О чем рассказ снег паустовский

“Старый повар”, Паустовский. Краткое содержание и анализ произведения

Ни для кого не секрет, что настоящее искусство способно творить чудеса. Именно эту мысль доказывает в своем коротком рассказе «Старый повар» Паустовский. Краткое содержание произведения переносит нас в конец XVIII века – во времена, когда жил и творил австрийский композитор, известный всему миру – В. А. Моцарт.

На пороге смерти

1786 год. Ветхая деревянная сторожка в саду графини Тун на окраине Вены. Рядом с ней будка, где доживает свой век пес. Его хозяин, как указывает Константин Паустовский, старый повар графини, умирал.

Он ослеп от жара печей и несколько последних лет находился на содержании хозяйки. Вместе с поваром жила его восемнадцатилетняя дочь Мария. Главным богатством девушки являлся старенький клавесин, который выделялся на фоне убогой обстановки.

Он чутко реагировал на каждый звук, издаваемый в доме, за что повар прозвал инструмент сторожем.

Желание открыть душу

Девушка умыла умирающего отца и надела на него чистую рубашку. В этот момент, отмечает К. Г. Паустовский, старый повар сказал, что нужно бы исповедаться перед смертью.

Он никогда не любил священников, потому попросил дочь выйти на улицу и позвать к нему первого человека, который будет проходить мимо. Старик хотел открыть душу незнакомцу и был уверен, что умирающему никто не откажет. Мария засомневалась, однако выбежала на улицу. Ждать пришлось долго.

Наконец она увидела мужчину и изложила ему просьбу отца. Тот спокойно выслушал девушку, после чего направился к сторожке.

Исповедь

Незнакомец оказался совсем худым и маленьким молодым человеком, одетым просто, но изящно. Он сел рядом с кроватью и весело сказал: «Говорите! Быть может, властью, данной искусством, которому служу, смогу облегчить ваши страдания». Так вводит нового героя в свое произведение К. Паустовский.

Старый повар, рассказ об одном эпизоде из жизни которого приводится дальше, поведал, что чувствует за собой грех. Когда жена тяжело заболела, он выкрал у хозяйки золотое блюдце и продал его, чтобы купить необходимые лекарства и еду. Только это все равно не помогло, и Марта умерла. А совесть не давала мужчине покоя все эти годы.

После чего добавил, что его мечта неосуществима, так как он желал бы еще раз оказаться в цветущем саду и увидеть свою жену молодой и здоровой.

Воскрешение прошлого

Молодой человек неожиданно произнес: «Хорошо!» Подошел к клавесину и заиграл – продолжает рассказ «Старый повар» Паустовский. Краткое содержание следующей сцены показывает, насколько всесильно настоящее искусство. Во время исполнения музыкального произведения незнакомец был бледен.

А клавесин впервые за много лет запел по-настоящему. Музыка заполнила сторожку и сад. Даже пес выбрался из своей будки и сидел, тихо потряхивая ушами. А старик вдруг приподнялся и произнес, что он видит молодую, смеющуюся Марту.

В его памяти воскрес тот зимний день в горах, когда они впервые встретились.

Незнакомец продолжал играть. Одновременно он рисовал словесную картину, на которой великолепный весенний сад наполнялся первыми цветами. «Я вижу!» – восторженно произнес старый повар. Паустовский (краткое содержание эпизода это подтверждает) сумел передать ощущения умирающего, уже ничего не ждущего от жизни человека, неожиданно соприкоснувшегося с прекрасной музыкой и своим прошлым.

Краткое содержание Паустовский Снег для читательского дневника

Татьяна Петровна, дочь Варя и няня эвакуировались из Москвы в маленький городок. Они поселились у местного старика. Через месяц Потапов умер. У дедушки был сын, который нес службу на Черноморском флоте. Николай очень хотел увидеть своего отца и спешил в отпуск домой. Однако, на вокзале лейтенанту сказали, что старика больше нет в живых, а родительском доме временно живет актриса с дочкой. Николая потрясла смерть отца. Он не мог смириться с мыслью, что в доме живут посторонние люди. Мужчина открыл калитку и оказался в саду.

Снег упал с ветки. Наконец, Николай вошел в дом. Его порадовало, что все вещи находились на прежних местах, как было при жизни отца. Татьяна Петровна не могла вспомнить, где видела Потапова младшего, потому что его лицо было ей знакомо. Женщина сказала Николаю об этом, и он тоже согласился, что они раньше встречались. На следующий день главные герои попрощались, и лейтенант уехал. Прошло несколько дней, и актриса получила письмо от Потапова. Он сообщал, что вспомнил ее. Когда Николай был в Крыму, в парке, возле него прошла прекрасная девушка, которую мужчина не смог забыть, хоть и прошло столько времени. Татьяна Петровна – это она. Актриса посмотрела на сад, который весь утопал в снегу и подумала, что не имеет никакого значения, что она никогда не ездила в Крым

Сейчас это было, совсем, неважно

Чему учит рассказ: иногда жизнь непредсказуема и можно неожиданно встретить людей спустя много лет.

Оцените произведение:

  • 3.44
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 194

Читать краткое содержание Снег. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Паустовский. Краткие содержания произведений

  • Акварельные краски
  • Бакенщик
  • Барсучий нос
  • Белая радуга
  • Бриз
  • Дремучий медведь
  • Желтый свет
  • Жильцы старого дома
  • Заботливый цветок
  • Заячьи лапы
  • Золотая роза
  • Золотой линь
  • Исаак Левитан
  • Квакша
  • Колотый сахар
  • Корзина с еловыми шишками
  • Кот ворюга
  • Мещерская сторона
  • Повесть о жизни
  • Подарок
  • Похождения жука-носорога
  • Прощание с летом
  • Разливы рек
  • Растрепанный воробей
  • Рождение рассказа
  • Сказочник
  • Скрипучие половицы
  • Снег
  • Собрание чудес
  • Стальное колечко
  • Старый повар
  • Телеграмма
  • Тёплый хлеб

Краткое содержание Телешов Крупеничка

В одном селе жил воевода Всеслав, и была у него дочка единственная, Крупеничка. Русоволосая девочка выросла редкой красавицей. Родители задумались, за кого бы выдать замуж дочь. Матери Варваре не нравилось, как разносилась слава о красоте дочери – не хотели родители отдавать далеко единственного ребенка.

Достигла слава о красоте Крупенички и татарского стойбища. Задумал военачальник Талантай выкрасть девушку и послать ее в жены хану. Выбрал он трех лучших воинов и послал за Крупеничкой.

Однажды шла Варвара с дочкой купаться к озеру и рассказывала про свойства одолень-травы, растущей в озере. Если нарвать ее и зашить в одежду – никакой беды не приключится. Заслушалась Крупеничка, увлеклась спелой земляникой, и зашла глубоко в чащу, где притаились татары-похитители. Схватили они девушку и унесли.

А Варвара стала причитать и ходить днями по берегу озера, призывая одолень-траву помочь преодолеть препятствия и увидеть Крупеничку. Вышел на ее мольбы старец, превратил мать в посох и отправился в дальний путь.

Прибыв в татарское стойбище, старец обратил Варвару в прежний вид, разложил сладости и принялся потчевать ими девушек. Бросив над головой горсть гостинцев, он обратил в малое зерно Крупеничку. Мать подхватила его, стала снова посохом, и старик ушел.

В родных землях бросила Варвара наземь зерно, и явилась Крупеничка. А место заросло гречихой, которую полюбил и стал выращивать с тех пор народ, ведь «без хлеба да без каши ни во что труды наши»!

Можете использовать этот текст для читательского дневника

«Станционный смотритель» очень краткое содержание

А. С. Пушкин “Станционный смотритель” в сокращении:

В начале повести автор размышляет о работе станционных смотрителей. Известно, что путники обычно недолюбливают станционных смотрителей. А между тем жизнь бедных смотрителей порой очень тяжела.

В 1816 году автор знакомится с одним станционным смотрителем, добрым стариком по имени Самсон Вырин. У Самсона после смерти жены осталась дочь – 14-летняя красавица Дуня. Однажды на станции появляется молодой бойкий гусар – ротмистр Минский.

Юная красавица Дуня нравится ему (ей в этой время, судя по всему, 15–16 лет). Минский притворяется больным, чтобы побыть несколько дней на станции. Наконец Минский якобы “выздоравливает” и собирается в путь. Он предлагает подвезти Дуню до церкви. Дуня отправляется с гусаром и больше не возвращается домой.

Станционный смотритель узнает, что девушка сбежала с гусаром в Петербург. Добравшись до Петербурга, старик приходит на квартиру к гусару. Молодой человек объясняет старику, что Дуня останется в Петербурге, по тому что они хотят быть вместе. Гусар дает старику приличную сумму и отправляет вон. На улице старик со злости выбрасывает деньги.

Наконец старик находит квартиру, где живет Дуня. Гусар снял ей отдельную квартиру. Попав внутрь, Самсон видит дочь с гусаром. Дуня красиво одета. Она видит отца и падает в обморок, а гусар тем временем прогоняет старика. Самсон, убитый горем, возвращается на свою станцию.

Через какое-то время его станцию закрывают. Старик с горя спивается и умирает. Спустя несколько лет (вероятно, 3–4 года) Дуня приезжает проведать отца. Она приезжает в карете, с тремя детьми. Узнав, что старик умер, Дуня плачет и идет на могилку отца. Судя по всему, после этого Дуня возвращается назад в Петербург.

Тема и проблематика

Основная тема произведения — музыка. Она настолько сильна, что способна снять с души огромную тяжесть. В центре повествования — эстетика, но ей противоречит другая тема — греховность. Учитывая советский атеистический контекст, грех не вписывается в мировоззрение труженика. Таким образом, можно выделить несколько тем:

  • противоречие между этикой и религией;
  • классовая гордость;
  • сила музыки.

Поскольку повар постоянно занят работой, у него нет времени думать о совершении поступков, идущих вразрез с совестью. Однако есть то, что его мучает. Когда жена этого честного работника была больна чахоткой, он решил её спасти. На лечение были нужны деньги, и повар украл из хозяйского сервиза золотое блюдце.

Прохожий сделал всё, чтобы старик поверил, что его грехи действительно будут отпущены. Он великолепно сыграл свою роль, спросив у старика, не пострадал ли кто из невинных графских слуг. Умирающий клятвенно заверил, что его поступок не причинил другим зла. Только тогда человек согласился отпустить ему этот грех.

Этот эпизод отражает то, что происходило в сталинскую эпоху. Невинные люди страдали из-за массовых доносов. Того, кто не совершал ничего дурного, могли отправить за решётку, в лагерь или расстрелять. Рассказ Паустовского — своего рода вызов существующему политическому строю. С другой стороны, сюжетная канва и особенности повествования укладываются в рамки традиционного гуманизма.

Автор донёс мысль, но сделал это настолько завуалированно, что цензура не пожелала придираться. Скорее всего, лица, наделённые особыми полномочиями, могли бы увидеть вызов, ведь историческая ширма, прикрывающая истинную картинку, в «Старом поваре» очень тонкая. Тем не менее у Константина Паустовского не было неприятностей из-за этого произведения.

  • влияние искусства на человека;
  • любовь;
  • проступок, чувство вины и раскаяние;
  • сила таланта.

Анализ новеллы «Снег»

    Мурашки бегают по телу после прочтения новеллы К.Г,Паустовского «Снег». Что заставляет сердце читателя биться быстрее?    Наверно изобилие красок и музыки в новелле. Каждая строка, как мазок краски талантливого художника, рисует нам картину далекого 1943 года. В экспозиции, как приговор, звучат слова: «…Старик… умер. Татьяна Петровна осталась одна….» одна в тяжелое время. Время войны, когда не ясно, что будет дальше и сможем мы победить врага. Но пейзаж, который удивляет на протяжении всего повествования, настраивает нас на совершенно другой лад. Кажется, что Паустовский, бывший на войне, как корреспондент, устал от боев, боли и страданий

И именно поэтому в рассказе не акцентирует внимание на тяготах войны, а показывает то светлое и милое, что осталось за линией фронта; пытается вернуть людям надежду. Быть может поэтому, он рисует нам тихую обитель, где живет Татьяна с семьей

«Маленький дом на самом выезде из городка; березовая роща за домом, пустынный город». Все тихо и спокойно. И складывается впечатление, что война не коснулась этого городишко. Но, как человек с молоточком, своим стуком напоминает нам о несчастных людях, так и автор говорит, что война рядом. Этому подтверждение – галки, которые и день и ночь летают в березовой роще и накликают ненастье.    Татьяна Петровна – молодая певица из Москвы, милая и задумчивая, с «темными, внимательными глазами» живет в доме старика Потапова. Наступает зима, снегом заволакивает все вокруг, «дни стоят мягкие, серые». И с каждым новым днем она все более проникается чувством к этому городку и этому дому. Но все в доме, как мне кажется, застыло. Рояль стоит «расстроенный», на столе «Выцветшее зеленое сукно», пожелтевшие фотографии на стенах, сломанный колокольчик у двери.… Уехал молодой сын, моряк, служить и в доме все застыло, ожидая появления хозяина. А он в госпитале, и пишет письма отцу. Стопкой они хранятся на столе умершего старика, и в одну ночь, Татьяна Петровна решается их прочитать. Она взволнована и все вокруг трепещет вместе с ней. Пламя свечи «не вздрагивало»; «птица беззвучно упорхнула, и с ветки посыпался снег»

А она «осторожно» взяла письмо и, «оглянувшись», начала читать. Завязка, как мне кажется, началась с прочтения этого письма

Ведь именно оно все изменило и пробудило. Письмо пигет моряк, пишет искренне и поэтично. Мы не видим его, но уже догадываемся о богатом внутреннем мире героя. Наверно только вдали от дома мы понимаем всю его красоту и поистине влюбляемся в свою малую Родину. «В страшные минуты боя я вспоминал и знал, что защищаю не только всю страну, но и этот маленький и самый милый для меня уголок,» — пишет моряк.    И вновь пейзаж, рассвет с его яркими красками, звуча в унисон с чувствами, пробуждением героини, заиграл во всей своей красоте. И Татьяна Петровна «румяная и шумная» с «потемневшими глазами» готовится к приезду солдата. Словно добрая волшебница, она воплощает мечту солдата.    Во время войны каждый мечтает о тихой, светлой обители, куда можно вернуться, а там все по-старому. Так, как было раньше. Паустовский рисует нам такой дом, который похож на дом каждого. Автор не показывает тяготы войны, а рисует картину мира, вселяя радость, утратившим надежду людям. Потапов, застенчивый молодой человек с красивой и богатой душой, что мы видим из его писем: «Женщина, которая могла бы и разрушить всю мою жизнь и дать мне огромное счастье полюбить женщину до отречения от себя». Он приезжает домой и попадает «в легкий, но очень прошлый сон». Каждая минута дома – драгоценна. Он волнуется, чувства его неопределенны и природа вторит герою. «Сад как бы вздрогнул». И вновь снег, на протяжении всего рассказа снег, как символ чистоты и надежды всплывал в пейзаже в самые главные моменты жизни героев. Отсюда и название, я думаю. Небо «мутно розовело» и вокруг героя «было очень тихо». И тут происходит встреча главных героев. Оба насторожены и смущены, «на её ресницах и щеках таял снег». Проходит ночь и солдат новь едет на фронт. Кульминацией становится письмо, написанное им в дороге, полное чувств, где рассказывается о девушке, которую он узнал в Татьяне Петровне. Молодая женщина, «туманными глазами» посмотрела на «снежный сад» и поняла, что моряк обознался, но разуверять его она не хотела, так же, как и себя

Здесь выражена идея новеллы, что на войне так важно кого-то ждать и знать, что ты не один, а за спиной тихая обитель, дом, который надо защищать.    А «за окном горел, никак не могу погаснуть неяркий закат»

Добавил: Canella

31068 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Паустовский “Стальное колечко” – читательский дневник

Пашкина благодарность

О чем же дальше рассказывает К.Г. Паустовский? Растрепанный воробей решил отблагодарить заботливую девочку, но не знал, как это сделать. Однажды он принес ей гусеницу, которую нашел на дереве, но Петровна выбросила насекомое. Тогда Пашка решил восстановить справедливость, и стал таскать из жилища вороны всякие предметы в Машин дом. Но помимо ее вещей там были и чужие. Ведь ворона воровала у многих людей. Вот какой сюжет придумал К.Г. Паустовский.

Растрепанный воробей приносил отнятые у вороны предметы в дом. Для этого он залетал в форточку и бросал их прямо на пол, а затем улетал по своим делам.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Говорим правильно (28)
  • Дачные дела (34)
  • Духовные мысли (231)
  • Женщины (66)
  • Животные (14)
  • Забытые имена (50)
  • Здоровье (96)
  • Игры, флешки., компьютер.. (77)
  • Интересные новости (109)
  • Киноактеры (84)
  • балет, скульпторы (30)
  • Кинозал (70)
  • Космос (16)
  • Кулинария (172)
  • вегетарианские блюда (15)
  • Выпечка (76)
  • Изделия из пресного теста (11)
  • мясные блюда (19)
  • Салаты (21)
  • Соленья (9)
  • Соусы (10)
  • Супы (12)
  • Лечимся цветами и травами (29)
  • Мудрые изречения (97)
  • Музыкальная терапия (171)
  • Наследие (189)
  • Настроение (233)
  • Немного эрудиции (72)
  • Новогодний праздник (49)
  • О питании (17)
  • Отношения (155)
  • Праздники и даты (34)
  • Праздники православные (93)
  • Практические советы (17)
  • Природа (104)
  • Птицы (15)
  • Путешествуем (64)
  • Разное (44)
  • РИСУЕМ (27)
  • Старцы ХХ века (3)
  • Стихи (106)
  • Творчество (174)
  • Традиции (8)
  • Уход за кожей (65)
  • УЧИМСЯ (53)
  • Фотография (125)
  • фотошоп (17)
  • фРАЗЕОЛОГИЯ (5)
  • Художники (924)
  • Акварель,гуашь (134)
  • восточная живопись (11)
  • городские пейзажи (45)
  • жанровое (84)
  • женские образы (104)
  • Импрессионисты (43)
  • интерьеры (6)
  • История картины (4)
  • карандаш,графика (7)
  • Мир детства (43)
  • море,вода (9)
  • музыка и живопись (22)
  • Натюрморты (26)
  • пейзажи (98)
  • портреты (23)
  • просторы России (64)
  • цветы (71)
  • Цветы (53)
  • Читаем классику (162)
  • ШЬЕМ И ВЯЖЕМ (66)

Осень

Словарь родной природы

Невозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает «сентябрить».

Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца. С густой синевой небес, промытых прохладным воздухом. С летучей паутиной («пряжей богородицы», как кое-где называют ее до сих пор истовые старухи) и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. «Унылая пора — очей очарованье».

Потом — ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер «сиверко», бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, темные зори.

Так все и идет, пока первый мороз не схватит, не скует землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, поземками, снегопадом, седыми морозами, вешками на полях, скрипом подрезов на розвальнях, серым, снеговым небом…

***

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Как-то поздним вечером я вышел в сад к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол. на книги, а по дорожкам сала было трудно холить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах — всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот

Мой дом

Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в салу шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.

Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.

На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха — он поет еще далеко, у самой околицы.

Светает. Я беру весла и иду к реке. Я отплываю в тумане. Восток розовеет. Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается только безмолвие воды, зарослей вековых ив.

Впереди — пустынный сентябрьский день. Впереди — затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье.

Весна

Словарь родной природы

Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным.

Возьмем хотя бы раннюю весну. У неё, у этой ещё зябнувшей от последних заморозков девочки-весны, есть в котомке много хороших слов.

Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх — проталины и проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать-и-мачеха.

Потом на реках происходит первая подвижка из лунок, продухов и прорубей выступает наружу вода.

Ледоход начинается почему-то чаще всего по темным ночам, после того, как «пойдут овраги» и полая, талая вода, звеня последними льдинками — «черепками», сольется с лугов и полей.

Паустовский “Жильцы старого дома” для читательского дневника

Знакомство с главным героем

Критики о творчестве Паустовского

Замечать все таинства природы и описывать увиденное так, чтобы не оставить равнодушным ни одного читателя, — главное, чем в совершенстве владел Паустовский. Рассказы о природе тому доказательство.

О творчестве Константина Георгиевича Паустовского с любовью говорят его поклонники. Литературные критики высказывают большое уважение к мастеру художественного описания. По их словам, редко какому писателю удается «очеловечить» явления природы, представить их так, что все взаимосвязи станут очевидны. Даже маленький человек способен понять, как хрупок мир, в котором живут люди. По мнению некоторых критиков, именно природа сделала Паустовского великим писателем. Сам Паустовский свое творческое озарение, которое не раз помогало ему в работе, всегда сравнивал с весной в природе. Оно так же прекрасно и радостно.

«Кот-ворюга», Паустовский. Чему учит рассказ

Константин Паустовский “Теплый хлеб” для читательского дневника

Дом Ганнибала. Усадьба «Суйда»

Здесь жил не тот зловредный Ганнибал Лектер, про которого американцы сняли сериал. А прадед поэта Абрам Ганнибал, описанный в пушкинском произведении «Арап Петра Великого». Хотя этот Ганнибал тоже попал в кино («Как царь Петр арапа женил»). Его играл намазанный гуталином бард Владимир Высоцкий. Ганнибал был чернокожим, родившимся в Эфиопии или, по другой версии, в Западной Африке. Ребенком его вместе с братом купили на османском невольничьем рынке, чтобы развлекать царский двор. Про царя Петра говорят, что двор его был похож на бродячий цирк: негры, карлики, силачи, бородатые женщины. Может и так, но социальные лифты в то время работали неплохо.

Абрам Петрович Ганнибал — прадед Александра Пушкина. Фото: Григорий КУБАТЬЯН

В отличие от мало чем отличившегося брата, Абрам быстро выучил русский язык и сделал карьеру. Участвовал во всех сражениях Петра, в том числе при Гангуте и под Полтавой. Получив царскую стипендию, изучал инженерное и артиллерийское дело во Франции. Успел повоевать во французской армии против Испании. Вернулся в Россию в звании капитана. Стал лингвистом, дворянином, первым в российской истории чернокожим главнокомандующим, дослужился до генерал-аншефа, стал известным строителем крепостей и учителем будущего генералиссимуса Суворова. Если на покупку Ганнибала были потрачены бюджетные деньги, то, пожалуй, это была одна из самых удачных трат за всю российскую историю.

Пушкин прадеда уважал, а на назойливые вопросы о своем происхождении мог ответить резко. Однажды к нему пристала француженка: «Правда ли в вас течет кровь негра? Негром был ваш дед? Нет? Так значит прадед? А кем же был его отец?» «Обезьяной, сударыня!» — ответил поэт.

В гостевом флигеле усадьбы находится музей. Фото: Григорий КУБАТЬЯН

Фамилию Ганнибал прадед поэта взял в честь карфагенского полководца, выдумав историю о своем с ним родстве и таким образом (остроумно, да?) объявив себя дворянином. Уже после смерти Петра более 20 лет Ганнибал прослужил в Эстляндии (нынешней Эстонии). Царь купил Прибалтику у шведов, заплатив за нее 56 тонн серебра, это была огромная сумма, равная годовому бюджету Швеции. Ганнибал занимался охраной царского имущества — строил крепости и дозорные башни.

А уже на пенсии чернокожий генерал-строитель купил имение Суйда под Петербургом. Здесь он каким-то чудом растил апельсины и орхидеи, а также невиданный в России корнеплод — картофель. Здесь его навещал юный Суворов и должно быть спрашивал: «Дядя Абрам, чему нужно учиться, чтобы преуспеть в жизни?» А тот отвечал: «Изучай военное дело, Сашенька. Кризис не кризис, а с оружием в руках без куска хлеба не останешься».

В музее усадьбы «Суйда» хранятся вещи знаменитого пушкинского прадеда. Фото: Григорий КУБАТЬЯН

Старый особняк не сохранился, сгорел в конце 19 века. Но можно увидеть парк с каменной скамьей, на которой когда-то сидел Ганнибал, и гостевой флигель, в котором работает музей. Здесь хранятся вещи знаменитого пушкинского прадеда: книги, табакерка, подсвечник и серебряная ложка.

Здесь же жили родители поэта и его няня. Сохранилось полотенце юного Пушкина. Няня Арина Родионовна родилась в семье крепостных Ганнибала, а после смерти генерала переехала жить в село Кобрино неподалеку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: