«два капитана» — краткое содержание романа вениамина каверина

Штабс-капитан рыбников — краткое содержание романа куприна

Краткое содержание

Два капитана в этом романе — это Александр Григорьев, являющийся главным героем произведения, и руководитель пропавшей без вести экспедиции Иван Татаринов, обстоятельства смерти которого на протяжении книги пытается выяснить главный герой. Обоих капитанов объединяет верность и преданность, сила и честность.

Начало истории

Действие романа разворачивается в городе Энске, в котором находят убитого почтальона. При нем обнаруживается сумка, полная писем, которые так и не дошли к тем, кому они предназначались. Энск — город, небогатый на события, поэтому такое происшествие становится известно повсюду. Поскольку письмам было уже не суждено дойти до адресатов, их вскрыли и читали всем городом.

Одним из таких чтецов становится тетя Даша, которую с огромнейшим интересом слушает главный герой — Саня Григорьев. Он готов часами внимать историям, описываемым незнакомыми людьми. А особенно ему нравятся рассказы о полярных экспедициях, написанные для неизвестной Марии Васильевны.

Проходит время, и в жизни Сани начинается черная полоса. Его отца по обвинению за убийство сажают в тюрьму пожизненно. Парень уверен, что его папа невиновен, поскольку знает настоящего преступника, но он не имеет возможности говорить и ничем не может помочь родному любимому человеку. Дар речи вернется позже с помощью доктора Ивана Ивановича, волей судьбы попавшего в их дом, а пока семья, состоящая из Сани, его мамы и сестры, остается без кормильца, погружаясь во все большую нищету.

Следующим испытанием в жизни мальчика становится появление в их семье отчима, который вместо того чтобы улучшить их несладкую жизнь, делает ее еще невыносимее. Мать умирает, и детей против их воли хотят направить в приют.

Кратко о персонажах

Прежде, чем читать книгу по главам или частям, рекомендуется ознакомиться с ее главными героями, без которых не было бы и рассказа. Основные действующие лица романа «Два капитана»:

  • Александр Григорьев (Саня) — выходец из простой рабочей семьи. Рано осиротел, долгое время в детстве считался немым.
  • Катя Татаринова — дочь капитана Татаринова, сгинувшего в полярной экспедиции, судьба которой оставалась неизвестной до поисков, начатых Саней. Будущая жена Григорьева.
  • Николай Антонович — подлый и трусливый человек, дядя Кати, погубивший экспедицию ее отца.
  • Петька Сковородников — лучший друг Григорьева.
  • Ромашов – он же Ромашка, одноклассник Григорьева, которого тот считал свои другом. Предатель и лжец.
  • Иван Иванович — врач, благодаря которому Григорьев научился говорить.

Читать роман интересно в любом возрасте, но особенно он понравится молодым людям, давая им хороший пример в лице мужественного и бесстрашного главного героя.

Главные герои

Александр Григорьев

Имя Александра в романе чаще всего предстает в ласковой форме – Саня. Безусловно, Саня – персонаж положительный. Юноше, как и другим героям первого плана, выпадает нелегкая судьба и множество испытаний. Первое испытание юноши носит физиологический характер – это немота. Однажды отца Сани обвиняют в убийстве и берут под арест. Малыш Саня – единственный, кому известно имя настоящего преступника, однако мальчик не может сообщить имя, так как не умеет говорить. В дальнейшем, Саня излечится от странного звукового недуга, однако отец к тому времени уже умрет в заключении.

Убегая в Москву, Саня планирует остановиться на первое время у дяди своего друга, однако родственник Пети, как оказалось, призван на фронт. Юных ребят ожидает неблагодарный труд и игра в прятки с проверками в столице. Во время одной из таких проверок Сане не удается скрыться, и мальчика отправляют в школу для беспризорников…

Роман охватывает много лет, и эти годы во всех описанных в романе ситуациях Саня предстает человеком благородным, целеустремленным, сильным – духом и телом. Когда, в гостях у подруги, по вине Сани случайно ломается лактометр – прибор для того, чтобы проверять состав молока, – Катя, подруга юноши, хочет защитить товарища, но Саня не дает девушке взять вину на себя. В этом случае герой проявляет благородство. Александру близка борьба за справедливость, юноша также мужественный и гордый. Однако гордыня персонажу не свойственна. Саня искренне верит в свои идеалы и следует принципам. Он верный и способный отчаянно любить. Между тем, юноше не чужда и рациональность: во многих ситуациях Саня проявляет настоящее аналитическое мышление.

После размолвки с Катей – уже во время юношеских лет – Саня учится в летней школе и готовится исполнить детскую мечту – узнать, что же случилось с полярной экспедицией, о которой он читал в детстве, в странных, наполовину испорченных морской водой письмах.

Екатерина Татаринова

Катя – подруга Сани, о которой мы уже говорили выше. Дом ее родителей становится для Сани целым «дивным новым миром», похожим на пещеру Али-Бабы. Квартира кажется герою странным миром, полным загадок и опасностей.

Катя – дочка капитана Татаринова. Однако историю этого капитана Саня услышит от подруги не сейчас, а спустя 4 года. Тогда герои снова встретятся, узнают друг друга. Саня расскажет Кате, что собирается стать летчиком, а Катя поведает ему историю своей семьи.

Часть вторая. Есть над чем подумать

Главы 1-8

«Тепло, не дует, кормят да еще учат»: так думал 10-летний Саня о школе, особенно увлекшись чтением. Считалось, что в нее собрали детей с задатками к искусствам (Саню в нее взяли за глиняных зверюшек, он лепил их от нечего делать). Полюбилась ему и Москва. А сдружился он с хулиганами: Мишкой Ромашовым (Ромашкой) и Валькой Жуковым.

Один раз он донес старушке сумку до квартиры. Оказалось, Нина Капитоновна – землячка из Энска. С ней жили дочь Марья Васильевна Татаринова и хорошенькая темноглазая внучка Катя лет двенадцати. А квартира была Николая Антоныча из школы. Он для Кати был кем-то вроде двоюродного дяди.

Николай Антоныч как-то послал Саню за лактометром (измерителем качества молока), тот взорвался. Виновницей хотела выставить себя Катька. Но Саня не позволил. Так началась их дружба. Отважная девочка мечтала стать капитаном.

Саня стал своим в доме Татариновых. Мог и по дому помочь. Выяснилось, что о муже Марьи Васильевны давно нет вестей: Иван Львович сгинул в какой-то экспедиции. Но семья все еще ждала его. Николай Антоныч всем давал понять, что этот пропавший муж ему кругом должен. Он его и в мореходку устроил, а потом и в морское училище.

Главы 9-14

Марья Васильевна отказывает учителю географии Кораблеву, который был в нее влюблен. И Николай Антоныч, сам неравнодушный к Марье Васильевне, взялся ему мстить. Хотел его театральную студию закрыть. Об этом Саня известил Кораблева и, как «шпион», был Николаем Антонычем выброшен из дома Татариновых.

Потрясение совпало с болезнью, да не с одной, а с двумя: испанским гриппом и менингитом. Лечил мальчишку целых полгода уже знакомый доктор Иван Иваныч Павлов.

Однажды в палату пришел Кораблев. Он сказал Сане, что пора задуматься о будущем: кем быть, зачем жить, какому хорошему делу себя посвятить. И Саня вступил в общество друзей воздушного флота.

Часть четвертая. Север

Главы 1-9

В летную школу Саня поступил в 1928 году. Помимо учебы, он еще трудится на заводе. В этот период его сестренка Саша становится женой Пети Сковородникова. Уже выпускником Александр Григорьев сумел «добиться назначения на Север».

В Заполярье нашелся и добрый доктор Иван Иваныч. Он был знаком с членами пропавшей экспедиции и хранил у себя дневники штурмана Климова. По ним Григорьев вычислил местонахождение экспедиции: земля Марии. А заодно удостоверился, что вся команда ценила своего капитана.

Главы 10-15

От приятеля Вали Жукова (увлеченного зоологией), тоже связавшего судьбу с Заполярьем, Григорьев узнает, что Ромашка зачастил в дом Татариновых, ухаживает за Катей. Но в столицу он может попасть не раньше лета. И случайно, во время вылета за раненым начальником-охотником, находится еще одна зацепка в деле капитана Татаринова: багор с пропавшей шхуны.

Рецензии на книгу «Путешествие Голубой Стрелы» Джанни Родари

Я вчера легла спать в три часа ночи, и совсем не потому, что смотрела интересный фильм или сериал, а потому что не отрываясь, читала эту замечательную книгу. Я ее помню с детства, именно с такими иллюстрациями, помню эту потертую обложку,от которой веяло уютом и теплом, помню как читала ее, а потом она куда-то пропала при многочисленных переездах. И вот наконец-то вышло издание, очень близкое к тому самому — к той книжке из моего детства. История, рассказанная Джанни Родари, замечательная, очень трогательная и поучительная. Случилось это в канун Нового Года, одна очень добрая, но немного скупая Фея, собиралась развести на своей метле подарки детям. К сожалению, она не могла одарить всех малышей, ведь ей приходилось покупать игрушки самой, а она совсем не была богатой. Каково же было ее удивление, когда фея обнаружила,что все самые лучшие игрушки с витрины пропали. А все дело в том, что несколько за недель до этой волшебной ночи к лавке стал приходить мальчик Франческо и долго стоял и смотрел в витрину, любуясь замечательным электрическим поездом «Голубая стрела», как же хотелось в первый день Нового года найти такой подарок у себя дома! Но мама мальчика была бедной, а папа недавно умер… Франческо так полюбился обитателям витрины(а кого тут только не было: и индейцы, ковбои, солдатики, куклы, конструктор, щенок Кнопка, Сидяший Пилот и конечно же, сам поезд «Голубая стрела» вместе с Начальником станции, Начальником поезда и Машинистом), так вот мальчик так приглянулся игрушкам, что они решили стать подарком для него и сбежали из магазина. Представляете сколько их ждало приключений?! И грустные и веселые, и настоящая кошка, и оживший памятник, и огромная лужа, а еще темный подъезд, а самое главное, что в процессе пути им встречались дети — бедные, даже нищие, и игрушки,простые деревянные или из папье маше, или просто мягкие игрушки самоотверженно оставались с детьми,чтобы согреть их в холодную ночь. » Что за странные мысли! Игрушка, которая греет… А впрочем, ведь согревают не одни только печки. На свете есть много вещей, которые согревают: добрые слова, например, и даже три Марионетки, подвешенные к ниточке». Замечательная книга! Очень трогательная, при чтении у меня на глаза наворачивались слезы (серьезно!). Это не просто сказка, это поучительная история о дружбе, верности, о том, что в мире есть не только счастливые дети и о том, что их можно сделать счастливыми. Издание просто отличное: твердая обложка (правда немного рябит в глазах от розового заголовка на голубом фоне). И, конечно же, шикарные иллюстрации Леонида Владимирского!

«Записки из подполья»: обед с бывшими одноклассниками

Изредка человек подполья ощущал потребность общества, которую удовлетворяли лишь единичные знакомые: Симонов, бывший школьный товарищ, и Сеточкин, столоначальник. Во время визита к Симонову он узнает, что в честь соученика готовится обед и «входит в долю» с остальными. «Подпольного» преследует уже задолго до этого обеда страх перед возможными унижениями и обидами, так как действительность законам литературы не подчиняется и едва ли реальные люди будут исполнять роли, предписанные им в воображении одного мечтателя: смогут, например, признать и полюбить главного героя за умственное превосходство. Он пытается на обеде оскорбить и задеть товарищей. Те просто перестают его замечать в ответ. В другую крайность впадает подпольный — публичное самоуничижение. Тогда сотрапезники отправляются в бордель без него. Для «литературности» теперь он обязан отомстить этим людям за перенесенный позор, поэтому отправляется за всеми. Однако те уже разошлись по комнатам. Герою предлагают Лизу.

Краткий пересказ «О чем плачут лошади»

Вариант 1

Молодой человек вернулся в свою деревню и наблюдал за табуном лошадей, которых все забыли, даже пастух не обращал на них внимания. Он рассказал о тяжелой жизни лошадей и любимой кобыле по имени Рыжуха, с которой он вел внутренний диалог.

В прошлом лошадей почитали и ухаживали за ними, считая их главными помощниками в жизни. Они были необходимыми для обычных крестьян, а помещики хвастались породистыми скакунами и мощными тяжеловозами в своих конюшнях.

Однако с внедрением технологического прогресса, лошади стали ненужными, оставленными на произвол судьбы. Они страдают от холода и голода, их глаза выражают молчаливый вопрос «за что?». Герой рассказа не может объяснить эту несправедливость лошадям, но его мысли остаются с ними.

Рассказ Абрамова «О чем плачут лошади» учит нас быть благодарными и ценить заслуги тех, кто помогал нам в трудные времена. Это качество настоящего человека. Техника может заменить многое, но не может заменить человеческую душу. Однако, суровая правда заключается в том, что мы нужны только тогда, когда мы полезны.

Читая этот рассказ, мы задумываемся о несправедливости в мире и о том, что необходимо беречь животных и признавать их важность в нашей жизни. Вариант 2. Вариант 2

Вариант 2

Повествование описывает жизнь лошадей в деревне, которую воспринимает молодой человек, вернувшийся в родной край. Он с теплотой рассказывает о табуне лошадей, которые больше никому не нужны и которые даже пастух редко вспоминает. Герой рассказывает о жизни лошадей, которая тяжела и полна страданий, а также о своей любимой кобыле Рыжухе, с которой он ведет внутренний диалог, составляющий основную проблему рассказа.

В давние времена лошадей почитали и любили, считая их главными тружениками. Люди не жалели сил и времени, чтобы заботиться о своих лошадях, потому что без них жизнь простого крестьянина была невозможна. А помещики гордились своими породистыми скакунами и мощными тяжеловозами в конюшнях.

Однако сегодня, с развитием технологий, лошади стали ненужными. Они покинуты и брошены умирать от голода и холода, и в их глазах можно увидеть молчаливый вопрос: «За что?». Глубокая грусть и отчаяние лошадей оставляют незабываемое впечатление на читателя.

Герой рассказа не может объяснить лошадям человеческую несправедливость, потому что, судя по всему, никто не может. Он уходит, но его мысли все еще заняты проблемой лошадей. За что же люди так безжалостно обращаются с теми, кто верой и правдой служил им много лет? Как можно было забыть о них и просто бросить умирать? Однако единственный верный ответ, который просматривается за этими вопросами, заключается в том, что жизнь в деревне жестока, и человек нужен только тогда, когда он полезен.

Рассказ Абрамова «О чем плачут лошади» учит нас быть благодарными.

Часть десятая. Последняя страница

Главы 1-9

Саня Григорьев в палатке рядом с телом Татаринова нашел россыпь его писем, отчетов, дневников, собрал множество предметов со шхуны

Саню переполняют «гордость и скорбь» за отважного капитана

После возвращения в Полярный у доктора Павлова происходит долгожданная встреча Сани и Кати. Вместе они занимаются расшифровкой документации шхуны, узнают о том, что экспедиция раскрыла еще и тайны дрейфа льда.

На лето Григорьевы приезжают в столицу, встречаются со старыми друзьями. У Сани берут показания по делу Ромашова. И, наконец, он выступает с докладом о пропавшей и найденной экспедиции. Выходит наружу и правда о Николае Антоныче.

Вся семья Григорьевых, а также их друзья, сходятся за общим хлебосольным столом в Энске. Судья Сковородников (отец Пети) произносит прочувствованную речь, в которой ставит в один ряд имена двух капитанов: Татаринова и Григорьева. Ведь именно такие люди «двигают вперед человечество и науку».

Другие персонажи

Николай Антонович Татаринов – двоюродный брат капитана Татаринова, погубивший экспедицию.

Мария Васильевна Татаринова – мать Кати, супруга капитана Татаринова, глубоко несчастная женщина.

Нина Капитоновна – бабушка Кати.

Иван Павлович Кораблев – прекрасный педагог, учитель географии, влюбленный в Марию Васильевну.

Ромашов – одноклассник Сани, подлый, эгоистичный и корыстолюбивый.

Александра Григорьева – сестра Сани.

Петр Сковородников – лучший друг Сани, муж его сестры Саши, художник.

Валентин Жуков – одноклассник Сани, его друг, ученый.

Тетя Даша – близкий друг семейства Григорьевых.

Иван Иванович – доктор, излечивший Саню от немоты.

А ещё у нас есть:

  • для самых компанейских — Главные герои «Два капитана»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Два капитана»

https://youtube.com/watch?v=0G3cLT7K11s

Очень кратко

«Два капитана» — сюжет

В книге рассказывается об удивительной судьбе немого юноши из провинциального города Энска, который с честью проходит через испытания войны и беспризорности, чтобы завоевать сердце любимой девушки. После несправедливого ареста отца и смерти матери Александра Григорьева отправляют в приют. Сбежав в Москву, он попадает сначала в распределитель для беспризорников, а потом в школу-коммуну. Его неодолимо манит квартира директора школы Николая Антоновича, где живёт племянница последнего — Катя Татаринова.

У Кати несколько лет назад без вести пропал отец, капитан Иван Татаринов, который в 1912 г. возглавил экспедицию, открывшую Северную землю. Саня подозревает, что Николай Антонович, влюблённый в Катину мать, Марию Васильевну, этому поспособствовал. Мария Васильевна верит Сане и заканчивает жизнь самоубийством. Саню обвиняют в клевете и выгоняют из дома Татариновых. И тогда он даёт клятву найти экспедицию и доказать свою правоту. Он становится лётчиком и по крупицам собирает информацию об экспедиции.

После начала Великой Отечественной войны Саня служит в ВВС. Во время одного из вылетов он обнаруживает корабль с отчётами капитана Татаринова. Находки становятся последним штрихом и позволяют ему пролить свет на обстоятельства гибели экспедиции и оправдаться в глазах Кати.

Смысл названия рассказа

Основная концепция заключается в том, что в момент написания рассказа лошади во всю использовались человеком для удовлетворения собственных нужд. Однако раньше они были полностью свободны. Их жизнь происходила на бескрайних лугах, где лошади питались, бегали столько, сколько им только вздумается. Но сейчас все иначе. Прошло много-много лет с тех пор, многие уже забыли о тех временах. Лишь у одной Рыжухи сохранилась эта память. И вот именно об этом и плачут лошади — о временах свободы. В этом и заключается смысл названия рассказа — в максимально полной передачи всего настроения лошадиного вида, находящегося в рабстве у человека. А через это Федор Абрамов и подводит нас к главной мысли о бесценности свободы, ведь только она способна заставить почувствовать любое живое существо по-настоящему живым.

Главные герои произведения тургенев собака

Ответ:

дикие лебеди были плохие

Объяснение:

Поетому стоит жить ради самого себя, ради своих моментов и людей.

Два легкомысленных генерала на пенсии очутились на необитаемом острове. “Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»”. Однажды генералы проснулись — глядь, а они лежат на берегу и ничего нет ни на одном, ни на другом, кроме ночной рубашки да ордена на шее. Генерал, который служил учителем каллиграфии, был немного умнее

другого. Он предлагает пройти по острову и поискать еды. Но вот куда идти? Генералы не могут определить, где запад, где восток. Остров изобилен, тут есть все, но генералы мучаются голодом, а добыть ничего не могут. Находят лишь “Московские ведомости”, где, как назло, описываются роскошные обеды. От голода генералы чуть не съедают друг друга. Бывший учитель каллиграфии придумал: надо найти мужика,

который и будет о них заботиться. “Долго они бродили по острову без всякого успеха, но наконец острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след”. Смотрят, под деревом спит лентяй-мужик. Увидел он генералов, хотел бежать, но они намертво вцепились в него. Мужик начинает работать: нарвал генералам по десятку спелых яблок, а себе взял одно, кислое; покопался в земле и добыл картофеля; потер два куска дерева друг о друга — и получил огонь; сделал

силок из собственных волос — и поймал рябчика. И столько наготовил еды, что генералы даже подумали, не дать ли и “тунеядцу” кусочек? Прежде чем лечь отдохнуть, мужик по приказу генералов вьет веревку, и те привязывают его к дереву, чтоб не убежал. Через два дня мужик так наловчился, что “стал даже в пригоршне суп варить”. Генералы сыты и довольны, а в Петербурге тем временем скапливаются их пенсии. Сидят генералы да почитывают “Московские ведомости”.

Источник

«О чем плачут лошади» — читательский дневник по рассказу Ф. Абрамова

Рассказ Федора Абрамова «О чем плачут лошади» был написан в 1973 году.

Описание книги для читательского дневника

Федор Александрович АбрамовНазвание произведения: «О чем плачут лошади»Жанр: рассказГод написания: 1973Издательство: СтрекозаГод издания: 2010

Главные герои и их краткая характеристика

Рассказчик – деревенский житель, добрый человек с чутким, любящим сердцем. Миколка – вечно пьяный конюх, безответственный и ленивый работник. Лошадь Рыжуха — «сохранила свой веселый, неунывающий характер, нервность молодости». Именно эти качества лошади, ее умение не бояться трудностей, способность чувствовать настоящую радость, выделяли Рыжуху среди других лошадей.

Краткое содержание и сюжет

Каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он будто вновь попадает «в свое далекое детство – в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек». Нередко он берет с собой хлеб, чтобы покормить лошадей, которых очень любит.

Лошади вызывают у героя противоречивые чувства: они волнуют, радуют его, но вместе с тем вызывают «чувство жалости и даже какой–то непонятной вины перед ними». Он знает, что этим прекрасным умным животным живется совсем несладко. «Конюх Миколка, вечно пьяный», может по целым дням не появляться на лугу, и тогда лошади сильно страдают от голода и жажды.

Среди лошадей особой любовью у героя пользуется Рыжуха – небольшая неказистая кобылка. Она выгодно отличается тем, что смогла сохранить «свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости».

Рыжуха всегда радовалась при появлении героя, но в этот раз она встретила его равнодушно. Желая задобрить кобылу, он протягивает ей краюху хлеба и неожиданно замечает в ее больших умных глазах… слезы.

Герой пытается узнать у Рыжухи причину ее слез и в ответ слышит печальную историю о том, каково раньше жилось лошадям. Кобыла рассказывает, что остальные лошади подняли ее на смех, когда она спела им песню о былой привольной и сытной лошадиной жизни.

Ведь были же времена, когда лошадей «называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Об этом она узнала от старой кобылы, с которой работала на дальнем покосе. Рыжуха хотела подбодрить своих товарищей песней, в ответ они попросили ее замолчать и не травить им душу.

Рыжуха пристально смотрит своими заплаканными выразительными глазами в лицо рассказчика и спрашивает о том, правда ли была такая жизнь у лошадей раньше?

Герой вынужден признаться, что в былые дни крестьяне почитали лошадь настоящим сокровищем, берегли и заботились, «потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес».

В памяти всплывает его верный конь Карько, который всю войну верой и правдой служил людям, а «свой жизненный путь закончил в самый День Победы». Колхозники сверху на него «обрушили тяжеленные бревна», чтобы отметить праздник.

Рассказчик ничем не может успокоить лошадей. Герой покидает луг, но чувствует, что у Рыжухи уже не будет к нему былого доверия, и «тоска, тяжелая лошадиная тоска» наваливается на него…

План пересказа

1. Наблюдение за лошадьми 2. Любимая лошадь — Рыжуха 3. Лошадиный спор и слезы 4. Рассказ старой кобылы 5. Воспоминание об участии лошадей в жизни человека 6. Стыд перед лошадьми

Основная мысль

Человек стал далёк от земли, природы, потерял исконную многовековую связь с ней. А это означает, что безвозвратно потеряны былые ценности. Остались лишь воспоминания и песни о тех временах, когда люди соблюдали негласные законы, жили в ладу с природой. Раньше лошади преданно служили человеку, помогали ему в работе, использовались как транспортное средство, поэтому они очень ценились. Сейчас, с развитием современных технологий, лошади стали не нужны. Люди позабыли о том, как преданны им были эти животные.

Чему учит

Рассказ Федора Абрамова учит не только бережному отношению к животным, но и проявлению милосердия, душевной чуткости к окружающим людям.

Мне понравился этот рассказ, потому что из него я узнал много интересного о жизни лошадей. Раньше я был равнодушен к этим животным, а после прочтения рассказа они вызывают у меня симпатию и искреннее восхищение.

Вывод и мое мнение

В рассказе подняты важнейшие вопросы о взаимоотношениях, внимании, об умении ценить кого-либо. Нужно говорить о наболевшем, о том, что гложет, чтобы сделать наш мир чуточку лучше.

Разговор с животными

С одной стороны, кони очень радовали рассказчика, а с другой, он чувствовал к ним сильную жалость и испытывал перед ними вину. Конюх, находясь вечно в пьяном состоянии, плохо ухаживал за животными. Бывало, что он пропадал на много дней. Из-за этого у кобыл заканчивалась пища, они испытывали жажду и страдали от насекомых, поэтому их подкармливали местные жители.

Однажды на пастбище рассказчик заметил своего любимого коня, которого звали Рыжуха. Он был маленьким по размеру и довольно невзрачным. Но животное обладало хорошей выносливостью, потому что привыкло жить в северных условиях. Тяжелая работа изуродовала его, но оно оставалось радостным и неунывающим.

При виде мужчины Рыжуха становится веселым, но на этот раз даже не смотрел на угощение. Человек заметил в его больших глазах слезы и попытался узнать, в чем дело. Ему словно слышались слова коня о том, что раньше животных берегли и ухаживали за ними. Остальные лошади лишь смеялись над такими мыслями, когда им рассказывали эту историю.

Рыжуха и другие животные просят мужчину рассказать им правду. Он уверенно подтвердил эти слова, потому что в давние времена им отдавали последнюю еду, часто кормили.

Часть третья. Старые письма

Главы 1-10

Промелькнуло еще 4 года. Семнадцатилетний Саня на спектакле вновь столкнулся с Катей. Ей он доверил свою мечту о летной школе. И, как встарь, заглянул в гости. И узнал о двух важных новостях: о том, что Татаринова, кажется, готова выйти за зануду Николая Антоныча и о том, что случилось с Катиным отцом.

Весной 1912 года отец на шхуне «Св. Мария» держал путь во Владивосток. И «остался где-то далеко, на Крайнем Севере, среди снега и льда, и никто из его экспедиции не вернулся». Последняя надежда исчезла в 1915 году. Николай Антоныч уверял, что отец сам виноват, принимал неправильные решения.

На зимнем школьном костюмированном балу Саня впервые поцеловал любимую девушку. В щечку. Оба ужасно смутились. Их застукал наглый Ромашка и донес обо всем Николаю Антонычу. Тот запретил Сане к ним приходить, а Катю отослал в Энск к тетушке. Саня лупит Ромашку и едет за Катей.

Главы 11-15

Восемь лет Саня не был дома, даже писем сестре почему-то не писал. Первым делом пошел к Сковородниковым. И встретил там свою 16-летнюю сестренку, тоже Саньку. Она, тетя Даша и Петька (он теперь москвич, ученик выпускного класса) думали, что он умер.

Там он по-новому взглянул на старые письма о полярной экспедиции. Он понял вдруг, что речь в них идет о капитане Татаринове, отце Кати. Оказывается, целью похода было в одну навигацию пройти морской Северный путь. И именно Татаринов открыл Северную Землю. И назвал ее землей Марии, в честь жены.

Сане стало известно, что человек, взявший на себе обеспечение экспедиции, подсунул негодные запасы и плохих ездовых собак. И капитан просил жену не верить ему. А ведь им был как раз Николай Антоныч. Первой правду обо всем Саня поведал Кате.

Главы 16-25

В Москве Саня видится с другом Петькой, тот хочет стать художником. Потом добивается встречи с Марией Васильевной, открывает ей правду о муже и о роли Николая Антоныча. Вот только последний – тоже теперь ее муж. Потрясенная женщина кончает жизнь самоубийством.

Между тем, Николай Антоныч убеждает всех – и успешно – что Григорьев убийца и лжец. Что имя другого Николая упоминалось в размытых строчках, трясет каким-то документом, по которому выходит, что снаряжением он не занимался.

Тогда-то Саня и обещает себе, что станет полярным летчиком и найдет пропавшую экспедицию. Он вновь садится за книги, развивает в себе силу воли, закаляет тело и характер. В учебе он стал одним из лучших учеников. После прощального свидания с Катей Саня едет в Ленинград.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: