то судьба Берлиоза и Лиходеева знакома была каждому проживавшему в доме 302-бис, расположенном на Садовой. Правда, Лиходееву повезло больше, нежели его соседу. Но у Булгакова были свои счеты с литераторами.
Вариант 2
Роман, написанный М.А. Булгаковым «Мастер и Маргарита» насчитывает множество главных и второстепенных героев. Степан Лиходеев – это персонаж второго плана, который стал «жертвой» неожиданного визита в Москву Сатаны.
Лиходеев был безвредным человеком, он управлял театром «Варьете». Он работал и не мешал никому из героев и не вредил. Но, несмотря на это М.А. Булгаков видел в нем одно плохое качество. Автор считал, что Лиходеев занимает чужую должность и находится «не на своем месте». Булгаков считал, что это главное зло всех времен. Лиходеев не особо вникает в свою работу и за это его не сильно любят в театре. Об этом свидетельствует ситуация когда Римский подумал о том, что было бы неплохо если бы с Лиходеевым, что то случилось.
Лиходеев абсолютно не разбирается в искусстве, не вникает в суть дела. Его многие считают профнепригодным и он об этом знает. Но, не смотря на это, Степан не отчаивается. Он доволен своей работой, жизнью и собой. Он переложил свои обязанности на администратора и финдиректора. Лиходеев чувствует себя прекрасно и беззаботно. У него много свободного времени. Степан ведет разгульный образ жизни, часто употребляет алкоголь и пользуется своим статусом. Возможно, из-за этого однажды к нему явился Воланд. Степан проснувшись после очередной пьянки у себя в квартире увидел Воланда. Лиходеев ничего не помнил, что было вечером, но это было для него нормальное явление. Он часто так напивался. Его немного смутило, что у него в квартире находится иностранный гость.
Волонду и его свите необходимы апартаменты для жилья. Квартира Лиходеева очень приглянулась гостю. Поэтому он решил избавиться от Степана. Лиходеев мигом был отправлен в Ялту в нижнем белье, без документов и с ужасными последствиями похмелья. Но Волонд был к Степану благосклонен потому, что отправил его в хороший город (мог бы сослать его в Магадан) и на дорожку дал похмелиться.
Но Степан оказался «непотопляемым». Он добрался из Ялты обратно в Москву. Прибыв в столицу, он отправился на лечение в клинику. После этого Степана назначили работать заведующим в огромном гастрономе города Ростова. Этим автор романа «Мастер и Маргарита» хотел показать то, что никто не может побороть такое зло которое олицетворял персонаж Лиходеев. С ним даже не смог бороться сам Воланд. Это свидетельствует о том, что лень, безразличие и несоответствие занимаемой должности никогда не искоренить в нашей стране.
Степан Лиходеев вел асоциальный образ жизни, он был ленивым, любил женщин и алкоголь. На него даже ни как не повлияла встреча с Волондом. Степан не понял, за что его так наказали. Он продолжил свою жизнь дальше в таком же темпе. Хотя другого бы человека подобная ситуация заставила задуматься над его поведением, но Лиходееву все нипочём. Все это свидетельствует о его безалаберности и распущенности.
Утро туманное
Степа Лиходеев в романе «Мастер и Маргарита» упоминается всего несколько раз. Более детально – в седьмой главе. А дальше автор ему уделяет в общей сложности несколько строк. Однако стоит сказать, что именно в главе «Нехорошая квартира» перед читателем впервые предстают помощники Сатаны в полном своем составе, и именно поэтому она столь запоминающаяся.
Однажды после бурно проведенного вечера Лиходеев просыпается в своей постели (хотя пробуждением состояние директора «Варьете» в это утро назвать сложно) и обнаруживает сидящего рядом неизвестного человека в черном берете. Нежданный визитер говорит с акцентом, представляется артистом, с которым Степа Лиходеев незадолго до этого злополучного дня якобы заключил контракт. Директор «Варьете» этого не помнит. И неудивительно, ведь минувшим вечером он пил портвейн после водки, затем объяснялся какой-то даме в любви, ездил к кому-то на дачу в Сходню… Словом, ночь была насыщенная.
Лиходеев, так и не вспомнив событий прошедших дней, выпивает предложенную гостем водку, закусывает чудесно появившимися яствами и, будучи человеком хитрым и неглупым, старается скрыть перед незнакомцем собственную забывчивость. И вдруг, выйдя в переднюю, обнаруживает там постороннего черного кота жутких размеров.
Фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита» 14 лет ждал своего часа.
Фильм был снят в 1994 году, в прокат, по разным обстоятельствам, вышел только в 2011-м.
Юрий Кара рассказывал:
- В месте, где хранился отснятый материал, прорвало трубу горячего отопления. После того, как об этом сообщили вышеупомянутому Левитину (режиссёру театра «Эрмитаж») в его кабинете тоже прорвало трубу отопления.
- Всего за время работы над картиной Кары сменилось шесть операторов: они то уходили, то просто пропадали.
- При съемках в Крыму деревни Иудеев, в октябре пошёл снег.
- Пленку, на которую должны были снимать в Крыму — забыли в Москве.
- Когда Кара поехал в столицу за плёнкой — сломалась его новая отечественная «Волга». И через некоторое время — случилось ДТП, врезался человек по фамилии Коровьев.
- До премьеры также не дожили актёры Бронислав Брондуков и Спартак Мишулин (Варенуха и Арчибальд Арчибальдович), Виктор Павлов (Бегемот) и Михаил Ульянов (Понтий Пилат) и композитор Альфред Шнитке.
В театре:
Знаменитый актёр Виктор Авилов играл Воланда в театральной постановке.
- В 1995 году, меньше чем за час до начала спектакля актёр пережил клиническую смерть сердце останавливалось два раза, но актер выжил…
- В 2000-х его начала мучить язва и боли в спине.
- В июне 2004 года у него обнаружилась неоперабельная опухоль. Актёр прожил ещё два месяца, после чего скончался в возрасте 51 года.
Человек, занимающий не свое место
В одной из редакций автор назвал Степу «красным директором». Что значит это словосочетание? В 20-30-е годы на административные должности в театрах начали назначать партийных работников. Они, причем вполне официально, и назывались «красными директорами».
Эти люди были далеки от искусства. Они, как выразился Фагот, «ничего не делали, да и не умели ничего делать». Михаилу Булгакову подобные администраторы были хороши знакомы. Писатель соприкоснулся впервые с театральным миром при постановке пьесы «Белая гвардия». По своему обыкновению, автор годы спустя высмеял в одном из своих произведений и знаменитого режиссера, и известных в те годы актеров. Что же касается театральных чиновников – они послужили материалом для создания образа Лиходеева.
Характеристика персонажа
Финдиректор Римский охарактеризован Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, как человек с неприятным тембром голоса. Столкнуться ему с нечистой силой пришлось из-за Лиходеева, слабостями которого воспользовался Воланд со своей свитой. Он приходит в театр «Варьете», чтобы дать магический концерт и предоставляет разрешение от директора, который, якобы, отправился на отдых в Ялту. И он, кстати, действительно оказывается там, но это уже другая история.
В качестве подопечного Григория Даниловича представлен простодушный администратор Варенуха, который становится инструментом в руках дьявола. Сперва они не знают, стоит ли разрешать проводить сеанс от неизвестного артиста Воланда. Римский и Варенуха ждут вестей от Лиходеева, который незамедлительно высылает телеграммы из Ялты. Чем эта история заканчивается, рассказывается позднее.
Перед этим стоит рассмотреть подробнее образ второстепенного героя, его характер:
- ворчливый мужчина;
- постоянно покусывает губы, если размышляет о чем-то;
- носит жилетки и пиджаки;
- чуткий и чувствительный человек, сопереживающий всем зрителям представления, пострадавшим от скандального выступления мистера V ;
- смышленый и догадливый мужчина, сразу распознавший намерения своего пропавшего некогда помощника.
Также из текста романа становится понятно, что Григорий Данилович женат. Она переживает о пропаже супруги после ряда произошедших событий, ищет ее в «Варьете».
Встреча с Воландом
После очередной пьянки герой просыпается в одной квартире с приятелем, которого не помнит. Его не смущает этот факт, такой образ жизни стал для Лиходеева нормой: он не помнит вчерашних событий. Воланду и его свите необходима квартира, которую занимает Стёпа, поэтому героя “командируют” в Ялту. Он оказывается в чужом городе в одном нижнем белье, без денег. Несколько дней герой безуспешно пытается добраться домой, его телеграммы выглядят, как нечто невероятное, поэтому коллеги, привычные к “фокусам” начальства, не спешат с помощью Лиходееву. Небритый и грязный возвращается Стёпа из “командировки”. Его помещают в ту же клинику, где находятся Мастер, поэт Бедный и другие персонажи – к профессору Стравинскому. Лечение, которое длится больше недели возвращает Лиходеева к жизни, у него проходит мания преследования, он больше не хочет спрятаться “в бронированную камеру”. Проходит время и герой становится заведующим магазина в городе Ростов. Персонаж меняет образ жизни, он становится тише, легкомысленность сменяется степенностью и молчаливостью. Лиходеев практически побеждает свой главный грех – любовь к спиртному. Страсть к распутству также сменяется чинным образом жизни: “он сторонится женщин”.
В нашей статье даётся характеристика Стёпы Лиходеева в “Мастер и Маргарита”. Этот материал будет полезен при подготовке к сочинению или написанию других творческих работ по теме.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Мастер и Маргарита»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Мастер и Маргарита»
для самых компанейских —
Главные герои «Мастер и Маргарита»
для самых занятых —
Читательский дневник «Мастер и Маргарита»
для самых любопытных —
Анализ «Мастер и Маргарита» Булгаков
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы апреля для 11 класса:
«Живи и помни» главные герои
Характеристика Азазелло
Народ в романе «Тихий Дон»
Краткое содержание «Старик и море»
Краткое содержание «Утиная охота»
Михаил Кошевой в романе «Тихий Дон»
Краткое содержание «Мастер и Маргарита»
Штокман
Гражданская война — трагедия народа (Тихий Дон)
Анализ «Один день Ивана Денисовича» Солженицын
Сочинение про Степу Лиходеева
«Мастер и Маргарита» — великий роман русского писателя Михаила Булгакова, который он сам считал главным творением своей жизни. Произведение, особенно те его главы, что происходят в Москве двадцатых годов, наполнено различными яркими образами, призванными достоверно отобразить и покритиковать лицо эпохи начала двадцатого века, одним из которых является второстепенный персонаж Степа Лиходеев – директор театра «Варьете» в Москве.
Как и большинство персонажей из московских глав романа, он носит говорящую фамилию, которая говорит о его беспутстве.
Первая же сцена с участием данного персонажа дает нам понять авторское отношение к персонажу, а также довольно однозначно намекает на его характер: Степа лежит на кровати после очередной пьяной «ночи веселья» и отказывается вставать, отчаянно борющийся с сильным похмельем. Сцена носит комический характер, как и большинство в «московских главах». Директор позволяет себе бессовестно отлынивать от работы, что говорит читателям о его легкомысленности, ленивости и бестолковости. Позже наши догадки подтверждает сцена, в которой работники театра, обсуждая директора, мечтают о том, чтобы его уволили, и называют его «бедствием». Автор подчеркивает, что постоянные пьяные проделки Лиходеева не являются секретом для всех театральных работников Москвы, а на своей должности директор удерживается лишь с помощью хитрости.
Ближе к концу романа образ Степы кардинально меняется: побывав в Ялте, он повреждается умом и попадает в психиатрическую больницу, а после лечения его направляют в Ростов и назначают заведующим гастрономическим магазином. Булгаков отмечает, что теперь Лиходеев стал молчаливым, он изменил свои вкусы и больше не пьет портвейн, а предпочитает водку, а также совсем прекратил интересоваться женщинами. Столкновение с Воландом и его свитой сильно повлияли на персонажа, но даже после этого Степа вряд ли осознал, в чем состояла его вина. Скорее таинственное происшествие, не поддающееся обычной человеческой логике, просто сильно напугало его и сломило его психику.
Таким образом, Степа Лиходеев – директор театра Варьете, удерживающийся на посту лишь с помощью хитрости, ленивый человек, которому интересны только пьянство и женщины, но после путешествия в Ялту он повреждается умом и больше не проявляет никакого интереса к женщинам. С помощью образа Степы Лиходеева Булгаков обличает людей того времени, обвиняет их в излишней безалаберности, эгоистичности и сосредоточенности на собственных желаниях.
Степан Богданович Лиходеев
Лиходеев — директор Варьете, молодой человек, очень популярный в творческих кругах Москвы. Он ведет праздный образ жизни: кутит, пьет, гуляет. На первый взгляд, совершенно безобидный малый, никого вроде не обманул, ничего не украл, никаких жутких грехов за ним не наблюдалось, Чем же он так заинтересовал Воланда и его свиту?
Степан Богданович обратил на себя внимание своей никчемностью, беззаботностью, безответственностью, Человек, не разбирающийся в искусстве, не имеющий никакого понятия о деле, которым руководит, занимает директорское кресло и бессовестно пользуется служебным положением. Всю работу за него выполняют подчиненные, он же лишь волочится за дамочками, при том, что женат, и предается кутежам. Очнувшись однажды после очередного, весело проведенного вечера, и увидев перед собой незнакомца, он очень огорчен, что свидетелем его безобразия стал иностранец, но его нисколько не тревожит обстоятельство, что он абсолютно ничего из того, что происходило накануне, не помнит
Очнувшись однажды после очередного, весело проведенного вечера, и увидев перед собой незнакомца, он очень огорчен, что свидетелем его безобразия стал иностранец, но его нисколько не тревожит обстоятельство, что он абсолютно ничего из того, что происходило накануне, не помнит.
Такой, на первый взгляд, безобидный и никчемный человечишка, занимающий руководящую должность, на самом деле может являться сильнейшим злом для людей талантливых, творческих. Булгаков в образе Лиходеева раскрывает тип людей, творящих произвол при полной своей некомпетентности, занимающих не свое место. Кому, как ни автору романа, знать вредоносность лиходеевых, он на себе испытал все последствия активных действий чинуш от искусства.
Воланд выбирает довольно мягкое наказание для такого паразита общества: он отправляет его на курорт, в теплый живописный уголок Ялты. Вроде известный, имеющий множество приятелей, а пустой человек, никому не интересный, никто не торопится вернуть Лиходеева домой. Ни в какой Ялте, по факту, Степан и не был, все его скитания оказались обманом и происками нечистой силы.
Этот эпизод наглядно продемонстрировал силу гипноза, которым обладала компания Воланда. И читатель осознает, насколько велика эта сила, способная подчинять себе целые группы людей, находящиеся не только в одном помещении, но и на огромном расстоянии.
По возвращении из своего таинственного путешествия герой попадает в уже известную читателю психиатрическую клинику, к профессору Стравинскому. Происшедшее меняет Степана Богдановича в лучшую сторону: он становится тише и степеннее, практически не злоупотребляет спиртным, а женщин так вообще сторонится. Он все так же руководящий работник, только уже никак не связан с искусством.
Вариант 4
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» написан в 1937 году. Отличительной чертой произведения является несколько сюжетных линий и обилие главных и второстепенных персонажей, которые испытывают на себе влияние Воланда. Одним из таких второстепенных персонажей является Степан Лиходеев.
Лиходеев – мужчина средних лет, управляющий московского театра «Варьете». Ведёт обычную жизнь советского человека, занимающего хорошую должность, пользуется уважением в обществе. Нельзя сказать, что он в открытую причиняет вред другим людям. Однако, его выбирает Воланд в качестве своей «жертвы», хочет его наказать. Но за что?
Сам писатель показывает в образе Стёпы Лиходеева плохую черту, присущую многим членам общества. Такие люди, занимая чужое место, совсем не разбираются в том деле, которым руководят, а ведь эту должность мог бы занимать сведующий человек, который с умом подходил бы к решению специфических вопросов
Лиходеева не жалуют в театре его коллеги, все знают, что он абсолютно не разбирается в искусстве и не понимает важность занимаемой им должности для всего театра. Даже Римский думает о том, что был бы не против, если бы с Лиходеевым что-то случилось. И Лиходеев знает, что ему не по плечу эта должность, однако же уступить своё место более знающему человеку он не спешит
Его устраивают условия работы, он без зазрения совести пользуется всеми привилегиями и живёт в своё удовольствие
И Лиходеев знает, что ему не по плечу эта должность, однако же уступить своё место более знающему человеку он не спешит. Его устраивают условия работы, он без зазрения совести пользуется всеми привилегиями и живёт в своё удовольствие.
Наказанием для Степана послужила телепортация в Ялту одним обычным на первый взгляд утром. Воланду и его свите нужны были апартаменты в Москве – было решено изъять под эти нужды квартиру Лиходеева. Казалось бы, человек в миг очутился в незнакомом городе, без одежды, документов, денег, — после такого потрясения он должен кардинально изменить свою жизнь и взяться за голову. С героем такого «чуда» не происходит. По возвращению он хоть и отправился на лечение, но затем занял снова довольно высокую должность – заведующим крупного гастронома Ростова. Степан даже не понял, что этот удивительный случай его жизни был наказанием для него. Он не стал менять свою жизнь, не задумался о том, чтобы исправиться. Лиходеев продолжает жить на широкую ногу, его дни по-прежнему наполнены алкоголем, ленью, женщинами…
Такой исход истории Лиходеева автор пишет для того, чтобы сказать, что таких людей как Степан в обществе много. Такой «порок» Москвы как несоответствие занимаемым должностям и безалаберное отношение к своей работе и обязанностям неискореним. М. А. Булгаков говорит нам что такие персонажи, как Степан Лиходеев, к сожалению, неисправимы.
Главные герои
Уникальность произведения заключается в том, что это роман в романе. В основной части главными героями являются Мастер, Маргарита и Воланд. Также ключевые роли играют Понтий Пилат, Иешуа Га-Ноцри и Левий Матфей.
Мастер не имеет имени. Из его биографии известно, что он некогда работал в музее. После выигрыша внушительной суммы денег персонаж уволился с работы и принялся за написание романа с религиозным контекстом. Советские литераторы не принимают его роман, в результате чего герой лишается жилья и становится вынужденным доживать свои дни в клинике для душевнобольных.
Лучом света в его судьбе выступает Маргарита. Она продает душу Дьяволу за спасение возлюбленного. Под влиянием Воланда Мастер восстанавливает роман о Понтии Пилате, по-своему интерпретируя события из Евангелия, и покидает земной мир вместе с любимой женщиной.
Маргарита представлена Булгаковым как привлекательная молодая женщина.Она была всем обеспечена в жизни, кроме любви, до тех пор, пока не встретила Мастера, став его музой и спасительницей. Решительная и смелая женщина без раздумья приняла приглашение на бал у Сатаны, выступив на нем королевой, чтобы спасти любимого мужчину.
Воланд предстает перед читателями в образе интеллигентного мужчины. За его вполне обычным внешним видом скрывается мифическая составляющая. Воплощение абсолютного зла совершает милосердные поступки. Он самостоятельно решает, какой человек требует поощрения, а какой — наказания. Герой романа предстает перед читателями в качестве персонажа с неограниченными возможностями.
Римский прокуратор Понтий Пилат — жестокий и смелый правитель. В его судьбе нет близкого человека, так как он не признает любые пороки общества. Он испытывает постоянные головные боли, облегчением которых становятся беседы с Иешуа Га-Ноцри. В ходе повествования проявляется трусость правителя, когда он, опасаясь за свое государственное положение, приговаривает невинного к казни.
Иешуа Га-Ноцри появляется в произведении Мастера в образе справедливого и честного человека. Он противопоставляется Воланду и подменяет Иисуса Христа. Бродячий философ верит в искренность и чистоту помыслов людей даже после того, как оказывается преданным ими. В конце романа Га-Ноцри приговаривается прокуратором к распятию на кресте.
Левий Матфей — последователь философа Га-Ноцри. Левий Матфей сохраняет верность своему учителю даже после его смерти и отказывается служить у Понтия Пилата.
Пациенты Стравинского
После двухдневного пребывания в курортном городе Степа возвращается в Москву, где его незамедлительно направляют в психиатрическую клинику. В эти тяжелые для москвичей дни у профессора Стравинского немало работы. Сперва в лечебницу привозят поэта, беспрестанно повествующего о Понтии Пилате и интуристе, которого срочно нужно изловить. Затем в клинику прибывает конферансье, требующий вернуть ему голову. И наконец, один за другим привозят к Стравинскому театральных чиновников, которые, словно по договоренности, умоляют о заключении в бронированной камере.
Лиходеев проводит в больнице восемь дней. Согласно последней редакции романа, спустя некоторое время он получит должность заведующего гастрономическим магазином в Ростове.
Неприятнейшие мыслишки
В переднюю Степа выходит, дабы позвонить в «Варьете» и справиться о предстоящем выступлении иностранного артиста. В глаза ему бросается печать на двери Берлиоза. Пока еще ничего не знает о смерти своего соседа Степа Лиходеев. Характеристика директора «Варьете», однако, дана автором именно при описании чувств, которые овладели им при мысли о возможных неприятностях с главным редактором литературного журнала.
О чем говорит печать на двери комнаты? О том, что с ее хозяином случилась беда. Мысли о смерти соседа не приходят в голову Лиходееву. Первое, о чем он думает, – арест. Воспоминания о глупой статье, которую Степа недавно зачем-то всучил Михаилу Александровичу, и о сомнительных разговорах в столовой за ужином закопошились в голове бедного Степы. Переживания о судьбе Берлиоза не коснулись его души. Одни лишь неприятнейшие мыслишки. Неизвестно, до чего додумался бы в это утро Степа, находясь перед опечатанной дверью литератора, если б не появление вышеупомянутого кота.
Смотреть галерею
Несколько интересных сочинений
- Анализ рассказа Бунина Солнечный удар сочинение 11 класс Мы ничего не знаем о героях этого короткого рассказа. Он – поручик. Судя по упоминанию пустынь Туркестана, возвращается с крайнего юга Российской империи. Она – барышня, у которой где-то есть муж и трёхлетняя дочка.
- Сочинение Почему важна связь между поколениями Можно ли построить прочный дом без крепкого фундамента? Так и общество не может существовать без знаний и умений наших предков. Связь между поколениями — это основа нашего общества
- Сочинение на тему Любимая природа рассуждение Любимая природа у меня вся. То есть я люблю всю природу, а она такая разная! Не только на земном шаре, но даже в одной стране, в одном городе бывает самая разная природа
- Мечты Обломова — сочинение по роману Гончарова Обломов Илья Обломов, один из созданных персонажей, которого создал Гончаров. Несмотря на то, что он являлся одним из ярких представителей русской литературы, он вобрал в себе много негативных черт характера
- Сочинение по картине Маковского В.Е. В сельской школе (описание)