Постмодернизм

Модуль 1 общие особенности русской литературы рубежа 20-21 вв. эстетические формы исследовательский проект генезис русского постмодернизма

2 вариант

У каждого человека есть любимый город, с которым его связывают теплые воспоминания, где он чувствует себя хорошо и уютно. В России много замечательных городов, но мой любимый – Воронеж. Здесь я родилась, здесь прошло мое детство. Здесь все наполнено воспоминаниями. Мои родители всегда рассказывают мне о нашем городе с большой теплотой, ведь они тоже коренные воронежцы и прожили в нем всю жизнь. 

За что я люблю Воронеж? На этот вопрос трудно ответить. Моя любовь начинается с нашего двора на левом берегу, с нашей улицы, на которой я знаю каждый дом. Я люблю ездить на правый берег по одному из мостов через водохранилище. Их в Воронеже четыре, но больше всего мне нравится Чернавский. Летом я люблю гулять с друзьями в парке «Алые паруса» или ходить в кафе и есть мороженое. Я считаю, летом Воронеж особенно красив: в парках и скверах распускаются цветы и деревья, работают фонтаны. 

В моем городе много памятных мест, ведь у него богатая и славная история. Он был основан в 1586 году как крепость для защиты от вражеских войск. Основное свое развитие город получил при Петре I. Русский царь решил строить здесь первый регулярный военно-морской флот страны. В окрестностях растут высокие дубы, подходящие для создания надежных кораблей. Кроме того, у города удобное расположение: отсюда открывается речной путь через Воронеж и Дон к Азовскому морю. 

Мое самое любимое место – это Адмиралтейская площадь и набережная. Во времена Петра I здесь находились судоверфи, а сейчас воздвигнута Ростральная колонна в честь 300-летия российского флота. Каждый раз я любуюсь на одну из главных достопримечательностей города – корабль-музей «Гото Предестинация». Это точная копия линейного корабля, строительством которого руководил Петр I лично. 

Мне нравится, что в Воронеже сочетаются история и современность. На некоторых улицах кажется, что ты попал в позапрошлый век. А есть такие, которые напоминают современные московские. Я уверена, мой город – один из красивейших в России. В любое время года здесь много туристов. Но особенно много гостей приезжает в мае и июне, когда проводятся Всероссийский фестиваль японской анимации и Платоновский фестиваль искусств.

Воронеж постоянно развивается. Но что бы ни происходило, какие бы изменения ни переживал мой город, он навсегда останется для меня самым любимым. Я горжусь тем, что именно в нем мне суждено было родиться и вырасти. И чем взрослее я становлюсь, тем дороже он мне становится.

Вариант 1

(483 слова) Каждый из нас может назвать хотя бы один случай, когда преступление не было наказано. Тысячи противоправных деяний так и остаются без должного внимания и осуждения. Конечно, можно говорить о том, что виновный познает муки совести или неудачи в жизни, но это не определенная законом ответственность, а лишь вероятное развитие событий, которое ничего не компенсирует жертве. Рассмотрим подобные примеры и проанализируем их.

Вспомним печальную судьбу героини рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание». Бедная девушка была фактически изнасилована взрослым мужчиной. Алексей Михайлович Малютин, которому на момент происшествия было уже 56 лет, приехал к отцу Оли, но не застал его. Он не уехал домой и ничего не просил передать, а остался наедине с пятнадцатилетней девочкой. Герой был опытен в делах обольщения и красиво ухаживал за подростком

Он привлек внимание Оли и воспользовался ее наивностью. Она и сама не заметила, как происходящее перестало быть шуткой

Гость овладел ею, а она и не знала, как воспротивиться, что делать. Только после этого она осознала всю мерзость этого человека и его поступка: «Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..». Как и многие жертвы насилия, Оля не смогла признаться родителям и попросить о помощи. Зато она стала компенсировать свою неполноценность за счет романов с другими мужчинами. Так она мстила им всем за унижение. По этой причине Оля завязала отношения с офицером, который и убил ее из-за ревности. Конечно, убийцу задержали. Но в тени его славы остался настоящий преступник — Малютин. Он совратил ребенка и не понес никакого наказания за это. Да и кто его осудит после гибели Оли? Надо признать, что это злодейство не повлекло за собой никакой ответственности по закону.

Еще более жуткий пример Н.С. Лесков описал в произведении «Тупейный художник». Любовь Онисимовна была крепостной крестьянской и артисткой подневольного театра. Однажды ей довелось исполнять главную роль в спектакле, и тогда граф решил сделать ее своей любовницей. Но у героини уже был возлюбленный — Аркадий, парикмахер помещика. Но у девушек в собственности никто не спрашивал согласия. И тогда Аркадий решился на риск — похитил невесту и подался в бега, чтобы тайно обвенчаться. Но священник выдал молодых, опасаясь мести влиятельного дворянина. И граф отвел душу, избивая тупейного художника. Слыша звуки расправы, Любовь потеряла сознание. Ее перевели на скотный двор, а жениха отправили в солдаты. Чувства выдержали и это испытание. Аркадий вернулся и хотел выкупить возлюбленную, но его ограбили и убили какие-то неизвестные. Любовь спилась от горя и одиночества. Истинный виновник этой трагедии — любвеобильный и жестокий граф. Получил ли он наказание за свои многочисленные преступления? Нет. Его оправдала сама система, где один человек принадлежит другому и имеет не больше прав, кем корова на скотном дворе. И таких случаев в нашей истории очень много.

Таким образом, многие преступления не наказываются никак, потому что остаются в тени неизвестности или даже оправдываются предрассудками и заблуждениями эпохи. Мы же можем лишь бороться за свои права и добиваться справедливости в правовом поле, чтобы все злодеяния приводили нарушителей порядка к ответственности и неизбежному осуждению общества.

Различные взгляды

Постмодернистский писатель Джон Барт , много рассуждавший о феномене постмодернизма, написал в 1967 году эссе «Литература истощения»; в 1979 году он опубликовал новое эссе «Литература восполнения», в котором пояснял свою предыдущую статью. «Литература истощения» была о необходимости новой эпохи в литературе после исчерпавшего себя модернизма. В «Литературе восполнения» Барт писал:

Во многих постмодернистских романах говорится о Второй мировой войне. Один из самых известных примеров — это «Уловка-22 » Джозефа Хеллера . Однако Хеллер утверждал, что его роман, как и многие другие американские произведения того времени, был более связан с послевоенной обстановкой в стране:

Исследователь Ганс-Питер Вагнер предлагает следующий подход для определения постмодернистской литературы:

Черты постмодернизма

Характерными чертами этого литературного направления являются:

  • фрагментарность (текст произведения представлен отельными фрагментами, часто не связанными между собой временными или семантическими представлениями, но в текстах дневников и мемуаров приобретают связный характера).
  • ирония и черный юмор (самыми характерными чертами произведений постмодернизма являются ирония и черный юмор. Писатели с юмором повествуют о достаточно серьезных вещах, например, Второй мировой войне, как в произведении «Выкрикивается лот 49» Томоса Пинчона).
  • интерконтекстуальность (под этим термином понимают некое свойство текстов, с помощью которого отдельные тексты могут связываться между собой).
  • пастишь (под пастишом понимают сочетание частей разных произведений, так же может быть представлено сочетание нескольких стилей и жанров).
  • метапроза (под метапрозой, или как еще иначе называют метафикшн, понимают вид литературного произведения, центральная идея, которого сосредоточена на процессе написания самого этого произведения).
  • фабуляция (иными словами сочетание в литературном произведение вымысла и реальности).
  • магический реализм (художественный метод, в котором используется сочетание реального и фантастического, вымышленного, запутанного, необъяснимое. Прибегая к этому приему, автор использует информацию из снов, мифов, сказок и так далее).
  • гиперреальность (реальность заменяется симуляцией реальности, это происходит в обществе, которое перегружено информационными технологиями, тогда, когда реальная жизнь заменяется интерактивной).
  • паранойя (в литературе постмодернизма под «паранойей» понимают ситуацию, когда за видимым общественным хаосом скрывается некто, кто на самом деле управляет этим хаосом).
  • максимализм и минимализм (максимализм в произведениях постмодернизма предполагает низкую эмоциональность вовлеченность читателя, минимализм, наоборот предполагает активное участие в произведении. Максималисты используют большое количество описаний деталей, игру слов, в то время как минималисты отражают лишь основную концепцию, давая читателю возможность додумать остальное самому).

Вариант 2

(532 слова) Есть мнение, что многие преступления не наказываются законом, а значит, остаются без справедливого возмездия. Однако оно совсем не верно, ведь любое противоправное деяние ведет личность по наклонной плоскости к неизбежному злу — полному нравственному падению, одиночеству и даже гибели. Нередко злодеи становятся жертвами своего образа жизни и не обременяют налогоплательщиков содержанием тюрем. В любом примере мы находим именно такие последствия. Рассмотрим их подробнее.

Вспомним роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Петр Лужин был безнравственным человеком, способным на любую подлость ради выгоды или даже своего каприза. Мало того, что он оклеветал Родиона в глазах семьи и пытался заполучить его сестру в жены, чтобы пользоваться ее приниженным положением и вечной благодарностью, так он еще и попытался отомстить Раскольникову. Для этого он выбрал даже не его самого, а близкого ему человека — Соню Мармеладову. Он подбросил ей незаметно сто рублей, а потом обвинил в воровстве прилюдно. Кто станет заступаться за продажную женщину? Кто будет разбираться в ее деле? Но эти расчеты и подвели Лужина. Лебезятников видел его поступок, но посчитал его анонимной благотворительностью. После прозвучавших обвинений Андрей вступился за Соню, как и остальные люди, которые хорошо ее знали и сочувствовали ее горю. В итоге подлог и клевета Лужина хоть и не были наказаны судом, но привели его к позору и насмешкам. Эта история основательно подпортит репутацию Петра в министерстве, где он служит, ведь там же работает Лебезятников. Так что любое преступление имеет свои последствия, которые перерастают в настоящее наказание со временем.

Рассмотрим еще один пример, менее очевидный. В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» главный герой всю жизнь занимался развитием своего бизнеса. Однако в пору дикого капитализма предпринимательство иногда становилось средоточием социальных проблем. У Господина работали китайцы, которые были выписаны и высланы из родной страны, а значит, не имели никаких прав на чужбине. Их условия работы были очень плохими, зарплаты — самыми низкими, и на их труде герой сколотил большое состояние. Автор даже намекает на то, что на производстве было в ходу рукоприкладство. Сейчас такое дело назвали бы преступлением, но тогда Господин не был единственным человеком, который пользуется обстоятельствами и не жалеет спин рабов. И его богатство оправдывало все это в глазах большинства. Но в погоне за богатством Господин устал и решил хоть раз в жизни насладиться отдыхом. Все это время он только и делал, что работал, а тут, наконец, можно было расслабиться и получить удовольствие от денег. Однако в пути он неожиданно умер на первой же остановке. Конечно, на первый взгляд, это никак не связано с его преступлением — эксплуатацией рабов. Но если вдуматься, то мы можем сделать вывод: именно образ жизни Господина, его неистовая алчность, привели его к такому исходу. Он и сам сгорел на этой работе, подорвал здоровье, не оставил себе сил даже для первого путешествия. Своим временем он распорядился не так, как следовало бы, и получил наказание: каторжный труд, нравственные компромиссы, неприятная атмосфера в обмен на ничего.

Сочинение на тему «Пьесы жизни» (Островского)

Александр Николаевич Островский действительно является одним из самых ярких писателей русской литературы. Многие относятся к нему как к основоположнику театра, а его захватывающие произведения называют «пьесами жизни».

Писатель подарил нам более семидесяти своих работ. В их числе практически нет тех, которые не затронули бы сердца читателя.Но все же произведение «Гроза» выделяется на фоне лучших пьес автора.

Она увидела свет в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году и отражала события, которые начинались в стране в те времена.

Извечные вопросы

Я целиком и полностью согласна с тем, что жизнь – это театр, а люди в нем актеры. Литературные персонажи произведений А.Н.Островского во многом схожи с нами. Писатель повествовал о жизни обычных людей еще около ста лет назад. А ведь их беспокоили те же самые вопросы, которые в современном мире тревожат и нас.

Актуальность вечных тем

Писатель в своих произведениях очень точно передает ту действительность, которая царила в те времена. Так в пьесах затрагиваются вопросы, ответы на которые люди стремятся найти и по сей день.

Театр А.Н. Островского как явление русской жизни

«Театр Островского» — театроведческий термин. Он значительно шире «драматургии Островского» — термина литературоведческого.

Если «драматургия Островского» – это своеобразный свод пьес, то «театр» включает в себя значительно больше компонентов: пьесы, режиссура, по-особому воспитанная театральная публика.

Впервые термин «театр Островского» употребил А. Аникст, который много занимался вопросами теории и истории драмы.

Традиции в творчестве А.Н. Островского. Говоря о театре Островского, следует отметить, что автор в своём творчестве наследует много традиций. Во-первых, он начинает свое творчество как продолжатель традиций натуральной школы. Быт у писателя – всегда источник драматизма. Его романтические героини всегда находятся в состоянии преодоления будней, так как быт уничтожает все романтические порывы. Быт – это среда, в которой формируется психология самодурства. Н.А. Добролюбов свою статью о пьесе «Гроза» Островского назвал «Тёмное царство», подтверждая этим, что здесь царят косность быта и отсутствие свободы. Многие задаются вопросом, почему у Островского общественные противоречия преломляются в сфере семейных отношений. Ответ можно найти в словах Кулигина, которые не вошли в окончательную редакцию «Грозы»: «Так они все хороши, сударь, а посмотреть их в семье. Вот где человек узнаётся». Что такое быт? Это установившийся порядок, соблюдаемый по инерции. Следовательно, он противопоказан драме как жанру, так как драма – это жизнь в движении. Но Островский показал за кажущейся неподвижностью назревающие противоречия, которые в конечном счете должны нарушить спокойствие и стабильность. Бытовые противоречия раскрываются у Островского как социальные противоречия. У писателя всё в мире находится в состоянии войны, войны особого рода. Эта война называется жизнь! Продолжая разговор о традициях в творчестве А.Н. Островского, необходимо отметить влияние А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Так, Островский следует пушкинским принципам использования фольклора в своих произведениях (например, в «Снегурочке»). Кроме того, вслед за Пушкиным, любившим использовать в своих произведениях массовые сцены, Островский увеличивает масштаб и так же использует массовые сцены. С Гоголем Островского роднит то, что оба они смотрят на драматургию как на серьёзное средство разрешения современных вопросов. Но в отличие от Гоголя, который был живописцем общественных нравов, драматургом-сатириком, Островский оставил свой след и как историк России. Он изображает движущиеся изменения, то есть рисует не застывшую жизнь, а изображает движение, изменяющее историю.

Пьесы Островского называют пьесами жизни. И это справедливо, потому что Островский показывал самые разнообразные жизненные отношения и коллизии.

Его драмы испещрены комическими эпизодами (например, образы Робинзона и тётки Карандышева в «Бесприданнице»), а комедии полны драматизма (например, драматично положение Самсона Большова в «Свои люди – сочтёмся»)

Но что особенно важно, жанр от этого не становится аморфным

Логика творчества А.Н. Островского. Писатель идёт от купеческой драмы к драмам общерусского содержания. Следовательно, меняются акценты и масштабы. Логика творчества определяется ещё и тем, что Островский идёт по пути психологизации быта, то есть от бытовой комедии к пьесам психологическим, где каждый поступок героя глубоко мотивирован (например, поведение Катерины в «Грозе» во время публичного признания). О пьесах Островского 40-х годов можно говорить как о комедиях характеров: источником драматического действия оказываются бытовые противоречия (в «Своих людях…» писатель пытается показать, как русские купцы вырастают в русских буржуа). В пьесах 70-х гг. старые конфликты, но новые характеры. Здесь мы видим Россию после реформ. Герои купцы получили образование, они имеют замашки дворянства, но они по-прежнему грубы и циничны (например, Кнуров в «Бесприданнице»). Этнографическая функция быта отодвигается на второй план, а на первом плане быт, который становится источником нравственных конфликтов.

Комедии Островского можно по праву назвать «комедиями нравов», так как писатель, изображая нравы, учит людей.

Направления модернизма

Литературный модернизм подразделяется на следующие направления:

  • символизм
  • акмеизм
  • футуризм
  • имажинизм
  • экспрессионизм
  • сюрреализм

Впервые сюрреализм зародился во Франции, в 70-х годах 19 века. Писатели-символисты передают идеи своего произведения через художественность символов и образов.

Статья: Модернизм и постмодернизм в литературе

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Произведения символистов часто наполнены некими тайнами и загадками. Яркими представителями символизма в литературе были Шарль Бодлер, Поль Верлен во Франции; К. Бальмонт, А. Блок, Ф. Сологуб, А. Добролюбов в России.

Акмеизм противопоставлялся символизму. Это направление возникло в начале 20-ого века в России. В противоположность символизму здесь не приветствовалась двойственность понятий, темы, затронутые в произведении должны, были быть четко описаны, слова должны были отображать свои понятия, образы должны были быть конкретными и понятными. Основоположниками акмеизма в русской литературе считают Н. Гумилева, А. Ахматову, С. Городецкого, О. Мандельштам.

Футуризм возник в 10-х годах 20 века, он зародился в Италии, и его становление связано с именем такого итальянского поэта как Филиппо Маринетти. Затем это направление стало весьма популярным в России. Основное качество, характеризующее творчество писателей-футуристов, заключалась в том, что они ставили акцент не на содержании, а на форме. Для этого они прибегали к различным изощренным манипуляциям, например, использовали вульгаризмы, жаргонизмы, язык документов, афиш и так далее. Футуризм, как и все остальные течения модернизма отвергал классические принципы и нормы

Футуризм желал привлекать внимание и для этого использовались различные эпатажные средства, например, представители этого направления делали культ из войны, агрессии, силы, разрушения, призирали все слабое. Яркими представителями этого направления в русской литературе стали В

Маяковский, В. Хлебников, Б. Пастернак.

Имажинизм — это литературное течение русской поэзии. Данное направление возникло после Великой Октябрьской Революции. На его формирование оказал большое влияние футуризм. Основоположниками этого направления считаются А. Мариенгоф, В. Шершневич, С. Есенин. Основные характеристики имажинизма:

  • необычные литературные приемы
  • анархические темы
  • метафоры и метафорические цепи
  • подмена понятийного составляющего слов

Экспрессионизм появился в первой половине 20 века в Германии и Австрии. Для этого направления в литературе характерно стремление писателей высказать свои чувства относительно происходящих событий в мире. Так как это направление появлюсь во время Первой мировой войны и многочисленных революционных восстаний, именно о чувствах относительно этих явлений писали авторы. Среди ярких представителей этого направления следует назвать Г. Гейма, Г. Кайзера.

Сюрреализм так же возник в начале 20 века и является направлением модернизма. Основная цель постелей этого направления — заглянуть внутрь человеческого подсознания и описать его, заглянуть в иную реальность, описать сверхъестественные явления. Известными сюрреалистами в литературе являются Гийом Аполлинер, Андре Бретон, Филипп Супо, Бенжамен Пере.

Пьесы жизни Островского

Островский считал возникновение национального театра признаком совершеннолетия нации. Это совершеннолетие не случайно падает на 60-е годы, когда усилиями в первую очередь Островского, а также его соратников А. Ф. Писемского, А. А. Потехина, А. В. Сухово-Кобылина, Н. С. Лескова, А. К.

Толстого в России был создан реалистический отечественный репертуар и подготовлена почва для появления национального театра, который не мог существовать, имея в запасе лишь несколько драм Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя.

В середине XIX века в обстановке глубокого социального кризиса стремительность и катастрофичность совершающихся в стране перемен создавали условия для подъема и расцвета драматического искусства.

Русская литература и ответила на эти исторические перемены явлением Островского. Островскому наша драматургия обязана неповторимым национальным обликом.

Как и во всей литературе 60-х годов, в ней существенную роль играют начала эпические: драматическим испытаниям подвергается мечта о братстве людей, подобно классическому роману, обличается «все резко определившееся, специальное, личное, эгоистически отторгшееся от человеческого».

Поэтому драма Островского, в отличие от драмы западноевропейской, чуждается сценической условности, уходит от хитросплетенной интриги. Ее сюжеты отличаются классической простотой и естественностью, они создают иллюзию нерукотворности всего, что совершается перед зрителем.

Островский любит начинать свои пьесы с ответной реплики персонажа, чтобы у читателя и зрителя появилось ощущение врасплох застигнутой жизни. Финалы же его драм всегда имеют относительно счастливый или относительно печальный конец.

Гончаров, говоря об эпической основе драм Островского, замечал, что русскому драматургу «как будто не хочется прибегать к фабуле — эта искусственность ниже его: он должен жертвовать ей частью правдивости, целостью характера, драгоценными штрихами нравов, деталями быта,- и он охотнее удлиняет действие, охлаждает зрителя, лишь бы сохранить тщательно то, что он видит и чует живого и верного в природе». Островский питает доверие к повседневному ходу жизни, изображение которого смягчает самые острые драматические конфликты и придает драме эпическое дыхание: зритель чувствует, что творческие возможности жизни неисчерпаемы, итоги, к которым привели события, относительны, движение жизни не завершено и не остановлено. Произведения Островского не укладываются ни в одну из классических жанровых форм, что дало повод Добролюбову назвать их «пьесами жизни». Островский не любит отторгать от живого потока действительности сугубо комическое или сугубо трагическое: ведь в жизни нет ни исключительно смешного, ни исключительно ужасного.

Высокое и низкое, серьезное и смешное пребывают в ней в растворенном состоянии, причудливо переплетаясь друг с другом.

Всякое стремление к классическому совершенству формы оборачивается некоторым насилием над жизнью, над ее живым существом. Совершенная форма — свидетельство исчерпанности творческих сил жизни, а русский драматург доверчив к движению и недоверчив к итогам.

Отталкивание от изощренной драматургической формы, от сценических эффектов и закрученной интриги выглядит подчас наивным, особенно с точки зрения классической эстетики.

Английский критик Рольстон писал об Островском: «Преобладающие качества английских или французских драматургов — талант композиции и сложность интриги.

Здесь, наоборот, драма развивается с простотой, равную которой можно встретить на театре японском или китайском и от которой веет примитивным искусством». Но эта кажущаяся наивность оборачивается, в конечном счете, глубокой жизненной мудростью.

Русский драматург предпочитает с демократическим простодушием не усложнять в жизни простое, а упрощать сложное, снимать с героев покровы хитрости и обмана, интеллектуальной изощренности и тем самым обнажать сердцевину вещей и явлений.

За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. «Картина эта — «Тысячелетний памятник России».

Одним концом она упирается в доисторическое время («Снегурочка»), другим — останавливается у первой станции железной дороги…» «Зачем лгут, что Островский «устарел»,- писал в начале нашего столетия А. Р. Кугель.

— Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов,- мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь — и вновь пустишься в дорогу».

Популярные сочинения

  • Главные герои произведения Дубровский Пушкина Роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» включает в себя множество различных героев, которые имеют совершенно разный характер. Все персонажи в общем делят произведение на сторону зла и сторону добра.
  • Сочинение Любовь в произведении Война и мир Толстого В произведении Толстого «Война и мир» также как и в любом другом романе присутствует любовь. И раскрывается она в разных ракурсах и в разных значениях. Многие когда слышат это слово
  • Отношение барыни к Герасиму и крестьянам сочинение Терпение – одно из главных достоинств человека. Этим качеством и обладал Герасим, глухонемой дворник, которого престарелая московская барыня взял к себе в услужение из деревни
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: